Научная статья на тему 'Кинематограф влияет на девиантное поведение современного подростков'

Кинематограф влияет на девиантное поведение современного подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1304
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / КИНЕМАТОГРАФ / ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / TEENS / MODERN CINEMA / PERSONALITY DEFORMATION / PREVENTION / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Татьяна Юрьевна, Чекурова Антонина Юрьевна

Статья посвящена проблеме девиантного поведения среди подростков, влияние кинематографа на них и профилактика девиантного поведения. Раскрыты несколько классов социальных отклонений в девиантном поведении подростков, изучено выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков, разработаны рекомендации проведение профилактической работы девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковтун Татьяна Юрьевна, Чекурова Антонина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA AFFECTS THE DEVIANT BEHAVIOR OF MODERN ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of deviant behavior among adolescents, the influence of cinema on them and prevention of deviant behavior. Several classes of social deviations in deviant behavior of teenagers are revealed, revealing of propensity to deviant behavior at senior teenagers is studied, recommendations carrying out preventive work of deviant behavior of teenagers are developed.

Текст научной работы на тему «Кинематограф влияет на девиантное поведение современного подростков»

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Ковтун Татьяна Юрьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» Педагогический институт (г. Якутск); магистрант Чекурова Антонина Юрьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» Педагогический институт (г. Якутск)

КИНЕМАТОГРАФ ВЛИЯЕТ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме девиантного поведения среди подростков, влияние кинематографа на них и профилактика девиантного поведения. Раскрыты несколько классов социальных отклонений в девиантном поведении подростков, изучено выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков, разработаны рекомендации проведение профилактической работы девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, кинематограф, деформация личности, профилактика, коррекция.

Annotation. The article is devoted to the problem of deviant behavior among adolescents, the influence of cinema on them and prevention of deviant behavior. Several classes of social deviations in deviant behavior of teenagers are revealed, revealing of propensity to deviant behavior at senior teenagers is studied, recommendations carrying out preventive work of deviant behavior of teenagers are developed.

Keywords: deviant behavior, teens, modern cinema, personality deformation, prevention, correction.

Введение. Девиантные проявления уже давно не являются уникальными и новыми, но тем не менее их исследование становится особенно актуальным на данный момент, в переломный период развития нашего общества [2]. В современном мире поход в кино является одним из самых актуальных видов отдыха. Нередко в кинозалах можно увидеть детей и подростков. При этом, не все фильмы положительно влияют на психологическое здоровье.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую и методологическую основу нашей работы составили работы таких авторов, как Осипова О.С., Рубенштейн С.Л., Пятунин В.А., Ф. Патаки, Степанов В.Г.

Девиантное поведение-это социальное поведение, которое не соответствует установленным в обществе нормам. Один из известных социологов И.С. Кон делает акцент на том, что определение девиантного поведения рассматривается, как система поступков, которая отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь это нормы психического здоровья, морали или культуры.

С.А. Беличева выделяет несколько классов социальных отклонений в девиантном поведении [1]:

1. Социальные отклонения корыстной ориентации: поступки с намерением заполучить материальную выгоду, правонарушения (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

2. Агрессивные ориентации: действия, которые направлены против определенной личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

3. Социально-пассивного типа ориентации: стремление уйти от активного образа жизни, уклонение от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Основная доля посетителей кинотеатров приходится на молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, большая из них часть это подростки. Поход в кино был и остаётся одним из самых популярных видов времяпровождения. Каждую неделю на большие экраны выходят новые художественные фильмы и мультипликационные анимации. Из года в год растет число зрителей церемонии награждения «Оскар». Киноиндустрия не стоит на месте и каждый год в свет выходит множество фильмов, которые благодаря Всемирной паутине доступны практически каждому юному зрителю [3].

Наше исследование проводилось в городе Якутске в МБОУ ДО Д(П)Ц «Фортуна». На момент исследования респондентами являлись учащиеся, которые стоят на учете у инспектора ПДН. Класс 8-11. Количество респондентов - 24. Из них 50 % юноши и 50 % девушки. Возраст участников эксперимента от 14 до 17 лет.

«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» Орела А.Н. [4].проводилось во время дня открытых дверей МБОУ ДО Д(П)Ц «Фортуна». Время на выполнение теста было рассчитано на 45 минут.

Целью нашего исследования являлось выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков (14-17 лет).

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

1) определить понятие отклоняющегося поведения подростков не основе анализа психологической литературы;

2) выявить факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения подростков;

3) выявить склонность к девиантному поведению среди подростков;

4) установить гендерные различия в склонности к девиантному поведению.

В ходе анализа психологической литературы по данной проблеме нами были выбрана методика «Склонность к отклоняющемуся поведению». Автором методики является А.Н. Орел [5].

В ходе нашего исследования, было выявлено, что у 22 человек высокий уровень по шкале установки на социальную желательность, у 9 человек вьюокий уровень по шкале склонности к преодолению норм и правил, у 3 человек высокий уровень по шкале склонности к аддиктивному поведению, у 3 человек высокий уровень по шкале к саморазрушающему поведению, у 8 человек высокий уровень по шкале склонности к

агрессии и насилию, у 9 человек высокий уровень по шкале волевого контроля эмоциональных реакций, у 8 человек высокий уровень по шкале склонности к деликвентному поведению (см. диаграмму 1).

«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» Орела А.Н.

■ 1) Шкала установки на социальную желательность

■ 2) Шкала склонности к преодолению норм и правил

■ 3) Шкала склонности к аддиктивному поведению

■ 4) Шкала склонности к саморазрушающему поведению

■ 5) Шкала склонности к агрессии и насилию

■ 6) Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

■ 7) Шкала склонности к деликвентному повдению

Диаграмма 1

Стоит отметить, что члены экспериментальной группы анонимно составили «Топ-5 любимых фильмов» (см. диаграмму 2).

■ сериалы ■комедии аниме marvel

другое

Диаграмма 2. Топ-5 фильмов

Результаты показали, что 56% опрошенных на первое место вывели сериалы, которые предназначены для зрелой аудитории и носят безнравственный характер, где присутствуют сцены насилия, алкоголь, наркотики и ненормативная лексика. У 26% на первом месте стоят комедии для взрослых, у 11% участников предпочтение в фильмах это аниме, у 10% опрошенных на первом месте стоят фильмы из киновселенной Marvel, 3% показали такие художественные фильмы, как Гарри Поттер, Властелин Колец и Заклятие.

Таким образом, результаты показали, что большинство учащихся имеют склонность к девиантному поведению. Также стоит отметить, что подростки предпочитают сериалы и фильмы, которые предназначены для зрелой аудитории с устойчивой психикой. Поэтому отсюда следует вывод, что выбор фильма или сериала связан с их девиантным поведением.

Деформация личности под влиянием современного кинематографа, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки.

Актуальность темы исследования обусловлена с ростом интереса психологов, педагогов и социологов к проблеме девиаций в поведении людей, а именно подростков. Одним из главных аспектов в этом является увлечение детей.

В эмпирическом исследовании, с целью выявления отклоняющего поведения приняли участие 24 учащихся.

Согласно обработанным данным, падение нравственности у молодых людей имеет связь с современным кинематографом.

Выводы. Таким образом, как показало исследование, девиантное поведение у подростков имеет связь не только с современным киноисскуством, но и сериалами, которые стали популярны в последние несколько лет. Это говорит нам о падении киноисскуства на несколько ступеней вниз. Сейчас сериалы штампуют ежедневно и продлевают на несколько сезонов подряд. Контроль аудитории невозможен, так как современные гаджеты детей позволяют обходить стороной законы ограничения по возрасту. Согласно данным диагностики большинство подростков, которые предпочитают смотреть сериалы и комедии демонстрируют девиации в поведении. В связи с этим рекомендуется проведение профилактической работы девиантного поведения подростков. Для этого предполагается:

1. Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением.

2. Организация и проведение тренингов на доверие с членами семьи или опекунами учащихся.

4. Организация и проведение встреч с врачами, наркологом, работниками ПДН, инспекторами ГИБДД.

5. Коррекция девиантного поведения может осуществляться организацией киноклуба, где будут показывать специально отобранные кинокартины, нацеленные на расширение кругозора, формированию нравственности, толерантности к себе и окружающим, заботе об окружающем мире, патриотизме, профилактики детского алкоголизма, наркомании, ранней беременности.

Литература:

1. Захарова П.Н., Ковтун Т.Ю. Взгляд современной молодежи на семью и семейные ценности // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации Сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Киров, 2018. С. 28-30.

2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. // Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел / - М., 2004. С. 141-154.

3. Тимошенко Л. О. Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков // Молодой ученый. — 2017. — N01.1. — С. 106-108.

4. Чекурова А.Ю., Ковтун Т.Ю. Влияние современного кинематографа на девиантное поведение подростков // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 444-448.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел). - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С. 362-370

Психология

УДК: 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОГСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье эмпирически установлены особенности динамики развития гендерной идентичности в дошкольном возрасте. Охарактеризованы компоненты гендерной идентичности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте происходит через идентификацию с родителями своего или противоположного пола, ее гармоничность зависит от престижности родителя и эмоционального отношения к нему. В самоопределении себя как мальчика или как девочки дошкольники дифференцируют содержание этих понятий, отражая не только социально -ожидаемые ответы, но и их специфичность как представителя гендера.

Ключевые слова: дошкольники, гендерная идентичность, конструрование гендера.

Annotation. The article empirically establishes the features of the dynamics of the development of gender identity in preschool age. The components of the gender identity of boys and girls of preschool age are characterized. The development of gender identity in preschool age occurs through identification with the parents of their own or the opposite sex, its harmony depends on the prestige of the parent and the emotional relationship to him. In self-determination of themselves as a boy or as girls, preschoolers differentiate the content of these concepts, reflecting not only socially-expected answers, but also their specificity as a representative of gender.

Keywords: preschoolers, gender identity, gender design.

Введение. Исследование сознания остается актуальной проблемой в психологической науке. Основоположник идеи идентичности Э. Эриксон [9, с. 261], определял ее как «сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях», когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими. Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве».

Неспособность достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью сделать выбор, неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.