Научная статья на тему 'Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании'

Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ / СЦЕНАРИЙ КВЕСТА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК / QUEST / WEB QUEST / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / LITERARY QUEST / QUEST SCENARIO / INDEPENDENT SEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Ольга Алексеевна

В статье представлены виды интерактивных технологий, применяемых в вузовском образовательном процессе. Рассматриваются основные компоненты литературного квеста, приводится примерный сценарий проведения данной интерактивной формы со студентами-филологами при изучении биографии писателя. Делается вывод о том, что квест помогает расширить литературоведческие и культурологические сведения, научить студентов самостоятельному поиску, применить полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF QUEST-TECHNOLOGY IN PHILOLOGICAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOLS

The article presents the types of interactive technologies used in the academic process in higher schools. The main components of the literary quest are considered; an illustrative scenario of implementing this interactive form with students-philologists in the study of the writer's biography is given. The conclusion is that quest helps to expand the literary and cultural information, to teach independent search to students, to apply the acquired knowledge in the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании»

Курбатова Ольга Алексеевна

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗОВСКОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлены виды интерактивных технологий, применяемых в вузовском образовательном процессе. Рассматриваются основные компоненты литературного квеста, приводится примерный сценарий проведения данной интерактивной формы со студентами-филологами при изучении биографии писателя. Делается вывод о том, что квест помогает расширить литературоведческие и культурологические сведения, научить студентов самостоятельному поиску, применить полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-3754.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 3. C. 198-201. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

198

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 3

Таким образом, содержание обучения дисциплине «Иностранный язык», аутентичные тексты, направленные на профессиональную социализацию и адаптацию будущих специалистов, расширяют у студентов диапазон межкультурных знаний и формируют умения делового общения, понимания в ситуациях межкультурной интеракции.

Список литературы

1. Вишневецкая Н. А. Обучение студентов вуза иноязычной текстовой деятельности: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2009. 189 с.

2. Зайченко А. А. Учет некоторых характеристик экономических текстов при обучении профессионально ориентированному переводу // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты («Лемпер-товские чтения VI»): сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума, посвященного 65-летию ПГЛУ. Пятигорск, 2004. С. 202-204.

3. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранных языках. М.: Знание, 1983. 205 с.

4. Лапидус Б. А. Проблемы содержания обучения языку в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. 163 с.

5. Попова И. А. Обучение профессионально-ориентированному чтению студентов-медиков: дисс. ... к. пед. н. Пятигорск, 2005. 203 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата). М., 2015. 16 с.

7. Bauen und wohnen [Электронный ресурс]. URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_vishnevetskaya-01_000.pdf (дата обращения: 01.10.2016).

ISSUES OF SOCIALIZATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Vishnevetskaya Natal'ya Alekseevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Romanova Ol'ga Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Surkova Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology Volgograd State Technical University [email protected]; [email protected]; [email protected]

The article discusses the term "socialization" in the linguo-didactic aspect. The authors draw attention to the fact that the process of professional socialization in foreign environment is possible through careful selection of text material, which allows you to extend the term system of sublanguage of a specialty and to simulate various situations of cross-cultural interaction. Some tips of the organization of the process of foreign language teaching in a nonlinguistic higher school are given.

Key words and phrases: socialization; foreign language training; sublanguage of specialty; cross-cultural interaction; professional community; authentic texts.

УДК 37

В статье представлены виды интерактивных технологий, применяемых в вузовском образовательном процессе. Рассматриваются основные компоненты литературного квеста, приводится примерный сценарий проведения данной интерактивной формы со студентами-филологами при изучении биографии писателя. Делается вывод о том, что квест помогает расширить литературоведческие и культурологические сведения, научить студентов самостоятельному поиску, применить полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова и фразы: квест; веб-квест; образовательная технология; литературный квест; сценарий квеста; самостоятельный поиск.

Курбатова Ольга Алексеевна, к. пед. н., доцент

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Бирске [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗОВСКОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современный подход к обучению ориентирован на внедрение в процесс образования новых интерактивных технологий, обусловленных потребностями личности, общества и государства. Их исторический и концептуальный смысл заключается в выработке у студентов-бакалавров социально полезных знаний, убеждений, личностных качеств, отношений и опыта поведения. Тем более одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое применение в учебном процессе интерактивных методов в сочетании с внеаудиторной работой.

Безусловно, что приоритет в работе преподавателя дисциплины должен быть отдан приемам опосредованного педагогического воздействия: отторжение прямого диктата, навязывания собственного мнения, авторитарного менторского подхода к процессу обучения. На смену несколько устаревшим методам подачи материала приходят новые, позволяющие существенно «оживить» процесс обучения. На первые позиции выдвигается диалог, совместный поиск истины, командная работа в малых группах, создание условий для творческих идей, овладение методикой успешности.

Для решения воспитательных и учебных задач в вузовском образовательном пространстве применяются следующие интерактивные технологии: дискуссия, круглый стол, дебаты, мозговой штурм («брейн-сторм»), деловые и ролевые игры, метод case-study, метод «дерево решений», ПОПС-формула, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа, метод портфолио, проектный метод, метод эйдос-конспекта, сократический диалог, метод «Займи позицию», дуэтная лекция, методы презентации, театрализации, бинарных уроков и другие [8].

Среди довольно большого выбора игровые образовательные технологии, к которым мы относим квест и веб-квест, в последние годы набирают все большую популярность в филологическом образовании. Не следует думать, что данные виды заменяют текст, слово, анализ произведения. Они расширяют смысловое поле, используя интерес молодежи к компьютерным технологиям. Система активного поиска и сбора информации, ее систематизация и получение нового содержательного продукта, привлекательность приобретения нового исследовательского опыта (особенно на первых-вторых курсах вуза) дает возможность говорить о дополнительных подходах в личностно ориентированном образовании.

Дадим краткую информацию о технологии применения квестов. Квест (англ. quest) - приключенческая игра - выступает как одна из основных жанрово-компьютерных игр, представляющих собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира [7].

Существует огромное разнообразие квестов (текстовые приключения, графические квесты, квесты-головоломки, виртуальные романы и др.). Зародившись как компьютерные игры в 70-х годах двадцатого века, пережив свой взлет в 90-х, они практически завершили свое существование с появлением Ю-технологий.

Однако компьютерная идея была успешно трансформирована в педагогический процесс, на ее основе были созданы образовательные квесты, которые, в свою очередь, дали разветвленную сеть гибких технологий, позволяющих свободно перейти из виртуального мира в реальный, применяя правила сюжетно-ролевой игры. Некоторые исследователи стали рассматривать квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний, умений, навыков [4].

При исследовании оказалось, что данная технология уже имела свои метакорни в истории мировой литературы. Мифология дала примеры квестов через способы организации и построения некоторых сюжетов (миф о Персее); античность - подвиги Геракла и метаморфозы золотого осла; Средневековье - многочисленные «хождения» и «видения», циклы куртуазных (рыцарских) романов и повестей, Проторенессанс - загробный мир Данте Алигьери, эпоха Возрождения - утопии, пикарескные романы; «вершину квеста» мы видим в романах Вольтера, Д. Дефо и Дж. Свифта. Герои объединены одним - поисками (счастья, любви, славы, новых земель и т.п.), они преодолевают трудности (в лице реальных и ирреальных сил), но выполняют свою задачу.

Широкое распространение получили и веб-квесты, дающие студентам возможность работать с сайтами, выполняя то или иное учебное задание. Но смысл веб-квеста состоит в том, что не существует сайтов, где была бы выложена в полном объеме вся конкретная информация по заданию. Исследователю необходимо провести большую аналитическую работу, самостоятельно отбирая материал (этап поиска, компиляции, организации полученных сведений в единую смысловую систему). В литературе о веб-квестах достаточно подробно изложены виды занятий, структура, этапы работы, критерии оценки веб-квеста [1].

Рассмотрим один из интересных, на наш взгляд, видов квеста - литературный, в связи с его уникальной возможностью привлечения межпредметных связей, помогающий в интерактивной форме рассмотреть аспекты творчества того или иного писателя. Этот вопрос можно по праву обозначить как проблемный, потому что за последние годы стремительно упал интерес к чтению, и сама попытка соединения компьютерной технологии и литературного материала представляется нам одной из возможностей возбуждения интереса к чтению. К сожалению, в последние годы этот вопрос стал проблемным и для филологических факультетов педагогических вузов. Причина кроется не только в школьном образовании, ориентированном на результаты ЕГЭ, но и в семейном воспитании, когда книга не выполняет функцию воспитания духовных потребностей.

Целью литературного квеста на занятиях студентов по истории зарубежной литературы является организация изучения филологических и культурологических знаний, которые получены самостоятельно (кроме учебника и лекций преподавателя). Для этого используется обширная информация с сайтов данной специфики. Материал анализируется, систематизируется и превращается в самостоятельное реферированное высказывание с применением презентаций на заданную тему. Работа осуществляется в малых группах (3-4 человека), которые в процессе доклада выступают в ролях ораторов, лекторов и исследователей. Следует отметить, что в ФГОС нового поколения рекомендовано проведение для бакалавров 20% занятий интерактивного характера от общего числа аудиторных часов.

На примере творческой биографии английского драматурга В.Шекспира мы покажем основные коллизии интерактивного занятия-квеста, где каждый студент имеет свою «творческую нишу».

200

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 3

Занятие имеет четко прописанный сценарий, где каждый участник знает свою задачу и действует в соответствии с правилами квеста. Отметим, что роли при изучении биографии писателя, его творческой лаборатории, распределяются между участниками по желанию. Каждой группе соответствует своя заданная роль. Все группы сопровождают свое выступление демонстрацией качественной презентации с использованием не менее 30-40 слайдов.

Роли в литературном квесте.

1. Историки. Сообщают об эпохе Возрождения в Англии (политическая обстановка в стране времен правления Тюдоров, религиозные вопросы, периодизация эпохи (отличия от итальянского Возрождения), войны, колонии, экономическое положение страны). Подробный комментарий событий.

2. Философы. Рассказ о философских концепциях того времени и отражение их в литературе. Ф. Бэкон и В. Шекспир - вопрос сотрудничества или авторства?

3. Культурологи дают информацию о культурных достижениях эпохи Возрождения в Англии.

4. Искусствоведы сообщают о важнейших событиях в мире искусства (живопись, архитектура, музыка).

5. Историки моды рассказывают о том, что собой представлял облик англичанина шекспировской эпохи.

6. Биографы приводят интересные факты из жизни В. Шекспира (детские, юношеские, взрослые годы).

7. Криминалисты изучают «непростые вопросы» биографии В. Шекспира в свете последних научных достижений (взаимоотношения с семьей, «белые пятна» биографии, неприязнь современников, лондонский период, «шекспировский вопрос», завещание, судьба захоронения).

8. Литературоведы сравнивают тексты его пьес, написанные в разное время, сопоставляют переводы.

9. Библиографы знакомят со всеми известными (с начала XX века до наших дней) критическими работами о В. Шекспире.

10. Киноведы находят в Интернете трейлеры к фильмам или отрывки из фильмов, снятых о Шекспире или по мотивам его пьес.

11. Театралы рассказывают о лондонском театре «Глобус», его устройстве, актерской труппе, службе Шекспира в театре.

12. Актеры исполняют отрывки из пьес В. Шекспира и читают наизусть сонеты.

13. Сценаристы пишут сценарий для театрализованного литературного вечера В. Шекспира.

14. Журналисты создают итоговую статью, где применяют сведения, полученные во время проведения квеста.

Студентам создано поле комфортных условий обучения, при которых участники образовательного пространства чувствуют свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. На данном занятии присутствует идея общей работы, равноправие положения, право на собственное мнение по любому вопросу, обилие суждений и информации. Учебный процесс должен организовываться таким образом, чтобы практически все студенты-филологи оказывались вовлеченными в процесс познания, имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность показывает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, организуется индивидуальная и групповая работа, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с текстами, критическими статьями и различными источниками информации.

Создается среда целостного образовательного общения, которая характеризуется гуманитарной открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля, самостоятельностью поиска. А эффект неожиданности дает возможность открытия нового поворота в исследовании творчества автора.

При использовании литературного квеста роль преподавателя дисциплины кардинально меняется, перестаёт быть ведущей, центральной, он лишь регулирует процесс, занимается его общей организацией, проводит консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Современная образовательная ситуация направлена, прежде всего, на повышение общей гуманитарной культуры, установление эмоциональных контактов, создание творческого поиска ответов в сложных ситуациях, формирование умения отстаивать собственную точку зрения, позицию, уметь работать в команде, быстро и четко отслеживать результаты работы, понимать вкус настоящей литературы и языка, любить учиться и находить новое, то есть стремиться быть профессионалом. При создании образовательных квестов решаются многие задачи (образовательная, развивающая, воспитательная) [3]. Данный вид работы универсален для применения в любой практической сфере вузовского филологического образования.

Таким образом, достаточно хорошо построенный сюжет квеста даст возможность замотивировать студентов в более осознанном ключе: найти качественный материал в книгах и Интернете, грамотно приготовить презентацию, систематизировать материал, логически правильно его выстроить в соответствии с замыслом квеста. В данном контексте важна заинтересованность в результате (текущая оценка, промежуточная сессия, сессия). При подготовке литературного квеста, педагог-организатор должен видеть перспективу занятия, четко осознавать, какими ресурсами и возможностями он обладает.

Следует также отметить, что у студентов повышается интерес к чтению, осмыслению художественных текстов, желание понять авторский замысел, найти в биографии писателя концептуальную перекличку с его литературными творениями. Применение новых форм в филологическом образовании дает уникальную возможность возрождения интереса к литературному чтению.

Список литературы

1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании. ИТО-99: материалы Международной конференции. URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения: 05.11. 2016).

2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы интернет-образования. 2002. № 7. URL: http://vio.uchim.info/ Vio_site/cd_site/Articles/title_1-30.htm#7 (дата обращения: 11.11. 2016).

3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1: в 2-х частях. Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 11.11.2016).

4. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. 2014. № 6 (09). С. 138-140.

5. Сокол I. М. Квест: метод чи технолопя? // Комп'ютер у школi та им'!. 2014. № 2 (114). С. 28-32.

6. Щелина Т. Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мат-лам XXXVI Между-нар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 1 (36). С. 102-109.

7. http://www.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 05.11.2016).

8. Kurbatova O. A., Grebenshikova N. N. The use of interactive teaching methods in philological disciplines in the high school education sphere // Literature, language and culture influenced by globalization. Vienna, 2014. Р. 66-77.

THE USE OF QUEST-TECHNOLOGY IN PHILOLOGICAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOLS

Kurbatova Ol'ga Alekseevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Bashkir State University (Branch) in Birsk solveig209@rambler. ru

The article presents the types of interactive technologies used in the academic process in higher schools. The main components

of the literary quest are considered; an illustrative scenario of implementing this interactive form with students-philologists

in the study of the writer's biography is given. The conclusion is that quest helps to expand the literary and cultural information,

to teach independent search to students, to apply the acquired knowledge in the future professional activity.

Key words and phrases: quest; web quest; educational technology; literary quest; quest scenario; independent search.

УДК 796.03

В статье рассмотрены проблемы формирования у школьников мотивации к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как основного показателя ведения здорового образа жизни населения. Проведенный автором анализ данных социологического опроса по вопросу мотивации выполнения комплекса ГТО показал, что действительно возникает ряд сложностей при выполнении нормативов из-за его многогранности. Автор акцентирует внимание на основных причинах недостаточной подготовки учащихся к выполнению норм комплекса ГТО.

Ключевые слова и фразы: формирование мотивационной составляющей; нормативы комплекса ГТО; двигательная активность; физическая и психологическая готовность; разноплановая физическая подготовка.

Мицан Елена Леонидовна, к. пед. н., доцент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова mitsan [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО

Актуальность вопроса формирования мотивационной составляющей у школьников для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ГТО) в настоящее время не вызывает сомнений. Комплекс ГТО направлен не только на выполнение заданных нормативов, но в большей степени его задачей является способствование самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Он становится довольно популярным среди школьников - это можно увидеть по числу зарегистрированных пользователей на сайте ГТО [6]. Многих учащихся привлекает престижность, популярность комплекса ГТО по всей территории России, его организация и как результат - знак отличия ГТО, который позволяет выделиться школьнику, получившему заветный заветную награду среди сверстников, показав свою индивидуальность, способность к решению поставленных перед ним задач и возможность набрать льготные баллы для поступления в высшие учебные заведения.

Но зачастую желающие получить вожделенный знак отличия, а с ним и дополнительные бонусы оказываются перед проблемой широкого спектра испытаний, предъявляемых комплексом. Необходимо быть хорошо разнопланово физически подготовленным, чтобы выполнить нормативы комплекса ГТО. В данном контексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.