Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика склонности к девиантному поведению у студентов юридического и неюридического профиля подготовки'

Сравнительная характеристика склонности к девиантному поведению у студентов юридического и неюридического профиля подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТИП УЧЕБНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / АДДИКЦИИ / САМОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СКЛОННОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ НОРМ И ПРАВИЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тищенко Иван Анатольевич

В работе обосновывается идея о наличии взаимосвязи между профессиональным выбором студентов и склонностью к отдельным видам отклоняющегося поведения. Выдвинутое предположение находит подтверждение в ходе проведения эмпирического обследования студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тищенко Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика склонности к девиантному поведению у студентов юридического и неюридического профиля подготовки»

• Плакаты, рекламные проспекты, буклеты.

• ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога» сотрудничает с образовательными организациями высшего и профессионального образования, общеобразовательными организациями, предприятиями и социальными партнерами-работодателями города. Проводится активная работа с родителями (родительские собрания и вебинары); учителями школ (семинары для социальных педагогов, психологов, классных руководителей).

• Центр занятости населения постоянно расширяет рамки межведомственного сотрудничества с общеобразовательными организациями и учреждениями профессионального образования всех уровней, с военным комиссариатом, Администрацией города Таганрога и Неклиновского района, работодателями, бюро МСЭ. Таким образом, консолидируются усилия разных ведомств, направленные на повышение конкурентоспособности молодежи через социально-психологическую адаптацию на рынке труда, выбор оптимального вида занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по профессиональному самоопределению должна представлять собой непрерывную систему мероприятий для учащихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями и ступенью обучения школьников. Вместе с тем, профориентационная работа не должна ограничиваться только школой. Одной из основных составляющих межведомственной системы профориентационной работы является ГКУ РО «Центр занятости населения города Таганрога», который проводит комплекс мероприятий, инновационных форм и методов, направленных на развитие навыков самопознания и самоопределения, самооценки индивидуальных особенностей, творческих способностей подростков, профессиональную ориентацию, а также на ознакомление с рынком труда и востребованными профессиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинсбург // Мир психологии и психологи в мире. -1995. - №3. - С.21-28.

2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М., АСТ, 2001. - 576 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.1984. -191с.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. - М., 2009. - 225с.

6. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., Питер, 2007. - 713с.

8. Скуднова, Т.Д. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие/ Т.Д. Скуднова, Л.И. Кобышева, С.Ю. Шалова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 357 с.

9. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с

И.А.Тищенко

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО И НЕЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В работе обосновывается идея о наличии взаимосвязи между профессиональным выбором студентов и склонностью к отдельным видам отклоняющегося поведения. Выдвинутое предположение находит подтверждение в ходе проведения эмпирического обследования студенческой молодежи.

Ключевые слова: девиантное поведение, тип учебной специализации, аддикции, самодеструктивное поведение, склонность к преодолению норм и правил.

I. A. Tishchenko

COMPARISON OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS OF LEGAL

AND NON-LEGAL PROFILE

Abstract. The paper describes the idea of the relationship between the professional choice of students and the tendency to certain types of deviant behavior. The proposed assumption is confirmed in the course of empirical research of students.

Key words: deviant behavior, type of educational specialization, addictions, self-destructive behavior, tendency to overcome norms and rules.

Проблема девиантного поведения молодежи рассматривается как наиболее актуальная для современного общества. Об этом красноречиво свидетельствуют два основных обстоятельства: количество исследований посвященных данной проблематике неуклонно растет. Можно выделить несколько основных векто-

ров исследования девиантного поведения молодежи. Исследования отклоняющегося поведения в свете юридических и правовых аспектов, направленные на изучение таких форм девиантного поведения, которые демонстрируют делинквентную и антисоциальную направленность (Л.Н. Антигилова, Д.В. Лазаренко, Н.В. Майсак) [1;12;]; Исследование девиации как формы психических расстройств и расстройств поведенческого спектра в свете медицинского и медико-психологического подходов (работы А.В. Смирнова, И.П. Анохиной, В.Д. Менделевич, А.Б. Рудницкого) [7; 13; 17; 20]; социально-психологический подход представлен исследованиями (К.Ю. Белоусова, М.Е. Поздняковой, Т.В. Чекиневой, Н.В. Мелешко, Т.А. Хагурова, и других) [4; 7; 9; 16], ориентирован на описание причин происхождения и анализа основных социокультурных, экономических и политических факторов, лежащих в основе формирования отдельных видов девиантного поведения.

Второе значимое обстоятельство - статистические данные, приведенные экспертными организациями и центрами исследования здоровья и социального благополучия населения России за последние годы. Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения Россия с 2004 г. занимает первое место в мире по детскому табакокурению, приближается к первому месту по алкоголизму (к 17 годам большая часть молодых людей составляют группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков), прежде всего пивному (в структуре алкопотребления студенческой молодежи именно пиво наиболее популярный напиток), а также наркотической и другим видам зависимости, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию (компьютерную игровую), интернет-манию и т. д. (К.Ю. Белоусов) [4]. Употребление наркотических веществ принимает размеры эпидемии в масштабах всей страны отмечается в выступлении директора ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) В.П. Иванова в 2017 году [15]. По данным специалистов ФСКН каждый десятый студент в России имеет опыт употребления наркотиков, хотя бы один раз в жизни [15]. Согласно официальным данным на 2014 год число лиц с наркотической зависимостью в России составляет более 500 тысяч человек, около 70% из которых это молодые люди в возрасте до 25 лет [1].

Особую актуальность при рассмотрении данной проблемы обретает характер отношения студенческой молодежи к отклоняющемуся поведению. В работах С.А. Антонова, Т.Ю. Шайдурова, С.О. Бемова, В.Н. Дранникова, К.Ю. Белоусова, А.Б. Рудницкого, В.В. Собольникова было установлено, что современное студенчество в большинстве своем демонстрирует позитивное и принимающее отношение к различным формам асоциального поведения: таким как употребление наркотиков, алкоголя, мелкое хулиганство, воровство [2; 4; 7; 15; 18]. Приведенные исследования К.Ю. Белоусова, Н.В. Мелешко, Т.А. Хагурова представляют данные наглядно свидетельствующие о нарастании общей тенденции к развитию толерантного отношения к девиациям в целом у российских студентов, и общему изменению морально-ценностных установок и предпочтений. В этой связи особую актуальность обретают исследования направленные на рассмотрение девиантных проявлений у студентов юридических специальностей, которые в социальном пространстве воспринимаются как трансляторы морально-правовых ценностей и нормативного поведения. В связи с этим, целью нашего исследования стало сравнительное изучение склонности к девиантному поведению у студентов юридического и неюридического профиля подготовки.

Теоретическую основу нашей работы составили труды отечественных исследователей: И.Н. Гурвич, В.Н. Дранникова, К.Ю. Белоусова, А.Б. Рудницкого, В.В. Собольникова, Л.Н. Антигиловой и Д.В. Лазаренко, В.А. Передерий, Л. С. Скрипниченко [1;4; 9; 14; 18].

Большинство отечественных авторов определяют девиантное поведение «как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [13, с. 70]. Желание использовать девиантные модели поведения выступает как своеобразный показатель стремления личности к уходу от реальности, неспособности преодолеть или конструктивно разрешить существующие проблемы и актуальные ситуации.

В исследовании В.А. Передерий, Л.С. Скрипниченко возникновение и дальнейшее проявление деви-антных склонностей личности рассматривается как процесс, включающий несколько этапов: первый, связанный с наличием начальных проявлений поведения происходят обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Существенную роль в подобных ситуациях играют любопытство, подражание, попытки самоутверждения в группе. Второй: связан с попытками экспериментирования с различными видами психоактивных веществ (алкоголем, медикаментами, наркотиками). На третьем этапе происходит превращение деви-антного поведения в болезнь [14]. Каждый из обозначенных этапов находится под воздействием множества факторов, к которым можно отнести социальные, социально-психологические, психологические, биологические. Так, социальные факторы связаны с нестабильностью общества, доступностью многих психоактивных веществ, отсутствием позитивных социокультурных традиций. Социально-психологические обусловлены высоким уровнем коллективной и массовой тревоги, связаны с отсутствием для подрастающего поколения привлекательных досуговых центров, романтизацией девиантного поведения в массовом сознании, ослаблением межпоколенных связей, «разрыхленностью» поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами. Психологические факторы акцентируют внимание на отсутствии сформированности

личностного самоопределения, неразвитости навыков рефлексивного мышления и самоанализа, низкой стрессоустойчивости, отсутствии сдерживающих факторов поведения, развитого волевого контроля.

В исследовании В.В. Собольникова рассмотрены ведущие механизмы, лежащие в основе формирования девиантного поведения, раскрывающие наиболее важные сферы происходящих личностных изменений. Автор выделяет следующие сферы: когнитивная, в рамках которой отмечаются искажения когнитивных установок личности, отмечаются тенденции к эгоцентризму, стереотипизация мышления, блокировка самореализации и жесткая фиксация на установках комфорта и получения удовольствия. Подобные тенденции связаны с конструированием негативного контекста оценки собственной жизни, фиксации сознания на неудачах, девиация структурируется как психический процесс в форме желаний, представлений, убеждений [18].

Эмоциональная сфера - связана с формированием целостного комплекса эмоциональных переживаний, в котором слиты в единую структуру агрессия, фрустрированные потребности, импульсивность, склонность к конфликтному поведению, неспособность открыто проявлять эмоции и чувства.

Поведенческая сфера - раскрывается через описание проблем саморегуляции и волевого контроля, неспособности личности переносить нужду в чем-либо и испытывать длительно психологический дискомфорт. На фоне этого происходит искажение морально-этических норм, избегание ответственности, снижение уровня персональных требований к себе.

Конативная сфера связана с регулированием психических процессов направляющих девиантное поведение личности, на уровнях когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер [18]. Отслеживание характера личностных изменений во всех указанных сферах позволит более детально рассмотреть внутренние механизмы, составляющие основу девиантного поведения. Сегодня в научном пространстве появляются исследования подчеркивающие актуальность психологического и индивидуально-личностного подходов для объяснения причин возникновения девиантного поведения. Это исследования Т.А. Хагурова, М.Е. Поздняковой, В.Н. Ракачева, Л.Н. Рыбаковой, Т.В. Чекиневой, А.П. Резника, С.Ю. Любина, Е.А. Войновой, Н.В. Мелешко и других [7]. В качестве ведущих детерминант формирования отклоняющегося поведения исследователи указывают деформацию мотивационной сферы и преобладание эгоистических мотивов (Т.А. Хагу-ров, М.Е. Позднякова), наличие потребительской модели семьи и феномена «виртуального исчезновения» значимых взрослых в семье [7, с.8], деформация детско-родительских отношений как ведущая детерминанта развития детско-подросткового одиночества и как следствия склонности к зависимому поведению и суицидальным проявлениям [7]. Еще одним значимым фактором выступает культурная трансформация в современном обществе, актуализация образа антигероя - «симпатичный негодяй, который без особых усилий добивается богатства, славы и любви», становится социальным эталоном, как для подростков, так и взрослых людей. [4]. Само общество потребления ориентированное в большей степени на гедонистические маркеры в культуре провозглашает лозунги «разумного наслаждения» под вывеской «sex, drugs, rock-n-roll»[7, с. 20].

Как форму демонстрации личностных особенностей и личностного отношения к действительности рассматривает отклоняющееся поведение Ю. А. Клейберг. Он указывает: «девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. В арсенале этого способа присутствуют приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п. При этом сами девиантные действия выступают: - в качестве средства достижения цели; - как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; - как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении» [9]. Подобное определение позволяет рассматривать девиацию как форму личностного выражения, ее персональный способ приспособления к сложившейся ситуации.

В психологическом плане люди склонные к проявлению различного рода девиаций обладают совокупностью специфических характеристик. В связи с тем что, форм и моделей девиантного (отклоняющегося) поведения в научной литературе выделено более тридцати, мы сконцентрировали свое внимание на тех, которые наиболее актуальны для студенческой аудитории.

В работах А.Б. Рудницкого, В.В. Собольникова среди наиболее распространенных форм отклоняющегося поведения для возрастной группы 18-25 лет фиксируются следующие: использование ненормативной лексики, злоупотребление алкоголем, игромания (гэмблинг), компьютерная зависимость, употребление наркотических веществ [15; 18].

В исследованиях Л.В. Левиной, Н.А. Бородиной, С.А. Минаевой, Е.В. Казанцевой было установлено, что для студентов с наличием склонности к аддиктивному поведению в психологическом плане свойственны следующие особенности: наличие возрастающей потребности в поиске новых ощущений и самостимуляции, нестабильность эмоциональных проявлений, зависимость от мнения окружающих, в целом, отмечается нарушение мотивационной направленности личности. Аддикты чаще чем другие, склонны к проявлению физической агрессии, тревожности, гнева, враждебности [1; 8; 10]. В ряде работ аддиктивное поведение определяется как начальная фаза саморазрушения, аутодеструктивных тенденций в поведении человека, «когда привычка обретает патологические формы, локализуясь на так называемом биологическом уровне организации личности человека, индивидно-субъектном, представленном темпераментом, установками [1]. В работе Н.М. Сажиной и В.В. Хосоновой отмечается, что студенты со склонностью к зависимому поведе-

нию отличаются отсутствием дисциплинированности и авторитета в группе, они, как правило, не инициативны, имеют проблемы в межличностном общении со сверстниками, эмоционально неустойчивы [16].

Л.Н. Антигилова и Д.В. Лазаренко также указывают в своей работе, что у студентов с наличием разных форм зависимости отмечается деформация структуры ценностных ориентаций, в частности наблюдаются значительные расхождения между уровнем нормативных идеалов (как нужно поступать в этой ситуации) и уровнем реальных приоритетов (конкретное поведение, демонстрируемое человеком). Снижена значимость таких ценностей как безопасность, достижения, самостоятельность, универсализм, доброта конформность, снижена и учебная мотивация [1].

Современные условия образования предполагают глубокую степень погружения студента в учебно -профессиональную и культурную жизнь вуза. Особенно на начальном адаптационном этапе вузовского обучения первокурсники испытывают значительную психоэмоциональную нагрузку, что в свою очередь может выступать как один из факторов способствующих проявлению девиантного поведения. В ряде исследований отмечается, что длительная психоэмоциональная нагрузка способствует формированию синдрома эмоционального выгорания, а в сочетании с академической неуспеваемостью может приводить к актуализации иррациональных установок в трактовке и понимании действительности, запуске механизмов психологической защиты, чаще всего имеющих деструктивный характер [6; 11]. При этом большинство авторов (С.А. Антонов и В.И. Жешко, Ю.Н. Гут и М.К. Кабардов, Т.М. Каневская) связывают развертывание различных видов девиантного поведения с наличным опытом, полученным в более раннем возрасте [2; 5; 10]. В большинстве работ отмечается, что независимо от профессиональной специализации отдельные виды девиантного поведения присущи большинству современных студентов [17].

В работах отечественных авторов прослеживается идея о специфике формирования склонности к тем или другим видам аддиктивного поведения на групповом уровне в зависимости от профессиональной специализации у студентов вуза [1; 2; 19]. Необходимо также отметить, что исследования позволяют сделать вывод о том, что выбор профессионального профиля может выступать как фактор для обоснования предпочтений в выборе форм девиантного поведения. В исследовании В.Д. Менделевич в качестве особого типа отклоняющегося поведения указывается «тип девиантного поведения основанного на гиперспособностях, и в рамках отдельного вида профессиональной деятельности будет характеризоваться превышением среднестатистических способностей, а также проявлением одаренности, таланта, гениальности» [13]. Сложность ситуации заключается и в том, что на сегодняшний день не существует четко выработанных профессиональных норм поведения, которые бы не подталкивали личность к проявлению девиантности. Об этом убедительно пишет Н.В. Майсак в своем исследовании: « не всегда диктуемая профессиональной группой норма поведения может быть признана гармоничной или нормативной с точки зрения общепринятых норм и наоборот» [12, с. 88].

В исследованиях Л.Н. Антигиловой и Д.В. Лазаренко было убедительно показано наличие, как сходных тенденций, так и значимых различий в проявлений аддиктивного поведения у студентов, обучающихся по разным профильным специальностям. Диагностическое обследование, представленное в работе Л.Н. Ан-тигиловой и Д.В. Лазаренко, проводилось на базе трех групп студентов вуза, представляющих разные направления учебно-профессиональной подготовки: естественнонаучная, гуманитарная и техническая [1].

У студентов естественнонаучного направления на уровне высоких и средних показателей (устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию) были отмечены такие аддикции, как «любовная зависимость», присущая 13 студентам (50%) и «адреналиномания» — 14 человекам (54%). В меньшей степени у студентов данной группы проявились такие виды аддикций: 1) зависимость от людей и отношений, которую показали только 4 человека (16%); 2) сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 9 человек (35%) [1].

У студентов гуманитарного направления были получены следующие показатели устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию выделена любовная зависимость, присущая 50% данной группы. Высокие показатели были зафиксированы относительно наркотической зависимость, у 39% участников этой группы, что объясняется авторами как возможно меньшую осведомленность гуманитариев о вреде наркотиков для здоровья человека, незначительным числом знаний о природе психотропных препаратов.

Знания студентов, изучающих естественнонаучные дисциплины (биологию, химию), позволяют глубже понять влияние наркотических средств на организм человека. У студентов естественнонаучного направления наименьшими показатели зафиксированы по таким видам аддикций как наркотическая зависимость, зависимость от людей и отношений, которую имеют 3 человека (12%), и сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 5 человек (20%). Это может объяснять необходимостью постоянного включения во взаимодействия с другими людьми, ориентацией на профессии типа «человек-человек», более широким кругозором и общей социальной ориентированностью. Анализ данных представленных по выборке студентов технического направления профессионального образования показал высокий и средний уровни (устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию), к таким видам зависимости, как компьютерная и интернет-зависимость, выявленная у половины опрошенных (50%), а также трудоголия, присущая 12 человекам (46%). Авторы объясняют наличие подобной тенденции спецификой получаемой студентами

специальности. Так как студентам необходимо большую часть учебного времени «проводить за компьютером и, кроме того, работать в рамках будущей профессии, например, программистами» [1]. В качестве наименее выраженных форм зависимого поведения можно констатировать, что между студентами всех трех направлений профессионального образования различий не выявлено, у них так же, как у гуманитариев и студентов естественнонаучного направления, отмечаются зависимость от людей и отношений (4%) и сексуальная зависимость (27%). Таким образом, можно констатировать, что у студентов разной направленности профессионального образования выявлены как общие, так и различающиеся проявления зависимого поведения.

С целью проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что выбор специализации в сфере профессионального обучения будет иметь взаимосвязи с формированием отдельных видов девиантных проявлений у студентов вуза. Нами было подготовлено и проведено диагностическое обследование студентов.

Исследование проводилось в период с февраля по март 2019 года на базе ТИ имени А.П. Чехова. Выборка составила 50 респондентов. 25 студенты юридического профиля подготовки (девушки-12; юноши -13) и 25-студенты направления «физкультура и безопасность жизнедеятельности» (девушки - 14; юноши -11).

На диагностическом этапе нашего исследования нами была использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орела) [16]. Для получения высокой достоверности данных использовался статистический критерий Фишера для определения значимости различий в двух выборках.

В данной методике представлено 8 диагностических шкал: Шкала установки на социально желательный ответ Шкала склонности к преодолению норм и правил Шкала склонности к аддиктивному поведению

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Шкала склонности к насилию и агрессии Шкала волевого контроля эмоциональных реакций Шкала склонности к делинквентному поведению И 9-я Шкала (для женщин) принятие женской социальной роли.

В ходе проведенного обследования нами были получены следующие данные.Ниже представлены таблицы перевода первичных сырых баллов в Т-баллы по первой и второй группе обследуемых.

Таблица 1.

Группа студентов по специальности юриспруденция перевод сырых баллов

в стандартные Т-баллы

№ Шифры респондентов Основные шкалы

Социальн желательность Наруш С/Н Аддиктив-ное повед Самодеструктив. Насилие Эмоц. контроль делинквент

1 A 70 40 39 32 31 44 45

2 B 65 37 44 32 36 55 46

3 C 58 53 39 40 51 44 50

4 D 65 34 39 40 39 40 64

5 E 44 53 48 40 41 51 39

6 F 65 43 37 51 60 51 37

7 G 65 43 44 35 41 48 43

8 J 65 37 28 24 34 44 50

9 I 62 50 42 35 36 51 53

10 K 62 45 44 37 58 65 46

11 L 62 50 55 35 60 58 41

12 M 65 56 39 32 39 40 43

13 N 70 50 44 40 36 55 50

14 O 58 56 37 35 53 44 57

15 P 44 50 53 35 41 58 39

16 Q 62 34 28 24 31 37 62

17 R 44 43 46 45 31 48 39

18 S 50 53 44 32 50 51 48

19 T 58 40 28 24 36 40 46

20 и 50 27 39 37 39 62 50

21 X 52 34 53 45 52 58 48

22 V 48 45 46 35 56 55 39

23 ъ 44 29 29 38 48 40 46

24 W 50 50 53 42 31 58 57

25 W2 59 37 55 47 36 51 41

Сумма X 1437 1089 1053 912 1066 1248 1179

Средние зн. 57,48 43,56 42,12 36,48 42,64 49,9 47,16

Таблица 2.

Группа студентов по специальности «физкультура и безопасность жизнедеятельности» перевод сырых баллов в стандартные Т-баллы

№ Шифры респондентов Основные шкалы

Социальн желательность Наруш С/Н Аддиктив-ное повед Самодеструктив. Насилие Эмоц. Контроль Делинквент

1 1.2 67 50 50 56 48 62 55

2 1.3 58 40 52 49 65 65 53

3 1.4 50 50 47 56 53 40 41

4 1.5 62 37 40 58 41 40 39

5 1.6 55 43 49 42 51 51 53

6 1.7 67 40 39 38 43 48 41

7 1.8 65 40 46 41 53 58 43

8 1.9 74 56 49 28 48 44 46

9 1.10 62 50 54 54 41 55 55

10 1.11 65 56 46 49 41 48 43

11 1.12 65 43 49 48 34 55 55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 1.13 70 53 46 50 43 40 34

13 1.14 58 56 57 56 39 48 48

14 1.15 65 56 57 59 34 55 39

15 1.16 65 43 39 58 34 65 39

16 1.17 74 43 54 60 41 51 41

17 1.18 62 56 37 58 51 40 43

18 1.19 65 50 55 58 31 62 46

19 1.20 65 46 59 62 39 55 46

20 1.21 60 63 52 58 39 40 53

21 1.22 54 43 60 62 36 50 42

22 1.23 58 53 54 62 39 48 46

23 1.24 45 50 40 57 43 55 52

24 1.25 54 45 62 54 51 61 55

25 1.26 70 43 57 60 51 62 43

Сумма X 1555 1205 1250 1333 1089 1298 1151

Средние зн. 62,2 48,2 50 53,3 43,56 51,92 46,04

Сравнительная характеристика средних показателей по двум группам показала наличие сходных тенденций у юристов и физкультурников. По служебной шкале (социальной желательности) средний показатель первой группы составил 57 баллов, что свидетельствует об умеренной тенденции давать социально-одобряемые ответы. Возможно, здесь сказывается специфика юридического образования предполагающая определенную уверенность в разнообразных социальных ситуациях. Высокие показатели зафиксированы только у 2-х человек (Юноша и девушка -70 и более баллов по шкале - социальной желательности), что может говорить о персональной высокой настороженности в ситуации диагностики.

Группа физкультурники по служебной шкале набрала 62,2 балла, что также свидетельствует о тенденции давать социально-желательные ответы, при этом можно уточнить, что здесь стремление проявляется в демонстрации строгого соблюдения даже малозначительных норм, стремление показать себя в выгодном

свете. В целом, можно констатировать, что полученные данные по двум группам являются достоверными и могут учитываться в дальнейшей работе.

Шкала 2. Склонности к преодолению норм и правил. У двух групп показатели лежат в пределах 50 баллов (43,5 и 48,2 - соответственно), что свидетельствует о некоторой выраженности тенденции к нарушению норм и социальных правил, стремлении противопоставлять собственные нормы общественным. При чем, тенденция к нарушению норм у физкультурников проявляется сильнее.

Шкала 3. Склонность к аддиктивному поведению. По данной шкале средние показатели групп (42 и 50- соответственно) демонстрируют, что и в первой, и во второй группах присутствует тенденция к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о наличии склонности к иллюзорно -компенсаторному способу решения личностных проблем. Результаты также свидетельствуют о наличии гедонистических ориентациях и ценностях.

Шкала 4. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. По данным этой шкалы фиксируются значительные расхождения между группами (юристы - 36,4 и физкультурники - 53). Что может объясняться спецификой профессиональной направленности, спортсмены в большей степени ориентированы на профессиональные достижения, вынуждены испытывать мощнейшие нагрузки и проходить длительные тренировки, для достижения определенных результатов. При этом средние показатели у обеих групп не достигают сверхкритического уровня, что свидетельствовало бы о низкой ценности собственной жизни, повышенной склонности к риску, наличию садомазохистских тенденциях.

Шкала 5. Склонность к агрессии и насилию. Средние по двум группам (42,6 и 43,5). Данные свидетельствуют об общей нормативности показателей и отсутствии тенденции к агрессивному поведению. Сочетание данных этой шкалы и высоких показателей по первой (служебной) шкале свидетельствуют о высоком уровне социального контроля относительно поведенческих реакций.

Шкала 6. Волевого контроля эмоциональных реакций. Средние показатели по группам соответственно 50 и 52. Данные показывают наличие развитого волевого контроля и способности основательно контролировать проявление эмоциональных реакций. У студентов юристов и у физкультурников индексы свидетельствуют о достаточной развитости волевого контроля.

Шкала 7. Склонности к делинквентному поведению. Средние показатели по двум группам (47 и 46) Обще групповые показатели свидетельствуют об отсутствии тенденции к делинквентному поведению и у первой и у второй групп. Шкала направлена на выявление «деликвентного потенциала» у студентов, который при определенных обстоятельствах может проявиться.

Анализ обще групповых показателей и средних значений не выявил существенных различий по двум группам в характере склонности к девиантному поведению. Для уточнения и проверки полученных данных воспользуемся статистическим критерием Фишера.

Обработка полученных данных с помощью критерия Фишера.

С целью выявления наличия или отсутствия различий в двух группах по склонности к отдельным видам девиантного поведения мы сформулировали две основные гипотезы.

Но - доля студентов по юридической специальности с наличием выраженной склонности к девиациям не больше чем в группе студентов по направлению физкультура и безопасность жизнедеятельности

Н1- доля студентов по юридической специальности с наличием выраженной склонности к девиациям больше чем в группе студентов по направлению физкультура и безопасность жизнедеятельности.

На основе данных полученных по методике СОП (А. Н. Орел) выделим долевое соотношение в группе юристов и группе физкультурников с наличием и без тенденций к девиантному поведению по основным рабочим шкалам.

Для выявления долевого соотношения по двум группам нами были выделены следующие шкалы: Шкала склонности к преодолению норм и правил; Шкала склонности к адиктивному поведению; Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; Шкала склонности к агрессии и насилию; Шкала склонности к деликвентному поведению.

Для наглядности представим долевое соотношение в таблице

Таблица 3.

Юристы и физкультурники степень выраженности склонности к отдельным видам девиантного поведения

Шкала склон-ти к Шкала Шкала склон-ти к Шкала склон-ти Шкала склон-ти к

преодолению склон-ти самоповрежд. к агрессии и наси- деликвентному

норм к аддиктивному поведению лию повед

поведению

Без С на- Без С на- Без С на- Без С налич Без С налич

тенд. лич тенд тенд. лич тенд тенд. лич тенд тенд. тенд тенд. тенд

14 11 20 5 24 1 17 8 16 9

(56%) (44%) (80%) (20%) (96%) (5%) (68%) (32%) (64%) (40%)

11 (44%) 14 (56%) 12 (%) 13 (48%) 7 (55%) 18 (45%) 18 (72%) 7 (28%) 17 (68%) 8 (36%)

I 25 I 25 I 32 I 18 I 31 I 19 I 35 I 15 I 33 I 17

Определим эмпирическое значение критерия Фишера для 5 шкал. Вычислим Ф эмп. Для первой шкалы склонности к преодолению норм Ф эмп.=(1,691-1,451)=Ч 25*25/25+25= 0,84 Критические значения для критерия Фишера На 5% уровне- 1,64 На 1% уровне - 2,32

Эмпирическое значение попадает в зону незначимости, следовательно, различия по шкале склонности к преодолению норм и правил не значимы.

Для шкалы склонность к аддиктивному поведению вычислим эмпирическое значение Ф эмп.=2,13 попадает в зону неопределенности, следовательно различия по данной шкале являются незначимыми.

Для шкалы склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Ф эмп.= 3,6 попадает в зону значимости и следовательно, различия по этой шкале являются значимыми.

По шкале склонность к агрессии и насилию Ф эмп.=0,31 различия для двух групп не значимы. По шкале склонность к деликвентному поведению Ф эмп.= 0,63 различия для двух групп не значимы. Значимые различия по группам были установлены только на уровне одной шкалы склонности к самодеструктивному и саморазрушающему поведению. Таким образом, можем сделать итоговый вывод о том, что студенты-физкультурники в большей степени, чем юристы склонны к проявлению таких девиантных форм как самодеструкция и саморазрушение, что в свою очередь может быть обусловлено необходимостью ежедневных тренировок и спортивных нагрузок. В целом, можно отметить, у студентов юридического и неюридического профиля склонность к проявлению девиантных форм поведения находится на низком незначительном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антигилова, Л.Н., Лазаренко Д.В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С.112-120.

2. Антонов, С. А., Жешко, В. Н. Проблема девиантного поведения в военном вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 524-527. — URL https://moluch.ru/archive/137/38607/

3. Аптикиева, Л.Р. Социально-психологическая сущность отклоняющегося от нормы поведения и криминогенного комплекса личности //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета 2004, N° 1 (35).С. 55-61.

4. Белоусов, К.Ю. Социальный контроль девиантности в социальной среде молодежи //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 5 (25). С. 68-71.

5. Гут, Ю.Н., Кабардов, М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков //психологическая наука и образование 2018, Т. 23, № 4, С.80-90.

6. Двойникова, Е.Ю. Девиантное поведение студентов в процессе социально-психологической адаптации в вузе [Текст] / Е.Ю. Двой-никова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 43-49.

7. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л.Н. Рыбакова, Т.В. Чекинева, А.П. Резник, С.Ю. Любин, Е.А. Войнова, Н.В. Мелешко, Н.Е. Хагурова / - Институт социологии РАН. 2014. - 200с.

8. Казанцева, Е.В. Скука как предиктор аддиктивного поведения // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения. Материалы I региональной научно-практической конференции. Таганрог, 2018 С. 16-20.

9. Каневская, Т.М. Преодоление склонности к аддиктивному поведению на ступени вузовского образования как условие формирования компетенций будущего специалиста / Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции "Оценка качества обучения в образовательных учреждениях", ФГБОУ ВПО "УрГПУ", Екатеринбург, 2012, 55 - 59.

10. Каневская, Т.М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения в студенческой среде педагогического вуза /Сибирский педагогический журнал №6, 2012, С. 223-227.

11. Кошарная, Г.Б., Мордишева, Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2010, № 1(13), С.70-81.

12. Майсак, Н.В. Проблема систематизации девиантного поведения // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Том 6. - № 2. - С. 85-89.

13. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения.: Учеб пособие. М.: Медпресс, 2001.с. 432.

14. Передерий, В.А., Скрипниченко, Л.С. Условия и механизмы развития девиантного поведения //Теория и практика общественного развития. 2018, № 11 (129), С. 58-62.

15. Рудницкий, А.Б. Особенности психопрофилактики девиантного поведения студентов столичного мегаполиса /Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности. Сборник докладов и материалов VI Международной научно-практической конференции. АНО ВО «Институт непрерывного образования» 2016. с.273-281.

16. Сажина, Н. М., Хосонова, В. В. Теоретические аспекты предупреждения аддиктивного поведения у студентов высшего учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 162-167. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56570.htm.

17. Смирнов, А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. По специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии. Екатеринбург, 2015. с. 489.

18. Собольников, В.В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал №4, 2014, С. 173-177.

19. Солоницына, М.А., Питайкина, А.А., Лимонченко, Р.А. Диагностическая информативность методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел): проблемы практического применения //РЕМ: Psychology. Educology. Medicine. 2016, №2 2. С. 199-231.

20. Юрцевич, С.В. Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте// С.В. Юрцевич. - Москва. //Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 22-23.04.2011.

Н.Ю. Ткаченко, М.С. Бородина, А. В. Кохановская

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности применения дистанционной технологии при подготовке к экзаменам по математике, а также приведены примеры её применения при помощи среды Moodle.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии (ДОТ), системы дистанционного обучения (СДО), модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle), дистанционный курс.

N.YU. Tkachenko, M.S. Borodina, A. V. Kohanovskaya

FEATURES OF THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGY IN PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM IN MATHEMATICS

Abstract. This article describes the features of the use of distance technology in preparing for exams in mathematics.

Keyword: distance learning technologies (DOT), distance learning systems (DTS), modular object-oriented dynamic learning environment (Moodle), distance learning course.

Современная школа с ее проблемами заставляет искать решение того, как сделать процесс обучения более результативным, каким образом учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Также она требует формирования у школьников компетентности, предполагающей умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Дистанционные образовательные технологии являются одной из методик, которая учит искать нужную информацию, ее анализировать, достигать целей и решать все поставленные задачи. Данные технологии позволяют обучающимся получать возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Эти технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но также позволяют по-новому организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [7, 276].

Элементы ДОТ могут быть использованы учителями, например: для индивидуализации процесса обучения детей, организации проектной деятельности учащихся, для организации обучения детей, временно не посещающих школу, либо находящихся на домашнем обучении, для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения, а также для подготовки к экзаменам, оно может проводиться с использованием разнообразных схем, которые комбинируют разные средства дистанционного обучения.

На сегодняшний момент наиболее распространёнными дистанционными технологиями являются:

• использование дистанционных курсов;

• использование дистанционных тренажеров;

• использование вебинаров;

• использование видеоуроков;

• полностью самостоятельное обучение с использованием электронных учебников.

Нас интересует обучение с использованием дистанционных курсов. Кроме того, каждый учитель, работающий с использованием элементов в ДОТ, должен уметь создавать и использовать дистанционные учебные курсы.

По мнению В.И. Снегуровой [5, 124] дистанционный курс, который обучает математике, должен состоять из 4 компонентов: педагогического, учебно-методического, технического и модуля администрирования.

Педагогический компонент неразрывно связан с сопровождением дистанционного курса педагогом, так называемым тьютором, и должен быть реализован средствами педагогов, либо самим обучающимся, выступающим в роли тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.