Научная статья на тему 'Экзистенциально-психодинамические типы личности: методология и метод исследования'

Экзистенциально-психодинамические типы личности: методология и метод исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ПСИХОДИНАМИКА / ТИПОЛОГИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ФОРМЫ БЫТИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ / ЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ / ИРОНИЯ / ЮМОР / ПРОСВЕТ / ВРЕМЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ / ПСИХОИД / EXISTENCE / PSYCHODYNAMICS / TYPOLOGY OF EXISTENTIAL-PSYCHODYNAMIC PERSONALITY TYPES / FORMS OF BEING / AESTHETIC FORM OF BEING / ETHICAL FORM OF BEING / CHRISTIAN FORM OF BEING / IRONY / HUMOR / LUMEN / TIME / SUBJECTIVE TIME / SPIRAL OF TIME / PSYCHOID

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

В статье по авторской технологии психодинамической диагностики выстроен и теоретически обоснован с позиций современного и классического экзистенционализма метод «Экзистенциально-психодинамическая типология личности». Показана логика построения таких типологий для однородных групп испытуемых. В теоретической части статьи рассмотрены вопросы экзистенциальных форм бытия человека в мире по С. Кьеркегору и М. Хайдеггеру. В результате три кьеркегоровские формы человеческого бытия дополнены четвертой, которая соответствует тому, что М. Хайдеггер называл просветом в вечность (четвертое время вместе с прошлым настоящим и будущим). Указано, что кьеркегоровские формы бытия как стадии человеческого развития и личностного роста тесно связаны со спиралью субъективного времени, и вместе с четвертой формой, или просветом, воссоздают полноту субъективного психологического времени. В статье отмечается, что в реальной психодинамике человек постоянно переходит из одного состояния в другое. В этих переходах и возвратах (циклах) и заключается его реальная экзистенция. Это не физический временной переход одного состояния в другое (сейчас это, потом то). Это некая молекула времени-вечности, временное облако, где нераздельно существуют оба состояния. В этом весь смысл внутренней психодинамики состояний в своем главном содержании. Показано, что за счет этих вторичных связей «мгновений» состояний, образования их циклов, молекула времени как единица душевно-духовной сущности человека, подобно молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты в клетках нашего тела, как бы комкается. Она может быть в некотором смысле развернута уже в историческом бытии человека.The article is devoted to the author’s technology of psychodynamic diagnostics to construct and theoretically justify the method of “Existential-psychodynamic personality typology” from the standpoint of modern and classical existentialism. The logic of constructing such typologies for homogeneous groups of subjects is shown. The theoretical part of the article deals with the issues of existential forms of human existence in the world by S. Kierkegaard and M. Heidegger. As a result, the three Kierkegaard forms of human existence are supplemented by a fourth, which corresponds to what M. Heidegger called “enlightenment” (in eternity the fourth time together with the past present and future). It is shown that Kierkegaard’s forms of being as stages of human development and personal growth are closely related to the spiral of subjective time, and together with the fourth form of “enlightenment” they recreate the fullness of subjective psychological time. In real psychodynamics, a person is constantly moving from one state to another. In these transitions and returns (cycles) lies its real existence. This is not a physical temporary transition from one state to another (now this, then that). This is a kind of time-eternity molecule, a temporary cloud where both states exist inseparably. This is the whole point of the internal psychodynamics of states in its main content. It is shown that due to these secondary connections of “moments” of States, the formation of their cycles, the time molecule as a unit of the soul-spiritual essence of a person, like the DNA molecule in the cells of our body, seems to crumple. It can be deployed in a certain sense already in the historical existence of a human.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзистенциально-психодинамические типы личности: методология и метод исследования»

УДК 159.923

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).009-022

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Д. В. Сочивко

Для цитирования

Сочивко, Д. В. Экзистенциально-психодинамические типы личности: методология и метод исследования / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 9-22. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).009-022.

^СС^ G} О Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative ^¿■^■JT..:- Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье по авторской технологии психодинамической диагностики выстроен и теоретически обоснован с позиций современного и классического экзистенционализма метод «Экзистенциально-психодинамическая типология личности». Показана логика построения таких типологий для однородных групп испытуемых.

В теоретической части статьи рассмотрены вопросы экзистенциальных форм бытия человека в мире по С. Кьеркегору и М. Хайдеггеру. В результате три кьеркего-ровские формы человеческого бытия дополнены четвертой, которая соответствует тому что М. Хайдеггер называл просветом в вечность (четвертое время вместе с прошлым настоящим и будущим).

Указано, что кьеркегоровские формы бытия как стадии человеческого раз© Сочивко Д. В., 2020

вития и личностного роста тесно связаны со спиралью субъективного времени, и вместе с четвертой формой, или просветом, воссоздают полноту субъективного психологического времени.

В статье отмечается, что в реальной психодинамике человек постоянно переходит из одного состояния в другое. В этих переходах и возвратах (циклах) и заключается его реальная экзистенция. Это не физический временной переход одного состояния в другое (сейчас это, потом то). Это некая молекула времени-вечности, временное облако, где нераздельно существуют оба состояния. В этом весь смысл внутренней психодинамики состояний в своем главном содержании. Показано, что за счет этих вторичных связей «мгновений» состояний, образования их циклов, молекула времени как единица душевно-духовной сущности человека, подобно моле-

куле дезоксирибонуклеиновой кислоты в клетках нашего тела, как бы комкается. Она может быть в некотором смысле развернута уже в историческом бытии человека.

Ключевые слова: экзистенция, психодинамика, типология, экзистенциально-психодинамические типы личности, формы бытия, эстетическая форма бытия, этическая форма бытия, христианская форма бытия, ирония, юмор, просвет, время, субъективное время, спираль времени, психоид.

Одной из первых экзистенциальных классификаций форм человеческого бытия была классификация С. Кьер-кегора, который определил три таких формы [1]: эстетическая, этическая и религиозная. Эти три формы связаны между собой строгой последовательностью реализации в жизни человека и имеют вполне определенные субъективно-временные связки, или переходы одной формы в другую. Эти связки носят поведенческий характер и отличаются меньшим уровнем абстракции, большей конкретностью и наблюдаемостью, которые психологически заметны в процессе личностного роста человека и его экзистенциального освобождения. С. Кьерке-гор называл эти связки иронической и комической. Так, ироничными могут быть эстет и этически экзистирующий человек, но в своей иронии они будут различаться, причем сама эта грань иронизирующего эстета и иронизирующего «этика» в существенной мере размыта так же, как и юмористическая или комическая связка «этика» и христианина. Вот в этой парадоксальной экзистенциальной схеме личностного роста и бытия и человеческого бытия в пространстве и времени нам и пред-

стоит разобраться, чтобы выстроить экзистенциально-психодинамическую типологию личности (далее - ЭПТЛ), уходящую своими корнями в самые глубины экзистенциальной психологии, покоящейся еще на неоплатонической и средневековой метафизике.

С этой точки зрения мы вновь должны вспомнить и экзистенциальные основы бытия-в-мире Мартина Хайдеггера. Его четверицу метафизических сущностей, в игре которых реализуется экзистирование вещей и людей [2].

В другой работе [3] мы подробно рассмотрели этот вопрос в античной традиции и построили некую типологию регионов человеко-вещного бытия, используя, в частности, анализ хайдеггеровской экзтстенциальной теории М. Ненашева [3]. Здесь мы намерены показать совместимость хайдег-геровской метафизической структуры мира с кьеркегоровской концепцией форм человеческого бытия. Напомним, по М. Хайдеггеру, вещь порождается четверицей метафизических сущностей: Небо, Земля, Боги и Люди. Если попробовать схематизировать «игру» этих сущностей в латинском квадрате, что мы уже делали в другой работе [3], то получится следующая схема форм человеческого бытия (или психологического бытия человеческого Я).

Как можно видеть из таблицы 1, кьеркегоровские формы человеческого бытия полностью согласованы со спиралью субъективного психологического времени, которую мы неоднократно подробно описывали ранее [3, 4]. Интерес же представляет то, что эстетическое Я обращено целиком к прошлому. Эстет застревает в прошлом, так как все настоящее есть уже некоторое изменение, а изменения им не принимаются, он вос-

Таблица 1

Кьеркегоровские формы бытия на перекрестьях «игры» хадеггеровской четверицы

Бессмертные «боги» Смертные люди

Небо 1. Просвет (в вечности) -этическое Я 2. Будущее -христианское Я

Земля 3. Прошлое -эстетическое Я 4. Настоящее -Я обывателя

принимает их с иронией: то доказывая, что все это уже было, то изображая нечто современное как нечто достойное лишь осмеяния в силу своего явного несовершенства. Вечность и будущее для него закрыты, поэтому он часто склонен к веселому и разгульному образу жизни, ибо «что зря время терять».

Эстетический тип, по Кьеркегору, означает чувственный человек, который живет своими желаниями и страстями. Однако эстет вполне разумен, хотя и подчинен чувствам, он способен очень хитро обустраивать их удовлетворение, как это делал Дон Жуан, или Йоханнес Обольститель - современный вариант Дон Жуана - литературный герой самого Кьеркегора. Кроме того, в своем рассказе Кьеркегор подчеркивает также образованность и высокую эрудированность эстета, что немаловажно для общей характеристики этого типа экзистирования.

В то же время эта форма бытия, по Кьеркегору, далека от христианского идеала, «поскольку чувственность проявляет себя как то, что исключено, как то, с чем дух не желает иметь ничего общего, хотя он выносит о ней суждение, она осуждена, чувственность предполагает этот образ: она демоническое в эстетическом безразличии» [1].

Становясь серьезным, эстет превращает иронию в критику. И именно в этом Кьеркегор видит положительную роль иронии. В своей критике, в той или

иной степени ироничной, эстет затрагивает этические, вечные начала бытия в мире, и тогда постепенно ему может открываться «Просвет в вечность». По М. Хайдеггеру, это четвертая форма времени. Психологически это настоящее время, но уже без длительности, которую оно не имеет. Это настоящее, которое включает в себя «уже нет» осуществившегося прошлого и «еще нет» наступающего будущего.

Об этом этическом просвете в вечность хорошо писал Н. А. Бердяев в своем труде «Опыт парадоксальной этики»: «Этика приводит нас к пониманию двух перспектив жизни: длительности во времени (здесь и далее курсив наш. - Д. С.), дурной бесконечности, бесконечного алкания и муки, и вечности, божественной бесконечности, победы над временем» [5].

Как можно видеть из таблицы 1, повернувшись спиной к прошлому эстет оказывается в регионе этического Я. Ирония, сыграв свою роль, отходит на задний план, уступая место вечным ценностям.

Временное соприкасается с вечным. По С. Кьеркегору, это мгновение, которое, как было показано ранее, не имеет физической длительности. «Мгновение - это не атом времени, это атом вечности» [1].

Таким образом, мгновение порождает синтез временного и вечного, синтезом которого является Дух.

Человек состоит из души и тела, а их синтезом является Дух. О возникающей иллюзии двух разных синтезов человеческого экзистирования С. Кьеркегор пишет: «Синтез временного и вечного - это не второй синтез, но иное выражение для первого синтеза, соответственно которому человек является синтезом души и тела, который поддерживается Духом. Как только полагается Дух, мгновение уже присутствует» [1].

В этом положении мы видим, хоть и не высказанное прямо, но прямое подтверждение того, что присутствие (dasein - по Хайдегерру), или экзистенция человека, в конце концов, его душа, состоит не из пространственных, а из временных элементов - молекул, которые соединяют мгновения в спиралевидные конструкции.

В другой работе мы, вслед за Н. О. Лосским, называли эти конструкции психоидами (впервые термин предложен Э. Блейлером).

Этическое Я - это Я, обретшее новую духовность мгновения его бытия в единении с вечностью. Оно находится в точности в середине психодинамической лиги, связывающей Прошлое и Будущее. Однако это еще не христианская духовность. Это духовность автономной воли. Такой человек осознает ответственность за свою жизнь и сознательно ее устраивает, опираясь на моральные категории. В этом он, собственно, и видит смысл своей жизни, и подчиняет ему весь экзистенциал своего морального Я: разум выше чувства, и всякое желание проверяется долгом, только потом осуществляется выбор поведения. В то же время, по Кьеркего-ру, «не так важно сделать правильный выбор, как та энергия, убежденность, страсть, которые сопровождают вы-

бор. При этом личность проявляет всю свою суть в ее внутренней беспредельности, а потому опять-таки укрепляет свою целостность как личность. Даже при неправильном выборе, та энергия, с которой выбор был сделан, поможет личности осознать ошибку. Поскольку выбор осуществляется со всей интенсивностью, вся сущность человека ощущается, и он сам как бы вступает в непосредственную связь с вечной силой, пронизывающей все его существование...» [1].

И наконец, религиозная форма жизни, которая, по Кьеркегору, основана на парадоксе веры, выражающем в полной необъяснимости экзистенции такого рода. Экзистенциал веры не подчинен никакому объяснению. Кьеркегор приводит в пример Авраама. Господь повелел ему принести в жертву своего единственного сына Исаака, о ниспослании которого Авраам молился всю свою жизнь до самой старости. И вот, в глубокой старости, когда у жены его Сарры и «женское-то все кончилось», молитва Авраама была услышана. И когда Исаак подрос, Бог требует его назад. Что же делает Авраам. Он не размышляет как этический человек, тем более не иронизирует как эстет: «Бог дал, Бог и взял». Он берет с собой Исаака и ведет его на гору для исполнения Божьей Воли. Вот этот путь и есть истинная экзистенция веры в чистом виде. Для разумного этического типа -это, как пишет Кьеркегор, просто преступление, для эстета - безумие, которое трудно зацепить даже иронией, это чистейший абсурд. Человеческая мысль не способна постигнуть того состояния, в котором Авраам находится в течение всего пути на гору вместе с Исааком. Однако именно это состояние и есть, по Кьеркегору, истинная, непо-

стижимая христианская вера. Невольно вспоминаются слова Апостола Павла: «23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» [5, 23-24; 9, 1-е посл. к Коринф. ]. Это, пожалуй, все, что можно сказать о состоянии Авраама. Он пребывал в «Божьей силе и Божьей премудрости».

Возвращаясь же к психологическому состоянию Авраама, его экзистиро-ванию в это мгновение соприкосновения с вечностью, Кьеркегор высмеивает все возможные объяснения поступка Авраама, типа «его вера была настолько велика, что он не верил, что Бог доведет до конца свое требование» и т. п. Высмеивает, потому что они действительно смешны. И из этого делается неожиданный вывод о юморе как форме перехода к истинному христианству. «Юмор наполнен гораздо более глубоким скепсисом, чем ирония, потому что он нацелен не на конечное, а на греховное; юмор относится к скепсису иронии как незнание к старому присловию: Credo quia absurdum est; но он гораздо более позитивен, он оперируетне человеческими, а богочеловеческими определениями, он не успокаивается, делая человека человеком, а успокаивается, лишь делая его богочеловеком» [1].

В таком богочеловеческом состоянии Авраам поднимался на гору, в таком же состоянии пытался прожить всю свою жизнь сам Кьеркегор, чем изрядно насмешил обывателей, ибо это, конечно, невозможно. Ибо это было бы равносильно спасению уже в этой земной жизни. Однако пребывать в таком состоянии возможно, для того и дана нам молитва, для того и дана нам вера, которую мы постоянно

утрачиваем, превращаясь то в эстета, то в моралиста-этика, то в обывателя. Кстати, последнее и у Кьеркегора, и в нашей типологии экзистенциальных моментов субъективного времени не имеет какого-то негативного смысла. Обыватель, по нашему мнению, это, скорее, некоторый якорь настоящего -здесь и теперь, которым мы закреплены в нашем присутствии в мире. Так, вернувшись с горы, избранной для принесения жертвы, Авраам вел себя как обычный обыватель, не теряя при этом всей глубины своей веры.

В связи с этим Кьеркегор и пишет: «Религиозный человек не является юмористом, но в своем внешнем проявлении он - юморист» [1].

Юмор, как показали наши исследования, глубоко укоренен в субъективной спирали времени. Затрагивая ту или иную спиральную связь (лигу), юмор заставляет человека вновь и вновь прикасаться к вечности, тем самым укрепляя религиозность человека [6]. Как указывал сам С. Кьеркегор, «юмор вычищает из души все временное» [1].

Попробуем теперь рассмотреть полученные экзистенциальные формы человеческого бытия, которых при наложении кьеркегоровской последовательности трех форм порождается уже четыре (с учетом просвета), в их взаимодействии, то есть реально построить хайдеггеровскую игру четверицы в субъективном времени.

В реальной психодинамике человек постоянно переходит из одного состояния в другое. В этих переходах и возвратах (циклах) и заключается его реальная экзистенция. Это не физический временной переход одного состояния в другое (сейчас это, потом то). Это некая молекула времени-вечности, временное облако, где нераздельно су-

ществуют оба состояния. В этом весь смысл внутренней психодинамики состояний в своем главном содержании.

Ранее нами было эмпирически и теоретически доказано [4], что все возможные пары из четырех состояний (в нашем случае описанных в игре хай-деггеровской четверицы, а их комбинаторно-математически может быть только 6) являются типичными, но различными для разных людей, для кого-то такая пара (цикл, мгновение, временное облако двух состояний), для кого-то другая, что и определяет их индивидуальный психодинамический тип экзи-стирования.

Ранее мы доказали это экспериментально для многих квартетов состояний, начиная от базовых эмоций (гнев, радость, страх, печаль) и заканчивая высшими формами самосознания и Я [4]. Теперь попробуем доказать это и для изначальных (в метафизически-мифологическом смысле) типов экзистирования.

Как уже указывалось (табл. 1), спираль субъективного времени развивается от прошлого (через просвет в вечность - бездлительное настоящее) к будущему и только затем к настоящему (обывательскому, связанному физическим временем). Далее происходит переход к новому прошлому (вот-сейчас осуществившемуся), таким образом над первым оборотом спирали надстраивается второй, над вторым третий и т. д. [3, 4].

Однако, как отмечалось ранее, между этими спиральными переходами образуются вторичные связи - психодинамические циклы, своего рода поведенческое зацикливание, образующее временные петли между отдаленно или близко отстоящими компонентами четырехмерного субъективного време-

ни. Спираль субъективного времени за счет этих петель и вторичных связей оказывается как бы скомканной, подобно молекуле дезоксирибонукле-иновой кислоты, образуя временную молекулу души человека, его экзисти-рования, мгновения присоединения к вечности - психоид [4].

Перейдем к описанию шести экзистенциально-психодинамических типов, которые, напомним, есть результат игры хайдеггеровской четверицы как источника веществования вещей и экзистирования нашего Я. Однако теперь уже в новой современной терминологии экзистенциальной философии и психологии (в опоре на С. Кьер-кегора). Мы опишем получающиеся психодинамические типы в той последовательности, в какой они строятся от первого квадрата к четвертому, как это всегда делалось нами в психодинамической диагностике [4], сохраняя при этом опору на те же шесть регионов бытия М. Ненашева, описанных ранее.

1. (Этическое Я - христианское Я)*- циклическое взаимодействие просвета в вечность и будущего в экзистенции, или взаимопереход этического и христианского способа экзи-стирования. М. Ненашев обозначает этот регион предметности как «произведения искусства - литературные произведения...» [7] и т. д., то есть творческий тип человека, который может уверенно назвать этот регион бытия своим, или частью своего Я. Однако свободноетворчество (по Н. Бердяеву) и приводит человека к истинномухристианству во всей его парадоксальной этике (Кьеркегор, Бердяев). Как было показано выше, сама форма этого пе-

* Круглые скобки означают циклический переход одного состояния в другое и обратно.

рехода (от этического Я к христианскому) названа С. Кьеркегором юмором. Юмором не в смысле эстетического иронизирования, а в смысле его глубокой парадоксальности, строгости и точности оценок парадоксальности противоречий, упирающихся в известное высказывание Тертуллиана «Credo quia absurdum est». Повторим, как писал Кьеркегор, христианин в вере своей не юморист, но в быту он юморист, поэтому этот психодинамический тип мы так и назвали «юморист».

2. (Этическое Я - эстетическое Я) -циклическое взаимодействие просвета в вечность и прошлого в экзистенции. По М. Ненашеву, «так называемое психическое, которое постигается во внутреннем восприятии» [7]. На наш взгляд, типично эстетическая позиция. Именно во внутреннем восприятии формируется эстетическая оценка. Но чего? - прочитанного, увиденного, услышанного, то есть субъективного прошлого. Эстет развернут к прошлому, но образовавшийся цикл с просветом заставляет его критически, с позиций вечности, взглянуть на прошлое, ведет к двум последствиям, выражающимся в иронической форме, которая то является как простое высмеивание, то как едкая критика, претендующая на этические оценки. Переход от эстетического экзистирования к этическому Кьеркегор называл иронией [1], поэтому этот психодинамический тип мы назвали ироническим.

3. (Этическое Я - обывательское Я) -циклическое взаимодействие просвета в вечность и настоящего в экзистенции. Согласно М. Ненашеву, это область человеческого труда и жизнеобеспечивающей деятельности во всех их видах. Автор также пишет: «...чужое психическое, которое присутствует у человека,

с которым я общаюсь. Несомненно, что я приобретаю знание о чужом внутреннем мире. Ведь иначе была бы невозможна совместная деятельность» [7]. Однако в совместной деятельности и возникает глубокая потребность в этических оценках, иначе эта деятельность может стать разрушительной для человека. Появляется регулятор - мораль, на основании чего этот психодинамический тип мы назвали «моралист».

4. (Христианское Я - эстетическое Я)* - циклическое взаимодействие просвета в вечность и настоящего в экзистенции. Эстет, как уже указывалось, развернут к прошлому. В данном случае речь идет о познании того, что уже случилось. По М. Ненашеву, это математическая предметность: «Еще одним типом предметностей являются математические объекты, то есть различные фигуры и структуры, которые мы тоже можем изучать как объективную данность. У вас есть система аксиом, вы пускаете машину дедукции в ход сколько угодно далеко. Однако имеется ли какое-то прямое, непосредственное познание определенных изначальных фактов, которые адекватно выражаются в аксиомах? Нужно полагать, что такое познание должно существовать, если только математика действительно есть познание» [7]. Уже в третьем (и четвертом) предложении сквозит откровенная ирония эстета. Этот психодинамический тип характеризует вера в красоту науки, недаром подавляющее большинство крупных математи-

* В какой последовательности написаны бинарные составляющие цикла не имеет значения, так как речь идет о постоянном, непрерывном и нераздельном циклическом взаимодействии (временном облаке двух состояний). Однако мы будем ставить компоненты цикла в соответствии со спиралью времени (рис. 2).

ков и физиков - Ньютон, Эйнштейн и др. - считали себя верующими, ибо подобную красоту и порядок во всем мог создать только Творец. Однако такое эстетически-математическое отношение к христианству схоже с антихристовым (на первый взгляд простому и правильному) намерением (в век его правления) поместить православие и вообще христианство в музей (например, науки и религии, как это уже было в Советском Союзе, да и сейчас очень заметно во всем мире). В связи с этим данный психодинамический тип мы назвали «атеист».

5. (Христианское Я - обывательское Я)- циклическое взаимодействие будущего и настоящего в экзистенции. Если следовать нашей спирали времени в ее психологической интерпретации, это переход от будущего к настоящему (опять же переход не в физическом времени, а во временном экзистенциальном облаке), или переход воли к познанию. Конечная организация поведения как отдельного человека, так и человека в социуме. По М. Ненашеву, это социальные учреждения [7], иными словами, армия тружеников в самых разных сферах и организациях, занятых своим делом, семьей и бытом и обладающих также христианским сознанием. Их вера проста и безоблачна. Таких в православии обычно называют простецами. Соответственно, и мы назвали этот психодинамический тип «простец».

6. (Эстетическое Я - обывательское Я) - циклическое взаимодействие прошлого и настоящего в экзистенции. Это последняя лига в спирали времени (от настоящего к прошлому), образующая переход на новый виток субъективного времени. Это невозврат к прошлому, которое «вот уже не.» и которое присутствует как осуществив-

шееся, однако, своим особенным образом. Это завершение старого и начало нового поиска из Прошлого 2, наполненного уже осуществившимися вещами с их психодинамичскими силами пустоты, в Будущем 2, с психологической точки зрения формирование нового гештальта, который пока еще находится на стадии «чего-то хотелось...». Если продолжить эту фразу М. Е. Салтыкова-Щедрина, то будет звучать так: «...то ли конституции, то ли севрюжины с хреном». Вспомним, что Михаил Евграфович иронизирует здесь над отечественными нигилистами и революционерами. Действительно, переход от настоящего к тому, что уже готово стать прошлым, еще очень далеким от его движения к просвету, содержит элемент отрицания настоящего, если вспомнить о том, что «настоящее и есть вечность». Как писал С. Кьеркегор: «Если полагается вечное, настоящее оказывается чем-то другим, чем его желает видеть человек. Человек боится этого, и тем самым оказывается в страхе перед добром» [8, с. 113]. Здесь речь идет не о настоящем-вечности (субъективном настоящем), а о настоящем историко-физическом во всей своей длительности. Этого настоящего человек боится, так как он не свободен, чужд вечности. И это настоящее он начинает активно отрицать, иронизируя и критикуя его. Такой психодинамический тип мы назвали «нигилист».

Итак, мы получили четыре типа субъективного времени и шесть типов эмпирического Я личности как разметки на спирали четырехмерного времени, которые представляют собой парные циклы состояний экзистенции. Перечислим эти типы:

1. Юморист (про - б).

2. Ироничный (про - прс).

3. Моралист (про - н).

4. Атеист (б - про).

5. Простец (б - н).

6. Нигилист (прс - н).

Однако, если следовать комбинаторной математике, в цикл могут входить и три, и четыре состояния из четырех возможных. Всего таких циклов может быть 24. Эта конструкция с алгебраической точки зрения образует так называемую группу подстановок (циклов) [4]. Характерно, что шесть парных циклов образуют нормальную подгруппу этой группы, имеющую даже специальное название по имени математика, ее исследовавшего, -подгруппу Клейна. В математическом смысле - это некое ядро всей группы состояний. В психологической и психодинамической интерпретации, учитывая изложенное, мы считаем эти шесть состояний устойчивыми типами личностного реагирования и экзисти-

рования. Все остальные мы назвали неустойчивым типом (седьмой психодинамический тип экзистирования). Его неустойчивость порождается какими-то сложными жизненными ситуациями, временным смятением, и по их прохождению человек возвращается к близкому ему бинарному типу. Это было подтверждено нами и в эмпирических исследованиях [4].

По методологии, описанной нами ранее [4], мы разработали методику определения экзистенциально-психодинамического типа человека (из шести вышеперечисленных), которую и хотим здесь презентовать.

В данном представлении для удобства читателей мы пишем и полное название четырех форм бытия. При исследовательском предъявлении в ключевых столбцах пишутся только сокращенные названия, чтобы не давать испытуемым никаких подсказок.

1 2 3

Этическое Я (эт. Я) I. Вы ощущаете вдохновение, приподнятость, «способность охватить весь мир» Переходы

1. Займетесь улучшением и украшением своего дома или рабочего места, сада... Эт. Я - хр. Я

2. В первую очередь уделите внимание устранению накопившихся проблем, устраните все причины беспокойства. Эт. Я - эст. Я

Опросный бланк методики определения экзистенциально-психодинамического типа личности с ключом

Задание... Прочитайте весь текст опросника, затем инструкцию внизу. Если Вам все понятно, приступайте к выполнению.

Инструкция. Вы только что прочитали четыре варианта ситуаций (отмечены римскими цифрами), с которыми Вам неоднократно приходилось сталкиваться в Вашей жизни. В каждом из четырех случаев мы просим Вас выбрать одно продолжение ситуации из трех возможных (отмечены арабскими цифрами), которое сейчас кажется Вам наиболее подходящим описанием обычного для Вас поведения. Если Вам понятна инструкция, то напишите свою фамилию и начинайте работать. Код ответа обведите кружком или подчеркните в правом крайнем столбце.

1 2 3

3. Предадитесь отдыху и развлечениям. Эт. Я - об. Я

Христианское Я (хр. Я) II. Задумываясь о будущем, Вы...

1. Займетесь составлением планов устранения всех препятствий в достижении своих целей. Хр. Я - эт. Я

2. Предадитесь анализу сделанного. Хр. Я - эст. Я

3. Займетесь текущими делами. Хр. Я - об. Я

Эстетическое Я (эст. Я) III. Анализируя прошлое, Вы...

1. Постараетесь высветить главные опоры в своей жизни. Эст. Я - эт. Я

2. Займетесь составлением планов по исправлению прошлых ошибок. Эст. Я - хр. Я

3. Начнете устранять недоделки. Эст. Я - об. Я

Обывательское Я (об. Я) IV. Вы один (одна), Вас ничто не беспокоит, Вы чувствуете себя «здесь и теперь». Вы задумаетесь.

1. Что же я сейчас чувствую, хочу и могу? Об. Я - эт. Я

2. Что делать дальше? Об. Я - хр. Я

3. Как я жил... Об. Я- эст. Я

Примечание. В опросном листе с ключом для испытуемых пишутся только сокращенные названия, чтобы не создавать у них установок.

Обработка результатов заполнения опросного листа производится следующим образом.

Задание... Прочитайте весь текст опросника, затем инструкцию внизу. Если Вам все понятно, приступайте к выполнению. Пример заполненной анкеты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Записываем переход первого заданного пункта в выбранный: эт. Я - эст. Я.

2. Переходим к третьему пункту «эстетическое Я» и записываем второй переход (подчеркнутый в ключе): эт. Я - эст. Я - эт. Я - эст. Я. Цикл замкнулся, результат записывается с помощью скобок (эт. Я - эст. Я). Скобки означают циклическое взаимодействие, переход одного в другое и обратно. Мы получили психодинамический тип № 2 - «иронический».

1 2 3

Этическое Я (эт. Я) I. Вы ощущаете вдохновение, приподнятость, «способность охватить весь мир» Переходы

1. Займетесь улучшением и украшением своего дома или рабочего места, сада... Эт. Я - хр. Я

2. В первую очередь уделите внимание устранению накопившихся проблем, устраните все причины беспокойства. Эт. Я - эст. Я

3. Предадитесь отдыху и развлечениям. Эт. Я - об. Я

Христианское Я (хр. Я) II. Задумываясь о будущем, Вы.

1. Займетесь составлением планов устранения всех препятствий в достижении своих целей. Хр. Я - эт. Я

1 2 3

2. Предадитесь анализу сделанного. Хр. Я - эст. Я

3. Займетесь текущими делами. Хр. Я - об. Я

Эстетическое Я (эст. Я) III. Анализируя прошлое, Вы...

1. Постараетесь высветить главные опоры в своей жизни. Эст. Я - эт. Я

2. Займетесь составлением планов по исправлению прошлых ошибок. Эст. Я - хр. Я

3. Начнете устранять недоделки. Эст. Я - об. Я

Обывательское Я (об. Я) IV. Вы один (одна), Вас ничто не беспокоит, Вы чувствуете себя «здесь и теперь». Вы задумаетесь...

1. Что же я сейчас чувствую, хочу и могу? Об. Я - эт. Я

2. Что делать дальше? Об. Я - хр. Я

3. Как я жил... Об. Я - эст. Я

Рассмотрим пример неустойчивого типа. Задание... Прочитайте весь текст опросника, затем инструкцию внизу. Если Вам все понятно, приступайте к выполнению.

Этическое Я (эт. Я) I. Вы ощущаете вдохновение, приподнятость, «способность охватить весь мир» Переходы

1. Займетесь улучшением и украшением своего дома или рабочего места, сада... Эт. Я - хр. Я

2. В первую очередь уделите внимание устранению накопившихся проблем, устраните все причины беспокойства. Эт. Я - эст. Я

3. Предадитесь отдыху и развлечениям. Эт. Я - об. Я

Христианское Я (хр. Я) II. Задумываясь о будущем, Вы.

1. Займетесь составлением планов устранения всех препятствий в достижении своих целей. Хр. Я - эт. Я

2. Предадитесь анализу сделанного. Хр. Я - эст. Я

3. Займетесь текущими делами. Хр. Я - об. Я

Эстетическое Я (эст. Я) III. Анализируя прошлое, Вы...

1. Постараетесь высветить главные опоры в своей жизни. Эст. Я - эт. Я

2. Займетесь составлением планов по исправлению прошлых ошибок. Эст. Я - хр. Я

3. Начнете устранять недоделки. Эст. Я - об. Я

Обывательское Я (об. Я) IV. Вы один (одна), Вас ничто не беспокоит, Вы чувствуете себя «здесь и теперь». Вы задумаетесь.

1. Что же я сейчас чувствую, хочу и могу? Об. Я - эт. Я

2. Что делать дальше? Об. Я - хр. Я

3. Как я жил... Об. Я - эст. Я

Результат: эт. Я - эст. Я - об. Я - хр. Я - эт. Я. Парный цикл не образуется. Все четыре состояния входят в психодинамический цикл и замыкаются на этическом Я. Субъективно такие переживания являются сложными, вызывающими напряжение, поэтому они неустойчивы. Это было ранее нами подтверждено корреляционным анализом, а точнее статистически значимыми корреляциями частоты встречаемости неустойчивого типа с разными видами тревожности. Сейчас мы представим косвенные подтверждения этому в графиках распределения частоты встречаемости типов у здоровых (курсантов и сотрудников Академии ФСИН России, ежегодно проходящих диспансеризацию) и больных (точнее уже перенесших инсульт) граждан.

Как можно видеть из рисунка 1, у здоровых испытуемых (всего 87 человек) экзистенциально-психодинамический тип (ЭП-тип) существенно зависит от их рода профессиональ-

0,5

ной деятельности. Так, у юристов преобладает «иронический» экзистенциально-психодинамический тип, также часто встречается и «неустойчивый».

У психологов преобладает ЭП-тип «юморист». Самое простое объяснение без какого-то глубокого психологического анализа этому заключается в том, что психологи ближе к христианской форме бытия, по С. Кьеркего-ру. Юристы все-таки больше заняты земными законами и в своей критике в понимании законов и профессионально-ироническом отношении к ним ближе к этической форме бытия.

Таким образом, по данной методике можно выявить ЭП-тип, вполне логично соответствующий однородной по специальности группе.

Однако обратимся к сравнению типологии здоровых испытуемых с типологией больных, точнее выздоравливающих.

Из рисунка 2 можно видеть, что на этапе выздоровления (реабилитации

• Психологи . Юристы

Юморист Ироничный Моралист Атеист Простец Нигилист Неустойчивый

0,0

Рис. 1. Распределение частот встречаемости разных экзистенциально-психодинамических типов у сотрудников и курсантов Академии ФСИН России

0,7

Рис. 2. Средние частоты встречаемости экзистенциально-психодинамических типов выздоравливающих после инсульта на начальной и конечной стадии

после инсульта) у испытуемых преобладает ЭП-тип «простец», то есть вера этих людей проста, крепка и безоблачна. Что больше всего подходит тем, кто перенес тяжелое заболевание. Им не до иронии и юмора. Они заново учатся жить, а может быть и ходить, и двигать руками. Смерть миновала, и ты либо уверовал, либо здорово укрепился в вере во всей ее простоте, безо всякого лукавного мудрования. Причем этот эффект проявляется в гораздо большей степени именно сразу после выздоровления и в начале реабилитации. Человек обнаруживает, что он жив, и первая его мысль о Боге.

Характерно, что в этот момент резко снижается частота встречаемости неустойчивого типа. Выздоровевшим от смертельной болезни бывшие проблемы и тревоги кажутся пустыми. Жив и Слава Богу. Однако к концу реабилитации человек постепенно возвращается к заботам и тревогам своего бытия-в-мире.

В заключение можно отметить, что методика определения ЭПТЛ обладает внутренней логикой определения экзистенциально-психодинамического типа, который становится характерным для человека на длительные промежутки времени (мы проверяли сохранность некоторых эмоциональных и волевых типов по прошествии года и получили совпадение в 84 % [4]) и может меняться лишь с резкими поворотами судьбы. Однако это, конечно, потребует дополнительных эмпирических проверок.

Библиографический список

1. Кьеркегор С. Или - или. СПб. : Амфора, 2011. 823 с.

2. Хайдеггер М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. 447 с.

3. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика эмпирического «Я» личности // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3. С. 16-29.

4. Сочивко Д. В. Психодинамика. М. : МПСИ, 2007. 432 с.

5. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М. : Республика, 1993. 384 с.

6. Сочивко Д. В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.

7. Ненашев М. И. Мартин Хайдег-гер о сущем и бытии // Научно-культурологический журнал. 2012. № 6(244).

8. Кьеркегор С. Понятие страха. М. : Академический проект, 2020. 217 с.

9. Новый Завет. М. : Благовест, 2017. 1008 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.