Научная статья на тему 'Проявления радикального национализма и административное противодействие ему в российском обществе'

Проявления радикального национализма и административное противодействие ему в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / RADICAL NATIONALISM / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE AND LAW ENFORCEMENT / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / MEASURES OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / STATE EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоцкий Дмитрий Александрович

Раскрываются формы проявления радикального национализма и меры административного противодействия ему в современном российском обществе, применяемые органами исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of radical nationalism and the administrative response in Russian society

Analyzed forms of manifestations of radical nationalism and administrative measures to counter it in the modem Russian society, used by executive authorities.

Текст научной работы на тему «Проявления радикального национализма и административное противодействие ему в российском обществе»

УДК 316 ББК 60.5

ПРОЯВЛЕНИЯ РАДИКАЛЬНОГО НАЦИОНАЛИЗМА И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕМУ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ,

E-mail: v.belskiy@bk.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются формы проявления радикального национализма и меры административного противодействия ему в современном российском обществе, применяемые органами исполнительной власти.

Ключевые слова: национализм, радикальный национализм, административно-правовое принуждение, меры административного пресечения, правоохранительные органы, государственные органы исполнительной власти.

Annotation. Analyzed forms of manifestations of radical nationalism and administrative measures to counter it in the modern Russian society, used by executive authorities.

Keywords: nationalism, radical nationalism, administrative and law enforcement, measures of administrative punishment, law enforcement, state executive authorities.

Последние события в Украине и других странах, отдельных регионах мира свидетельствуют о широком распространении в социальных отношениях и взаимодействии идеологии и практики радикального национализма. Радикальный национализм, особенно молодежный, в настоящее время умело используется определенными политическими силами для достижения разного рода целей, представляет угрозу безопасности личности, общества и государства. Профилактика, предупреждение и противодействие экстремистской деятельности, основанной на идеологии национализма, выявление и устранение условий и факторов ее порождающих является сегодня важнейшим направлением деятельности правоохранительных и других органов государственной исполнительной власти. В Российской Федерации, в соответствии с политико-нормативными документами и законами, правоохранительные органы обязаны всеми легальными средствами и способами противодействовать экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя страны, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Радикальный национализм представляет собой многогранное явление, проявляющееся в различных формах. Наиболее распространенным его проявлени-

ем, в том числе и в российском обществе, является организация и проведение радикальными националистическими силами массовых общественно-политических мероприятий с нарушением законодательства, регулирующего проведение митингов, пикетов, демонстраций и шествий. Несанкционированные массовые мероприятия, организованные представителями радикальных националистических сил, как правило, немногочисленны, носят пропагандистский характер, проходят с незначительными нарушениями общественного порядка и преследуют цель - «заявить о себе», привлечь внимание окружающих и тем самым пополнить свои ряды новыми сторонниками. В некоторых случаях участники подобных акций своими действиями провоцируют сотрудников правопорядка на применение к ним мер административного принуждения, связанных с непосредственным физическим воздействием (административное задержание, применение специальных средств и др.), создавая себе при этом имидж «мучеников, страдающих за правое дело». В соответствии с нормами административного законодательства Российской Федерации такие действия подпадают под признаки ст. 20.2. («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее КоАП).

Одним из проявлений радикального национализма является участие его сторонников в легальных обще-

ственно-политических мероприятиях, проводимых в соответствии с законодательством различными политическими силами, и совершение ими на этих мероприятиях провокационных действий, направленных на возбуждение национальной розни. При проведении санкционированных публичных массовых акций представители радикального национализма совершают противоправные, в том числе экстремистские, действия, доводят до окружающих информацию (путем устных выступлений или демонстрирования соответствующих лозунгов и транспарантов), возбуждающую расовую, национальную, религиозную или социальную вражду, совершают хулиганские действия, провоцируют сотрудников правоохранительных органов на неадекватные силовые действия. В соответствии с КоАП Российской Федерации такие действия подпадают под признаки ст. 20.1.(«Мелкое хулиганство») и ст. 19.3. («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органа государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы»).

Общественно опасную форму проявления радикального национализма в современных условиях представляет организация его субъектами и их участие в массовых беспорядках, направленных на достижение радикальных националистических целей. Националистически настроенные лица совершают провоцирующие действия, сопровождающиеся в последнее время захватом ими помещений, принадлежащих государственным органам власти, нападением на сотрудников полиции, других должностных лиц с целью инициирования открытых столкновений с силами правопорядка и совершения при этом массовых драк, грабежей, погромов и т.п. Если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то в этом случае применяется ст. 20.2 со значком 2 КоАП («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). Отдельные виды административных наказаний выступают также в качестве мер профилактического характера по недопущению участия отдельных лиц в массовых беспорядках (ст. 3.14 КоАП «Запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения»).

К современным проявлениям радикального национализма относятся планирование, подготовка и осуществление радикальными националистическими силами хулиганских действий. Радикально настроенными активистами в качестве выражения протеста, или несогласия с точкой зрения своих оппонентов, во время проведения конференций, заседаний, собраний, встреч с гражданами практикуется забрасывание их

пачкающими предметами (гнилыми овощами, яйцами, пакетами с майонезом и др.). Применяется этот способ, как правило, в отношении лидеров политических партий, государственных чиновников, представителей СМИ, международных организаций. Такие действия являются нарушением общественного порядка, выражают явное неуважение к обществу и могут квалифицироваться по ст. 20.1. КоАП как мелкое хулиганство.

Проявлениями радикального экстремизма является также изготовление и распространение материалов экстремистского характера. Сторонники националистических группировок и организаций (в первую очередь скинхедов) при проведении своих акций активно используют нацистскую символику и атрибутику (значки, эмблемы, нашивки и т.д.), размещают ее в общественных местах, в печатных изданиях, демонстрируют другими способами (например, жестами). Указанные действия квалифицируются согласно ст. 20.3. («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики») и ст. 20.29. («Производство и распространение экстремистских материалов») КоАП Российской Федерации.

Для предупреждения и пресечения перечисленных и других проявлений радикального национализма, экстремистских действий националистических сил правоохранительные органы Российской Федерации используют различные способы и приемы, варианты служебной деятельности. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации, правоохранительные органы могут использовать возможности и силы других организаций, органов государственной власти для обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие правоохранительным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей по предупреждению и пресечению противоправных действий радикально настроенных националистических элементов.

Меры административного предупреждения уполномочены применять должностные лица федеральных органов исполнительной власти. Что касается применения иных мер административного принуждения, в частности мер административного пресечения (административного задержания, доставления, проверки документов, личного осмотра и др.), то, например, в соответствии с п. «и» и «к» ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности» сотрудники органов безопасности имеют право проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание, или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при

подозрении, что они используются в целях совершения указанных административных правонарушений или преступлений. Сотрудникам органов ФСБ предоставлено право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения или проникновением на специально охраняемые территории особорежим-ных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности ст. 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов», предоставляет право сотрудникам органов безопасности, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 настоящего Кодекса, осуществлять осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Целью применения мер административного принуждения является принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок, что позволяет правоохранительным органам активно использовать их в противодействии проявлениям национального радикализма.

Меры административного пресечения, как и административно-предупредительные меры, имеют право, в большинстве случаев, применять должностные лица органов исполнительной власти, осуществля-

ющие государственный контроль и надзор. Решение о применении этих мер принимает уполномоченное должностное лицо непосредственно в момент совершения противоправных действий. В исключительных случаях для использования некоторых специальных средств, требуется решение руководителя операции, начальника правоохранительного органа.

Правоохранительные органы в ходе пресечения массовых беспорядков свои усилия направляют на выявление и изоляцию их зачинщиков, организаторов и активных участников. Пресечение массовых беспорядков представляют собой согласованные мероприятия правоохранительных органов и подразделений других силовых структур государства. В противодействии радикальному национализму важное значение имеет современное ограничение и нейтрализация признаков радикального национализма. Особое значение здесь имеют предупредительные меры, в том числе административно-правовые. В то же время в современном российском обществе существует определенная проблема правового регулирования применения мер административного принуждения правоохранительными органами для предупреждения проявлений радикального национализма.

Литература

1. См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (Ч. I) ст. 1 (в редакции от 4 июня 2014 г.).

References

1. See: The Russian Federation code of administrative offences of 30 December 2001, No. 195-FZ // Collected legislation of the Russian Federation from January 7, 2002, № 1 (Part I) article 1 (as amended on June 4, 2014).

Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [С.Ю. Анохина и др.] / Под ред. Ф.П. Васильева. М.: ЮНИТИ-дАнА: Закон и право, 2015. 815 с.

Цель учебника — ознакомить читателя с деятельностью полиции по вопросам организации обеспечения общественного порядка (ООП) и безопасности в современных условиях.

Рассмотрены правовое положение полиции и участие подразделений полиции в ООП, а также отдельные направления деятельности ряда подразделений полиции.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для должностных лиц местных органов власти и иных правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.