Научная статья на тему 'Проблема адаптации студентов-сирот к условиям вуза'

Проблема адаптации студентов-сирот к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-СИРОТЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ORPHANS / ACCOMPANIMENT / PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

В статье описаны результаты экспериментального исследования социально-психологической адаптации студентов-студентов к обучению в вузе. Показано, что организация психологического сопровождения студентов-сирот способствует успешной адаптации и социализации в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Захарова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF ORPHAN STUDENTS TO THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

The article describes the results of an experimental study of the socio-psychological adaptation of student students to study at a university. It is shown that the organization of psychological support for orphans contributes to the successful adaptation and socialization of the university.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации студентов-сирот к условиям вуза»

После реализации системы работы социального педагога по внеурочной деятельности нами была проведена повторная диагностика психологических особенностей подростков «группы риска».

Проанализировав результаты первичного и повторного исследования психологических особенностей подростков «группы риска» по методике «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской), мы отмечаем, что у подростков «группы риска» изменился уровень по шкалам «спонтанная агрессивность», «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность». Если при первичной диагностике по шкале «спонтанная агрессивность» у 60% испытуемых преобладал высокий уровень, свидетельствующий о деформации социальной адаптации, регулирования поведения и негативных эмоциональных состояниях, то при повторной диагностике у 60%подростков наблюдается средний уровень, что соответствует норме социальной адаптации.

При первичной диагностике у 30% подростков выявлен высокий уровень по шкале «депрессивность», тогда как при повторной диагностике этот показатель снизился до 10%. По шкале «раздражительность» при первичной диагностике высокий уровень имели 60% подростков, по результатам повторной диагностики высокий уровень выявлен у 40% испытуемых. По шкале «реактивная агрессивность» у 60% испытуемых преобладал высокий уровень, тогда как при повторной диагностике этот показатель снизился до 40%. По результатам первичной диагностики высокий уровень по шкале «эмоциональная лабильность» имели 50% подростков, при повторной диагностике высокий уровень по данной шкале выявлен у 30% испытуемых.

По шкале «открытость» у всех подростков выявлен высокий уровень, что свидетельствует о достоверности результатов, полученных в ходе повторной диагностики с помощью данной методики.

После повторной диагностики в экспериментальной группе выявлены следующие изменения: у 4 испытуемых (40%) снизился уровень по шкале «спонтанная агрессивность», у 2 подростков (20%) снизился уровень по шкалам «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность», у 1 подростка (10%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 2 подростков (20%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», у 2 подростков (20%) снизились показатели по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у 2 испытуемых (20%) снизились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Анализируя полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков контрольной группы, мы отмечаем, что у 1 подростка (10%) увеличились показатели по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 1 подростка (10%) отмечено увеличение показателей по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у 1 подростка (10%) увеличились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Обобщая полученные результаты первичной и повторной диагностики подростков экспериментальной группы по методикам «Фрайбургский личностный опросник» (адаптированный А.А. Крыловым, Т.И. Ронгинской) и «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), мы отмечаем, что у 4 испытуемых (40%) снизился уровень по шкале «спонтанная агрессивность», у 2 подростков (20%) снизился уровень по шкалам «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность». У 1 подростка «группы риска» (10%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к преодолению норм и правил», у 2 подростков экспериментальной группы (20%) отмечено уменьшение показателей по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», у 2 подростков (20%) снизились показатели по шкале «Склонность к агрессии и насилию», у испытуемых (20%) снизились показатели по шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций».

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной и реализованной системы работы социального педагога с подростками «группы риска» в условиях сельской местности, поскольку она способствует успешной социализации и адаптации подростков «группы риска», формированию у них адекватных форм поведения и общения, развитию эффективного взаимодействия, расширению социальных контактов.

Литература:

1. Басалаева Н.В., Захарова Т.В. Проблема суицидального поведения подростков: диагностика и профилактика // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2. С. 329-333.

2. Бочило М.Г. Изучение копинг-поведения у подростков «группы риска»: теоретические основы и условия коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 101-104.

3. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Росстат. Москва, 2018. 522 с.

4. Хван А.А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. С. 182-189.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования социально-психологической адаптации студентов-студентов к обучению в вузе. Показано, что организация психологического сопровождения студентов-сирот способствует успешной адаптации и социализации в вузе.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, студенты-сироты, сопровождение, психологическое сопровождение.

Annotation. The article describes the results of an experimental study of the socio-psychological adaptation of student students to study at a university. It is shown that the organization of psychological support for orphans contributes to the successful adaptation and socialization of the university.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, orphans, accompaniment, psychological accompaniment.

Введение. В настоящее время современное общество располагает достаточно серьезной проблемой, связанной с адаптацией студентов-сирот. Проблемы вступления в общество таких детей носят серьезный и разноплановый характер.

Исследователи по вопросам сиротства отмечают, что у данной категории детей возникает наибольшее количество трудностей в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь. Тяжело без поддержки семьи и близких, поэтому большинство детей из числа сирот, не может самостоятельно и успешно справиться с возникшими проблемами в процессе адаптации во взрослом обществе. Социальный опыт, ранее полученный ребенком-сиротой в течение своей жизни, не всегда является достаточным, а порою имеет негативный характер. Поэтому в новых жизненных обстоятельствах, с которыми сталкивается сирота, в новой социальной роли студента, приводят его к очередным проблемам, из которых он вынужден искать выход.

Важнейшей задачей обучения в вузе является предоставление условий для формирования и научения студентов-сирот социальным навыкам, стимулирование его потребности в самореализации и саморазвитии в процессе получения образования в вузе. Процесс психологического сопровождения студентов-сирот позволит создать механизмы адаптации к новым условиям: образовательной среде вуза, учебно-профессиональной деятельности, что будет способствовать максимальному сокращению адаптационного периода студентов-сирот.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы вслед за Л.Э. Кузнецовой и М.Ю. Кулешовой определяем, что психологическое сопровождение - это особая модель пролонгированной психологической помощи, направленной на создание безопасных условий, в которых возможна реконструкция образа мира и восстановление связи человека c самим собой, другими людьми и окружающим миром.

Социально-психологическая адаптация студента к условиям университета является процессом активной адаптации учащегося к новым условиям социальной среды, в результате чего принимаются цели, правила группы, социальные роли и другие характеристики социальной среды. Характер и результаты процесса адаптации зависят от многих факторы, в первую очередь, таких как цели и ориентиры студента и возможности их достижения в студенческом коллективе.

Одним из важнейших условий успешного протекания социально-психологической адаптации надлежит считать наличие необходимого уровня социализации студентов-сирот, то есть соответствующих знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позволяющим им адаптироваться к условиям вуза.

Согласно этому, трудности социально-психологической адаптации студентов-сирот состоят в отсутствии начального адаптационного потенциала, к которому относится социальный статус, особенности межличностного взаимодействия и т.п., то есть тот потенциал, который в нормальных условиях воспитания и развития личности дает семья.

Исследователь Ю.Ю. Сысоева обращает внимание на то, что перед студентом стоит задача адаптации к учебному процессу и к новой студенческой жизни. В этот период подходит раскачка личностных качеств и навыков обучения и усиление осознанных мотивов поведения. Значительно изменяется, расширяется круг общения, осваивается новая социальная роль - роль студента [4].

Следовательно, причины трудностей студентов-сирот можно связать c затруднениями в освоении новых отношений, нового периода жизни. Это и тяжело складывающиеся отношения c преподавателями и ровесниками, и трудно, осваиваемый процесс обучения в вузе, и трудности формирования жизненных планов и личностных позиций.

Большинство современных исследователей в этой сфере, например Р.А. Дормидонтов и А.А. Юрина, выделяют следующие источники дезадаптации студентов-сирот: относительную социально-культурную депривацию (обособленность от привычных условий); гиперстимуляцию новыми по содержанию социальными стимулами; недостаточную подготовленность к саморегуляции; утрату сложившихся форм наставничества; потерю привычного коллектива; низкий уровень психологической готовности к освоению профессии; ломку динамических стереотипов; когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением суждений о жизни действительному положению дел; акцентуации характера и психопатическое развитие личности [2; 5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для студентов-сирот характерна социальная дезадаптация к условиям вуза, связанная c отсутствием начального адаптационного потенциала и изменениями условий социализации. Следовательно, в период адаптации студентов-сирот к обучению в вузе необходима организация психологического сопровождения, с целью создания условий для развития личности с помощью психологических средств, а также организация благоприятных условий внутри учебной группы. Важнейшим результатом психологического сопровождения является оптимизация процесса адаптации y студентов-сирот к условиям обучения в высшем учебном заведении.

B оптимизации процесса адаптации студентов-сирот к новым условиям обучения и новому социальному статусу существенную роль может сыграть организация психологического сопровождения.

Психологическая сопровождение в университете - это непрерывный процесс, направленный на создание комфортной социально-психологической атмосферы, которая способствует успешному обучению и развитию каждого студента в образовательном учреждении.

По мнению Л.Э. Кузнецовой и М.Ю. Кулешовой в основе системы психологического сопровождения студентов-сирот лежит принцип непрерывности. Его суть состоит в том, что работа со студентами-сиротами начинается еще на первом курсе - тренингами для первокурсников, основной целью которых на данном адаптационном этапе является знакомство студентов между собой, формирование сплоченного коллектива учебной группы и обучение преодолению стрессовых ситуаций во время экзаменационной сессии. Второй этап (2-3 курс), проведение тренингов, направленных на развитие личностных качеств и повышения мотивации к учебной деятельности. Завершающий этап (4 и 5 курс) определяется периодом интенсивного

профессионального становления будущего специалиста. Актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии.

Поэтому доминирующими тенденциями являются самовоспитание, саморазвитие, закрепление навыков работы в команде и способности к установлению социальных связей после окончания университета.

Для успешной реализации психологического сопровождения студентов-сирот на всем периоде обучения в вузе необходимо использовать весь арсенал методических приемов психодиагностики. Это анализ документов, изучение результатов практической и учебной деятельности студентов-сирот, наблюдение, беседа как со студентами-сиротами, так и с преподавателями, товарищами по учебе, анкетирование, а также экспериментально-психологические обследование студентов-сирот с использованием различных методик. Кроме того, должна быть продумана система действий конкретных мероприятий, которые позволяют студентам-сиротам преодолеть или скомпенсировать возникшие трудности в период обучения в вузе [3].

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации студентов-сирот к обучению в вузе.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (филиал СибГУ в г. Лесосибирске). Выборка представлена двумя группами: экспериментальная - студенты-сироты 1 курса в количестве 10 респондентов; контрольная - 10 студентов-первокурсников, воспитывающихся в семьях. Выборка состоит из студентов, обучающихся по направлениям: 15.03.02 технологические машины и оборудование; 35.03.02 технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств; 09.03.02 информатика и вычислительная техника. Средний возраст испытуемых - 18-20 лет.

В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс и Р. Даймонд), методика «Самооценка психологической адаптивности» (авторы - Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

Проанализировав результаты первичной диагностики социально-психологической адаптации, мы отмечаем, что у студентов экспериментальной группы, количество адаптированных к условиям образовательной среды вуза составляет 10%, а 90% студентов-сирот относятся к дезадаптированным. Вследствие этого можем сделать вывод, что для оптимизации процесса адаптации студентов-сирот первого года обучения к образовательной среде вуза необходима организация психологического сопровождения. Анализ результатов студентов контрольной группы показал, что 20% испытуемых имеют высокий уровень адаптации, а 80% показали средний уровень. Это говорит о том, что студенты контрольной группы являются адаптированными к обучению в вузе и не нуждаются в психологическом сопровождении.

Для студентов экспериментальной группы нами описана и реализована система психологического сопровождения.

Основной целью системы психологического сопровождения являлось содействие успешной адаптации студентов-сирот к новым условиям жизнедеятельности: развитие адаптационных возможностей и предупреждение дезадаптации студентов-сирот первого года обучения.

Организация психолого-педагогического сопровождения в филиале СибГУ не ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога со студентами-сиротами, оно осуществляется в комплексном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: кураторами, преподавателями, законными представителями студентов-сирот.

Психологическое сопровождение в филиале осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское.

В рамках диагностического направления проводится исследование личностных качеств, эмоциональных состояний, психических процессов, изучение интересов, ценностей, склонностей и способностей студентов-сирот, межличностных отношений, оценка психологического климата и атмосферы в группах.

Существенное место в системе психологического сопровождения отводится психологическому консультированию студентов-сирот, кураторов студенческих групп, преподавательского состава вуза, законных представителей.

Данный вид деятельности предполагает организацию консультативных бесед, лекций, докладов на совете кураторов с целью разъяснения особенностей студенческого возраста, трудностей данного периода, а так же разработка рекомендаций по установлению взаимоотношений со студентами-сиротами, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

От целенаправленной системы воспитания и стиля педагогического управления, влияющих на характер формирования адаптационных возможностей, во многом зависит успешная адаптация студентов-сирот.

Профессионально-педагогическое общение - система особого психологического взаимодействия преподавателя и студентов-сирот, чьим содержанием является обмен информацией, повышение рендеринга педагогического влияния, создание отношений посредством общения. Наилучшее педагогическое общение организовывает оптимальные условия для развития мотивации студентов и творческий характер образовательной деятельности, для формирования личности, обеспечивает приятную эмоциональную среду обучения, предотвращается появление психологических барьеров позволяет управлять социально-психологическими процессами в студенческой группе и позволяет по максимуму использовать в образовательном деятельности личностные особенности преподавателя.

Общение в работе педагога выступает средством решения образовательных задач; как социально-психологическое обеспечение адаптационного процесса; как способ организации рабочих взаимоотношений в системе «преподаватель - обучающийся».

Консультирование законных представителей студентов-сирот предполагает организацию бесед, лекций, разработка рекомендаций с целью создания комфортных внутрисемейных условий, обеспечивающих успешную адаптацию студентов-сирот к условиям вуза.

Консультирование студентов-сирот проводится с целью формирования знаний, установок и норм поведения в условиях вуза, организации помощи в решении возникающих проблем.

Особую роль консультирование играет в период адаптации студентов-сирот к новым условиям жизнедеятельности. Такая работа может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Основным в коррекционно-развивающем направлении системы психолого-педагогического сопровождения со студентами-сиротами в период адаптации к образовательной среде вуза является обучение методам психологической саморегуляции. С этой целью проводятся занятия и тренинги, направленные на

освоение психологическими знаниями и способами устранения эмоционального напряжения. B процессе возникновения затруднений и проблем y студентов-сирот, связанных с общением, образовательной деятельностью, взаимоотношениями c законными представителями, на всех стадиях осуществляется психолого-педагогическая содействие, направленное на поддержку и развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения положительного внутреннего диалога и способов взаимодействия c самим собой и окружающим миром.

Выводы. Проанализировав результаты повторной диагностики социально-психологической адаптации студентов-сирот, мы отмечаем, что 50% респондентов показали высокие значения и 50% имеют средние показатели, что свидетельствует о повышении уровня адаптации у студентов экспериментальной группы.

Таким образом, реализованная система психологического сопровождения способствовала успешной адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза.

Литература:

1. Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Мартынова М.А., Желонкина Ю.Н., Южакова И.О., Казакова Г.И. Особенности адаптации студентов с разным уровнем перфекционазма // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-10. С. 324-330.

2. Дормидонтов Р.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 2. С. 120-127.

3. Кузнецова Л.Э., Кулешова М.Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой учёный. 2015. № 23 (103). С. 890-895.

4. Сысоева Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования // Вектор науки ТГУ. 2015. № 1. С. 251-253.

5. Юрина А.А. Социально-психологическая адаптация студентов-сирот к образовательной среде вуза // в сборнике: Замещающая семья в контексте взаимодействия с социальными институтами Материалы Международной научной конференции. 2016. С. 189-194.

Психология

УДК 159,9

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Гребенников Юлия Леонидовна

ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Мытищи)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАЩИТНО- ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. Содержание статьи посвящено теоретико-эмпирическому исследованию феномена защитно-преодолевающего поведения родителей несовершеннолетних правонарушителей. Помимо краткого анализа сущности и особенностей проявления защитно-преодолевающего поведения, в статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей защитно-преодолевающего поведения родителей несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: подростки, несовершеннолетние правонарушители, защитно-преодолевающее поведение.

Annotation. The content of the article is devoted to the theoretical and empirical study of the phenomenon of protective and overcoming behavior of parents of juvenile offenders. In addition to a brief analysis of the nature and characteristics of the manifestation of protective-overcoming behavior, the article presents the results of an experimental study of the features of protective-overcoming behavior of parents of juvenile offenders.

Keywords: adolescents, juvenile offenders, protective-overcoming the behavior.

Введение. Современное общество характеризуется серьезными изменениями в социально-экономической сфере, культурных нормах и идеологических позициях, а также изменением условий жизни граждан. Это заставляет адаптироваться человека к новым условиям. В итоге общество предъявляет все новые и новые требования к личности человека, что обуславливает постоянное движение к новым формам существования и взаимодействия в изменяющемся мире.

Все больше подростков попадают в колонии для несовершеннолетних, а родителям в этих своего рода кризисных ситуациях приходится довольно сложно. В связи с этим, представляются актуальными исследования особенностей копинг-стратегий и психологических защит у родителей несовершеннолетних правонарушителей.

Изложение основного материала статьи. В психологии теория совладающего поведения личности с трудными жизненными обстоятельствами (копинга) начала своё развитие во второй половине ХХ в. Термин совладающего поведения был внедрен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987) [2].

Понятие «coping» происходит от английского «cope» (преодолевать). В отечественной литературе его переводят, как приспосабливающееся «совладающее поведение» или «психологическое преодоление». Если воспользоваться словарем Владимира Даля (1995 г.), слово «совладание» происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает преодолевать, привести в порядoк, подчинить себе. Следовательно, что «совладать с ситуацией» - значит подчинить себе ситуацию, справиться с ней [1, 2].

Копинговое поведение - это тип поведения, который отражает умение и подготовленность субъекта справляться с жизненными задачами. Это поведение, направленное на адаптацию к разнообразным обстоятельствам и предполагающее сформированные навыки использования определенных средств, для того, чтобы справляться с эмоциональным стрессом. При выборе активных действий возрастает возможность устранения воздействий стрессоров на субъект. Своеобразие этого навыка связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, обстоятельствами среды [2, 4].

Сегодня выделяют три основных теории к толкованию понятия «сoping». Первая теория объясняет его в понятиях динамики Эго как один из средств психологической защиты, которая используется для снятия напряжения. Эту теорию нельзя назвать достаточно известной, прежде всего потому, что есть сторонники, которые склонны сравнивать копинг с его результатом. Вторая теория объясняет копинг-поведение как некие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.