Научная статья на тему 'Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе'

Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / САМООЦЕНКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENDER / SOCIAL WAITING / PARTICULARITIES TO PERSONALITIES / ESTIMATION ITSELF / REALIZATION THEIR OWN RESOURCE / ENTERING IN MARRIAGE / LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович

Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий. В обследовании принимали участие 100 юношей и 100 девушек, обучавшихся на старших курсах Томского государственного педагогического университета, Сибирского государственного медицинского университета и Томского политехнического университета. Проведенное исследование показало, что в социальных ожиданиях, связанных с последующей профессиональной самореализацией у студентов и студенток выпускных курсов не было выявлено существенных различий. Как девушки, так и юноши значимость своей профессии для последующего материально благополучия оценивали не высоко и больше связывали получение высшего профессионального образования с приобретением определенного социального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the present work was studying psychological laws of formation of social expectations, personal features at modern graduates of the higher school and their gender distinctions. In inspection took part 100 young men and 100 girls trained on the senior rates of Tomsk state pedagogical university, the Siberian state medical university and Tomsk polytechnical university. The carried out research has shown, that in social expectations, students of the senior rates has not been revealed essential distinctions. Both girls, and reception of the supreme vocational training connected young men not to material welfare, and with purchase of the high social status.

Текст научной работы на тему «Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ, ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Томский государственный педагогический университет

Исследование проблем гендерного неравенства наиболее актуально у молодых людей и, в частности, у студентов высшей школы, жизнь которых неразрывно связана с устремлением в будущее, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, профессиональным становлением, преобразованием общества. Слово «гендер» (gender, англ. - род) в семантике русского языка, начиная с 1990-х годов, наиболее часто стал использоваться как характеристика психологического пола человека [1-4]. Гендер, согласно представлениям современной «гендерной психологии», определяет совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, характеризующих статусы мужчин и женщин в обществе [3]. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем, в процессе социализации, он осваивает ту или иную гендерную роль [4, 6, 7].

Необходимость изучения гендерных различий социальных ожиданий последующей профессиональной самореализации, семейно-брачных отношений, развития личности обусловлена, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, такое исследование приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, при которых трансформации в различных сферах общественной жизни, социальном устройстве влияют не только на макросоциальные процессы, но и определяют индивидуальные особенности жизни людей, изменяют культуру, нормы, ценности и ожидания членов общества. Во-вторых, исследование данной проблематики важно в ситуации [5-7], при которой в обществе декларативно признается гендерное равенство, но на практике существует гендерная асимметрия общественных и семейных ролей, формируется противоречивый набор гендерных норм, стереотипов и правил поведения.

Можно предположить, что гендерные различия могут определять инвариантность структуры социальных ожиданий и составляющих свойств личности у современных выпускников вузов в условиях достаточно проблемной ситуации их востребованности на «рынке труда» и особенно условия социализации и биологические особенности женщин. В связи с этим проведение исследований, направленных на изучение психологических закономерностей данных феноменов, является актуальным и своевременным.

Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий.

Характеристика обследуемых и методов

В обследовании принимали участие 100 юношей и 100 девушек, обучавшихся на 5-х курсах факультетов психологии и связи с общественностью, физической культуры и биолого-химическом Томского государственного педагогического университета, на 6-м курсе педиатрического факультета Сибирского государственного медицинского университета и на 4-м курсе (по программе бакалавров) электрофизического факультета Томского политехнического университета. Первоначально проводился анонимный анкетный опрос с блоками вопросов, позволяющих установить возраст респондентов, пол, состав и социокультурный статус их семей, характер взаимоотношений с другими значимыми субъектами общения, особенности полоролевого поведения. Выявлялись также самооценки материальной обеспеченности, физической привлекательности и состояния здоровья. Несколько блоков вопросов были направлены на оценку у мужчин и женщин предшествующего опыта сексуального поведе-

— Уб —

ния, структуры социально и личностно значимых ожиданий от своего будущего или настоящего супруга(и). Ответы на ряд других вопросов позволяли выявить особенности образа жизни и мировоззрения студентов.

Для стандартизации самооценок респондентами значимых качеств и ситуаций им предлагалось использовать приведенные в анкете 20-балльные шкалы. Одна из таких шкал была разделена на диапазоны «Плохо» (0-5 баллов), «Удовлетворительно» (6-10 баллов), «Хорошо» (11-15 баллов) и «Отлично» (16-20 баллов). Другая шкала с такой же последовательностью балльных оценок разделялась на диапазоны «Не значимо», «Мало значимо», «Значимо» и «Очень значимо». Первоначально опрашиваемым предлагалось выбрать один из диапазонов, соответствующий уровню той или иной самооценки, а затем указать ответ для соответствующего пункта анкеты с точностью до одного балла.

Кроме того, 30 юношей и 30 девушек участвовали в формализованном не анонимном психологическом интервьюировании, включающем, в частности, ряд вопросов из анонимной анкеты. Для изучения структуры свойств личности использовался вариант «В» Фрайбургского личностного опросника [8, 9], содержащий 114 вопросов. После обработки «сырых оценок», при сравнении ответов каждого обследуемого с «ключом» теста, и подсчета количества совпадений первичные результаты с помощью специальных таблиц переводились в стандартные оценки 9-балльных шкал. Всего использовалось 12 шкал:

1) невротичности (уровня невротизации личности),

2) спонтанной агрессивности (степени психопа-тизации личности),

3) депрессивности,

4) раздражительности (степени эмоциональной устойчивости),

5) общительности (дружелюбия, социальной активности),

6) уравновешенности (устойчивости к стрессовым ситуациям),

7) реактивной агрессивности (эгоцентричности, авторитарности, недоверчивости, доминантности),

8) застенчивости (стрессовое реагирование на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу),

9) открытости (высокие оценки по этой шкале свидетельствовали о доверительно-откровенном взаимодействии с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности),

10) экстраверсии (общительности) - интровер-сии (избегание «контактов» с людьми),

11) эмоциональной лабильности,

12) мужественности - женственности (маскулинизма - феминизма).

При интерпретации значений шкал использовались следующие правила: низкими считались баллы от 1 до 3, 4-6 баллов указывали на оптимальное проявление черт, составляющих свойства личности, к «сверхвыраженным» относились признаки с балльными значениями от 7 до 9.

При статистической обработке данных использовалась компьютерная программа «Б1ай81;юа 6.0.», с помощью которой проводились парные сравнения средних арифметических (Х) и ошибок среднеарифметических значений (х) показателей (по 1-критерию Стьюдента), вычислялись коэффициенты корреляции по Спирмену [1, 2].

Результаты исследования и их обсуждение

Возраст студентов выпускных курсов составлял от 20 до 24 лет. Большинство девушек (88 %) и юношей (90 %) воспитывались в полной родительской семье, где один или оба родителя имели высшее профессиональное образование. 86 % студенток и 91 % студентов социализировались в семьях с двумя и более детьми. Оптимальным количеством детей в своей семье 60 % девушек и 59 % юношей считали два ребенка. Самооценка полноценного воспитания ребенка в неполной семье у 54 % выпускниц вузов и 66 % выпускников располагалась в диапазонах «Плохо» и «Удовлетворительно» тестовой карты. Для девушек значимым взрослым чаще являлась мать (52 %), в то время как для юношей в равной степени были авторитетны как мать (32 %), так и отец (32 %). Материальную обеспеченность в период воспитания в родительской семье на «хорошо» и «отлично» оценивали 64 % девушек и 50 % юношей. Самооценки материальной обеспеченности в настоящее время в диапазоне «Хорошо» и «Отлично» составляли у девушек 40 %, у юношей - 29 %.

В рамках данного исследования были проанализированы показатели самооценок физической привлекательности, сексуальной удовлетворенности и состояния здоровья. Большинство девушек (86 %) и юношей (53 %) оценивали свою физическую привлекательность на «отлично» и «хорошо» по тестовой шкале. Средние самооценки состояния здоровья у студенток (12.1 ± 0.4 балла) были ниже (р < 0.05), чем у студентов (14.1 ± 0.5), и располагались в диапазоне «Хорошо».

Не состояли в юридически зарегистрированном браке 74 % девушек и 91 % юношей. При этом допускали возможность в браке внебрачные связи (не известные супругу(е)) 36 % девушек и 57 % юношей. Собственных детей воспитывали 10 % студенток и 2 % студентов. Отдельно от родителей проживали 48 % девушек и 52 % юношей. На опыт употребления наркотиков указывали 10 % респон-денток и 34 % респондентов. Не употребляли

спиртные напитки 18 % студенток и 2 % студентов. Курили 30 % девушек и 45 % юношей.

Таким образом, можно предположить, что условия семейной и внесемейной социализации, в т.ч. уровень образования родителей, оказывали влияние на формирование структуры социальных ожиданий и образ жизни студенческой молодежи.

42 % девушек и 36 % юношей, завершающих получение высшего образования, оценивали перспективы своего последующего материального благополучия, связанного с профессией, в пределах диапазона «Плохо» 20-балльной шкалы тестовой линейки и только соответственно 20 % и 32 % - в диапазонах «Отлично» и «Хорошо». В то же время значимость высшего профессионального образования для достижения высокого социального статуса большинством респонденток (13.5 ± 0.5 балла) и респондентов (11.9 ± 0.8 балла) оценивалась достаточно высоко. Это указывало на то, что на социальные ожидания, связанные с профессиональной самореализацией, оказывали влияние социокультурные трансформации, происходящие в обществе.

В рамках данного исследования были рассмотрены ожидания девушек (средний возраст 21.6 ±

Было установлено, что для девушек и юношей в браке одинаково важны межличностная совместимость, интеллект супруги (супруга), участие в воспитании детей. Менее важными качествами жены (мужа), необходимыми для создания благополучной семьи, девушки и юноши считали добрачную девственность супруги (супруга), жизненный опыт, физическую привлекательность, участие в хозяйст-

0.2 года) и юношей (Х ± х = 21.3 ± 0.2 года), получавших высшее образование, по созданию собственных семей. Было установлено, что всеми ими предполагалось формирование семейнобрачных отношений. Средний оптимальный возраст вступления в брак девушками указывался в 22.7 ± 0.3 года года, юношами - 24.1 ± 0.4 года. Оптимальное же превышение возраста мужа над возрастом жены женщинами предполагалось на 5.6 ± 0.5 года, мужчинами - только на 1.8 ± 0.3 года (р < 0.05), в то время как в поколении их родителей отцы были старше матерей в среднем от

1.4 до 0.8 лет. Это указывало на формирование при современных социально-экономических условиях в России (в т.ч. демографической ситуации) своеобразного «гендерного конфликта» и его репрезентацию в структуре социальных ожиданий, связанных с формированием семейно-брачных отношений.

Анализ ответов из анонимных анкет позволил установить иерархию значимости для девушек и юношей соответственно качеств супруга и супруги, которые необходимы для формирования семейно-брачных отношений (табл. 1).

венно-бытовой деятельности. Существенные гендерные различия (р < 0.05) наблюдались в важности таких качеств, как материальная обеспеченность и образованность супруги (супруга).

У девушек собственная семья рассматривалась, в первую очередь, как условие материального и социального благополучия. Семья как фактор, способствующий «профессиональному росту», оцени-

Таблица 1

Гендерные различия самооценок (Х ± х) значимости различных качеств (по 20-балльной шкале), которые выделялись студентами выпускных курсов вузов как необходимые для формирования семейно-брачных отношений

№ Качества Девушки Юноши

1 Межличностная совместимость 16.8 ± 0.5 16.6 ± 0.7

2 Интеллектуальное развитие 16.4 ± 0.4 16.1 ± 0.9

3 Участие в воспитании детей 16.1 ± 0.6 16.2 ± 0.7 Р4-1 < 0.05

4 Материальная обеспеченность 15.8 ± 0.6* 12.5 ± 0.9*

5 Образование 15.2 ± 0.6* 13.5 ± 0.8* Р5-1 < 0.05

6 Верность в браке 15.2 ± 0.8 14.7 ± 1.1

7 Участие в хозяйственно-бытовой деятельности 14.1 ± 0.5 Р7-1 < 0.05 14.5 ± 0.8

8 Физическая привлекательность 13.5 ± 0.5 Р8-1 < 0.05 14.6 ± 0.7 Р8-1 < 0.05

9 Жизненный опыт 13.3 ± 0.6 Р9-1 < 0.05 12.1 ± 0.8 Р9-1 < 0.05

10 Добрачная девственность 7.6 ± 0.9 Р10-(1-9) < 0.05 7.1 ± 1.1 Р10-(1-9) < 0.05

Примечание: * - обозначения статистически значимых (р < 0.05) парных различий показателей качеств у девушек и юношей. Качества ранжированы по группе девушек от максимального к минимальному значению. Х -среднее арифметическое, х - ошибка среднего арифметического значения показателя.

валась ими достаточно низко. Юноши наличие се- меньше всего - с материальным благополучием мьи тесно связывали с состоянием здоровья и (табл. 2).

Таблица 2

Гендерные различия значимости семьи для успешной социализации у выпускников вузов

№ Показатели Девушки Юноши

1 Материальное благополучие 14.4 ± 0.5* 10.5 ± 1.0* Р1-3 < 0.05

2 Социальное положение 13.5 ± 0.5 11.9 ± 0.8

3 Состояние здоровья 13.3 ± 0.7 14.8 ± 0.9 Р3-2 < 0.05

4 Профессиональный рост 12.8 ± 0.6* 10.6 ± 1.0* Р4-3 < 0.05

Примечание: Обозначения такие же, как и в таблице 3.

При применении Фрайбургского опросника для изучения структуры свойств личности выпускников вузов было установлено, что у юношей, по сравнению с девушками, были более выражены маскулинные черты и в меньшей степени им была свойственна «застенчивость» (см. табл. 3).

Таблица 3

Гендерные различия уровней (Х ± х) показателей по шкалам Фрайбургского личностного опросника у выпускников вузов

Все это указывало на то, что в условиях современного российского общества имеет место некоторое усвоение молодежью гендерных установок, традиционно свойственных противоположному полу. При этом мужчины в своих социальных ожиданиях более восприимчивы к воспроизводству традиционных гендерных стереотипов, чем женщины.

№ Факторы Девушки Юноши Достов. различий

1 Открытость 7.8 ± 0.4 7.9 ± 0.4 -

2 Раздражительно сть 6.8 ± 0.5 6.3 ± 0.4 -

3 Невротичность 6.4 ± 0.4 5.7 ± 0.5 -

4 Застенчивость 6.3 ± 0.4 4.6 ± 0.6 р < 0.05

5 Экстраверсия-интроверсия 5.8 ± 0.5 5.3 ± 0.5 -

6 Эмоциональная лабильность 5.7 ± 0.4 4.9 ± 0.4 -

7 Реактивная агрессивность 5.6 ± 0.4 6.7 ± 0.6 -

8 Депрессивность 5.1 ± 0.5 5.0 ± 0.5 -

9 Уравновешенность 5.1 ± 0.5 4.9 ± 0.5 -

10 Спонтанная агрессивность 5.1 ± 0.4 6.1 ± 0.5 -

11 Маскулинизм-феминизм 4.5 ± 0.6 6.0 ± 0.5 -

12 Общительно сть 4.5 ± 0.4 4.3 ± 0.5 -

Примечание: В группе девушек, начиная с показателя № 3, все остальные статистически достоверны (р < 0.05 и менее) меньше, чем значение (Х ± х) показателя № 1 («открытость»). В группе юношей значения показателей № 2-6 и 8-12 статистически достоверны меньше, чем № 1 («открытость) в этой группе обследованных. Остальные обозначения такие же, как и в табл. 1.

Ранжирование 12 шкал, характеризующих свойства личности, от максимального до минимального значений (Х + х) в группе девушек (при симметричном показе этих показателей у юношей) позволило установить, что для обеих групп обследуемых были характерны достаточно высокие «открытость», «раздражительность», а у девушек несколько большая «невротичность». В последовательность ранжирования значений шкал, характеризующих свойства личности, у юношей «не укладывались» показатели «агрессивности» и «маскулинизма - феминизма».

Структура сопряженности свойств личности, по данным (см. табл. 4) их интеркорреляций (по Спирмену), указывала, что для девушек была характерна

обратная взаимосвязь между показателями в котину-умах «общительность - застенчивость» и «мускули-низм» - «депрессивность». У юношей (см. табл. 5) обратные, средние по уровню взаимосвязи (р <

0.05), были в континуумах показателей: «застенчивость» - «экстравертированность», «уравновешенность» - «эмоциональная лабильность» (близкие к линейным обратные взаимосвязи между свойствами личности), а также «уравновешенность» - «застенчивость» (средний уровень обратной взаимосвязи). Существовали тенденции, при которых маскулинные черты характера предполагали более низкие «невротичность» и «застенчивость».

Для структуры корреляционных плеяд с прямыми, достаточно высокими по уровню сопряжен-

ности (при р < 0.05) связями, общими для групп девушек и юношей, были континуумы: «депрес-сивность» - «застенчивость» и «общительность» -«экстравертированность». В структуре плеяд со средними уровнями прямых взаимосвязей у обследованных студенток отмечались положительные корреляции между показателями спонтанной и ре-

активной агрессивности, «раздражительности» -«открытости», «депрессивности», «эмоциональной лабильности» и «раздражительности». Структура корреляционных плеяд с прямыми статистически значимыми (р < 0.05) связями между показателями структуры личности у девушек (см. табл. 4) была несколько иной, чем у юношей.

Таблица 4

Интеркорреляции (по Спирмену) факторов Фрайбургского личностного опросника у девушек,

завершающих обучение в вузе

Факторы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Невротичность 1 1 -0.1 0.5 0.2 0.2 -0.2 0.1 0 0.1 0.1 0.5* -0.1

Спонтанная агрессивность 2 1 0.3 0.4 -0.3 0.2 0.6* 0.5 0.5 0.1 0.4 -0.1

Депрессивность 3 1 0.5 -0.3 -0.2 0 0.8* 0.4 -0.3 0.8* -0.5*

Раздражительно сть 4 1 0 0.2 0.1 0.3 0.7* 0.2 0.6* 0.3

Общительно сть 5 1 0.3 0.3 -0.6* -0.1 0.8* -0.2 0.3

Уравновешенность 6 1 0.3 -0.1 0.1 0.3 0 0.3

Реактивная агрессивность 7 1 -0.1 0.3 0.5* 0.3 -0.1

Застенчивость 8 1 0.3 -0.5 0.5 -0.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытость 9 1 0.2 0.7* 0.2

Экстраверсия-интроверсия 10 1 0 0.3

Эмоциональная лабильность 11 1 -0.3

Маскулинизм- феминизм 12 1

Примечание: * обозначены статистически значимые (р < 0.05 и менее) величины коэффициентов корреляции.

Таблица 5

Интеркорреляции (по Спирмену) факторов Фрайбургского личностного опросника у юношей,

завершающих обучение в вузе

Факторы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Невротичность 1 1 0.1 0.6* 0.2 -0.2 -0.5 -0.1 0.5 0.1 -0.5 0.5 -0.5

Спонтанная агрессивность 2 1 0 0.8* 0.2 -0.3 0.1 0.2 -0.1 0 0.2 0

Депрессивность 3 1 0.2 -0.3 -0.3 0 0.6* 0 -0.3 0.5* -0.3

Раздражительно сть 4 1 0.3 -0.3 0.4 0.2 0.2 0.1 0.4 0.1

Общительно сть 5 1 0.5* 0.3 -0.5 -0.1 0.5* -0.5 0.5

Уравновешенность 6 1 0.2 -0.5* 0.2 0.6* -0.7* 0.3

Реактивная агрессивность 7 1 -0.2 0.6* 0.4 0.1 0.3

Застенчивость 8 1 0.1 -0.8* 0.6* -0.5

Открытость 9 1 0.1 0.2 0

Экстраверсия-интроверсия 10 1 -0.5 0.5*

Эмоциональная лабильность 11 1 -0.2

Маскулинизм- феминизм 12 1

Примечание: обозначения такие же, как и в табл. 4.

В целом же эти связи были достаточно закономерными, исходя из семантики психологических терминов, характеризующих смысловые значения анализируемых черт личности, и указывали на определенные гендерные различия их сопряженности.

Заключение

Проведенное исследование показало, что наиболее характерными условиями семейной социализации у современных студентов вузов было воспитание в полной, часто двух-, иногда более де-тной родительской семье, в которой в подавляющем большинстве случаев один или оба родителя получили высшее профессиональное образование.

В социальных ожиданиях, связанных с последующей профессиональной самореализацией, у

студентов и студенток выпускных курсов не было выявлено существенных различий. Как девушки, так и юноши значимость своей профессии для последующего материально благополучия оценивали невысоко и больше связывали получение высшего профессионального образования с приобретением определенного социального статуса.

Социальные ожидания, связанные с формированием семейно-брачных отношений, указывали на наличие своеобразного «гендерного конфликта». Так, девушки в основном предполагали, что оптимальный возраст мужчины для заключения с ним юридически зарегистрированного брака должен быть около 6 лет старше, чем их собственный (т.е. с мужчиной в возрасте ближе к 30 годам). Юноши же указывали на

Е.Ю. Азбукина. Особенности деятельности современного педагога

оптимальный возраст жены, близкий к своему. Причем для девушек, в отличие от юношей, более значимыми качествами супруга были его уровень образования и способность материально обеспечивать семью. Такие социальные притязания определяют проблематичность вступления в юридически зарегистрированный стабильный брак для большинства выпускниц вузов в период оптимального (до 30 лет) и, тем более, субоптимального (до 35 лет) репродуктивного возраста в связи с явно недостаточным числом «свободных» мужчин с соответствующим соци-

альным статусом. Относительно высокую мускули-низацию многих современных выпускниц вузов, при достаточно значительной выраженности раздражительности, невротичности и одновременно застенчивости, по-видимому, можно отнести к числу факторов, препятствующих успешности совмещения семейно-брачных отношений и профессионального роста в период своей молодости.

Работа частично поддержана грантом РФФИ,

проект 08-06-00313 Поступила в реакцию 26.12.2006

Литература

1. Жилкин Д.С., Чекалина А.А. Влияние гендера на самореализацию женщин // Журнал прикладной психологии. 2003. № 2.

2. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 11.

3. Левин Э. От женщин к гендеру и далее: изменение контуров WOMEN'S STADIES в США с 1970-х годов // Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре: мужчина глазами женщины: Материалы конференции «Толерантность в условиях многоукладности российской культуры». Екатеринбург, 2001.

4. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

5. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003. № 11.

6. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psuchology, 1974. Vol. 42.

7. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Societe, 1983. Vol. 8. № 4.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

9. Крылов А.А., Ронгинская Т.И. Исследование личности с помощью формы В опросника FPI // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. СПб., 2000.

10. Берестнева О.Г., Муратова Е.А., Уразаев А.М. Компьютерный анализ данных: Учебное пособие. Томск, 2003.

11. Берестнева О.Г. и др. Математические методы в психологии. Томск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.