Научная статья на тему 'Психологические особенности адаптации к вузу студентов, склонных к аддиктивному поведению'

Психологические особенности адаптации к вузу студентов, склонных к аддиктивному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ДИАГНОСТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADDICTIVE BEHAVIOR / STUDENT AGE / DIAGNOSIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова О. Г., Закурдаева Ю. Д.

В статье рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации в вузе студентов, имеющих склонность к аддиктивному поведению. Актуализируется понятие «социально-психологическая адаптация в вузе», выявляются возможные причины дезадаптации студентов. Дается описание содержанию процесса адаптации у людей, склонных к зависимому поведению. Обсуждается проблема диагностики склонности студентов к аддиктивному поведению. Авторы представляют результаты эмпирического исследования психологических особенностей студентов с различной степенью склонности к аддиктивному поведению. Для реализации цели исследования использованы личностный опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда и стандартизированный тест-опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орел. Сравнение психологических особенностей адаптации к обучению в вузе проводилось у двух групп испытуемых: студентов с высокой и средней степенью склонности к аддиктивному поведению и студентов, имеющих низкую степень склонности к аддиктивному поведению. В результате исследования была обнаружена связь между уровнем социально-психологической адаптации и склонностью к аддиктивному поведении. У испытуемых студентов также были выявлены психологические особенности адаптации к обучению в вузе. Так, студенты, склонные к аддиктив-ному поведению, характеризуются дезадаптивностью, недостаточным самопринятием и принятием других, склонностью к экстернальности, высоким уровнем эскапизма и эмоционального дискомфорта. В конце статьи авторы делают вывод о необходимости специально организованного сопровождения процесса адаптации в вузе студентов, имеющих склонность к аддиктивному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION TO UNIVERSITY OF STUDENTS WHO HAVE A TENDENCY TO ADDICTIVE BEHAVIOR

The article deals with the issues of socio-psy-chological adaptation at the university of students who have a tendency to addictive behavior. The concept of «so-cio-psychological adaptation in a higher education insti-tution» is being updated, and possible causes of students’ maladjustment are identified. A description is given of the content of the adaptation process in people prone to addictive behavior. The problem of diagnosing of students with addictive behavior is discussed. The authors present the results of an empirical study of the psychological characteristics of students with varying degrees of tendency to addictive behavior. For the purpose of the research, the personal questionnaire «Diagnostics of socio-psychological adaptation» (SPA) by K. Rogers andR. Diamond and the standardized test questionnaire «Determination of propensity for deviating behavior» (SOP) A.N. Orel. Comparison of the psychological characteristics of adaptation to learning in high school was carried out in two groups of students: students with a high or moderate degree of tendency to addictive behavior; and students with a low degree of tendency to addictive behavior. As a result of the study, a connection was found between the level of socio-psychological adaptation and the propensity for addictive behavior. The subjects of the students were also identified psychological characteristics of adaptation to learning in high school. Thus, students who are prone to addictive behavior are characterized by mal-adaptivity, insufficient self-acceptance and acceptance of others, a tendency to externality, a high level of escapism and emotional discomfort. At the end of the article, the authors conclude on the needfor specially organized support of the adaptation process at the university for students who have a tendency to addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности адаптации к вузу студентов, склонных к аддиктивному поведению»

Since 1999

«-ISSN 2226-7417

Oi) liijo SefeiHlf'u & Rdiiutiiiopul ^¡Й^ Элашрротшый научцо-оврпзоващельный

B ulletin I r>ccn?iiMK

"Healtt) & education itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI иске"

.....Л-....... Jf^'

2018, том 20 [12]

УДК 159.9.072

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-27-33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Холодкова О.Г., Закурдаева Ю.Д.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный

педагогический университет», г. Барнаул, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации в вузе студентов, имеющих склонность к аддиктивному поведению. Актуализируется понятие «социально-психологическая адаптация в вузе», выявляются возможные причины дезадаптации студентов. Дается описание содержанию процесса адаптации у людей, склонных к зависимому поведению. Обсуждается проблема диагностики склонности студентов к аддиктивному поведению. Авторы представляют результаты эмпирического исследования психологических особенностей студентов с различной степенью склонности к аддиктивному поведению. Для реализации цели исследования использованы личностный опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда и стандартизированный тест-опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орел. Сравнение психологических особенностей адаптации к обучению в вузе проводилось у двух групп испытуемых: студентов с высокой и средней степенью склонности к аддиктивному поведению и студентов, имеющих низкую степень склонности к аддиктивному поведению. В результате исследования была обнаружена связь между уровнем социально-психологической адаптации и склонностью к аддиктивному поведении. У испытуемых студентов также были выявлены психологические особенности адаптации к обучению в вузе. Так, студенты, склонные к аддиктив-ному поведению, характеризуются дезадаптивно-стью, недостаточным самопринятием и принятием других, склонностью к экстернальности, высоким уровнем эскапизма и эмоционального дискомфорта. В

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION TO UNIVERSITY OF STUDENTS WHO HAVE A TENDENCY TO ADDICTIVE BEHAVIOR

Kholodkova O.G., Zakurdaeva Yu.D.

Altai state pedagogical university, Barnaul, Russian Federation

Annotation. The article deals with the issues of socio-psy-chological adaptation at the university of students who have a tendency to addictive behavior. The concept of «so-cio-psychological adaptation in a higher education institution» is being updated, and possible causes of students' maladjustment are identified. A description is given of the content of the adaptation process in people prone to addictive behavior. The problem of diagnosing of students with addictive behavior is discussed. The authors present the results of an empirical study of the psychological characteristics of students with varying degrees of tendency to addictive behavior. For the purpose of the research, the personal questionnaire «Diagnostics of socio-psychological adaptation» (SPA) by K. Rogers andR. Diamond and the standardized test questionnaire «Determination of propensity for deviating behavior» (SOP) A.N. Orel. Comparison of the psychological characteristics of adaptation to learning in high school was carried out in two groups of students: students with a high or moderate degree of tendency to addictive behavior; and students with a low degree of tendency to addictive behavior. As a result of the study, a connection was found between the level of socio-psychological adaptation and the propensity for addictive behavior. The subjects of the students were also identified psychological characteristics of adaptation to learning in high school. Thus, students who are prone to addictive behavior are characterized by mal-adaptivity, insufficient self-acceptance and acceptance of others, a tendency to externality, a high level of escapism and emotional discomfort. At the end of the article, the authors conclude on the needfor specially organized support of the adaptation process at the university for students who have a tendency to addictive behavior.

~ 27 ~

—--

конце статьи авторы делают вывод о необходимости специально организованного сопровождения процесса адаптации в вузе студентов, имеющих склонность к аддиктивному поведению. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, аддиктивное поведение, студенческий возраст, диагностика зависимого поведения._

Key words: socio-psychological adaptation, addictive behavior, student age, diagnosis of addictive behavior.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Зобов Р.А. Социальная мифология России и проблемы адаптации. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург ун-та, 1997. 139 с.

[2] Коваленко Ю.П. Типологический анализ адаптационных возможностей населения России // Социология. 1999. № 11. С. 101-124.

[3] Руденский Е.В. Психология неадаптивного развития личности. Новосибирск: Институт психологии личности, 1998. 248 с.

[4] Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов. Москва-Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2006. 296 с.

[5] Мандель Б. Р. Психология зависимостей (аддик-тология). Москва: Инфра, 2013. 320 с.

[6] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

[7] Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. СПб.: Речь, 2007. 144 с.

REFERENCES

[1] Zobov R.A. Social'naya mifologiya Rossii i prob-lemy adaptacii. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Pe-terburg un-ta, 1997. 139 p.

[2] Kovalenko YU.P. Tipologicheskij analiz adapta-cionnyh vozmozhnostej naseleniya Rossii // Soci-ologiya. 1999. № 11. p. 101-124.

[3] Rudenskij E.V. Psihologiya neadaptivnogo razvitiya lichnosti. Novosibirsk: Institut psihologii lichnosti, 1998. 248 p.

[4] Romm M.V. Filosofiya i psihologiya adaptivnyh processov. Moskva-Voronezh: Izd-vo MODEHK, 2006. 296 p.

[5] Mandel' B.R. Psihologiya zavisimostej (addik-tologiya). Moskva: Infra, 2013. 320 p.

[6] Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. So-cial'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lich-nosti i malyh grupp M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. 490 p.

[7] Klejberg YU.A. Praktikum po deviantologii. SPb.: Rech', 2007. 144 p._

Проблема социально-психологической адаптации в психологической литературе сегодня потеряла свою привлекательность в силу кажущейся изученности. Существует действительно достаточно много исследований по данному вопросу, включая труды К.А. Абульхановой, Ю.А. Александровского, Д.А. Андреевой, М.А. Беребина, Ф.Б. Березина, О.В. Зотовой, Р. Лазаруса, В.Г. Леонтьева, A.A. Налчаджяна, A.A. Реана, Г. Се-лье, Э. Эриксона, Ф.Б. Березина, Г.С. Беккера, Г.А. Балла, А. Маслоу, Д. Нюггена, Т. Парсонса, Л.Н. Собчик, М.С. Яницкого. Тем не менее, возрастание интереса к другим психолого-социальным феноменам, таким как увеличение количества зависимостей и людей с аддиктивным поведением, придает проблеме адаптации иную качественную характеристику в контексте специфических особенностей приспособления данной категории людей к социуму.

Известно также снисходительное отношение социально ориентированных государственных

структур к проблеме адаптации. Это проявляется в почти полном отсутствии целевых государственных программ по оптимизации социально-психологической адаптации различных групп населения, а также групп граждан с аддиктив-ными видами поведения, что провоцирует социальную нестабильность, криминализацию и маргинализацию социума [1].

Вместе с тем, адаптация личности - это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности (в психике человека в целом), так и в среде (в ее нормах, правилах, ценностях), во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. В личности и среде (прежде всего социальной) происходят изменения, характер и степень которых обусловлены многими обстоятельствами. При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической

~ 28 ~

—--—

адаптированности личности, он определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, а также степенью удовлетворения его потребностных состояний [2]. Е.В. Руденский называет адаптацию процессом, вызываемым стрессирующими изменениями обитаемой среды и направленным как на включение личности в так или иначе изменившиеся условия среды, так и на преобразование новых, вновь появившихся условий [3].

Вместе с тем, психологическая адаптация, как отмечает М.В. Ромм, «не бывает абсолютной, а лишь относительной, ведь интенсивность и сложность адаптивного процесса зависят от глубины перемен. Каждое значимое для индивида изменение окружающей среды вызывает потребность в адекватной адаптации. И чем существеннее изменение среды, тем глубже и разнообразнее протекает адаптивный процесс» [4, с. 66].

Здесь важно также учитывать взаимосвязь мировоззренческой системы координат индивида с комплексом адаптивных стратегий (поведенческих, психологических, информационных). В связи с этим, процесс адаптации можно назвать устойчивым в случае отсутствия серьёзного рассогласования между мировоззренческими основами и теми частными адаптивными стратегиями, которые обеспечивают личности реализацию ее установок в конкретной приспособительной ситуации.

Однако, далеко не у всех людей, особенно у молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет с различными видами аддиктивного поведения, означенные процессы имеют позитивное содержание. Под аддиктивным поведением в психологии понимается одна из форм так называемого деструктивного (разрушительного и саморазрушительного) поведения, при котором человек как бы стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных химических веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, молодые люди стремятся создать для себя иллюзию некой

безопасности, прийти к жизненному равновесию, что не всегда удается [5].

Широко известно, что в обществе всегда присутствует устойчивая и достаточно многочисленная группа людей, особенно молодых людей, которая, по мнению госструктур, характеризуется асоциальным поведением и за это причисляется ими, да и окружающими, к разряду аддиктов, то есть лиц с отклоняющимся от принятых в социуме норм поведением. Для многих аддиктов, в силу их асоциального поведения, часто неприемлема адаптация конформистского типа, то есть такая, которая осуществляется с использованием одобряемых в данном обществе стратегий, обусловленных принятыми нормами и правилами общежития. Поэтому аддикты принимают и далее практикуют нонконформистскую модель адаптации, которая соответствует их девиантной идентичности, что позволяет им ощущать себя людьми вполне адаптированными в границах приемлемого для них социального окружения.

Вследствие чего напрашивается вывод o том, что адаптация, в данном случае нонконформистская, может осуществляться без учета мнения большинства граждан, которое разделяет правовые установления госструктур. Кроме того, ад-дикты, в отличие от добропорядочных обывателей, менее всего ориентируются на оценки и авторитет таких социальных экспертов, как семья, учебное заведение, армия, церковь, духовный лидер и т.д. Значение для этой категории граждан скорее будет иметь мнение, часто морально осуждаемых обществом, неформальных образований: групп «по интересам», маргинальных сообществ, криминалитета и др. Поэтому в глазах обывателей нонконформистская, аддиктивная самоинденти-фикация тех или иных молодых людей представляет собой определяющий признак асоциального поведения [4].

Данная проблема становится актуальной в рамках деятельности психологической службы вуза, так как диагностика аддиктивного поведения не является обязательной в образовательных организациях России, поэтому выявление таких проблем зачастую происходят в ситуациях кри-

~ 29 ~

—--—

зиса развития личности, в частности, таким периодом может быть адаптация молодых людей к обучению в вузе.

Целью нашего исследования было выявление и анализ особенностей социально-психологической адаптации в ВУЗе студентов, склонных к ад-диктивному поведению. Эмпирическое исследование проводилось на базе Алтайского государственного педагогического университета. В исследование принимали участие студенты с различной степенью склонности к аддиктивному поведению от 17-21 лет (60 человек).

Для исследования адаптации в вузе применялся личностный опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд) [6]. Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: «Адаптация», «Приятие других», «Интернальность», «Самовосприятие», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию» и «Эскапизм».

Для измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения использовался стандартизированный тест-опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орел [7]. Опросник состоит из 97 суждений, которые группируются по следующим шкалам: «шкала установки на социальную желательность», «шкала склонности к преодолению норм и правил», «шкала

склонности к аддиктивному поведению», «шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «шкала склонности к агрессии и насилию», «шкала волевого контроля эмоциональных реакций» (шкала имеет обратный характер), «шкала склонности к делинквентному поведению». Для женского варианта добавляется еще один конструкт - шкала «Принятие женской социальной роли».

Для проверки гипотезы исследования о существовании особенностей социально-психологической адаптации студентов, имеющих склонность к аддиктивному поведению, исходная выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли студенты, со средними и ниже среднего значениями по шкале «склонность к аддиктив-ному поведению» — это студенты, не имеющие склонность к аддиктивному поведению (65%). Студенты, имеющие склонность к аддиктивному поведению, получили выше среднего значения по шкале «склонность к аддиктивному поведению» (35%).

Выделение двух независимых между собой групп позволило нам провести сравнительный анализ полученных данных по все остальным шкалам методик «СОП» и «СПА» между исследуемыми группами. Сравнительный анализ средних значений по тесту «СОП» представлен на рисунке 1.

~ 30 ~

—--—

■ нет склонности к ад. Поведению ■ есть склонности к ад. Поведению

Рис. 1. Сравнительный анализ полученных данных по шкалам методик «СОП» и «СПА»

По рисунку 1 видно, что по всем шкалам в исследуемых группах есть различия. Для группы, склонной к аддиктивному поведению, характерны более высокие показатели по шкалам «склонность к нарушению норм и правил», «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «склонность к агрессии и насилию», «склонность к делинквентному поведению», «волевой контроль эмоциональных реакций» (обратная шкала).

С помощью ^критерия Манна-Уитни было произведено сравнение средних по полученным данным. В результате было обнаружено, что есть статистически значимые различия между первой и второй группами по следующим шкалам «СОП»:

- склонность к нарушению норм и правил (а=0,039);

- склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (а=0,013);

- склонность к делинквентному поведению (а=0,039).

На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что испытуемые, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются: во-первых, склонностью к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; во-вторых, низкой ценностью собственной жизни, склонностью к риску, выраженной потребностью в острых ощущениях; в-третьих, сниженным социальным контролем. В то время как испытуемые, которые не склонны к аддиктивному поведению, не демонстрирует обозначенных выше качеств.

Также было проведено сравнение данных, полученных по интегральным шкалам методики «СПА» (Социально-психологическая адаптация) между сравниваемыми группами. Результаты представлены на рисунке 2.

~ 31 ~

—--—

/

J

J?

Ж

У

r^4

Г

#

/

5?

нет склонности к ад. Поведению ■ есть склонность к ад. Поведению

Рис. 2. Сравнительный анализ по шкалам методики СПА

На рисунке 2 видно, что есть различия между исследуемыми группами по шкалам методики «СПА». Для выборки, склонной к аддиктивному поведению, характерны более низкие показатели по шкалам «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», в отличие от выборки, не имеющей признаков аддиктивного поведения.

С помощью Т-критерия Стьюдента было произведено сравнение полученных данных. В результате было обнаружено, что есть достоверные различия между двумя группами по следующим шкалам «СПА»: адаптация (а=0,001); самоприятие (а=0,002); принятие других (а=0,001); эмоциональная комфортность (а=0,005); интерналь-ность (а=0,001).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что для студентов, склонных к аддиктивному поведению, характерны низкие баллы по шкалам «адаптивность», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», что свидетель-

ствует о нарушении процесса адаптации, самопринятия и принятие других, присутствует эмоциональный дискомфорт, и преобладает внешняя мотивация. Анализ средних значений шкал методики «СПА» показал, что у группы, склонной к аддиктивному поведению, выражены следующие признаки: дезадаптивность, непринятие себя, непринятие других, экстернальность, эскапизм, эмоциональный дискомфорт. А для испытуемых, несклонных к аддиктивному поведению, характерна адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, интернальность.

С помощью корреляционного анализа были выявлены отрицательные корреляционные связи между шкалой «склонность к аддиктивному поведению» и следующими интегральными шкалами методики «СПА»: «адаптация» (г=-0,61;р<0,05); «самоприятие» (г=-0,63;р<0,05); «принятие других» (г=-0,48;р<0,05); «эмоциональная комфортность» (г=-0,54;р<0,05); «интернальность» (г=-0,51;р<0,05).

Полученный результат свидетельствует о том, что чем выше показатель, диагностирующий

—--—

~ 32 ~

—--—

склонность к аддиктивному поведению, тем ниже показатели адаптации, принятия себя, других и эмоциональной комфортности.

В результате корреляционного анализа были получены положительные линейные зависимости шкалы «склонность к аддиктивному поведению» со шкалами методики «СОП»:

- «склонность к нарушению норм и правил» (г=0,46; р<0,05),

- «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (г=045; р<0,05),

- «склонность к агрессии и насилию» (г=0,47; р<0,05),

- «волевой контроль эмоциональных реакций (г=0,25; р<0,05),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «склонность к делинквентному поведению (г=0,40; р<0,05).

Данные связи говорят о том, что с увеличением показателя склонности к аддиктивному поведению происходит усиление склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, склонности к риску, потребности в острых ощущениях, агрессивных тенденций, снижение эмоционального и социального контроля.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. В результате изучения социально-психологической адаптации мы выявили, что студенты, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются дезадаптивностью, недостаточным самопринятием и принятием других, склонностью к экстернальности, высоким уровнем эскапизма и эмоционального дискомфорта.

2. Для студентов, несклонных к аддиктивному поведению, характерны адаптированность, принятие себя, эмоциональный комфорт, интерналь-ность.

3. С усилением склонности к аддиктивному поведению происходит усиление склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, склонности к риску, потребности в острых ощущениях, агрессивных тенденций, снижение эмоционального и социального контроля.

4. При снижении уровня адаптации, принятия себя, других, эмоциональной комфортности, происходит усиление склонности к аддиктивному поведению.

5. Склонность студентов к аддиктивному поведению связана с уровнем их социально-психологической адаптации.

Полученные нами результаты позволили сделать вывод о необходимости специально организованного сопровождения процесса адаптации в вузе студентов, имеющих склонность к аддиктив-ному поведению. Для психологического центра нашего вуза нами была разработана программа, направленная на профилактику аддиктивного поведения посредством оптимизации процесса социально-психологической адаптации. Она включает в себя просветительскую часть, диагностическое исследование и программу коррекционно-развивающего вида, направленную на преодоление трудностей в общении, снятия напряжения и тревожности, развитие эмоциональной устойчивости, повышения самооценки и уверенности в себе и своих силах, развитие активности личности и мотивации.

~ 33 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.