УДК 159.9
ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ГРУППЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ СПЛОЧЁННОСТИ
© 2022 Г. Н. Ларина1, С. В. Дроздов2
1 доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru 2младший научный сотрудник социально-психологической лаборатории e-mail serega. drozdov2012 @yandex. ru
Курский государственный университет
В статье приводятся результаты эмпирического исследования учебных групп, их свободы и сплоченности. Большая выборка исследования (312 человек), в которой были выделены два типа групп с разными уровнями социально-психологической зрелости, позволила выявить особенности проявления данных групповых свойств. Полученные результаты исследования, выполненные на реальных группах, обладают широкой перспективой дальнейшего теоретического анализа и практического использования.
Ключевые слова: малая группа, свобода группы, сплоченность.
MANIFESTATIONS OF FREEDOM OF A GROUP OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A CONDITION OF ITS UNITY
© 2022 G. N. Larina1, S. V. Drozdov2
Associate Professor, Department of Psychology e-mail galka.larina@yandex.ru 2Junior Researcher, Social and Psychological Laboratory e-mail serega.drozdov2012 @yandex. ru
Kursk State University
The article presents the results of an empirical study of study groups, their freedom and cohesion. A large sample of the study (312 people), in which two types of groups with different levels of socio-psychological maturity were identified, made it possible to identify the features of the manifestation of these group properties. The obtained results of the study, performed on real groups, have a broad perspective for further theoretical analysis and practical use.
Keywords: small group, group freedom, cohesion.
Актуальность данной проблемы обусловлена повышенным вниманием к свободе группы в условиях глобальных макропсихологических изменений. Кризисы в отношениях между государствами, нарушения свободы лиц и групп, активное использование политики «двойных стандартов» оказывают влияние на проявление свободы группы, которая выполняет в этих ситуациях защитные функции для каждого ее члена. Опыт работы с учебными группами актуализировал поисковую деятельность научного решения данной проблемы [1; 2].
Объектом исследования выступили учебные группы, предметом исследования -проявления свободы группы старшеклассников. Нами была выдвинута гипотеза о том,
что проявление свободы группы старшеклассников является условием её сплоченности. Были сформулированы следующие задачи:
1) осуществить анализ теоретико-методологических подходов к изучению социальных представлений о свободе личности и группы в отечественной и зарубежной психологической науке;
2) обозначить программу исследования проявления свободы группы старшеклассников как условия её сплочённости;
3) проанализировать специфику и условия формирования групповой деятельности и групповой сплочённости в классе;
4) подобрать методики для её изучения;
4) сформулировать выводы на полученных результатах.
Была использована авторская «батарея» методик.
Экспериментальная база исследования - школьники Курской области. Опрос проводился с использованием онлайн-анкетирования.
В ходе исследования мы выяснили, что развитие групповой сплоченности имеет три уровня. На первом уровне выражается развитие эмоциональных контактов. На втором уровне происходит сплочение группы, связанные с процессом совместной деятельности. На третьем уровне происходит разделение общих целей групповой деятельности.
Групповая сплочённость является показателем единства, прочности и устойчивости межличностных взаимодействий в группе. Было выяснено, что малая группа представляет собой сложное социально-психологическое условие для проявления представлений о свободе личности, которое включает в себя проблему взаимодействия личности и группы.
Для проведения эмпирического исследования была составлена выборка из 312 человек, которые являются учащимися 9 - 11-х классов. Из них 162 человека являются членами различных отрядов, активистами РДШ, 150 человек не входят в число волонтёрских отрядов, не являются активистами РДШ (обычные классы).
Для изучения представлений групп старшеклассников о свободе по различным её параметрам нами была проведена «Параметрическая методика свободы группы», которая представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор конкретных утверждений, касающихся группы, характеризующих интегративные свойства группы. Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем параметрам: параметры времени, жизнедеятельности, саморазвития, групповой рефлексии. Максимальный показатель по каждому параметру - 50 баллов, соответственно, по четырём параметрам - 200 баллов.
Количественная оценка показателей свободы группы
Параметры группы Активисты РДШ и отряд «Юнармия» Обычные группы
Время 45,2 33,2
Жизнедеятельность 48,3 35,2
Саморазвитие 49,5 41,9
Групповая рефлексия 47,8 30,2
Эмпирическое исследование с использованием «Параметрической методики свободы группы» показало следующие результаты в группе активистов РДШ и отряда «Юнармия».
Параметр саморазвития имеет наиболее высокий показатель. Среднее значение -49,5 баллов из 50 возможных. Члены отрядов более чем в 90% случаев выразили
Ларина Г. Н., Дроздов С. В.
Проявления свободы группы старшеклассников как условие её сплочённости
полное согласие с суждениями, характеризующими их группу. Представители различных отрядов стремятся к всестороннему развитию своих качеств, активно участвуют в общественной жизни региона, испытывают удовлетворение, когда осваивают новую деятельность, стараются выполнять любую деятельность на «5», осуществлять её во благо вышестоящей организации, ориентируются на улучшение жизни других людей.
Параметр жизнедеятельности занимает 2 место. Среднее значение - 48,3 балла из 50 возможных. Полное согласие члены группы выразили со следующими суждениями, касающимися их группы: группа способна выступить инициатором социально значимой деятельности; результаты деятельности группы всегда успешны, потому что она все сама организовывает; группа испытывает удовлетворение от актуальной жизнедеятельности; члены группы активно участвуют в совместной подготовке и проведении досуга; в группе присутствует взаимозависимость между ее членами, которая позволяет преодолевать трудности; в совместной с другими группами деятельности группа оказывает помощь и стремится реализовать общественно полезные цели на благо своим партнерам.
Третье место занимает параметр групповой рефлексии - 47,8 балла из 50. Полное согласие члены группы выразили со следующими суждениями: группа считает, что успех групповой деятельности зависит от прилагаемых усилий каждого члена группы; в выборе единой цели, выработке общей позиции группы участвуют все ее члены, группа сама решает, что, когда и как ей делать; группа способна извлекать опыт из ошибок, стремится осознавать свои слабые стороны. Остальные суждения получили «4» балла («не совсем согласен»).
Параметр времени занимает последнее место. Среднее значение - 45,2 балла из 50 возможных. Такие суждения, как «самое лучшее в жизни у вашей группы еще впереди», «при изменении ситуации и условий группа обсуждает стоящие перед ней цели и задачи и принимает новое решение, направленное на достижение общего успеха», «группа думает о своем будущем», «группа с уверенностью смотрит в будущее», получили полное согласие опрашиваемых, остальные характеристики были оценены в «4» («не совсем согласен», «частично согласен», соответственно).
Результаты методики, полученные в ходе обследования детей, находящихся в обычных группах (классах), не отличались рангом параметров, но имели расхождение в количественных показателях с результатами детей, входившими в состав активистов РДШ и отряда «Юнармия». В большинстве своём суждениям, рассматриваемым в каждом из параметров, присваивалось «4» и «3» балла («не совсем согласен», «частично согласен», соответственно). Встречались случаи совершенного несогласия с суждениями. Полное согласие, оцениваемое в «5» баллов, встречалось редко.
Разработанная и реализованная программа подтвердили предполагаемую гипотезу о том, что актуализация свободы группы старшеклассников является условием её сплоченности и позволили сформулировать следующие выводы.
^ Для групп активистов характерна свобода «для группы», что подразумевает необходимость контролировать и направлять свою собственную жизнь, а для обычных групп старшеклассников - свобода «от группы», что предполагает свободу от внешних ограничений.
^ У группы активистов РДШ и отряда «Юнармии» преобладает такой параметр, как саморазвитие, менее значимым параметром является время. А для обычных групп характерно саморазвитие, менее значима для них групповая рефлексия - достижение поставленной цели и формирование хороших отношений.
У Для группы активистов РДШ и «Юнармии» преобладающим компонентом социально-психологической структуры группы является «направленность активности», что отражает наличие мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группой. Для группы «обычные дети» характерна интеллектуальная коммуникативность, что отражает установление взаимопонимания и нахождение общего языка.
У Для членов различных отрядов, активистов РДШ и отряда «Юнармия» характерны более высокие количественные характеристики образов будущей России и «Бессмертного полка» и качественные особенности: высокое единство, сплочённость по всем позициям, представления о патриотизме, будущем России и «Бессмертном полке», нежели для детей, не являющихся представителями отрядов.
У Уровень групповой сплоченности среди активистов РДШ и «Юнармии» высокий. А уровень групповой сплоченности у обычных детей -выше среднего.
У В обычной группе старшеклассников преобладающим типом восприятия группы у исследуемого индивида является прагматический - 45,6%, то есть индивид воспринимает группу как средство, которое способствует достижению тех или иных индивидуальных целей.
У В группе детей, включённых в различные объединения, преобладающим типом является коллективистический тип (52,5%), который характеризуется тем, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, где на первый план выступают проблемы группы и отдельных её членов, отмечается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность.
У Все совместные действия испытуемых совершаются в быстром, динамичном темпоритме, на фоне общей согласованности действий.
Таким образом, в сложных геополитических условиях приверженность традиционным нравственным ценностям учебной группы, уважение к деятельности предшествующих поколений, широкие позитивное горизонты планирования своего личного будущего в тесной связи с референтной малой и большой группами выступают характеристиками изучаемого феномена. Выявленные характеристики проявления «этической» свободы группы выступают фактором ее сплоченности.
Библиографический список
1. Ларина, Г. Н. Соотнесение сплоченности и организованности группы как социально-психологических феноменов / Г. Н. Ларина, С. В. Дроздов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2021. - № 2 (58). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v 1/get pdf/3988 (дата обращения: 13.06.2022).
2. Ларина, Г. Н. Социально-психологические аспекты свободы подростковых групп / Г. Н. Ларина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 1 (61). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4396 (дата обращения: 13.06.2022).