Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОВОКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перков А. А.

Профессиональная наблюдательность - качество, которое необходимо сотруднику Госавтоинспекции для осуществления контрольно-надзорной функции за участниками дорожного движения. Оно не только способствует выявлению для решения поставленных задач значимой информации, но обусловливает эффективность в преодолении экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. В статье рассмотрены особенности развития профессиональной наблюдательности у сотрудников Госавтоинспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF STAFF OF THE STATE AUTOINSPECTION

Professional observation is a quality that is necessary for an employee of the State Traffic Inspectorate to carry out a control and supervisory function for road users. It not only contributes to the identification of significant information for the solution of the assigned tasks, but determines the effectiveness in overcoming extreme situations provoked by citizens. The article discusses the features of the development of professional observation of the traffic police officers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ»

УДК 159.9:331.101.3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

© 2021 А. А. Перков

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии

e-mail: artperk@mail.ru

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

Профессиональная наблюдательность - качество, которое необходимо сотруднику Госавтоинспекции для осуществления контрольно-надзорной функции за участниками дорожного движения. Оно не только способствует выявлению для решения поставленных задач значимой информации, но обусловливает эффективность в преодолении экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. В статье рассмотрены особенности развития профессиональной наблюдательности у сотрудников Госавтоинспекции.

Ключевые слова: профессиональная наблюдательность, экстремальные ситуации, провокация, развитие, эффективность.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL OBSERVATION OF STAFF OF THE STATE AUTOINSPECTION

© 2021 A. A. Perkov

Teacher at the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology

e-mail: artperk@mail.ru

Orel law Institute the interior Ministry of Russia named after V. V. Lukyanov

Professional observation is a quality that is necessary for an employee of the State Traffic Inspectorate to carry out a control and supervisory function for road users. It not only contributes to the identification of significant information for the solution of the assigned tasks, but determines the effectiveness in overcoming extreme situations provoked by citizens. The article discusses the features of the development of professional observation of the traffic police officers.

Keywords: professional observation, extreme situations, provocation, development, efficiency.

Осуществление сотрудниками ДПС ГИБДД контрольно-надзорной функции за безопасностью дорожного движения реализуется в условиях, где велика вероятность возникновения экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. В целях предупреждения возникновения негативных последствий необходимо наличие у инспектора высокого уровня профессиональной наблюдательности. Это качество обусловливает умение выделять среди всего объема поступающей информации ту, которая указывает на возможность возникновения экстремальной ситуации [Ананьев 1996: 123].

В научной литературе существует множество подходов к трактовке профессиональной наблюдательности.

Специалист в области юридической психологии А.Р. Ратинов считал, что сотрудник органов внутренних дел должен быть способен понимать чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели оппонента по общению. Ему важно обладать навыками идентификации психических свойств и состояний гражданина. Указанные способности и умения являются важным компонентом профессиональной наблюдательности, под которой А.Р. Ратинов понимал планомерное, целенаправленное восприятие окружающей обстановки [Ратинов 2001: 45]. Он писал, подчеркивая важность развития у сотрудников органов внутренних дел наблюдательности, что это качество выступает основой предвидения человеческого поведения, управления им.

Другой исследователь психологических особенностей деятельности участковых уполномоченных полиции Е.А. Козловская понимала под профессиональной наблюдательностью способность к интенсивному вниманию [Козловская 1980: 58]. Она считала, что без этого важного качества личности сотрудник не будет способен к организованному, осмысленному восприятию. Наблюдательность в трудах Е.А. Козловской является основой высокой чувствительности.

О важности планомерного, целенаправленного, продуманного восприятия обстановки для эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел писал В.Л. Васильев. Он считал, что такое восприятие обеспечивается развитой профессиональной наблюдательностью [Васильев 2002: 653].

Во взглядах на профессиональную наблюдательность, подобная точка зрения встречается в трудах Ю.В. Чуфаровского. Он определял профессиональную наблюдательность, как восприятие обстановки, в которой решаются оперативно-служебные задачи сотрудников органов внутренних дел [Чуфаровский 1997: 156]. Высокий уровень профессиональной наблюдательности способствует более точному, оперативному и целенаправленному выявлению значимых фактов, нюансов и деталей.

В своих исследованиях, посвященных психологии юридического труда, В.В. Романов пишет, что в основе наблюдательности лежит развитое внимание. Участие сотрудника органа внутренних дел в решении оперативно-служебных задач способствует развитию профессиональной наблюдательности. По мнению В.В. Романова, это возможно в результате развития воли, целеустремленности, а также четкого понимания специфики решаемых задач [Романов 2014].

Анализируя психологические особенности деятельности сотрудника органов внутренних дел, А.М. Столяренко под профессиональной наблюдательностью понимает качество, выражающееся в умении преднамеренно, избирательно, планомерно, с использованием органов чувств, осуществлять выявление и сбор информации, необходимой для решения оперативно-служебной задачи [Столяренко 1987: 18].

Исследователь психологических особенностей деятельности сотрудников органов внутренних дел Л.Н. Костина понимает под профессиональной наблюдательностью сотрудников способность наблюдать за гражданами и группами граждан, прогнозируя их поведение на основании полученной информации [Костина 2018: 124].

Таким образом, единое понимание профессиональной наблюдательности до сих пор не сформировано. Все исследователи этого качества едины во мнении, что высокий уровень профессиональной наблюдательности обусловливает способность адекватно оценивать обстановку, правильно и оперативно принимать решения и не терять самообладания в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами [Гарипов 2915: 54].

Высокий уровень профессиональной наблюдательности сотрудника Госавтоинспекции формируется в процессе накопления опыта практической

деятельности, а также в рамках профессиональной подготовки. При развитии этого качества важно учитывать его особенности. Это предопределит эффективность и оперативность процесса его формирования.

С целью изучения роли профессиональной наблюдательности в деятельности сотрудников Госавтоинспекции, выделения особенностей её развития, нами было проведено исследование с применением метода системно-ситуативного анализа деятельности. Его задача - стандартизированное описание ситуаций профессиональной деятельности и отражение ее актуального состояния и типичных затруднений, возникающих у субъектов труда. Анкетирование сотрудников Госавтоинспекции из разных регионов в количестве 100 человек со стажем службы от 1 года до 5 лет позволило выделить ситуации взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения, в которых они допускали ошибки ввиду низкого уровня наблюдательности. Вследствие допущенных сотрудниками ошибок ситуации приобретали характер экстремальных, приводили к негативным последствиям.

Обозначим выделенные виды взаимодействия с участниками дорожного движения.

1. Взаимодействие с участниками дорожного движения, проявляющими агрессию (37%). Участник дорожного движения, который допускает агрессивное поведение в отношении сотрудника Госавтоинспекции, относится к одной из самых сложных и потенциально опасных категорий. В данном виде взаимодействия сотруднику важно оперативно замечать признаки агрессивного поведения. Здесь часто возникает сложность, связанная с тем, что коммуникация с инспектором является стрессом для участника дорожного движения. Поэтому важно, чтобы сотрудник умел вовремя заметить и отличить признаки поведения человека в стрессе от признаков агрессии, провокации.

2. Взаимодействие с лицом в состоянии алкогольного / наркотического опьянения (29 %). Данный вид взаимодействия является одним из наиболее опасных. По свидетельствам сотрудников Госавтоинспекции, поведение гражданина в состоянии алкогольного, наркотического или другого вида опьянения, отличается непредсказуемостью, его трудно прогнозировать. Граждане в состоянии опьянения слабо руководят своими действиями, агрессивны, не способны критически оценивать свое поведение, в связи с чем сотруднику Госавтоинспекции бывает трудно интерпретировать вербальное и невербальное поведение лица, оценивать его, выбирать стратегию поведения.

3. Взаимодействие с участниками дорожного движения при разбирательстве дорожно-транспортного происшествия (15 %). При разборе дорожно-транспортных происшествий сотрудник Госавтоинспекции сталкивается с целым спектром задач, которые необходимо решить. От умения концентрироваться, выделять значимые аспекты, сохранять самообладание, оперативно принимать решение зависит эффективность его деятельности. Данный вид взаимодействия требует от сотрудников слаженной работы в составе наряда ДПС, умения взаимодействовать друг с другом. Согласно данным анкетирования, нередко при данном виде взаимодействия возникает сложность с оценкой степени опасности ситуации для жизни и здоровья её участников, потому что деятельность осуществляется в условиях ограниченной информированности.

4. Взаимодействие с участником дорожного движения, который скрывает значимую информацию от инспектора (8 %). Верификация как способность сотрудника определять истинность или ложность получаемой информации - важный навык, необходимый для успешного осуществления контрольно-надзорной функции за безопасностью дорожного движения. Обладание полной и достоверной информацией - гарантия вынесения грамотного и обоснованного процессуального

решения по административному материалу. В связи с этим сотруднику Госавтоинспекции важно владеть основами профайлинга, уметь интерпретировать поведение участников дорожного движения.

5. Взаимодействие с несколькими участниками дорожного движения (при массовом скоплении людей) (7 %). Взаимодействие, где сотрудникам приходится поддерживать контакт с группой лиц, отличается особой сложностью и опасностью. Это связано с тем, что учитывать эмоциональное состояние нескольких лиц гораздо сложнее, трудно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в этом случае. От сотрудника Госавтоинспекции требуется максимально высокий уровень профессиональной наблюдательности, которая позволит заметить признаки опасности и предупредить возникновение экстремальной ситуации.

6. Взаимодействие с участником дорожного движения, при котором имеется оружие (4 %). Несмотря на низкую частоту возникновения, данный вид взаимодействия является одним из наиболее опасных, так как несет угрозу жизни и здоровью сотрудника Госавтоинспекции. Основная сложность, на которую указывали респонденты, заключается в выявлении факта сокрытия оружия гражданином, интерпретации вербальных и невербальных признаков поведения лица, которые могут указывать на сокрытие оружия.

Большая часть ошибок, которые были допущены сотрудниками в указанных видах взаимодействия, связаны с недостаточно эффективным использованием наблюдательности как профессионально важного качества. По этой причине им не удавалось выявлять и фиксировать важные детали, нюансы поведения лица, ситуации в целом, которые трудно заметить сразу. Это приводит к ошибкам в интерпретации, трудностям в прогнозировании дальнейшего развития событий.

Анализ ситуаций взаимодействия сотрудника Госавтоинспекции и результаты анкетирования позволили выделить психологические особенности развития профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции.

Планомерность. Для развития профессиональной наблюдательности, как целенаправленного внимания, важна тренировка. Регулярное замечание значимых объектов, фокусировка на них определяет систематическое напряжение, что важно для формирования устойчивого навыка. Наблюдательность развивается в условиях привычности, многократного использования наблюдения, что отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

Целенаправленность. Для эффективного развития профессиональной наблюдательности важна четко сформулированная цель наблюдения. Она обусловливает осмысленность процесса наблюдения: сотрудник Госавтоинспекции не просто блуждает взглядом по объекту, а выделяет значимую информацию. Это связано и с наличием алгоритма действий, который позволяет воспринимать факты, имеющие значение для эффективного решения оперативно-служебных задач с предыдущим опытом наблюдателя. Чем больше известно об объекте наблюдения, тем выше качество этого процесса. Поэтому выработка сознательной установки играет важную роль в развитии профессиональной наблюдательности.

Целенаправленность при наблюдении формируется, если обучать способам достижения познавательной цели через серию заданий в наблюдении. Особенно важно это для развития умения анализировать поведение партнера по общению, что развивает у сотрудников Госавтоинспекции способность предупреждать возникновение экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. Способность интерпретировать поведение партнера по общению обусловливается постоянными тренировками и обучением. Профессиональная наблюдательность является

результатом многократного повторения метода наблюдения как способа человековедческого познания [Козловская 1980: 34].

Нами была выявлена тенденция: если сотрудник обучался методам и способам повышения уровня профессиональной наблюдательности, то в экстремальных ситуациях, спровоцированных гражданами, он действует более эффективно.

Вовлеченность сотрудника в процесс развития профессиональной наблюдательности. Мотивационная сторона обеспечивает необходимую активность перцептивных процессов. Это важно для развития профессиональной наблюдательности, так как в процессе восприятия формируется система операций, позволяющих придать ему селективность и адекватность. Восприятие определяет формирование чувственного образа действительности. Перцептивные действия не заданы свойствами анализаторов. Выстраивая оптимальные режимы наблюдения, можно раздвинуть границы чувственного познания и сделать процесс наблюдения более эффективным. Наблюдательность как качество личности обусловливается наличием некоего статичного элемента (установки, схемы), который определяет эффективность применения этого качества в профессионально значимых ситуациях. Для этого необходима включенность и мотивированность сотрудника в процесс развития этого профессионально важного качества.

Связь наблюдательности с общекультурной и профессиональной компетентностью сотрудника. Развитие у сотрудника Госавтоинспекции профессиональной наблюдательности подразумевает рост и непрерывную дифференциацию базы знаний. Это является необходимым условием умелого и быстрого замечания значимой информации, интерпретации возникающих ситуаций, анализа и прогнозирования поведения граждан.

Во взаимодействии с различными категориями участников дорожного движения сотрудник подвергает свою жизнь наибольшей опасности. Суждения о другом человеке чаще опираются на знаки кинесики и на экстралингвистические свойства речи и голоса. Выделяют признаки поведения, которые непосредственно выражают психическую жизнь человека: выразительные движения тела, рук, мимики, система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик.

Для поиска выхода из экстремальной ситуации, спровоцированной гражданами в условиях дорожного движения, сотрудник должен четко понимать те задачи, которые стоят перед ним. Сюда относится не только знание нормативных правовых документов, которые регламентируют деятельность Госавтоинспекции, но и той задачи, которая решается каждым конкретным экипажем в текущий момент времени (владение оперативной обстановкой; наличие информации, полученной на разводе перед дежурством).

Связь наблюдательности с сенсорной системой, познавательными качествами сотрудника. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Профессиональная наблюдательность организует познавательные мыслительные процессы, которые являются показателями успешности выполнения деятельности по наблюдению. Она тесно связана со многими психическими процессами и функциями, имеет комплексный характер.

Развитие профессиональной наблюдательности должно осуществляться с учетом особенностей восприятия при решении сотрудником оперативно-служебных задач. Процесс выявления и фиксации значимой информации может быть искажен установками сотрудника Госавтоинспекции и его воображением: «если в силу создавшихся обстоятельств мы ожидаем увидеть определенное выражение, нам легко начинает казаться, что оно действительно налицо» [Дарвин 2001: 364]. Мы не просто пассивно созерцаем окружающий мир, интерпретация нами событий носит

селективный и конструктивный характер. Этот факт важно учитывать при развитии профессиональной наблюдательности.

Развитая волевая сфера (проявление выдержки, собранности, сдержанности, решительности, смелости, других волевых качеств) предопределяет эффективное управление уровнем профессиональной наблюдательности и позволяет успешно преодолевать экстремальные ситуации, спровоцированные гражданами. Необходимость концентрироваться долгое время на одном объекте, переключать внимание с одного объекта на другой, выделять важные детали в условиях ограниченного времени и сложной обстановки - некоторые примеры того, для чего может быть применима волевая регуляция.

Учет особенностей взаимодействия с участниками дорожного движения, которые могут приводить к возникновению экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами в деятельности сотрудников Госавтоинспекции. Проведенное анкетирование сотрудников Госавтоинспекции позволяет нам сделать ряд выводов:

• для успешной реализации контрольно-надзорной функции сотрудникам Госавтоинспекции необходимо иметь высокий уровень профессиональной наблюдательности. Это позволит оперативно и своевременно выявлять малозаметные, но важные факты и явления, признаки провокационного поведения граждан для дальнейшего предупреждения экстремальных ситуаций;

• на уровень профессиональной наблюдательности оказывают влияние различные факторы, которые условно можно разделить на две группы: субъективные (уровень подготовки сотрудника, наличие у него необходимых профессионально важных качеств, готовность прилагать усилия по целенаправленному и планомерному развитию профессиональной наблюдательности, психологическое состояние сотрудника на момент наблюдения) и объективные (стоящая перед сотрудником задача, погода, время суток, качество проведенного руководителем инструктажа);

• необходимы дополнительные меры по целенаправленному развитию профессиональной наблюдательности в рамках профессиональной подготовки;

• важно формирование осознания важности постоянной тренировки профессиональной наблюдательности в целях развития ее на высоком уровне.

Таким образом, развитие профессиональной наблюдательности должно осуществляться с учетом психологических условий, обусловливающих эффективность этого процесса: систематичность, учет мотивационной стороны, связь с познавательной сферой психики и уровнем профессиональной подготовленности сотрудника, владение информацией о том, какие виды взаимодействия с большей вероятностью могут привести к возникновению экстремальных ситуаций, спровоцированных гражданами. При развитии профессиональной наблюдательности, необходимо учитывать специфику деятельности сотрудников Госавтоинспекции. Важно моделирование не только условий передачи и приема информации, но и ситуаций, требующих включения профессионального мышления сотрудника при анализе этих ситуаций и принятии необходимых решений.

Библиографический список

Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев; под редакцией А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 382 с. - Текст : непосредственный.

Васильев, В. Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В. Л. Васильев.

5-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. 654 с. - Текст : непосредственный.

Гарипов, Р. Ш. Меры личной безопасности инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России: учебно-практическое пособие / Р. Ш. Гарипов, М. М. Зиганшин, А. К. Хамматуллин, Д. Л. Паньшин. под общей редакцией Р. Ш. Гарипова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : ДГСК МВД России, 2015. - 72 с. - Текст : непосредственный.

Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных : перевод с английского / Ч. Дарвин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 384 с: ил. - Текст : непосредственный.

Костина, Л. Н. Психологические знания в обеспечении безопасности дорожного движения: монография / Л. Н. Костина, Е. Ю. Костина. - Москва: Московский университет МВД России, 2018. - 350 с. - Текст : непосредственный.

Козловская, Е. А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции / Е. А. Козловская. - Москва, 1980. - 80 с. - Текст : непосредственный.

Морозова, Е. В. Психологическое наблюдение как метод человековедческого познания : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.05 / Е. В. Морозова. - Москва, 1995. - 140 с. - Текст : непосредственный.

Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей / А. Р. Ратинов. - Москва : Юрлитинформ, 2001 - 352 с. - Текст : непосредственный.

Романов, В. В. Юридическая психология : краткий курс лекций / В. В. Романов. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 165 с. - Текст : непосредственный.

Столяренко, А. М. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах : учебное пособие / А. М. Столяренко, В. С. Карпов ; Акад. упр. МВД России. - Москва, 1998. - 190 с. - Текст : непосредственный.

Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: учебное пособие / Ю. В. Чуфаровский. - Москва : Право и Закон, 1997. - 320 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.