Научная статья на тему 'Изменение культуры письменной коммуникации под влиянием ИКТ'

Изменение культуры письменной коммуникации под влиянием ИКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
566
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМО / ИКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИКТАНТ / ТЕКСТ / ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ / ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА / ОШИБКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борискина Юлия Марковна

В статье рассматриваются формы письменной речи, изменение процесса письменной коммуникации под влиянием ИКТ, основные этапы письменной работы в эпоху компьютеризации, негативные и позитивные моменты влияния информационных технологий на обучение письму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение культуры письменной коммуникации под влиянием ИКТ»

Борискина Ю.М.

ГБОУ СОШ №1652 г.Москвы, учитель ИТ; Московский институт открытого образования, преподаватель кафедры ООТ, bcddcb @гатЬ1ег. ги

Изменение культуры письменной коммуникации под

влиянием ИКТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Письменная речь, письмо, ИКТ, образование, диктант, текст, письменные сообщения, письменная форма, ошибки.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются формы письменной речи, изменение процесса письменной коммуникации под влиянием ИКТ, основные этапы письменной работы в эпоху компьютеризации, негативные и позитивные моменты влияния информационных технологий на обучение письму.

В течение многих веков коммуникационные процессы между разными людьми существовали в устной и в письменной форме. Любой текст в письменном виде может быть прочитан вслух, то есть озвучен, любой устный текст в свою очередь может быть записан при помощи технических средств- от ручки до диктофона. Безусловно, эти модели и способы передачи информации использовались и используются в обучении, в частности, в преподавании, и что интересно, они радикально менялись и продолжают видоизменяться под воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Остановимся более подробно на одном аспекте: как изменилась культура письменной коммуникации под влиянием ИКТ, что в настоящий момент мы имеем в школе с письмом и что нас ждем в ближайшем будущем. С образовательной точки зрения, во многих отношениях изменились приоритеты письма, в том числе такие «классические» понятия как чистописание, проверка написанного на выявление ошибок, статичность и неизменность написанного, а скоро возможно сильно изменится под влиянием ИКТ и технология проведения диктантов, контрольного списывания, написание изложений. Компьютеры уже сейчас помогают нам в скорости письма, результаты написанного легко можно сделать доступными для большого количества людей, сам процесс письма можно сделать коллективным, используя, например, «облачные» технологии.

Наверное, каждый согласится, что письмо является очень важной частью жизни, как будничной, повседневной, так и профессиональной. Но что же такое письмо? По определению, это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков, которые в

мире информатики носят название «алфавит». Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и фиксирование этого процесса во времени.

Есть различия в определении письма разными авторами. Например,

1) "Письменная речь- это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения." [1]

2) "Письменная речь представляет собой умение сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения." [2]

3) "Письмо - это написание сообщения, которое вызывает отклик у читателя, и отклик этот должен соответствовать замыслу автора." [3]

4) Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. [4]

В любом случае, понятно, что письмом можно считать не просто пропись букв, графических примитивов в виде символов, но и процесс передачи информации.

Когда несколько лет назад, в соответствие с ФГОС, вводился предмет «Информатика» в 1-х классах, где предполагалось использование Макбуков для ввода текстов и создания документов уже с первых дней обучения в школах, можно было услышать мнение «зачем? Они еще не научились писать ручкой на бумаге, а тут- сразу клавиатура». Действительно, многие из детей, в том числе первоклассников, способны вводить текст с помощью клавиатуры на компьютере быстрее, чем писать на бумаге, и легко могут научиться этому вводу намного быстрее, чем научиться писать. Тем более-красивым почерком, медленно, без ошибок, аккуратно. ИКТ позволяют ребятам приобретать навыки письма, письменного общения без сильной взаимосвязи с кинестетической способностью писать. Никто не отрицает необходимость научиться писать красивым, ясным, каллиграфическим почерком, это очень важно, но с появлением компьютеров в активной урочной жизни школьников это можно делать немного отдельно, параллельно с получением мотивации и вдохновения от письменного общения.

Да, он еще не умеет писать красиво и правильно, но он уже может общаться! Причем в письменной форме. А ведь некрасивая работа не вызывает и у самого ребенка радости, желания работать, делиться написанным с окружающими, «презентовать» результаты письма. Радость же от красиво написанного текста, пусть и с помощью компьютера, это определенная мотивация к письму. Необходимо также помнить о зрительной памяти. У ученика с плохим почерком, который сам не понимает, "п" он написал или это буква "н" вышла, зрительный образ слова так и сформируется - расплывчатый, невразумительный, «непонятно-что-стоящий» на месте нужной буквы. Красота почерка и хорошая

грамотность- педагоги давно считают, что вещи связанные, не зря проводимые исследования показывали, что среди людей неграмотных индивидов с почерком, далеким от каллиграфического, очень много. Хотя, конечно, бывают и исключения. Рукописи Ганса Христиана Андерсена, который был дисграфиком, редакторы отказывались принимать, говоря, что так издеваться над родным датским языком может только полный бездарь, а о каракулях в письме Альберта Эйнштейна, одного из основателей теоретической физики, будущего Нобелевского лауреата, ходили легенды. Правильные по очертаниям, читаемые, красочные буквы, написанные современными детьми на клавиатуре и показываемые на экране монитора или планшета, оставят правильный зрительный образ у ребенка.

Как раз для самых маленьких учащихся одним из важных этапов обучения письму является приобретение и последующее развитие навыка узнавания составных частей буквы, а также техника соединения букв между собой. Использование различных вариантов кроссвордов, чайнвордов, компьютерных мозаик, возможно сделанных самим учителем из готовых прописей, или даже элементы компьютерных обучающих игр, могут быть полезны, понравятся детям и внесут разнообразие в формы, применяемые на уроке.

Существует несколько типов письменной речи с различным содержанием, языковой формой, ритмом структуры, содержанием. Т. Хедж предложила [5] разделить их на шесть основных типов, которые приведены в таблице 1.

Большинство из представленных форм так и просятся для применения ИКТ. Многие из перечисленных примеров принято писать в современном мире как раз не «от руки», а используя компьютер и различные текстовые редакторы. В соответствии с принципом связи теории с практикой необходимо использовать окружающую нас действительность не только как источник знаний, но и как область их практического применения. Пишем не просто так, а четко понимая жизненное значение своей письменной работы. Задания на создания такого рода документов должны находить достойное место и на уроках русского языка, и на уроках Информатики и ИТ.

В соответствии с возможностями, которые дает нам на нынешнем этапе ИКТ, процесс создания письменной работы и взрослыми, и учащимися, может быть разделен на три основных этапа: дописьменный период (предписьмо), черновик-проверка-чистовик и послеписьменный период (постписьмо).

Ген Приметы

Учебная письме неся я речь Эссе

Письменные отчеты

Резюме

Реценшв

Аииотапнн

Тезисы

За метки

Про ее с но на л ь на я Деловые письма

письме неся я речь Ко нтрольны е

Объявления

Статьи

Отчеты

Протоколы

Социальная письменная 3-аинскн

речь Частные письма

Открытки

и нс Тру 1лве

Приглашении

Личная письменная речь Дневники

3-а метки

Ренеты

3-аииси адресов

Списки покупок

Творческая письменная Стихи,. Песни

речь Рассказы

Сненарин

Общественная: письменная П исьмо-^кало-б а

речь П ксьмо-про сь-б а

Формуляры

Заявления

•Дописьменный этап - прежде всего, это выбор темы или несколько тем, которую (которые) автор письма будет далее раскрывать более подробно, мысленный просмотр и ранжирование, отбор важных аспектов темы, набросок плана и алгоритма построения работы. Автор на этом этапе обязательно должен для себя ответить на вопросы: для кого он пишет и с какой целью он пишет? Ответ на первый вопрос поможет понять, в каком ключе представить работу- дружески, серьезно, с юмором, формально, подробно или кратко. Ответ на второй вопрос определит функцию будущего письма- если это пояснение, то оно должно быть детальным, если это публичное выступление на конкурсе- то должно убеждать, и так далее.

•Период письма, «черновик-проверка-чистовик». Этот этап создания

и редактирования появляющегося текста, перепроверка черновика, его дополнение и исправление, причем обычно именно на этом этапе большее внимание уделяется содержанию и основной идее текста, а не исправлению разного рода орфографических, лексических или пунктуационных ошибок. Т.Хедж говорит, что «...на этом периоде автор часто прерывается, чтобы перечитать текст, лучше понять, как он развивается, перепроверить план, чтобы внести новые идеи и изменения.»[6]

Этот этап очень удобно делать именно с использованием ИКТ- в новой ситуации, с применением компьютерных технологий, недостатки письменной работы могут быть устранены с минимальными затратами труда и времени, новый вариант может быть представлен быстро и наглядно.

•Послеписьменный этап (постписьмо) - это тщательная проверка ошибок в написанном, коррекция синтаксиса и стиля, изменения порядка предложений или слов в предложении, оформление работы, другая работа редакционного типа. Именно в этом периоде автор пытается и сам взглянуть на созданное глазами будущего читателя, и отдает его на суд учителя (или одноклассников) с целью получить «обратную связь». На этом этапе ИКТ тоже сильно внесли коррективы. И дело не только в автоматической проверке орфографии, которая встроена во множество прикладных программ и легка в использовании. Ученики пишут лучше, с большей мотивацией, когда учитель предлагает им современные механизмы для приобретения широкого круга читателей, например, через создание брошюры из написанного, раздачу распечатанного текста на школьном празднике или конференции, опубликование в Интернет или на сайте школы и тому подобное. Причем многие люди могут прочесть это одновременно, в результате вся культура письма в школе меняется, письмо становится более осмысленным и содержательным.

Текст в письменном виде ориентирован на восприятие информации человеком через органы зрения, именно в силу этого он обладает четкой и формально-алгоритмической организацией: присутствует постраничная нумерация, разделение текста на абзацы и параграфы, принята система ссылок, шрифтовые видоизменения и тому подобное. Умело используя правила визуализации информации, подбирая правильные начертания шрифтов, их выделения, цвета текста и фона можно с помощью средств инфографики добиться более быстрого схватывания информации, ее лучшего понимания и длительного запоминания.

При чтении письменного текста вдумываются, осмысливают написанное, при этом просматривая глазами и возвращаясь к сложным фрагментам текста не раз. И одновременно- выверяют допущенные описки, которые часто возникают в первую очередь из-за быстроты набивания текста на клавиатуре. Есть такое мнение: компьютер способствует неряшливой, неграмотной, непродуманной речи. Причина понятна: когда человек набирает текст, зрительное внимание при этом сосредоточив на

клавиатуре, а не на экране монитора, то он просто не видит опечаток, неточностей, своих ошибок. В отличие от того случая, когда пишет от руки на листе бумаги, соответственно, все внимание сконцентрировав на том, что в данный момент пишется, на самих графических начертаниях символов слов. Думается, что говорить в этой связи что компьютер способствует неграмотности, влияет на нее и провоцирует все же не правильно. если человек грамотный- он и работая на клавиатуре будет писать достаточно грамотно, нужно просто обратить пристальное внимание на третий этап работы с письменным текстом- на постписьмо.

Одним из великолепных возможностей современного компьютера является менять все, что написано, в любое время. А как же быть с русскими поговорками «Слово не воробей- вылетит- не поймаешь», «Что написано пером, не вырубишь топором», отражающих необратимый характер письменной коммуникации? Приходится признать, что ИКТ и тут внесло свои коррективы. Теперь это справедливо, скорей, для устной коммуникации, чем для письма. Мы можем хранить все варианты статей или сочинений, причем все изменения можно без труда отследить. Получается, что «цифровое» письмо близко к идеалу по своей гибкости. Внести изменения теперь получается быстрее, чем понять необходимость такого внесения! В сфере образования ученики могут и должны освободиться от страха необратимых, «фатальных» ошибок. В целом, письмо на данный момент времени становится близким к другим видам созидательно-конструирующей деятельности, которая обычно состоит из разработки плана, использование частей старой работы в новом тексте, различные этапы критики, отладки и представления продукта деятельности, в данном случае- письменных материалов.

Ученики в классе, или при выполнении домашнего задания, могут в настоящее время делать совместные письменные работы. Это еще один интересный аспект современного видоизменения работы с текстом, с письмом. Такой навык сотрудничества, практика совместной работы важна для взрослой жизни учащихся, но обычно указанную форму деятельности в традиционной школе игнорируют. Умение посылать написанное через социальные сети, через электронную почту, размещать в блогах или форумах дает возможность учащимся получить комментарий от другой «публики», вне школьного сообщества. «Облачные» технологии, например, Google-документы, позволяют хранить и систематизировать свои документы, вносить коррективы и автором текста, и его проверяющим (учитель) или читающим (друзья, коллеги, одноклассники). Совместно создавать и редактировать письменные документы, создавать рассказы с продолжением, «вычитывать» документы друг друга и многое другое- уже не вымысел и далекое будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Некоторые моменты письма, на которые повлияло ИКТ, не столь однозначно позитивно расцениваются в обществе, и учителями в частности. Например, так произошло с автоматической проверкой

правописания. То, что раньше требовало больших знаний, заметных усилий, с появлением этой функции стало простой задачей. Не призывая всегда использовать этот удобный ресурс на всех предметах в школе, тем не менее стоит сказать, что игнорировать его тоже нельзя- это будет означать оставить в школьном содержании элемент, к которому все реже во взрослой жизни в ответственных ситуациях ученики будут обращаться. Принимать или не принимать такой инструмент ИКТ как автоматическая проверка правописания- позиции разделились, но реальность говорит «да», принимать, и вводить его в образовательных процесс. И не забывать, что такую проверку можно выполнять не только по мере ввода текста, а и по всему документу сразу, просто изменив настройки программы. Можно использовать этот прием как интересное упражнение в плане самоконтроля ученика: написал текст «без подсказок», проверил сам, а теперь- включай «автоматическую проверку» и посмотри, есть ли ошибки, все ли ошибки и описки ты сам нашел, или компьютер все-таки «помог».

Еще один негативный момент влияния ИКТ на использование письменных работ учащихся, с которым многие учителя сталкиваются- это разработка рефератов, докладов, выполнение информационных проектных работ. Довольно быстро ученики открыли простой и эффективный способ написания, а точней «написания» рефератов- розыск в сети Интернет аналогичного реферата, и его скачивание, иногда даже без изменений. Безусловно, этот вид обмана ни к чему хорошему привести не может. В помощь учителю: инструменты проверки на антиплагиат, воспитательные беседы с учащимися об авторском праве, формирование культуры работы с источниками материала, уважительное отношение, и критическое осмысление чужих идей. Изучил других- хорошо, ссылки дать не забыл? а что ты сам думаешь по этому вопросу? В чем твоя новизна мысли?

Не только рефераты, но и такую классическую форму письменной работы, как диктант, тоже можно радикально изменить с помощью ИКТ. Можно записать речь учителя, например, аудиозаписью на компьютере, а потом попросить учеников переписать сказанное устно в соответствии со стандартами и правилами письменной речи. Преимущества такого диктанта: учащиеся работают в комфортном, удобном для себя темпе, у учителя есть возможность отслеживать продвижение каждого ученика через сеть, или просто подходя к экрану, вовремя «надиктовав» или передав предварительно записанный еще кусочек текста, формируется практический важный навык дешифровки устного текста. Именно цифровые технологии создают удобный микроклимат для такого рода занятий: замедление при необходимости темпа, разбиение текста на кусочки и его разметка, возможность повтора (повторного прослушивания) в случае неясностей, иногда есть возможно видеть говорящего (если совмещать диктанты с видеозаписью).

В современном мире потребность использования письменных сообщений не уменьшается. Не обладая этим навыком, люди не смогут

пользоваться всеми возможностями Интернета, сделать какой-либо заказ, написать правильный поисковый запрос, даже просто написать письмо другу или резюме при устройстве на работу. Компьютеризация процесса обучения, новые технологии, оказали и продолжают оказывать значительное влияние на саму сущность процесса письменной речи, а применение ИКТ позволяет решать множество задач в части развития культуры письма. Но нужно четко понимать, что информационно-коммуникационные технологии в этом вопросе не панацея, а просто одно из актуальных, перспективных и интересных средств.

Литература

1. Методика преподавания русского языка как английского/ Под ред. А.Н. Щукина - М., 1990, стр. 133

2. Методика/ Под ред. А.А. Леонтьева - М..1988, стр.142

3. Паррот М., Задания для учителей иностранного языка; CUP, 1993, стр.211

4. Большая советская энциклопедия в электронном виде, адрес доступа http://bse.slovaronline.com/, проверено 7.10.2014

5. Балыхина Т.М. , Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007, стр. 21

6. Hedge, T. Writing. OUP, 1988, стр.23

7. Сотниченко А.Н., Влияние ИКТ на эффективность и качество образовательного процесса, опубликовано 5.11.2013, адрес доступа http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/11/05/vliyanie-ikt-na-effektivnost-i-kachestvo-obrazovatelnogo-protsessa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.