Потапова Ольга Андреевна
Тульский государственный педагогический университет Л.Н. Толстого факультет истории и права (1 курс)
PRUDENCE - PRUDENTIA - МУДРОСТЬ
Ян Амос Коменский — чешский педагог, общественный деятель и основоположник научной педагогики. Его педагогические идеи известны и популярны и сегодня. Он является автором множества педагогических работ. «Orbis Sensualium Pictus» или «Мир чувственных вещей в картинках» - одно из самых известных произведений Коменского. В ней педагог излагает свои религиозные взгляды, воспитывает чувства ребёнка, что способствует его духовному развитию. Это делает интересным анализ одной из глав данной книги.
Мудрость (1) оглядывает все, как змея (2), и напрасно ничего не делает, ничего не говорит и не думает. Она смотрит (3) в прошлое, словно в зеркало (4), и предвидит будущее (5) или конец (6), словно через подзорную трубу (7). Таким образом, она ясно видит, что сделано и что остается сделать. Для своих действий она ставит наперед благородную, полезную, а вместе с тем, и если возможно, и приятную цель. Поставивши цель, она рассматривает средства или путь (8), который ведет к цели, но, чтобы что-нибудь не помешало, выбирает верные и легкие средства, и лучше немногие, чем многочисленные. Она ловит случай (9) (у которого на лбу волосы (10), но на темени лысина (11), и который к тому же крылат (12), а потому легко ускользает) и схватывает его. По дороге она идет осторожно (осмотрительно), чтобы не споткнуться и не заблудиться.
Нумерация слов в тексте совпадает с обозначениями предметов и явлений на иллюстрации.
Рассмотрим иллюстрацию подробнее. Мы видим человека с двумя головами, одетого в мешковатую одежду. В одной руке он держит зеркало, в котором видно его отражение, в другой - подзорную трубу. Также изображен ангел с крыльями и змея. Все это расположено на фоне природы - небольших песчаных гор и неба с тучами.
2. Serpens - змея;
4. Speculum - зеркало;
7. Telescopio - подзорная труба;
10. Frons - лоб, Capillatus - um покрытый волосами;
11. Vertex - темя. Calvus - лысый;
12. Alatus - крылатый.
Utilis - полезный;
Jucundus - приятный;
Scopus - цель.
Основная задача иллюстрации, по нашему мнению, состоит в том, чтобы символически показать, что такое мудрость. Мудрость - правильное понимание жизненных целей. Эта иллюстрация учит уместному применению накопленных знаний и жизненного опыта, что и приводит к желаемой цели.
В данном тексте мудрость сравнивается со змеей, так как змея -хитрое существо, символизирующее качества, необходимые разумному человеку.
Мы полностью согласны с названием иллюстрации, т. к. оно наиболее полно и кратко её характеризует.
На переднем плане мы видим изображенную змею, которая в христианской вере ассоциируется с добром и злом одновременно. С одной стороны, образ пресмыкающегося, сбрасывающего шкуру, связывают с Иисусом Христом, пожертвовавшим собой и вознесшимся на небеса. С другой стороны, этот образ говорит о коварстве, алчности, непокорности. Неудивительно, что пресмыкающееся нередко наделялось женской головой, такие рисунки символизировали искушение, соблазн. Также на картине
изображён человек с двумя головами, олицетворяющий мудрость, и ангел, дарящий надежду, шанс. У ангела есть крылья, данные ему для того, чтобы творить добро. Ведь крылья - символ духовности во всех культурных традициях. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира.
Мы думаем, что описываемая иллюстрация относится к технике «углубленная гравюра», так как здесь при помощи штрихов, линий, пятен и только двух цветов — черного и белого — передана вся гамма оттенков; все элементы картины подчиняются замыслу художника, образуют единство.
На картине художник хотел показать, что мудрость смотрит в прошлое, много думает и анализирует, но в то же время заглядывает в будущее. Она ставит перед собой благородную цель и с помощью подзорной трубы ищет к ней более легкий путь. Однако на пути ей встречается Случай (его олицетворяет ангел). Мудрость пытается его поймать, но ничего не выходит. Поэтому она идет по выбранному пути осторожно и осмотрительно.
По нашему мнению, педагог стремился при помощи этой иллюстрации показать, что в основе образования должен лежать принцип сознательности. Глубоко и основательно ученики усваивают те знания и овладевают теми навыками, которые важны на протяжении всей жизни.
Мы предполагаем, что данный вариант исполнения иллюстрации обусловлен техническими ограничениями: в XVII веке процесс книгопечатания еще не достиг высокого уровня. Достаточно примитивные станки не могли печатать красочные и четкие рисунки.
Рассматривая гравюру с точки зрения семиотического подхода, можно найти ряд знаков. Например, зеркало - путь в некий другой мир, символическое воплощение истины, самореализации, мудрости, разума, души; зеркало означает сознание и его способность отражать реальность видимого мира. А отражение в зеркале - это не только временной мир, но и знания человека о самом себе.
При помощи подзорной трубы можно наблюдать за мудрыми людьми. Она символизирует проницательность. Человеку становится ясно
то, что не могут различить другие. Однако не стоит заглядывать слишком далеко.
Змея символизирует все человеческие пороки, ведь она находится на земле, ниже мудрости.
Мы предполагаем, что иллюстрация относится к эпохе Средневековья Х-Х1 веков, так как она отражает комплекс христианских представлений о чести, добре, мудрости, почитании и т. д.
Коменский использовал именно такой сюжет, чтобы дети изучали новые слова, знаки, символы, а также воспитывали в себе важные качества личности.
Этот тематический блок важен, ведь он не только позволяет выучить новые слова, но и дает представление о качествах человека, основанных на идеалах добра, чести, долга, справедливости и т. д. и проявляющихся в отношении к людям и к природе.
Смысл иллюстрации, как мы думаем, заключается в том, что Коменский пытается передать ребёнку знание о духовных добродетелях - в частности, мудрости, - и об их значении в жизни. Мудрость является одним из важнейших качеств человека, она - основа счастья, с её помощью можно верно понимать мир. Педагог хотел, чтобы ученики в юности могли освоить науки, изучить нравы общества - все, что нужно им для настоящей и будущей жизни. Знакомясь с духовными ценностями, старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, можно положить основание для мудрости, для красноречия и для разумных жизненных действий.
Религиозная мораль статьи: у каждого есть свой путь, который ведет к цели. Если ты мудр, то выберешь лучшие средства для преодоления препятствий. По-настоящему мудрый человек учится на своих, а не на чужих ошибках. Ведь прошлое - отражение нас самих. Следовательно, мудрость может предвидеть будущее. Христианин ставит перед собой только благородные цели. Учитывая неудачи прошлого, он может поймать случай и не упустить его. Таким образом, не повторяя прошлых ошибок, можно счастливо прожить.
Религиозный сюжет отражает приверженность Коменского к протестантизму. Его педагогическая система представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, предполагающее образование детей в христианском духе и с опорой на авторитет церкви. Все нравственные добродетели вполне согласуются с протестантскими воззрениями Коменского. Нравственные ориентиры на иллюстрации олицетворяет ангел, символизирующий также помощь свыше.
Дидактическое назначение этой иллюстрации заключается в том, что она помогает детям ответить на вопросы, важные для будущей жизни. И тогда впоследствии не придётся слышать: «Мы не знаем необходимое, ибо необходимое не изучали».
Для того чтобы детям было интереснее изучать материал, он представлен в виде иллюстрации, к которой прилагается её краткий обзор, включающий наименования и описания предметов. Ведь с самого раннего возраста дети охотно рассматривают изображения и запоминают их. Таким образом автор привлекает внимание детей, активизирует их интерес. Работа с иллюстрацией помогает подготовить детей к более сложным учебным занятиям.
Описываемая иллюстрация подходит для детей в возрасте 10-15 лет, так как именно в этом возрасте человек осознаёт свои чувства, более глубоко познаёт самого себя и окружающий мир в целом.
На наш взгляд, подбор слов и построение текста удачны, так как даны формы слов, а к ним - изображения определенной тематики. Благодаря этому изучающий слова ребенок при одном взгляде на картинку быстро вспомнит слова. Такая методика позволяет сконцентрировать внимание ученика на конкретном слове.
Также мы предлагаем свой вариант текста, в котором говорится о мудрости.
Мудрость выходит из моря с животворящим огнем истины. Она смотрит на все человечество и осуждает его за все людские грехи. Но она сочувствует и несет нам знания.
Она влечет за собой волну знаний, чтобы все человечество развивало у себя такие качества, как: послушание, скромность, опрятность, вежливость, трудолюбие.
Мудрость стоит на прозрачной воде, символизирующей чистоту. Поскольку она является наивысшим знанием, то все живые существа тянутся к ней.
Мудрость управляет звездным небом. Это значит, что день сменяется ночью, как ошибки сменяются мудростью и опытом.
В заключение хочется сказать, что Ян Амос Коменский - великий педагог, его идеи повлияли и на современную систему обучения. А книга «Мир чувственных вещей в картинках» является образцом для создателей учебников на протяжении нескольких веков.