Научная статья на тему 'Проявление устойчивого интереса подростков к профессии «Журналистика» через занятия в коллективе «Юный журналист»'

Проявление устойчивого интереса подростков к профессии «Журналистика» через занятия в коллективе «Юный журналист» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление устойчивого интереса подростков к профессии «Журналистика» через занятия в коллективе «Юный журналист»»

5. Солдатова, Г. У Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете [Текст] / Г. У Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. Гостимская. -М.: Фонд Развития Интернет, 2011

6. Царева А. В. Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / А. В. Царева. - URL: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=78 (дата обращения: 20.12.2016).

Черкас Т. Н.

ПРОЯВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

В муниципальном учреждении дополнительного образования «Центре детско-юношеском г.Челябинска» существует коллектив «Юный журналист», в котором образовательная деятельность ведется по программе «Путь в журналистику». Все обучающиеся в этом коллективе — редакция газеты школьников Тракторозаводского района г.Челябинска «То4ка ЗРения», так как силами коллектива «Юный журналист» эта газета и выпускается.

Сразу оговорюсь, что первоначальный интерес к профессии журналиста дети проявляют самостоятельно. Газета «То4ка ЗРения» существует в районе почти 10 лет. Ее тираж последние четыре года 2500 экземпляров. Ежемесячно в каждую образовательную организацию района (20 школ, 5 учреждений дополнительного образования, 1 детский дом) доставляется бесплатно от 20 до 150 экземпляров издания. У подростков есть возможность читать газету самостоятельно, либо получить информацию о нашей редакции через педагогов своей школы, так как, как показывает практика, педагоги школ проводят по нашей газете классные часы, рассказывая детям о мероприятиях, прошедших за месяц в районе и городе.

Соответственно, дети в ЦДЮ приходят сами, у них уже есть какие-то свои мотивации посетить наш коллектив. То есть интерес к журналистике у них уже по тем или иным причинам появился.

Скажу о трех принципах приема в наш коллектив: это добровольно, бесплатно, без отбора. Получается, в коллектив приходит любой ребенок в возрасте 12-18 лет и у него всегда есть возможность уйти. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы ребенок не просто остался, но у него выработался устойчивый интерес к профессии «журналистика».

Представим картину: ребенок, допустим, 15 лет, по каким-то причинам захотел заниматься журналистикой. Он приходит в ЦДЮ и впервые переступает порог нашей редакции. Кого он видит? Детей, сидящих в кабинете и Педагога.

По моему убеждению, самой главной составляющей поддержания интереса у ребенка к занятиям журналистикой является Педагог - Наставник. Я говорю, прежде всего, про дополнительное образование. В школах все немного по-другому: ребенка просто ставят перед фактом, что условная Марья Ивановна будет вести у вас журналистику. Хорошо, если этот педагог нравится детям, а если нет? В допобразовании все не так. Ребенок переступил порог и обратил внимание, прежде всего, на Педагога.

Каким должен быть Педагог? Харизматичной личностью, в корне отличающейся от школьного учителя. Он должен быть легким на подъем, чтобы вести детей за собой.

Харизма в педагоге допобразования должна присутствовать однозначно. Он должен обладать даром убеждать, вести за собой, а главное, он должен быть неравнодушным человеком, который горит за свое дело.

Отличаться от учителей в школе. Мы не ставим оценки, не заставляем носить форму, не садим детей на определенное место. По нашему предмету не надо сдавать ни ЕГЭ, ни экзамены. У нас нет звонков, урок длится не 45 минут, а полтора часа, перемены можно

сделать в любой момент и отпустить ребенка пораньше, если ему это необходимо. Да и ведение занятия в корне отличается от школьного урока: в соответствии с программой, со сложившимися обстоятельствами, с надвигающейся юбилейной датой, например, педагог легко меняет структуру занятия, использует разнообразные методы работы.

Ребенок пришел, послушал Педагога, он ему понравился. Он выдохнул и начал оглядываться по сторонам. Кто его окружает? Что это за подростки, что сидят рядом?

Следующий принцип, которого я стараюсь неукоснительно придерживаться: толерантность в коллективе, терпимость к новичкам и их необычному поведению. С ребятами в редакции я оговариваю сразу, что друг к другу мы будем относиться доброжелательно, независимо от того, какие чувства вызывает вновь пришедший ребенок. В моей редакции собираются дети из разных школ не только района, но и города. Там, в школе, у них уже сложился определенный стереотип общения с одноклассниками. За долгие годы учебы модель общения уже сложилась, и не факт, что ты в эту модель встроился удачно. Здесь, в коллективе «Юный журналист» отношения приходится выстраивать заново. Моя задача, как педагога, чтобы каждому ребенку в редакции было комфортно, чтобы сложилась благоприятная психологическая обстановка на занятиях, чтобы ребенок с удовольствием бежал в ЦДЮ. И тогда интерес к журналистике точно закрепиться, так как с единомышленниками всегда просто и легко работать.

Итак, ребенок пришел в коллектив, ему понравился Педагог, дети встретили его благожелательно. Встает вопрос, где себя реализовать?

И тут на первое место выходит наличие регулярно выпускаемого СМИ. Здесь главное слово - регулярно!!! В школе зачастую присутствует такая ситуация: скоро надо участвовать в городском конкурсе «Nota bene». Давайте быстро соберем редакцию и наскоро выпустим три номера школьной газеты, так как именно это количество нужно для полноценного участия. Собрали. Выпустили. Забыли до следующего года. Такая вот «игра» в журналистику наносит ребенку больше вреда, чем пользы.

На наших занятиях я стараюсь погружать каждого ребенка в профессию сразу, объясняя ему, что мы не играем в журналистику, мы ею профессионально занимаемся, учимся в процессе выпуска каждого номера. Десять номеров в год - это конвейер, который нельзя остановить. Ребенок быстро учится и понимает принципы - если не написал ты, на это место пойдет другой материал, но газета с пустым окном не выйдет. Коллективизм, умение работать в команде, распределять обязанности, в эти проблемы ребенок погружается сразу и целиком. Почти сразу подросток делает открытие: журналистика - это не шик, блеск, красота, а тяжелый ежедневный труд, не оставляющий времени для других увлечений. Кто-то на этом этапе сходит с дистанции (для них это хорошо, потому что своей будущей профессией они журналистику никогда не выберут, соответственно, статистов в профессии будет меньше), но большинство остается. У них глубоко сформирован интерес к журналистике, они готовы ей заниматься с вдохновением.

Но, как показывает практика, этого мало. Дети не должны вариться в собственном соку, они обязательно должны общаться с другими коллегами по «творческому цеху». И здесь мы вспоминаем про еще одно качество Наставника, о котором говорилось выше -умение вести детей за собой. То есть человек должен быть легким на подъем и иметь возможность посещать вместе с детьми различные конкурсы и фестивали по журналистике. Отправляясь с детьми на фестиваль «Журналина», например, я понимаю, что ребята приедут оттуда совершенно другими. Они увидят, что не только они, но и десятки других их сверстников занимаются журналистикой и выпускают качественные СМИ разных направлений. Это дает мощный стимул к работе. Получение или неполучение грамот и дипломов - это тоже мощный стимул к работе. Кто-то радуется успехам и, окрыленный, старается их закрепить, кто-то, наоборот, стиснув зубы, поплакав, пережил горечь поражения и с новыми силами стремиться наверстать упущенное.

Я хочу обратить ваше внимание еще на одну важную составляющую для поддержания интереса к журналистике - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Это подросток сразу чувствует и очень ценит. В школе с этим сложнее, хотя любой профессиональный педагог большое внимание уделяет личностному отношению с ребенком. А в допо-бразовании это существенная часть работы. Индивидуальная работа прописана у меня в программе, причем с первого года обучения. Эти часы необходимы, чтобы с ребенком один на один, в комфортной обстановке заниматься работой над текстом. Но это только одна сторона вопроса. Педагог должен понимать, какая обстановка окружает ребенка в семье, в школе, какие у него есть проблемы, не связанные с журналистикой. Очень часто Педагог становится «жилеткой», в которую можно поплакаться, а коллектив - место, где он может полноценно отметить свой День рождения.

Итак, по моим убеждениям, чтобы интерес у детей к журналистике был устойчивым, необходимо несколько условий: Наставник, психологический комфорт в коллективе, регулярно выпускаемое СМИ, участие в конкурсах и фестивалях по профилю, индивидуальный подход к ребенку.

За десять лет существования газеты более 50 детей стали студентами факультета журналистики вузов страны (ЧелГУ, ЮУрГУ, УрФУ, ЛГУ, МГУ и т.д.), и еще примерно столько же, поступив в вуз по другому профилю, все равно вернулись к профессии журналиста и благополучно работают в разнообразных СМИ страны.

Яркова Т. М.

МОЖНО ЛИ УЧИТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЮ В ШКОЛЕ?

Статья адресована руководителям школьных СМИ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам. В ней рассказывается о том, как возможно обучать телевидению учащихся обычных школ, используя современные цифровые технологии, как создавать медийные продукты, не имея профессиональной телеаппаратуры.

Ключевые слова: школьное телевидение, телестудия, цифровые технологии.

Телевидение давно и прочно вошло практически в каждый дом, для многих оно является наиболее часто используемым средством массовой информации. Мало того, сегодня любой желающий может сам стать мобильным репортером, отправляя видео со своего гаджета даже на центральные телеканалы. Об Интернете и говорить не приходится. В социальных сетях давно уже каждый сам себе режиссер. И, судя по обилию всевозможных роликов, очень многим это дело нравится.

Так, может быть, уже наступила эра демократизации телевизионных технологий и пора учить телевидению в школе? Но вот как это делать, не имея собственного телепроизводства?

Если рассматривать вопрос обучения в аспекте предпрофессиональной подготовки школьников, как будущих профессионалов: тележурналистов, телеоператоров, кинематографистов, редакторов, продюсеров и др., то для этого должны существовать определенные условия, позволяющие создавать и, главное, транслировать некой аудитории качественный телевизионный контент. Чаще всего такое обучение возможно организовать в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы и т. п.). Нередко за дело обучения юных коллег берутся профессионалы местных телевещательных компаний, которые к тому же предоставляют начинающим тележурналистам эфирное время.

Но образовательная деятельность может быть представлена и как часть общего образования школьников и интегрирована с традиционными дисциплинами или автономна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.