Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Н.В., Усынина Т.П.

Статья посвящена проблеме девиантного поведения подростков. Представлены результаты исследования проявлений склонности к девиантному поведению в старшем подростковом возрасте. Наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как нарушение волевого контроля эмоциональных реакций, агрессивное поведение, саморазрушающее поведение, неприятие женской социальной роли (у девочек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR AT THE SENIOR TEENAGE AGE

The article is devoted to the problem of deviant behavior of teenagers. Presents results of a study of the manifestations of the tendency to deviant behavior in Teens. The most common such forms of deviant behavior as a violation of strong-willed control of emotional reactions, aggressive behavior, self-destructive behavior, rejection of women's social roles (girls).

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ступор преподавателя, ведущего данную дисциплину.

Использованные источники:

1. Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. - Донецк: Донецкий государственный университет//Учебное пособие по спецкурсу.

2. Помякшева Н.Н. Тест, как форма контроля знании студентов 1 - 2 курсов применяемая на дисциплине «математика и информатика»// Педагогические чтения на комиссии гуманитарных социально-экономических дисциплин 2009 - 2010 учебный год. - Самара. - 2009.

3. Евдокимов В.В., Шамурова Ю.Ю., Григоричева Е.А., Празднов А.С., Михайлов Е.В.,Колесникова А.А., Беседина Н.А., Девальд И.В., Иванова Е.Л. Система компьютерного тестирования как инновационная форма обучения. - Челябинск. - 2012.

4. Наводнов В.Г. ФЭПО: уровневая модель ПИМ для оценивания результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. М., 2012. С.64-69.

5. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): Единый портал интернет-тестирования в сфере образования - www.i-exam.ru.

УДК 159.92

Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург

ПРОЯВЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме девиантного поведения подростков. Представлены результаты исследования проявлений склонности к девиантному поведению в старшем подростковом возрасте. Наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как нарушение волевого контроля эмоциональных реакций, агрессивное поведение, саморазрушающее поведение, неприятие женской социальной роли (у девочек).

Ключевые слова: старший подростковый возраст, девиантное поведение, формы девиантного поведения.

Stepanova N. V., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor, Department of General psychology

Orenburg state medical University Russia, Orenburg

MANIFESTATIONS OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR AT THE SENIOR TEENAGE AGE

Abstract. The article is devoted to the problem of deviant behavior of teenagers. Presents results of a study of the manifestations of the tendency to deviant behavior in Teens. The most common such forms of deviant behavior as a violation of strong-willed control of emotional reactions, aggressive behavior, self-destructive behavior, rejection of women's social roles (girls).

Key words: senior teenage age, deviant behavior, forms of deviant behavior.

Подростковый возраст часто называют переходным, критическим, трудным. Основное противоречие этого возраста состоит в настойчивом стремлении подростка к признанию своей личности взрослыми и недостатком знаний и умений для утверждения себя среди них. Проблема девиантного поведения подростков является одной из актуальных и обсуждаемых на сегодняшний день, что обусловлено увеличением в последние десятилетия проявлений различных форм девиаций среди подростков, с одной стороны, и сложностью применения в этом возрасте профилактических мер и педагогической коррекции, с другой стороны.

Провоцирующими факторами девиантного поведения подростков являются как неблагоприятные условия формирования личности (педагогическая запущенность, пренебрежение взрослых к подростку, неудовлетворительные отношения со сверстниками, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе), так и особенности подросткового возраста (нервно-психическая и нравственная неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции).

Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками в плане формирования антиобщественного поведения можно считать: отсутствие совести и чувства вины, патологическую лживость, потребительское отношение к людям, равнодушие, выраженную психопатологию. Подростковые девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. При этом зачастую самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства».

Для девиантных подростков характерно преобладание внутреннего конфликта: неудачи в школе; конфликты с родителями и учителями; чувство одиночества; утрата смысла жизни; личная невостребованность; несостоятельность.

Нами было проведено исследование с целью изучения проявлений склонности к девиантному поведению в старшем подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 163 подростка, учащиеся 8-9 классов г. Стерлитамака, р. Башкортостан. Методика исследования: опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению » А. Н. Орла. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Среди всех испытуемых было выявлено 22% подростков (35 человек, из них 20 мальчиков и 15 девочек), имеющих склонность к девиантному поведению (результат превышает норму по одной и более шкалам). Результаты исследования склонности подростков к девиантному поведению представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что у испытуемых подростков чаще всего проявляется склонность к девиантному поведению по шкалам «нарушение волевого контроля эмоциональных реакций» (46% испытуемых), «склонность к агрессии и насилию» (34% испытуемых), «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (23% испытуемых). Кроме того у 67% девочек-подростков встречается непринятие женской социальной роли.

Таблица 1.

Проявления склонности подростков к девиантному поведению

Шкала Превышение нормы (%) Превышение нормы (количество человек)

Склонность к преодолению норм 9 3

Склонность к аддиктивному поведению 14 5

Склонность к само-повреждающему поведению 23 8

Склонность к агрессии и насилию 34 12

Нарушение волевого контроля эмоциональных реакций 46 16

Склонность к делинквентному поведению 17 6

Непринятие женской социальной роли 67 10

Превышение показателей по шкале «нарушение волевого контроля» свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы

подростков, нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, а также о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Высокие показатели по шкале «склонность к агрессии и насилию» говорят о наличии агрессивной направленности во взаимоотношениях с другими людьми, склонности решать проблемы посредством насилия, тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, наличии садистских наклонностей.

Выраженность саморазрушающего поведения проявляется в низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, потребности в острых ощущениях, мазохистских тенденциях

Неприятие девочками-подростками женской роли выражается в отвержении традиционных женских ценностей и готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, принятии мужской системы ценностей и относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.

Среди форм девиантного поведения в группе испытуемых меньше всего выражены такие формы, как склонность к делинквентному и аддиктивному поведению, а также склонность к преодолению норм.

Можно также отметить, что в группе подростков, склонных к девиантному поведению, у 51 % (18 человек) имеется превышение нормы по одной шкале, у 34 % (12 человек) - превышение по двум шкалам, у 9 % (3 человек) имеется превышение по трём шкалам и у 6 % (2 человек) -превышение по четырём шкалам.

Таким образом, склонность к девиантному поведению в старшем подростковом возрасте проявляется чаще всего в формах нарушения волевого контроля эмоциональных реакций, агрессивного и саморазрушающего поведения. Для девочек-подростков характерно неприятие женской социальной роли, предрасположенность к реализации мужских поведенческих стереотипов.

Использованные источники:

1. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов./ Ю.А. Клейберг. - М., 2004.

2. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.