УДК 378:17.02
Чеботарева Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА
В статье обоснована актуальность формирования у будущих педагогов духовно-нравственных основ профессиональной модели поведения. На основе анализа идей классиков педагогики представлен портрет учителя, способного строить свою профессиональную деятельность на духовно-нравственной основе.
Ключевые слова: учитель, духовно-нравственные основы, модель поведения, классики педагогики.
Каждый год из стен университетов выходят тысячи дипломированных педагогических кадров. Многие из них остаются работать с детьми на всю жизнь, но понимают ли они какая ответственность лежит на педагогах, выполняющих самую почетную миссию на земле -созидание Человека? К сожалению, для многих педагогов это понимание приходит не всегда, а для некоторых до конца жизни так и не открывается. Истина, позволяющая подготовить свое сердце и с любовью принять воспитанников. В результате общество получает хорошо знающих свою дисциплину предметников, но не способных и не желающих познавать внутренний мир ребенка, и соответственно, понимать его, выстраивать с ним сердечные, сотруднические отношения, учить его мыслить, рассуждать, взращивать культуру и духовные качества.
Непонимание мира детства, авторитаризм, а иногда и насилие, как духовное, так и физическое со стороны учителей приводит к таким страшным последствиям как детская преступность, агрессия, суициды и т. д. Учителя удивляются, негодуют на родителей, на детей, на всех вокруг, кроме себя. А ведь испокон веков считалось, и так и должно быть во все времена, что педагог - это сеятель доброго и разумного. Во многом от него зависит, что произрастет в сердце воспитанника, чем наполнится его разум, какие поступки он будет совершать. Знаний и умений, полученных будущими педагогами в вузе, далеко недостаточно для выполнения образовательной миссии. Тот, кто решил посвятить свою жизнь педагогическому делу, должен, прежде всего, постичь науку добра. Об этом писал еще в XVI веке французский философ М. Монтень: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Ведь она не в состоянии озарить светом душу, которая лишена его, или заставить видеть слепого; ее назначение не в том, чтобы даровать человеку зрение, но в том, чтобы научить его правильно пользоваться зрением...» [4, с. 154].
О необходимости давать духовно-нравственные основы при подготовке педагогов говорит на всех семинарах, педагогических чтениях и встречах со студентами и учителями Рыцарь гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. По мнению ученого, не программы, стандарты и учебники могут изменить воспитанника, они лишь средство, способствую-
щее улучшению учебного процесса, а добрая воля педагога. Каким же должен быть педагог, способный усовершенствовать человеческую природу? Какая модель поведения должна быть сформирована у современных педагогов, чтобы выстроить путь к сердцу каждого воспитанника? Ответы будем искать в бесценном педагогическом наследии.
Обратимся к классику педагогики Я.А. Комен-скому, заложившему основы педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Какое значение он придает учителю и в чем заключается его миссии? В трудах: «Краткое предложение о восстановлении школ в Чешском королевстве», «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости» и др. ученый дает ответы на вопросы, связанные с воспитанием, обучением, миссией учителя, организацией работы школы и т. д. Отвечая на эти вопросы, Я.А. Коменский в центр своих размышлений ставит главную фигуру воспитательного процесса -Учителя. И вот, что интересно, ученый сравнивает учителя с солнцем: «.нужно, чтобы в одном классе был только один учитель, весь год, каждый час всем при всех занимающийся; так же, как единственное солнце в небе весь мир свой само освещает, согревает, питает; или единственный ствол или комель все дерево (пусть у него и тысяча веток была бы) сам держит, несет, кормит, питает и т. д. И мы видим, что это полезно, а если было бы по-другому - настал бы беспорядок» [2, с. 197].
Через века Я.А. Коменский призывает учительство подражать небесному солнцу, от которого зависит жизнь на земле, «которое освещает вселенную, согревает и животворит землю с тем, чтобы жило, зеленело, цвело, приносило плоды все, что только может жить, зеленеть, цвести, приносить плоды» [1, с. 292]. Как видим, Учитель, согласно Коменскому, подобен солнцу, от него зависит какие «плоды» даст человек, освещенный, напитанный его светом.
Кто для Я.А. Коменского человек? Ответ мы находим в «Великой дидактике»: «Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» [1, с. 261]. Глубоко изучив Священное Писание, великий ученый неоднократно подчеркивает, что человек создан по образу и подобию Творца, а учитель подобно ваятелю, усердно старается «красиво изваять и расписать божии изображения, без конца их шлифует и отделывает, чтобы придать
320
Вестник КГУ ^ 2016
© Чеботарева И.В., 2016
Духовно-нравственные основы профессиональной модели поведения педагога
им наибольшее сходство с оригиналом. Как чистый и непорочный служитель вечного света, он горит нетерпением рассеять умственный мрак и пролить свет во все мысли и действия» [2, с. 118].
Важное значение Я.А. Коменский придает обучению не только наукам, но и благочестию. Научное образование, по его мнению, должно служить одновременно усовершенствованию разума человека и нравственности. Педагог осуждает тех учителей, которые грубо, бездумно ломают ученика, сравнивая их деятельность с работой мастера, обрабатывающего дерево, металл и т. д. «Он находит ученика, и сразу же начинает подвергать его обработке, вытачивает его, кует, расчесывает, ткёт, приспособляет к своим образцам и рассчитывает, что тот станет блестеть, как отполированный» [1, с. 309]. Не получив немедленного результата, учитель негодует, шумит, а дети бегут, не в состоянии выдержать таких испытаний.
Я.А. Коменский призывает учителей быть приветливыми, привлекать к себе учеников добрыми манерами и отеческим расположением, формировать интерес детей в изучении наук. Для этого педагог рекомендует найти интересные факты, картинки, изображения, вызывающие у воспитанников восхищение. «Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома» [1, с. 342].
Итак, Учитель по Я.А. Коменскому - это образованный человек, ставший для своих воспитанников «живой библиотекой» и ярким солнцем. Он стоит на высоко почетном месте, ему вручена «превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [2, с. 154].
История развития педагогической мысли и образования знает много примеров служения делу воспитания молодого поколения. Одним из таких является жизнь и деятельность польского педагога, врача и писателя Януша Корчака, ставшего для детей-сирот душой и солнцем, согревающим их нелегкую жизнь. Весь свой опыт, талант, жизнь он отдал на благо служения детям. Педагогическую деятельность Я. Корчак выстраивал на основе любви, только это чувство, по мнению ученого, позволяет поверить в безграничные возможности ребенка и создать условия для его успешного развития.
Я. Корчак отстаивал права ребенка как личности, считал, что он должен иметь такие же права, как и взрослый. Ребенок, по его мнению, имеет право на ошибку, уважение, тайну, собственность. Педагог должен понимать детский мир, ребенка, который очень в этом нуждается. В книге «Когда я снова стану маленьким» Я. Корчак от имени ребенка пишет интересные наблюдения: «Взрослые думают, что дети умеют только озорничать и болтать глупости. А на самом деле дети предвосхищают отдаленное будущее, обсуждают его, спорят о нем. Взрослые скажут, что у людей никогда не
будет крыльев, а я был взрослым и утверждаю, что у людей могут быть крылья» [3, с. 328]. «Взрослым кажется, что они нас хорошо знают. Ну что в ребенке может быть интересного? Мало жил, мало видел, мало понимает. Потому что всякий забывает, каким он был в детстве, и думает, что только теперь поумнел». «Когда я снова стану учителем, я попробую найти с учениками общий язык. Чтобы не было как бы двух враждебных лагерей: с одной стороны класс, а с другой - учитель и несколько подлиз. Попробую, нельзя ли сделать так, чтоб была взаимная откровенность» [3, с. 335].
Слова, написанные Я. Корчаком в книге «Как любить ребенка», получившей негласное название «Библия для родителей» могут стать напутственными словами для начинающего педагога: «Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут. Ему не раз придется затуманенными от слез глазами смотреть на борьбу ангела с дьяволом, где белый ангел одерживает победу» [3, с. 81].
Обратимся к педагогическому наследию родоначальника отечественной педагогики К.Д. Ушин-скому. Воспитатель, по мнению ученого, является посредником между прошедшим и будущем, он хранитель заветов просвещенных людей, транслятор благородного и высокого, что было в истории человечества, могучий ратоборец истины и добра, он «сознает, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» [7, с. 32]. Ученый утверждает, что от каждого педагога-практика необходимо требовать сознательного и добросовестного выполнения долга -воспитания духовной стороны человека, использования всех возможных для этого средств. Педагог, по мнению ученого, в самом себе заключает огромные возможности успешного воспитания. Важным моментом в этом деле является убеждения самого педагога, сама же программа преподавания или метода воспитания, не перешедшая в убеждения педагога, «останется мертвой буквой». «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы» [7, с. 28].
Работу по воспитанию молодого поколения педагог называет постройкой чудесного здания, а детей - истинных творцов. Ученый призывает работать для потомства, пренебрегая насмешками и отказавшись от многих благ, рискуя жизнью, бросать семена в почву, зная, что не увидишь результатов своего труда. «Отдать все потомкам, которые забудут и имена наши, не ждя награды ни на земле, ни на небе, - знать это и все-таки отдать им жизнь свою - велика любовь к истине, ко благу, к идее! Велико назначение!..» [8, с. 12].
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
321
Обратимся к бесценному опыту и идеям великого отечественного педагога В.А. Сухомлинского. Для него учитель воплощение педагогической мудрости, пример для подражания, активная, интеллектуально богатая и щедрая личность, помогающая ребенку познавать не только мир, но и самого себя. Учитель как «живая вода» для учащихся, без которой задатки, заложенные природой, зачахнут, и мир не узнает великих математиков, химиков, физиков и т. д.
В.А. Сухомлинский, как директор школы очень тщательно подбирал педагогический коллектив. Требования его были вполне обоснованы - желаем видеть воспитанников с определёнными качествами - такие же качества должны быть и у педагога. «Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине» [6, с. 114]. В.А. Сухомлинский представляет портрет хорошего учителя: во-первых, он любит детей, верит в них, помнит, что детство это особый мир, в который необходимо входить на основе дружбы и сотрудничества; во-вторых, человек, знающий преподаваемую науку, новейшие достижения, исследования, открытия, стремящийся к организации собственных исследований; в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, использующий научные достижения в организации учебно-воспитательного процесса; в-четвертых, человек, владеющий прикладным мастерством.
В.А. Сухомлинский был сам примером для своих коллег и учеников. Он вставал в 4 утра и работал до начала занятий в школе. В эти ранние часы он написал 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. В 8 утра он стоял на пороге школы и приветствовал своих коллег улыбкой, желая хорошего дня. Педагог был очень деликатен, давал советы молодым педагогам, сам учился всю жизнь. В.А. Сухомлинский утверждал, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь, это особенность педагогической жизни: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» [5, с. 109].
Излучать свет учитель должен каждое мгновение, проведенное с воспитанниками. Учитель словно маяк, освещая дорогу молодому поколению, помогает ему идти запланированным курсом. Стоит поблекнуть свету, исходящему от учителя или вовсе погаснуть, как его воспитанники сбиваются с пути, теряют жизненные ориентиры, интерес и стремление к новому, неизведанному. Современному учителю очень много необходимо знать, чтобы поддерживать интерес учащихся, удовлетворять их страсть к взрослению, развивать необычные способности. Чтобы учитель был интересным для учеников, чтобы они с нетерпением ждали следующей встречи, требуется немало приложить усилий, зарядится таким количеством света, чтобы его энергии хватило на встречу с каждой личностью воспитанника, чтобы этот свет осветил
сознание, проник глубоко в сердце и оставил там добрые, светлые чувства.
Классическая педагогическая литература является неиссякаемым родником мудрости, «живительным» материалом при построении духовно-нравственных основ профессиональной модели поведения педагога. Погружаясь в это фундаментальное наследие, студенты педагогических специальностей могут поразмышлять над бесценными мыслями классиков, задать себе вопросы и постараться дать на них ответы. В их работах можно найти ответы на интересующие вопросы не только педагогического, но и жизненного характера. Ведь педагогика - это наука о жизни, о воспитании человека. Учитель, не выстроивший мостик общения с классиками педагогики, не может дарить море света своим воспитанникам или очень долго будет находить пути к сердцу, разуму и чувствам детей. Чтение классиков - это своего рода зарядка светом, дающая возможность размышлять, анализировать, сопоставлять, применять их опыт и моделировать свою уникальную модель профессионального поведения в современных условиях.
Сформированные в процессе вузовской подготовки у педагогов духовно-нравственные основы профессиональной модели поведения дают возможность строить свою педагогическую деятельность как творческий процесс, в котором непрерывно развивается и совершенствуется как воспитанник, так и учитель. Каждая встреча педагога с воспитанником продвигает его по пути познания мира и его уникальных законов, служит формированию мировоззрения, вдохновению и созиданию Человека. Минуты, часы работы учителя как Мастера, творящего прекрасное изображение, скалываются в годы упорного труда, результаты которого он может и не всегда увидит. Но вера в то, что эти результаты увидят люди и общество получит еще одного достойного Человека, приносит радость истинному Учителю.
Библиографический список
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
3. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.
4. Монтень М. Опыты: Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. - М.: Голос, 1992. - 384 с.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., Политиздат, 1973. - 272 с.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.; Л.: Из-во АПН. - 1948. - Т. 2. - 655 с.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.; Л.: Из-во АПН. - 1950. - Т. 11. - 727 с.
322
Вестник КГУ ^ 2016