УДК 374
Н. Е. Веселова
г. Екатеринбург, Россия
РАБОТА ДЕТСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СТУДИИ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ «ПАЛИТРА-ТВ» КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиакультура, медиаграмотность, детская телевизионная студия, телевидение, дополнительное художественное образование, социально значимая деятельность, творческая среда, самореализация личности.
АННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт организации и системы работы школьного телевидения в учреждении культуры дополнительного образования. Данный проект, реализуемый в сфере дополнительного художественного образования, становится одной из эффективных форм работы по созданию социально-творческой среды, способствующей самореализации личности обучающихся и преподавателей детских художественных школ.
N. E. Veselova
Yekaterinburg, Russia
THE CHILDREN'S TELEVISION STUDIO OF YOUNG ARTISTS «PALETTE-TV» AS AN EFFECTIVE WAY OF EDUCATIONAL PROCESS IN A CHILDREN'S ART SCHOOL
KEYWORDS: mass media culture, literacy rate, children's television studio, television, additional
art education system, socially activity, creative environment, self-actualization.
ABSTRACT. The article describes a school TV experience in an additional education system. This
project is an effective way of the creative environment creation and way of students and teachers
self-realization.
В современном мире поток инфор- информационные технологии довольно
мации настолько огромен, что человеку оперативно с самого раннего возраста.
просто необходимо уметь молниеносно Можно утверждать, что владение новыми
ориентироваться в этом потоке. Образо- информационными технологиями является
ванному человеку необходимо осваивать одним из условий конкурентоспособности
разнообразные формы получения, обра- человека в современной жизни.
ботки и отбора актуальной для себя ин- Очевидно, что вслед за «демократи-
формации, поэтому освоение новых форм зацией» сетевых технологий (рост доступ-
информационных технологий становится ности Интернета) и технологий связи (вве-
одной их приоритетных задач. Уже трудно дение в широкий обиход мобильных теле-
представить нашу жизнь без такого сред- фонов), наступает время «демократизации»
ства массовой информации и коммуника- телевидения. Современный уровень разви-
ции, как Интернет, а ведь еще 20 лет назад тия цифровых технологий уже сейчас делает
существование подобного информацион- доступным для молодых людей создание
ного пространства было возможным толь- собственными силами телевизионных пере-
ко на страницах произведений писателей- дач, отвечающих стандартам качества мест-
фантастов. ных и региональных телестудий. Техниче-
Развитие цифровых технологий идет ская база, необходимая для организации
быстрыми темпами. Молодое поколение, в собственного телевизионного производства,
силу своей мобильности, осваивает новые сегодня стала вполне доступной по ценам.
39
Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионный продукт может быть подготовлен к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива единомышленников. Успех, популярность и зрительское внимание к телевизионному продукту приходит в том случае, если весь коллектив объединен одной идеей и профессионально работает над ее воплощением. Однако хочется отметить, что телевидение сегодня занимает все большую часть коммуникационного поля, и при этом оказывает не всегда позитивное воздействие на аудиторию. Телевидение - средство массовой информации, оно затрагивает интересы многих людей. Как показывает практика, основным источником получения информации является именно телевидение. А телевидение в интернет-пространстве стало особенно актуальным, так как найденная самостоятельно информация быстрее и охотнее осваивается пользователями интернета и считается для него наиболее достоверной [1]. Зрительные образы запоминаются лучше, чем вербальные, и дольше хранятся в памяти. Телевидение способно в разных социальных условиях, преследуя разные цели, или стимулировать социальную активность человека, или превращать человека в бездумного потребителя.
Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально значимой деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Именно поэтому детская тележурналистика становится все более востребованной детскими и молодежными организациями, которые нуждаются в собственных каналах осуществления диалога с обществом.
Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования.
Одним из основных факторов эффективной социально-экономической деятельности организации является формирование творческой среды для самореализации личности. Детская художественная школа № 1 имени П.П. Чистякова определила для себя основных потребителей образовательных услуг, которыми стали обучающиеся и преподаватели школы. А также сформулировала приоритетные направления деятельности для создания социально-творческой среды, такие, как реализация воспитательной деятельности и обеспечение непрерывности образования преподавателей. Данные приоритетные направления работы при создании социально-творческой среды образовательной организации в ближайшем будущем должны стать залогом лояльности потребителей к некоммерческой организации и стабильного спроса на ее услуги и продукты.
Для создания социально-творческой среды были определены к применению современные методы при работе с детской аудиторией. Для обучающихся были разработаны и апробированы несколько творческих проектов, среди которых, одним из популярных, стал проект детской телевизионной студии юных художников «Палитра-ТВ».
Цель проекта «Палитра-ТВ» - творческое развитие личности ребенка, обучающегося в детской художественной школе, через освоение им новых профессиональных инструментов сферы визуальных искусств в условиях комфортной развивающей коммуникативно-образовательной среды, организованной в форме детской телевизионной студии.
Задачи проекта:
- обучение новым профессиональным инструментам в сфере визуальных искусств;
- развитие навыков публичных выступлений, умения работать в команде;
40
воспитание активном жизненном позиции и критического мышления; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, исследовательских проектах;
развитие компетенций учащихся и их преподавателей в области информационно-компьютерных технологий; активизация внимания преподавателей к инновационным проектам в области педагогики искусств при сохранении академических традиций отечественного художественного образования; развитие вариативности дополнительного образования в области искусств, формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
расширение творческих контактов между образовательными организациями, развитие сетевых партнерских связей.
Детская телевизионная студия юных художников рассматривается в рамках данного проекта как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.
Специфика работы с детьми-художниками заключается в особом учете их типичных психологических особенностей. Юные художники, приобретая специальную углубленную подготовку в сфере изобразительного искусства, знакомы с законами построения произведений искусства и не могут смотреть на людей и предметы как на отдельные объекты в пространстве и времени, они видят предметы связанными друг с другом. Это особый созерцательный взгляд на окружающую их действительность, который подчиняется законом композиции, красоты и гармонии.
Педагогическая целесообразность. Занятие тележурналистикой несет в себе большой педагогический потенциал и предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации целей развития
творческого потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач. Она дает возможность ребенку не только свободно выражать и вырабатывать собственное мнение, определить свое место в социуме, но и транслировать свой художественный взгляд телезрителям, рассказывая о мире собственного творчества.
Детская телевизионная студия юных художников «Палитра-ТВ» - это наш творческий эксперимент. Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 11 до 17 лет и является профессионально ориентированным для юных художников, дает начальную подготовку в области телевидения и журналистики в сфере культуры.
Программа проекта мобильна и может быть использована в условиях учреждений дополнительного образования детей и взрослых, а именно, детских школ искусств, реализующих предпрофессиональ-ные и общеразвивающие программ в данной сфере, как одно из направлений воспитательной работы, а также может быть предложена другим организациям дополнительного образования, осуществляющим досуговую деятельность.
Формы организации занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съемки телепрограмм, сюжетное построение, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения.
Проект предусматривает участие в различных видах и формах образовательной деятельности школы: выставки, конкурсы; обучающие семинары; мастер-классы; летние пленэры и выездные творческие смены; самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет; практическое создание телевизионных сюжетов, анализ удач и ошибок; круглые столы; социальные опросы; экскурсии на телевидение; создание и реализация социальных проектов с использованием возможностей телевидения.
Проект представляет собой интенсивный практический курс, требующий
41
достаточно больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок групповых обучающих занятий, выезды на съемки городских, школьных, областных и всероссийских мероприятий.
В силу специфики проекта, предусматривается создание учебных групп до 12 человек с нагрузкой в объеме: 4 учебных часа в неделю, самостоятельная работа 1-2 часа в неделю.
Также предусмотрена организация обучения и практической работы по подгруппам (звеньям), исходя из: возможностей технического обеспечения (количество видеотехники и компьютеров); необходимости индивидуальных и генеральных репетиций; необходимости работы над сценарием, текстом и записью закадрового озвучания.
Ожидаемые результаты.
Результат участия в проекте выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
Развивают и формируют индивидуальные качества: активную жизненную позицию, патриотизм, толерантность; способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности; умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами.
Умеют: уверенно держаться в кадре и на сцене; задавать вопросы, брать интервью, т.е. выступать в роли дикторов и репортеров; бороться со страхами публичных выступлений; ориентироваться в нестандартной ситуации; пользоваться техникой: микрофоном, видеокамерой, фотоаппаратом; использовать различные источники информации; самостоятельно готовить тексты к сюжетам - закадровый текст, стендап, подводки для ведущих; принимать ответственные решения; мыслить и действовать креативно.
Знают: принципы построения текста; приемы написания оригинального текста новостного сюжета; технические требования к видео и аудио материалу; основы опера-
торского мастерства; основы нелинейного видеомонтажа.
Применяют в работе: навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; элементарные навыки сопоставления и анализа информации, умения ее найти и грамотно переработать; элементарные навыки написания оригинального текста новостного сюжета; элементарные методы и приемы видеосъемки; элементарные методы и приемы монтажа видеоматериала; первоначальные навыки и элементарные знания в профессии телеведущего; элементарные формы и технологии создания творческого видеопродукта, демонстрируя навыки освоения основ медиаграмотности и формирования медиакультуры.
Апробация результатов. Проект реализуется в ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова с октября 2014 года. Всего за весь период работы проекта (2 года) подготовлено 7 выпусков новостей. Результаты коллективной работы были представлены в виде презентации и публичной защиты проекта детской телевизионной студии юных художников «Палитра-ТВ» на Евразийском Форуме юных исследователей искусства «АртПерекресток-2015» в Екатеринбурге 05 декабря 2015 года. Проект отмечен специальным дипломом жюри Форума как «Лучший социокультурный проект».
Данный проект, реализуемый в сфере дополнительного художественного образования, становится одной из актуальных форм работы ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова по созданию социально-творческой среды, способствующей самореализации личности обучающихся и преподавателей.
Социальный эффект. Удовлетворенность потребителей услуг. Детская художественная школа № 1 имени П.П. Чистякова как некоммерческая организация, привлекая к себе новых учащихся, предлагает в качестве своих основных некоммерческих продуктов общеразвивающие и предпрофессиональные программы по направлениям «изобразительное искусство»
42
и «социально-культурные инициативы». Ответная реакция потребителей выражается в количестве поданных заявлений на реализуемые школой программы, положительные отзывы о деятельности организации, а социальный эффект - в количестве участников в организуемых школой социокультурных, актуальных для общества, инициативах и проектах в сфере искусств.
Эта польза - социальный эффект -рассматривается нами как результат деятельности некоммерческой организации не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества в целом и отдельных групп населения.
При формировании социально-творческой среды ДХШ № 1 учитывает мнение и выявляет потребности целевых аудиторий. Маркетинговые исследования, проводимые школой, четко выявляют мотивацию, потребности и предпочтения целевых аудиторий, помогают выявить уровни удовлетворенности - (действительного) спроса, отражающего позитивную реакцию потребителей и достижение определенного социального эффекта; неудовлетворенного спроса - негативную реакцию на некоммерческий продукт или качество его предоставления, не дающие социального эффекта (или дающие недостаточный); формирующего спроса - выраженного в неопределенной или слабо выраженной реакции на некоммерческий продукт, о котором нет достаточной информации или эта информация неудовлетворительно доведена до потребителя.
В ходе двухлетней работы методами наблюдения и анализа было установлено, что на первоначальном этапе проект формировал спрос потребителей, в последствии вызвал положительную реакцию на данный телевизионный продукт, который в большей степени демонстрировал разнообразные сферы деятельности жизни школы и стал одним из эффективных инструментов по созданию положительного имиджа образовательной организации в сфере дополнительного образования. В
рамках второго года реализации полученные данные констатировали, что:
- обучающиеся школы высоко оценивают проект «Палитра-ТВ» и демонстрируют свои потребности через проявление интереса, выражение желания, а также через активное участие в проекте детской телевизионной студии;
- преподаватели образовательного учреждения выражают готовность и желание через участие в проекте непрерывно повышать свои профессиональные знания и компетенции, и в неформальной атмосфере общаться со своими учениками;
- аудитория родителей, как показывают школьные исследования и опросы, становится более лояльной к обучающей организации, так как они имеют возможность увидеть школьную жизнь изнутри, в видеосюжетах, «глазами детей», как ребята самостоятельно рассказывают зрителям о своих художественных интересах, родители могут оценить искренность подачи информации.
Все это в конченом итоге влияет на формирование высокого уровня удовлетворенности качеством образования всех субъектов образовательного процесса, а также на положительную репутацию школы в глазах широкой общественности.
ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова активно транслирует и распространяет собственный положительный практико-ориентированный и инновационный опыт ведения проектной деятельности в системе художественного образования детей Екатеринбурга. Так, например, прослеживается явная динамика просмотров новостных сюжетов на официальном сайте школы. Если первые выпуски набирали 120-140 просмотров, то новогодний выпуск набрал уже 364 просмотра пользователей.
Все подготовленные выпуски можно посмотреть на официальном сайте школы в разделе «Календарь событий» - «Палитра-ТВ» (Ы*р://артшкола1.екатеринбург. рф/ calendar/activity/).
43
ЛИТЕРАТУРА
1. Башилова Н.В. Программа детского телевидения "Включайся!" - Режим доступа: http://duc-krasno.edumsko.ru/activity/additional_groups/detskoe_televidenie_vklyuchajsya/ program (дата обращения 05.04.2016)
2. Кравченко Р.А. Телевидение и радиовещание Оренбургского президентского кадетского училища как система и процесс медиаобразования кадет 5-11 классов - Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2013. 36 с.
3. Лепилкина О.И. Азбука тележурналистики. Серия: Библиотека элективных курсов. - Изд-во: Вентана-Граф, 2007. 272 с.
4. Неменский Б.М. Свет познания (Основы художественной дидактики) // Школа духовности. 1998. №1. С. 14-20.
5. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. № 3. С. 19-24.
44