Научная статья на тему 'Информационная деятельность обучающихся как средство их профессионального самоопределения'

Информационная деятельность обучающихся как средство их профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
649
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN''S HEALTH CAMP / ЗАДАЧИ ПРЕСС-ЦЕНТРА / THE TASKS OF THE PRESS CENTER / КЛУБ ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА / THE YOUNG JOURNALIST / ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ / PRESS CONFERENCE / КОНКУРСЫ ОТРЯДНЫХ ГАЗЕТ / CONTESTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / SQUADRON NEWSPAPERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хомутова Клавдия Васильевна

Рассматривается методика создания пресс-центра в детском оздоровительном лагере. Обосновывается его значение как для деятельности всего лагеря, так и его участников в плане их личностного развития и профессиональной ориентации. Детский пресс-центр на базе оздоровительного лагеря представлен как площадка для юных журналистов, предоставляющая широкие возможности для самореализации и приобщения к новому типу мышления, общения, поведения и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information activity of students as a means of professional self-determination

The technique of establishing the press center at the children's camp is shown. Substantiates its importance for the functioning of the camp and its participants in terms of their personal development and professional orientation are improved. Children's press centre on the basis of health camp is presented as a platform for young journalists, providing wide opportunities for personal fulfillment and sharing a new type of thinking, communication, behavior and creativity is shown.

Текст научной работы на тему «Информационная деятельность обучающихся как средство их профессионального самоопределения»

ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ

УДК 377.2; 37.031.4; 379.835

К. В. Хомутова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рассматривается методика создания пресс-центра в детском оздоровительном лагере. Обосновывается его значение как для деятельности всего лагеря, так и его участников в плане их личностного развития и профессиональной ориентации. Детский пресс-центр на базе оздоровительного лагеря представлен как площадка для юных журналистов, предоставляющая широкие возможности для самореализации и приобщения к новому типу мышления, общения, поведения и творчества.

The technique of establishing the press center at the children's camp is shown. Substantiates its importance for the functioning of the camp and its participants in terms of their personal development and professional orientation are improved. Children's press centre on the basis of health camp is presented as a platform for young journalists, providing wide opportunities for personal fulfillment and sharing a new type of thinking, communication, behavior and creativity is shown.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, задачи пресс-центра, клуб юного журналиста, пресс-конференция, конкурсы отрядных газет, профессиональная ориентация.

Keywords: children's health camp, the tasks of the press center, the young journalist, press conference, contests, squadron Newspapers, professional orientation.

Детская и юношеская журналистика - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации, представленное общественными объединениями детей и взрослых, реализующих общие интересы. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к

младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает принципы и закономерности общественного устройства, социально-культурных особенностей разных поколений и стран. Специфика этого вида средства массовой информации определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в детско-юношеской журналистике применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с читательской аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует с другими СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Особое место в этом взаимодействии занимают детские редакции и пресс-центры.

Школьные пресс-центры, редакции являются субъектами образования (общего, дополнительного, начального профессионального), и одновременно они разрабатывают формы личностно-орие-нтированного информирования сверстников и взрослых о важнейших событиях в стране, регионе, инновационной деятельности школ, учреждений дополнительного образования [1].

В условиях оздоровительного лагеря пресс-центр - это великолепная возможность совместить процесс эффективного обучения с культурной программой и отдыхом в каникулярное время. Это то место, где собирается, анализируется и систематизируется информация, идет процесс подготовки и проведения пресс-конференций, «круглых столов», готовятся материалы для отрядных газет и т. д. [2] Создание творческой обстановки помогает формировать профессиональные навыки журналиста: точность, оперативность, коммуникабельность, ответственность за написанное слово. В задачи детского пресс-центра входят:

■ ежедневная информация об общелагерных мероприятиях;

■ методическая помощь в подготовке и выпуске отрядных газет;

■ подготовка и выпуск общелагерной газеты;

■ выпуск «молний» - срочных сообщений о проведенных соревнованиях, конкурсах;

■ организация, подготовка и проведение «круглых столов»;

■ учеба в Клубе юного журналиста (основные навыки профессионального мастерства).

В своей деятельности пресс-центр преследует цели: развить творческие способности молодежи; создать предпосылки для профессиональной ориентации; сформировать позитивное представление о профессии журналиста; привлечь к работе в пресс-центре как можно более широкий круг подростков, ранее не занимавшихся этим видом деятельности.

Основным критерием в работе должен стать лозунг: «Каждый ребенок талантлив», поэтому руководитель пресс-центра (желательно, чтобы этот человек имел отношение к журналистике) должен проявлять максимальное внимание к каждому, кто сюда приходит.

Для организации работы пресс-центра необходимо помещение, которое следует оформить в соответствии с теми задачами, которые предстоит выполнить. Подспорьем в работе станет хорошая компьютерная база. При наличии необходимого оборудования возможен выпуск печатных изданий небольшим тиражом. Организуя пресс-центр, необходимо запастись канцелярскими принадлежностями: карандашами, фломастерами, маркерами, офисной бумагой, стандартными листами ватмана для стенных газет. Для работы подойдут и старые номера глянцевых молодежных журналов; вырезанные фотографии и заголовки можно успешно использовать для оформления стенных газет.

Объявите об открытии пресс-центра на общелагерной линейке и пригласите на первое заседание всех желающих. Это заседание - повод рассказать об истории профессии, ее сильных и слабых сторонах, о существовании «желтой» прессы и о том, какую негативную роль она может сыграть в жизни каждого человека.

Подростки хорошо воспринимают язык символов, поэтому их можно посвятить в термины журналистики, которыми пользуются, готовя выпуск очередного номера газеты или журнала. Например, изображение предметов «утка», «шапка», «сапог», «штамп» также поместите на стенде пресс-центра, объяснив, какое отношение к журналистике имеет каждое из них. («Шапка» - это верхняя часть полосы (страницы) газеты. «Утка» - недостоверная информация. «Сапог» - способ расположения материала на полосе. Способ считается неудачным, если текст зрительно «разрывается» на несколько частей и читать его неудобно. «Курица с общипанными перья-

ми» - процесс редактирования, отбор нужных фактов из общего потока информации. «Штамп» - часто встречающиеся, избитые слова или словосочетания в газетном материале. «Подвал» - материал, размещенный в нижней части полосы газетной страницы. «Отжать воду» или «вода» - способ литературного редактирования, когда из текста «выбрасывают», «вымывают» ненужные слова, фразы, штампы. «Резать материал» - это иллюстрация способа редактирования, когда материал следует сократить ввиду его мно-гословности или же «подогнать» под формат газетной полосы страницы.) Эту профессиональную лексику постепенно вводите в оборот. Получается занятная, понятная подросткам игра, в процессе которой они приобретают профессиональные навыки.

После проведенного организационного занятия намечается состав участников пресс-центра. Желательно, чтобы в их число помимо ребят, изъявивших желание показать свои литературные способности, вошли и те, кто умеет быстро и оперативно собирать информацию. Обычно это подростки, у которых есть небольшой опыт работы в составе школьных редколлегий, Клубов юных журналистов, которые составят «ядро» пресс-центра. Желательно, чтобы в пресс-центр вошли художники, любителей фотосъемки.

Количество членов пресс-центра целесообразно формировать из состава редакционных коллегий отрядов (4-5 человек от отряда, всего 15-20 человек). Редакционная коллегия в отрядах формируется на принципах добровольности. И чем больше привлечено детей к выпуску отрядной газеты, тем легче им формировать у себя в отряде коллективное мнение, решать внутренние вопросы. Ведь газета - очень эффективное средство для создания настроения в отряде, а участие в коллективной летописи каждого прожитого дня поможет формированию общественного мнения о тех или иных событиях жизни отряда и лагеря, выработке позиций, собственного взгляда подростка.

«Летучка» - это первое знакомство с лагерным активом подростков, с которым предстоит работать всю смену. Руководитель проводит в начале игры блиц-опрос участников. Разговор начните сами: «Меня зовут ... Я руковожу пресс-центром в нашем лагере. Мне нравится работать с вами и хочется поделиться своими профессиональными знаниями и навыками. Очень люблю свою профессию и занимаюсь выпуском молодежной газеты, которую вы читали. При газете организован Клуб юных журналистов. Это ме-

сто встреч с интересными людьми, походы в театры, на концерты, участие в молодежных мероприятиях и выставках. Летом участники Клуба выезжают в оздоровительные лагеря. Клуб журналистов -это возможность получить начальные навыки профессии, найти интересных друзей. Очень люблю путешествовать, ходить в кино и театры, на выставки, посещать библиотеки...»

После этого каждый участник встречи рассказывает о себе, своих увлечениях и друзьях. Таким образом, у руководителя формируется представление о том, какие функции можно поручить каждому. Расскажите об обязанностях участников редакционной коллегии, ее численном составе.

Руководящее звено редколлегии - редактор (1 человек). Он систематизирует и организует реализацию идей, которые предлагает каждый член редколлегии. Его роль - умело определить роль и месс-то каждого. Ответственный секретарь (1 человек) - отвечает за литературное оформление поступающих в секретариат материалов. Он занимается выпуском газеты, создает макет будущей стенной газеты. В этой работе необходимы такие качества, как умение видеть конечный продукт в масштабе, творческая изобретательность, художественный вкус. Корреспонденты (от 3 человек и более) (от лат. «отвечать», «осведомлять») занимаются поиском информации, пишут заметки, репортажи, зарисовки. От их деловых и творческих качеств зависит содержание будущего издания. Фотокорреспондент (художник) (1 человек) - занимается съемкой фотоматериалов. Художник-дизайнер (1 человек) - отвечает за художественное оформление номера, подбирает фотоиллюстрации, рисунки. Распределение ролей может проходить как по жребию (руководитель заранее готовит карточки, на одной стороне которых написана роль в команде: «журналист», «редактор», «ответственный секретарь» и т. д.), так и по желанию участников. Из собственного опыта могу сказать, что дети сами очень точно определяют свое место в команде.

Когда редакционная коллегия сформирована, главный редактор открывает «Летучку»: «Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить, какой будет наша стенная лагерная газета, как она будет называться, как часто будет выходить. Какие будут предложения?» Члены команды предлагают версии названия газеты. Может случиться так, что единодушного мнения не сложится. Тогда редактор вправе перенести обсуждение на другое время или предложить решить этот вопрос голосованием.

Обсудив общий заголовок - «шапку», каждый предлагает девиз (как правило, в лагерной жизни он является необходимым атрибутом, символикой, элементом общей игры). Название газеты и девиз должны дополнять друг друга. К примеру, в нашем лагере вышла отрядная газета «Максимальная правда». Ее девизом стали слова: «Максимум правды, максимум смеха, только тогда мы добьемся успеха». Затем члены редколлегии приступают к обсуждению плана первого номера. Очевидно, что в нем могут найти место и список лагерного актива, и анонсы предстоящих общелагерных мероприятий, и предложения записаться в лагерные кружки и секции (о работе некоторых можно написать отдельные заметки, взяв интервью у руководителей); объявления о предстоящих конкурсах (например, на лучшую отрядную газету). Важно, чтобы инициатива исходила от самих ребят.

Следующий этап - распределение заданий. Каждый участник «летучки» определяет свой участок работы. Эти задания фиксирует ответственный секретарь и следит за тем, чтобы материалы оперативно поступали от каждого члена коллектива в секретариат.

Организатор игры объясняет детям значение форм организации работы редакции: «летучка» - деловое собрание коллектива редакции для решения неотложных дел; «редакционная коллегия» - совещание руководителей редакции, а также ответственных за выпуск номера газеты (их фамилии и должности указываются в выходных данных газеты); разработка «макета» - графического прообраза газеты перед печатанием в уменьшенном масштабе; изображение размещения газетных материалов, рисунков и фотографий. Объясняет значение профессиональных понятий. «Полосой» на журналистском языке называют газетную страницу; «выходные данные» - своеобразный паспорт газеты, в котором сообщается название учредителя газеты, фамилия и инициалы главного редактора, фамилии, инициалы и должности членов редакционной коллегии, количество экземпляров газеты (тираж).

Игра носит учебный характер, и в задачу руководителя входит объяснение роли каждого участника. И хотя контроль за работой каждого члена редколлегии взял на себя ответственный секретарь, не забывайте о детской необязательности в условиях отдыха. Может случиться так, что инициатива не перейдет к выбранному в коллективе редактору. Отчаиваться не стоит, ведь почти никто из них не пробовал себя в этой роли. Берите бразды правления в свои

руки. Но даже в этом случае старайтесь вовлечь детей в процесс заинтересованного обсуждения. Фантазия у них неограниченна! Не забывайте об этом и не увлекайтесь процессом обучения. Умейте слушать и понимать!

Как сейчас принято говорить, могут возникнуть и форс-мажорные обстоятельства: к примеру, заболели редактор и ответственный секретарь. В редакционном коллективе особо важны такие качества, как чувство товарищеской взаимовыручки. Каждый член редакции в любую минуту должен быть готов заменить отсутствующего! Поэтому важно быстро сориентироваться в ситуации и перераспределить роли. В течение смены целесообразно менять роли членов команды. Такая творческая перестановка кадров дает положительные результаты: возможно, кто-то из ребят сможет полнее раскрыть свои способности.

Для того чтобы подростки имели представление о профессии журналиста, расскажите им историю возникновения этой древней профессии и познакомьте с азами теории журналистики.

Среди множества профессий журналистика относится к одной из древних. Обмен социальной (общественно значимой) информацией питал человечество как хлеб насущный на всем протяжении его эволюционного развития. Начиная с легенд и мифов Древней Греции и Рима, Библии, а затем и в реальной жизни, люди обменивались своими знаниями и опытом сначала устно, затем посредством рисунков и знаков, а позже - смысловыми текстами. Историки упоминают о надписях на стенах древней Помпеи, сохранились папирусы, с помощью которых передавались сообщения в Древнем Египте. В Великом Новгороде информацию распространяли на берестяных грамотах. Прошли века, прежде чем появились люди, сумевшие создать прообраз современной журналистики. Так, в XVI в. в Венецианской республике возникло бюро по сбору информации. Появилась профессия «писатели новостей». В рукописных сводках сообщалось о жизни при дворе (политика), о торговых новостях (экономика), о событиях, которые происходили в городе (чем не хроника происшествий?). Эти новости, которые, впрочем, пока не имели четкой периодичности, жители могли купить за одну серебряную монету «газету» - так звучало это слово. Кто бы мог подумать, что маленькая серебряная монета чеканки 1538 г. прославится в веках как лингвистическая родоначальница журналистики. Сегодня газетами называются печатные периодические издания, в кото-

рых публикуются материалы о текущих событиях. Существует распространенный и достаточно верный афоризм: «газета - это история мира за одни сутки». Подлинная революция в журналистике произошла с изобретением книгопечатания, а затем технического тиражирования информации. Время изобретения - середина XV в. - стало началом новой информационной эры в истории журналистики. Более трех лет понадобилось первопечатнику И. Гутенбергу, чтобы выпустить в свет два тома Библии тиражом около 200 экземпляров. Над книгой работали шесть мастеров на трех типографских станках в течение 1452-1455 гг. В России первая газета «Ведомости» появилась в 1703 г. Ее первым учредителем и издателем считают Петра I. Революция произошла с изобретением телеграфа. Теперь о событии, которое произошло за многие километры, можно было узнать в считанные минуты. Появились телеграфные агентства, которые снабжали газеты свежими известиями. В России первое телеграфное агентство РТА (Российское телеграфное агентство) было создано в 1894 г. Затем у периодических изданий появился мощный соперник - радио, а в 1934 г. - телевидение. В XXI в. свою лепту в распространение информации вносит всемирная компьютерная сеть Интернет, и сегодня можно получить любую интересующую вас информацию, не выходя из дома.

Не стоит утомлять участников пресс-центра теоретической частью, все же они находятся на отдыхе, но, чтобы наладить выпуск стенных газет, юным журналистам следует иметь представление о газетных жанрах.

Жанры газеты делятся на два больших раздела: информационные и аналитические. Информационные жанры - заметка, репортаж, интервью, корреспонденция; аналитические - это очерк, зарисовка, статья, фельетон.

Заметка - краткое сообщение о происшедшем, общественно важном событии, особенно нужна для первых навыков в работе нашим юным корреспондентам В заметке автор должен ответить на три главных вопроса: когда? где произошло? что произошло?

Интервью - это беседа журналиста с каким-либо лицом, представляющим общественный интерес. В начале интервью следует обязательно указать, с какой целью и с кем ведется беседа, т. е. написать вступление. Вопросы для интервью должны готовиться журналистом заранее. Они формулируются ясно, четко, лаконично, имеют логическую последовательность и завершенность.

Репортаж (от латинского reportare - передавать, сообщать). В этом информационном жанре читателю дается наглядное представление о том или ином событии. Журналисты часто шутят: «что вижу, то и пишу». Интересными получаются репортажи о спортивных соревнованиях, праздниках.

Корреспонденция - в ней журналист не только освещает ход события, но и пытается его передать более детально, чем в заметке. Он идет от конкретного случая к обобщениям.

Очерк - аналитический жанр, соединяющий в себе корреспонденцию и литературный портрет. В очерке рассказывается, как правило, о человеке, раскрывается его характер через поступки, дается мнение других людей об этом человеке, анализ взаимоотношений героя с миром, в котором он живет.

Статья также относится к аналитической группе жанров. В ней освещаются события, которые произошли, но в отличие от корреспонденции анализ строится от общих рассуждений на заданную тему к частным, которые подкрепляются конкретными примерами.

Фельетон - это сатирическая статья, высмеивающая на конкретных примерах человеческие пороки (жадность, лень). Основное средство фельетона - сатира. Но не следует увлекаться этим жанром. В журналистике все должно идти на пользу (семь раз проверь, хорошенько подумай, а один напиши!). Для того чтобы юные журналисты поняли особенности газетных жанров, в вашем арсенале необходимы газетные вырезки, которые наиболее характерно отражают тот или иной жанр. Размножьте каждую вырезку для участников пресс-центра и сделайте из них подшивку. При этом обязательно обозначьте фломастером жанр каждого материала. Можно провести практическое занятие, где участники пресс-центра могут самостоятельно указать на жанр материала и его группу (аналитическую или информационную), а также определить, какие языковые средства (фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения) для этого используются. Такое наглядное пособие станет хорошим подспорьем для учебы.

Придумайте ситуацию (исходные данные) и на их основе вместе с юнкорами устно составьте заметку, вопросы к интервью или репортаж. На эту тему проведите несколько ролевых игр.

Школой освоения жанров журналистики в лагере могут стать пресс-конференции. Определив тему предстоящего события, полу-

чите согласие всех взрослых участников, оговорите точное время проведения пресс-конференции. Подготовка ребят к предстоящему событию должна также идти по специально разработанному сценарию. Во-первых, объясните участникам пресс-конференции (а это может быть не только лагерный актив, но и все желающие), что они выступают в роли журналистов, поэтому задавать вопросы нужно не отходя от заданной темы. Стоит соблюдать и некоторые моральные принципы и не пытаться задавать глупых и оскорбляющих достоинство вопросов. Для первого опыта все вопросы обдумайте заранее. Кстати сказать, опытные пресс-секретари многих крупных компаний так и поступают, заранее обзванивая журналистов и договариваясь с ними. И в этом подходе нет никаких нарушений демократичности: ведь чем полнее прозвучит ответ руководителя, тем четче будет освещена тема будущей публикации. Поэтому каждому, кто хочет задать вопрос администрации лагеря, нужно его подготовить. Уместно будет напомнить детям замечательные слова Анатоля Франса: «Прекрасно только то, что нетрудно понять». Часто журналисты свои вопросы пишут на листках или в блокноте. Для чего они это делают? Чтобы не отнимать много времени и произвести впечатление умного и собранного человека.

Пресс-конференцию ведет пресс-секретарь. В нашем случае его заменит руководитель пресс-центра, который и будет давать слово юным журналистам. Проведение пресс-конференции занимает 40-50 минут. Если в лагере есть клуб, то лучшее место, чем зрительный зал, трудно представить. Перед каждым участником пресс-конференции, сидящим за столом, ставится табличка, на которой должны быть написаны полное имя, отчество и фамилия, а также должность, которую он занимает в лагере. Юные журналисты занимают места в первых рядах в зале, и таким образом все участники хорошо видят друг друга, а руководитель пресс-центра предоставляет возможность задать вопрос каждому юному журналисту.

В конце встречи следует поблагодарить всех участников за работу и подвести итог. Результатом может стать отчет в лагерной газете, проиллюстрированный фотографиями. Проведите небольшой творческий конкурс на лучшую работу. Получится интересно!

Организатору пресс-конференции желательно для вовлечения детей в работу пресс-центра предложить написать отчет о проведении пресс-конференции сразу нескольким членам команды. Используйте многие жанры, начиная от короткой заметки, репор-

тажа и заканчивая серьезной статьей, где есть простор для рассуждений об организации детского отдыха.

«Круглый стол» в отличие от пресс-конференции подразумевает активное общение, высказывание мнений по определенной теме каждым его участником. Прежде чем перейти к подготовке «круглого стола», определим основные принципы общения в этой пока еще непривычной для детей обстановке. Проведите беседу о некоторых приемах общения. При проведении подобных встреч необходима культура общения, которая подразумевает не только четкость и ясность в изложении того, что вы хотите сказать своему оппоненту, но и умение уважать чужое мнение, слушать и не перебивать. Важно помнить и о том, что людям нравится слышать свое имя. Поэтому в диалогах, обращаясь к другим, во время «круглого стола» логичнее называть имя тех, с кем вы согласны или не согласны. Не забывайте и про «родственницу» таланта - краткость. Но не переусердствуйте! Односложные предложения и фразы могут показаться банальными.

При подготовке «круглого стола»:

а) Определяем тему и количество участников. Предложите тему о том, какой видится подросткам молодежная пресса. В этом случае за «круглый стол» пригласите представителей лагерного актива, несколько вожатых. Это мероприятие не массовое: управлять работой возможно, если за стол собираются не более семи человек во главе с руководителем пресс-центра.

б) Составляем вопросы предстоящей дискуссии. Их составляют как руководитель пресс-центра, так и творческий актив.

«Круглый стол» целесообразно проводить в помещении пресс-центра, и его участники действительно должны расположиться за столом, возле каждого необходимо поставить табличку с указанием имени и отряда.

Все участники отвечают на один и тот же вопрос по очереди. Стоит воспользоваться методом «песочных часов», чтобы ограничить время для выступления. Бывают случаи, когда подростки проявляют излишнюю активность, забывая о месте, где они находятся. Время для обсуждения одного вопроса каждым участником не должно превышать трех минут. Если монолог затянулся, тактично прервите оратора и дайте слово следующему участнику.

При подготовке «круглого стола» учтите категорию (уровень интеллектуальной подготовки) подростков, вместе посмотрите видеоматериалы по данной теме.

Основные задачи, которые преследует это мероприятие, - научить ребят правильно излагать свои мысли и слушать собеседника. У подростка формируется социальный подход к обсуждаемой теме, ведь для многих участие за «круглым столом» - первый в жизни шанс быть услышанным.

В условиях оздоровительного лагеря «круглый стол» можно провести и на природе, у лагерного костра, в таких походных условиях появляется некоторая романтика события и детям легче идти на контакт. 3аписывать «круглый стол» лучше на диктофон или магнитофон с микрофоном.

Итог обсуждения подводит руководитель пресс-центра. Возможен выпуск газеты-«молнии» с кратким отчетом.

От того, как будет построена работа по организации конкурсов отрядных газет в лагере, во многом зависит успех дела. Они могут активизировать детей на дальнейшее творчество или, наоборот, превратиться в скучное, обязательное мероприятие. Цели у каждого проводимого конкурса свои, но, прежде всего, эта деятельность формирует собственное мнение, вырабатывает профессиональные навыки, пополняет коллективный опыт. Появляется возможность сравнить работы, что дает толчок для поиска новых форм, развивает опыт общения.

В условиях лагеря целесообразно провести несколько конкурсов: отрядных газет; туристических листков (как этап программы турслета); газет-комиксов (составленных из фотографий детей лагеря, вырезок из цветных журналов).

Подготовку отрядных газет как наиболее трудоемкий процесс детского коллективного творчества следует разбить на несколько этапов:

1-й этап - организационный. На общелагерном стенде разместите:

1. «Положение о конкурсе газет».

2. Срок проведения конкурса.

3. Фамилии членов жюри.

4. Порядок награждения победителей.

Всю эту информацию распространите в отрядах. Если в лагере есть радиоузел, воспользуйтесь и этим оперативным средством передачи информации.

2-й этап - консультативный. Проведите собрание среди вожатых и редакционных коллективов отрядных газет и разъясните более подробно каждый пункт положения о конкурсе. Проведите не-

сколько обучающих занятий с юными корреспондентами. Консультации по оформлению газеты, подаче материалов желательно вести на протяжении всего конкурсного периода.

3-й этап - подведение итогов. Жюри конкурса рассматривает все полученные газеты и подводит итоги. Результаты размещаются на общелагерном информационном стенде, оглашаются на общелагерной линейке, и победителям вручают подарки и почетные грамоты.

На наш взгляд, не стоит пытаться «укротить» буйную фантазию подростков. К примеру, в смене, где работала руководителем пресс-центра автор этих строк, ребята так назвали свои газеты: «ТОРМОЗА», «ТАРАКАНИЙ ВЕСТНИК», «МАКСИМАЛЬНАЯ ПРАВДА». Содержание в них вполне укладывалось в стандарт любой лагерной газеты, но, доказав свою независимость, дети с удовольствием продолжили работу над другими выпусками.

Любое проявление творчества должно идти во благо. Поэтому в работе с юными корреспондентами доказывайте им, что печатное слово не средство самовыражения, а прежде всего огромная мера ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Примечания

1. Алиева Л. В. Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 30-35.

2. Алиева Л. В. Воспитательная система летнего детского образовательно-оздоровительного лагеря: пособие для руководителей, педагога и вожатого. М.: ГОУДОД ФЦТТУ, 2009; Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря / авт.-сост. А. В. Волохов, И. И. Фришман. М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006; Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сб. науч. статей / под ред. Т. А. Ромм. Новосибирск: НГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.