Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональная наблюдательность / экстремальные ситуации / провокация / развитие / эффективность. / Professional observation / extreme situations / provocation / development / efficiency.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А. А.

Профессиональная наблюдательность – качество, которое необходимо сотруднику органов внутренних дел для решения оперативно-служебных задач. Оно не только способствует выявлению значимой информации для решения поставленных задач, но обусловливает эффективность в преодолении экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. В статье рассмотрены результаты исследования, направленного на выявление умений и способностей, являющихся проявлением наблюдательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Professional observation is a quality that is necessary for an employee of the internal affairs bodies to solve operational and official tasks. It not only helps to identify relevant information for solving the tasks set, but also determines the effectiveness in overcoming extreme situations provoked by citizens. The article discusses the results of a study aimed at identifying skills and abilities that are a manifestation of observation.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159.9:331.101.3

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

© 2022 А. А. Перков

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии

e-mail: artperk@mail.ru

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

Профессиональная наблюдательность - качество, которое необходимо сотруднику органов внутренних дел для решения оперативно-служебных задач. Оно не только способствует выявлению значимой информации для решения поставленных задач, но обусловливает эффективность в преодолении экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. В статье рассмотрены результаты исследования, направленного на выявление умений и способностей, являющихся проявлением наблюдательности.

Ключевые слова: профессиональная наблюдательность, экстремальные ситуации, провокация, развитие, эффективность.

MANIFESTATIONS OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

© 2022 A. A. Perkov

Teacher at the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology

e-mail: artperk@mail.ru

Orel Law Institute named after V. V. Lukyanov (the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)

Professional observation is a quality that is necessary for an employee of the internal affairs bodies to solve operational and official tasks. It not only helps to identify relevant information for solving the tasks set, but also determines the effectiveness in overcoming extreme situations provoked by citizens. The article discusses the results of a study aimed at identifying skills and abilities that are a manifestation of observation.

Keywords: professional observation, extreme situations, provocation, development, efficiency.

Современные условия требуют от сотрудников органов внутренних дел высокого уровня готовности к решению оперативно-служебных задач. Она складывается не только из профессиональных знаний, умений и владений, но включает в себя и психологические особенности. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать сотрудник органов внутренних дел, является профессиональная наблюдательность, развитие которой охватывает все этапы профессионального становления личности сотрудника как субъекта труда.

Формирование личности профессионала - многосторонний процесс. Для того чтобы подготовить специалиста, готового к решению оперативно-служебных задач, важно понимать, какими качествами, свойствами он должен обладать. Для этого необходима модель компетенций, где находят отражение знания, умения и владения, важные для сотрудника. Работа по формированию модели компетенций ведется такими

учеными, как Б.Г. Бовин, В.Л. Васильев, А.В. Гайнуллина, М.Г. Дебольский,

A.Т. Иваницкий, Е.А. Козловская, И.О. Котенев, Л.Н. Костина, М.И. Марьин, Н.В. Мартиросова, Н.И. Мягких, В.Е. Петров, М.В. Пряхина, А.Д. Сафронов,

B.Н. Смирнов, А.М. Столяренко, Ю.А. Шарановой, А.Г. Шестаковым и др. Важно учитывать также требования деятельности, определенные особенности ее содержания, средства, условия и организацию [3, с. 68].

Профессиональная наблюдательность является частью модели компетенций сотрудника органов внутренних дел. Это качество необходимо для решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач и развивается с момента начала службы.

Психологические особенности деятельности сотрудника полиции обусловливают значимость наличия у него высокого уровня профессиональной наблюдательности. Специфичные объекты наблюдения (гражданин/граждане, лица с противоправным поведением или совершающие правонарушения (преступления), общественно опасные явления или предметы) должны быть замечены (зафиксированы) сотрудником органов внутренних дел.

Профессиональная наблюдательность, по мнению А.Р. Ратинова, это планомерное, целенаправленное восприятие, которое невозможно без знания обстоятельств дела для определения объекта внимания [4, с. 47]. Цель и задача наблюдения должны быть максимально конкретизированы для большей эффективности. Поэтому важно уделять самое пристальное внимание профессиональной подготовке, как залогу высокого уровня профессиональной наблюдательности.

Согласно мнению В.Л. Васильева, профессиональная наблюдательность - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие окружающей обстановки [1, с. 653-654] и для эффективности наблюдения необходимо обладать тем максимумом информации, который возможен в сложившихся условиях решения оперативно-служебных задач.

Наблюдательность как деятельность по целенаправленному восприятию обстановки сотрудником понимает Ю.В. Чуфаровский [9, с. 134].

В своих трудах В.В. Романов определяет наблюдательность как производное от произвольного вида восприятия, в основе которого лежит развитое внимание [5, с. 367]. Оно формируется, по его мнению, при участии сотрудника в решении оперативно-служебных задач путём развития воли, целеустремленности, а также осознания важности решаемых задач.

Профессиональная наблюдательность сотрудников органов внутренних дел отнесена А.М. Столяренко к профессионально развитым познавательным качествам [6, с. 133]. Он указывает на связь профессионально развитых познавательных качеств (в т.ч. профессиональной наблюдательности) с эффективностью оперативно-служебной деятельности.

Возложенные Российской Федерацией на сотрудников органов внутренних дел обязанности по защите и охране жизни, здоровья как важнейших ценностей человека актуализируют необходимость развития профессиональной наблюдательности у сотрудников как субъектов труда на всех этапах профессионального становления. В связи с этим необходимо определить, какие способности и умения составляют содержание профессиональной наблюдательности. Для этого нами было проведено исследование, направленное на изучение профессиональной наблюдательности сотрудников органов внутренних дел (на примере деятельности сотрудников Госавтоинспекции).

При развитии профессиональной наблюдательности задействована вся сенсорная система человека, познавательные качества личности. Это обусловлено тем,

что наблюдательность тесно связана со многими психическими процессами и функциями и имеет комплексный характер. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления [8, с. 37]. Оно организует познавательные мыслительные процессы, которые являются показателями успешности выполнения деятельности по наблюдению [2, с. 13].

Недостаточный уровень развития профессиональной наблюдательности может приводить к использованию при прогнозировании проекции, то есть безосновательного приписывания объекту прогноза собственных поступков и действий. При сформированности этого качества прогнозирование осуществляется на основе понимания мыслей и чувств объекта прогноза, проявления эмпатии. При развитии наблюдательности (путем использования тренинга) расширяется объем той сенсорной информации, которую воспринимает, видит человек. Эта информация становится более дифференцированной и понятной. Главным итогом развития наблюдательности становится увеличение числа точных прогнозов, построенных на понимании и эмпатии.

Наличие развитой профессиональной наблюдательности обусловливает количество, разнообразие и адекватность когнитивных схем (стереотипов), в основе которых лежит экстраполяция, то есть перенесение на будущее закономерностей и типичных проявлений человека в прошлом и настоящем. Они часто выступают в качестве основы предвидения итогов взаимодействия, что ложится в основу прогнозирования поведения другого лица. Выделяют два условия, которые необходимы для эффективного наблюдения: оно должно быть оценивающим (оценка поведения, эмоционального состояния лица, его мотивов, интеллекта и др.) и включенным, то есть осуществляться в процессе взаимодействия.

Нами было осуществлено анкетирование 70 руководителей отделов (отделений) ГИБДД территориальных органов МВД России Центрального федерального округа (Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Курской, Орловской и др. областей) со значительным стажем оперативно-служебной деятельности (средний стаж работы - 10 лет).

Был осуществлен корреляционный анализ полученных результатов, согласно которым выявлены статистически значимые связи между отдельными составляющими профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции

и эффективностью их деятельности в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами.

Значимые корреляционные связи между отдельными составляющими профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции

и удовлетворенностью действиями в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами (с помощью критерия Пирсона):

- способность понимать и оценивать провокационное поведение гражданина, которое может привести к возникновению экстремальной ситуации (г=0.76);

- умение предотвратить возникновение экстремальной ситуации грамотными действиями (задержание, оформление соответствующих документов, вызов следственно-оперативной группы и пр., доведение информации дежурному или командиру) (г=0.52);

- умение определять тип личности, чье поведение может носить провокационный характер (г=0.45);

- способность прогнозировать провокационное поведение, действия, маневры гражданина (-ан) (г=0.43);

- способность по мимике, жестам, позе и речи понимать внутренние, психические состояния и личностные свойства гражданина, которые могут указывать на провокационное поведение (г=0.43);

- умение грамотно распределить обязанности с напарником, понимать и дополнять друг друга (г=0.39);

- способность быстро реагировать и принимать адекватные решения, направленные на предотвращение экстремальных ситуаций (г=0.39);

- способность анализировать поведение участников дорожного движения (г=0.31);

- способность опираться на имеющийся профессиональный опыт преодоления экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами (г=0.19).

Таким образом, нами были выявлены способности и умения, которые являются проявлением профессиональной наблюдательности. Дадим их краткий анализ.

Способность понимать и оценивать провокационное поведение гражданина, которое может привести к возникновению экстремальной ситуации. Обусловливает замечание сотрудником Госавтоинспекции признаков, указывающих на возможность возникновения экстремальной ситуации, спровоцированной гражданином, что позволяет осуществлять выбор такой стратегии поведения, которая обеспечит предупреждение наступления негативных последствий. Один из участников анкетирования проиллюстрировал значимость данной способности примером из практической деятельности: при несении службы на посту было остановлено транспортное средство. При диалоге с водителем инспектор ДПС ГИБДД заметил признаки агрессивного поведения, употребление в речи тюремного жаргона. Сотрудником было принято решение вызвать по рации ближайший наряд, который оперативно прибыл. Это оказалось своевременной мерой, так как водитель остановленного транспортного средства попытался нанести физический вред инспектору ДПС ГИБДД. Прибывший патруль помог обезвредить нарушителя. При досмотре при нем был обнаружен нож. Таким образом, своевременное выявление признаков провокационного поведения водителя позволило сотруднику Госавтоинспекции принять меры по предупреждению дальнейшей эскалации экстремальной ситуации.

Умение предотвратить возникновение экстремальной ситуации грамотными действиями (задержание, оформление соответствующих документов, вызов следственно-оперативной группы и пр., доведение информации дежурному или командиру). Развитая на достаточном уровне профессиональная наблюдательность позволяет не только замечать признаки возможной экстремальной ситуации, но и выбирать стратегию поведения, которая способствует её предотвращению. Для этого нормативными правовыми актами предусмотрен ряд мер и процедур, знание которых является основой профессиональной компетентности сотрудника Госавтоинспекции.

Умение определять тип личности, чье поведение может носить провокационный характер. Профессиональная наблюдательность позволяет замечать особенности личности, которые обусловливают отнесение её к определенному типу. В одном из примеров инспектор поделился опытом разрешения конфликтных ситуаций. При несении службы он тщательно анализировал личность участника дорожного движения при взаимодействии с ним, относил его к определенному типу. Владея стратегиями взаимодействия с различными категориями, инспектор выбирал такую стратегию общения, которая способствовала предупреждению эскалации экстремальной ситуации. Как пояснил инспектор, данная модель поведения в большинстве случаев оказывалась успешной.

Способность прогнозировать экстремальные ситуации, спровоцированные гражданами. Прогнозирование обусловлено высоким уровнем профессиональной наблюдательности. Замечая признаки провокационного поведения участников

дорожного движения, сотрудник Госавтоинспекции может предвидеть дальнейшее развитие ситуации, вероятность возникновения риска и опасности. Своевременный прогноз обусловливает эффективность предупреждения негативных последствий.

В одном из бланков МПДО респондент привел следующий пример. При взаимодействии с гражданином инспектор обратил внимание на то, что пассажир пытается вести видеосъемку, перебивает, не дает вести диалог с водителем, допустившим нарушение. Не дожидаясь возникновения конфликта и не поддаваясь на провокации, инспектор пригласил напарника. Так им удалось разделить водителя и пассажира, инспектор выполнил все необходимые административные процедуры, а его напарник беседовал с пассажиром. В данном примере отчетливо видно, что своевременное прогнозирование провокационного поведения способствует эффективному решению оперативно-служебных задач.

Способность по мимике, жестам, позе и речи понимать внутренние, психические состояния и личностные свойства гражданина, которые могут указывать на провокационное поведение. Умение замечать и интерпретировать поведение участников дорожного движения очень важно для сотрудника Госавтоинспекции. Для этого необходима не только развитая профессиональная наблюдательность, но и наличие специальных знаний. Замечание признаков провокационного поведения по вербальным и невербальным признакам обеспечивает оперативную реакцию и возможность предупредить наступление негативных последствий.

Умение грамотно распределить обязанности с напарником, понимать и дополнять друг друга. Выявление признаков провокационного поведения участников дорожного движения эффективнее, когда сотрудники Госавтоинспекции осуществляют свою деятельность в парном патруле. При этом важно качество отношений между ними: как распределены роли в паре (ведущий-ведомый), осуществляется ли учёт сильных и слабых сторон, другое. В анкетах сотрудники указывали, что при слаженной работе чувствуют себя в большей безопасности. Будучи уверенным в напарнике, инспектор может распределять свое внимание более эффективно.

В случаях, где сотрудники, совместно решающие оперативно-служебные задачи, активно участвовали в поиске выхода из экстремальной ситуации, спровоцированной гражданами, преодолеть негативные последствия удавалось эффективнее. В анкетах сотрудники указывали на ценность возможности «положиться» на напарника, когда он готов поддержать в сложном диалоге, в решении проблемы, оказать помощь.

Способность быстро реагировать и принимать адекватные решения, направленные на предотвращение экстремальных ситуаций. Своевременное замечание имеющей значение для осуществления контрольно-надзорной функции информации способствует оперативной реакции в конкретной ситуации взаимодействия с участником дорожного движения. Большую роль здесь играет избирательность внимания, установка на выявление профессионально значимой информации. Как поясняли респонденты в своих анкетах, опора на профессиональные знания и опыт позволяет реагировать оперативно и эффективно преодолевать возможные негативные последствия.

Способность анализировать поведение участников дорожного движения. Развитый перцептивный компонент профессиональной наблюдательности обусловливает организацию процесса восприятия в соответствии с целями наблюдения. Анализ сотрудниками Госавтоинспекции поведения участников дорожного движения, условий, в которых осуществляется исполнение контрольно-надзорной функции, способствует своевременному выявлению признаков провокационного поведения.

Таким образом, под влиянием опыта и научения формируется избирательность наблюдения, которая повышает эффективность деятельности.

Способность опираться на имеющийся профессиональный опыт преодоления экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. Развитие профессиональной наблюдательности предполагает наличие способности обобщать и анализировать имеющийся опыт осуществления контрольно-надзорной функции за безопасностью дорожного движения. При выявлении признаков поведения, которое носит провокационный характер, важно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, владеть алгоритмом действий для преодоления негативных последствий. Помимо профессиональных знаний большую роль здесь играет опыт нахождения в подобных ситуациях. Для того чтобы опираться на него, сотрудник Госавтоинспекции должен уметь анализировать свою деятельность, систематизировать её и выделять основные аспекты.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить умения и способности, которые являются проявлениями профессиональной наблюдательности. Значимость результатов исследования состоит в том, что, зная эти проявления, их можно развивать целенаправленно, повышая тем самым уровень наблюдательности сотрудников полиции.

Библиографический список

1. Васильев, В. Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев.

- 5-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 654 с.

2. Грицков, Д. М. Психолого-педагогические условия развития социокультурной наблюдательности в теории и практике преподавания иностранных языков / Д. М. Грицков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 1 (13). -С. 161-165.

3. Иванова, Е. М. Психология профессиональной деятельности / Е. М. Иванова.

- Москва : ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.

4. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей / А. Р. Ратинов. -Москва : Юрлитинформ, 2008. - 349 с. - (Библиотека криминалиста : БК).

5. Романов, В. В. Юридическая психологии: учебник / В. В. Романов. - Москва : Юристъ, 2000. - 488 с.

6. Прикладная юридическая психология : учебник для студентов вузов, обучающихся по юрид. специальностям / [И. И. Аминов, А. И. Афиногенов, А. Г. Гельманов и др.]; под редакцией А. М. Столяренко. - Москва : ЮНИТИ (UNITY), 2001. - 639 с.

7. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

8. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / [В. Д. Шадриков и др.]; под редакцией В. Д. Шадрикова. - Москва : Просвещение, 1990. - 141 с.

9. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие / Ю. В. Чуфаровский. - Москва : Проспект, 2010. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.