Научная статья на тему 'Аудиовизуальный контент в социальной сети как средство самопрезентации подрастающего поколения: возможности и риски'

Аудиовизуальный контент в социальной сети как средство самопрезентации подрастающего поколения: возможности и риски Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1350
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ОПАСНОСТИ И РИСКИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются проблемы конструирования аудиовизуального медиаконтента социальной сети. Попадая в виртуальный мир сети, человек начинает ощущать себя творцом, хозяином виртуально созданного симуляционного мира, что влечет за собой существенное изменение ценностных ориентаций, жизненных принципов, восприятия и понимания окружающей действительности. Социальные сети играют все более важную роль в жизни современного подрастающего поколения, которое самостоятельно формирует медиаконтент, определяет наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке, сферу своих интересов в этом мире, степень открытости и формат коммуницирования в виртуальном сообществе. Формируемый аудиовизуальный медиаконтент в социальных сетях становится своеобразной формой самопрезентации, отражает нравственные, социальные, эстетические ориентиры и приоритеты молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальный контент в социальной сети как средство самопрезентации подрастающего поколения: возможности и риски»

Челышева И. В.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

В статье рассматриваются проблемы конструирования аудиовизуального медиакон-тента социальной сети. Попадая в виртуальный мир сети, человек начинает ощущать себя творцом, 'хозяином виртуально созданного симуляционного мира, что влечет за собой существенное изменение ценностных ориентаций, жизненных принципов, восприятия и понимания окружающей действительности. Социальные сети играют все более важную роль в жизни современного подрастающего поколения, которое самостоятельно формирует медиаконтент, определяет наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке, сферу своих интересов в этом мире, степень открытости и формат коммуницирования в виртуальном сообществе. Формируемый аудиовизуальный медиаконтент в социальных сетях становится своеобразной формой самопрезентации, отражает нравственные, социальные, эстетические ориентиры и приоритеты молодого поколения.

Ключевые слова: социальные медиа, медиакультура, интернет-сообщество, интернет-ресурсы, социальная сеть, информационные и телекоммуникационные технологии, виртуальная коммуникация, аудиовизуальный медиаконтент, самопрезентация, подрастающее поколение, опасности и риски, кибербезопасность.

Интернет-форумы и социальные сети играют все более значимую роль в жизни подрастающего поколения. Виртуальные социальные сети - мощные интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание которых наполняется (конструируется) самими участниками.

Известно, что «интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь» [3. С. 10]. К главным особенностям, отличающим социальные сети от других интернет-ресурсов относятся:

- широкие возможности для коммуникации (включая обмен информационными сообщениями, фотографиями, видео и т.п.) и оценки контента (комментирование и выставление отметок и «классов);

- возможность создания личных страниц (профилей);

- объединение в группы, сообщества по общему признаку (сфере интересов; возрасту; месту учебы, работы, жительства и т.п.).

Одной из важнейших функций социальных интернет-сетей выступает коммуникация. В сети школьники и молодежь общаются друг с другом, совершают покупки, получают необходимую информацию и т.д. По мнению Г. Гаджиева, социальные сети являются достаточно «мощным инструментом для достижения различных целей и продвижения интересов, воздействия на сознание молодежи» [1]. Активное взаимодействие молодежи в виртуальной реальности повлекло за собой не только существенное изменение идентичности личности, но и ценностных ориентаций, жизненных принципов, восприятия и понимания окружающей действительности.

Современное молодое поколение самостоятельно формирует медиаконтент, определяет наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке. Нынешние дети, по мнению М. Линдстрома и П. Сейболд - «первое поколение, рожденное с мышью

в руках и компьютерным монитором, играющим для них роль окна в мир. Это поколение одинаково удобно чувствует себя как в онлайновом, так и автономном режимах. Это действительно интерактивное поколение. Оно единственное, кто знает, что такое моментальное удовлетворение собственных потребностей. К ним не применим такой термин, как «информационная перегрузка» [4].

Возможности виртуальных сетей позволяют говорить о новом уровне самопрезентации, особом ее характере, нацеленном на создание определенной «виртуальной оболочки» реального пользователя. Самопрезентация в социальной сети занимает едва ли не первое по значимости место. С ее помощью пользователь определяет свою социальную принадлежность, интересы, круг общения, степень успешности, уровень профессиональных и личных достижений и т.д. Причем, как отмечает А. В. Царева, «основным условием эффективности социальной самопрезентации в виртуальном пространстве Интернета становится не содержание коммуникации, а включенность индивида в сетевые структуры социально-коммуникативного взаимодействия и способность успешно выполнять функцию проводника актуальных информационных потоков. Наибольшее значение для эффективной самопрезентации в виртуальном пространстве приобретают такие характеристики, как «принадлежность» (участие в сетях, относящихся к значимым областям социальной жизни), «подключенность» (постоянное поддержание контакта с сетью), и «потоковость» (непрерывность поступления актуальной информации). Сетевые информационные структуры, к которым принадлежит тот или иной пользователь, в информационном, коммуникативно-ориентированном обществе способны сказать о человеке больше, чем производимые им тексты и образы» [6].

Самопрезентация в социальных сетях имеет для школьников и молодежи не меньшее значение, чем в реальной жизни. Формируя определенный аудиовизуальный контент на своей странице (путем размещения фотографий, видео и аудиозаписей, ссылок и т. п.), пользователи конструируют собственную модель отношения к окружающему миру.

С повсеместным распространением интернет некоторые пользователи буквально «живут» в социальных сетях, тратят на них огромное количество времени. Школьники и студенты здесь не исключение. По данным разных опросов, проведенных в нашей стране за последний год, от 85 до 98 % российских школьников имеют свой профиль в социальных сетях. Словом, «вырастает новое цифровое поколение пользователей интернета, чувствующих себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но и в глобальной сети в целом» [5. С. 7].

Общение в социальных сетях уже достаточно давно стало своеобразной формой самопрезентации: пользователи могут самостоятельно выбирать, под каким именем (ником/ никнеймом) зарегистрироваться, какую разместить фотографию в качестве визитной карточки, какой указывать возраст, круг интересов и т.п. Такая свобода предоставляет возможность каждому пользователю самостоятельно определять, какую информацию о нем смогут увидеть окружающие, а какую необходимо скрыть. При желании можно создать такой виртуальный образ, что можно и вовсе остаться неузнанным даже для близких друзей.

В результате виртуальный портрет пользователя, который создан в сети, может быть очень далек от реального.

В информационном наполнении современных страниц социальных сетей возможны две крайности - чрезмерная открытая или, наоборот, слишком закрытая информация. В первом случае, пользователь помещает в свой профиль огромное количество личных фотографий, просмотр которых позволяет быстро установить все подробности его жизни. На страницах этих пользователей подробно выставляются фото домашней обстановки, подробные фотоотчеты о путешествиях, фото родственников и семейных событий и т.д.

О настроении, эмоциях и событиях, происходящих в жизни слишком откровенного пользователя также легко можно узнать, если прочитать его заметки (так называемые

статусы), тем более, что в комментариях к ним друзьями и знакомыми подробно обсуждаются все детали события (иногда с именами и фамилиями тех людей, кто в них участвовал). Нередко подобные обсуждения тех или иных событий в онлайн приобретают характер перепалки с обилием взаимных оскорблений и обвинений, которая становится достоянием любого пользователя социальной сети.

Такая откровенность очень часто приводит к печальным последствиям. Например, известны факты о том, что подробные фотографии дома или квартиры, пользователя (тем более, если в профиле указано место его проживания), могут быть использованы в целях краж или ограблений, а сообщение номера своего телефона заканчивается «взломом» профиля.

Многочисленные личные фотографии (которые, кстати, очень легко скопировать со страницы социальной сети), также могут сыграть злую шутку с их обладателями, ведь фотошоп, монтаж и другие возможности технической обработки могут поменять в корне содержание даже самого безобидного фото...

Во втором случае (случае скрытой информации) пользователи стремятся, во что бы то ни стало обеспечить максимальную закрытость профиля. Но подобные меры не всегда бывают эффективными, ведь друзья и знакомые, у которых есть доступ к странице, все равно узнают информацию. И, к тому же в сетях нередки случаи «взлома» страницы, при котором личная информация может быть искажена до неузнаваемости...

Согласно опросу ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), проведенному в 2011 году, 29 % пользователей сетей и блогов искажают чаще всего именно имя и возраст, истинную внешность и хобби склонны скрывать 22 %. Более охотно пользователи сообщают правду о своем образовании, увлечениях и пристрастиях и т.п. Интересно, что информацию об уровне доходов искажают всего лишь 13 % пользователей, хотя, казалось бы на первый взгляд, что именно эта информация должны была бы скрываться от посторонних глаз [http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=l 11364].

Несколькими годами раньше, в 2009 году чешскими исследователями из Масарикова университета (Брно, Чехия) Лукасом Блинка и Давидом Самхелом было проведено изучение связи реальной жизни юных блогеров и их виртуальных воплощений. Для этого ученые провели анкетирование и интервьюирование более ста подростков в возрасте от 13 до 17 лет. В результате эксперимента им удалось выяснить, что подростки, общаясь в блогах, предоставляют более правдивую информацию о себе: 50 % подростков выкладывают свои фотографии в их блогах, 54 % предоставляют свои личные данные, такие как возраст, имя, место проживания, а 69 % предоставляют контактную информацию, такую как адрес электронной почты, номер icq или телефона [http://nedopusti.ru/articles/read/92]. Согласно исследованиям чешских ученых, менее правдивую информацию подростки указали, описывая свои увлечения, опыт личных взаимоотношений, семейную ситуацию или внешние данные. В том же исследовании было выявлено, что в большей степени подростки склонны искажать информацию о своих увлечениях. Публичные темы (школа и жизнь) имеют, по мнению чешских исследователей, самые правдивые ответы, тогда как наименее правдивые ответы касаются личных вопросов (семья, отношений). Эти результаты указывают на то, что подростковые блоги служат местом, где авторы могут представлять себя и общаться с другими людьми в нестандартной, отличной от каждодневного рутинного общения форме» [http://nedopusti.ru/articles/read/92/].

Иными словами, анонимность, которую предоставляет самостоятельное построение своего виртуального профиля, предоставляет пользователю Интернета «возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. При коммуникации в интернете люди часто создают себе виртуальный образ, представая виртуальной личностью, наделенной именем, часто псевдонимом, желаемыми чертами» [4. С. 172]. К примеру, очень часто дети и подростки стремятся во что бы то ни стало подчеркнуть свою

исключительность и уникальность. В реальной жизни это удается далеко не всегда, ведь для этого необходимо добиться каких-либо успехов, иметь достижения, завоевать уважение друзей и т. д. А вот в виртуальном мире свою непохожесть можно подчеркнуть, просто выбрав себе подходящее имя, например, «Одна такая», «Сильнейший и добрейший» и т. п.

Как и в компьютерной игре, владелец аккаунта (профиля) создает определенную «виртуальную» оболочку, в которую, как в кокон, помещается определенная информация -контент. Причем, надо заметить, что контент включает не только имя, фотографии и личные высказывания хозяина профиля, но и заметки, музыка, видео других пользователей, которые можно оценить как положительно, так и отрицательно.

Не менее красноречивыми могут быть и личные оценки, и комментарии, которые можно разместить к любому контенту окружающих. Такая система оценивания выступает своеобразным связующим звеном в процессе виртуальной коммуникации. В сети и положительные и отрицательные оценки и комментарии носят публичный характер. Именно благодаря этому в сети создается впечатление публичности и открытости.

По мнению психологов, у каждого человека существует врожденная потребность в одобрении. Поэтому люди не только в реальной, но и в виртуальной жизни стараются избегать негативных оценок, стремятся показать себя с наилучшей стороны, в наиболее выигрышном свете. Каждому человеку приятно, когда его поддерживают, хвалят, а негативные высказывания в свой адрес, наоборот, способны надолго испортить настроение.

Теперь остановимся на содержании контента. Стоит зайти на индивидуальную страничку, сразу становится многое понятно: с кем дружит человек, чем интересуется, как относится к тем или иным событиям, происходящим в мире, в какой манере общается и т. д. Причем, опять-таки, каждый пользователь вправе самостоятельно решать, какую информацию он хочет выставить на всеобщее обозрение, а какую - скрыть от посторонних взглядов.

Находясь в интернет-сети, можно вступить в многочисленные сообщества, которые представляют собой отдельные информационные страницы определенного характера (группы). Например, существуют группы по общему месту учебы (группы класса или школы), интересам (увлечение техникой, музыкой, спортом, дизайном и т. п.). Есть группы, объединяющиеся по возрасту или месту проживания, и даже по кулинарным пристрастиям и знакам Зодиака и т. д.

Личностные проблемы детей, особенно подросткового возраста, нередко становятся достоянием пользователей сети. Зачастую эти проблемы, сопровождающиеся отчуждением от родных и близких людей, воспринимаются как неразрешимые. Среди наиболее опасных последствий в такой ситуации может быть вовлечение юных пользователей в весьма сомнительные, а то и опасные виртуальные группы. Среди последних - религиозные секты, экстремистские группы, сообщества самоубийц и т. п. Поэтому одной из важных задач в настоящее время выступает обеспечение безопасности детей и молодежи в интернет-пространстве.

В Декларации «За безопасность детей и молодежи в Интернете», принятой в 2010 говорится: «Международный и российский опыт свидетельствует о том, что информационные и телекоммуникационные технологии, открывая новые возможности для социально-экономического развития стран, свободного распространения информации, в то же время представляют собой этические вызовы в плане уважения к правам человека, фундаментальным свободам, неприкосновенности частной жизни. Неправомерное использование данных технологий может представлять собой потенциальную опасность для детей и молодежи как наиболее уязвимой перед лицом интернет-угроз категории пользователей глобальной сети» [2].

В 2010 году была принята Декларация «За безопасность детей и молодежи в интернете» [2], где были определены основные ориентиры деятельности по обеспечению безопасности подрастающего поколения в виртуальном пространстве.

Проблемы обеспечения безопасности детей и подростков в интернете стали ключевыми в разработке целого ряда комплексных социальных проектов. Примером тому может служить проект «Не допусти!» [http://nedopusti.ru], который реализуется с 2008 года под эгидой Общественной палаты РФ, РОЦИТ (Региональной Общественной Организации «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление». Деятельность проекта направлена на защиту детей от похищений, противоправной эксплуатации и жестокого обращения. Соответственно, одной из основных задач является «поставить возможности высоких технологий на службу делу защиты и безопасности детей, обеспечению их полноценного развития и саморазвития» [http://nedopusti.ru /site/page/safenet/].

Проект «Не допусти!» входит в Глобальную сеть центров помощи пропавшим детям GMCN под эгидой Международного Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям (ICMEC), Международной ассоциации «горячих линий» по борьбе с противоправными действиями в Интернете INHOPE, Европейской сети информационно-просветительских и консультационных Интернет-центров для детей Insafe (в рамках программы Евроко-миссии Safer Internet Programme). Также проект является официальным организатором мероприятий Международного Дня пропавших детей и Международного Дня безопасного Интернета на территории России.

На сайте есть Горячая линия мониторинга центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, куда можно обратиться по проблемам жестокого обращения с ребенком или сообщить о противоправном контенте, который появляется в интернет. Здесь же опубликован целый ряд статей по проблемам взаимодействия детей и подростков с социальными сетями и интернет-ресурсами.

В 2012 году начал свою деятельность Фонд «Разумный интернет». В его задачи входит развитие специальных интернет-ресурсов для детей и поддержка гуманитарных сетевых проектов. Одним из главных проектов фонда выступает создание доменной зоны «ДЕТИ» [http://dotdeti.ru]. Создание специальной доменной сети направлена на поощрение развития детского контента и гарантиям отсутствия на его ресурсах контента, связанного с насилием, порнографией, пропагандой наркотиков, сексуальными преследованиями и прочими негативными последствиями. Здесь собран специальный контент, предназначенный для детской аудитории разных возрастных категорий: образовательные и развивающие программы, игры, конкурсы, способствующие обучению, развитию и социальной адаптации школьников в современном информационном мире.

Взрослым - педагогам, психологам, воспитателям, и, прежде всего, родителям, необходимо проводить систематическую профилактическую и разъяснительную работу с детьми и подростками, принять все возможные меры по защите несовершеннолетней аудитории от опасного контента в интернете и социальных интернет-сетях. Важную роль в процессе семейного воспитания должно играть всестороннее развитие ребенка, направленное на повышение уровня его общей культуры, неотъемлемой частью которой выступает информационная культура и медиакомпетентность.

Список литературы

1. Гаджиев, Г. Социальные сети как фактор политики [Электронный ресурс] / Г. Гад-жиев. - URL: http://portal21.ru/news/ dagestan.php?ELEMENT_ID=6709. (дата обращения: 12.11.2016).

2. Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.safor. ru/declaration.php.

3. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Линдстром, М. Детский брендинг [Текст] / М. Линдстром, П. Сейболд. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004.

5. Солдатова, Г. У Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете [Текст] / Г. У Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. Гостимская. -М.: Фонд Развития Интернет, 2011

6. Царева А. В. Ризоматические структуры социальной самопрезентации в сетевом виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / А. В. Царева. - URL: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=78 (дата обращения: 20.12.2016).

Черкас Т. Н.

ПРОЯВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

В муниципальном учреждении дополнительного образования «Центре детско-юношеском г.Челябинска» существует коллектив «Юный журналист», в котором образовательная деятельность ведется по программе «Путь в журналистику». Все обучающиеся в этом коллективе — редакция газеты школьников Тракторозаводского района г.Челябинска «То4ка ЗРения», так как силами коллектива «Юный журналист» эта газета и выпускается.

Сразу оговорюсь, что первоначальный интерес к профессии журналиста дети проявляют самостоятельно. Газета «То4ка ЗРения» существует в районе почти 10 лет. Ее тираж последние четыре года 2500 экземпляров. Ежемесячно в каждую образовательную организацию района (20 школ, 5 учреждений дополнительного образования, 1 детский дом) доставляется бесплатно от 20 до 150 экземпляров издания. У подростков есть возможность читать газету самостоятельно, либо получить информацию о нашей редакции через педагогов своей школы, так как, как показывает практика, педагоги школ проводят по нашей газете классные часы, рассказывая детям о мероприятиях, прошедших за месяц в районе и городе.

Соответственно, дети в ЦДЮ приходят сами, у них уже есть какие-то свои мотивации посетить наш коллектив. То есть интерес к журналистике у них уже по тем или иным причинам появился.

Скажу о трех принципах приема в наш коллектив: это добровольно, бесплатно, без отбора. Получается, в коллектив приходит любой ребенок в возрасте 12-18 лет и у него всегда есть возможность уйти. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы ребенок не просто остался, но у него выработался устойчивый интерес к профессии «журналистика».

Представим картину: ребенок, допустим, 15 лет, по каким-то причинам захотел заниматься журналистикой. Он приходит в ЦДЮ и впервые переступает порог нашей редакции. Кого он видит? Детей, сидящих в кабинете и Педагога.

По моему убеждению, самой главной составляющей поддержания интереса у ребенка к занятиям журналистикой является Педагог - Наставник. Я говорю, прежде всего, про дополнительное образование. В школах все немного по-другому: ребенка просто ставят перед фактом, что условная Марья Ивановна будет вести у вас журналистику. Хорошо, если этот педагог нравится детям, а если нет? В допобразовании все не так. Ребенок переступил порог и обратил внимание, прежде всего, на Педагога.

Каким должен быть Педагог? Харизматичной личностью, в корне отличающейся от школьного учителя. Он должен быть легким на подъем, чтобы вести детей за собой.

Харизма в педагоге допобразования должна присутствовать однозначно. Он должен обладать даром убеждать, вести за собой, а главное, он должен быть неравнодушным человеком, который горит за свое дело.

Отличаться от учителей в школе. Мы не ставим оценки, не заставляем носить форму, не садим детей на определенное место. По нашему предмету не надо сдавать ни ЕГЭ, ни экзамены. У нас нет звонков, урок длится не 45 минут, а полтора часа, перемены можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.