Научная статья на тему '\ проза жизни \ когда школы не будет'

\ проза жизни \ когда школы не будет Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
43
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ проза жизни \ когда школы не будет»

\ ПРОЗА ЖИЗНИ \

Евгения МИХАЙЛОВА

Когда ш кол ы не будет

Мы стоим на пороге революции в образовании, причем ничего равного по масштабу грядущим изменениям со школой еще не происходило.

Моя бабушка училась в царской гимназии. И до сих пор в семейном архиве хранятся ее письма, написанные каллиграфическим твердым почерком — тоненько, когда перо взбирается вверх по букве, с нажимом, когда вниз. Такой же идеальный почерк был у ее старших сестер. Открыточки к многочисленным советским праздникам, написанные старческой рукой, радуют ровным строем букв и неистребимой, ни войной, ни лишениями, очередностью тонких и полужирных линий. Еще бы, тогда учили писать несколько лет, детей мордовали прописями, чередование «тоненьких и с нажимом» движений вбивали в них как «Отче наш», причем буквально.

Мама из советской школы вынесла бегущий лихорадочный почерк — по прописям дети занимались только в первом классе, хотя и писали чернильной ручкой. Разобрать ее письма во всей семье могла только я, наклоны букв у мамы были яростные, но полное отсутствие «толстых и тонких» превращало текст в нескончаемую череду палочек.

Про свой почерк, обретенный с помощью шариковой ручки, умолчу. Мне кажется, что его вообще не существует, и разобраться в записках в собственном служебном блокноте я даже не пытаюсь. Что уж говорить о сыне, осваивавшем грамотность как таковую и компьютерную одновременно.

Игорь Царьков, учитель физики и астрономии школы №29 города Подольска, считает, что рукописная культура скоро отомрет. Основания для такого смелого заключения у него есть. Уже год ученики его экспериментального класса работают на уроках с так называемыми нетбука-ми — электронным соединением тетради и учебника. Собственно, нетбук — это обычный ноутбук с определенными программами, плюс планшет для письма и рисования, плюс наушники. Все необходимые учебные материалы хранятся на школьном сервере, там же лежат учебные задания и работы ребят. Ни скачать, ни передать кому-либо информацию невозможно (это, собственно, предотвраща-

Будущая школа будет не похожа на то место, где учились мы.

ет нелицензированное скачивание учебных программ). Зато учитель может во время выполнения контрольной или лабораторной работы посмотреть, что делает ученик, и даже помочь ему прямо со своего компьютера.

Самое удивительное в том, что эксперимент этот не единственный. В Москве уже несколько школ перешли на так называемые электронные учебники — один ридер (электронная читалка), в который закачивается все что нужно, вместо 7-8 учебников в портфеле конечно удобнее! Сами издательства, поначалу принявшие новую затею в штыки — кому они будут нужны, если учебники будут закачиваться в «читалки»! — уже поостыли и согласились предоставлять учебные программы в электронном виде школам, участвующим в эксперименте. Но и это еще не все. Потому что уже сейчас понятно: примитивные, извините, ридеры — это вчерашний день. Нужны более сложные устройства, совмещающие куда большее количество функций.

С этого сентября готовились к эксперименту с электронным образовательным комплексом в нескольких школах Москвы, Челябинска и Томска. Это устройство — книжка с двумя экранами. Один — электронная бумага (для чтения и письма), другой — жидкокристаллический, полноцветный (для работы в образовательном портале интернета). Устройство можно переворачивать, менять местами экраны (для левшей), менять вертикальное и горизонтальное положения. С жидкокристаллического экрана ребенок переходит в образовательный портал, связь с которым осуществляется в режиме онлайн, где бы школьник ни находился. Электронный комплекс заменяет ученику не только учебники, но и хрестоматии, рабочие тетради, дневник — то есть все, что есть у ребенка в портфеле. Оттуда школьник может выходить в библиотеки, смотреть учебные фильмы. При этом устройство совершенно индивидуально — в нем можно делать заметки и закладки, подчеркивать то, что нужно. Учитель же, в свою очередь, видит, как и над чем работает ученик, на чем буксует, а что дается ему легко.

Вы поняли? Мы стоим на пороге революции в образовании, причем ничего равного грядущим изменениям по масштабу со школой еще не происходило. Мы и оглянуться не успеем, как окажется, что школа совершенно не похожа на то место, где учились мы и наши родители.

Что же произойдет?

Первое — уйдет рукописная культура. Она уже сейчас чувствует себя не очень уверенно, но все-таки пока что все «первачки» учатся писать от руки, хотя и бодро колотят по клавиатуре компьютера. Предсказать последствия исчезновения рукописной культуры сейчас невозможно. Но можно твердо сказать, что именно благодаря ей человечество достигло своих вершин. Ученые утверждают, что два ключевых момента объясняют то, что наш мозг способен воспринимать колоссальные объемы информации, что и отличает его от мозга других живых существ. Первое — это речь, которая усложняет работу в миллионы раз по сравнению с мозгом других млекопитающих. Второй фактор — письменная речь, стоящая у истоков всей человеческой цивилизации.

Да-да, конечно, письменная речь никуда не денется, но будет другой. Не рукописной, а кнопочной. И мы не плачем по гусиным перьям. Но все-таки, впервые за все время своего существования человечество откажется

110

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

\ ОБЩЕСТВО \

PHOTOXPRESS

от живого, телесного контакта мысли с рукой. «И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге, минута — и стихи свободно потекут», — писал поэт. Неужели этого больше не будет? Удивительно, но если бы он жил сейчас с нами, то потомкам не достались бы его черновики с летящей строкой. Не было бы силуэтов повешенных декабристов и женских профилей на полях писем. Была бы просто электронная переписка со ссылками на нужные картинки. И уже начинаешь задумываться: а был бы тогда и сам Пушкин?

Есть и менее поэтические вопросы. Писание ручкой, и это скажет любой психиатр и физиолог, развивает мелкую моторику ребенка. Потому становление письма так важно и для его интеллектуального развития. Работа с клавиатурой эту мелкую моторику не развивает. Значит, и мозг людей будет формироваться как-то иначе. И не только из-за изменившейся мелкой моторики, но также из-за изменившегося взаимодействия мысли и ее вербального воплощения — в данном случае на экране. И это не умозрительные размышления. Жизнь мысли (логоса), способы ее воплощения и существования — эти вопросы философы считали самыми важными, и от Платона и Гегеля до Мамардашвили они этими вопросами только и занимались.

Однако есть и другая сторона информационной революции в школе. Потоки информации увеличатся. Это сейчас, сидя в классе, можно отвлечься, порисовать в тетрадке, почитать под партой журнальчик и так пережить очередные 45 минут урока. Мультимедийные технологии дают возможность учителю одновременно контролировать всех учеников и давать индивидуальные задания разным детям. Кто-то быстро изучил материал, и преподаватель накидывает ребенку дополнительные задания повышенной сложности. Кто-то копается с простым — учитель со своего компьютера видит, что вызывает затруднение, и может вернуть ребенка к теме, которая вызывает вопросы. И тут надо понять, способны ли дети к непрерывной интеллектуальной работе в течение всего

Что делать нам урока, а тем более 6-7? Опять-таки увеличение информа-с этими кило- ционных потоков будет менять человеческий мозг. Уже и мегабайтами сейчас ученые сравнивают его с огромным компьютером, информации? возможности которого до конца не изучены.

Очевидно, что наш мозг справился с произошедшей информационной революцией, которую осуществил интернет. Исследования говорят о том, что мыслительный аппарат человека способен работать с любыми объемами данных, но только эта работа становится более поверхностной. Зато мозг «запоминает», где и что лежит и куда надо обратиться за информацией в случае необходимости. Но если обучение интенсифицируется в разы, как отреагирует на это мозг ребенка?

Какими будут наши дети, дети информационной революции? Уже сегодня ученые и преподаватели говорят о дефиците понимания.

И какой будет школа? Может, и ее — как здания с классами — тоже не будет? А преподаватель станет по сети общаться с учениками, которые и знать-то друг друга будут только по видеоконференциям и электронной переписке? А школа превратится в центр для спорта и активного отдыха с кружками музыки, живописи, и только на самом верхнем этаже будет расположен пульт управления, который и будет поддерживать всю обучающую систему?

И, наконец, что делать нам с этими кило- и мегабайтами информации? Да, конечно, человечество развивается, приращивая знания, добывая их, как шахтер добывает руду. Видимо, это одна из функций человеческого существования. Но лучше-то мы становимся не от того, что расщепили атом, вышли в космос и научились делать нанопокрытия для сложнейших инструментов.

Самый Прекрасный из живших на Земле не пользовался кондиционерами, не изучал в школе таблицу Менделеева и, кажется, даже не писал. Во всяком случае, человечеству не известны Его рукописные свидетельства. Писали Его ученики. Но Он сделал главное: указал путь человека к Истине. Вот с этого бы пути не свернуть.

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (101) 2010

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.