оптимизмом, чувством ответственности, целеустремленностью. По показателю F высокий уровень скорее связан с тендерными различиями, здесь мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
Ю. и А. проявили средний уровень показателя Н, они отзывчивы, дружелюбны, в достаточной мере решительны и имеют эмоциональные и художественные интересы.
Высокий уровень показателя Е. характеризует ее еще и тем, что ребенок легко вступает в контакты, не стесняется публичных выступлений.
Показатель I высок у всех детей, они имеют образность, художественное восприятие мира, обладают богатым воображением и эстетическим вкусом, что подтверждается результатами методик на развитие творческих способностей.
Уровень показателя О низок у всех троих ребят. Они спокойные, активные ребята.
По показателям Q3 и Q4 ребята находятся на среднем уровне их развития: умеют планировать, склонны доводить начатое до конца, находят удовлетворение в деятельности, но стремятся к достижениям и переменам.
Таким образом, исследование показало, что высокий уровень творческого развития имеют 3 детей - Ю., Е., А., показатели личностного развития подтверждают полученные данные. Полученные результаты исследования позволяют рассматривать творческое развитие младших школьников как фактор их личностного развития.
Выводы. В результате проведенного нами исследования лишь у 18,8% респондентов (3 ребенка) выявлен высокий уровень творческих способностей, при этом их личностное развитие также соответствует средним и высоким показателям. Результаты остальных детей, вошедших в выборку исследования также соответствуют теоретическим данным: дети со средний или низкий уровень развития креативности в целом демонстрируют средний и низкий уровень личностного развития.
Полученные результаты позволяют определять творческие способности как один из факторов личностного развития детей младшего школьного возраста, причем они находятся между собой в прямо пропорциональном отношении.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Академия, 2012. 319 с.
2. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. Москва: ИПАН, 2014. 43 с.
3. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Москва: Академия, 2008. 464 с.
4. Карпов А.В. Психология способностей / А.В. Карпов, Е.Ф. Ященко. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 516 с.
5. Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник / Под общ.ред. Т.А. Барышевой. Санкт-Петербург: Российский гос. педагогический ун-тим. А. И. Герцена, 2014, 296 с.
6. Тикеева Э.А. К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования // Инновационная наука. № 1-2, 2015. С. 216-219.
Психология
УДК: 159.9
старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студент 4 курса факультета педагогики и психологии Чугорев Антон Сергеевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье произведен теоретический обзор понятия девиантное поведение, его феноменология и видовое многообразие. Определены факторы девиантного поведения в подростковом возрасте. Авторами статьи описан практический опыт изучения склонности к девиантному поведению подростков, описаны возможности коррекционно-развивающей работы с девиантами.
Ключевые слова: девиантное поведение, психологическая коррекция, подростковый возраст, отклоняющееся поведение.
Annоtation. The article provides a theoretical overview of the concept of deviant behavior, reveals its phenomenology and species diversity. The factors of deviant behavior in adolescence are determined. The authors of the article describe the practical experience of studying the tendency to deviant behavior of adolescents, presented a number of remedial classes for identified during the experiment forms of deviant behavior. Keywords: deviant behavior, psychological correction, adolescence, deviant behavior.
Введение. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации. Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при
необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Изложение основного материала статьи. Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения молодежи в целом и в подростковом возрасте в частности. Это обуславливает актуальность изучения проблемы девиантного поведения подростков.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.
Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) - 15-20%;
- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100%;
- сексуальные отклонения - высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;
- бродяжничество (дромомания) - цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице - до 2 млн.);
- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) - около 50% подростков и молодёжи [4, с. 45].
Несмотря на то, что девиантное поведение уже достаточно изучено на современном этапе, все же остаются не решенные вопросы относительно коррекционной работы с подростками как наиболее восприимчивой группе общества к различным формам девиантного поведения.
Научное оформление изучения этого явления сформировалось лишь в конце XIX - начале XX вв., когда девиантное поведение стало предметом исследования различных наук, объектом исследования которых является человек. К таким наукам относятся: правоведение и медицина, психология и демография, философия и социология, история и статистика, этнография и антропология и др. Наряду с понятием «девиантное поведение» исследователями употребляются такие синонимичные, тождественные понятия, как: «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «конфликтное поведение», «делинквентное поведение» и др. К тому же, под понятием «девиантное поведение» понимают и определенные действия определенного человека, и устойчивые или неустойчивые массовые явления поведения.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания философов, психологов, медиков, социологов, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало всеобщей насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых - вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом [1, с. 68].
Социальные нормы, по мнению В.Н. Кудрявцева, могут быть подвержены классификации на основании различных критериев: по методу регулирования, а также по характеру санкций и той власти (авторитету), которая их охраняет, выделяются: право, мораль, политические нормы, обычаи, традиции, эстетические нормы, организационные, религиозные нормы [5, с. 58].
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как: «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, с. 207].
В диалектическом контексте сущность девиантного поведения связывается с реакций общества на него, а потому и определяет, как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» [4, с. 146].
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
- единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
- принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др. [3, с. 210].
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а также на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков [6, с. 89].
Таким образом, «образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в школе в частности».
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения [6, с.6 7].
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.
Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [5, с. 69].
Также следует отметить, что для более эффективной коррекции необходим качественный диагностический подход к выявлению подростков с девиантным поведением, а также причин данного поведения.
С целью изучения уровня сформированности девиантного поведения подростков было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования представлена учащимися подростками в количестве 20 человек, средний возраст которых составил 13,3 года.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел; «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П).
Анализируя полученные результаты подростков по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» по шкале «установка на социальную желательность» 40% испытуемых (8 человек) демонстрируют строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленно стремятся показать себя в лучшем свете, 60% респондентов (12 подростков) не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
По шкале склонности к преодолению норм и правил результаты в диапазоне от 50-60 Т-баллов показывают 25% испытуемых (5 подростков). Это свидетельствует о предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
У 25% испытуемых (5 человек) показатели находятся в диапазоне 60-70 Т-баллов, что говорит о нонконформистских установках подростка, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. 50% испытуемых (10 подростков) готовы следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
По шкале склонности к аддиктивному поведению высокие показатели демонстрируют 45% респондентов (9 школьников). Эти подростки предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем; у 55% испытуемых (11 человек) показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
Анализируя результаты, полученные по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, мы пришли к выводу, что у 65% подростков (13 человек) низкие ценности собственной жизни, склонность к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садомазохистские тенденции, у остальных 35% испытуемых (7 подростков) отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, отсутствует тенденция к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Результаты по шкале склонности к агрессии и насилию у 55% респондентов (11 человек)
свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций, у остальных 45% ребят данная тенденция не выражена.
По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 40% подростков, с девиантным поведение (8 человек) имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. У 60% испытуемых (12 человек) показатели низкие, что свидетельствует о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Говоря о шкале склонности к делинквентному поведению, у большинства респондентов (75%) высокие показатели. Это свидетельствует о наличии делинквентных тенденций у подростков, и о низком уровне социального контроля. 25% испытуемых (5) данной группы имеют низкие результаты, что свидетельствует о невыраженности указанных тенденций.
Результаты диагностики подростков по методике «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П), позволяют констатировать наличие у некоторых подростков склонности к различным проявлениям девиантного поведения.
Так 20% испытуемых (4 человека) отличаются высокой склонностью к делинквентному поведению. Такие подростки характеризуются большим смещением ценностей и приоритетов. Ими категорически отвергаются такие понятия, как труд, школа и семья. Зачастую с каждым днем увеличивается число конфликтных связей, а число социальных уменьшается. У 35% испытуемых (7 человек) выявлена средняя склонность к делинкветному поведению. Это означает, что данные подростки находятся в «зоне риска» и характеризуются деформацией ценностных ориентаций. Количество их социальных связей уменьшается, и могут возникнуть контакты с неформальными группами, которые в дальнейшем окажут отрицательное влияние на развитие и социализацию подростка. На этом уровне склонности к делинквентному поведению становятся более выражены такие особенности поведения, как: воровство, употребление алкогольных напитков и уход от организованной деятельности. 45% подростков (9 человек) отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению. Такими подростками отвергаются любые формы проявления делинквентного поведения: воровство, агрессия, вредные привычки. Иногда подростки с низкой склонностью к делинквентному поведению могут не выполнять предписанных им норм, у них может наблюдаться вполне нормальное нарушение элементарных запретов.
Проанализировав полученные результаты по шкале склонности к аддиктивному поведению, мы можем констатировать, что большинство опрошенных подростков (60%) имеют высокий уровень склонности к аддиктивному поведению. Такие подростки характеризуются неспособностью к поддержанию каких-либо связей с другими людьми - все их связи носят лишь ситуативный характер. Они предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Остальные 40% испытуемых отличаются низкой склонностью к аддиктивному поведению.
Анализируя результаты, полученные испытуемыми по шкале склонности к суициду, большинство подростков (70%) имеют тенденцию к совершению самоубийства.
Выводы. Таким образом, в результате проведенного нами исследования большинство опрошенных подростков имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния, имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы, отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению, имеют тенденцию к совершению самоубийства, не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем.
Полученные результаты исследования дают нам основание выстраивать дальнейшую работы с данной группой подростков посредством коррекционно-развивающих занятий как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Литература:
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Москва: Магистр, 1999. 96 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология. Москва: Академия, 2004. 288 с.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2000. 304 с.
4. Коэн А. Исследования проблемы социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. Москва: Владос, 2016. С. 45-49.
5. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления): монография. Москва: Норма ИНФРА-М, 2017. 136 с.
6. Раттер М. Помощь трудным детям. Москва: Прогресс, 2015. 424 с.
Психология
УДК: 370
доктор философских наук, доцент Шукшина Людмила Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (г. Москва)
ВЛИЯНИЕ МЕГАПОЛИСА НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЯХ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье проанализированы основные подходы в к пониманию феномена социальных иллюзий, определены их психологические механизмы, выявлены особенности представлений о социальных иллюзиях у студентов крупных городов и мегаполисов.
Ключевые слова: социальная иллюзия, заблуждение, мифологема, стереотип, архетип, бессознательное, установка, городская ментальность.
Annotation. The article analyzes the main approaches to the understanding of the phenomenon of social illusions, defines their psychological mechanisms , reveals the features of ideas about social illusions in students of large cities and megacities.
Keywords: social illusion, delusion, mythologema, stereotype, archetype, unconscious, setting, urban mentality.