Научная статья на тему 'Сопровождение подростков "группы риска" в условиях сельской местности'

Сопровождение подростков "группы риска" в условиях сельской местности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ "ГРУППЫ РИСКА" / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ADOLESCENTS OF THE "RISK GROUP" / ACCOMPANIMENT / SOCIO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

В статье описаны результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков «группы риска». Показано, что сельская местность оказывает влияние на формирование психологических особенностей подростков «группы риска». Кроме того, авторы отмечают о необходимости организации социально-педагогического сопровождения подростков в условиях сельской местности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF ADOLESCENTS "AT RISK" IN RURAL AREAS

The article describes the results of an experimental study of the psychological characteristics of adolescents of the “risk group”. It is shown that the countryside influences the formation of psychological characteristics of adolescents of the “risk group”. In addition, the authors note the need to organize social and pedagogical support for adolescents in rural areas.

Текст научной работы на тему «Сопровождение подростков "группы риска" в условиях сельской местности»

2. Жукова Н.В. Контексты в образовании субъекта: монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 84 с.

3. Иванова Н.В. Социализирующие возможности детской субкультуры [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/sotsiaHziшyuscЫe-vozmozhnosti-detskoy-subkultuy, свободный (дата обращения 22.01.2018).

4. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. 1983. № 3. С. 35-45.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Изд. СПб. и др.: Питер, 2000. 270 с.

6. Саидова И.О. Детская субкультура как фактор активного обучения младших школьников: на материале дагестанской национальной школы: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала. 2002. 150 с.

7. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54.

8. Церцвадзе Р.Г., Крылова, В.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9.3. С. 36-37.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков «группы риска». Показано, что сельская местность оказывает влияние на формирование психологических особенностей подростков «группы риска». Кроме того, авторы отмечают о необходимости организации социально-педагогического сопровождения подростков в условиях сельской местности.

Ключевые слова: подростки «группы риска», сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, отклоняющееся поведение.

An^tatton. The article describes the results of an experimental study of the psychological characteristics of adolescents of the "risk group". It is shown that the countryside influences the formation of psychological characteristics of adolescents of the "risk group". In addition, the authors note the need to organize social and pedagogical support for adolescents in rural areas.

Keywords: adolescents of the «risk group», accompaniment, socio-pedagogical accompaniment, deviant behavior.

Введение. Одной из актуальных проблем современности является работа с подростками «группы риска», так как правонарушения среди детей данной категории с каждым годом увеличивается, а именно: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.

Согласно статистическим данным в Красноярском крае число подростков «группы риска» с 2015 года по 2018 год увеличилось на 5% [3].

В связи с этим приоритетом нынешней государственной политики в отношении данных детей признается обеспечение гарантии их прав на выживание, эволюцию и защиту. В соответствии с законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», система образования обязана быть адаптирована к возможностям ребенка, а также должны быть сформированы условия для детей «группы риска», а дифференциация социального и индивидуального в развитии личности ребёнка требует социально-педагогического сопровождения.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии подростков «группы риска» рассматривают как категорию несовершеннолетних лиц, подверженных влиянию негативных факторов, и имеющих отклоняющееся поведение. М.Г. Бочило отмечает, что для подростков «группы риска» характерен риск отклонения в поведении, представляющего отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам и являющегося результатом неблагополучного социального развития, нарушения социализации, возникающих на различных возрастных этапах.

При этом автор выделяет наиболее ярко проявляющиеся следующие особенности подростков «группы риска»: высокий уровень аффективности; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; недифферецированную направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям, склонность к агрессивности и враждебности [2].

Опираясь на результаты исследования А.А. Хвана, мы пришли к выводу, что проживание в сельской местности выступает некой социокультурной ситуацией, негативным фактором, влияющим на психологические особенности подростков «группы риска»: заниженная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей, неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; отсутствие позитивного социального опыта. Автор отмечает, что село как замкнутая система предлагает ограниченный набор вариантов реализации подростка как личности, как человека в плане

трудоустройства, организации досуга, образования и т.д., следствием чего становится употребление алкоголя, ранние половые связи и т.п., что позволяет отнести сельских подростков к «группе риска» [4].

Мы провели экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей подростков «группы риска» с использованием следующих методик: методика «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел).

Проанализировав результаты первичной диагностики психологических особенностей подростков «группы риска», полученных с помощью методики «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской), мы можем отметить, что по шкалам «спонтанная агрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность» более половины группы испытуемых (60%) имеют высокие показатели, что говорит об их выраженной дезорганизации поведения, ведущей к социальной дезадаптации.

По шкале «эмоциональная лабильность» 50% подростков «группы риска» имеют высокие показатели, что говорит о неустойчивости их эмоционального состояния, проявляющегося в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.

Также следует отметить, что по шкалам «общительность» и «уравновешенность» низкие показатели имеют 50% и 60% испытуемых соответственно, что также свидетельствует о деформации социальной адаптации. Для данной группы подростков характерны такие черты как: замкнутость в общении, холодность, деструктивность в межличностных отношениях, конфликтность, упрямство, неупорядоченные в поведении. Недостаток дисциплины является наиболее частой внешней чертой их поведения. Им присущи чувство собственной неполноценности, одиночества и беспомощности.

По шкале «открытость» 90% подростков «группы риска» имеют высокий уровень, что свидетельствует о достоверности результатов полученных в ходе диагностики с помощью данной методики.

Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что подростки «группы риска» характеризуются проявлением повышенного уровня агрессии, враждебности, раздражительности, наличием низкого уровня саморегуляции, эмоциональной неуравновешенности и самопринятия. Во взаимодействии с окружающими проявляют деструктивные, асоциальные и эмоционально неадекватные формы поведения и общения, следствием чего являются трудности в социальных контактах. Им присущи чувство эмоциональной отверженности и беспомощности.

Сопоставляя результаты исследования психологических особенностей подростков экспериментальной и контрольной групп по методике «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской), мы отмечаем, что для 60% подростков экспериментальной группы свойственны высокие показатели по шкалам «спонтанная агрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», тогда как у подростков контрольной группы высокий уровень по данным шкалам характерен для 30% испытуемых. Кроме того, 50% подростков контрольной группы имеют высокие показатели по шкале «эмоциональная лабильность», при этом в контрольной группе высокий показатель по данной шкале имеют 30% подростков. Соответственно, степень неустойчивости эмоциональных состояний у подростков экспериментальной группы в среднем выше, чем у подростков контрольной группы в 2 раза.

Опишем результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков «группы риска» по методике «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел).

Анализируя данные, полученные по шкале L, мы отмечаем, что 40% опрошенных стремились давать социально желательные ответы, остальные 60% подростков «группы риска» не корректировали свои ответы в направлении социальной желательности.

По шкале ПН (склонность к преодолению норм и правил) в 70% подростков «группы риска» имеют повышенные показатели, что говорит о предрасположенности данных подростков к преодолению общепринятых норм и правил, отрицанию образцов поведения. 30% испытуемых вписываются в нормальную выборку. Эти подростки склонны следовать общепринятым нормам и правилам.

Результаты, полученные по шкале АП (склонность к аддиктивному поведению), свидетельствуют о том, что 60% подростков «группы риска» имеют склонность к аддиктивному поведению, что определяет их готовность к реализации данного поведения. У 40% испытуемых не выражены аддиктивные тенденции в поведении.

По шкале СП (склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению) 50% подростков «группы риска» имеют повышенные показатели, что свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску. У 50% подростков «группы риска» отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения.

Анализ результатов, полученных по шкале АН (склонность к агрессии и насилию), показал, что 70% подросткам «группы риска» свойственны агрессивные тенденции в поведении. При этом у 30% подростков не выражены агрессивные тенденции в поведении.

По шкале КЭ (волевой контроль эмоциональных реакций) 70% подростки экспериментальной группы имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, они не способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Для 30% подростков свойственно контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Анализируя результаты, полученные по шкале ДП (склонность к деликвентному поведению), мы отмечаем, что у 60% подростков «группы риска» выявлена предрасположенность к реализации деликвентного поведения. У 40% испытуемых не выявлены деликвентные тенденции в поведении.

На основании результатов, полученных при первичной диагностике психологических особенностей подростков, мы выявили, что подростки «группы риска» отличаются склонностью к девиантному поведению, им свойственны агрессивность, раздражительность, асоциальные и эмоционально неадекватные формы поведения и общения, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

На основании полученных результатов нами разработана и апробирована система работы по внеурочной деятельности с подростками «группы риска» в условиях сельской местности с целью формирования адекватных форм поведения и общения подростков группы риска.

Система работы социального педагога по внеурочной деятельности состоит из трех блоков: «Спорт - это сила»; «Я - фотограф; «Мы из КВН».

После реализации системы работы социального педагога по внеурочной деятельности нами была проведена повторная диагностика психологических особенностей подростков «группы риска».

Проанализировав результаты первичного и повторного исследования психологических особенностей подростков «группы риска» по методике «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской), мы отмечаем, что у подростков «группы риска» изменился уровень по шкалам «спонтанная агрессивность», «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность». Если при первичной диагностике по шкале «спонтанная агрессивность» у 60% испытуемых преобладал высокий уровень, свидетельствующий о деформации социальной адаптации, регулирования поведения и негативных эмоциональных состояниях, то при повторной диагностике у 60%подростков наблюдается средний уровень, что соответствует норме социальной адаптации.

При первичной диагностике у 30% подростков выявлен высокий уровень по шкале «депрессивность», тогда как при повторной диагностике этот показатель снизился до 10%. По шкале «раздражительность» при первичной диагностике высокий уровень имели 60% подростков, по результатам повторной диагностики высокий уровень выявлен у 40% испытуемых. По шкале «реактивная агрессивность» у 60% испытуемых преобладал высокий уровень, тогда как при повторной диагностике этот показатель снизился до 40%. По результатам первичной диагностики высокий уровень по шкале «эмоциональная лабильность» имели 50% подростков, при повторной диагностике высокий уровень по данной шкале выявлен у 30% испытуемых.

По шкале «открытость» у всех подростков выявлен высокий уровень, что свидетельствует о достоверности результатов, полученных в ходе повторной диагностики с помощью данной методики.

После повторной диагностики в экспериментальной группе выявлены следующие изменения: у 4 испытуемых (40%) снизился уровень по шкале «спонтанная агрессивность», у 2 подростков (20%) снизился уровень по шкалам «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность», у 1 подростка (10%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 2 подростков (20%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», у 2 подростков (20%) снизились показатели по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у 2 испытуемых (20%) снизились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Анализируя полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков контрольной группы, мы отмечаем, что у 1 подростка (10%) увеличились показатели по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 1 подростка (10%) отмечено увеличение показателей по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у 1 подростка (10%) увеличились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Обобщая полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков экспериментальной группы по методикам «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской) и «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), мы отмечаем, что у 4 испытуемых (40%) снизился уровень по шкале «спонтанная агрессивность», у 2 подростков (20%) снизился уровень по шкалам «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность». У 1 подростка «группы риска» (10%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 2 подростков экспериментальной группы (20%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», у 2 подростков (20%) снизились показатели по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у испытуемых (20%) снизились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной и реализованной системы работы социального педагога с подростками «группы риска» в условиях сельской местности, поскольку она способствует успешной социализации и адаптации подростков «группы риска», формированию у них адекватных форм поведения и общения, развитию эффективного взаимодействия, расширению социальных контактов.

Литература:

1. Басалаева Н.В., Захарова Т.В. Проблема суицидального поведения подростков: диагностика и профилактика // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2. С. 329-333.

2. Бочило М.Г. Изучение копинг-поведения у подростков «группы риска»: теоретические основы и условия коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 101-104.

3. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Росстат. Москва, 2018. 522 с.

4. Хван А.А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. С. 182-189.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования социально-психологической адаптации студентов-студентов к обучению в вузе. Показано, что организация психологического сопровождения студентов-сирот способствует успешной адаптации и социализации в вузе.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, студенты-сироты, сопровождение, психологическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.