Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФАЙЛИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФАЙЛИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ПРОФАЙЛИНГ / ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ / ЛОЖЬ / СОТРУДНИК ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / УМОЛЧАНИЕ / ИСКАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А. А.

В статье обосновывается актуальность применения методики профайлинга сотрудниками Госавтоинспекции МВД России при решении ими задачи по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Для сотрудника Госавтоинспекции МВД России владение методикой профайлинга способствует повышению эффективности обеспечения безопасности дорожного движения. Профайлинг помогает не только в выявлении способов реагирования личности на стресс, вызванный утаиваемой им информацией, но и в отнесении ее к определенному типу, для дальнейшего прогнозирования поведения. Рассмотрена специфика применения технологии профайлинга в служебной деятельности сотрудников Госавтоинспекции МВД России. Обозначены основные принципы и особенности применения, а также задачи, которые с помощью указанной методики можно решить сотрудникам Госавтоинспекции МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PROFILING TECHNOLOGY IN THE ACTIVITIES OF TRAFFIC POLICE OFFICERS RUSSIA

The article substantiates the relevance of the application of profiling techniques by officers of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia when they solve the problem of control and supervision of road safety. For the employee of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia profiling methodology contributes to improving the efficiency of road safety. Profiling helps not only to identify ways of reacting to stress caused by the information withheld, but also to classify it to a certain type for further behavioral forecasting. The specifics of application of profiling technology in the official activity of employees of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The basic principles and features of application, as well as tasks, which with the help of the specified technique can be solved by employees of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФАЙЛИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ»

V-

Научная статья УДК 159.9:331.101.3

Применения технологии профайлинга в деятельности сотрудников Госавтоинспекции

МВД России

Артем Александрович Перков

Орловский ЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, Орел, Россия artperk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6282-6404

Аннотация. В статье обосновывается актуальность применения методики профайлинга сотрудниками Госавтоинспекции МВД России при решении ими задачи по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Для сотрудника Госавтоинспекции МВД России владение методикой профайлинга способствует повышению эффективности обеспечения безопасности дорожного движения.

Профайлинг помогает не только в выявлении способов реагирования личности на стресс, вызванный утаиваемой им информацией, но и в отнесении ее к определенному типу, для дальнейшего прогнозирования поведения. Рассмотрена специфика применения технологии профайлинга в служебной деятельности сотрудников Госавтоинспекции МВД России. Обозначены основные принципы и особенности применения, а также задачи, которые с помощью указанной методики можно решить сотрудникам Госавтоинспекции МВД России.

Ключевые слова: профайлинг, детекция лжи, ложь, сотрудник Госавтоинспекции, умолчание, искажение

Для цитирования: Перков А. А. Применения технологии профайлинга в деятельности сотрудников Госавтоинспекции МВД России // Виктимология. 2021. Т. 8, № 4. С. 329-335.

Scientific article

Application of Profiling Technology in the Activities of Traffic Police Officers Russia

Artem A. Perkov

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia artperk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6282-6404

Abstract. The article substantiates the relevance of the application of profiling techniques by officers of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia when they solve the problem of control and supervision of road safety. For the employee of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia profiling methodology contributes to improving the efficiency of road safety.

Profiling helps not only to identify ways of reacting to stress caused by the information withheld, but also to classify it to a certain type for further behavioral forecasting. The specifics of application

© А. А. Перков

of profiling technology in the official activity of employees of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The basic principles and features of application, as well as tasks, which with the help of the specified technique can be solved by employees of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: profiling, lie detection, lies, traffic police officer, omission, distortion For citation: Perkov A. A. Application of Profiling Technology in the Activities of Traffic Police Officers Russia. Viktimologiya [Victimology]. 2021, vol. 8, no. 4, pp. 329-335. (In Russ.)

Введение

Деятельность сотрудников Госавтоинспекции направлена на осуществление контрольно-надзорной функции за безопасностью дорожного движения. Снижения дорожно-транспортного травматизма, обуславливается решением широкого спектра задач, которые требуют наличия профессиональных навыков и умений. В том числе, владения современными психологическими приемами, методами и техниками, которые могут помочь в данном направлении правоохранительной деятельности.

Сотрудники Госавтоинспекции осуществляют виктимологическую профилактику, направленную на выявление, устранение и нейтрализацию факторов, обстоятельств, формирующих виктимное поведение в сфере дорожного движения. Для этого сотрудникам необходимо владеть техниками и методиками, позволяющими выявлять невербальные и невербальные признаки, указывающие на намерения лица. Одной из самых эффективных техник прогнозирования поведения человека является в настоящее время профайлинг. Это методика «чтения» людей. Она позволяет на основе комплексной оценки вербального и невербального поведения быстро считать с человека его личностные характеристики и привычки, ценности, мотивы и убеждения, а также спрогнозировать его поведение в интересующем наблюдателя контексте и ситуации [1, с. 17]. Профайлинг связан с детекцией лжи, но имеет важную отличительную особенность. Прежде всего, профайлинг позволяет прогнозировать дальнейшее (будущее) развитие ситуации, в то время как, детекция лжи направлена на исследование уже полученной информации.

Основная часть

В своей служебной деятельности сотрудники Госавтоинспекции часто сталкиваются

с феноменом лжи. Правонарушители лгут, чтобы избежать ответственности, очевидцы дорожно-транспортных происшествий (далее—ДТП) лгут, чтоб их не беспокоили повестками в суд. Таким образом, «ложь» становится понятием с четко выраженным негативным смыслом.

Безусловно, специфика правоохранительной деятельности заставляет относиться ко лжи отрицательно, но ряд исследований свидетельствуют о том, что ложь способствовала формированию вида Homo sapience.

В частности, Н. Хамфри считает основой качественного скачка в развитии мозга человека появление социального интеллекта, в котором большая роль отводилась не приспособлению, а умению прогнозировать свое поведение и действовать в условиях неопределенности.

Исследования Н. Хамфри были продолжены Р. Берном и Э. Вайтеном, которые доказали, что та особь, которая научилась вводить в заблуждение имела преимущество в вопросах репродукции. В своем труде «Макиавеллианский интеллект» ученые сделали вывод о том, что разум людей развился благодаря способности лгать, выстраивая отношения в группе сородичей.

Дальнейшие взгляды на ложь также не отличались однозначностью. Многие философы осуждали этот феномен (М. де Монтень, А. Блаженный), другие высказывались за невозможность существования общества безо лжи (Ф. Ницще, З. Фрейд). Каким бы спорным не был вопрос определения лжи, в деятельности сотрудника полиции он имеет, прежде всего, прикладной характер, то есть нас интересуют формы лжи и способы ее изобличения.

Большой вклад в понимание феномена лжи внес П. Экман, который понимал ее как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной

со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. Экман выделяет две формы лжи: умолчание (сокрытие правды) и искажение (сообщение ложной информации). Таким образом, для лжи нужно как минимум два человека, что не дает нам возможности назвать самообман ложью.

Для сотрудника Госавтоинспекции владение методикой профайлинга способствует повышению эффективности обеспечения безопасности дорожного движения. Прежде всего, путем определения истинности или ложности предоставляемых участником дорожного движения сведений, прогнозирования дальнейшего развития ситуации. То есть, профайлинг может помочь сотрудникам в выявлении лжи. Под ложью будем понимать «действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды» [5, с. 23]. Выделяют две формы лжи: умолчание (сокрытие правды) и искажение (сообщение ложной информации).

Имеющую значение для решения сотрудником оперативно-служебных задач информацию, определим как рентную [3, с. 25]. К ней может относиться—автобиографические сведения о гражданине, необходимые для составления процессуальных документов, обстоятельства и факты дорожно-транспортного происшествия, данные о наличие или отсутствии документов, необходимых для управления транспортным средством, иная. Информация, значимая для осуществления контрольно-надзорной деятельности за безопасностью дорожного движения, может быть скрыта (например, он видел, кто виновен в дорожно-транспортном происшествии, но не сообщает данные сведения сотруднику). Также, возможен вариант, когда участник дорожного движения скрывает саму информацию, но факт владения ею им не умалчивается (например, нарушитель пристегивает ремень безопасности за несколько секунд до остановки транспортного средства инспектором, при взаимодействии с ним, он утверждает, что был пристегнут). Самый сложный для выявления вариант сокрытия информации—когда

участник дорожного движения скрывает информацию, не сообщая о факте владения ею (например, сотрудник Госавтоинспекции видел, что пешеход перешел дорогу в неположенном месте, но тот отрицает вину, обвиняя инспектора в предвзятости) [2, с. 17]. Участник дорожного движения, обладающий значимой для сотрудника Госавтоинспекции информацией, может лгать. Для выявления вербальных и невербальных признаков лжи, необходимо владеть методикой профайлинга, которая обусловливает замечание, фиксацию и интерпретацию этих признаков для более эффективного решения сотрудником стоящих перед ним оперативно-служебных задач.

Гражданин, скрывающий информацию от сотрудника Госавтоинспекции, испытывает целый спектр эмоций. Методика профайлинга может помочь в выявлении этих эмоций. Например, водитель транспортного средства, который управляет им без наличия полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, при взаимодействии с инспектором будет испытывать страх быть раскрытым.

Важно помнить, что гражданин, скрывающий информацию от инспектора, желает избежать раскрытия своего обмана. Например, водитель транспортного средства, проехал на запрещающий сигнал светофора. Данное нарушение было зафиксировано инспектором Госавтоинспекции. При взаимодействии с сотрудником, нарушитель, пытаясь избежать наказания, отслеживает реакцию сотрудника полиции на свои слова, пытается создать «новую реальность», сообщая ложные сведения. При этом, в сознании он удерживает знание о том, что произошло на самом деле, факт правонарушения. Такая нагрузка вызывает стрессовую реакцию, которую сотрудник может фиксировать с помощью методики профайлинга: бледность кожных покровов, потливость, сухость во рту, изменения дыхания, другие.

Профайлинг может не только помочь в выявлении способов реагирования гражданина на стресс, вызванный утаиваемой им информацией, но и в отнесении его к определенному типу, для дальнейшего прогнозирования поведения. Как правило, сотрудники Госавтоинспекции с большим стажем делают это интуитивно. У них

накоплен достаточно большой опыт взаимодействия с разными типами граждан, что позволяет сформировать некоторые представления о типах участников дорожного движения, специфики их поведения, реакциях на сотрудника и его поведение. Тем не менее, применение методики профай-линга позволит сделать процесс диагностики интерпретации и прогнозирования поведения гражданина по вербальным и невербальным признакам более осмысленным и целенаправленным, перевести интуитивный навык в осознаваемый, а соответственно, управляемый.

Применяя методику профайлинга необходимо помнить о том, что выделяют три стратегии поведения человека в условиях стресса [2, с. 43]. Реакции тревоги, сопротивляемости, истощения («стой-бей-беги»). Останавливая транспортное средство, сотрудник Госавтоинспекции, может столкнуться с одной из них [2, с. 37]. Неподготовленная ложь может проявляться в контролируемом барьере со стороны лгущего, то есть реакция «стой». Она характерна для человека, не успевшего адаптироваться к стрессу и заключающаяся в отказе предоставлять какие-либо сведения или комментарии («какова причина остановки, товарищ инспектор?»). Ложь контролируемая, реакция «бей» для человека, не реагирующего на некоторые стимулы, заключающаяся в предоставлении неполных, искаженных сведений («знак стоял за кустами, я его не увидел»). И ложь творческо-фантазийная, реакция «беги», когда лгущий выстраивает тактический барьер путем вербализации заранее подготовленных легенд, выражений, тирад («на дороге ямы, если б я не выехал на встречную полосу, я б испортил машину»). Безусловно, выбор стратегии будет обусловлен от особенностей нервной системы человека, ведь кто-то быстрее адаптируется к стрессорам, а кому-то нужно больше времени.

При применении методики профайлинга в решении оперативно-служебных задач, сотрудник Госавтоинспекции должен придерживаться ряда принципов [1, с. 26]. Прежде всего, помнить, что нет ни одного верного признака лжи. Это означает, что лишь наблюдение за гражданином в комплексе его

вербальных, невербальных и поведенческих проявлений, позволит получить более или менее полную информацию о том, скрывает он что-либо от сотрудника или нет. В частности, при проведении занятий со слушателями курсов повышения квалификации, сотрудники часто говорят об ошибках в прогнозировании поведения гражданина. С их слов, она обусловлена тем, что в сложных условиях несения службы, бывает трудно наблюдать за всеми возможными проявлениями человека (например, когда гражданин отказывается покидать транспортное средство и инспектор не иметь возможности наблюдатель за его мимикой и пантомимикой) [6].

Важным условием эффективного использования методики профайлинга является выявление базовой линии поведения. Так как одним из важнейших условий является фиксация изменений в поведении гражданина, важно понимать, какие вербальные невербальные признаки он демонстрирует, не находясь в условиях стресса. Сотрудник Госавтоинспекции должны наблюдатель не только поведение человека после начала взаимодействия по поводу совершенного правонарушения, но и до начала разбирательства с целью установления особенностей его повеления. Реализация данного принципа имеет свои особенности. Например, инспектору будет непросто наблюдать и фиксировать признаки поведения гражданина до воздействия на него стресс-факторов, так как сам факт общения с сотрудником полиции может являться стрессом.

Стоит отметить высокую значимость профессиональной наблюдательности сотрудника Госавтоинспекции. Это качество обусловливает эффективность использование профайлинга и позволяет оперативно получать необходимые сведения. Что, в свою очередь, способствует своевременному выявлению и преодолению экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами [7].

Говоря о диагностике и выявлении лжи, необходимо отметить, что лгущий всегда будет желать избежать раскрытия своего обмана. То есть, водитель транспортного средства, который не предоставил преимущества пешеходу и которого остановил

инспектор ДПС, пытаясь избежать наказания, должен, отслеживать реакцию сотрудника полиции на свои слова, придумывать новую реальность, сообщая ложные сведения, и держать в голове реальность истинную, сам факт его правонарушения. Такая нагрузка приведет к стрессовым реакциям, которые должен считывать инспектор.

Таким образом, не сам факт лжи лежит в основе поведения лица, скрывающего рентную информацию, а страх разоблачения, вина перед социумом. Все это приводит к тому, что человек начинает реагировать на некомфортную для него ситуацию, приспосабливаться к ней всеми возможными способами (вербально, невербально). Поэтому, сотруднику Госавтоинспекции важно знать способы поведения человека в условиях стресса для выявления отклонения от нормального поведения и выявления факта обмана.

Сотрудники Госавтоинспекции с большим стажем являются интуитивными верификаторами. Их опыт общения с большим количеством людей позволяет составить условную ментальную «библиотеку» образов, типов, признаков поведения, и ориентироваться в сложившейся ситуации коммуникации. Но, накопленный опыт специалистов в области верификации, позволяет ускорить этот процесс и приобрести необходимые знание, базируясь на опыте чужих ошибок, что, безусловно, очень ценно.

Для успешной диагностики лжи необходимо понимать, какие признаки указывают на то, что человек говорит неправду. Для удобства и простоты выявления признаков обмана предлагаем использовать классификацию Е. Спирицы, который делит признаки обмана на утечки и информацию о наличии обмана. Утечки—маркеры, которыми лжец нечаянно выдает себя. Бывают разного вида: лингвистическими (случайно проговорился, что управляет транспортным средством без страховки), утечки глазами, утечки лицом, утечки телом. То есть, если сотрудник Госавтоинспекции увидел утечку, которая часто проявляется в рассогласовании тела и слов, то может сделать вывод о наличии обмана. В условиях выполнения оперативно-служебных задач подразделениями Госавтоинспекции часто бывает

важно именно зафиксировать факт обмана (на вопрос о том, перевозит ли человек запрещенные предметы или вещества, сигналом к повышению бдительности будет сам факт обмана водителем).

Информация о наличии обмана свидетельствует о том, что человек скрывает некоторую информацию. Специфика данного признака такова, что он не дает полного представления о том, что именно скрывает человек (при проверке документов сотрудник Госавтоинспекции может заметить изменения ритма дыхания, повышение потливости, побледнение лица—информацию о наличии обмана, что должно стать основанием для более тщательной проверки). Данные признаки лжи, которые включают такие показатели как паузы, моргания, изменения дыхания, потливость, бледность, изменения темпа речи, диссонанс жестов-иллюстраторов, наличие жестов-адаптеров и др., свидетельствуют о наличии стресса. Общеизвестно, что стресс — это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз (сам факт остановки транспортного средства уже служит стрессором).

Неподготовленная ложь может проявляться в контролируемом барьере со стороны лгущего, то есть реакция «стой», которая характерна для человека, не успевшего адаптироваться к стрессу и заключающаяся в отказе предоставлять какие-либо сведения или комментарии («на каком основании вы меня остановили?»). Ложь контролируемая, реакция «бей» для человека, не реагирующего на некоторые стимулы, заключающаяся в предоставлении неполных, искаженных сведений («Товарищ инспектор, пешеход выбежал на дорогу внезапно, я его не видел»). И ложь творческо-фантазийная, реакция «беги», когда лгущий выстраивает тактический барьер путем трансляции заранее подготовленных легенд, выражений, тирад («Ну я же никого не убил, все успели пройти через дорогу»). Безусловно, выбор стратегии будет завесить от специфики нервной системы человека, ведь кто-то быстрее адаптируется к стрессорам, а кому-то нужно больше времени. Правонарушители, которые обладают высокими адаптивными свойствами, могут демонстрировать несколько стратегий

параллельно, что усложняет работу инспектора Госавтоинспекции.

Заключение

Использование методики профайлинга может способствовать повышению эффективности деятельности сотрудников Госавтоинспекции. Она может быть полезна

в выявлении истинности или ложности предоставляемых инспектору сведений, прогнозировании дальнейшего поведения гражданина. Для этого необходимо придерживаться определенных принципов и владеть технологией выявления и интерпретации вербальных и невербальных признаков поведения гражданина.

Список источников

1. Мартьянова Л. М., Елизарова Ю. В. Лжец: отклонить. Москва : Концептуал, 2019. 204 с.

2. Селье Г. Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. Москва : Прогресс, 1982. 124 с.

3. Спирица Е. В. Психология лжи и обмана: как разоблачить лжеца. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 272 с.

4. Спирица Е. В. Вижу вас насквозь. Как «читать» людей. Санкт-Петербург : Питер, 2016. 192 с.

5. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. Санкт-Петербург : Питер, 2010.

6. Костина Л. Н., Перков А. А. Обучение профайлингу как фактор формирования профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 138-142.

7. Перков А. А. Особенности развития профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 1 (57). С. 278-284.

References

1. Martianova L. M., Elizarova Yu. V. Liar: reject. Conceptual, 2019. (In Russ.)

2. Selye G., Kreps E. M. by ed. Stress without distress: [translated from Eng.] Moscow, Progress, 1982. (In Russ.)

3. Spiritsa E. V. Psychology of lies and deception: how to expose a liar. St. Petersburg: Peter, 2016. (In Russ.)

4. Spiritsa E. V. I see through you. How to "read" people. St. Petersburg: Peter, 2016. (In Russ.)

5. Ekman P. Psychology of lies. Fool me if you can. St. Petersburg: Peter, 2010. (In Russ.)

6. Kostina L. N., Perkov A. A. Profiling training as a factor in the formation of professional observation of traffic police officers. Nauka i praktika [Science and Practice]. 2014;(4):138-142. (In Russ.)

7. Perkov A. A. Features of the development of professional observation of traffic police officers. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University]. 2021;(1):278-284. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Перков Артем Александрович, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юрид. институт МВД РФ им. В. В. Лукьянова.

302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2. artperk@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6282-6404

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Artem A. Perkov, teacher of Department of Criminal Law, Criminology and Psychology, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov.

2 Ignatova st., Orel 302027, Russia. artperk@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6282-6404

Дата поступления статьи: 21.10.2021.

Дата рецензирования статьи: 27.10.2021.

Дата принятия статьи к опубликованию: 15.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.