Научная статья на тему 'Псевдорелигиозный квест как составляющая европейской культуры'

Псевдорелигиозный квест как составляющая европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА КВЕСТ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КВЕСТ / ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЙ КВЕСТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА / КОНСПИРОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА / ГЕРОЙ-КВЕСТОР / ИГРОВОЕ НАЧАЛО / STRUCTURE OF QUEST / RELIGIOUS QUEST / PSEUDO-RELIGIOUS QUEST / SOCIOCULTURAL MATRIX / CONSPIRACY MATRIX / HERO-QUAESTOR / GAME START

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боровая А.Ю.

Целью данной статьи является выяснение существования в современном социокультурном пространстве религиозного квеста. В статье рассматриваются современные нарративно-цифровые структуры конспирологического квеста. Дается обобщенный анализ и систематизация смысловых структурообразующих элементов современной структуры конспирологического квеста. Объясняется псевдорелигиозность исследуемой структуры-квест. Для определения и объяснения отдельных структурообразующих элементов квеста применялся метод математического анализа и сопоставления. Были сделаны выводы и определен дальнейший ход исследования проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pseudo-Religious Quest as a Component of European Culture

The purpose of this article is to elucidate the existence in a modern sociocultural space of a religious quest. The article deals with modern narrative-digital structures of conspiracy quests. The generalized analysis and systematization of the semantic structure-forming elements of the modern structure of a conspiracy quest is given. Explains the pseudo-religious nature of the structure under study. To determine and explain the individual structure-forming elements of the quest, a method of mathematical analysis and comparison was used. Conclusions were drawn and further investigation of the problem was determined.

Текст научной работы на тему «Псевдорелигиозный квест как составляющая европейской культуры»

УДК [82.09+004.946]: 794.08

ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЙ КВЕСТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. Ю. БОРОВАЯ,

старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного, Пензенский государственный университет, Пенза, ул. Красная, 40. тел. +7(8412)54-86-82, e-mail: anna-borovaja@rambler.ru.

АННОТАЦИЯ

Боровая А. Ю. Псевдорелигиозный квест как составляющая европейской культуры.

Целью данной статьи является выяснение существования в современном социокультурном пространстве религиозного квеста. В статье рассматриваются современные нарративно-цифровые структуры конспирологическо-го квеста. Дается обобщенный анализ и систематизация смысловых структурообразующих элементов современной структуры конспирологического квеста. Объясняется псевдорелигиозность исследуемой структуры-квест. Для определения и объяснения отдельных структурообразующих элементов квеста применялся метод математического анализа и сопоставления. Были сделаны выводы и определен дальнейший ход исследования проблемы.

Ключевые слова: структура квест, религиозный квест, псевдорелигиозный квест, социокультурная мат© А. Ю. Боровая, 2017

32

рица, конспирологическая матрица, герой-квестор, игровое начало.

SUMMARY

Borovaya A. Yu. Pseudo-Religious Quest as a Component of European Culture.

The purpose of this article is to elucidate the existence in a modern sociocultural space of a religious quest. The article deals with modern narrative-digital structures of conspiracy quests. The generalized analysis and systematization of the semantic structure-forming elements of the modern structure of a conspiracy quest is given. Explains the pseudo-religious nature of the structure under study. To determine and explain the individual structure-forming elements of the quest, a method of mathematical analysis and comparison was used. Conclusions were drawn and further investigation of the problem was determined.

Keywords: structure of quest, religious quest, pseudo-religious quest, sociocultural matrix, conspiracy matrix, hero-quaestor, game start.

В своей работе «Шок будущего» Э. Тоффлер разделил человечество на 3 группы: люди прошлого, люди настоящего и люди будущего. В соответствии с такой классификацией часть молодого поколения современного социума может быть представлена как общество будущего, как общество, неотъемлемой частью жизни которого является киберпространство и нанотехнологии.

Поглощение людей киберпространством приводит к изменению человеческой личности и человеческого мировоззрения. Технологии, позволяющие изменять человеческую природу, возможности цифрового мира заставляют человечество активно осваивать и познавать новое, но одновременно оставляют у человека чувство неуверенности и опасности. Все это происходит на фоне общемирового кризиса, террористических атак, локальных войн, цветных революций, распада государств и усугубляет психологическое напряжение. Психологи утверждают, что в современ-

ном мире человек часто испытывает боязнь за свою жизнь. Именно в такой период, как утверждают ученые, зарождается вера во всемирный заговор. Интерес современного социума к деятельности тайных организаций обусловлен целым рядом факторов, связанных с жизнью того или иного государства, общества. Желание найти ответы на интересующие вопросы, познать мир и изменить себя порождает квесторов.

Понятие «квест» в культурологии существовало еще с древности, что нашло отражение, например, в мифологическом цикле о золотом руне и приключениях аргонавтов. В средневековой Европе существовало 2 варианта квес-та. Рыцарский квест, т.е. опасное путешествие с целью нравственного самосовершенствования и во имя Прекрасной Дамы. Сюжеты подобных квестов встречаются в песнях средневековых трубадуров и рассказах о подвигах рыцарей короля Артура. Другим вариантом являлся религиозный квест. Это путешествие, имеющее сакральное значение, поэтому выполняли его рыцари-монахи, или люди, желающие посвятить свою жизнь Господу. Целью религиозных квесторов была защита, охрана и поиск христианских ценностей. Примерами подобного военного похода могут служить Крестовые походы в Святую землю [3]. Исторические романы и фильмы разного периода достаточно полно дают читателю или зрителю художественную картину подобного квеста.

В современном мире квест имеет совершенно другое значение и представлен в двух направлениях: в литературном, и в компьютерно-игровом. Основываясь на работы Й. Хей-зинги, Ю. Лотмана и Г. Гессе, литературу и игру можно рассматривать как проявления культуры. Таким образом, функционирование современного квеста происходит в культурологическом поле. Квест в современном социокультурном пространстве - это городская, экстремальная или компьютерная игра, а также художественное произведение, имеющее в основе своего сюжета поиск определенного объекта, сопро-

вождающийся приключениями и трудностями. Как явление культурологическое квест имеет свои структурообразующие и смысловые элементы. Каковы же особенности современного квеста, представленного в нашем обществе как литературный или цифровой нарратив? Квесты могут быть детективные, мистические, военные и др. Сюжет того или иного произведения: текста, игры, кибертекста обуславливает жанр квеста. Правомерно ли использовать для современного квеста определение «религиозный»? Существует ли в современном мире религиозный квест? Представляется интересным рассмотреть этот вопрос более детально.

Существует предположение о том, что развитие литературных технологий привело к созданию нового типа произведений. В первые десятилетия XXI века появились новые подвиды романа - роман-фэери, роман-травелог, ро-ман-андрогин, роман-квест. Еще в начале XX века Х. Орте-га-и-Гассет говорил о кризисе жанра романа, а М. Бахтин отмечал, что роман - это формирующийся жанр. Появившиеся новые подвиды имеют общие черты и представляют собой мультикультурное явление, сочетающее в себе признаки нескольких различных видов и форм современной культуры. Так романы Дэна Брауна, В.М. Манфреди или Г. Лумиса, Колдуэлла и др. могут быть одновременно литературной основой для киносценария, сюжетами для компьютерных игр и готовыми экскурсионными маршрутами.

Исследуя литературные и цифровые нарративы, в статье «Функционирование нарративного квеста в трансмедиальном пространстве» нами были выделены основные общие структурообразующие элементы для романов, фильмов, компьютерных игр - квест [4]. Такими элементами являются игровое начало, сложный хронотоп, состоящий из системы разноуровневых полей, сюжетность, особый тип героя, выполняющего свою миссию. Все упомянутые элементы взаимосвязаны и составляют единую схему произведения. Сюжет в произведениях-квест построен по известной схеме: загадка - раздумье - разгадка - действие -

тупик - новая загадка и т.д. Рассматривая тип сюжета, можно утверждать, что религиозным как духовным, подобно средневековому, связанным с христианскими основами и принципами, современный квест назвать нельзя. В таком случае необходимо говорить о паломничестве. Компьютерная игра, или роман-квест имеют элемент псевдорелигиозности и основу сюжета такого произведения составляет теория заговора. Как известно, конспирологи считают, что историю творят тайные организации, общества, поэтому сюжет любого произведения, где действуют тайные третьи силы, можно считать конспирологическим. Некоторые исследователи, например, М.В. Хлебников, считают, что средневековые религиозные ордена могут выступать в роли своеобразной социокультурной матрицы «тайных обществ», которые, в свою очередь, составляют основу конспирологической теории [8]. Подобную матрицу характеризуют два основных принципа. Это существование модели восприятия общественным сознанием тайной организации, которое опирается на реальные прототипы, но при этом оставляет возможность дополнения матрицы различными гипотезами, догадками. Второй принцип, по мнению исследователя, - это исчезновение подобной матрицы как объекта социокультурной интерпретации из общественного сознания, или утрата актуальности, что дает возможность наполнять матрицу новым содержанием. Именно эти условия позволяют воспринимать конспиро-логическую теорию как идеальную модель. Принимая во внимание, что ордена, которые создавались в качестве духовных объединений, к началу XXI века уже утратили свои специфические религиозные черты и стали свободной социокультурной матрицей, современное европейское общество готово воспринимать новое наполнение такой матрицы. Именно поэтому особый успех в литературе последних 10-15 лет имеют романы с конспирологическим сюжетом, в которых главным действующим субъектом, противостоящим герою-квестору, имеющему глубокие познания в раз-

ных областях культуры, искусства и науки, является какой-либо рыцарский религиозный орден, или религиозная организация. В романах Дэна Брауна это иллюминаты и тамплиеры, в романах Молиста - катары и тамплиеры, у В.М. Манфреди тайное древнее общество, в романе Грэга Лумиса «Тайна Аркадских пастухов» - тайное общество «Пегас». Конспирологический сюжет требует сложного двухуровневого хронотопа. Могущественная тайная организация, уходящая корнями в древность или средневековье, продолжает существовать в современном мире и хранить свои секреты, которые герой-квестор обязательно должен разгадать. Действия в художественном произведении происходят в двух временных периодах: прошлом и настоящем. Наиболее информационно-важным оказывается период прошлого. Все объекты поиска героя-квестора приходят из прошлого. Применяя метод математического анализа структуры подобных произведений-квест, можно построить график, расположив на горизонтальной оси координат объект поиска, перемещающийся из прошлого времени в настоящее. Объект, пришедший из прошлого в современный мир, по правилам конспирологического сюжета, должен охраняться и по каким-то причинам быть утерянным тайным обществом. Это обуславливает первую загадку для квестора. При дальнейшем развитии сюжета объект поиска находится в современном временном периоде, но квестор постоянно должен возвращаться к прошлому чтобы раскрывать определенные тайны, связанные с объектом. По такой схеме можно создать любое произведение конспирологического квеста: роман, или маршрут экстремальной игры, или задать программу для компьютерной игры. Для профессора Лэнгдона из романа Дэна Брауна объектом является Святой Грааль, для главной героини романа Х. Молиста Кристины объект - это старинное кольцо тамплиера, а для Джека Хантера, героя фильма «В поисках сокровищ Угарита», объектом стал древний артефакт, дающий власть и могущество его обладателю и

принадлежавший тайному обществу. Все эти объекты тщательно охранялись представителями тайных, религиозных организаций, рыцарских орденов. Происходит событие, в результате которого объект обнаруживается в современном мире. Кольцо магистра становится подарком ко дню рождения Кристины, Джек Хантер находит древнюю плиту с угаритской клинописью, а в романе Г. Лумиса Лэнг Рейли начинает собственное расследование, связанное с копией картины Пуссена «Аркадские пастухи». В результате развития сюжета, герой-квестор сталкивается с мощной тайной организацией, способной управлять миром. Сам герой-квестор должен обладать обширными знаниями в области истории, культурологии, лингвистики, владеть несколькими языками, быть в хорошей физической форме. Если квестор не имеет достаточно знаний, то у него обязательно появляются помощники. Главной чертой квестора остается способность к анализу и логике. Исходя из таких требований, можно говорить об образе ученого, любящего приключения и тайны. В финале конспирологического квеста объект остается в современном мире, но секреты и тайны, которые он хранит, не могут стать достоянием общественности и не имеют подтверждения реальными фактами. А квестор, разгадывая загадки и раскрывая тайны, меняет свое отношение к окружающему миру и к себе. Современные квесторы в процессе поисков заветного объекта совершенствуются интеллектуально и нравственно. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, все нарративно-цифровые конспирологичес-кие квесты имеют сходную структуру, во-вторых, основной противодействующей силой главному герою выступают тайные общества, имеющие религиозную составляющую, которые стали социокультурной матрицей и могут быть дополнены новой информацией. В-третьих, герой-квестор, как и в средневековом рыцарском квесте, совершенствуется сам, переосмысливает свое место в окружающем мире и осознает хрупкость равновесия и нестабильность со-

временного мира. Герой обязательно разгадывает главную тайну, но она не может быть вынесена на широкое обсуждение общественности. Таким образом, в современном культурологическом пространстве псевдорелигиозный квест оказывается сложной структурой, включающей в себя элементы средневекового рыцарского квеста и кон-спирологическую матрицу. Рассматривая детально структуру исследуемых псевдорелигиозных квестов, более пристальное внимание стоит уделить религиозной составляющей социокультурной матрицы, ее новым элементам и функционированию структуры конспирологической матрицы в современном киберпространстве.

Список использованных источников

1. Амирян Т.Н. Они написали заговор. Конспирологичес-кий детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой. М.: Фаланстер, 2013. 352 с.

2.Ассман А. Трансформации нового режима времени [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. -2012. - №4 (116). - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/ node/2522. (дата обращения 3.10.2017).

3. Боровая А.Ю. Анализ лексико-семантического поля «квест» //Харьков: Вестник ХГАДИ. 2012. - №13. С.80-83

4. Боровая А.Ю. Функционирование нарративного квеста в трансмедиальном пространстве. //Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. - 2015. - №2 (10). С. 14-20.

5. Павлова Д.О. Конспирологическая формула повествования //Самара: Вестник СамГу. 2013. - №2 (103). С. 144150.

6. Тоффлер Э. Шок будущего; пер. с англ Е.Руднева и др. М.: АСТ, 2002, 557 с.

7. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры., пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

8. Хлебников М.В. Теория заговора. Историко-философский очерк. Новосибирск: изд-во Альфа-Порте, 2014. 566 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.