Научная статья на тему 'Проблемные аспекты в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции)'

Проблемные аспекты в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / RULE OF LAW / POLICE / THE EXECUTION OF ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE OFFENSE / THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Низаметдинов Ансар Мясумович, Потапенкова Ирина Викторовна

Анализируется правоприменительная деятельность подразделений полиции по охране общественного порядка по исполнению административного законодательства. На основе анализа информационно-аналитических материалов МВД России выявлены проблемные вопросы в данной сфере и предложены оптимальные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Низаметдинов Ансар Мясумович, Потапенкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem aspects in administrative and jurisdictional activity of law-enforcement bodies (police)

This article analyzes the law enforcement police units for the protection of public order on the execution of administrative law. Based on the analysis of information and analytical materials of the Russian Interior Ministry identified the problematic issues in this area and suggest optimal solutions.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции)»

УДК 351.74 ББК 67.99(2)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)

АНСАР МЯСУМОВИЧ НИЗАМЕТДИНОВ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент, кандидат юридических наук; ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: irina_abuzova@mail. ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется правоприменительная деятельность подразделений полиции по охране общественного порядка по исполнению административного законодательства. На основе анализа информационно-аналитических материалов МВД России выявлены проблемные вопросы в данной сфере и предложены оптимальные пути решения.

Ключевые слова: законность, полиция, исполнение административного законодательства, административное правонарушение, Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях.

Annotation. This article analyzes the law enforcement police units for the protection of public order on the execution of administrative law. Based on the analysis of information and analytical materials of the Russian Interior Ministry identified the problematic issues in this area and suggest optimal solutions.

Keywords: rule of law, the police, the execution of administrative law, administrative offense, the Code of the Russian Federation on Administrative Violations.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», полиция обязана предупреждать и пресекать административные правонарушения (п. 2), осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 5). В свою очередь, для реализации указанных направлений деятельности в соответствии со ст. 1З того же закона, полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, в том числе связанных и с нарушениями административного законодательства (п. 1), составлять протоколы об административных правонарушениях,

собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 8), вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (п. 12).

В 2015 года сотрудниками органов внутренних дел (полиции) пресечено более 69 млн административных правонарушений, предусмотренных Кодек-

сом Российской Федерации об административных правонарушениях1 (без учета правоприменительной деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения — 9,7 млн)2.

Преобладающее большинство административных правонарушений выявлено непосредственно должностными лицами органов внутренних дел (полиции), что явилось основным поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях. По заявлениям физических и юридических лиц, а также сообщениям в средствах массовой информации возбуждено 753 327 дел об административных правонарушениях. В связи с поступлением информации, содержащей в себе признаки состава административного правонарушения, из иных правоохранительных органов, общественных объединений либо органов местного самоуправления возбуждено 62 530 дел3.

Составлено 176 761 протокола об административных правонарушениях в отношении должностных лиц от общего количества выявленных правонарушений) и 393 998 — юридических лиц4.

В целом по материалам полиции из оборота изъято либо конфисковано орудий совершения или предметов административных правонарушений на сумму свыше 364,2 млн рублей.

Наибольшее количество административных правонарушений пресечено сотрудниками подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), патрульно-постовой службы (ППС), вневедомственной охраны и участковыми уполномоченными полиции (УУП).

В ходе непосредственного наблюдения за поведением граждан в общественных местах, за поведением участников дорожного движения сотрудники полиции обнаруживают «достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения». Такими достаточными данными могут быть разнообразные деяния, образующие объективную сторону административного правонарушения, например, поведение гражданина, нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к другим гражданам

(ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ); распитие алкогольной и спиртсодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ); управление транспортным средством с установленными на нем устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов, когда есть основание полагать, что такие устройства установлены без соответствующего разрешения (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ); проезд на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ) и др. В некоторых случаях для обнаружения указанных достаточных данных необходимо использование специальных технических средств, например, средств фото-видео-фиксации (п. 4, ч.1, ст. 28.1 КоАП РФ).

В ходе осуществления контрольно-надзорной административной деятельности сотрудники полиции обязаны не только выявлять факт нарушения общественного порядка, но и применять меры реагирования, в виде различных мер государственного принуждения. Федеральный закон «О полиции» уполномочивает сотрудника полиции применять следующие меры реагирования:

1) требование прекращения противоправных действий;

2) проверка документов, удостоверяющих личность у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

3) проверка у физических и юридических лиц разрешений (лицензий) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, надзор за которыми возложен на полицию;

4) применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) временное ограничение или запрещение дорожного движения на отдельных участков дорог;

6) остановка транспортных средств и проверка документов предусмотренных Правилами дорожного движения;

7) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

8) составление протоколов об административных правонарушениях и др.

Меры реагирования, применяемые сотрудниками полиции в отношении противоправного

поведения граждан, должны оформляться соответствующим актом, имеющим юридическое значение — протоколом, предусмотренным КоАП РФ, например: применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — протоколом доставления, задержания, досмотра, осмотра, изъятия, отстранения от управления транспортным средством, направления на медицинское освидетельствование, задержания транспортного средства и. т.д. Составление протокола о применении меры обеспечения производства по делу — промежуточный этап, за которым следует составление протокола об административном правонарушении.

Практическая реализация деятельности субъектов органов исполнительной власти в сфере внутренних дел по производству по делам об административных правонарушениях представляет собой процессуальную деятельность, состоящую из нескольких стадий, которые, в свою очередь, складываются из определенных этапов:

Первая стадия — возбуждения дела об административном правонарушении5.

Вторая стадия — непосредственное рассмотрение дела6,

Факультативная стадия, следующая за рассмотрением дела — пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу7.

Завершающая стадия производства — исполнение постановления по делу об административном правонарушении8 (ст. 31.3 КоАП РФ).

Анализируя правоприменительную практику по отдельным видам административных правонарушений, подведомственных органам внутренних дел (полиции) можно сделать вывод о том, что одной из основных причин, дающих повод ставить под сомнение правомерность вынесенных решений по делам об административных правонарушениях, является низкое качество собранного административного материала. Так по данным ГИАЦ МВД России, информационных материалов ГУОООП МВД России, в ряде материалов по делам об административных правонарушениях отсутствуют копии документов, удостоверяющих личность правонарушителей, распечатки с информационных баз

данных «Регион», методы установления личности правонарушителей сотрудниками полиции не отражены, рапорта сотрудников полиции, находящиеся в материалах дел, руководством не изучены. В настоящее время установлены оценочные показатели работы, независящие от количества составленных протоколов об административных правонарушениях. Однако новые требования МВД России руководителями ряда территориальных органов до сих пор не восприняты: основными причинами фальсификации сотрудниками органов внутренних дел (полиции) материалов об административных правонарушениях являются искусственное завышение показателей результатов работы, стремление любыми способами создать видимость успешной службы, а также отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Проблемные вопросы возникают и при взыскаемости административных штрафов. Так на протяжении последних 3 лет прослеживается положительная тенденция в работе по обеспечению своевременного и полного взыскания административных штрафов: на фоне увеличения в 2,6 раза суммы наложенных должностными лицами органов внутренних дел штрафов (с 21,5 млрд в 2012 году до 56,2 млрд в 2014 году) в целом процент взысканных денежных средств составил 69,7% (в 2012 году — 60,9%, в 2013 году — 64,2%)9.

Анализ административно-юрисдикционной деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка за 2015 год позволяет выделить следующие типичные нарушения, допускаемые должностными лицами органов внутренних дел (полиции):

• несоблюдение предусмотренных законом сроков давности привлечения к ответственности;

• составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъяснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу;

• неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• нарушение установленного законом порядка административного расследования;

• применение штрафов за конкретные виды правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров;

• нарушение порядка административного задержания граждан (в том числе факты необоснованного задержания, без составления протоколов, превышения установленных законом сроков задержания и др.);

• осуществление личного досмотра и досмотра вещей должностными лицами, не уполномоченными на проведение таких действий, а также несоблюдение требований о присутствии понятых при проведении личного досмотра и досмотра вещей;

• наложение ареста на товары, транспортные средства и иные вещи, не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, либо лицом, не уполномоченным на это, а также нарушение требований о присутствии при аресте товаров, транспортных средств и иных вещей их владельцев и понятых;

• неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке на предмет состояния опьянения

и др.);

• незаконно упрощенная процедура рассмотрения материалов об административных правонарушениях (без приглашения и опроса лица, привлекаемого к ответственности, без разъяснений процессуальных прав, исследования документов и др.);

• игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу.

В целях совершенствования административно-юрисдикционной деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка предлагается:

• проводить на постоянной основе с привлечением сотрудников научно-исследователь-

ских и образовательных учреждений МВД России мониторинг состояния правоприменительной деятельности, связанной с производством по делам об административных правонарушениях с подготовкой аналитических обзоров и методических рекомендаций (разъяснений).

внести в КоАП РФ изменения, предусматривающие наделение заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

1 Далее — «КоАП».

2 См. Информационно-аналитические материалы ГУОООП МВД России. М., 2015.

3 См. Там же.

4 См. Там же.

5 Включает: 1) принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, решения о необходимости возбуждения дела на основании имеющейся информации (поводов, установленных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ); 2) сбор и анализ информации, имеющей отношение к делу, - доказательств; 3) вынесение процессуального акта, с момента вынесения которого, дело об административном правонарушении, считается возбужденным (протокола об административном правонарушении, протокола осмотра места совершения преступления, протокола о применении мер обеспечения производства, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4, ст. 28.1 КоАП РФ); 4) принятие решения о подведомственности дела и направление материалов (ст. 28.8 КоАП РФ).

6 Включает :1) подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 КоАП РФ); 2) непосредственное рассмотрение дела и вынесение постановления по делу (ст. 29.7 КоАП РФ).

7 включает в себя:1) подачу жалобы (принесение протеста) (ст. 30.2 КоАП РФ); 2) подготовку к рассмотрению жалобы (протеста) (ст. 30.4 КоАП РФ); 3) рассмотрение жалобы (протеста) (ст. 30.6 КоАП РФ); 4) вынесение решения по жалобе (протесту) (ст. 30.7 КоАП РФ); 5) оглашение решения по жалобе (протесту) (ст. 30.8 КоАП РФ); 6) пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.9 КоАП РФ).

8 включает в себя: 1) этап приведения постановления в исполнение (ст. 31.4 КоАП РФ); 2) этап окончания производства по исполнению (ст. 31.10 КоАП РФ); 3) факультативный этап, на котором разрешаются вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей (ст. 31.5, 31.6, 31.7, 31.7, 31.8 КоАП РФ).

9 См. Информационно-аналитические материалы ГУОООП МВД России. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.