В.М. Бызова, Е.И. Чикурова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И УЗБЕКОВ)
Систематизированы данные эмпирических исследований системы отношений и личностных свойств студентов в контексте коррекционной работы психологической службы вуза. Выявлены психологические мишени и предложены рекомендации для работы со студентами с целью улучшения адаптации молодежи и их личностного роста. Выявлены общие для студенческой молодежи и специфичные для разных этнических групп (русский и узбекский этнос) области напряжения и блокировки активности в самореализации.
Ключевые слова: психологическая коррекция; психологические мишени; система отношений; личностные свойства.
Охрана и укрепление здоровья молодежи является актуальной современной проблемой. Охрана здоровья студентов, которая традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества, в настоящее время рассматривается как социальная и общегосударственная проблема (Е.С. Новак, 2001; В.Г. Бауэр, 2001).
Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, оказывают дестабилизирующее влияние на состояние здоровья всех членов общества. Нарушение стабильности жизни семьи в связи с падением материального уровня, угрозой безработицы, постоянным нервно-психическим напряжением родителей, их загруженностью и усталостью; изменение привычной системы норм и ценностей, утрата идеалов - это те деструктивные тенденции микро- и макросоциума, которые на уровне семьи, образовательных институтов и других социальных групп неизбежно отражаются на психике молодого поколения.
Актуальность проблемы психологической коррекции молодежи обусловлена значительными нарушениями в системе отношений личности. В связи с этим психологическая служба вуза должна направить свою деятельность на оптимизацию поведения и личностный рост студенческой молодежи. Важна роль педагогики и управления всей психодинамикой взрослого и подрастающего человека, формирования у человека способности управлять своим поведением в целях самоконтроля, самообладания, саморегуляции (важно помнить, что развитие этой способности связано с воспитанием отношений). В рамках психологической службы консультант может встретиться со следующими проблемами: невротизация современной молодежи, поиск личностных ресурсов для профилактики депрессий и суицидов.
Цель исследования заключается в указании психологических мишеней и разработке рекомендаций для коррекционной работы психологической службы вуза.
Задачи исследования:
1. Определить факторную структуру личностных свойств и системы отношений в выборке русских и узбеков.
2. Выделить направления психологической коррекции и терапии переживаний студенческой молодежи.
Для исследования системы отношений был использован тест «Завершение предложений», созданный Д.М. Саксом и С. Леви (ББСТ) в модификации Научноисследовательского института имени В.М. Бехтерева
[1]. Методика направлена на изучение специфики адаптации индивида для выявления чувств и установок в
различных областях взаимоотношений с людьми. Исследуемому предъявляется серия незаконченных предложений с многоточиями в конце с тем, чтобы он закончил их одним или более словами. Заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта. Содержание ответов может быть проанализировано с точки зрения эмоциональности, интенсивности, пассивности и символизма. Рассматривается также отношение к прошлому, будущему и жизненные цели. Этот метод состоит из шестидесяти незаконченных предложений, которые при анализе распределяются на 15 групп (в каждой группе 4 незаконченных предложения), отражающих основные отношения испытуемого: отношение к матери, к отцу, к семье, к лицам противоположного пола, половой жизни, друзьям и знакомым, вышестоящим, коллегам и т. д. В инструкции требовалось прочитать каждое незаконченное предложение и завершить его, вписывая первое, что придет на ум, и делать это следовало по возможности быстро. В случаях затруднений предлагалось обвести кружком номер предложения и вернуться к нему позже. Даже когда респондент осторожничает и уклоняется от ответа, этот метод предоставляет ценный материал в ответах как минимум по одному из четырех пунктов.
Обработка полученных данных может быть качественной и количественной. Количественная оценка степени нарушений определяется в соответствии со следующей шкалой: 0 баллов - нет заметных расстройств в этой области; 1 балл - небольшие расстройства, имеется эмоциональный конфликт в этой области; 2 балла - выраженные расстройства.
Для уточнения индивидуально-психологического смысла выявляемой системы отношений был использован «Фрайбургский личностный опросник» РР1 (форма В), созданный немецкими психологами Фаренбер-гом, Заргом, Гампелом и адаптированный на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т.И. Ронгинский
[2]. Опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения широко известных опросников: 16РР, ММР1, ЕР1. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процессов социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник содержит 12 шкал, из которых 1-1Х являются основными, а Х-Х11 - производными, интегрирующими. Обработка результатов исследования состоит в получении
первичных оценок и в переводе их в стандартные показатели (стены). По итогам составляется графическое изображение профиля личности. Выделяются высокие и низкие оценки: 7-9 баллов - высокие оценки, 1-3 -низкие оценки.
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатиза-ции интратенсивного типа, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, поведении, в отношениях к себе и социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности ее удовлетворить.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратен-сивного типа. Высокие оценки свидетельствуют об агрессивном отношении к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию.
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации. Высокие оценки отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношения к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими при высоком уровне самокритичности.
Шкала X (экстраверсия - интраверсия). Высокие оценки соответствуют выраженной экстравертирован-ности, а низкие - интравертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, а низкие оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, а низкие - по женскому.
В процессе групповой работы каждый из респондентов получал бланк ответного листа и опросник с инструкцией: «Имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “да”, в противном случае -ответ “нет”. Ответы необходимо дать на все вопросы».
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение, рекомендации давались на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, исследуемых факторов и их роли в системе отношений личности.
Всего в исследовании приняли участие 176 человек -представителей русской и узбекской национальности в возрасте 19-23 лет (средний возраст 21,5 года), в том числе: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и 43 женщины), студенты 2-х курсов очного отделения Санкт-Петербургского и Томского государственных университетов, а также 103 представителя узбекского этноса (54 мужчины и 49 женщин), студенты дневного отделения 2-го курса Ташкентского государственного экономического университета. Исследование проводилось в период с сентября по октябрь 2011 г.
Статистические критерии: факторный анализ. Все полученные результаты обработаны статистически с помощью пакета программ «БРББ 20».
Рассмотрим показатели, полученные на выборке узбекской молодежи. Факторизация показателей системы отношений и свойств личности (опросник РРЦ в выборке позволила выделить восемь факторов (табл. 1). К анализу привлечены показатели с факторным весом <0,5. В первый фактор «Агрессивность к окружающему миру» (20,2% дисперсии) вошли следующие шкалы: «спонтанная агрессивность» (0,690), «реактивная
агрессивность» (0,540), «невротичность» (0,495), отношение к «гетеросексуальным связям» (0,762), к «друзьям и знакомым» (0,810), «подчиненным» (0,782), «коллегам» (0,770), «прошлому» (0,761), «будущему»
(0,745). Агрессивность интерпретируется нами с учетом понимания А.А. Реана как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [3]. Такая готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности. Данный фактор отражает самоуверенную агрессивность, смелость и независимость при контактах с окружающими и в восприятии своего прошлого и будущего. А. А. Реан отмечает, что важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности, на которую влияют агрессивность, эгоцентричность и доминантность, проявившиеся в первом факторе [3]. Как известно, игнорирование актов агрессии в юношеском возрасте чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшим проявлениям агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Полученные данные указывают на настоятельную необходимость
научения определенным паттернам поведения, с помо- ственную агрессию; рекомендуется также эмоциональ-
щью которых молодежь могла бы контролировать соб- но-образная терапия [4, 5].
Т а б л и ц а 1
Факторные нагрузки после вращения Уаптах в выборке узбекских студентов
Компоненты Факторы и их информативность
1 2 3 4 5 6 7 8
Невротичность ,493 ,611 -,106 -,104 -,036 -,294 -,037 -,018
Спонтанная агрессивность ,690 ,482 ,038 ,029 -,185 ,047 ,223 ,103
Депрессивность ,304 ,763 -,208 -,051 ,210 -,024 -,057 -,005
Раздражительность ,478 ,622 ,158 -,200 ,233 ,204 ,102 -,031
Общительность -,220 -,075 ,794 -,180 ,061 ,002 -,314 ,134
Уравновешенность ,044 ,345 ,394 ,143 ,194 -,455 ,213 -,236
Реактивная агрессивность ,540 ,459 ,056 -,062 -,176 ,083 ,051 ,077
Застенчивость -,122 ,308 -,558 -,142 ,176 -,323 ,237 ,141
Открытость ,142 ,625 ,444 -,325 -,152 -,007 ,028 ,035
Экстроверсия -интроверсия ,096 ,234 ,835 -,182 ,136 -,012 -,149 ,102
Эмоциональная лабильность ,188 ,759 -,075 -,083 ,049 ,045 -,217 ,002
Маскулинизм - феминизм -,019 -,238 ,595 ,413 -,021 ,217 ,380 -,081
Мать -,141 ,347 -,177 ,438 ,112 ,314 -,335 -,476
Отец ,005 ,448 -,072 ,534 -,289 ,255 -,099 -,090
Семья -,061 ,432 -,227 ,235 ,485 ,248 -,167 ,163
Противоположный пол ,094 ,315 -,087 ,125 -,680 ,098 ,033 ,303
Вышестоящие ,038 ,091 ,261 ,708 ,268 -,104 -,115 ,205
Страх -,329 ,172 -,028 ,409 ,040 -,429 -,131 ,285
Вина ,218 ,200 ,161 ,295 -,147 -,205 ,337 -,528
Сексуальные отношения ,762 -,370 -,066 -,028 ,014 ,036 -,171 -,215
Друзья и знакомые ,810 -,300 -,053 ,026 -,048 ,099 ,014 ,097
Подчиненные ,782 -,351 -,056 -,029 ,301 ,059 -,076 ,082
Коллеги ,770 -,277 ,048 ,059 -,148 ,246 -,115 ,083
Способности ,465 -,164 ,009 ,558 -,020 -,145 ,116 ,361
Прошлое ,761 -,285 ,065 ,086 ,173 -,212 -,077 -,041
Будущее ,745 -,391 -,116 -,067 ,123 -,167 ,011 -,107
Жизненные цели -,168 ,082 -,015 -,042 ,422 ,463 ,563 ,180
Во второй фактор «Тревожность, связанная с пониженным эмоциональным фоном» (16,5% дисперсии) с наибольшим весом вошли следующие шкалы: «невротичность» (0,611), «депрессивность» (0,763), «раздражительность» (0,622), «открытость» (0,625), «эмоциональная лабильность» (0,759). Данная выборка молодежи характеризуется такими особенностями, как постоянное беспокойство за результаты своей деятельности, требующее чрезмерных энергетических затрат, утомляемость, подверженность чувствам и опасность невротизации личности. Кроме того, выявляется склонность к зависимости, стремлению к покровительству и подверженность внушению со стороны окружающих, в том числе негативное самовнушение. В целом эта группа молодежи отличается низким уровнем фрустрационной толерантности. Представители этой группы требуют к себе первостепенного внимания со стороны психолога, поскольку могут быть группой риска по невротизации, а также депрессивным и суицидальным тенденциям. Психологу необходимо сосредоточиться прежде всего на коррекции искажений мышления (когнитивная терапия депрессии в подходе А. Бека), неадаптивных установок, а также на преодолении избыточного интернального локуса контроле в области неудач. В психопрофилактике актуальными остаются: оптимизация режима бодрствования и сна (ночной сон не менее 7-8 часов) (Залевский и др.).
В третий фактор «Коммуникативность» (9,8% дисперсии) вошли шкалы: «общительность» (0,794), «застенчивость» (-0,558), «экстраверсия - интраверсия»
(0,835) и «маскулинизм - феминизм» (0,595). Фактор отражает склонность молодежи к смелому, уверенному и даже доминантному поведению.
В четвертый фактор «Неприятие давления со стороны вышестоящих» (7,7% объясняемой дисперсии) вошли шкалы: «отношение к отцу» (0,534), «к вышестоящим» (0,708) и «способности» (0,558), отражающие обеспокоенность своими возможностями в реализации поставленных целей. На наш взгляд, одна из основных причин выявленного напряжения - это подавление со стороны вышестоящих (учителей, начальства и отца). Данный фактор согласуется с седьмым фактором «жизненные цели», который включил с наибольшим весом шкалу «цели» (0,563). Оба эти фактора могут отражать обеспокоенность самореализацией молодежи, которая нуждается в поддержке и тьюторстве со стороны психолога. Полученные показатели подчеркивают необходимость организации индивидуальных коуч-сессий в целях разработки конкретных планов по достижению поставленных целей.
Пятый фактор «Психосексуальные отношения» (5,5% дисперсии) включил с отрицательной связью «отношение к противоположному полу» (-0,680) и «отношение к семье» (0,485). Эта выборка, с одной стороны, отличалась неблагоприятным восприятием знакомых семей, а с другой - избеганием негативных оценочных суждений о представителях другого пола. Фактор отражает внутренний конфликт между осознанием необходимости создания своей будущей семьи и далекими от идеала реальными семьями. По нашему
мнению, здесь могут проявляться защитные механизмы личности. Полученные данные могут свидетельствовать о будущих возможных проблемах в семейнобрачной сфере и в этом смысле психологу-консультату необходимо будет обратить внимание на оптимизацию психосексуальных установок и ориентаций. Наиболее эффективными в работе могут быть подходы когнитивной психотерапии и психоанализа.
В восьмой фактор «Материнский критерий в формировании чувства вины» (4,1% дисперсии) вошли две шкалы: «отношение к матери» (-0,475) и «комплекс вины» (-0,528) с отрицательными знаками. Полученные показатели отражают значимую роль напряженности в отношениях с матерью в возникновении комплекса вины. Обнаружено, что позитивное отношение к матери защищает от формирования патологического чувства вины. С нашей точки зрения, при работе с чувством вины необходимо уделять внимание системе детско-родительских отношений молодежи, и в первую очередь отношениям между матерью и ребенком.
Рассмотрим показатели, полученные на выборке русской молодежи.
Факторная структура выборки русских студентов включила шесть факторов, однако к рассмотрению при-
Третий фактор «Субдепрессивность» (14,8% дисперсии) включил следующие шкалы: «невротичность» (0,619), «депрессивность» (0,819), «раздражитель-
ность» (0,576), «общительность» (-0,664), «уравновешенность» (-0,504). Показатели фактора отражают прежде всего риск формирования невротизации, требующей психологической коррекции, поэтому может быть рекомендован спектр методов и приемов для понимания респондентами причин возможных саморазрушительных побуждений, а также для выработки бо-
влечено пять факторов, поскольку шестой внес незначительный вклад в общую дисперсию (табл. 2). Первые два фактора согласуются друг с другом и состоят из одинаковых шкал. Первый фактор «Агрессивные тенденции» (6,5% дисперсии) включил в себя две шкалы: «реактивная агрессивность» (0,771) и «открытость» (0,772), второй фактор (6,7% дисперсии) также включил две шкалы: «реактивная агрессивность» с отрицательным знаком (-0,638) и «открытость» (0,635). Эти два фактора могут отражать особенности молодежной выборки: с одной стороны, проявление уверенности в себе, а с другой -склонность к чрезмерной уступчивости и неуверенности в своих силах. Связь открытости, искренности и агрессивных тенденций, возможно, свидетельствует о глубинных личностных особенностях. Второй фактор отражает скрытые аутоагрессивные тенденции респондентов. Реактивная агрессивность и аутоагрессия, по данным А.А. Реана, связана с уровнем самооценки, педантичностью и позитивным восприятием значимых других. Принимая во внимание данные А.А. Реана и наши результаты, мы подчеркиваем необходимость комплексного психологического сопровождения современной молодежи, направленного на объективизацию самооценки и ее стабилизацию [3].
лее эффективных способов решения личностных проблем и коммуникации. С нашей точки зрения, важными могут быть следующие направления работы: активная эмоциональная поддержка юношества; обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса; расширение временной перспективы и самопонимания.
Четвертый фактор отражает специфику взаимодействия с вышестоящими при экстраверсии (9,2% дисперсии) и включает шкалы: «будущее» (0,541), «вышестоящие» (0,649), «экстраверсия - интроверсия»
Т а б л и ц а 2
Матрица факторных нагрузок после вращения Уаптах в выборке русских студентов
Компоненты Факторы и их информативность
1 2 3 4 5 6
Невротичность ,064 ,255 ,619 ,065 -,085 ,142
Спонтанная агрессивность ,364 -,055 ,433 ,342 ,277 ,232
Депрессивность ,089 -,158 ,819 ,022 ,030 -,077
Раздражительность ,219 ,064 ,576 ,478 ,370 ,147
Общительность -,063 ,214 -,664 ,309 ,237 -,015
Уравновешенность ,068 -,061 -,504 ,174 ,251 ,296
Реактивная агрессивность ,771 -,636 ,000 ,000 ,000 ,001
Застенчивость ,128 ,272 ,408 ,251 ,332 -,060
Открытость ,772 ,635 -,001 -,001 -,001 -,001
Экстраверсия - интроверсия -,066 ,138 -,455 ,545 ,500 -,067
Эмоциональная лабильность ,176 ,275 ,787 ,003 ,200 -,025
Маскулинизм - феминизм ,300 -,213 -,493 ,449 -,025 -,157
Мать ,006 ,282 ,067 ,254 -,316 ,053
Отец -,039 -,122 ,007 ,039 -,455 -,431
Семья ,065 -,011 -,437 -,016 -,079 ,246
Противоположный пол -,039 ,241 ,298 -,276 ,012 ,287
Сексуальные отношения -,145 ,219 ,088 -,098 ,217 -,177
Друзья и знакомые -,010 ,249 -,027 ,089 ,142 -,171
Вышестоящие ,093 ,138 -,051 ,649 -,487 ,313
Подчиненные -,137 ,237 ,038 ,149 -,199 ,332
Коллеги ,077 -,156 ,038 ,248 ,169 -,695
Страхи ,053 ,210 -,247 -,434 ,467 ,491
Вина ,347 -,060 -,028 -,385 ,125 -,100
Способности ,005 -,113 -,024 -,202 -,318 ,481
Прошлое -,189 -,367 ,253 ,297 -,315 ,076
Будущее -,032 ,309 ,209 ,541 -,067 ,256
Жизненные цели -,122 ,062 ,178 -,194 ,222 ,044
(0,545). В нашей выборке экстравертированная молодежь более склонна к проявлению конфликтности с вышестоящими и к обеспокоенности своим будущим. Психологическая помощь может быть направлена на оптимизацию отношений и способность молодежи принимать авторитет других и быть лояльным.
Пятый фактор «Субъективно переживаемые опасения» (7,0% дисперсии) включил шкалы: «экстраверсия - интроверсия» (0,500), «страхи» (0,467) и с отрицательными знаками «отношение к отцу» (-0,455) и «отношение к вышестоящим» (-0,487). Смысл фактора в том, что напряжение в области страхов не связано ни с отношением к отцу, ни с вышестоящими. Экстравер-тированные студенты, возможно, склонны к демонстративному переживанию своих страхов. Психокоррекция может быть осуществлена в аспекте личностных, субъективно переживаемых страхов.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Выявлен ряд актуальных универсальных для двух этнических групп студенческой молодежи проблем, на
которые в первую очередь необходимо обращать внимание в процессе оказания психологической помощи: агрессивные и суицидальные тенденции, а также на конфликтность в отношениях с вышестоящими.
2. Выборка молодежи проявила высокую эмоциональность и открытость в оценке своих личностных свойств, в связи с этим консультантам необходимо обращаться не только к вербальным методам работы, но и к приемам эмоционально-образной терапии. Психологам желательно обращаться прежде всего к психотерапевтическим беседам, индивидуальной и групповой формам работы, к обучению студентов способам психической саморегуляции.
3. Важно учитывать регионально-этническую специфику в работе со студентами. В выборке узбекской молодежи наибольшее напряжение сосредоточено, прежде всего, в области семейных отношений, а также в сфере личностного благополучия и раскрытия своего потенциала. В выборке русских молодежь обнаруживала трудности в области самоконтроля и саморегуляции, что способствовало блокировке позитивных стремлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проективная психология. М. : Эксмо, 2000. С. 203-220.
2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / ред. А.А. Крылов Л. : ЛГУ, 1990. С. 51-60.
3. Реан А А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.
4. Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хелингера. М. : Институт консультирования и системных
решений, 2005. 332 с.
5. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект-Пресс, 2009. 255 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 11 сентября 2012 г.