Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации'

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1259
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / DEVIANT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Артюхова Татьяна Юрьевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы девиации в подросковом возрасте. В работе актуализируется необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся в условиях образовательной организации. В статье представлены результаты экспериментального исследования девиантного поведения подростков и результаты формирующего эксперимента в образовательной среде школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

This study is devoted to the study of the problem of deviation in adolescence. The paper actualizes the need for psychological and pedagogical support of this category of students in an educational organization. The article presents the results of an experimental study of deviant behavior of adolescents and the results of a formative experiment in the educational environment of the school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации»

Психология

УДК:159.9

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и консультирования, доцент кафедры педагогики и психологии с курсом последипломного образования Артюхова Татьяна Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Красноярск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы девиации в подросковом возрасте. В работе актуализируется необходимость психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся в условиях образовательной организации. В статье представлены результаты экспериментального исследования девиантного поведения подростков и результаты формирующего эксперимента в образовательной среде школы.

Ключевые слова: девиантное поведение, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, подростковый возраст.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of deviation in adolescence. The paper actualizes the need for psychological and pedagogical support of this category of students in an educational organization. The article presents the results of an experimental study of deviant behavior of adolescents and the results of a formative experiment in the educational environment of the school.

Keywords: deviant behavior, psychological and pedagogical support, educational environment, adolescence.

Введение. Современный мир и новые образовательные технологии задают стремительный темп для интеграции подрастающего поколения. Общество требует от взрослеющей личности высокой социальной компетентности, способности к самоорганизации и постоянному саморазвитию. В связи с этим, повышается степень риска дезадаптации и проявления различных форм отклонений в поведении и развитии. Система воспитательной работы с подростками в нашей стране представлена школой, семьей и общественностью. Главенствующие роли в этом вопросе отводятся семье и школе, так как именно в семье закладываются основные ценности и нормы, а школа обладает специально подготовленными кадрами и осуществляет профессиональное воздействие на формирование здоровой личности ребенка. Данный факт свидетельствует об актуальности психолого-педагогического сопровождения подростков-девиантов и подростков, склонных к девиантному поведению.

Изложение основного материала статьи. Многоаспектность понятия «девиантное поведение» обусловлена его широким применением в разных областях научного знания: педагогика, психология, социальная психология и педагогика девиантного поведения и др. Каждая наука по-разному трактует данное понятие, однако в широком смысле закрепилось понятие «девиация» со следующим определением: любые поступки либо действия, которые не соответствуют социальным нормам общества.

Также в обществе и науке сложилось единообразие в определении объектов девиантного поведения, коими выступают преимущественно дети и подростки «группы риска».

Безусловно семья и внутрисемейные отношения выступают главным фактором формирования различных форм девиантного поведения. Однако и школа может выступать медиатором отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Связано это в первую очередь с некомпетентностью педагогических работников, неумением их найти правильный подход к обучающемуся, который отстает от своих сверстников, тем самым педагог автоматически относит такого ребенка в категорию «неуспевающих». Такой обучающийся теряет интерес к учебе, начинает пропускать занятия, связывает свое общение с неформальными сообществами.

Я. Гилинский отмечает, что статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной [1].

Современная школа ставит перед собой задачу предупреждения девиаций среди обучающихся. Вместе с тем при работе с подростковым возрастом важное значение имеет не только превентивные меры, но и психолого-педагогическое сопровождение девиантов, так как именно в этом возрасте проявляются разнообразные формы девиантного поведения.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение должно выступать как система, которая будет осуществлять поддержку и помощь ребенку в процессе развития, обучения, воспитания, социализации. В связи с этим в процессе сопровождения подростков-девиантов должны включится все специалисты школы: администрация, педагоги, психологи, социальные и медицинские работники. Профессиональный коллектив школы - это специалисты не только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

В школе ребёнок проводит значительную часть времени и, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, усваивает многие нормы поведения в обществе.

При реализации психолого-педагогического сопровождения особенно важен вопрос о причинности девиантного поведения в подростковом возрасте. Исследователи выделяют три основные группы причин: биологические, психологические и социальные [2].

На этапе диагностики не достаточным становится выявление наличия или отсутствия склонности к девиантному поведению, следует проводить индивидуальную работу с каждым подростком «группы риска» по выяснению всех причин выявленной формы девиации [3].

В данной статье мы намерены описать педагогический опыт реализации программы психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением и склонных к девиантному поведению. Программа реализовывалась в естественных для подростков условиях в течение четырех месяцев. С подростками проводились как групповые (2 раза в неделю), так и индивидуальные занятия. Было реализовано 3 этапа программы: 1) психодиагностика; 2) коррекционно-развивающая работа; 3) анализ и мониторинг результатов.

На первом этапе было реализовано получение информации об уровне девиантного поведения у подростков, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников программы. Выборка исследования была представлена обучающимися 7-х классов в количестве 20 человек. В ее состав вошли подростки, которые были рекомендованы социальным педагогом и педагогом-психологом данной образовательной организации. Диагностический инструментарий представлен опросником «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел и методикой «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П).

Второй этап сопровождения заключается в составлении системы работы с учащимися, имеющими девиантное поведение и склонность к девиантному поведению и реализация программы с контрольной группой подростков. На этом этапе было установлено взаимодействие специалистов (педагогов, психологов, социальных и медицинских работников) с подростками с девиантным поведением, проведены мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, основными из которых выступили тренинговые занятия на саморазвитие и самосознание, творческие мероприятия. Также для подростков создавались условия, направленные на формирование позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению. Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось не только в учебно-воспитательном процессе, но и направлено на внеурочную работу подростков, где обучающиеся могут выявить свои интересы, проявить способности, научиться эффективным формам общения и взаимодействия со обучающимися, педагогами и родителями.

На этапе анализа и мониторинга результатов была доказана эффективность программы психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением посредством получения результатов повторной диагностики уровня девиантного поведения подростков.

Далее представим результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности девиантного поведения у подростков.

Результаты по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению»:

Шкала «установка на социальную желательность» показывает, что 12 испытуемых (60%) строго соблюдают социальные нормы, они умышленно стремятся показать себя в лучшем свете, 8 испытуемых (40%) не склонны скрывать собственные нормы и ценности, у них не выражена социальная желательность.

По шкале «склонность к преодолению норм и правил» 5 подростков (25%) часто преодолевают общественные нормы и правила, зачастую отрицая их. Такой же процент подростков противопоставляют собственные нормы и ценности групповым, часто ищут трудности, которые есть возможность преодолеть. 10 испытуемых (50%) готовы следовать общественным стереотипам.

Высокие результаты по шкале «склонность к аддиктивному поведению», выявлены у 9 испытуемых (45%), они предрасположены к употреблению алкогольных и наркотических веществ, у 11 испытуемых (55%) показатели ниже, что свидетельствуют о не выраженности вышеперечисленных тенденций.

Анализируя результаты, полученные по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», мы пришли к выводу, что 13 подростков (65%) не ценят собственную жизнь, у них проявляется склонность к риску, выражена потребность в острых ощущениях, иногда могут проявлять садомазохистские действия, у остальных 7 испытуемых (35%) отсутствует склонность к саморазрушающему поведению.

По шкале «склонность к агрессии и насилию» у 11 испытуемых (55%) выявлены агрессивные тенденции, у остальных 9 ребят (45%) данная тенденция не продемонстрирована.

По шкале «волевой контроль эмоциональных реакций» 8 подростков (40%) демонстрируют слабый волевой контроль эмоциональной сферы. У 12 испытуемых (60%) показатели низкие, что свидетельствует о не выраженности этих тенденций, им свойственен жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций.

Полученные данные по шкале «склонность к деликвентному поведению» показывают, что у 15 испытуемых (75%) высокие показатели, свидетельствующие о наличии деликвентных тенденций и о низком уровне социального контроля. 5 испытуемых (25%) нашей выборки имеют низкие результаты, что свидетельствует о не выраженности указанных тенденций.

Результаты диагностики подростков по методике ДАП-П показали, что 9 человек (45%) отличаются высокой склонностью к делинквентному поведению. Такие подростки характеризуются большим смещением ценностей и приоритетов в сторону социально нежелательных. У таких подростков как правила возникает много конфликтов с окружающими взамен позитивным социальным взаимоотношениям.

У 7 испытуемых (35%) выявлена средняя склонность к делинкветному поведению. Данные подростки находятся в «зоне риска» и характеризуются деформацией ценностных ориентаций. Для них может быть свойственно уменьшение социальных связей, что позволит им вступить в неформальные группы, которые в дальнейшем окажут отрицательное влияние на развитие и социализацию подростка.

4 испытуемых (20%) отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению. Такими подростками отвергаются любые формы проявления делинквентного поведения: воровство, агрессия, вредные привычки. Вместе с тем такие подростки могут противостоять предписанным им нормам.

Проанализировав полученные результаты по шкале «склонность к аддиктивному поведению», мы можем констатировать, что большинство опрошенных 12 подростков (60%) имеют высокий уровень склонности к аддиктивному поведению. Такие подростки характеризуются склонностью к употреблению наркотических алкогольных веществ. 8 испытуемых (40%) отличаются низкой склонностью к аддиктивному поведению.

Анализируя результаты, полученные испытуемыми по шкале «склонность к суициду», выявлено 5 подростков (25%), которые имеют тенденцию к совершению самоубийства. Остальные подростки такой склонности не продемонстрировали.

Таким образом, проанализировав и обобщив полученные нами в ходе констатирующего эксперимента данные, мы выявили следующее: большинство испытуемые склонны противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков имеют предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Выявлены подростки, склонные к риску, жаждущие острых ощущений, имеющие садомазохистские тенденции и низко ценящие свою жизнь. Вместе с тем большее число респондентов не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем. Практически все подростки имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы, отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению, некоторые подростки имеют тенденцию к совершению самоубийства.

Приходим к выводу о том, что для подростков нашей выборки исследования необходимо создавать специальные условия и осуществлять комплексную работу в условиях образовательной организации. В связи с полученными результатами исследования были отобраны 10 подростков со средним и высоким уровнем девиантного поведения, они составили экспериментальную группу и выступили участниками формирующего эксперимента, в рамках которого была реализована программа психолого-педагогического сопровождения девиантов в условиях образовательной среды.

После реализации программы результаты в экспериментальной группе имеют положительную динамику. Так по шкале «установка на социальную желательность» при первичном исследовании 6 испытуемых (60%) демонстрировали высокие показатели по данной шкале, умышленно стремясь показать себя в лучшем свете, после реализации программы показатели стали ниже на 40%, то есть только 2 испытуемых (20%) также демонстрировали тенденцию к социальной желательности.

По шкале «склонность к преодолению норм и правил» у 4 (40%) испытуемых экспериментальной группы преобладало отрицание общественных норм и правил, после реализации программы у всех испытуемых показатели стали ниже, это говорит о готовности следовать общественным стереотипам.

По шкале «склонность к аддитивному поведению» при первичном исследовании у 5 испытуемых (50%) была выражена тенденция к употреблению алкогольных и наркотических веществ, при повторном исследовании показатели у 4 подростков (40%) стали ниже.

Сравнив результаты по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», можно отметить, что у 4 (40%) подростков показатели стали ниже, у них появилась ценность собственной жизни. По шкале «склонность к агрессии и насилию» у 4 (40%) испытуемых показатели были высокими, в результате реализации программы показатели стали ниже у 20% испытуемых.

По шкале «волевой контроль эмоциональных реакций» 5 (50%) подростков имели высокие показатели, после реализации программы показатели у 30% испытуемых стали ниже, то есть большинство участников программы научились контролировать собственные эмоции и поведенческие реакции.

Говоря о шкале «склонность к делинквентному поведению», мы отмечаем, что у 6 испытуемых (60%) при первичном исследовании были выявлены делинквентные тенденции. При повторном исследовании показатели снизились на 40%.

Анализируя результаты контрольной группы, мы можем отметить, что значительных изменений в данной группе не выявлено, на 10% снизились показатели по шкале «склонность к делинквентному поведению» и на 10% увеличились данные по шкале «волевой контроль эмоциональных реакций». Данные изменения незначительны, и могут быть связаны с личностными особенностями испытуемых и объективными факторами.

По шкале «Делинквентное поведение» в экспериментальной группе при первичном исследовании у 40% испытуемых были высокие показатели, у 40% средний уровень и у 20% низкий, после реализации программы высокие показатели уменьшились на 40%.

По шкале «Аддиктивное поведение» высокие показатели снизились на 50%.

По шкале «Суицидальный риск» высокие показатели снизились на 30%, таким образом, тенденция к совершению самоубийств осталась у одного респондента.

Результаты исследования подростков контрольной группы при повторном исследовании практически не изменились. Лишь по шкале «Аддиктивное поведение» высокие показатели снизились на 10%, что может быть связано с проведением запланированных мероприятий в школе, посвященных противоправным действиям в обществе.

Выводы. Таким образом, сравнив результаты первичного исследования экспериментальной и контрольной группы с результатами повторного исследования, мы можем отметить значительные изменения в экспериментальной группе после реализации программы психолого-педагогического сопровождения: подростки стали стремиться выполнять общественные нормы и правила, стали более сдержаны к окружающим, изменилось отношение к собственной жизни, многие подростки заинтересовались общественной деятельностью в школе, у многих улучшилась успеваемость, так как стали меньше пропускать занятия и появился интерес к школьной жизни.

В контрольной группе подростков при повторной диагностике продолжает преобладать склонность к девиантному поведению: воровство, агрессия, вредные привычки, не выполнение предписанных им норм и правил.

По результатам проведенных экспериментов можно говорить об эффективности реализованной программы психолого-педагогического сопровождения подростков, что позволяет внедрить ее в практику образовательной организации по работе с девиантным поведением подростков.

Литература:

1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 520 с.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 280 с.

3. Иванова И.Н. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением / И.Н. Иванова, М.А. Козлова // Тюменский медицинский журнал. - 2010. - №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-samoregulyatsii-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 10.08.2019).

Психология

УДК: 37.015.32

доктор педагогических наук, профессор Шестакова Лариса Анатольевна

Филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Нижнем Новгороде (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Чистякова Марина Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация. Психологические аспекты правового регулирования рекламной деятельности в средствах массовой информации имеют важное значение для современного общества. Личностно-формирующее значение рекламы огромно, она проникает во все сферы жизни и влияет не только на социальную жизнь, но на сознание и поведение каждого человека. Интернет сегодня обучает, развивает и воспитывает всех своих пользователей. Поэтому, наряду с правовым регулированием необходимо исследовать психологические аспекты регулирования рекламной деятельности в средствах массовой информации, в том числе - в сфере интернета. Кроме того, интернет является базой для широкой и всеобъемлющей рекламной деятельности субъектов. Поэтому, с одной стороны, происходит психологическое воздействие на пользователей интернета, основанное на базовых культурных ценностях данного общества. С другой стороны, воздействие на пользователей интернета дополняется правовым законодательным регулированием данной сферы деятельности.

Ключевые слова: психологические аспекты, правовое регулирование, регулирования рекламной деятельности, средства массовой информации, интернет.

Annоtation. Psychological aspects of legal regulation of advertising activities in the media are important for modern society. Personality-forming importance of advertising is huge, it penetrates into all spheres of life and affects not only social life, but the consciousness and behavior of each person. The Internet today trains, develops and educates all its users. Therefore, along with legal regulation, it is necessary to study the psychological aspects of the regulation of advertising activities in the media, including the Internet. In addition, the Internet is the basis for a broad and comprehensive advertising activities of subjects. Therefore, on the one hand, there is a psychological impact on Internet users, based on the basic cultural values of the society. On the other hand, the impact on Internet users is complemented by legal legislative regulation of this sphere of activity.

Keywords: psychological aspect, legal regulation, regulation of advertising, mass media, Internet.

Введение. Психологические аспекты правового регулирования рекламной деятельности в средствах массовой информации имеют важное значение для современного общества. Личностно-формирующее значение рекламы огромно, она проникает во все сферы жизни и влияет не только на социальную жизнь, но на сознание и поведение каждого человека. Одним из важных современных средств массовой информации, наряду с радио, телевидением, печатной продукцией, является интернет. Его психологическое влияние на современное общество трудно переоценить. Интернет сегодня обучает, развивает и воспитывает всех своих пользователей. Поэтому, наряду с правовым регулированием необходимо исследовать психологические аспекты регулирования рекламной деятельности в средствах массовой информации, в том числе - в сфере интернета. Интернет - это огромная платформа для возможности реализовать себя, найти дело по душе и побывать там, где никогда не был. Все люди могут пользоваться этой возможностью, но не у всех людей получается пользоваться этой возможностью правильно и безопасно. Кроме того, интернет является базой доля широкой и всеобъемлющей рекламной деятельности субъектов. Поэтому, с одной стороны, происходит психологическое воздействие на пользователей интернета, основанное на базовых культурных ценностях данного общества. С другой стороны, психологическое воздействие на пользователей интернета дополняется правовым законодательным регулированием данной сферы деятельности.

Изложение основного материала статьи. В современных экономических условиях государство, предоставляя субъектам свободу предпринимательской деятельности, не может отклониться от правового регулирования рекламного рынка, поскольку это может привести к серьезным негативным последствиям, как для рыночных отношений, так и для общества в целом. Личностно-формирующее значение правовой деятельности основано на поощрении инициативы и творческой деятельности субъектов. При этом защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, способна предотвратить появление ненадлежащей рекламы, которая может ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью, имуществу граждан или юридических лиц. Вред невозможно нанести также чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц. Также неправомерно посягать на общественные интересы, принципы гуманности и морали - основные цели, достижение которых преследует законодательство о рекламе [1].

Нельзя упускать из виду тот факт, что в самом рекламном бизнесе существуют внутренние ограничения и свой рекламный код. Это своего рода «культурный код», который имеет значение воспитательной подсистемы. Он основан на системе понятий, рекомендаций и процедур, принятых рекламным советом России в целях упорядочения и эффективного развития рекламной деятельности в России посредством добровольного соблюдения его норм рекламными агентствами. «Культурный код» рекламной деятельности имеет огромное психологическое значение, так как он является базовым личностно-формирующим аспектом для пользователей [1].

Любой закон призван регулировать определенную отрасль жизнедеятельности человека. Закон о рекламе необходим для создания добросовестной конкуренции на потребительском рынке. Чтобы понимать, как реализуется данный закон с психологической точки зрения, необходимо ознакомиться с основными положениями закона и психологическими сферами его применения [3, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.