Научная статья на тему 'Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков)'

Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИШЕНИ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PSYCHOLOGICAL TARGET / ATTITUDE SYSTEM / PERSONALITY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бызова Валентина Михайловна, Чикурова Екатерина Игоревна

Систематизированы данные эмпирических исследований системы отношений и личностных свойств студентов в контексте коррекционной работы психологической службы вуза. Выявлены психологические мишени и предложены рекомендации для работы со студентами с целью улучшения адаптации молодежи и их личностного роста. Выявлены общие для студенческой молодежи и специфичные для разных этнических групп (русский и узбекский этнос) области напряжения и блокировки активности в самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бызова Валентина Михайловна, Чикурова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality characteristics and psychological correction (by example of Russians and Uzbeks)

The article focuses on an important problem of psychological correction of young people which is due to disorders in the attitude system and structure. In this regard, the psychological service of the higher school should direct their activities to optimize the behaviour and personal growth of students. Pedagogy develops the ability of an adult and young person to control their behaviour for self-selfdiscipline and self-regulation. While working in the service a psychological consultant can meet the following challenges: neuroticism of the modern youth, search for personal resources to prevent depression and suicidal tendencies. The purpose of the study is to specify the psychological targets and develop recommendations for correction work of the psychological service of a higher school. The research objectives are to determine the factor structure of personality characteristics and attitude system in the sample of Russians and Uzbeks; to highlight areas of psychological correction and psychotherapy of students' stresses. Two methods were used: J.M. Sacks and S. Levy's Sentence Completion Test (SCT) modified by the Research Institute n.a. V.M. Bekhterev and Freiburg Personality Inventory (FPI), Form B, created by German psychologists Fahrenberg, Hampel and Selg, and adapted at LSU Department of Psychology by A.A. Krylov and T.I. Ronginsky. 176 people aged 19-23 took part in the research 73 Russians (30 men and 43 women), 2-year full-time students of St. Petersburg and Tomsk State Universities and 103 Uzbeks (54 men and 49 women), 2-year full-time students of Tashkent State University of Economics. The research came to the following conclusions: 1. The current universal problems for today's college students are aggressive and suicidal tendencies, conflicts in relations with superiors. 2. The participants of the research showed high sensitivity and openness in assessing their personality characteristics. In this regard, the consultants should use not only the verbal forms of work, but also the emotional methods of therapy. Psychologists are recommended to use psychotherapeutic conversations, individual and group forms of work, to teach students methods of psychic self-regulation. 3. It is important to take into account the regional and ethnic specificity when working with students. Among young Uzbeks the greatest stress is concentrated primarily in the area of family relations, as well as in personal well-being and potential realization. Young Russians had behavioural difficulties with self-control and self-regulation that block positive aspirations.

Текст научной работы на тему «Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков)»

В.М. Бызова, Е.И. Чикурова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И УЗБЕКОВ)

Систематизированы данные эмпирических исследований системы отношений и личностных свойств студентов в контексте коррекционной работы психологической службы вуза. Выявлены психологические мишени и предложены рекомендации для работы со студентами с целью улучшения адаптации молодежи и их личностного роста. Выявлены общие для студенческой молодежи и специфичные для разных этнических групп (русский и узбекский этнос) области напряжения и блокировки активности в самореализации.

Ключевые слова: психологическая коррекция; психологические мишени; система отношений; личностные свойства.

Охрана и укрепление здоровья молодежи является актуальной современной проблемой. Охрана здоровья студентов, которая традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества, в настоящее время рассматривается как социальная и общегосударственная проблема (Е.С. Новак, 2001; В.Г. Бауэр, 2001).

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, оказывают дестабилизирующее влияние на состояние здоровья всех членов общества. Нарушение стабильности жизни семьи в связи с падением материального уровня, угрозой безработицы, постоянным нервно-психическим напряжением родителей, их загруженностью и усталостью; изменение привычной системы норм и ценностей, утрата идеалов - это те деструктивные тенденции микро- и макросоциума, которые на уровне семьи, образовательных институтов и других социальных групп неизбежно отражаются на психике молодого поколения.

Актуальность проблемы психологической коррекции молодежи обусловлена значительными нарушениями в системе отношений личности. В связи с этим психологическая служба вуза должна направить свою деятельность на оптимизацию поведения и личностный рост студенческой молодежи. Важна роль педагогики и управления всей психодинамикой взрослого и подрастающего человека, формирования у человека способности управлять своим поведением в целях самоконтроля, самообладания, саморегуляции (важно помнить, что развитие этой способности связано с воспитанием отношений). В рамках психологической службы консультант может встретиться со следующими проблемами: невротизация современной молодежи, поиск личностных ресурсов для профилактики депрессий и суицидов.

Цель исследования заключается в указании психологических мишеней и разработке рекомендаций для коррекционной работы психологической службы вуза.

Задачи исследования:

1. Определить факторную структуру личностных свойств и системы отношений в выборке русских и узбеков.

2. Выделить направления психологической коррекции и терапии переживаний студенческой молодежи.

Для исследования системы отношений был использован тест «Завершение предложений», созданный Д.М. Саксом и С. Леви (ББСТ) в модификации Научноисследовательского института имени В.М. Бехтерева

[1]. Методика направлена на изучение специфики адаптации индивида для выявления чувств и установок в

различных областях взаимоотношений с людьми. Исследуемому предъявляется серия незаконченных предложений с многоточиями в конце с тем, чтобы он закончил их одним или более словами. Заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта. Содержание ответов может быть проанализировано с точки зрения эмоциональности, интенсивности, пассивности и символизма. Рассматривается также отношение к прошлому, будущему и жизненные цели. Этот метод состоит из шестидесяти незаконченных предложений, которые при анализе распределяются на 15 групп (в каждой группе 4 незаконченных предложения), отражающих основные отношения испытуемого: отношение к матери, к отцу, к семье, к лицам противоположного пола, половой жизни, друзьям и знакомым, вышестоящим, коллегам и т. д. В инструкции требовалось прочитать каждое незаконченное предложение и завершить его, вписывая первое, что придет на ум, и делать это следовало по возможности быстро. В случаях затруднений предлагалось обвести кружком номер предложения и вернуться к нему позже. Даже когда респондент осторожничает и уклоняется от ответа, этот метод предоставляет ценный материал в ответах как минимум по одному из четырех пунктов.

Обработка полученных данных может быть качественной и количественной. Количественная оценка степени нарушений определяется в соответствии со следующей шкалой: 0 баллов - нет заметных расстройств в этой области; 1 балл - небольшие расстройства, имеется эмоциональный конфликт в этой области; 2 балла - выраженные расстройства.

Для уточнения индивидуально-психологического смысла выявляемой системы отношений был использован «Фрайбургский личностный опросник» РР1 (форма В), созданный немецкими психологами Фаренбер-гом, Заргом, Гампелом и адаптированный на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т.И. Ронгинский

[2]. Опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения широко известных опросников: 16РР, ММР1, ЕР1. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процессов социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник содержит 12 шкал, из которых 1-1Х являются основными, а Х-Х11 - производными, интегрирующими. Обработка результатов исследования состоит в получении

первичных оценок и в переводе их в стандартные показатели (стены). По итогам составляется графическое изображение профиля личности. Выделяются высокие и низкие оценки: 7-9 баллов - высокие оценки, 1-3 -низкие оценки.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатиза-ции интратенсивного типа, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, поведении, в отношениях к себе и социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности ее удовлетворить.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратен-сивного типа. Высокие оценки свидетельствуют об агрессивном отношении к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации. Высокие оценки отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношения к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими при высоком уровне самокритичности.

Шкала X (экстраверсия - интраверсия). Высокие оценки соответствуют выраженной экстравертирован-ности, а низкие - интравертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, а низкие оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, а низкие - по женскому.

В процессе групповой работы каждый из респондентов получал бланк ответного листа и опросник с инструкцией: «Имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “да”, в противном случае -ответ “нет”. Ответы необходимо дать на все вопросы».

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение, рекомендации давались на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, исследуемых факторов и их роли в системе отношений личности.

Всего в исследовании приняли участие 176 человек -представителей русской и узбекской национальности в возрасте 19-23 лет (средний возраст 21,5 года), в том числе: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и 43 женщины), студенты 2-х курсов очного отделения Санкт-Петербургского и Томского государственных университетов, а также 103 представителя узбекского этноса (54 мужчины и 49 женщин), студенты дневного отделения 2-го курса Ташкентского государственного экономического университета. Исследование проводилось в период с сентября по октябрь 2011 г.

Статистические критерии: факторный анализ. Все полученные результаты обработаны статистически с помощью пакета программ «БРББ 20».

Рассмотрим показатели, полученные на выборке узбекской молодежи. Факторизация показателей системы отношений и свойств личности (опросник РРЦ в выборке позволила выделить восемь факторов (табл. 1). К анализу привлечены показатели с факторным весом <0,5. В первый фактор «Агрессивность к окружающему миру» (20,2% дисперсии) вошли следующие шкалы: «спонтанная агрессивность» (0,690), «реактивная

агрессивность» (0,540), «невротичность» (0,495), отношение к «гетеросексуальным связям» (0,762), к «друзьям и знакомым» (0,810), «подчиненным» (0,782), «коллегам» (0,770), «прошлому» (0,761), «будущему»

(0,745). Агрессивность интерпретируется нами с учетом понимания А.А. Реана как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [3]. Такая готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности. Данный фактор отражает самоуверенную агрессивность, смелость и независимость при контактах с окружающими и в восприятии своего прошлого и будущего. А. А. Реан отмечает, что важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности, на которую влияют агрессивность, эгоцентричность и доминантность, проявившиеся в первом факторе [3]. Как известно, игнорирование актов агрессии в юношеском возрасте чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшим проявлениям агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Полученные данные указывают на настоятельную необходимость

научения определенным паттернам поведения, с помо- ственную агрессию; рекомендуется также эмоциональ-

щью которых молодежь могла бы контролировать соб- но-образная терапия [4, 5].

Т а б л и ц а 1

Факторные нагрузки после вращения Уаптах в выборке узбекских студентов

Компоненты Факторы и их информативность

1 2 3 4 5 6 7 8

Невротичность ,493 ,611 -,106 -,104 -,036 -,294 -,037 -,018

Спонтанная агрессивность ,690 ,482 ,038 ,029 -,185 ,047 ,223 ,103

Депрессивность ,304 ,763 -,208 -,051 ,210 -,024 -,057 -,005

Раздражительность ,478 ,622 ,158 -,200 ,233 ,204 ,102 -,031

Общительность -,220 -,075 ,794 -,180 ,061 ,002 -,314 ,134

Уравновешенность ,044 ,345 ,394 ,143 ,194 -,455 ,213 -,236

Реактивная агрессивность ,540 ,459 ,056 -,062 -,176 ,083 ,051 ,077

Застенчивость -,122 ,308 -,558 -,142 ,176 -,323 ,237 ,141

Открытость ,142 ,625 ,444 -,325 -,152 -,007 ,028 ,035

Экстроверсия -интроверсия ,096 ,234 ,835 -,182 ,136 -,012 -,149 ,102

Эмоциональная лабильность ,188 ,759 -,075 -,083 ,049 ,045 -,217 ,002

Маскулинизм - феминизм -,019 -,238 ,595 ,413 -,021 ,217 ,380 -,081

Мать -,141 ,347 -,177 ,438 ,112 ,314 -,335 -,476

Отец ,005 ,448 -,072 ,534 -,289 ,255 -,099 -,090

Семья -,061 ,432 -,227 ,235 ,485 ,248 -,167 ,163

Противоположный пол ,094 ,315 -,087 ,125 -,680 ,098 ,033 ,303

Вышестоящие ,038 ,091 ,261 ,708 ,268 -,104 -,115 ,205

Страх -,329 ,172 -,028 ,409 ,040 -,429 -,131 ,285

Вина ,218 ,200 ,161 ,295 -,147 -,205 ,337 -,528

Сексуальные отношения ,762 -,370 -,066 -,028 ,014 ,036 -,171 -,215

Друзья и знакомые ,810 -,300 -,053 ,026 -,048 ,099 ,014 ,097

Подчиненные ,782 -,351 -,056 -,029 ,301 ,059 -,076 ,082

Коллеги ,770 -,277 ,048 ,059 -,148 ,246 -,115 ,083

Способности ,465 -,164 ,009 ,558 -,020 -,145 ,116 ,361

Прошлое ,761 -,285 ,065 ,086 ,173 -,212 -,077 -,041

Будущее ,745 -,391 -,116 -,067 ,123 -,167 ,011 -,107

Жизненные цели -,168 ,082 -,015 -,042 ,422 ,463 ,563 ,180

Во второй фактор «Тревожность, связанная с пониженным эмоциональным фоном» (16,5% дисперсии) с наибольшим весом вошли следующие шкалы: «невротичность» (0,611), «депрессивность» (0,763), «раздражительность» (0,622), «открытость» (0,625), «эмоциональная лабильность» (0,759). Данная выборка молодежи характеризуется такими особенностями, как постоянное беспокойство за результаты своей деятельности, требующее чрезмерных энергетических затрат, утомляемость, подверженность чувствам и опасность невротизации личности. Кроме того, выявляется склонность к зависимости, стремлению к покровительству и подверженность внушению со стороны окружающих, в том числе негативное самовнушение. В целом эта группа молодежи отличается низким уровнем фрустрационной толерантности. Представители этой группы требуют к себе первостепенного внимания со стороны психолога, поскольку могут быть группой риска по невротизации, а также депрессивным и суицидальным тенденциям. Психологу необходимо сосредоточиться прежде всего на коррекции искажений мышления (когнитивная терапия депрессии в подходе А. Бека), неадаптивных установок, а также на преодолении избыточного интернального локуса контроле в области неудач. В психопрофилактике актуальными остаются: оптимизация режима бодрствования и сна (ночной сон не менее 7-8 часов) (Залевский и др.).

В третий фактор «Коммуникативность» (9,8% дисперсии) вошли шкалы: «общительность» (0,794), «застенчивость» (-0,558), «экстраверсия - интраверсия»

(0,835) и «маскулинизм - феминизм» (0,595). Фактор отражает склонность молодежи к смелому, уверенному и даже доминантному поведению.

В четвертый фактор «Неприятие давления со стороны вышестоящих» (7,7% объясняемой дисперсии) вошли шкалы: «отношение к отцу» (0,534), «к вышестоящим» (0,708) и «способности» (0,558), отражающие обеспокоенность своими возможностями в реализации поставленных целей. На наш взгляд, одна из основных причин выявленного напряжения - это подавление со стороны вышестоящих (учителей, начальства и отца). Данный фактор согласуется с седьмым фактором «жизненные цели», который включил с наибольшим весом шкалу «цели» (0,563). Оба эти фактора могут отражать обеспокоенность самореализацией молодежи, которая нуждается в поддержке и тьюторстве со стороны психолога. Полученные показатели подчеркивают необходимость организации индивидуальных коуч-сессий в целях разработки конкретных планов по достижению поставленных целей.

Пятый фактор «Психосексуальные отношения» (5,5% дисперсии) включил с отрицательной связью «отношение к противоположному полу» (-0,680) и «отношение к семье» (0,485). Эта выборка, с одной стороны, отличалась неблагоприятным восприятием знакомых семей, а с другой - избеганием негативных оценочных суждений о представителях другого пола. Фактор отражает внутренний конфликт между осознанием необходимости создания своей будущей семьи и далекими от идеала реальными семьями. По нашему

мнению, здесь могут проявляться защитные механизмы личности. Полученные данные могут свидетельствовать о будущих возможных проблемах в семейнобрачной сфере и в этом смысле психологу-консультату необходимо будет обратить внимание на оптимизацию психосексуальных установок и ориентаций. Наиболее эффективными в работе могут быть подходы когнитивной психотерапии и психоанализа.

В восьмой фактор «Материнский критерий в формировании чувства вины» (4,1% дисперсии) вошли две шкалы: «отношение к матери» (-0,475) и «комплекс вины» (-0,528) с отрицательными знаками. Полученные показатели отражают значимую роль напряженности в отношениях с матерью в возникновении комплекса вины. Обнаружено, что позитивное отношение к матери защищает от формирования патологического чувства вины. С нашей точки зрения, при работе с чувством вины необходимо уделять внимание системе детско-родительских отношений молодежи, и в первую очередь отношениям между матерью и ребенком.

Рассмотрим показатели, полученные на выборке русской молодежи.

Факторная структура выборки русских студентов включила шесть факторов, однако к рассмотрению при-

Третий фактор «Субдепрессивность» (14,8% дисперсии) включил следующие шкалы: «невротичность» (0,619), «депрессивность» (0,819), «раздражитель-

ность» (0,576), «общительность» (-0,664), «уравновешенность» (-0,504). Показатели фактора отражают прежде всего риск формирования невротизации, требующей психологической коррекции, поэтому может быть рекомендован спектр методов и приемов для понимания респондентами причин возможных саморазрушительных побуждений, а также для выработки бо-

влечено пять факторов, поскольку шестой внес незначительный вклад в общую дисперсию (табл. 2). Первые два фактора согласуются друг с другом и состоят из одинаковых шкал. Первый фактор «Агрессивные тенденции» (6,5% дисперсии) включил в себя две шкалы: «реактивная агрессивность» (0,771) и «открытость» (0,772), второй фактор (6,7% дисперсии) также включил две шкалы: «реактивная агрессивность» с отрицательным знаком (-0,638) и «открытость» (0,635). Эти два фактора могут отражать особенности молодежной выборки: с одной стороны, проявление уверенности в себе, а с другой -склонность к чрезмерной уступчивости и неуверенности в своих силах. Связь открытости, искренности и агрессивных тенденций, возможно, свидетельствует о глубинных личностных особенностях. Второй фактор отражает скрытые аутоагрессивные тенденции респондентов. Реактивная агрессивность и аутоагрессия, по данным А.А. Реана, связана с уровнем самооценки, педантичностью и позитивным восприятием значимых других. Принимая во внимание данные А.А. Реана и наши результаты, мы подчеркиваем необходимость комплексного психологического сопровождения современной молодежи, направленного на объективизацию самооценки и ее стабилизацию [3].

лее эффективных способов решения личностных проблем и коммуникации. С нашей точки зрения, важными могут быть следующие направления работы: активная эмоциональная поддержка юношества; обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса; расширение временной перспективы и самопонимания.

Четвертый фактор отражает специфику взаимодействия с вышестоящими при экстраверсии (9,2% дисперсии) и включает шкалы: «будущее» (0,541), «вышестоящие» (0,649), «экстраверсия - интроверсия»

Т а б л и ц а 2

Матрица факторных нагрузок после вращения Уаптах в выборке русских студентов

Компоненты Факторы и их информативность

1 2 3 4 5 6

Невротичность ,064 ,255 ,619 ,065 -,085 ,142

Спонтанная агрессивность ,364 -,055 ,433 ,342 ,277 ,232

Депрессивность ,089 -,158 ,819 ,022 ,030 -,077

Раздражительность ,219 ,064 ,576 ,478 ,370 ,147

Общительность -,063 ,214 -,664 ,309 ,237 -,015

Уравновешенность ,068 -,061 -,504 ,174 ,251 ,296

Реактивная агрессивность ,771 -,636 ,000 ,000 ,000 ,001

Застенчивость ,128 ,272 ,408 ,251 ,332 -,060

Открытость ,772 ,635 -,001 -,001 -,001 -,001

Экстраверсия - интроверсия -,066 ,138 -,455 ,545 ,500 -,067

Эмоциональная лабильность ,176 ,275 ,787 ,003 ,200 -,025

Маскулинизм - феминизм ,300 -,213 -,493 ,449 -,025 -,157

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мать ,006 ,282 ,067 ,254 -,316 ,053

Отец -,039 -,122 ,007 ,039 -,455 -,431

Семья ,065 -,011 -,437 -,016 -,079 ,246

Противоположный пол -,039 ,241 ,298 -,276 ,012 ,287

Сексуальные отношения -,145 ,219 ,088 -,098 ,217 -,177

Друзья и знакомые -,010 ,249 -,027 ,089 ,142 -,171

Вышестоящие ,093 ,138 -,051 ,649 -,487 ,313

Подчиненные -,137 ,237 ,038 ,149 -,199 ,332

Коллеги ,077 -,156 ,038 ,248 ,169 -,695

Страхи ,053 ,210 -,247 -,434 ,467 ,491

Вина ,347 -,060 -,028 -,385 ,125 -,100

Способности ,005 -,113 -,024 -,202 -,318 ,481

Прошлое -,189 -,367 ,253 ,297 -,315 ,076

Будущее -,032 ,309 ,209 ,541 -,067 ,256

Жизненные цели -,122 ,062 ,178 -,194 ,222 ,044

(0,545). В нашей выборке экстравертированная молодежь более склонна к проявлению конфликтности с вышестоящими и к обеспокоенности своим будущим. Психологическая помощь может быть направлена на оптимизацию отношений и способность молодежи принимать авторитет других и быть лояльным.

Пятый фактор «Субъективно переживаемые опасения» (7,0% дисперсии) включил шкалы: «экстраверсия - интроверсия» (0,500), «страхи» (0,467) и с отрицательными знаками «отношение к отцу» (-0,455) и «отношение к вышестоящим» (-0,487). Смысл фактора в том, что напряжение в области страхов не связано ни с отношением к отцу, ни с вышестоящими. Экстравер-тированные студенты, возможно, склонны к демонстративному переживанию своих страхов. Психокоррекция может быть осуществлена в аспекте личностных, субъективно переживаемых страхов.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Выявлен ряд актуальных универсальных для двух этнических групп студенческой молодежи проблем, на

которые в первую очередь необходимо обращать внимание в процессе оказания психологической помощи: агрессивные и суицидальные тенденции, а также на конфликтность в отношениях с вышестоящими.

2. Выборка молодежи проявила высокую эмоциональность и открытость в оценке своих личностных свойств, в связи с этим консультантам необходимо обращаться не только к вербальным методам работы, но и к приемам эмоционально-образной терапии. Психологам желательно обращаться прежде всего к психотерапевтическим беседам, индивидуальной и групповой формам работы, к обучению студентов способам психической саморегуляции.

3. Важно учитывать регионально-этническую специфику в работе со студентами. В выборке узбекской молодежи наибольшее напряжение сосредоточено, прежде всего, в области семейных отношений, а также в сфере личностного благополучия и раскрытия своего потенциала. В выборке русских молодежь обнаруживала трудности в области самоконтроля и саморегуляции, что способствовало блокировке позитивных стремлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проективная психология. М. : Эксмо, 2000. С. 203-220.

2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / ред. А.А. Крылов Л. : ЛГУ, 1990. С. 51-60.

3. Реан А А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.

4. Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хелингера. М. : Институт консультирования и системных

решений, 2005. 332 с.

5. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект-Пресс, 2009. 255 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 11 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.