Научная статья на тему 'Психодинамика экзистенциала здоровья (болезни) личности'

Психодинамика экзистенциала здоровья (болезни) личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ПРОШЛОЕ / БУДУЩЕЕ / НАСТОЯЩЕЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / БЫТИЕ / «ПРОСВЕТ» / «ПРИСУТСТВИЕ» / «Я» ЧЕЛОВЕКА / ЭМПИРИЧЕСКОЕ «Я» ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ «Я» ЧЕЛОВЕКА / РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ЗАБОЛЕВАНИЯ / EXISTENTIAL / SUBJECTIVE TIME / PAST / FUTURE / PRESENT / EXISTENTIAL PERSONALITY TYPOLOGY / GENESIS / "CLEARANCE" / "PRESENCE" / SELF / EMPIRICAL SELF / SOCIAL SELF / PERSONALITY DISORDERS / DISEASES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сочивко Д.В.

Статья посвящена экзистенциальному анализу здоровья/болезни человека как основы построения общей психологически-личностной концепции лечения либо поддержания здоровья. На наш взгляд, экзистенциальный анализ необходим психотерапевтам и не только им, но и врачам именно для того, чтобы оценить место человека в современном быстро меняющемся мире. Причем эти изменения могут носить не глобальный (что тоже имеет место), а именно бытийный (экзистенциальный) характер для какого-то отдельного человека. Время ускоряется, вероятность неожиданных изменений возрастает для каждого из нас. «Бытие в мире» в настоящее время превращает человека в то, что Мартин Хайдеггер называл «постав» (в переводе В.В. Бибихина), поставленную человеческую силу для каких-то целей общества или какой-то его подсистемы. Это порождает, естественно, большое количество нервно-психических и психогенных заболеваний, а иногда и непосредственно органических расстройств и травм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMICS OF THE PERSON'S HEALTH (DISEASE) EXISTENTIAL

This article is devoted to analysis of the health/disease existential as a basis for building a common personal psychologically concept of treatment or health maintenance. In our view, the existential analysis is needed by psychotherapists and not only them, but also by doctors to assess the place of man in today's rapidly changing world. And these changes may not be global (that too), namely been (existential) for any individual. Time speeds up, the likelihood of unexpected changes increases for each of us. "Being in the world" now turns a man that Martin Heidegger called "set" (Vladimir Bibihin), the goal of human force for the purposes of the company or some of its subsystems. Naturally, this raises a great number of neuropsychiatric and psychogenic diseases, and sometimes directly organic disorders and injuries.

Текст научной работы на тему «Психодинамика экзистенциала здоровья (болезни) личности»

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

DOI: 10.23888/humJ20194567-582

ПСИХОДИНАМИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛА ЗДОРОВЬЯ

(БОЛЕЗНИ) ЛИЧНОСТИ

PSYCHODYNAMICS OF THE PERSON'S HEALTH (DISEASE) EXISTENTIAL

Сочивко Д.В.

Академия права и управления Федеральной службы исполнения

Sochivko D.V.

Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service

наказании

Аннотация:

Статья посвящена экзистенциальному анализу здоровья/болезни человека как основы построения общей психологически-личностной концепции лечения либо поддержания здоровья. На наш взгляд, экзистенциальный анализ необходим психотерапевтам и не только им, но и врачам именно для того, чтобы оценить место человека в современном быстро меняющемся мире. Причем эти изменения могут носить не глобальный (что тоже имеет место), а именно бытийный (экзистенциальный) характер для какого-то отдельного человека. Время ускоряется, вероятность неожиданных изменений возрастает для каждого из нас. «Бытие в мире» в настоящее время превращает человека в то, что Мартин Хайдеггер называл «постав» (в переводе В.В.

Abstract:

This article is devoted to analysis of the health/disease existential as a basis for building a common personal psychologically concept of treatment or health maintenance. In our view, the existential analysis is needed by psychotherapists and not only them, but also by doctors to assess the place of man in today's rapidly changing world. And these changes may not be global (that too), namely been (existential) for any individual. Time speeds up, the likelihood of unexpected changes increases for each of us. "Being in the world" now turns a man that Martin Heidegger called "set" (Vladimir Bibihin), the goal of human force for the purposes of the company or some of its subsystems. Naturally, this raises a great number of neuropsychiatric and psychogenic diseases, and sometimes directly organic

Бибихина), поставленную человеческую силу для каких-то целей общества или какой-то его подсистемы. Это порождает, естественно, большое количество нервно-психических и психогенных заболеваний, а иногда и непосредственно органических расстройств и травм.

disorders and injuries.

Ключевые слова:

экзистенциал, субъективное время, Прошлое, Будущее, Настоящее, экзистенциальная типология личности, бытие, «просвет», «присутствие», «Я» человека, эмпирическое «Я» человека, социальное «Я» человека, расстройства личности, заболевания.

Keywords:

existential, subjective time, Past, Future, Present, existential personality typology, Genesis, "clearance", "presence", Self, empirical Self, social Self, personality disorders, diseases.

В этой статье мы будем исходить из понимания болезни и соответственно здоровья человека как некоего целостного его состояния, что на языке медиков обычно выражается формулой «лечить надо не болезнь, а человека». С психологических позиций, расширением этого постулата будет тезис, что любой болезни подвержена и личность человека, и его «Я» как подструктура личности. По Уильяму Джеймсу, ближайшей к болезни структурой личности является ее эмпирическое «Я», которое, что очень важно, включает не только собственное тело, но и все его окружение, которое может быть названо «моё», Это и одежда, и жилище со всем его содержимым, и т.д. Сам У. Джеймс писал об этом так: «в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства. Если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно - он торжествует; если дела приходят в упадок - он огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов неодинаково влияет на состояние его духа (здесь и далее курсив автора), но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие» [1].

Джеймса часто причисляют к одним, или даже одним из первых и глубоких, предшественников экзистенциализма. Действительно, М. Хайдеггер, который обосновал экзистенциал человека из самых глубин философии и метафизики природы бытия и сущего, включив в научный лексикон свое знаменитое «dasein» («присутствие» в переводе В.В. Бибихина), писал: «Присутствие есть сущее, которое, понимая в своем бытии, относится к этому бытию. Тем самым заявлено формальное понятие экзистенции. Присутствие

экзистирует. Присутствие есть далее сущее, которое всегда я сам». К экзистирующему присутствию принадлежит его всегда-мое...» [2].

Экзистирующее присутствие М. Хайдеггер более простыми словами обозначил как «бытие-в»: «Бытие-в подразумевает ... бытийное устройство присутствия и есть экзистенциал. Но тогда тут нельзя думать о наличном бытии телесной вещи (человеческого тела) «в» наличном сущем. ... Сущее, которому присуще бытие-в в этом смысле, мы характеризуем как сущее, которое всегда есмь я сам» [2].

Таким образом, через экзистенциал человека М. Хайдеггер помещает человека в мир («бытие-в-мире»). Экзистенциал охватывает и внешние отношения человека, в том числе и социальные: «обитать при.», «быть доверительно близким с.». Задачей этой статьи является разъяснение того, как раскрыть экзистенциальную сущность здоровья и болезни человека. Здесь нам необходимо глубже коснуться самого понятия бытия в экзистенциальной концепции М. Хайдеггера, которую мы выбрали как методологическую основу.

Человек присутствует в этом мире, соответственно в здоровье и болезни он также «экзистирует» в этом мире. Присутствие в мире означает также и присутствие среди других присутствий - вещей. Что есть вещь по происхождению и по бытию в мире?

Еще Лао Цзы в 4 веке до н.э. писал: «Для того, чтобы изготовить сосуд, размешивают глину. Использование же сосуда обуславливается пустотой в нем. Для того, чтобы соорудить жилище, прорубают двери и окна. Использование же жилища обуславливается пустотой в нем» [3].

Также и у Хайдеггера находим: «Горшечник. формует пустоту. Ради нее, в ней и из нее он придает глине определенный образ. Горшечник ловит прежде всего - и всегда - неуловимую пустоту и представляет ее как вмещающую в виде емкости. Пустотой чаши предопределяется каждый шаг изготовления. Вещественность емкости покоится вовсе не в материале, из которого она состоит, а во вмещающей пустоте» [4].

Но что же тогда, спросим мы, есть стенки и дно чащи. Получается, что это по особым законам горшечного мастерства изготовленные перегородки отделяющие одну пустоту от другой. Что это за законы и как они действуют? По нашему представлению, это и есть законы психодинамики, действующие в субъективном пространстве времени человека. Таким образом, человек пребывает не среди вещей, точнее, не в первую очередь, среди вещей. Но, коль скоро вещи входят в пространство его «эмпирического Я» (начиная с У. Джеймса), оно пребывает среди психодинамических сил, которые «формуют» пустоту вокруг него и посредством его. Человек выступает центром и носителем этой психодинамики, как говорил Н.О. Лосский, субстанциональным деятелем в процессе деятельности и поведения которого приходят в движение

психодинамические силы и их циклы [5].

На эти силы вполне определенно указал Курт Левин, назвав их валентностями. Каждая вещь вокруг нас заряжена и имеет определенную -положительную или отрицательную, - валентность [6].

Курт Левин, однако, обратил внимание лишь на заряд, валентность, вещей, не учитывая векторных величин действия психодинамических сил.

Сама же пустота физического окружения (жилища) наполняется вещами в соответствии с их (интрапсихических сил) долговременным действием согласно психодинамической структуре субъективного пространства нашего «Я». Пространство психодинамических сил вложено в пространство физических сил, нам не подвластных. Так, расстояние от дома до работы постоянно и не зависит от нашего психического состояния, и все физические силы на этом пути нам приходится преодолевать, однако также с учетом психодинамических сил и валентностей. Например, пройти мимо кафе по пути на работу. Аналогично, размещенные в пустоте жилища вещи, однажды поставленные нами, остаются на своем месте также в соответствии с действием физических сил, которые также надо преодолевать. Таким образом, пустота, в которой мы живем, является сформированной, образуя окружающее пространство физических вещей и сил. Но, как уже было сказано, «формуется» эта пустота нами уже в соответствии с действием психодинамических сил. К такому же выводу приходит Хайдеггер: «Пустой стакан значит «собранный в своей высвобожденности» и «способный впустить в себя содержимое». Опускать снятые плоды в корзину значит «предоставлять им это место»» [4].

Глаголы «впустить», «опустить», очевидно, одного корня со словом «пустота». Хайдеггер подчеркивает, что сам язык разъясняет нам роль пустоты, которая создает место. Язык же порождает и имя для места, как и вещи, нашедшей на нем свое место. В этом смысле Хайдеггер подчеркивает: «Слово наделяет вещь бытием» [4]. Но помещение вещи на место требует сил, как физических (сила тяжести, сила трения), так и психических. Не отвлекаясь на расстановку природных объектов физическими силами, определим сразу, что место в пространстве нашего «Я» для вещи определяется ансамблем психодинамических сил действующих в субъективном времени [5]. «Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее вместе с прошлым и будущим образует характеристику времени. Бытие как присутствование определяется временем.... У каждой вещи свое время» [4]. Добавим, что и у каждого человека свое время, несмотря на его общую структуру, оно подвержено ряду изменений, которые порождают болезни.

Здесь уместно задаться вопросом, если у каждой вещи свое время, то, как все эти вещные времена собираются в единое субъективное время нашей личности и нашего «Я».

Получается, что Бытие в определенном смысле и есть Время, и Время тоже (не являясь просто каким-то предикатом, как и Бытие) «имеет место». Но где? Как раз во вмещающем себя присутствии, которое суть настоящее в своем единстве с прошлым (по Хайдеггеру - «уже не») и будущим - «еще не».

Отсюда Настоящее уже не является последовательностью исчезающе малых «теперь», как говорил о времени еще Аристотель. Последовательность теперь, определенных с той или иной степенью дробности есть, по Хайдеггеру, рассчитанное время, то, что в психодинамике мы называем физическим временем в противопоставлении субъективному, психологическому и историческому времени. Кратко воспроизведем здесь, чем же отличается субъективное психологическое (историческое) время от физического [5].

Забегая вперед, чтобы окончательно не оторваться от темы статьи, следует заметить, что многие, по крайней мере, психические заболевания и расстройства личности (порождающие и телесные болезни) связаны именно с нарушением субъективного времени и места духовных сущностей в нашем субъективном пространстве времени, начиная от физического беспорядка в жилище и потери способности с ним справиться и кончая раздвоением личности, шизофренией, суицидом, или летальным окончанием смертельных болезней как отказом от будущего-настоящего, фобиями как деструкциями настоящего-прошлого (рис. 1). Физическое время линейно, непрерывно и плотно.

Рисунок 1.

Спиралевидная структура психического времени адаптивного субстанционального деятеля (психоида) в сравнении с неадаптивным

пс=> Нг=^>Ъ^> П1=> Hi=> Бс=>

Неалаптиоиый тип

Субъективное психологическое (историческое) время нелинейно, спиралевидно, и необходимо разрывно, причем именно в точке настоящего.

В физике мы исследуем именно связь прошлого и будущего, единство которых вместе с исчезающе малым настоящем и создает аристотелевское «теперь», и поэтому делаем акцент на том, например, что камень, брошенный с башни, обязательно будет падать непрерывно, пока не коснется земли (в опытах Галилея, например).

При этом для нас абсолютно безразличен тот факт, что тот же самый камень затем опять будет поднят на башню. А возможно и погрузится в историческое настоящее, не имеющее длительности, став музейным экспонатом.

Таким образом, в истории же для нас, напротив, важна судьба именно этого камня в его настоящем, которое повторится со вторым бросанием, пока не будет окончен эксперимент. И исторически это одно, хотя и разорванное, настоящее.

Поэтому исторические (психологические) события могут прерываться, то есть то, что началось давно, может не длиться теперь, потом вновь начать длиться. Для физической длительности это невозможно.

Моцарт как-то сказал, что высшие формы вдохновения он ощущает, когда видит свою симфонию, как яблоко на руке, то есть единовременно. А это более 30-40 минут физического времени.

В результате мы намерены утверждать, что именно субъективное психологическое время есть субъективное время присутствия человека в мире. С общепсихологической точки зрения человек, полностью погруженный в физическое время не адаптивен, он как бы течет по течению, натыкаясь на все соблазны и препятствия страстей и уныния. С медицинской точки зрения, как вариант болезни, это состояние называют состоянием «овоща», когда мозг практически не работает или даже комы.

Если изложенные выше положения о структуре психологического времени верны, то основные компоненты психики должны быть как-то ориентированы в этом времени. Под основными компонентами мы имеем в виду издревле известную психологическую триаду - эмоции, познание и воля.

Эмоции (как переживания) связаны с психологическим прошлым, воля (с ее акцептором будущего) - с будущим, познание находится в настоящем, причем именно в психологическом настоящем. Однако заметим, что это настоящее (согласно лигам на рис.1) включает в себя и «уже не» прошлого и «еще не» будущего. «.настоящее как присутствие, - пишет Хайдеггер, - и все принадлежащее к такому настоящему должно было бы называться собственно временем (в нашей терминологии субъективным временем), хотя непосредственно оно не имеет в себе ничего от привычно представляемого

времени в смысле исчислимой последовательности «теперь».

Итак, сопоставим основные виды психических явлений с компонентами субъективного времени: эмоции (Э) = прошлое (Пр), воля (В) = будущее (Б) и познание (По) = настоящее (Н). Всего имеется только две (комбинаторных) возможности разных последовательностей включения волевых, эмоциональных и когнитивных процессов. Первый вариант - последовательность (ЭПоВ) = (ВЭПо) = (ПоВЭ). Круглые скобки означают циклическое движение трех компонентов. Равенство здесь означает, что циклическая смена может начаться с любого компонента, но всегда Э переходит в По, По в В, а В снова в Э, затем цикл повторяется.

Второй вариант - (ЭВПо) = (ВПоЭ) = (ПоЭВ). Других вариантов не существует. Разница этих двух последовательностей заключается, в первую очередь, в моменте включения волевого фактора (В) - потребного будущего по П. Анохину.

Для неадаптивного типа эмоции непосредственно запускают определенный познавательный процесс (ЭПоВ), тем самым овладевая им и всей личностью, так как именно познание является определяющим свойством человека разумного.

Очищение познания от страстей (эмоций) известно многим мировым религиям как практика духовного развития. Так, у православных святых отцов с первых веков христианства можно найти подробно описанную поэтапную динамику впадания человека в грех и утраты внутреннего, духовного человека.

Если вернуться к рисунку 1, то мы видим, что своевременное включение волевого компонента и делает возможным соединение «уже не» прошлого с «еще не» будущего, соединяющихся с настоящим, таким образом обретающим бездлительную протяженность присутствия и действования человека, то есть обращения его с окружающими вещами». Таким образом, «высвечивается то, что мы называем (субъективным) пространством-временем. Под словом «время» мы только подразумеваем уже не последовательность «теперь» одного за другим. Тем самым пространство-время тоже означает уже не отстояние между двумя пунктами «теперь» расчисленного времени, что мы имеем в виду, когда, например, констатируем: за отрезок времени в 50 лет произошло то и то. Пространство-время означает сейчас открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося и настоящего. Одна эта открытость и только она впервые вмещает привычно известное нам пространство во всей возможной для него широте. Просвет взаимопротяжения наступающего, осуществившегося и настоящего сам допространственный; только поэтому он может вмещать пространство, то есть иметь место» [4].

Основы такого понимания субъективного времени внутреннего человека заложил еще Августин Блаженный. У Августина Блаженного время состоит из

трех времен или составляющих, находящихся в неразрывном единстве и взаимодействии. Это Настоящее прошедшего, Настоящее настоящего и Настоящее будущего.

Из рисунка 1 видно, что, если разместить временные циклы друг над другом (из чего собственно и состоит вся наша жизнь), то настоящее прошедшее и будущее выстроятся в вертикальные последовательности, что и есть три времени по Августину, которые как бы перпендикулярны физическому времени, как последовательности Теперь.

Хайдеггер пишет по этому поводу: «Времени нет без человека____Время не

нечто сделанное человеком, человек не нечто сделанное временем. Здесь не имеет места никакая сделанность. Здесь имеет место только Место в смысле названной выше открытости просвета пространства-времени» [4].

В этом открытом пространстве времени располагаются и пустоты, которые мы называем вещами вместе со своими перегородками, отгораживающими одну пустоту от другой и невидимым ансамблем психодинамических сил управляющих нашим движением в этой пустоте и наполнением ее вещами. Вещи, как было сказано еще Джеймсом в ближайшем (и не только) нашем окружении есть наше эмпирическое «Я», которое склонно болеть, если вспомнить о названии статьи, но об этом ниже. Но что же такое сами вещи? Ранее мы приводили в пример пустоту кувшина, чаши, жилища, продолжим анализ этих же примеров. Мы уже говорили, что это не просто пустота, но пустота, подобная полю напряженных психодинамических сил, определяющих собственно экзистенциал, а затем и функционал чаши, вообще экзистенциал всего, в том числе и человека, что в этой пустоте находится.

«Чашечность чаши, - пишет Хайдеггер, - осуществляется в подношении налитого в нее. Очевидно, что в чашу не для того что-то наливают, чтобы навсегда зарыть в землю. Налитое предназначено для кого-то. Подношением в чаше может быть питье. В чаше дают выпить воды, вина. В подносимой воде присутствует источник. В источнике присутствует скала, в ней - темная дрёма земли, принимающей в себя дождь и росу неба. В воде источника присутствует бракосочетание неба и земли. Оно присутствует в вине от плода виноградной лозы, в котором взаимно вверились друг другу соки земли и солнце небес. В подношении воды, в подношении вина по-своему пребывают небо и земля. Но подношение их есть сама чашечность чаши. В существе чаши пребывают земля и небо. Подносимое в полной чаше - питье для смертных. Оно утоляет их жажду. Оно веселит их досуг. Оно взбадривает их общительность. Но подношение чаши иногда совершается и для жертвенного возлияния. Если ее содержимое - для возлияния, оно не утоляет жажду. Оно возносит на высоту торжественность праздника. ... В таком подношении чашу и не подносят гостям, и подношение это - не питье для смертных. Содержимое чаши - напиток, жертвуемый

бессмертным богам. Подношение чаши с напитком богам - подношение в собственном смысле. В подношении посвящаемого напитка льющая чаша являет себя как подношение дара. Посвященный богам напиток есть то, что, собственно, именуется словом «возлияние»: жертвоприношение. В подношении чаши для возлияния пребывают по-своему божества, принимающие дар подношения как дар жертвоприношения. В подношении чаши всякий раз по-своему пребывают смертные и божества. В подношении чаши пребывают земля и небо. В подношении полной чаши одновременно пребывают земля и небо, божества и смертные. Эти четверо связаны в своем изначальном единстве взаимной принадлежностью. Предшествуя всему присутствующему, они сложены в простоту единственной четверицы. В подношении полной чаши пребывает односложенность четырех. Подношение чаши есть дар потому, что дает пребыть земле и небу, божествам и смертным. Пребывание тут, однако, уже не просто постоянство чего-то наличного. Пребывание есть событие. Оно выносит четверых в ясность их собственной сути. От ее одно-сложности они вверены друг другу. Единясь в этой взаимопринадлежности, они выходят из потаенности. Подношение чаши дает пребыть односложности четверицы всех четырех» [5].

То, что было показано на примере чаши относительно ее существа, может быть показано относительно любой вещи, входящей в наше эмпирическое «Я». Можно взять, например, одежду, которую мы носим, и которой У. Джеймс придавал особое значение, говоря, что в шуточном цитировании древних: человек состоит их тела, души и платья - есть доля вполне серьезного психологического факта. Существо одежды можно также расписать как игру «четверицы» - небо, земля бессмертные духовные силы и человеки. Так земля растит хлопок, для роста нужна вода с неба. Одежда существует для того, чтобы вмещать человеческое тело, одежда может быть повседневной, рабочей или сакральной для служения Богу и богам. Одежда есть такое же подношение не только для облачения, но и для повседневного пребывания и неважно, будет это подношение близкого человека или самоподношение. Хайдеггер говорит о «скрещении» четверицы как зеркальной игры четырех. Слово (логос) наделяет вещь бытием. Вещь дарит пребывание «четверице» здесь и теперь в односложности мира. «То, что станет вещью, сбудется от окружения зеркальной игры мира. Тогда только мир явится как мир» [4]. И только тогда человек обретет свое бытие-в-мире и свое эмпирическое «Я».

Эту «игру-четверицы», «зеркальную игру мира» мы могли бы воспроизвести в психодинамических циклах взаимодействий, что позволит построить психодинамические типы эмпирического «Я», по критерию различий четырехмерного («учитывая просвет») субъективного времени. Мы ожидаем также, что полученная психодинамическая типология позволит также

построить некоторую психодинамическую типологию болезни/здоровья человека.

Итак, мы имеем четыре составляющих игры мира: земля, небо, условно говоря, «боги» и люди. Следует пояснить, что мы вовсе не имеем намерения впасть в язычество, нарушая христианский принцип единобожия. Под «богами» мы понимаем все бессмертные сущности, начиная от православных святых, как позитивном моменте, и кончая различными суевериями, фетишами, как негативном моменте, так или иначе порождающими психические, а вслед за ними и телесные заболевания.

Итак, попробуем построить психодинамическую игру этих сил, как мы делали это обычно в психодинамической диагностике типологий личности с помощью латинского квадрата [5].

Таблица 1.

Игра «четверицы» в четырехмерном пространстве субъективного времени эмпирического «Я» личности человека

Бессмертные Смертные

«боги» Люди

Небо Просвет С ^ Будущее

«Уран» в вечностт «Апполон»

Земля Прошлое Настоящее

«Гея» «Аид» «Хронос»

Знак кругового движения внутри таблицы символизирует спираль субъективного времени: над первым оборотом спирали надстраивается второй, над вторым третий и т.д. до конца времен земной истории или жизни конкретного человека. Движение начинается из «уже не.» прошлого, которое и открывает просвет, затем переходит в будущее (рис. 1), затем в настоящее. Настоящее осуществляется и становится новым прошлым или осуществившемся (Прошлое 2), которое запускает новый виток спирали субъективного времени. Но, как пишет Хайдеггер «Осуществившееся не выпадает, как просто прошедшее, из предыдущего Теперь. Осуществившееся присутствует, однако, своим особенным образом» [4].

«Просвет» открывает субъективному времени частичку Божественной вечности, в результате чего субъективное время лишается физической длительности и обретает протяженное (подобие Божественного

вездеприсутствия) настоящее. Компоненты субъективного времени, представляющие первый этап хайдеггеровской игры «четверицы» в своих сочетаниях (второй этап игры «четверицы») образуют то, что Михаил Ненашев, интерпретируя Хайдеггера, назвал «регионами предметности» [5].

Согласно комбинаторным возможностям переходов в Таблице 1, таких регионов может быть только шесть. И, случайно это или нет, в описании М. Ненашева, исходившего из логики возможных областей сущего, их тоже получается шесть. Далее попробуем проинтерпретировать все возможные попарные сочетания компонентов четырехмерного субъективного времени в порядке присвоенных номеров (табл. 1) и совместить их с классификацией, приводимой М. Ненашевым. В этой игре взаимопереходов компонентов четырехмерного субъективного времени, очевидно, возможно какие-то нарушения, «разрывы» спирали, что и является первопричиной, экзистенциалом, бытийной сущностью болезни. Когда происходит какая-то деформация или даже разрыв какой-то из лиг спирали (рис. 1) возникает собственно экзистенциал болезни эмпирического «Я», а точнее болезни всей личности. В зависимости от того, где происходит нарушение спирали времени возникает тот или иной тип заболевания. Это нарушение спирали субъективного времени, по нашему мнению, есть первопричина болезни, ее экзистенциальное содержание, как ее «бытие в.», психодинамической структуре личности, как измененный (болезненный) способ ее экзистирования.

Итак, перейдем к регионам предметности по М.А. Ненашеву в сопоставлении с нашей структурой спиралевидного четырехмерного времени и его древней мифологической историей. Не будем забывать, что большинство болезней были известны еще в глубокой древности (и даже сохранились многие их названия), а их познание осуществлялось древней метафизикой через мифологию. Эти мифологические корни заболевания не только сохранились в современной медицине, но даже имели и существенное развитие как раз в традиционной психодинамике глубинной психологии, «Эдипов» комплекс и аналогичный комплекс «Электры» и т.д.

Рассмотрим взаимопереходы из Таблицы 1 более подробно и дадим им интерпретацию. Круглые скобки, в которых приводятся взаимопереходы, означают циклический переход одного состояния в другое и обратно [7]. В какой последовательности написаны бинарные составляющие цикла не имеет значения, так как речь идет о постоянном, непрерывном и нераздельном циклическом взаимодействии. Однако мы будем ставить компоненты цикла всоответствию со спиралью времени (рис. 1).

Взаимопереходы в Таблице 1 и их интерпретация:

• (Просвет - Будущее) - циклическое взаимодействие просвета, который содержит «уже нет» Прошлого с «еще нет» Будущего характерно, по

нашему мнению, для творческой деятельности, искусств и наук [5]. В этом психодинамическом цикле прометеев огонь творчества сменяется лаврами Аполлона, атрибутами которого в греческой мифологии являются не только лавры, но и «мудрый» ворон. Но Прометей заплатил за свою жертву людям своей печенью, что может быть причиной желчности и агрессивности. Прометей не только дал людям огонь, но и научил строить дома, что породило оседлый образ жизни, тем более, Аполлон научил людей радоваться красоте и его стрелы всегда попадали в цель. Таким образом, этот психодинамический тип может страдать также и гиподинамией со всеми вытекающими отсюда болезненными последствиями.

• (Просвет - Прошлое) - это область собственных переживаний, накопленного опыта, ресурса детских воспоминаний, регрессий и интроверсий. По М. Ненашеву «так называемое психическое, которое постигается во внутреннем восприятии. Это психическое не совпадает с простыми переживаниями сознания. ... Например, я внезапно понимаю, что во мне происходит что-то такое, о чем я раньше не знал; или произошло, а я только теперь узнаю об этом» (там же). Как в мифе проАида (бога загробного мира) и Персефону, дочь Деметры - богини плодородия и красоты природы. Аид похищает наши переживания и чувства, как похитил он прекрасную Персефону, которую Зевс обещал ему в жены. Деметра загрустила, и земля перестала плодоносить и потеряла свою красоту. Тогда Гермес, по просьбе Геи (богини земли) выговорил у Аида две трети времени в году для пребывания Персефоны на земле с матерью. С тех пор земля расцветает весной и увядает осенью и наступает зима (время нахождения Персефоны у Аида). Сама цикличность природных времен года отражается в этом психодинамическом цикле, также составляющем эмпирическое «Я» человека. Аид, несомненно, приносит людям и депрессию не только во времена нахождения Персефоны в его царстве, но и ее вечной зависимостью от него. На спирали времени такие больные застревают в прошлом умерших переживаний. Огонь Прометея становится лишь средством к существованию, а не творческим порывом, строительство (устроение) дома тяжелой обязанностью. За таким человеком гонится прошлое, он убегает, что, по нашему мнению, порождает и разрушение внутренних органов, прежде всего ЖКТ и опорно-двигательного аппарата.

• (Просвет - Настоящее) - это область человеческого труда и жизнеобеспечивающей деятельности во всех их видах. Хронос создал огонь, воду и воздух, а Прометей передал навыки пользования ими людям. Управляемое человеком взаимодействие этих стихий порождает необходимое пропитание и вещи. Но для деятельности необходимы и другие люди, кроме моего собственного «Я». Поэтому М. Ненашев обозначает этот вид предметности, как «чужое психическое, которое присутствует у человека, с которым я общаюсь.

Несомненно, что я приобретаю знание о чужом внутреннем мире. Ведь иначе была бы невозможна совместная деятельность» [5]. Болезни, порожденные взаимодействиями между людьми - это, прежде всего, расстройства личности, в том числе и органические нарушения, которые носят психогенный характер.

• (Прошлое - Будущее) - это, по М. Ненашеву, математическая предметность. Как писал поэт: «Мертва теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». Такова в этом психодинамическом цикле встреча бога смерти Аида и лучезарного Аполлона. И «зерно, как сказано в Писании, если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». Убивая творческие порывы цифрами и расчетами, математика порождает многие знания и так называемый научно-технический прогресс. С другой стороны, такой человек стремится догнать Будущее, так как «победил» Аида (заложил основы будущего) с помощью математики. Он постоянно стремится догнать всю красоту Аполлона, и также, как этот бог, каждая его стрела должна попасть в цель. Это может порождать сердечные нарушения и сбои ритма. При таких повреждениях спирали на переходе к будущему возможны сердечнососудистые заболевания, инфаркты и инсульты.

• (Будущее - Настоящее) - это, если следовать нашей спирали времени в ее психологической интерпретации переход Воли к Познанию. Конечная организация поведения, как отдельного человека, так и человека в социуме. А, следовательно, по М. Ненашеву, и «социальные учреждения, например, ... университет, а также парламент, окружной суд, академия наук, библиотека и т.д. как особый регион предметностей» [5]. Такие системы обладают разной степенью закрытости. Кроме университета существует, например, министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности, федеральная служба исполнения наказаний и т.д. Закрытые системы в большей мере порождают, так называемых, «людей системы», которые живут по особым правилам внутреннего распорядка, каким-то своим нормам и служебным приказам и инструкциям. С точки зрения сопутствующих патологий это порождает, так называемую, профессиональную деформацию и все связанные с нею расстройства личности. Система коверкает настоящее время человека, ограничивает его волю. Подобно Хроносу, который, как известно, пожирал своих детей, за что и был повержен Зевсом в Тартар, система пожирает своих служащих, которые утрачивают экзистенциал настоящего, находясь на грани личностного кризиса. Это в частности выражается в кризисе пенсионного возраста служителей закрытых систем, которые выходят на пенсию молодыми еще людьми, и не могут устроить свою жизнь, так как умеют только выполнять приказы. Часто это приводит их к аддиктивному поведению (алкоголизму, пьянству.) или к криминальному образу жизни.

• (Настоящее - Прошлое 2) - еще один (последний) регион

предметности, это собственно «вещи, процессы и события, которые связаны причинными отношениями» [5]. Что касается нашего эмпирического «Я», то это те вещи, которые я могу назвать моими. Это последняя лига в спирали времени образует переход на новый виток, т.е. это не возврат к Прошлому, которое «вот уже не.», и которое присутствует как «осуществившееся», однако, своим особенным образом» (см. выше). Это завершение старого и начало нового поиска из Прошлого 2 в Будущем 2, с психологической точки зрения формирование нового гештальта, который пока еще находится на стадии катексиса - «чего-то хотелось». Это шанс для человека начать жизнь заново, что-то изменить, в том числе и свой способ экзистирования и экзистенциал здоровья. Хронос в этом цикле в отмщение за противодействие рождению своих детей Ураном оскопляет его, сам, будучи его сыном. Такова встреча Хроноса с Аидом. Хронос избегает возвращения силой Урана обратно в чрево Геи, но совершает страшное преступление - насилие над собственным отцом, за что в последствии, как уже было сказано, повергается Зевсом в Тартар. Таким образом, настоящее человека изначально омрачено перспективой смерти, то, что Хайдеггер называл «бытие к смерти». Если оно овладевает человеком, то он обретает экзистенциал болезни. «Бытие в мире» утрачивает смысл, человек сам себя губит через сеть аддикций, вредных привычек и всего комплекса расстройств личности.

Итак, мы получили четыре типа субъективного времени и шесть типов экзистенциала эмпирического «Я» личности, как разметки на спирали четырехмерного времени. Это шесть личностных типов, непосредственно укорененных в самых основах древней метафизики и мифологии, так подробно проанализированных Мартином Хайдеггером. Результатом этого анализа стала, как известно экзистенциальная философия и психология, которая вводит в философский оборот знаменитое «dasein» М. Хайдегерра, которое (в переводе Бибихина) мы понимаем как «присутствие» или как «Бытие в.». Присутствие как «Бытие-в.» «подразумевает ... бытийное устройство присутствия и есть экзистенциал. Сущее, которому присуще бытие-в в этом смысле, мы характеризуем как сущее, которое всегда есмь я сам» [2]. Однако, эта формулировка требует продолжения: Бытие в.чем? Очевидно, речь должна пойти о мире. Мир полон вещей. Как мы установили выше, в вещах используется не вещество, а пустота внутри него. Пустота наполнена психодинамическими силами, центром которых является «Я» («я есмь»). Чтобы ответить на поставленный выше вопрос и получить для «Я» «бытие в мире», то есть его экзистенциал, М. Хайдеггер привлекает компоненты мирового устройства вещи: «Веществуя, вещь дает пребыть собранию четверых - земле и небу, божествам и смертным - в односложности их собою самой единой четверицы».

Расписав в статье эту игру «четверицы» в четырехмерном субъективном времени, мы и получили шесть психодинамических типов экзистенциала эмпирического «Я» личности, как «бытийного устройства присутствия» «эмпирического «Я» в мире. Фактически это экзистенциальные психодинамические типы личности, так как третий компонент личности по У. Джеймсу - «чистое Я» - не поддается научно эмпирическому исследованию [1]. Определение типа экзистенциала эмпирического «Я» личности обычно осуществляется психотерапевтом (и врачом, знакомым с основами психотерапии) интуитивно в опоре на анализ типа гештальт-контакта, как он представлен в гештальт-психологии. Но схем контакта у разных авторов достаточно много. Мы предложили схему гештальт-контакта, основанную на модели субъективного времени [5], подробное описание которой не входит в задачи этой статьи. Можно только добавить, что, по нашему мнению, в соответствии с принятой в глубинной психологии терминологией «преконтакт» соответствует «просвету» в Таблице 1 и всем трем его переходам в Будущее, Настоящее и Прошлое. Переход Прошлого в Настоящее соответствует катексису, переход Будущего в настоящее катарсису и переход Настоящего в Прошлое 2 - постконтакту и зарождению базовой тревоги («что дальше?..»). На наш взгляд, экзистенциал здоровья/болезни это и есть то знание, которое позволит лечить не симптомы, а целостного человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика; 1991.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва; 2008.

3. Лао Дзы. Дао Де Дзинь. М.: Эксмо; 2002.

4. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Республика; 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ненашев М.И. Мартин Хайдеггер о сущем и бытии // Научно-культурологический журнал RELGA. 2019. №13 (366). Доступно по ссылке: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu -www.woa/wa/Main?textid=3176&level1=mai п&^е12=агНс^.

Ссылка активна на 10 октября 2019.

6. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл; 2001.

7. Сочивко Д.В. Психодинамика. 2 изд-е. М.: МПСИ; 2007.

8. Сочивко Д.В. Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации //

REFERENCES:

1. James W. Psychology. Moscow: Pedagogyka; 1991. (In Russ).

2. Heidegger M. Being and time. Moscow; 2008. (In Russ).

3. Lao-teu. Tao Te Ching. Moscow: Eksmo; 2002. (In Russ).

4. Heidegger M. Being and time. Moscow: Respublika; 1993. (In Russ).

5. Nenashev MI. Martin Hajdegger o sushhem i bytii // Nauchno-kul'turologicheskij zhurnal RELGA. 2019; 13 (366). Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu -www.woa/wa/Main?textid=3176&level1=mai n&level2=articles. Accessed: 10 October 2019. (In Russ).

6. Lewin K. Dynamic psychology. Moscow: Smysl; 2001. (In Russ).

7. Sochivko DV. Psychodynamics. 2nd ed. Moscow: MPSI; 2007. (In Russ).

8. Sochivko DV. Psychodynamic idea in the twentieth century: from Gestalt to motivation.

Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. T.6, №3 (22). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=335. Ссылка активна на 16 котября 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Академии Федеральной Службы Исполнения Наказаний Российской Федерации; 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. email: sochivo@mail.ru.

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 01.09.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 16.10.2019

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сочивко Д.В. Психодинамика экзистенциала здоровья (болезни) личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 4 (27). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=399 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20194567-582

Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (3). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=335. Accessed: 16 Oct 2019.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Sochivko Dmitrij Vladislavovich - Doctor of Psychology, professor, professor of the Department of general Psychology at the Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service; 390000, Russia, Ryazan, 1 Sennaya street. email: sochivo@mail.ru.

PAPER RECEIVED : 01.09.2019 PAPER ACCEPTED : 16.10.2019

REFERENCE FOR CITING:

Sochivko DV. Psychodynamics of the person's health (disease) existential. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7(4). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=399 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20194567-582

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.