Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ГРУППЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ СПЛОЧЁННОСТИ'

ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ГРУППЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ СПЛОЧЁННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Малая группа / свобода группы / сплоченность. / Small group / group freedom / cohesion.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н., Дроздов С. В.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования учебных групп, их свободы и сплоченности. Большая выборка исследования (312 человек), в которой были выделены два типа групп с разными уровнями социально-психологической зрелости, позволила выявить особенности проявления данных групповых свойств. Полученные результаты исследования, выполненные на реальных группах, обладают широкой перспективой дальнейшего теоретического анализа и практического использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF FREEDOM OF A GROUP OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A CONDITION OF ITS UNITY

The article presents the results of an empirical study of study groups, their freedom and cohesion. A large sample of the study (312 people), in which two types of groups with different levels of socio-psychological maturity were identified, made it possible to identify the features of the manifestation of these group properties. The obtained results of the study, performed on real groups, have a broad perspective for further theoretical analysis and practical use.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ГРУППЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ СПЛОЧЁННОСТИ»

УДК 159.9

ПРОЯВЛЕНИЯ СВОБОДЫ ГРУППЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЕЁ СПЛОЧЁННОСТИ

© 2022 Г. Н. Ларина1, С. В. Дроздов2

1 доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru 2младший научный сотрудник социально-психологической лаборатории e-mail serega. drozdov2012 @yandex. ru

Курский государственный университет

В статье приводятся результаты эмпирического исследования учебных групп, их свободы и сплоченности. Большая выборка исследования (312 человек), в которой были выделены два типа групп с разными уровнями социально-психологической зрелости, позволила выявить особенности проявления данных групповых свойств. Полученные результаты исследования, выполненные на реальных группах, обладают широкой перспективой дальнейшего теоретического анализа и практического использования.

Ключевые слова: малая группа, свобода группы, сплоченность.

MANIFESTATIONS OF FREEDOM OF A GROUP OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A CONDITION OF ITS UNITY

© 2022 G. N. Larina1, S. V. Drozdov2

Associate Professor, Department of Psychology e-mail galka.larina@yandex.ru 2Junior Researcher, Social and Psychological Laboratory e-mail serega.drozdov2012 @yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of an empirical study of study groups, their freedom and cohesion. A large sample of the study (312 people), in which two types of groups with different levels of socio-psychological maturity were identified, made it possible to identify the features of the manifestation of these group properties. The obtained results of the study, performed on real groups, have a broad perspective for further theoretical analysis and practical use.

Keywords: small group, group freedom, cohesion.

Актуальность данной проблемы обусловлена повышенным вниманием к свободе группы в условиях глобальных макропсихологических изменений. Кризисы в отношениях между государствами, нарушения свободы лиц и групп, активное использование политики «двойных стандартов» оказывают влияние на проявление свободы группы, которая выполняет в этих ситуациях защитные функции для каждого ее члена. Опыт работы с учебными группами актуализировал поисковую деятельность научного решения данной проблемы [1; 2].

Объектом исследования выступили учебные группы, предметом исследования -проявления свободы группы старшеклассников. Нами была выдвинута гипотеза о том,

что проявление свободы группы старшеклассников является условием её сплоченности. Были сформулированы следующие задачи:

1) осуществить анализ теоретико-методологических подходов к изучению социальных представлений о свободе личности и группы в отечественной и зарубежной психологической науке;

2) обозначить программу исследования проявления свободы группы старшеклассников как условия её сплочённости;

3) проанализировать специфику и условия формирования групповой деятельности и групповой сплочённости в классе;

4) подобрать методики для её изучения;

4) сформулировать выводы на полученных результатах.

Была использована авторская «батарея» методик.

Экспериментальная база исследования - школьники Курской области. Опрос проводился с использованием онлайн-анкетирования.

В ходе исследования мы выяснили, что развитие групповой сплоченности имеет три уровня. На первом уровне выражается развитие эмоциональных контактов. На втором уровне происходит сплочение группы, связанные с процессом совместной деятельности. На третьем уровне происходит разделение общих целей групповой деятельности.

Групповая сплочённость является показателем единства, прочности и устойчивости межличностных взаимодействий в группе. Было выяснено, что малая группа представляет собой сложное социально-психологическое условие для проявления представлений о свободе личности, которое включает в себя проблему взаимодействия личности и группы.

Для проведения эмпирического исследования была составлена выборка из 312 человек, которые являются учащимися 9 - 11-х классов. Из них 162 человека являются членами различных отрядов, активистами РДШ, 150 человек не входят в число волонтёрских отрядов, не являются активистами РДШ (обычные классы).

Для изучения представлений групп старшеклассников о свободе по различным её параметрам нами была проведена «Параметрическая методика свободы группы», которая представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор конкретных утверждений, касающихся группы, характеризующих интегративные свойства группы. Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем параметрам: параметры времени, жизнедеятельности, саморазвития, групповой рефлексии. Максимальный показатель по каждому параметру - 50 баллов, соответственно, по четырём параметрам - 200 баллов.

Количественная оценка показателей свободы группы

Параметры группы Активисты РДШ и отряд «Юнармия» Обычные группы

Время 45,2 33,2

Жизнедеятельность 48,3 35,2

Саморазвитие 49,5 41,9

Групповая рефлексия 47,8 30,2

Эмпирическое исследование с использованием «Параметрической методики свободы группы» показало следующие результаты в группе активистов РДШ и отряда «Юнармия».

Параметр саморазвития имеет наиболее высокий показатель. Среднее значение -49,5 баллов из 50 возможных. Члены отрядов более чем в 90% случаев выразили

Ларина Г. Н., Дроздов С. В.

Проявления свободы группы старшеклассников как условие её сплочённости

полное согласие с суждениями, характеризующими их группу. Представители различных отрядов стремятся к всестороннему развитию своих качеств, активно участвуют в общественной жизни региона, испытывают удовлетворение, когда осваивают новую деятельность, стараются выполнять любую деятельность на «5», осуществлять её во благо вышестоящей организации, ориентируются на улучшение жизни других людей.

Параметр жизнедеятельности занимает 2 место. Среднее значение - 48,3 балла из 50 возможных. Полное согласие члены группы выразили со следующими суждениями, касающимися их группы: группа способна выступить инициатором социально значимой деятельности; результаты деятельности группы всегда успешны, потому что она все сама организовывает; группа испытывает удовлетворение от актуальной жизнедеятельности; члены группы активно участвуют в совместной подготовке и проведении досуга; в группе присутствует взаимозависимость между ее членами, которая позволяет преодолевать трудности; в совместной с другими группами деятельности группа оказывает помощь и стремится реализовать общественно полезные цели на благо своим партнерам.

Третье место занимает параметр групповой рефлексии - 47,8 балла из 50. Полное согласие члены группы выразили со следующими суждениями: группа считает, что успех групповой деятельности зависит от прилагаемых усилий каждого члена группы; в выборе единой цели, выработке общей позиции группы участвуют все ее члены, группа сама решает, что, когда и как ей делать; группа способна извлекать опыт из ошибок, стремится осознавать свои слабые стороны. Остальные суждения получили «4» балла («не совсем согласен»).

Параметр времени занимает последнее место. Среднее значение - 45,2 балла из 50 возможных. Такие суждения, как «самое лучшее в жизни у вашей группы еще впереди», «при изменении ситуации и условий группа обсуждает стоящие перед ней цели и задачи и принимает новое решение, направленное на достижение общего успеха», «группа думает о своем будущем», «группа с уверенностью смотрит в будущее», получили полное согласие опрашиваемых, остальные характеристики были оценены в «4» («не совсем согласен», «частично согласен», соответственно).

Результаты методики, полученные в ходе обследования детей, находящихся в обычных группах (классах), не отличались рангом параметров, но имели расхождение в количественных показателях с результатами детей, входившими в состав активистов РДШ и отряда «Юнармия». В большинстве своём суждениям, рассматриваемым в каждом из параметров, присваивалось «4» и «3» балла («не совсем согласен», «частично согласен», соответственно). Встречались случаи совершенного несогласия с суждениями. Полное согласие, оцениваемое в «5» баллов, встречалось редко.

Разработанная и реализованная программа подтвердили предполагаемую гипотезу о том, что актуализация свободы группы старшеклассников является условием её сплоченности и позволили сформулировать следующие выводы.

^ Для групп активистов характерна свобода «для группы», что подразумевает необходимость контролировать и направлять свою собственную жизнь, а для обычных групп старшеклассников - свобода «от группы», что предполагает свободу от внешних ограничений.

^ У группы активистов РДШ и отряда «Юнармии» преобладает такой параметр, как саморазвитие, менее значимым параметром является время. А для обычных групп характерно саморазвитие, менее значима для них групповая рефлексия - достижение поставленной цели и формирование хороших отношений.

У Для группы активистов РДШ и «Юнармии» преобладающим компонентом социально-психологической структуры группы является «направленность активности», что отражает наличие мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группой. Для группы «обычные дети» характерна интеллектуальная коммуникативность, что отражает установление взаимопонимания и нахождение общего языка.

У Для членов различных отрядов, активистов РДШ и отряда «Юнармия» характерны более высокие количественные характеристики образов будущей России и «Бессмертного полка» и качественные особенности: высокое единство, сплочённость по всем позициям, представления о патриотизме, будущем России и «Бессмертном полке», нежели для детей, не являющихся представителями отрядов.

У Уровень групповой сплоченности среди активистов РДШ и «Юнармии» высокий. А уровень групповой сплоченности у обычных детей -выше среднего.

У В обычной группе старшеклассников преобладающим типом восприятия группы у исследуемого индивида является прагматический - 45,6%, то есть индивид воспринимает группу как средство, которое способствует достижению тех или иных индивидуальных целей.

У В группе детей, включённых в различные объединения, преобладающим типом является коллективистический тип (52,5%), который характеризуется тем, что индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, где на первый план выступают проблемы группы и отдельных её членов, отмечается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность.

У Все совместные действия испытуемых совершаются в быстром, динамичном темпоритме, на фоне общей согласованности действий.

Таким образом, в сложных геополитических условиях приверженность традиционным нравственным ценностям учебной группы, уважение к деятельности предшествующих поколений, широкие позитивное горизонты планирования своего личного будущего в тесной связи с референтной малой и большой группами выступают характеристиками изучаемого феномена. Выявленные характеристики проявления «этической» свободы группы выступают фактором ее сплоченности.

Библиографический список

1. Ларина, Г. Н. Соотнесение сплоченности и организованности группы как социально-психологических феноменов / Г. Н. Ларина, С. В. Дроздов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2021. - № 2 (58). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v 1/get pdf/3988 (дата обращения: 13.06.2022).

2. Ларина, Г. Н. Социально-психологические аспекты свободы подростковых групп / Г. Н. Ларина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 1 (61). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4396 (дата обращения: 13.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.