Научная статья на тему 'Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера)'

Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1138
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
РИДЕР / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / ЭЛЕКТРОННАЯ БУМАГА / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ELECTRONIC PAPER / FUNCTIONAL STATUS / CHILDREN / ADOLESCENTS / E-READER / ELECTRONIC BOOK / LEGIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Текшева Л. М., Вятлева О. А., Курганский А. М.

Проведено сравнение удобочитаемости трех различных носителей информации: бумаги, персонального компьютера (жидкокристаллический монитор) и ридера у 30 школьников 12-14 лет. С помощью комплексной оценки качества деятельности (скорость чтения вслух, количество ошибок при чтении, интегральный показатель степени сложности зрительной задачи), ее физиологической стоимости (по данным ЭЭГ, ЭОГ и ЭКГ), а также субъективного предпочтения в выборе носителя со стороны школьников показано, что по сумме признаков ридер занимает промежуточное положение между печатным текстом и экраном компьютера. Выявлен эффект повышенной эмоциональной напряженности при чтении ридера, проявляющийся в сохранении активации симпатической нервной системы после завершения чтения. Показана необходимость дополнительных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Текшева Л. М., Вятлева О. А., Курганский А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC ASSESSMENT OF PERCEPTION OF THE INFORMATION FROM ELECTRONIC DEVICE FOR READING (READER)

A comparison of the legibility of the three different media: paper, personal computer (LCD) and the e-reader in schoolchildren (12-14 years of age) was performed. Comprehensive assessment of the reading performance (speed of reading aloud, the number of errors in reading, and integral indicator of the degree of difficulty of visual task), its physiological value (according to data of EEG, EOG and ECG), and subjective preference of type of media by the schoolchildren showed that by the sum of signs e-reader occupies an intermediate position between printed text and the computer screen. The effect of increased emotional intensity of using e-reader (increased motivation), which is manifested in the preservation of the sympathetic nervous system activation after the reading, was obtained. The necessity of additional research has been shown.

Текст научной работы на тему «Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера)»

[гиена и санитария 1/2013

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.955:681.31

В. Р. Кучма, Л. М. Текшева, О. А. Вятлева, А. М. Курганский

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ С

электронного устройства для чтения (ридера)

НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФЕБУ НЦЗД РАМН, Москва

Проведено сравнение удобочитаемости трех различных носителей информации: бумаги, персонального компьютера (жидкокристаллический монитор) и ридера у 30 школьников 12-14 лет. С помощью комплексной оценки качества деятельности (скорость чтения вслух, количество ошибок при чтении, интегральный показатель степени сложности зрительной задачи), ее физиологической стоимости (по данным ЭЭГ, ЭОГ и ЭКГ), а также субъективного предпочтения в выборе носителя со стороны школьников показано, что по сумме признаков ридер занимает промежуточное положение между печатным текстом и экраном компьютера. Выявлен эффект повышенной эмоциональной напряженности при чтении ридера, проявляющийся в сохранении активации симпатической нервной системы после завершения чтения. Показана необходимость дополнительных исследований.

Ключевые слова: ридер, электронная книга, электронная бумага, удобочитаемость, функциональное состояние, дети, подростки

V. R. Kuchma, L. M. Teksheva, O. A. Vyatleva, A. M. Kurgansky — PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC ASSESSMENT OF PERCEPTION OF THE INFORMATION FROM ELECTRONIC DEVICE FOR READING (READER)

Research Institute of Hygiene and health care for children and adolescents ofthe Federal State Budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 105064, Moscow, Russian Federation

A comparison of the legibility of the three different media: paper, personal computer (LCD) and the e-reader in schoolchildren (12-14 years of age) was performed. Comprehensive assessment of the reading performance (speed of reading aloud, the number of errors in reading, and integral indicator of the degree of difficulty of visual task), its physiological value (according to data of EEG, EOG and ECG), and subjective preference of type of media by the schoolchildren showed that by the sum of signs e-reader occupies an intermediate position between printed text and the computer screen. The effect of increased emotional intensity of using e-reader (increased motivation), which is manifested in the preservation of the sympathetic nervous system activation after the reading, was obtained. The necessity of additional research has been shown.

Keywords: e-reader, electronic book, electronic paper, legibility, functional status, children, adolescents

Бурное развитие информационных технологий в настоящее время, по мнению некоторых авторов, можно охарактеризовать как информационную революцию. При этом формируется так называемое информационное общество. К свойствам информационного общества [3] можно отнести отсутствие привязки ко времени и месту образования, когда для получения информации требуется компьютер, возможность выхода в Интернет, а также навыки самого обучающегося по поиску необходимой информации. При этом ребенок может получить доступ к различным словарям, базам данных, обучающим программам, тестам и фильмам. Существуют такие понятия, как E-learning (электронное обучение) и M-learning (мобильное обучение). Положительной стороной внедрения электронных устройств в школьное образование может стать интерактивное обучение, при котором учитель со своего места получает возможность отслеживать выполнение задач учениками и индивидуально контролировать учебный процесс.

Внедрение компьютерных технологий в дальнейшем приведет к модификации образовательной среды. В современных условиях обсуждается идея внедрения так называемого электронного портфеля без бумажных учебников. Интенсивное использование различных типов электронных экранов при обучении может значительно повысить нагрузку на зрение учащихся, в связи с чем их внедрение требует гигиенической оценки.

Указанные проблемы глобальны: американским студентам выдаются наладонные компьютеры, в Украине, в Южной Корее в школьное образование внедряются ридеры. В настоящее время в некоторых российских шко-

лах для обучения детей используются ридеры, нетбуки и ноутбуки. Поскольку спектр перечисленных устройств достаточно широк, возникает необходимость в гигиеническом выборе наиболее функционально пригодных и безопасных устройств для школьного обучения. На данный момент благодаря развитию технологии электронной бумаги, на которой информация представляется в отраженном свете, выбор остановился именно на ридере.

Большое разнообразие технических решений сопровождается отсутствием на данный момент необходимых гигиенических регламентов. Разработанные гигиенические требования к подаче информации в книгах [4, 5] и на видеодисплейных терминалах [7] не применимы для мультимедийных устройств или гаджетов.

Проблемой использования букридеров в школе является тот факт, что существующие гигиенические нормативы [6] регламентируют среднее время непрерывного чтения с бумажного носителя, которое не должно превышать в 5-11-х классах 10-15 мин. Время непрерывного просмотра статического изображения с экрана, работающего на отраженном свечении (от проектора), составляет 25 мин для учеников 8-11-х классов. Экран букридера разработчики предлагают причислить к экранам, работающим на отраженном свете, и воспроизводящим статическое изображение. Однако делать это категорически недопустимо, так как восприятие информации с экрана при проектном изображении и с экрана букридера являются принципиально разными зрительными задачами (наблюдение с расстояния не менее 2 м в первом случае и 30-40 см во втором). Длительное использование букридеров в педагогическом процессе мо-

22

жет оказывать негативное воздействие на зрительный анализатор. Кроме того, использование букридеров в педагогическом процессе может отличаться значимо большей продолжительностью.

Принцип работы электронной бумаги основан на явлении электрофореза. Электронная бумага состоит из гранул с маслом, внутри которых располагаются черно-белые частицы, которые управляются микроэлектродами, расположенными под экраном. Такой принцип устройства получил название электронной бумаги (E-ink). Отличие ридера от бумаги заключается только в наличии пикселей и бликах на поверхности экрана (контрастность изображения на ридере ниже, чем на бумаге и на мониторе компьютера).

Положительными сторонами применения букридеров являются: работа в условиях отраженного свечения; горизонтальное расположение изображения; легкий вес устройства; повышенная мотивация к обучению (возможно на первых порах); длительная работа устройства без подзарядки; большой объем памяти; дополнительные функции, в частности выход в Интернет; сокращение расходов бумаги и сохранение зеленых насаждений, что с экологической точки зрения весьма целесообразно.

Отрицательными сторонами применения букридеров являются: низкая контрастность и четкость изображения; отсутствие ощущения книги; монохромный экран; необходимость обслуживания устройства (регулярная подзарядка от сети, обновление информации); цена устройства; замедленное перелистывание страниц в связи с перемещением гранул; опасность потери или поломки устройства. При этом большинство минусов с развитием техники могут быть устранены.

Результаты зарубежных исследований о влиянии ридеров на функциональное состояние человека малочисленны и противоречивы [11-13, 15]. Использование психофизиологических методов в них ограничено методом критической частоты слияния мельканий, в единичном случае одноканальной ЭЭГ [12]. Практически не исследовано влияние ридеров на центральную и вегетативную нервную систему. При этом важно отметить, что одинаково высокое качество деятельности (скорость чтения, количество ошибок) при работе с разными носителями может сопровождаться различными реакциями со стороны функциональных систем (ФС) - иметь разную физиологическую цену. Повышенное напряжение функциональных систем (ФС), может приводить к развитию зрительного и психофизиологического утомления и его отсроченных негативных эффектов на здоровье.

Цель работы: провести сравнительную физиологогигиеническую оценку удобочитаемости текстов, предъявляемых на разных носителях информации: бумаге, экранах ридера и компьютера, функционального состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой систем и зрительного анализатора при чтении.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе образовательного учреждения Москвы. В исследовании приняло участие 30 школьников 12-14 лет (6-8-х классов). Каждый ребенок участвовал в трех исследованиях процесса чтения с каждого из трех носителей. С целью нивелирования эффекта повышенной сложности 1-го прочтения были использованы три схемы чтения информации с носителей: компьютер (К)-ридер (Р)-бумага (Б), Б-К-Р и Р-Б-К. При этом дети каждого класса равномерно распределялись по этим схемам прочтения.

При моделировании чтения использовались тексты, лексически соответствующие возрасту, с нарушенными при этом логическими связями между словами. При логическом чтении ребенок быстро понимает смысл и пропускает взглядом участки текста. Алогичный текст вызывает максимальное напряжение зрительного анализатора, поскольку при прочтении ребенок останавливает внимание на каждом слове. Чтение вслух позволило контролировать его качество.

При чтении с каждого из трех носителей информации размер шрифта и зрительное расстояние подбирались в соответствии с гигиеническими регламентами, обеспечивая тождественную сложность зрительной задачи. Для чтения на бумаге использовался 11-й кегель шрифта, ширина строки составляла 14,6 см, зрительное расстояние до листа - 30 см. При чтении на компьютере использовался жидкокристаллический экран ноутбука, 14-й кегель шрифта, ширина строки составляла 17,8 см, зрительное расстояние - 60 см; у ридера - 11-й кегель шрифта, ширина строки 14 см, зрительное расстояние 30 см.

Каждое исследование состояло из трех этапов: 1) исходная фоновая запись ЭЭг, ЭОг и ЭКг, 2) запись этих показателей во время чтения фрагмента текста (4 тыс. знаков), с параллельной оценкой скорости чтения и количества ошибок на каждую тысячу знаков, 3) заключительная фоновая запись указанных выше показателей. До и после исследования оценивали субъективное состояние ребенка по визуальной аналоговой шкале самочувствия (ВАШ). В работе использовалась горизонтальная 11-сантиметровая 16-балльная шкала, в которой наихудшему самочувствию (хуже не бывает) соответствует балл 0, наилучшему (лучше не бывает) - 16, а обычному - 8. После проведенного исследования с помощью опроса выявляли индивидуальное предпочтение в выборе носителя для чтения.

ЭЭг регистрировали монополярным способом от основных отведений по системе 10-20 (Fz, F3, F4, C3, C4, P3, P4, O1, O2, Oz, T3, T4) относительно ипсила-теральных ушных электродов. Особенностью эксперимента явилось использование специальных шлемов для ЭЭГ (MCSCap), которые позволяли снизить количество наводок в ЭЭГ во время чтения вслух. ЭКГ для анализа вариабельности сердечного ритма регистрировали с помощью манжет, расположенных на запястьях правой и левой руки. ЭОГ регистрировали стандартным способом с помощью четырех электродов. Запись ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ и их обработку проводили с помощью компьютерного элекгроэнцефалографа "Нейро-КМ".

Для обработки результатов использовались непараметрические статистические методы (критерий Уилкоксона, критерий знаков) из статистических пакетов Statistica 6 и SPSS. Вычислялся интегральный показатель степени сложности зрительной задачи (ССЗЗ = VT2 + 20n2, где Т - время прочтения (в с), n - количество ошибок).

Результаты и обсуждение

Субъективные методы. Опрос детей после проведенного исследования показал, что большинство из них сочли для себя более удобным чтение с ридера: читательские предпочтения распределились: ридер (Р) - 48,28%, бумага (Б) - 27,59%, экран компьютера (К) - 24,14%. Это можно объяснить повышенной мотивацией к инновациям в обучении.

Субъективная оценка самочувствия школьников с помощью ВАШ показала отсутствие каких-либо значимых

23

[гиена и санитария 1/2013

98,00 и

96,00- д510

94,0092,41

§ 92,00- 92,03

5 90,00-

88,00-

86,00-

84,00

94,69

.....-<

94,04,.

'''92,71 \

96,21

Р

91,03 /

91,03,»

\ / \ / ¥

\ 89,04

1000

3000

4000

2000 Знаки

Бумага —Компьютер —Ридер

Рис. 1. Изменение показателей удобочитаемости в динамике по продолжительности чтения.

3,50-, 3,303,10-

*4

| 2,903

° 2,70-

о

m

0 2,50-

а) > т

1 2,30-

£

2,10-

1,90-

1,70-

3,21

2,76/

2,31 .

3,38

'3,21 \

1000

2,93 \\

\ \

\ \\ 2,41

\ 4 V,. ^

\ \ ^" \ " 2,28

\

V^'

2,00

2,69

2,31

2,17

3000

2000 Знаки

Бумага —Компьютер — Ридер

4000

динамика количества ошибок представлена на рис. 2. В начальный период чтения (на 1-й тысяче знаков) наблюдается достоверная разница между ридером и бумагой в пользу бумаги. Однако со 2-й тысячи знаков количество ошибок при чтении с ридера снижается и остается на более низких значениях по сравнению с чтением книг (бумага) или с компьютера.

При анализе динамики показателя степени сложности зрительной задачи (ССЗЗ) выявлено, что достоверные различия (р < 0,05) наблюдаются только на финише между чтением с компьютера и с ридера в пользу ридера при практически одинаковых уровнях ССЗЗ при чтении с бумаги и ридера (рис. 3).

Таким образом, сравнительная оценка динамики всех трех показателей удобочитаемости свидетельству -ет о преимуществе бумажного носителя информации. Чтение с экрана компьютера является более сложной задачей для школьника 6-8-х классов. Ридер занимает среднее положение между бумажным и компьютерным носителями информации.

Известно, что при выполнении трудного зрительного задания, сопровождающегося развитием зрительного и умственного утомления, во время работы на компьютере отмечается усиление медленной (дельта-тета) активности [1, 2] и низкочастотного альфа-ритма в ЭЭГ зрительной (затылочной) области коры [10]. При сравнении ЭЭг 28 школьников во время чтения с разных носителей было выявлено, что чтение с компьютера и ридера вызывает значимое усиление этих параметров. Во время чтения с компьютера и ридера по сравнению с чтением с листа бумаги в затылочной зоне коры значимо возрастает относительная мощность дельта-волн (р < 0,001), а при чтении с компьютера - тета-волн и низкочастотного альфа-ритма (7-8 Гц) (р < 0,001). При чтении с компьютера признаки утомления в виде усиления медленных волн более выражены и представлены более обширно, чем при чтении с ридера (р < 0,001).

Показателем эмоциональной напряженности служит уровень тета-ритма в ЭЭг лобных областей коры, в частности в сагиттальном лобном отведении (Fz) [2, 9, 14]. Относительная мощность тета-волн в Fz при чтении с компьютера и ридера также значимо выше (р < 0,05),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Изменение показателей удобочитаемости в динамике по качеству чтения (количество ошибок).

различий для листа, экрана компьютера и ридера как до, так и после чтения. У большинства школьников самочувствие до и после чтения было близко к нормальному (середина шкалы) или выше его (> 8 баллов).

В течение чтения первых 2 тыс. знаков достоверных различий между тремя носителями информации по времени чтения не наблюдается (рис. 1), однако на 2-й тысяче знаков можно говорить о выявленной тенденции (р < 0,1) преимущества ридера перед компьютером. К 3-й тысяче знаков продолжительность чтения на всех трех носителях снижается (улучшается). При чтении 3-й тысячи знаков выявлено достоверное преимущество бумаги по сравнению с ридером (р < 0,04), между тем как бумага и компьютер, компьютер и ридер попарных достоверных различий не показали. На последнем этапе (к 4-й тысяче знаков) продолжительность чтения и с ридера, и с бумаги характеризуется одинаковыми величинами. При чтении с экрана компьютера наблюдается недостоверное замедление скорости чтения.

125,00 -I

120,00-

со

со

о

о

116,98 »■...

115,00-1 пз,бб/

110,00-

105,00-

100,00

110,40 /

1000

122,06

/'libm

Л\

/ \ \

/ \ \

- \

\ \

\ \

-.113,71 \\

Л '\\

\ '• 1

' \ \

\ \\ \ \\

'Л ^'105,47,-' Ч'ЮЗ.^т;''

V"

103,38

115,07

108,32 105,87

2000 3000

Знаки

Бумага —Компьютер —»— Ридер

4000

Рис. 3. Изменение показателей удобочитаемости в динамике по интегральному показателю ССЗЗ.

24

□ Mean Mean±SD Mean±1,96*SD

Рис. 4. Различия в относительной мощности медленной части спектра ЭКГ (LF) до (ф1), во время (чт) и после (ф2) чтения с листа бумаги (Б), компьютера (К) и ридера (Р).

чем при чтении с листа бумаги, что свидетельствует о более высоком эмоциональном напряжении при работе с этими носителями. данный показатель для ридера даже выше, чем для компьютера. По-видимому, усиление эмоционального напряжения при чтении с ридера отчасти связано с непривычностью и новизной для школьников данного устройства. Полученные в ЭЭг-исследовании результаты свидетельствуют о том, что чтение с компьютера и ридера вызывает большее напряжение и утомление на уровне, чем чтение с бумажного носителя. По выраженности признаков утомления носители можно расположить в следующей последовательности: компьютер - ридер - бумага.

Оценка глазодвигательной активности в горизонтальном направлении по данным ЭОг, показала, что количество больших регрессивных саккад, соответствующих переводу взора к началу строки от ее конца, при чтении на разных носителях значимо не различалось. Количество больших прогрессивных саккад, соответствующих переводу взора от начала в конец строки, было значимо выше при чтении с листа по сравнению с работой на компьютере и ридере (р < 0,03 ир < 0,05 соответственно, по критерию Уилкоксона). Возможно, большее количество прогрессивных саккад при чтении с листа бумаги обусловлено привычкой к более беглому чтению с бумажного носителя с использованием предварительного сканирования строки.

Анализ вариабельности сердечного ритма выявил значимые изменения одного из показателей симпатической активации - относительной мощности медленноволнового (LF) диапазона спектра ЭКГ (рис. 4). Этот показатель достоверно возрастет во время чтения, причем его увеличение при чтении с компьютера достоверно больше, чем с бумаги (р < 0,1). По завершении чтения и с бумаги, и с компьютера этот показатель симпатической активации приходит в норму. После чтения с ридера этого не наблюдается и симпатическая активация находится на том же уровне, что и во время чтения, т. е. она выше по сравнению с бумагой (р < 0,04) и компьютером (р < 0,02).

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют, что большинство обследованных школьни-

ков выразили предпочтение ридеру по сравнению с бумагой и компьютером, работа с ридером вызывает у них ряд физиологических изменений, свидетельствующих о более высоком напряжении ЦНС и более высокой ее физиологической стоимости по сравнению с чтением с бумаги. Характерной особенностью ридера является отсроченное или более длительное сохранение признаков повышенной симпатической активации.

Выводы. 1. Удобочитаемость текста предъявляемого с экрана ридера занимает промежуточное положение между удобочитаемостью текстов на бумаге и экране компьютера.

2. Чтение с экрана ридера по сравнению с бумагой сопровождается повышением медленной дельтаактивности в затылочной области коры головного мозга, а также сохранением повышенной активации цНС после завершения чтения, что говорит о более выраженном утомлении. Чтение с экрана ридера сопровождается усилением тета-ритма в лобных областях коры у детей, что свидетельствует о большей эмоциональной вовлеченности ЦНС.

3. глазодвигательная активность по количеству больших регрессивных саккад при чтении на разных носителях не различается. Количество больших прогрессивных саккад свидетельствует о большей адаптированности глаз к чтению книг.

4. Увеличение мощности медленно волнового (LF) диапазона спектра ЭКг-показателя симпатической активности - более выражено в процессе чтения с компьютера, но нормализуется сразу по окончании чтения с бумажного и компьютерного носителей. Сохранение признаков повышенной симпатической активации характерно для послечтения с ридера.

5. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства (ридера) свидетельствует о необходимости регламентации безопасного для детей их использования (шрифтовое и цветовое оформление текстов, продолжительность использования, средства профилактики зрительного утомления и переутомления).

Литер атур а

1. Иванов Э. Ю. Эффективность применения оптических фильтров с фрактально-матричной топологией для сохранения профессионального здоровья персонала видеодисплейных терминалов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2009.

2. Кирой В. Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие). - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО "ЦВВР", 2003. -224 с.

3. Куклеев В. А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте. Монография. Ульяновск: Ульяновский гос. технический ун-т, Ульяновск 2009.

4. ОСТ 29.116-98. Стандарт отрасли. Издания учебные для общего и начального профессионального образования. Общие технические условия.

5. СанПиН 2.4.7.1166-02. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования.

6. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

7. СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронновычислительным машинам и организации работы.

8. Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

25

[гиена и санитария 1/2013

9. Awang S. A. et al. Spectral Density Analysis: Theta Wave as Mental Stress Indicator // Communications in Computer and Information Science. - 2011. - 1. - Vol. 260, N 1. - P. 103-112.

10. Cremades J. G. et al. Human-computer interfaces with regional lower and upper alpha frequencies as on-line indexes of mental activity // Computers in Human Behavior. - 2004. - Vol. 20, N 4. - P. 569-579.

11. Hauro I. et al. Measurement of visual fatigue from reading on electronic paper // Journal of the Institute Image Information and Television Engineers. - 2005. - Vol. 59, N 3. - P. 403-406.

12. Kang Y. et al. A study of e-book operation in usability and mental workload // HAAMAHA - 2004. - 9th. - P. 489-496.

13. Shen I.-H. et al. Lighting, font style, and polarity on visual performance and visual fatigue with electronic paper displays // Displays. - 2009. - Vol. 30, N 2. - P. 53-58.

14. Trejo L. J. et al. Measures and models for estimating and predicting cognitive fatigue // Psychophysiology. - 2004. - Vol. 41 (Suppl. 1). - P. S86.

15. Wu H. et al. Ergonomic evaluation of three popular Chinese e-book displays for prolonged reading // International Journal of Industrial Ergonomics. - 2007. - Vol. 37. - P. 761-770.

Поступила 20.04.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.692:656.2]:001.8

М. Ф. Вильк, Л. П. Коротич, В. А. Полякова

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ И

противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

ФГУП Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

Разработана система научно обоснованных мероприятий по гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Создана правовая и методическая база для предупредительного и текущего санитарного надзора в области гигиены и эпидемиологии пассажирских перевозок, нормативно-методические документы внедрены в практику врачебно-санитарных служб железных дорог, приняты к реализации проектными, вагоностроительными и вагоноремонтными организациями. Организован санитарно-гигиенический мониторинг пассажирских объектов железнодорожного транспорта, включающий контроль за санитарно-гигиеническими и микробиологическими показателями воздушной среды пассажирских и служебных помещений вокзалов и пассажирских поездов, а также контроль за показателями здоровья работников, обеспечивающих пассажирские перевозки с использованием донозологических признаков патологии. Выявлены особенности бактериального аэропланктона пассажирских объектов. Установлено повышение показателей бактериального загрязнения воздуха пассажирских объектов в летнеосенние периоды года по сравнению с зимним. Выявлена прямая зависимость между уровнями микробного загрязнения воздуха пассажирских помещений вокзалов и интегральными показателями антиинфекционной устойчивости организма работников железнодорожных вокзалов, обслуживающих пассажирские перевозки, а также числом лиц с измененными показателями иммунного статуса.

Ключевые слова: железнодорожные пассажирские перевозки, гигиеническая и противоэпидемическая безопасность, санитарно-гигиенический мониторинг, методы и средства обеззараживания, охрана окружающей среды

Vil'kM.F., Korotich L.P., Polyakova V. - A SCIENTIFIC PROVIDING FOR THE SYSTEM OF HYGIENIC OPTIMIZATION AND ANTI-EPIDEMIC SAFETY OF RAIL RIDERSHIP

Federal State Unitary Enterprise "The All-Russian Research Institute of Railway Hygiene" ofthe Federal Servicefor Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 125438, Moscow, Russian Federation

The system of scientific and reasonable measures for hygienic and anti-epidemic providing of rail ridership is elaborated. The legal and methodical base for precautionary and current sanitary inspection in the field of hygiene and epidemiology of ridership has been created, standard and methodical documents have been introduced in practice of medical sanitary health services of the railroads and accepted to realization by the design, car-building and car-repair organizations. Sanitary and hygienic monitoring for rail ridership, including control for sanitary, hygienic and microbiological indices of the air environment of passenger and service premises of stations and passenger trains, and also control for indices of health of the workers providing ridership, with use of pre-nosological symptoms of pathology is organized. Features of a bacterial aero-plankton of passenger objects are revealed. The increase of indices of bacterial pollution of air in passenger objects during the summer-autumn periods of year in comparison with winter period is established. Direct relationship between levels of bacterial air pollution ofpassenger rooms of stations and integrated indices of anti-infectious stability of an organism of workers of the railway stations serving ridership, and also number ofpersons with the changed indices of the immune status is revealed.

Key words: rail ridership, hygienic and anti-epidemic safety, sanitary- hygienic monitoring, methods and means of disinfecting, environmental protection

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, выполняющей пассажирские и грузовые перевозки и во многом определяющей экономический и стратегический потенциал страны в целом. Ежегодно крупнейшая транспортная компания страны - ОАО "Российские железные дороги" перевозит

свыше 1,1 млрд пассажиров. Перевозочный процесс обеспечивает многотысячный (свыше 1 млн) контингент работников железнодорожного транспорта, выполняющий непрерывный, круглосуточный режим технологического процесса пассажирских перевозок. Для обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта, созда-

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.