Научная статья на тему 'Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка'

Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9925
884
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / УМЕНИЯ / НАПИСАНИЕ / СТАНДАРТ / SPEAKING / WRITING / SKILLS / THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Елена Алексеевна

Рассматриваются психолого-педагогические особенности письменной речи на иностранном языке, а также этапы развития умений иноязычной письменной речи в методике обучения иностранным языкам в средней школе. Каждый этап развития методики обучения иностранным языкам описывает развиваемые виды речевой деятельности, которые явились социальным заказом общества на разных ступенях его развития. В статье рассматривается вопрос о том, является ли письменная речь на иностранном языке самостоятельным умением или служит вспомогательным средством для обучения другим видам речевой деятельности, таким как чтение, говорение, аудирование. Описываются новые требования к умениям письменной речи на иностранном языке, а также представлен список тем письменных сообщений, которые могут создавать выпускники школ. Статья дает выдержки из Федерального государственного образовательного стандарта, где описываются умения письменной речи учащегося на базовом этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WRITING SKILLS OF SCHOOLCHILDREN AT ENGLISH LESSONS

The article considers the psychological and pedagogical characteristics of writing skills teaching at the English lessons in a secondary school. The article also describes how the approach of foreign languages teaching changed recently. Each level of the development of English teaching methods describes the skills which were in demand at that precise moment. The article considers the question about writing in English as an independent skill or as a skill which helps teaching of speaking, reading and listening. New requirements to the writing in English skills are described, and the list of themes of writing which graduates of schools can create is presented. The article also describes the requirements of the Federal State Educational Standard to the writing skills on the basic level of education.

Текст научной работы на тему «Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка»

УДК 811.111

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Елена Алексеевна ИЛЬИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: ilyna_elena@mail.ru

Рассматриваются психолого-педагогические особенности письменной речи на иностранном языке, а также этапы развития умений иноязычной письменной речи в методике обучения иностранным языкам в средней школе. Каждый этап развития методики обучения иностранным языкам описывает развиваемые виды речевой деятельности, которые явились социальным заказом общества на разных ступенях его развития. В статье рассматривается вопрос о том, является ли письменная речь на иностранном языке самостоятельным умением или служит вспомогательным средством для обучения другим видам речевой деятельности, таким как чтение, говорение, аудирование. Описываются новые требования к умениям письменной речи на иностранном языке, а также представлен список тем письменных сообщений, которые могут создавать выпускники школ. Статья дает выдержки из Федерального государственного образовательного стандарта, где описываются умения письменной речи учащегося на базовом этапе обучения.

Ключевые слова: речевая деятельность; письменная речь; умения; написание; стандарт.

С появлением современных технологий в обучении иностранному языку развитие навыков письменной речи приобретает большое значение и становится объектом исследования для многих современных ученых [1-3]. За последние десятилетия урок иностранного языка не раз изменялся, а с появлением информационно-коммуникационных технологий учителя и ученики получили совершенно новые возможности для своей деятельности.

В данной статье нами будут рассмотрены этапы формирования умений письменной речи в разные периоды развития методики преподавания иностранных языков. Мы также рассмотрим психолого-педагогические особенности письменной речи, которые необходимо учитывать при формировании умений письменной речи.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать процесс формирования умений письменной речи, опираясь на психолого-педагогические особенности человека, а также проследить, на всех ли этапах обучения письменная речь является самостоятельным видом речевой деятельности.

Ученые выделяют шесть различных этапов развития методики обучения иностранным языкам [4]. Каждый этап характеризуется своими особенностями в обучении различным видам речевой деятельности. Так как данная статья посвящена обучению пись-

менной речи на иностранном языке, мы рассмотрим, как изменялось обучение именно письменной иноязычной речи в процессе развития методики обучения иностранным языкам.

Первый этап развития приходится на 1917-1930 гг. Главное условие этого периода было сохранить предмет «Иностранный язык» в школьном обучении. Поэтому в этот период в школе не обучали письменной речи. В центре обучения был текст и умение его понимать.

Следующий период охватывает военные и послевоенные годы. В этот период обучали чтению и переводу текста. На данном этапе произошел отказ от обучения устной речи. Письменная речь служила вспомогательным средством обучения, т. е. использовалась для того, чтобы делать записи.

В 1960-е гг. интерес к языку возрос, и вместе с ним начинали меняться принципы обучения, но письмо по-прежнему оставалось лишь вспомогательным средством обучения другим видам речевой деятельности.

Четвертый этап развития методики обучения иностранным языкам характеризовался тем, что обучение было направлено на развитие речевой деятельности, но письму все еще отводилась второстепенная роль. Одним из самых эффективных упражнений считалось списывание и разные виды диктантов [5]. На данном этапе развития методики обу-

чения иностранным языкам ученые отмечали, что навык письма играет очень существенную роль в процессе школьного образования [6].

С появлением ТСО (1980-е гг.) начинается пятый этап развития методики преподавания ИЯ. Здесь огромная роль отводится самостоятельной работе школьников. Также на этом этапе широкое распространение получили различные направления методики, одной из которых была коммуникативная методика обучения. Так, ведущей становится речевая деятельность в ее основных проявлениях: говорение, аудирование, чтение,

письмо. Данная методическая концепция получила свое психологическое обоснование в работе И.А. Зимней и в ряде работ других авторов [7-8].

Следующий этап развития методики обучения иностранным языкам отражает ее современное развитие. Современная методика рассматривает в качестве главных свойств иностранного языка такие его качества, как коммуникативность, системность, функциональность. В основе обучения иностранному языку лежит коммуникативная компетенция, успешное формирование которой зависит от сформированности всех навыков речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. На данном этапе развития общества меняется социальный заказ, который становится основополагающим на следующей ступени развития умений письменной речи.

С появлением технологий Веб 2.0 современный человек должен уметь не только говорить и читать на иностранном языке, но и выражать свои мысли письменно, т. к. общение сегодня частично перенесено в виртуальную образовательную среду, и от того, как человек умеет выражать свои мысли письменно, зависит его успешное взаимодействие с другими людьми.

Ученые начинают выделять различные умения письменной речи на иностранном языке: например, написать личное письмо, поздравительную открытку, правильно оформляя их с точки зрения этикета, заполнить простой формуляр (в гостинице, при оформлении заявления), написать самую элементарную записку с просьбой прийти, позвонить, а также делать выписки нужной информации из текста [1].

Е.Н. Соловова выделяет следующие цели обучения письменной речи: научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке: заполнение анкет, написание различных видов писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные, составление автобиографии / резюме, написание заявлений (в т. ч. о приеме на работу, зачисление на учебу и т. д.), написание рецензий, написание аннотаций, написание докладов, написание сочинений / эссе, написание поздравительных открыток, написание записок [9].

Н.Д. Гальскова в качестве конечных требований в области обучения письму выдвигает развитие у обучаемых умений письменно выражать свои мысли [10]. Учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста, составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста, писать короткое поздравление, выразить пожелание, письменно заполнить формуляр (указать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес и пр.), написать личное письмо, в котором расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же самое о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

В книге «Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность» под редакцией академика А.А. Миролюбова, авторами перечисляются следующие умения письменной речи на иностранном языке для выпускников средней школы на базовом уровне: писать личное и деловое письмо и сообщать сведения о себе в принятой форме (автобиография, резюме / анкета, формуляр); излагать содержание прочитанного (прослушанного) иноязычного текста в тезисах, рефератах, обзорах; кратко записывать основное содержание речи учителя. А также использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской деятельности, фиксировать и обобщать необходимую информацию, полученную из разных источников, составлять тезисы или развернутый план выступления, описывать события / факты / явления, сообщать и запра-

шивать информацию, выражая собственное суждение.

Данные умения письменной речи на иностранном языке нашли свое отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, который определяет то, чему должен научиться выпускник школы по разным видам речевой деятельности на иностранном языке на разных уровнях обучения.

Федеральный государственный стандарт предъявляет к умениям письменной речи ученика, на базовом уровне, следующие требования [11].

1. Уметь делать выписки из текста.

2. Уметь писать короткие поздравления (с днем рождения, с другим праздником), выражать пожелания.

3. Уметь заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, возраст, гражданство, адрес).

4. Уметь писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Тем не менее, для того чтобы ученик научился успешно создавать письменные сообщения на иностранном языке и успешно общаться, учитель должен помнить, что процесс письма - это сложный психологопедагогический процесс, который обладает своими особенностями [12]. Поэтому когда ученик учится писать на иностранном языке, у него часто возникают проблемы в передаче своих мыслей в форме письменного сообщения. Учащиеся допускают различные ошибки: при написании слов дети пропускают буквы, нарушают порядок слов в предложении, путают употребление артиклей, допускают грамматические ошибки, что может быть объяснено отсутствием правильно сформированных начальных навыков.

Существует целый ряд психологических исследований [13-16], которые посвящены взаимосвязи и происхождению устной и письменной речи, а также механизмам мозга, которые задействованы человеком в процессе создания устного и письменного сообщения. Процесс овладения письменной речью, в отличие от устной речи, - это процесс осоз-

нанный, и происходит он совершенно по-другому.

Соответственно, существует целый ряд различий в построении письменной и устной речи. Устная речь человека основана на переживаниях. Письменная речь, наоборот, продуманная и осознанная. Можно сделать вывод, что процесс письма включает в себя много разнообразных компонентов и затрагивает различные участки головного мозга, которые связаны между собой.

Таким образом, изучив исследования ученых, посвященных психолого-педагоги-ческим особенностям происхождения письменной речи, а также этапы формирования и развития требований к умениям письменной речи на иностранном языке, мы считаем, что сначала обучения письмо выступало как вспомогательный вид деятельности учащихся, но постепенно, усложняя упражнения, письмо переходило в самостоятельное умение, которое ученик может использовать в реальной жизни для осуществления письменной межкультурной коммуникации.

Мы также считаем, что каждый этап развития ребенка соответствует развитию определенных умений письменной речи. Здесь нельзя не согласиться с Е.И. Пассовым [4], что упражнения на развитие навыков письменной речи должны вводиться на начальном этапе обучения вместе с устно-фонетическим курсом и начинаться с простых упражнений, таких как списывание, заполнение пропущенных букв в знакомых словах, диктанты простых слов, звукобуквенные диктанты. Усложняя работу, учащиеся совершенствуют свои умения и постепенно овладевают письменной коммуникативной компетенцией вместе с другими умениями речевой деятельности.

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М., 2010.

2. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.

3. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

5. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. М., 2009.

6. Бим И.Л. Методика обучения второму иностранному языку. М., 2001.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей. М., 1935.

9. Соловова Е.Н. Методика преподавания иностранных языков. М., 2002.

10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012.

12. Лурия А.Р. Письмо и речь. М., 2002.

13. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в школе. М., 1982.

14. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М., 1947.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000.

16. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 2004.

Поступила в редакцию 21.08.2013 г.

UDC 811.111

DEVELOPMENT OF WRITING SKILLS OF SCHOOLCHILDREN AT ENGLISH LESSONS Elena Alekseyevna ILYINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: ilyna_elena@mail.ru

The article considers the psychological and pedagogical characteristics of writing skills teaching at the English lessons in a secondary school. The article also describes how the approach of foreign languages teaching changed recently. Each level of the development of English teaching methods describes the skills which were in demand at that precise moment. The article considers the question about writing in English as an independent skill or as a skill which helps teaching of speaking, reading and listening. New requirements to the writing in English skills are described, and the list of themes of writing which graduates of schools can create is presented. The article also describes the requirements of the Federal State Educational Standard to the writing skills on the basic level of education.

Key words: speaking; writing; skills; thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.