УДК 371
Рослякова Надежда Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Кубанского государственного университета
Кураева Джульета Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Кубанского государственного университета
ГЕНЕЗИС ИДЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Roslyakova Nadezhda Ivanovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University
Kuraeva Julieta Anatolyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Preschool Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University
GENESIS OF THE IDEAS OF STUDENTS' NORMATIVE BEHAVIOUR DEVELOPMENT IN EDUCATION SCIENCE
Аннотация:
В работе рассмотрен генезис идеи формирования нормативного поведения учащихся в педагогике. На основе анализа педагогического наследия прошлого раскрыты методологические основания и определены условия формирования нормативного поведения учащихся, являющегося основой успешности процесса социализации личности. Их учет позволит реализовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы к гармонизации развития психического, нравственного и физического здоровья школьников, определить статус нормативного поведения в системе отечественного гуманистического образования.
Ключевые слова:
нормативное поведения учащихся, отклоняющееся поведение, генезис педагогической мысли, методологические основания, социализация личности.
Summary:
The paper discusses the genesis of the idea of students' normative behaviour development in education science. Basing on the analysis of pedagogical heritage of the past the author considers the methodological bases and defines the conditions of students' normative behaviour development, which is the foundation of their successful socialization. By taking them into account one can implement a differentiated and a personality-oriented approaches to the balanced mental, moral and physical development of students, determine the status of normative behaviour in the domestic humanistic education.
Keywords:
normative behaviour of students, deviant behaviour, genesis of pedagogical thought, methodological bases, socialization.
С древнейших времен и до наших дней воспитание направлено на то, чтобы сформировать человека в соответствии с принятой в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы - главная практическая цель любого воспитания. Воспитание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения [1].
Норма (от лат. погта^ - «установленное») - это нечто постоянно существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу и является устоявшейся, образцовой, типичной, общепринятой - это ее характеристики.
Нормативное поведение, по нашему мнению, это поведение человека, соответствующее установленным в том или ином обществе законам и правилам, берущим свое начало из философии, религии и культуры [2].
История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с отклонениями в поведении было нетерпимым [3; 4].
Мыслители Древней Греции и Древнего Рима оставили в наследство большое количество жизненных правил и полезных истин, направленных на формирование нравственно и физически здоровой личности. Эти наставления можно встретить в трудах Демокрита (ок. 470 г. до н. э.), Эпикура (341-270 гг. до н. э.), Сенеки (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), Эпиктета (ок. 50-140 гг. н. э.), Марка Аврелия (121-180 гг. н. э.) и др.
В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания - спартанская и афинская - и исповедовался культ силы, выносливости, человеческого тела. Всякие отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии были недопустимы. Дети,
имевшие различные отклонения, считались нежелательными, поэтому их умерщвляли по решению старейшин (сбрасывали в пропасть Тойпет). В Древнем Риме таких детей топили, руководствуясь правилами «Об отделении негодного от здорового» [5].
В данный период в философии утверждается мысль о возможности обучить человека добродетелям. За основу берутся идеи Платона (427-347 до н. э.): «Душа человека состоит из разумной, волевой и чувствительной частей. Идеи познать могут только те, у кого развита разумная часть души. Задача воспитания - научить человека передавать потомству добродетели и таким образом укрепить разумную часть души. А главной целью всей жизни наставника провозглашается благоразумие и справедливость».
Квинтилиан Марк Фабий (96-53 гг. до н. э.), древнеримский теоретик ораторского искусства, философ и педагог, выделяет основные идеи, которые до сих пор остаются в педагогике центральными: «...при воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, не соглашаться с телесными наказаниями, а для этого учителя должны быть широко образованными и высоконравственными людьми, любящими детей» [6].
В Западной Европе в период раннего и позднего Средневековья (V-XV вв.) уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с детьми со слабым здоровьем. Церковь называла этих детей «детьми дьявола», бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на костре [7].
Для эпохи Возрождения характерна гуманистическая нравственность воспитания. Объект человеческого сознания - ценность человека как высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью. В Западной Европе шла борьба взглядов на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой, мистическими «демонологическими» теориями и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, страдания и милосердия к человеческим порокам, недостаткам, психическим и физическим аномалиям. В это же время зарождались гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за людьми неадекватного поведения, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека [8].
В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практически вопросом формирования личности. Стройную педагогическую систему, прогрессивную и актуальную до сих пор, создал выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он обосновал необходимость неразрывного единства воспитания и обучения, воспитания и развития личности. Насилие, принуждение, телесные наказания он считал недопустимыми. Педагогические принципы целесообразности и природосообразности предполагают изучение педагогами законов духовной жизни и согласование с ними всех педагогических воздействий, а система нравственного воспитания должна учитывать три группы нравственных черт личности (помимо религиозных): гуманистические, жизненно практические, правила культурного поведения.
Впервые с педагогической точки зрения Ян Амос Коменский рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлением к знаниям, но необузданные и упрямые, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение. Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала [9].
Л.Н. Толстой (1828-1910) призывал творчески подходить к воспитанию, он считал, что педагог должен быть экспериментатором. Огромное значение в воспитании имеет такое личностное качество, как любовь к ребенку, но для настоящего педагога важны профессиональные знания, и лишь тот, кто соединяет в себе любовь к своему делу и к ученикам, будет совершенным учителем. Л.Н. Толстой указывал также на необходимость соблюдения педагогической культуры общения. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей» [10].
В.Г. Белинский (1811-1848) и А.И. Герцен (1812-1880) - сторонники гармоничного развития личности (умственного, нравственного, этического) с учетом прирожденных задатков. Цель воспитания (умственного, нравственного, эстетического) - формирование свободной личности с учетом прирожденных задатков, в духе «общечеловеческой нравственности».
Как писал в своем знаменитом научном трактате «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский, «основной задачей воспитания должна стать подготовка человека к жизни. Требования умственного развития, морального, нравственного и физического здоровья, эстетического совершенства» [11].
Воспитание должно опираться на родной язык, национальное своеобразие народа, его нравственные ценности. Необходимо использовать опыт педагогов других стран, но не слепо копировать его. Цель - развитие гармоничной личности, в которой едино умственное, моральное, нравственное, физическое, эстетическое начала [12].
Плеяда великих русских педагогов поддерживает и развивает идеи К.Д. Ушинского - это Н.Б. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.Д. Семёнов.
Вопросам укрепления нравственности у школьников уделяли пристальное внимание
A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они пропагандировали возрождение гуманного, уважительного отношения к ребенку. Высокое требование соблюдения моральных норм, прежде всего педагогом, - вот главный метод воспитания.
В 30-е гг. особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий.
Своей блестящей опытно-экспериментальной работой они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудными, где важнейшим фактором воспитательной и кор-рекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н. Сорока-Росинский и А.С. Макаренко - в замкнутом социуме детской колонии.
Идеи В.А. Сухомлинского о человечности и гражданственности созвучны современности. Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов
B.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Нравственность становится этической практикой тогда, когда «понятия о должном, о добре и зле, о моральных ценностях одухотворяются живой человеческой страстью учителя и учеников». Учителю необходимо соблюдать культуру общения, поскольку «слово - самый острый инструмент, которым учителя должны умело прикасаться к сердцам питомцев». Но «слово этического поучения» воспитателя будет восприниматься, если у педагога есть моральное право поучать, если «слово этического поучения созвучно вашему духовному миру, одухотворено вашими убеждениями, оно, как магнит, притягивает тех, кто усомнился в человеке, и вы становитесь для них опорой и путеводным огоньком» [13].
В.А. Сухомлинского можно считать первым педагогом, который выделяет важную сторону педагогики - педагогическую этику. Он выводит ее на уровень отдельной науки. В своей книге «Как воспитать настоящего человека» автор определяет предмет и задачи педагогической этики: формирование у подрастающего поколения нравственного сознания на основе организации нравственных отношений детей между собой и с педагогом, включая их в нравственную деятельность.
В конце 1980-х гг. в России возникает педагогика сотрудничества, вобравшая в себя опыт всей отечественной и мировой педагогики, плодотворные идеи философии, психологии, высказанные в разное время и по разным причинам широко не реализованные. Учитель строит отношения с учениками на основе взаимодействия, организации самодеятельности учащихся [14].
Ш.А. Амонашвили - теоретик и практик педагогики сотрудничества, выводит три принципа педагогической деятельности, которые называет простыми истинами, так как «только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность».
Первый принцип представляет собой этическую категорию - любовь к ребенку. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная, добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. В противовес выступает категория «педагогическое зло», которая проявляется в грубости, давлении, ущемлении достоинства ребенка младшего возраста.
Второй принцип - очеловечивание среды ребенка. Здесь важно умение педагога «владеть искусством общения, чтобы в классе была установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, взаимопомощи, сопереживания и сочувствия». Конечно, этим требованиям учитель должен в первую очередь отвечать сам.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе [15].
Таким образом, проблема формирования нормативного поведения учащихся в педагогике рассматривается давно, но лишь сегодня, обретая реальные черты, она становится новым направлением в педагогической науке. В своих трудах многие исследователи подчеркивали необходимость создания специальных условий для нормального развития личности. Выделившись как новое педагогическое направление, оно должно обеспечивать дифференцированный и
личностно ориентированный подходы к гармонизации психического, нравственного и физического здоровья учащихся, определить статус нормативного поведения в системе отечественного гуманистического образования.
Ссылки:
1. Рослякова Н.И. Профессиональное воспитание и образование // Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 166-170.
2. Кураева Д.А. Социально-педагогические основания предупреждения отклоняющегося поведения школьников посредством деятельности детских общественных организаций // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 131.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
4. Петьков В.А., Шкуропий К.В. Генезис содержания образования земских училищ конца XIX - начала XX веков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 1 (112). С. 56-63.
5. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1968.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. История педагогики : в 2 ч. / под ред. А.И. Пискунова. М., 1997.
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. М., 1990.
12. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. 2013. № 1 (112). С. 21-27.
13. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. М., 1979.
14. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
15. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.