Научная статья на тему 'Этнопсихологические характеристики личности и системы её отношений'

Этнопсихологические характеристики личности и системы её отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
803
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ / PSYCHOLOGY OF ATTITUDE / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / SYSTEM OF ATTITUDE / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бызова Валентина Михайловна, Чикурова Екатерина Игоревна

С целью выявления этнических особенностей в системе отношений и свойствах личности студенческой молодежи узбекского и русского этносов было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 176 человек представителей русской и узбекской национальностей в возрасте 19-23 лет (средний возраст 21,5 года). В том числе: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и 43 женщины), студенты СанктПетербургского и Томского государственных университетов, а также 103 представителя узбекского этноса (54 мужчины и 49 женщин), студенты Ташкентского государственного экономического университета. Исследование проводилось с использованием теста «Завершение предложений», созданного Д. М. Саксом и С. Леви (SSCT), и «Фрайбургского личностного опросника» FPI (форма B), созданного немецкими психологами И. Фаренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом. В рамках выполненной работы определена факторная структура системы отношений. Проанализированы взаимосвязи свойств личности и ее отношений с социумом. Общим для обеих групп респондентов является эмоциональный дискомфорт и переживания, связанные, прежде всего, с актуальными психологическими проблемами: конкретными страхами, чувством вины, напряженностью в отношениях с родителями и противоположным полом, а также с самооценкой способностей. В общей выборке узбекской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в отношениях к отцу, к вышестоящим, самооценке способностей, отношениях к матери и к семье. В общей выборке русской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в отношениях к матери, самооценке способностей, отношениях к вышестоящим, к отцу, к семье и гетеросексуальным отношениям. Сделаны выводы об общих и особенных характеристиках свойств личности представителей русского и узбекского этносов. Выявлена нацеленность русской и узбекской молодежи на личностный рост и самоактуализацию. Для русской выборки наиболее важной является работа на уровне внутриличностных переживаний, а для узбекской на оптимизации межличностных паттернов поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бызова Валентина Михайловна, Чикурова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-psychological characteristics of personality and its attitude among the representatives

The aim of the study is to identify the ethnic characteristics of the system of attitude and personality traits of students of Uzbek and Russian ethnic groups, the study involves 176 people representatives of Russian and Uzbek nationality at the age of 19-23 years (mean age 21,5 years). There were: 73 representatives of Russian ethnicity (30 men and 43 women), students of St. Petersburg and Tomsk State Universities, and 103 representatives of the Uzbek ethnic group (54 men and 49 women), students of the Tashkent State Economic University. The research used a test “Completion of proposals”, created by D. M. Sachs and S. Levy (SSCT) and “Freiburg personality questionnaire” FPI (Form B), created by German psychologists I. Farenberg, H. Zargh, R. Gampel. The work defines the factor structure of relations and analyzes individual traits and the system of attitude towards a society. Both groups feature emotional discomfort and feelings associated primarily with current psychological problems: guilt feelings, fear, attitude towards family, attitude towards heterosexual relationship, attitude towards own abilities. It draws conclusions about the general and specific characteristics of the members of the Russian and Uzbek ethnic groups. Russian and Uzbek youth aim at personal growth and self-realisation.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические характеристики личности и системы её отношений»

2014

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.4

В. М. Вызова, Е. И. Чикурова

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И СИСТЕМЫ ЕЁ ОТНОШЕНИЙ

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

С целью выявления этнических особенностей в системе отношений и свойствах личности студенческой молодежи узбекского и русского этносов было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 176 человек — представителей русской и узбекской национальностей в возрасте 19-23 лет (средний возраст — 21,5 года). В том числе: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и 43 женщины), студенты Санкт-Петербургского и Томского государственных университетов, а также 103 представителя узбекского этноса (54 мужчины и 49 женщин), студенты Ташкентского государственного экономического университета. Исследование проводилось с использованием теста «Завершение предложений», созданного Д. М. Саксом и С. Леви (SSCT), и «Фрайбургского личностного опросника» FPI (форма B), созданного немецкими психологами И. Фаренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом. В рамках выполненной работы определена факторная структура системы отношений. Проанализированы взаимосвязи свойств личности и ее отношений с социумом. Общим для обеих групп респондентов является эмоциональный дискомфорт и переживания, связанные, прежде всего, с актуальными психологическими проблемами: конкретными страхами, чувством вины, напряженностью в отношениях с родителями и противоположным полом, а также с самооценкой способностей. В общей выборке узбекской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в отношениях к отцу, к вышестоящим, самооценке способностей, отношениях к матери и к семье. В общей выборке русской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в отношениях к матери, самооценке способностей, отношениях к вышестоящим, к отцу, к семье и гетеросексуальным отношениям. Сделаны выводы об общих и особенных характеристиках свойств личности представителей русского и узбекского этносов. Выявлена нацеленность русской и узбекской молодежи на личностный рост и самоактуализацию. Для русской выборки наиболее важной является работа на уровне внутриличностных переживаний, а для узбекской — на оптимизации межличностных паттернов поведения. Библиогр. 8 назв. Ил. 1. Табл. 6.

Ключевые слова: отношение, психология отношений, система отношений, этнопсихологические характеристики, свойства личности.

ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY AND ITS ATTITUDE AMONG THE REPRESENTATIVES

V. M. Bysova, E. I. Chicurova

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The aim of the study is to identify the ethnic characteristics of the system of attitude and personality traits of students of Uzbek and Russian ethnic groups, the study involves 176 people — representatives of Russian and Uzbek nationality at the age of 19-23 years (mean age — 21,5 years). There were: 73 representatives of Russian ethnicity (30 men and 43 women), students of St. Petersburg and Tomsk State

Universities, and 103 representatives of the Uzbek ethnic group (54 men and 49 women), students of the Tashkent State Economic University. The research used a test "Completion of proposals", created by D. M. Sachs and S. Levy (SSCT) and "Freiburg personality questionnaire" FPI (Form B), created by German psychologists I. Farenberg, H. Zargh, R. Gampel. The work defines the factor structure of relations and analyzes individual traits and the system of attitude towards a society. Both groups feature emotional discomfort and feelings associated primarily with current psychological problems: guilt feelings, fear, attitude towards family, attitude towards heterosexual relationship, attitude towards own abilities. It draws conclusions about the general and specific characteristics of the members of the Russian and Uzbek ethnic groups. Russian and Uzbek youth aim at personal growth and self-realisation. Refs 8. Figs 1. Tables 6.

Keywords: attitude, psychology of attitude, the system of attitude, ethno-psychological characteristics, personality traits.

Общезначимой тенденцией в современной психологии является интерес к личности и системе психологических отношений молодежи. Отражением этой тенденции в кризисные, переломные этапы исторического развития двух стран — Узбекистана и России — стала потребность в глубоком и всестороннем осмыслении этнических особенностей личности и психологии отношений в связи с проблемами этнической миграции и межэтнических контактов.

В понимании личности и ее отношения к окружающей действительности мы обратились, прежде всего, к концепции В. Н. Мясищева, главный вклад которого в развитие психологической науки состоит в разработке теории отношений.

Динамика воззрений В. Н. Мясищева характеризуется сведением множества понятий «отношения» к двум. Во-первых, к его использованию в качестве общего принципа психологии, требующего работы в субъектно-объектной плоскости анализа, и выделению специальной области психологической науки. Во-вторых, к рассмотрению идеи отношения как сложного психического образования, подчиненного личности и являющегося целостным и потенциально активным.

Согласно концепции Мясищева, личность определяется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности и самое главное в личности — это её отношение к людям [1]. Как писал автор: «Отношение человека является конкретным фактором, регулирующим избирательную динамику его поведения и существенно определяющим свойство его личности....» [2, с. 69]. Следует отметить, что в едином предметном отношении В. Н. Мясищев выделяет не только эмоциональную, но и конативную стороны, следуя тем самым аффективно-потреб-ностной трактовке отношения в понимании А. Ф. Лазурского [1, c. 87].

В отечественной психологии следует отметить вклад А. Г. Асмолова в изучение личности и её социализации, включая этническое поведение. В проблемных или конфликтных ситуациях «этнический человек» руководствуется установками своего этноса и проявляет традиционные приемы и способы поведения [3]. К сожалению, этнопсихологические аспекты личности недостаточно представлены в научной психологической литературе, в частности, отсутствуют эмпирические данные о системе отношений узбекских студентов.

Цель исследования заключалась в выявлении этнических особенностей в системе отношений и свойствах личности студенческой молодежи узбекского и русского этносов.

Задачи исследования: 1. Выявить доминирующие тенденции в системе отношений представителей русской и узбекской молодежи. 2. Выделить специфику эмоцио-

нальной, когнитивной и конативной составляющих системы отношений русской и узбекской молодежи. 3. Определить сходство и различие в характеристиках личности и её отношений в группах юношей и девушек русского и узбекского этносов.

Методика

С целью исследования личностных отношений был применен тест «Завершение предложений», созданный Д. М. Саксом и С. Леви (Sacks sentence completion test, SSCT), в модификации Научно-исследовательского института имени В. М. Бехтерева [4]. Методика направлена на изучение специфики адаптации индивида, для выявления чувств и установок в различных областях взаимоотношений с людьми. Этот тест состоит из шестидесяти незаконченных предложений, анализ которых после завершения теста позволяет распределить их на 15 групп, отражающих основные отношения испытуемого: отношение к матери, отцу, семье, лицам противоположного пола, гетеросексуальным связям, друзьям и знакомым, вышестоящим в средней и высшей школе (учителя и преподаватели), подчиненным, коллегам по учебе, испытываемым страхам и опасениям, чувству вины, самооценку и отношение к собственным способностям, отношение к прошлому, будущему, цели. Основные задачи, на решение которых направлена методика, состоят в следующем: определение основных областей конфликтов, оценка их интенсивности и манера выражения конфликтов; выявление показателей эмоциональной адаптации, степени реагирования респондентов на внутренние и внешние стимулы [4, с. 215].

Оценка ответов. 0 баллов — нет заметного напряжения в этой области. 1 балл — небольшое напряжение. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи специалиста. 2 балла — выраженное напряжение. Требуется помощь специалиста-психолога для работы над эмоциональным конфликтом в этой области. Общая оценка складывается из отдельных оценок по четырем незаконченным предложениям в каждой сфере. Максимальная выраженность оценки — 8 баллов, минимальная — 0 баллов.

Для выявления характеристик личности и понимания индивидуально-психологического смысла выявляемой системы отношений был использован «Фрайбургский личностный опросник» FPI (форма B), созданный немецкими психологами И. Фа-ренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом и адаптированный на факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинской [5]. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процессов социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник содержит 12 шкал, из которых I-IX являются основными (невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость), а X-XII — производными (экстраверсия — интраверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм — феминизм). Высокие оценки по опроснику имеют стены 7-9, низкие — 1-3, средние — 4-6.

Всего в исследовании приняли участие 176 человек — представителей русской и узбекской национальностей в возрасте 19-23 лет (средний возраст — 21,5 года), в том числе: 73 представителя русского этноса (30 мужчин и 43 женщины), студенты 2-х курсов очного отделения Санкт-Петербургского и Томского государственных университетов, а также 103 представителя узбекского этноса (54 мужчины и 49 жен-

щин), студенты дневного отделения 2-го курса Ташкентского государственного экономического университета. Исследование проводилось в период сентябрь-октябрь 2011 года.

Статистические критерии: критерий t-Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона и факторный анализ. Все полученные результаты обработаны статистически с помощью пакета программ «SPSS 20».

Результаты

В общей выборке узбекской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в следующих отношениях: чувство вины (3,63 ± 1,21), переживаемые страхи и опасения (3,30 ± 2,17), отношение к противоположному полу (1,98 ± 1,53). Кроме того, выявлен «ощутимый» уровень напряжения к отцу (1,04 ± 1,21), к вышестоящим (1,00 ± 0,77), в самооценке способностей (0,94 ± 1,89), к матери (0,91 ± 1,17) и к семье (0,90 ± 1,60) (см. табл. 1).

В общей выборке русской молодежи обнаружилась наибольшая напряженность в следующих отношениях: переживаемые страхи и опасения (3,66 ± 1,19), чувство вины (3,15 ± 1,98), отношение к матери (2,33 ± 1,83), самооценка способностей (2,05 ± 1,72), к противоположному полу (1,92 ± 1,67). Кроме того, выявлена напряженность в отношениях к вышестоящим (1,32 ± 1,71), к отцу (1,22 ± 1,73), к семье (1,07 ± 1,20) и к гетеросексуальным отношениям (0,97 ± 1,58) (см. табл. 1).

Таблица 1. Средние и стандартные отклонения показателей системы отношений в выборках

узбеков и русских (М±х)

Система отношений Студенты-узбеки Студенты-русские

M х M х

Мать 0,91* 1,17 2,33* 1,83

Отец 1,04 1,21 1,22 1,83

Семья 0,90 1,60 1,07 1,20

Противоположный пол 1,98 1,53 1,92 1,67

Вышестоящие 1,00 0,77 1,32 1,71

Страх 3,30 2,17 3,66 1,19

Вина 3,63 1,21 3,15 1,98

Гетеросексуальные отношения 0,25 1,74 0,97 1,58

Друзья и знакомые 0,35 1,31 0,09 0,85

Подчиненные 0,20 0,95 0,33 1,37

Коллеги 0,37 1,00 0,55 1,34

Самооценка способностей 0,94* 0,89 2,05* 1,72

Прошлое 0,14 2,00 0,40 1,57

Будущее 0,09* 0,78 0,88* 1,71

Цели 0,34 1,75 0,57 1,83

Примечание: * p < 0,05; **p < 0,01.

Обращает внимание, что в узбекской и русской выборках выявлена разная степень напряженности в таких сферах, как отношение к будущему (М = 0,09 и М = 0,88

соответственно, р < 0,05), к матери (М = 0,91 и М = 2,33, р < 0,05) и самооценке способностей (М = 0,94 и М = 2,05, р < 0,05).

Из табл. 2 можно видеть, что в узбекской выборке получены различия между юношами и девушками. В выборке девушек выявлена высокая напряженность в следующих отношениях: переживаемые страхи и опасения (3,71 ± 1,19), чувство вины (3,61 ± 1,42), отношение к противоположному полу (2,33 ± 1,22). Кроме того, выявлена «ощутимая» напряженность в отношениях к вышестоящим (1,23 ± 0,96), к матери (1,18 ± 0,84), к семье (1,16 ± 0,90), самооценке способностей (1,12 ± 1,88).

В выборке юношей узбекского этноса выявлено напряжение в следующих сферах: чувство вины (3,66 ± 1,01), страхи и опасения (2,90 ± 1,13), а также к противоположному полу (1,64 ± 1,40) и к отцу (1,22 ± 1,40).

Сравнение показателей в выборках девушек и юношей узбекского этноса позволило выявить достоверные различия в ряде отношений: к переживаемым страхам и опасениям (М = 2,90 и М = 3,71 соответственно, р < 0,03), к противоположному полу (М = 1,64 и М = 2,33, р < 0,05).

В русской выборке девушек наиболее выраженными оказались переживания страхов и опасений (3,30 ± 0,96), чувство вины (2,13 ± 1,26), отношение к матери (2,05 ± 1,88), самооценка способностей (2,04 ± 1,93). Кроме того, выявлены напряженные отношения к противоположному полу (1,53 ± 1,33), к отцу (1,44 ± 1,99) и к вышестоящим (1,21 ± 1,59) (см. табл. 2).

В выборке юношей русского этноса наибольшее напряжение обнаружено в следующих сферах отношений: чувство вины (4,18 ± 1,26), страхи и опасения (4,03 ± 0,50), отношение к матери (2,62 ± 1,77), к противоположному полу (2,13 ± 1,41) и к самооценке способностей (2,06 ± 0,51). Кроме того, выявлено напряжение в отношениях к вышестоящим (1,43 ± 1,63), к семье (1,37 ± 1,09), к будущему (1,18 ± 0,84), к отцу (1,00 ± 1,09) и половым отношениям (1,12 ± 0,50) (табл. 2).

Сравнение показателей в выборках девушек и юношей русского этноса обнаружило различия напряженности в переживаниях чувства вины (М = 2,13 и М = 4,18 соответственно, р < 0,03), страхов и опасений (М = 3,30 и М = 4,03, р < 0,05) и в отношении к будущему (М = 0,58 и М = 1,18, р < 0,05).

Таблица 2. Показатели системы отношений юношей и девушек узбекской и русской национальности (М±х) (достоверность различий — в тексте)

Студенты-узбеки Студенты-русские

девушки юноши девушки юноши

M х M х M х M х

Страх 3,71 1,19 2,90 1,13 3,30 0,96 4,03 0,50

Вина 3,61 1,42 3,66 1,01 2,13 1,26 4,18 1,26

Будущее 0,12 2,41 0,07 1,53 0,58 0,60 1,18 0,51

Результаты изучения личности с помощью FPI показали следующие особенности групп (см. табл. 3). В общей выборке узбеков наиболее выражены свойства: открытость (6,11 ± 1,94), общительность (6,01 ± 1,57), экстраверсия-интроверсия (6,08 ± 1,56), реактивная агрессивность (5,71 ± 2,00), раздражительность (5,51 ± 1,98).

В выборке русских студентов наиболее выраженными оказались следующие свойства: открытость (7,61 ± 0,71), эмоциональная лабильность (6,13 ± 1,80), раздражительность (6,06 ± 1,86), застенчивость (6,06 ± 1,93), спонтанная агрессивность (5,84 ± 1,85), невротичность (5,68 ± 2,06) и депрессивность (5,68 ± 1,68).

Таблица 3. Показатели свойств личности в выборках узбеков и русских (М± х)

Свойства личности Студенты-русские Студенты-узбеки

М х М х

Невротичность 5,68 2,06 3,42 1,32

Спонтанная агрессивность 5,84 1,85 3,98 1,35

Депрессивность 5,68* 1,68 4,77* 1,95

Раздражительность 6,06 1,86 5,51 1,98

Общительность 4,23** 1,94 6,01** 1,57

Уравновешенность 5,29 2,12 5,64 1,29

Реактивная агрессивность 4,81* 2,01 5,71* 2,00

Застенчивость 6,06** 1,93 4,99** 1,66

Открытость 7,61** 1,71 6,11** 1,94

Экстраверсия-интроверсия 5,55 1,41 6,08 1,56

Эмоциональная лабильность 6,13** 1,80 4,98** 1,83

Маскулинность-феминность 3,55** 2,14 5,16** 0,89

Примечание: * р<0,05; **р<0.01.

Общие выборки русской и узбекской молодежи, по критерию 1-Стьюдента, характеризуются различиями по следующим шкалам: «депрессивность» (М = 5,68 и М = 3,42 соответственно, р = 0,24), «общительность» (М = 4,23 и М = 6,00, р = 0,000), «реактивная агрессивность» (М = 4,81 и М = 5,71, р = 0,034), «застенчивость» (М = 6,06 и М = 4,99, р = 0,004), «открытость» (М = 5,55 и М = 6,11, р = 0,000), «эмоциональная лабильность» (М = 6,13 и М = 4,98, р = 0,000), «маскулинность-фе-минность (М = 3,55 и М = 5,16, р = 0,000).

Выделены половые различия в выборках узбеков и русских. К рассмотрению привлечены лишь значимые показатели различий групп. В выборке узбеков выявлены различия в следующих свойствах: для юношей более характерна спонтанная агрессивность (М = 4,23), в отличие от девушек (М = 3,55), при р < 0,001; для девушек, в отличие от юношей, наиболее характерны общительность (М = 6,65 и М = 5,62 соответственно, р < 0,05), экстраверсия (М = 6,45 и М = 5,89, р < 0,05), застенчивость (М = 5,28 и М = 4,62, р < 0,01). В выборке русских девушек, в отличие от юношей, выявлены различия лишь в двух свойствах: эмоциональная лабильность (М = 6,94 и М = 5,27, р < 0,000) и депрессивность (М = 6,00 и М = 5,33, р < 0,001). Кроме того, выявлена тенденция к повышенной невротичности девушек и юношей (М = 6,00 и М = 5,33, р < 0,000).

Рассмотрим факторные нагрузки показателей системы отношений в выборке узбекской молодежи (см. табл. 4).

Таблица 4. Матрица факторных нагрузок после вращения Varimax в выборке узбекских студентов (указаны только факторные нагрузки выше 0,4)

Система отношений Факторы и их ин< юрмативность

1 2 3 4 5 6

Мать .968

Отец .900

Семья .626

Противоположный пол .501

Вышестоящие .486

Страх .666

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вина

Гетеросексуальные отношения .755

Друзья и знакомые .705

Подчиненные .863

Коллеги .625 .759

Способности .443

Прошлое .640

Будущее .744

Цели

Доля суммарной дисперсии, % 23,4 7,7 7,5 7,2 6,7 6,3

При анализе матрицы в качестве порогового критерия был использован факторный вес не менее 0,4. Результаты факторного анализа приведены в табл. 4. После вращения ^апшах) было выделено шесть факторов. Первый фактор — «временной» (23,4% дисперсии), включивший отношение «к будущему» (0,744), к «прошлому» (0,640), а также к «подчиненным» (0,863), «половым отношениям» (0,755) и «друзьям» (0,705). Второй фактор — «материнский» (7,7% дисперсии), наибольший вес в нем имеет шкала «отношение к матери» (0,968). Третий фактор «страх, связанный с реализацией своих возможностей» (7,5% объясняемой дисперсии), в него вошли шкалы «страх» (0,666), «вышестоящие» (0,486); с небольшим весом вошли шкалы «способности» (0,360) и «прошлое» (0,390). Четвертый фактор — «отцовский» (7,2% объясняемой дисперсии) состоит из шкалы «отношение к отцу» (0,900). Пятый фактор — «межличностные отношения» (6,7% дисперсии) включил «отношение к противоположному полу» (0,501) и к «коллегам» (0,759). Шестой фактор — «семейный» включил с наибольшим весом «отношение к семье» (0,626).

Факторный анализ показателей в выборке русских студентов позволил выделить семь факторов (табл. 5). Обнаружены общие с группой узбекских студентов факторы: первый фактор — «отцовский» (8,6% объясняемой дисперсии), в котором больший вес имеет шкала «отношение к отцу» (0,977); и третий фактор — «материнский» (7,03% объясняемой дисперсии), в который вошла шкала «отношение к матери» (0,975). Второй фактор «власть» (8,09% объясняемой дисперсии) включил с наибольшим весом «отношение к подчиненным» (0,983). Этот фактор отражает

важность иерархии отношений для русских студентов. Четвертый фактор — «страх» (7,25% объясняемой дисперсии), состоящий из шкалы «переживаемые страхи» (0,875) и в меньшей степени шкалы «комплекс вины» (0,322). Этот фактор отражает ущербные стороны личности, которые нуждаются в психологической корректировке столь сильного значения страхов в выборке русской молодежи. Шестой фактор «временной» (6,53% объясняемой дисперсии), включивший отношение к «будущему» (0,567), «прошлому» (0,427) и к «вышестоящим» (0,497). Седьмой фактор «область психосексуальных отношений» (5,45% объясняемой дисперсии) включил отношение к «гетеросексуальным контактам» (0,503) и «противоположному полу» (0,390).

Табпица 5. Матрица факторных нагрузок после вращения Varimax в выборке русских студентов (указаны только факторные нагрузки выше 0,4)

Система отношений Факторы и их информативность

1 2 3 4 5 6 7

Мать .975

Отец .977

Семья

Противоположный пол

Секс .503

Друзья и знакомые

Вышестоящие .497

Подчиненные .983

Коллеги -.466

Страхи .875

Вина

Способности .489

Прошлое

Будущее .567

Цели

Доля суммарной дисперсии, % 8,6 8,09 7,03 7,25 6,87 6,53 5,45

Таким образом, в целом по выборке русских и узбеков выявленные факторы отражают основные области конфликтов, связанные с родителями, противоположным полом, вышестоящими, чувством вины и переживаемыми опасениями.

Рассмотрим взаимосвязи свойств личности и её отношений в выборках на рис. 1.

В ходе корреляционного анализа показателей системы отношений и черт личности в группе респондентов узбекского этноса получен ряд значимых корреляций: «отношение к отцу» взаимосвязано со шкалами «депрессивность» (г = 0,41; р < 0,05) и «эмоциональная лабильность» (г = 0,34; р < 0,01). Показатели отношения к семье коррелируют со шкалами: «депрессивность» (г = 0,22; р < 0,01), «раздражительность»

Рис. 1. Корреляционные плеяды свойств личности и её отношений в выборке узбекской молодежи

(г = 0,45; р < 0,01) и «эмоциональная лабильность» (г = 0,33; р < 0,05). Показатели отношения к противоположному полу коррелируют со шкалой «реактивная агрессивность» (г = 0,35; р < 0,01). Показатели отношения к вышестоящим отрицательно коррелируют со шкалами «застенчивость» (г = -0,41; р < 0,05) и «маскулинность-феминность» (г = 0,29; р < 0,01). Обнаружена значимая взаимосвязь между шкалами «страх» и «уравновешенность» (г = 0,36; р < 0,05) (см. табл. 6).

Таблица 6. Показатели взаимосвязей свойств личности и её отношений в выборке узбекской

молодежи

Свойства личности Система отношений

отец семья противоположный пол вышестоящие страх

Депрессивность 0,41* 0,22** 0,06 0,03 0,26

Эмоциональная лабильность 0,34** 0,45** -0,26 0,84 0,24

Раздражительность -0,14 0,33* -0,03 0,14 0,08

Реактивная агрессивность 0,23 0,17 0,35** -0,28 0,18

Застенчивость 0,16 0,02 0,10 -0,41* 0,06

Маскулиность-феминность 0,20 0,28 0,14 0,29** 0,08

Уравновешенность 0,12 -0,14 0,63 -0,27 0,36*

Примечание: * р < 0,05; **р < 0,01.

Результаты корреляционного анализа показателей системы отношений и свойств личности в выборке русских студентов обнаружили единственную значимую отрицательную связь между шкалами «Отношение к семье» и «Невротичность» (г = 0,43; р < 0,05).

Обсуждение результатов

В настоящей работе нашел подтверждение теоретический конструкт характеристик отношений концепции В. Н. Мясищева. В каждой сфере отношений выделено три компонента: эмоциональный, когнитивный и конативный.

Эмоциональный компонент проявился, прежде всего, в испытываемых страхах, опасениях в отношении будущего и в напряженных отношениях с вышестоящими.

Конативный компонент нашел свое отражение в переживаемом чувстве вины, в негативных отношениях с противоположном полом, а также в отрицательной оценке супружества.

Когнитивный компонент системы отношений включил самооценку способностей и жизненные цели.

Общей для всех выборок была напряженность в таких сферах, как переживаемое чувство вины, страхи и опасения, отношение к противоположному полу и к вышестоящим. Это свидетельствует о значимости эмоционального, аффективного компонента в структуре психологических отношений молодежи.

Обращает на себя внимание наибольшая выраженность страхов в выборках русских юношей и узбекских девушек. Переживаемые страхи и опасения у русских юношей, возможно, поддерживаются страхом неопределенности перед будущим, а в выборке узбекских девушек — страхом одиночества. Наши данные вполне согласуются с исследованиями О. В. Гудименко, которая показала в своей работе на выборке русских студентов-психологов, что увеличение привязанности к прошлому или к будущему связано с ростом неуверенности в себе. Согласно автору, страх перед будущим порождается либо негативным опытом прошлого, либо неопределенностью будущего [6].

Девушки-узбечки подчеркивали необходимость социальной поддержки родственников, что возможно обусловлено национально-традиционными особенностями. В традиции мусульманских народов исламское законодательство обязывало всех своих последователей к вступлению в брак, и для девушек было важно вступить в брак и занять свое место в обществе. Поддержка родителей и социума является важным фактором удовлетворенности семейной жизнью [7].

Культурный контекст может объяснить и другую особенность. Выборка юношей узбекского этноса отличалась наибольшим благополучием в системе психологических отношений, однако в трех сферах отмечалось напряжение: в отношении к противоположному полу, в чувстве вины и испытываемых страхах.

В отличие от узбекской выборки, русская выборка молодежи характеризуется наибольшей выраженностью напряженности в целом ряде психологических отношений. Напряженность касается, прежде всего, русских девушек. Наряду с переживаемыми страхами было выражено напряжение в отношении к отцу, причем обращает на себя внимание потребность девушек в фигуре идеального отца и несоответствие ей реальности. Чувство вины обусловлено негативным опытом общения с противоположным полом и, прежде всего, связывалось с переживаниями прошлого.

В целом выборка русских девушек характеризовалась эмоциональной нестабильностью, склонностью к депрессивности и агрессивным реакциям. Отсутствие идеальной отцовской фигуры, выраженная аффилиативная потребность и высокая сила эмоциональных реакций в связи с переживаемыми опасениями создают основу для повышенной тревожности.

Напряжение в отношениях с отцом и семьей в выборке узбекской молодежи наблюдалось, прежде всего, у ранимых, чувствительных и тревожных молодых людей, которым свойственна погруженность в собственные переживания. Они стремились к покровителю, нуждаясь в эмоциональной поддержке и принятии, однако не по-

лучали этого. Поведенческая модель отца не соответствовала ожиданиям современной узбекской молодежи. В узбекской семье старшим поколением ценятся конформность и соблюдение общепринятых норм, «для большинства узбеков характерно конформное поведение... Этому способствует и этикет восточного человека... узбекам в своих поступках, в поведении, в общении присуще ориентироваться на мнение большинства» [8, с. 8]. Наше исследование показало, что современные молодые люди и девушки склонны уклоняться от выполнения своих дочерних и сыновних обязанностей, не прилагать усилий к соблюдению традиционных требований и культурных норм семейных отношений. Подобное поведение способно создавать предпосылки для психического напряжения и конфликтов в родительской семье.

В узбекской выборке выраженность таких свойств личности, как депрессив-ность, агрессивность, раздражительность обусловлена конфликтностью в отношениях с отцом, в отношениях к семье и к противоположному полу.

С нашей точки зрения, выраженная связь отношения к противоположному полу и агрессивности может быть обусловлена религиозной традицией, при которой бытовая жизнь мужчин и женщин разделена, они мало контактируют друг с другом и не имеют достаточного опыта взаимоотношений. Согласно данным Н. А. Соганова, добрачный период знакомства составляет менее трех месяцев и автор подчеркивает: «Это, конечно, слишком короткий срок для появления чувства любви и нежности к своему /своей/ «избраннику/це/»... Обычаи и запреты препятствуют эмоциональному сближению будущих супругов» [7, с. 7]. Согласно нашим данным, критическая настроенность девушек и юношей узбекского этноса к лицам противоположного пола обусловлена отсутствием паттернов поведения, удовлетворяющих требования традиций и современности.

Напряжение в отношениях с противоположным полом имеют, прежде всего, те юноши и девушки, которым в силу своего характера свойственна любовь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, им тяжело сдерживать свои сексуальные стремления. Они вынуждены прилагать больше усилий для сдерживания своих потребностей, что порождает дополнительное напряжение.

Юноши и девушки, предприимчивые по своей природе, обладающие стремлением к самоутверждению, склонные к риску и быстрым, решительным действиям, зачастую не склонны советоваться со старшими и этим могут вызывать недовольство по отношению к себе.

Мы интерпретируем взаимосвязь уравновешенности и страхов и опасений как форму выхода внутренней напряженности. Молодежь, вербализуя свои страхи, демонстрирует их осознанность и готовность освободится от переживаемых опасений. Страх по определению связан с чем-то конкретным и известным, в частности страх перед неопределенностью и страх одиночества. Молодые люди, откровенно выражающие свои страхи, в нашей выборке характеризовались невозмутимостью, общительностью и спокойствием.

Выводы

1. В системе отношений обеих выборок молодежи выделены эмоциональные, конативные и когнитивные аспекты. Общим является эмоциональный дискомфорт и переживания, связанные, прежде всего, с актуальными психологическими про-

блемами: конкретными страхами, чувством вины, напряженностью в отношениях с родителями и противоположным полом, а также с самооценкой способностей.

2. Выборка юношей и девушек узбекского этноса отличается обнадеживающим взглядом на будущее, а выборка русской молодежи — пессимистичным представлением о будущем.

3. В выборках узбекской и русской молодежи обнаружилось сходство в проявлении напряженности в таких сферах, как отношение к отцу, матери и семье, а также к вышестоящим и самооценке способностей.

4. Общей характеристикой системы отношений у русской и узбекской молодежи является нацеленность на личностный рост и самоактуализацию. В русской выборке подчеркивалась значимость работы над собой на уровне внутриличностных переживаний, а в узбекской — на уровне паттернов поведения с целью оптимизации межличностных контактов.

5. Данное исследование позволило приблизиться к пониманию специфики системы отношений узбекской молодежи. Выявлены аналогичные и отличительные характеристики личности и системы её отношений в разных культурах русского и узбекского этносов.

Литература

1. Левченко Е. В. История психологии отношений: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1995.

2. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. С. 342-353.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

4. Проективная психология. М.: Эксмо, 2000. С. 203-220.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 51-60.

6. Гудименко О. В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов психологов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. психол. наук. Казань: ОГПУ, 2007.

7. Соганов Н. А. Социально-психологические особенности удовлетворенности браком в узбекской семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ташкент, 1990.

8. Мурзаев М. С. Влияние межличностных контактов на динамику этнических стереотипов: ав-тореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2003.

Статья поступила в редакцию 25 октября 2013 г.

Контактная информация

Бызова Валентина Михайловна — доктор психологических наук, профессор; vbysova@mail.ru Чикурова Екатерина Игоревна — аспирант; chikurovaei@gmail.com

Bysova Valentina M. — Doctor of Psychology, Professor; vbysova@mail.ru Chicurova Ekaterina I. — post-graduate student; chikurovaei@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.