УДК 37; 070
В. В. Иванчук
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛЕТНЕЙ ТЕЛЕСТУДИИ НА БАЗЕ ЗАГОРОДНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
В статье выявляются особенности запуска и работы студии детского телевидения на базе загородного образовательно-оздоровительного центра «Дзержинец». В ней представлен собственный опыт ведения проекта на базе летнего лагеря с образовательным уклоном. Он располагается в Балахнинском районе Нижегородской области. Студия детского телевидения «ДзержинецТВ» - единственное в регионе объединение подобного формата. Поэтому она сразу завоевала внимание средств массовой информации, которое продолжается и сегодня. Эта студия не совсем обычная. За 21 день дети в возрасте от 10 до 16 лет осваивают программу телевизионного мастерства, включающую также дисциплины по видеосъемке и видеомонтажу. Работа в подобных условиях довольно специфична. Возможно именно поэтому подобный проект в Нижегородской области - единственный.
Основной способ изучения - практика. Ее порой получается больше, чем теории, так как юные журналисты участвуют в съемках своих собственных проектов. На выходе у корреспондентов получается профессиональный развлекательно-познавательный выпуск. За время работы, а это 4 лагерные смены, было создано около 50 сюжетов и несколько специальных проектов. Сегодня юные журналисты студии - лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей.
Ключевые слова: детское телевидение, юный журналист, детская журналистика, детский лагерь, образовательный центр, особенности, методические указания, дзержинецТВ, Нижегородская область.
XXI век - век прорыва современных технологий в большинстве областей. Еще в 2000-е годы трудно было представить реализацию проекта телевизионной студии на базе школы, городского, а уж тем более загородного центра дополнительного образования. Возможность реализации подобного проекта имеет огромную положительную динамику. В таких случаях, во-первых, это отличный шаг к профессиональной ориентации детей и подростков, во-вторых, все мы знаем понятие «пиар», здесь ваши готовые продукты будут главным объектом, благодаря которому можно привлечь потенциальную аудиторию, а в-третьих, на базе загородных центров, а в простонародье, детских лагерей, подобных проектов очень мало. И не потому, что это не пользуется спросом, либо нет желания у воспитанников. Наоборот, оно огромное, только мешают многие факторы. В своей статье я рассмотрю все нюансы запуска, содержания и развития детской лагерной телестудии на базе загородного оздоровительно-образовательного центра. Но, скажу сразу, что опыт, полученный из этого материала, можно использовать и в школах, и в центрах внешкольной работы, и в любых детских частных учреждениях.
«Дзержинец» - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детский оздоровительно-образовательный центр», а когда-то оно называлось просто - пионерский лагерь. Идут годы, меняется структура государственных учреждений, названия, направления, а суть остается та же. Этот центр является именно той стартовой площадкой, на которой успешно состоялся запуск телестудии. Идея создания пришла еще в конце летней кампании 2015 года. В течение зимнего периода составлялась специальная программа, без которой не может работать ни одно объединение дополнительного образования. Целью было - знакомство подрастающего поколения с тележурналистикой, вовлечение их в процесс создания своего медиапродукта. Задачи программы - изучение аспектов тележурналистики, приобретение первичного профессионального опыта, изучение монтажного и операторского искусств, обучение работе со съемочным и монтажным оборудованием, а также выпуск готового медиапродукта, которым является полноценная новостная телепрограмма, созданная детьми. В результате долгих переговоров с руковод-
ством учреждения, было принято решение, что пробный запуск состоится уже в июне 2016 года. Оздоровительно-образовательный центр работает только в летнее время. Таким образом, за этот период, а это четыре лагерные смены, в нем отдыхают около 600 детей. Из них более 150 проходят обучение в студии детского телевидения.
Особое внимание, прежде чем приступить к основе, хочется обратить на главную проблему всех школ, учреждений дополнительного образования - отсутствие нужного оборудование: видеокамера, репортерский и петличный микрофоны, накамерный свет, штатив. Сейчас проблемой развития детского телевидения в школах занимается министр образования Ольга Васильева. 13 июля 2017 года на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ она отметила, что телевидение «придет в каждую школу». «Первая часть проекта - это единая программа для всей страны, куда будут входить новостные сюжеты, прежде всего воспитательного значения. Вторая часть - это жизнь каждой школы в стране, о которой наши дети из разных регионов будут узнавать через школьное телевидение. Считаю, что это очень важно, так как именно в детстве и в школе закладывается чувство дружбы, плеча, уважения друг к другу, о котором мы все время говорим», - отмечает министр образования [1]. Единственный момент, который так и не был уточнен - финансирование. За чей счет будет закупаться все необходимое оборудование. Не менее важный вопрос, где будут искать компетентных людей?
Особенности проекта и преподавания тележурналистики
Возглавить студию в оздоровительно-образовательном центре «Дзержинец» посчастливилось мне, как инициатору данного проекта и практикующемуся журналисту. Честно говоря, мониторя интернет-сайты, связываясь с пресс-службой министерства образования Нижегородской области, пришли к выводу, что наша телестудия является единственной лагерной во всем регионе. К слову, там работает 57 загородных лагерей. Многие из них имеют только газету, но более продвинутые в этом плане, запускают и радиовещание, которое также имеет профориентационное направление. Таким образом, об уникальности студии можно говорить смело. Нам удалось привлечь внимание средств массовой информации не только Балахнинского района, где находится центр, но и региональных информагентств, новостных порталов, газет и телекомпаний.
Как уже было сказано, в центре 4 смены. Каждая из них длится 21 день. Соответственно, в первую очередь, дети едут отдыхать, а не работать. Но всё же, такой расклад их не смущает, они смело записываются в студию, чтобы попробовать себя на этом нелегком поприще. В основном, участники объединения «ДзержинецТВ» - дети от 9 до 16 лет. Каждый процесс осознания профессии тележурналиста у них проходит довольно медленно. Это объясняется тем, что с подобным они никогда не сталкивались, а желание к этому было огромным, поэтому за 21 день им хотелось взять максимум. В данном случае важно выявить именно тех, кто старается понять, осознать, выделить что-то особенное. Легко увидеть заинтересованных в подходе к выполнению творческих заданий. Чаще всего из аудитории 30 человек по-настоящему хотят трудиться только 10. Это даже менее 50 %. Соответственно, важно привлечь внимание других юных журналистов. Методов много. Особо ценится практический труд, а именно выход в «полевые условия» - съемки. Чаще всего, дети внимают знания на практике. Сделав какую-то ошибку и разобрав ее, они впоследствии не повторят подобной. Также привлечь внимание другой аудитории можно трудами подобных студий в других городах.
«Современный молодой человек хочет понять свою роль и место в обществе, оказать содействие на происходящие в нем процессы» [4. С. 323-326]. Есть масса достойных примеров, когда начинают карьеру журналиста с детского телевидения, школ актерского мастерства. Особо важна компетенция преподавателя. В таком случае, юнкоры наблюдают за наставником и стремятся к таким же успехам.
Организация труда в студиях детского телевидения в загородных летних центрах не совсем обычная. Есть всего 21 день, чтобы дать основные знания в области тележурналистики, а также сделать конечный продукт - телепрограмму. Поэтому, за основу берутся самые основные темы: введение в журналистику; основные каналы распространения информации; подготовка к съемкам; телевизионные жанры; структура сюжета; голос в кадре и за кадром; роль детских СМИ в обществе; «картинка» на телевидении; ведение телевизионного эфира; журналистская этика; операторское искусство; монтажное искусство. Эти темы также можно разделить на общие и узконаправленные, т.е. касающиеся только телевидения. Таким образом, можно заметить, что все
же глубже рассматривается телевизионное направление. Во многих школах преподаватели кружков печатной журналистики начинают рассказывать о телевидении, что не особо связывается с целью и концепцией объединения. А если такое и происходит, то важно не углубляться. Все же, в программе каждого педагога прописаны цели и задачи. И очень удивительно было бы, если в подобной у «газетчика» указаны отдельные темы, касающиеся других ветвей журналистики. Одно - рассказать за академический час все сферы журналистики, а другое - останавливаться на каждой не по одному занятию. «Синтетическая природа телевидения требует от школьников определенных навыков, опыта. Только владея устной и письменной речью, принципами монтажа, навыками написания сценарного плана, сценария; зная основы коммуникативистики и психологии общения, школьник может полноценно участвовать на всех этапах производства телевизионного проекта» [8. С. 2-4].
В ходе работы выявляются различные методы преподавания тележурналистики у детей от 9 до 16 лет. Есть два направления - практика и теория. В первую часть входят сами съемки, различные задания с творческим развитием события, во вторую - подготовка к съемкам с помощью теоретического экскурса. В нашем случае, практика преобладает, так как за 21 день нужно и теорию дать, и научить ее использовать на практике. Основная теория тележурналистики дается на первых занятиях, чтобы учащиеся могли после занятий выйти «в поле» и воспользоваться знаниями. В большей степени, изучение происходит в игровой форме. Таким образом, трудная журналистская информация воспринимается легко и непринужденно. Более подробно подобные методы рассмотрим далее.
Как говорилось выше, перед запуском телестудии была разработана специальная программа объединения дополнительного образования, рассчитанная именно на 21 день. В ней были прописаны основные цели и задачи, концепция студии, форма работы. Так, было утверждено одновременное обучение журналистскому мастерству 15 детей в одной группе. При таком распорядке воспитанники с легкостью могут объединяться в группы для решения каких-то поставленных задач. В первую очередь, руководитель должен рассказать юным журналистам о планах работы в изучении телевизионного мастерства, познакомить с темами, которые придется изучить для понимания азов. В нашем опыте преподавания за основу бралась именно практика: съемки и задания игровой формы.
Первое вводное занятие является не только проверкой эмоционального состояния юных журналистов, но и речи, а также поведения в кадре. Заранее для выполнения этого задания готовится видеокамера с моментальным выводом на большой экран. Напротив камеры стоит стол и стул. На столе лежит 3 варианта текста. За 15 секунд юнкор определяет понравившийся текст и начинает читать, максимально при этом сосредотачиваясь на зрителе. Особо в такие моменты проверяется и чтение, так как во многих студиях сюжеты идут не просто в музыкальном сопровождении, а голосовом, то есть с закадровым текстом. Таким образом, подобная «начитка» проверяет многие возможности ребенка - общения с камерой, речь, чтение, память, поведение в кадре. Также следует пояснить, для чего нужна прямая трансляция на большой экран. С точки зрения психологии, у юного ведущего появляется желание говорить лучше, т.к. он понимает, что на него смотрят коллеги. Но в то же время, экран должен иметь такое расположение, при котором говорящему не видно себя. На дальнюю полку эти работы убирать не нужно, а даже наоборот, в первую очередь, указать на положительные стороны каждого из журналистов, а также то, над чем стоит поработать. Особое внимание стоит обращать на речь, сразу давать задания на отработку тех или иных букв, произношение которых не совсем четкое.
Важно, чтобы задания были не только интересными, но и полезными. Из профессионального опыта было доказано, что упражнение «Самопрезентация» способствует не только знакомству юных журналистов, но и сближению. В то же время, педагог может обратить внимание, во-первых, на логичность текста, его полноту, во-вторых, речь, что является немаловажным фактором публичных выступлений как на сцене, так и на телевидении. А в-третьих, поведение в кадре, так как в первый раз, используя «Начитку», дети сидели, здесь же, они должны стоя презентовать себя, соответственно, свободны и обе руки, которыми они будут либо активно жестикулировать, либо «сцепят в замок», как бы закрываясь от зрителей. На это нужно обращать особое внимание, рассказывать о психологических зажимах, методах борьбы с ними. Проводить подобное нужно на втором занятии, когда мало кто из детей хорошо друг друга знает. Но задание, конечно, дается
заранее. План самопрезентации может быть таким:
1. Автобиография;
2. Риелтор (нужно похвалить себя так, чтобы не перехвалить, т.е. относится к себе самокритично, но в то же время задача - понравиться);
3. Звёздные моменты;
4. Любовь (то, что любит юнкор);
5. Эпитафия (то, что мог бы оставить после себя. Душевность. Для чего мы живём?).
На запись даётся три попытки, т.е. юный журналист может сбиться три раза, начиная каждый раз либо заново, либо с того места, где остановился. Длительность самопрезентации - 3 минуты. Жесткие требования «трех попыток» неспроста. Юнжур отнесется к подобному заданию более ответственно и заранее тщательно проработает.
Не менее интересным моментом в учебной программе являются мастер-классы профессиональных журналистов. Так, в тематическом плане в графе «практика» стоит 4 часа занятий не с основным преподавателем, а с приглашенными гостями. У нас было тесное сотрудничество с Союзом журналистов Нижегородской области, информационным агентством при Правительстве Нижегородской области «Время Н». ГТРК «Россия» «Вести-Нижний Новгород», телеканалом «Домашний», ГТРК «Городец», радиостанцией «Образ». Теле- и радиоведущие, журналисты приезжали в оздоровительно-образовательный центр «Дзержинец» с целью - познакомить юнкоров с работой их организации. Чаще всего мастер-классы строились по принципу практических бесед. Таким образом, детей заинтересовывала профессия тележурналиста еще больше, видя успех У1Р-гостей.
«Выход в поле, сбор урожая, консервация продукции»
Камера, микрофон, эмоции зашкаливают. Этот момент для каждого юного журналиста является особенным.
Отдельно нужно сказать, что в оздоровительно-образовательном центре далеко за инфопо-водами ходить не нужно. Заранее известна план-сетка, в которой расписаны все мероприятия лагерной смены. Единственное, важно работать не только над новостными работами. Но об этом нужно говорить в отдельном блоке.
Первая съемка, первая работа «в поле». Прежде чем выдвинуться, нужно обсудить с юнкором все нюансы именно этой съемки, так как во многих случаях дети просто-напросто могут теряться, у них появляется волнение от неизвестности. Поэтому, на занятиях можно обговорить, что и как вы планируете отрабатывать. В первый раз - составить вместе вопросы, в дальнейшем, конечно, нужно будет их только согласовывать. Также руководитель должен донести информацию, касающуюся интервью. Чтобы оно получилось полезным, нужно попробовать заранее продумать, что же может ответить респондент. Главное, если ответ легко приходит в голову, то лучше не употреблять этот вопрос в интервью, так как в данном случае будет потеряно только время и ваше, и интервьюируемого.
В нашей практике почти в каждом телесюжете использовался стенд-ап, о котором дети узнали на занятиях в процессе знакомства с основными телевизионными терминами. Очень хороший метод - сначала спросить юного журналиста, что бы он хотел сказать в стенд-апе, но это только в нашем случае, так как план мероприятия от начала и до конца в загородном оздоровительно-образовательном центре «Дзержинец» нам был знаком. Можно также просто направить в нужное русло и дать соответствующее задание, но заранее проверив готовность. На первых порах в таких случаях нужна особая внимательность. И не только в плане правильного выполнения, а больше в правильности объяснения, чтобы не позволить ребенку потерять интерес. В моей практике были случаи, когда дети вообще не любили камеру, в целом телевидение, общение с незнакомыми людьми. Но как только им назначалась съемка (кстати, важно для таких юнкоров делать это на первых порах), они бодрились, составляли вопросы, придумывали стенд-ап. На съемке их заряда хватало не только съемочной группе, но и окружающим. А после записи у юкоров появлялось второе дыхание для написания закадрового текста. Конечно, вносилось много правок, но когда ребенок пропустил все через себя, у него появляется желание написать красиво, привлекательно. И здесь он в первую очередь думает над общей канвой, которая получилась при создании некоего медиапродукта.
Что касается редактуры текста, то в данном случае нужен отдельный разбор «полётов» на теоретическом занятии. Желательно сразу после первых съемок, чтобы более правильно напра-
вить тех ребят, которые будут участвовать в последующих записях. Важно не просто объяснить основные правила написания закадрового текста, но и на примере это показать. Но в то же время пример должен быть свежим, близким именно этим юным журналистам.
На психологическом уровне важно советоваться с воспитанниками. В случаях, когда руководитель берет все на себя, получается обратный эффект. Часто дети надолго не интересуются той или иной профессией. Когда ребенок понимает, что ему небезразлично ваше мнение, у него появляется уверенность в успешном творчестве. К тому же, в такие моменты появляется много новых идей для съемок не новостного плана. В какой-то степени, здесь вы уже считаете детей не просто учениками, но и коллегами. В свою очередь, они это хорошо понимают, стараются думать и предлагать уже, как профессионалы. То есть, важно дать то доверие, которое юные корреспонденты ждут от Вас.
Отдельным блоком в образовательной программе по изучению телевизионного мастерства выступили дисциплины, связанные с видеосъемкой и монтажом. Здесь важно научить воспитанников азам, чтобы в дальнейшем юный журналист смог сам и снять, и смонтировать то, что он запланировал. В нашей практике есть такие дети, которые запустили свои ^1а-блоги и уоиШЬе-блоги. Что касается лагерных съемок, то в данном случае юнкоры могут отрабатывать любое мероприятие под тщательным руководством наставника, т.е. педагога по дисциплинам.
Не только новости
А. А. Гюльнезерова в своей работе говорит: «Креативность детских телепередач. Это принцип следует понимать, как развитие эстетического чувства, внутреннего внимания и творческого воображения, способности к раскрытию смысла и символическому прочтению художественного образа» [3. С. 2-3]. Лагерная телепрограмма, в основном, конечно, построена по той самой план-сетке, о которой было упомянуто выше. Но есть различные факторы, которые могли сделать так, что наши выпуски были бы не интересны зрителю. Представим себе обычный лагерь, расположенный в лесном массиве. Территория огромная. Основные локации: сцена и территория около отрядов. Таким образом, съемочный процесс, по идее, должен проходить именно там, где есть движение. Но здесь нужно поставить себя на место зрителя и задать вопрос: «А мы бы смогли смотреть на одну и ту же картинку из сюжета в сюжет?». Соответственно, здесь приходит мысль, что нужно разрабатывать какие-то отдельные темы для съемок.
«В любом случае, важно чтобы видеоматериал был динамичным и ярким, тогда зритель будет его смотреть. А телевидение работает именно для своего зрителя, поэтому просто не имеет право быть скучным» [2. С. 11]. Такими в нашем случае стали различные мастер-классы интересных личностей-журналистов. Они проводятся обычно в помещении, это уже новая локация. То есть, таким образом, одним подобным сюжетом повтор одинаковых видов мы перекрываем.
Также в любом лагере есть объединение, связанное с рукоделием. Тут легко можно сделать какой-либо поучающий сюжет. В нашем случае, в 2016 году, а это был год кино, наши юные журналисты сами создавали пластилиновый мультфильм. Структура сюжета была таковой, что вначале мы показали готовую мультипликацию, а далее раскрыли секреты создания. Соответственно, в кадре об этом говорят сами дети, руководитель всего процесса, а за кадром звучит текст корреспондента.
В 2017 году произошел пик популярности необычных игрушек, так называемых, спиннеров. Тема для съемки сюжета была предложена старшими ребятами. Встал главный вопрос, как раскрыть. На теоретическом занятии они расписали примерный план. Но он был таким, что большее предпочтение они отдали не сюжетному варианту, а форме отдельной рубрики, которая показала бы разные стороны этих спиннеров. «Тема, идея, замысел, решения, конфликт, событие, действие - понятия, обязательные для любой драматургии. Характеристики персонажей, места и времени действия, мера условности и «правила игры», жанровые и стилистические особенности, композиция, темп, ритм, весь бесконечный диапазон выразительных средств - всё то, что составляет понятие драматургического решения. Поиск решения - это, в определённом смысле, другая большая творческая работа» [7. С. 65]. Таким образом, в процессе написания сценария было предложено поделить рубрику на отдельные части. Соответственно, за каждую из них был назначен ответственный. Что самое необычное, в общей структуре программы, можно сказать было две подводки: основных ведущих всего выпуска и ведущей самой рубрики. Подавалось это в форме общения «ведущий-корреспондент», то есть имитация прямого эфира. Таким образом, в начале рубрики первый корреспондент побывал в каждом отряде, посчитал спиннеры и выяснил,
зачем они нужны детям. Второй корреспондент взял на себя ответственность за общение с педагогом-психологом. Соответственно, здесь уже дается мнение эксперта. А в завершение третий журналист вместе с увлеченным человеком проводит мастер-класс для телезрителей, в котором рассказывает, как можно еще интересно и забавно использовать спиннер. Таким образом, юные журналисты раскрыли тему не просто прямо, но и с выяснением мнения детей, эксперта, т. е. психолога, а также показали необычные стороны спиннеров. В целом, рубрику определили познавательной. Благодаря подобным современным темам можно разбавлять новостной стиль выпуска. Но в то же время, имитация прямого эфира не дала далеко уйти от заданного направления выпуска.
«А кто сказал, что будет легко?»
За 21 день обучить детей телевизионному журналистскому мастерству довольно трудно. В этом плане, как было сказано выше, должна быть четкая структурированная программа, в которой вписаны самые основные темы. Но даже в этом случае не всегда можно добиться успеха или полного понимания. Обычно подобную программу проходят за целый учебный год, в нашем же случае она сжата во много раз.
«Умелая организация работы в первую очередь предполагает тщательный анализ существующего процесса при участии всех задействованных в нём людей, чтобы выяснить, что работает хорошо, а что плохо. Участие каждого человека в процессе образования новых или преобразования существующих программ - необходимое условие» [7. С. 46]. Следовательно, не важно, сколько дней, а как. А остальное уже будет зависеть от практики. При этом на нее уходит огромное количество времени. Первый фактор подобного - боязнь камеры. Около 70% воспитанников привыкают к съемкам довольно долго. Второй фактор - невозможность из-за волнения сосредоточиться на тексте для работы в кадре. При том, что во время репетиции или прогона на теоретических занятиях юный журналист говорит все без ошибок. Но все же, мы пришли к выводу, что репетиция нужна обязательно, так как, в случаях без нее, время съемочного процесса увеличивается вдвое.
Конкретный случай: двум юным журналистам назначена съемка, дети пишут текст для своего стенд-апа. Обычно, то, что мы пишем сами, запоминается гораздо быстрее, чем чей-то чужой текст. Но в нашем случае излишнее волнение привело к тому, что стенд-ап пришлось записывать на нейтральном фоне. Мероприятие подошло к концу, а корреспонденты все еще пытаются сосредоточиться на тексте. И только после небольшого тренинга со скороговорками, психологической разгрузки юнкоры смогли сделать хороший дубль. Поэтому, приготовьтесь к тому, что это - дети, и у них бывает разная реакция на камеру, окружающих людей, восприимчивость текста.
В нашей программе всегда два ведущих в кадре, между которыми происходит некий диалог, тематикой прикрепленный к следующему сюжету. Но в начале и конце в кадре появляются все те, кто работал над программой и как раз-таки между ними также идет общение, которое подводит к 1-ому сюжету и соответственно, завершает всю передачу. Также, в программе «ДзержинецТВ» ведущие менялись на протяжении всего выпуска. То есть, в начале мы видим всех, кто работал, а далее - каждый в паре рассказывает о своих съемках.
Максимальное количество времени, потраченное на запись приветствия, 7 сюжетов и прощания - 4 часа. Впоследствии было решено заранее прогонять все подводки. Таким образом, время съемок уменьшилось до 1,5 часов.
В программах 2017 года подводки к сюжетам было решено закрепить только за двумя ведущими, самыми активными юнжурами студии. Благодаря этому, продолжительность записи мы смогли уменьшить до 1 часа. Но финал программы было решено не менять. Так, в конце, выбегали остальные юные журналисты и после слов ведущих: «Всем дзержинское...», они кричали «Пока».
Поэтому, главный способ хорошо отработать съемку без излишней траты времени - заранее отрепетировать весь сценарий. И не просто пробежаться по тексту. А именно вживую, как будто уже идет основная съемка. То есть, если у корреспондента в стенд-апе есть проходка, значит нужно репетировать вместе с ней сразу. Здесь не важно, какое у вас помещение, пусть даже маленькое. Значит нужно просто ходить и не останавливаться до тех пор, пока не договорится весь текст. В то же время, важно, чтобы юнжур репетировал сразу, смотря в камеру.
Работа вне центра
Как уже говорилось выше, наша телестудия работает только в летний период. Соответственно, весь учебный год дети в ожидании запуска съемок. Но порой появляются интересные задумки, запись которых происходит не совсем в оздоровительно-образовательном центре.
Так, в 2017 году самые активные юные журналисты побывали на съемках в нижегородской телекомпании «Волга», где не только познакомились с работой профессионалов, но и подготовили свой репортаж.
Также продвинутые юнкоры захотели побывать на производстве газетной бумаги. (В Балахне располагается бумажный комбинат, производящий бумагу для многих изданий не только нашей страны, но и всего мира). Идти на АО «Волга» было решено не просто с целью знакомства с процессом изготовления, но и с задачей - поделиться впечатлениями с окружающими. Ребятами была подготовлена видеозаметка, в которой каждый из юных журналистов смог внести свой вклад в создание бумаги. Конечно, в таком случае пришлось сделать много согласований, в том числе на съемку, запуск квадрокоптера (съемка с воздуха). На протяжении всей съемки было сопровождение сотрудника пресс-службы, службы безопасности предприятия. В итоге, на запись спецвыпуска «ДзержинецТВ» было потрачено 2,5 часа. При том, что заранее были отрепетированы все стенд-апы. Это еще раз подтверждает, что репетиция нужна обязательно. Это вдвойне сокращает время съемки.
В Балахнинском районе на протяжение нескольких лет реализуется проект «Балахна помнит». Цель акции - собрать как можно больше историй о героях-балахнинцах, жителях блокадного Ленинграда, тружениках, детях войны. А юные журналисты «ДзержинецТВ» решили помочь и подготовить социальную рекламу с призывом жителей города участвовать в проекте. Благодаря хорошим, проникающим до глубины души, текстам, архив рассказов пополняется гораздо быстрее.
На месте юные журналисты сидеть не умеют, да и не хотят. Самые активные придумывают творческие идеи для съемок новых проектов, в том числе и за территорией оздоровительно-образовательного центра. Таким образом, можно сказать, что студия трансформировалась в два «фронта», работают на которых одни и те же юнкоры.
Поощрение или оценка освоения знаний
Каждый юный журналист, придя на занятия в студию, ожидает получение знаний, которые ему пригодятся не только в оздоровительно-образовательном центре, но и в течение следующего учебного года в своей школе.
«Таким образом, в настоящее время, в ситуации внедрения и распространения профильного обучения в отечественной школе, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио -портфель индивидуальных образовательных достижений, опробованный в ходе эксперимента в образовательных учреждениях различного типа в условиях, определяющихся региональной и местной спецификой» [5. С. 23].
Сегодня почти каждый ребенок или родитель, начиная с детского сада, собирает, так называемое, портфолио, в котором отражена вся творческая, спортивная, научная деятельность. Соответственно, на протяжение школьного периода дети участвуют в различных мероприятия, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, а подтверждением этого участия может стать только документ, заверенный подписью и печатью организации, проводящей мероприятие.
В связи с тем, что наше учреждение является не только оздоровительным, но и образовательным, мы можем выдавать воспитанникам, успешно прошедшим обучение по программе дополнительного образования, сертификаты. Данный документ регистрируется приказом директора, а также вносится в специальную книгу о выдаче сертификатов об образовании по программам, не требующим экзаменационную проверку.
Таким образом, юный журналист уже формирует портфолио для поступления в высшие учебные заведения, где в первую очередь будут учитываться подобные документы.
Результат налицо
В 2016 году проект студии детского телевидения был запущен впервые, поэтому, для выяснения качественности проекта, было решено отправить работы на различные конкурсы и фестивали.
Сегодня в России проходит огромное количестве разных мероприятий для юных журналистов. Таковыми являются фестивали и конкурсы детских средств массовой информации «Юнга+», «Волжские встречи», «Включайся», «Московский кораблик мечты», «Волга-ЮНПРЕСС», «Бананас», «Репортер», «Медиапокорение», «И сказала Кроха», Казанский международный фестиваль любительского, молодежного и детского кино», «Международный конкурс детского видео и видеоклипов». В основном, они все проходят зимой и весной, поэтому важно не пропустить подачу заявок.
На 2017 год мы - лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей. И это, несмотря на то, что работа наша идет только летом, да еще и на территории, где довольно трудно произвести разносторонний интересный медиапродукт.
Лагерная телестудия - во многом проект необычный и в какой-то степени новый. Так, ранее было уже сказано, что «ДзержинецТВ» - единственное в нижегородской области объединение, созданное на базе загородного оздоровительно-образовательного центра. Сегодня важно на любом этапе развития подрастающего поколения обеспечить все условия для выбора будущей профессии. В то же время важно, предоставить качественные знания. Но это получится только при соблюдении определенных правил:
• Профессиональный опыт
В данном случае как раз говорится о той проблеме, когда профессиональному телевизионному мастерству пытается научить педагог, не ведающий в этой теме. Самый удачный вариант, если руководителем студии выступит практикующий журналист. Он сможет рассказать не только теорию, что обычно и делается, но и практику, которой пренебрегают неопытные педагоги.
• Специальная размеренная программа для изучения телевизионного мастерства
Лагерная студия имеет ограниченный период изучения, чаще всего это 18 или 21 день, если,
конечно, учреждение не профильного направления. В таких случаях количество дней в смене может сократится до 7. Соответственно, за 21 или 18 дней нужно пройти азы телевизионной журналистики и в то же время подготовить какой-либо медиапродукт. Итог изучения обычно прописывается в задачах программы. Например, «Подготовить новостную телевизионную программу с участие юных журналистов центра». Таким образом, учебная программа должна быть качественно сформулирована, без каких-либо перегрузов. Соответственно, как говорилось ранее, программа должна содержать только основные темы.
• Игровая часть
Телевизионная журналистика и, в общем, журналистика - довольно трудное ремесло, которому учатся в высших учебных заведениях. В нашем же случае, своими знаниями нужно поделиться с детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Несмотря на то, что на протяжении всего исследования большее внимание уделяется практике, теорию тоже стороной обойти нельзя. И можно не сомневаться в том, что она не всегда будет интересна. Соответственно, в программу закладывается отдельная часть в качестве приложения - «Упражнения и игры для закрепления теоретической части». В них входят задания и игры как для командной работы, так и для индивидуальной. Также туда относим и упражнения для «домашнего» задания. Например, после прохождения темы интервью, дети в парах готовят вопросы для раскрытия внутреннего состояния своего респондента. В то же время, важно объяснить детям, что репетировать друг с другом не нужно, т.к. интервью получится «спектаклем».
• Практика
Практическая часть заключается не только в упражнениях и заданиях. Более важным тренингом является выход «в поле», где юные журналисты отрабатывают определенную съемку, которая является не тренировочной. То есть, дети заранее знают, что это войдет в ваш итоговый медиапродукт, который смотреть будут не только они, но и весь центр, а также жители города. В нашем случае, это аудитория 50 000 тысяч человек. «Великое видео - инструмент коммуникации беспрецедентно эффективного действия. Оно может изменить историю, вдохновить, разделить, усилить эмоции и помочь общению. От плохого видео тошнит. Никто не хочет его смотреть» [6. С. 13]. Таким образом, в первую очередь нужно бороться именно за качество контента. Также особо важно направлять детей на съемку не по-одному. Да, отрабатывать мероприятие может кто-то один, но наблюдать нужно давать каждому. Наша учебная программа составлена так, что на каждую съемку ходят не менее 3 корреспондентов.
• Репетиции
Если в вашей съемке есть какие-либо заранее подготовленные тексты, постановки и т. д., то необходимо заранее все это репетировать, так как не всегда дети на месте могут сориентироваться. Особенно, если в сценарии стенд-апа есть проходка, повороты, а еще сложнее - комбинированное действие в кадре. Также сюда входит и подготовка к интервью. Важно юному журналисту перед выходом повторить основные правила, а также согласовать составленным им вопросы, соответственно, при необходимости скорректировать их.
• Самостоятельная работа
Несмотря на то, что ваши воспитанники не знакомы с телевизионным мастерством, нужно давать им возможность самим продумывать сценарий той или иной съемки. Если все в свои руки возьмет педагог, то творческий замысел будет уже выглядеть в рамках представления взрослого человека.
Таким образом, учитывая все эти правила, можно быть уверенным, что работа студии на базе загородного оздоровительно-образовательного центра или лагеря будет качественной.
Список литературы
1. Васильева, О. О. Ю. Васильева приняла участие в заседании Президиума Совета законодателей РФ [Электронный ресурс] / О. Васильева // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: Й1р://минобрнауки.рф/новости/10465/ (дата обращения 08.09.2017).
2. Верстаков, А. П. Медиаобразование в школе: школьная телестудия [Текст] / А. П. Верстаков, С. С. Смирнов, С. А. Шувалов. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. - 64 с.
3. Гюльнезерова, А. С. Специфика создания детской телепередачи на примере ТВ программы «Спокойной ночи, малыши»: статья [Текст] / А. Гюльнезерова // Sci-Artecle. - 2014. - № 16. - С. 2-3.
4. Лозбичева, Е. А. Школьные ТВ-новости как элемент информационно-образовательного пространства школы: статья [Текст] / Е. А. Лозбичева // Международная научно-практическая интернет-конференция. Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе. - М.: МПГУ, 2016. - С. 323-326.
5. Новикова, Т. Г. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова. - М., 2008. - 114 с.
6. Стокман, Стив. Как снять отличное видео на зависть профессионалам: учеб. пособие [Текст] / Стив Стокман. - М.: «Э», 2016. - 272 с.
7. Титов, А. Детское телевидение: учеб. пособие [Текст] / А. Титов. - Уфа: Издательские решения, 2015. - 109 с.
8. Федорова, Е. В. Специфика создания детской телепередачи на примере проекта «Дети мегаполиса» на студенческой телекомпании «ЮУРГУ-ТВ» медиа. Информация. Коммуникация: статья [Текст] / Е. В. Федорова // Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. - М., 2012. - № 2. - С. 2-4.
THE FEATURES OF WORK IN THE SUMMER TV STUDIO ON THE BASIS OF THE COUNTRY HEALTH-EDUCATIONAL CENTER
Ivanchuk V. V., Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Slavik_Ivanchuk@mail.ru
The article reveals the features of the launch and operation of the children's television studio on the basis of the Dzerzhynets suburban educational and health center. It represents personal experience of project management on the basis of a summer camp with an educational inclination. It is located in the Balakhna district of the Nizhny Novgorod region. The children's television studio "DzerzhinetsTV" is the only association in the region of such format. Therefore, it immediately won the attention of the media, which continues today.
This studio is not mediocre. For 21 days, children between the ages of 10 and 16 master the program of television craft, which also includes disciplines on video shooting and video montage. Work is quite specific under such conditions. Perhaps that's the reason why such kind of project is the only one in Nizhegorodsky region. The main way to learn is practice. It sometimes takes more time and attention than theory, as young journalists participate in the filming of their own projects. As the result, correspondents get a professional entertaining and educational broadcast. During the work, which is 4 camp shifts, about 50 stories and several special projects were created. Today the young journalists of the studio are laureates of the International and All-Russian competitions and festivals.
Keywords: new media, preposition, relative unit preposition, temporal semantics.
References
1. Vasil'eva, O. "O. Y. Vasil'eva prinyala uchastie v zasedanii Presidiuma Soveta zakonodateley RF" [=O. Y. Vasilieva took part in the meeting of the Presidium of the Council of Legislators of the Russian Federation], in: Ministerstvo obrazovaniya I nauki Rossiyskoy Federacii' [=Ministry of Education and Science of the Russian Federation], available at: http://^Ho6pmym^/HOBOcm/10465/, accessed 08.10.2017. (In Russ.).
2. Verstakov, A. P., Smirnov, S. S. and Shuvalov, C. A. (2009),Mediaobrazovanie v shkole: shkolnaya telestudiya [=Media education in school: a school television studio], Moscow, 64 p. (In Russ.).
3. Gulnezerova, A. S. (2014), "Specifika sozdsniya detskoy teleperedachi na primere TV programmy "Spokoynoy nochi, malishi" [=Specification of the creation of a children's TV program on the example of the TV program «Good night, kids»], in: Ski-article [=Ski-article], no. 16. pp. 2-3. (In Russ.).
4. Lozbicheva, E. A. (2016), "Shlolnie TV-novosti kak element informacionno-obrazovatelnogo prostranstva shkoly" [=School TV news as an element of the information and educational space of the school], in: Meghdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferenciya. Aktualnie problem metodiki obucheniya informatike v sovremennoy shkole ^International Scientific and Practical Internet Conference. Actual problems of the methodology of teaching computer science in a modern school], Moscow, pp. 323-326. (In Russ.).
5. Novikova, T. G., Pinskaya, M. A., Prutchenkov, A. C. and Fedotova, E. E. (2008), Ispolzovanie portfolio uchaschegosya v predprofilnoy podgotovke I profilnom obuchenii [=Use of the student's portfolio in pre-profile training and profile training. Toolkit], Moscow, 114 p. (In Russ.).
6. Stokman, Stiv. (2016), Kak snyat otlichnoe video na zavist'professionalam [=Lessons from a Great Book Video], Moscow, pp. 272. (In Russ.).
7. Titov, A. (2015), Detskoye televideniye [=Children's TV], Ufa, 109 p. (In Russ.).
8. Fedorova, E. V. (2012), "Specifika sozdaniya detskoy teleperedachi na primere proekta «Deti megapolica» na studencheskoy telekompanii «UURGU-TV» media. Iformaciya. Kommunikaciya" [=The specifics of the creation of a children's TV program on the example of the project «Children of a megapolis» on the student television «SUSURG TV» media. Information. Communication], in: Moskovskiy gosudarstvenny gumanitarniy universitet im. M. A. Sholohova [=Moscow State University for the Humanities. M. A. Sholokhov], no. 2. pp. 2-4. (In Russ.).
Иванчук Вячеслав Валерьевич - член Союза журналистов России, студент кафедры телевещания и телепроизводства Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института массовых коммуникаций и социальных наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.
Slavik_Ivanchuk@mail.ru