Научная статья на тему 'Информационные технологии в сфере получения научного знания в области воспитания'

Информационные технологии в сфере получения научного знания в области воспитания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ / INFORMATION SPACE / SOCIAL NETWORKS / UPBRINGING / MODERN TEENAGERS / SOCIO-CULTURAL PORTRAIT / SCIENTIfiC KNOWLEDGE IN THE fiELD OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Круглов Владимир Витальевич

В статье рассматривается новая возникшая среда виртуальная реальность, в которой объектами формирования подросткового мировоззрения становятся самые разные сущности. Анализируя их, подростковые сообщества, а также профили в социальных сетях, можно формировать картину социокультурного портрета поколения современных подростков, а также осуществлять процесс получения научного знания в области воспитания. Рассматриваются новые, возникшие в виртуальном пространстве феномены сообщества, мемы и другие медиа-явления, которые становятся значимыми для детей и подростков и оказываются основными источниками формирования их мировоззрения. В статье выдвигается тезис о возможности использования новых феноменов для активизации получения научного знания в области воспитания. В частности, обращаясь к огромному массиву данных, который сформирован в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook и других) аккаунтами детей и подростков, их медиаконтентом, можно анализировать так называемый «Big Data», то есть крупные объемы данных, фактически равные генеральной совокупности. Проводимый анализ позволит получить картину высокой степени достоверности, характеризующую ценности современных детей и подростков, их интересы, увлечения, склонности и иные социокультурные характеристики. Описание и осмысление такой картины даст толчок совершенствованию старых и появлению новых инструментов повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Круглов Владимир Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF OBTAINING SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE FIELD OF EDUCATION

This article deals with a newly emerged environment the virtual reality, in which the objects of formation of the adolescent worldview become the most diverse entities. Analysing them, adolescent communities as well as profiles in social networks, one can form a picture of the socio-cultural portrait of the generation of modern adolescents, and also carry out the process of obtaining scientific knowledge in the field of education. We consider new phenomena that have arisen in virtual space-communities, memes and other media phenomena that become significant for children and adolescents and are the main sources of their worldview. The article considers the possibility of using the emerging phenomena to activate the acquisition of scientific knowledge in the field of education. In particular, using a large range of data that is generated in social networks (VKontakte, Facebook and others), the accounts of children and adolescents, their media content, can be analysed, «Big Data», i.e. large amounts of data, virtually equal to the general population. This analysis will provide a picture of a high degree of reliability, characterising the values of modern children and adolescents, their interests, hobbies, inclinations and other socio-cultural characteristics. The description and interpretation of such a picture will give impetus to the improvement of old and the emergence of new tools to enhance the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в сфере получения научного знания в области воспитания»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 47. С. 55-62

Круглое Владимир Витальевич, канд. пед. наук, вед. науч. сотр. Центра стратегии и теории воспитания личности

ФГБНУ ИСРО РАО Российская Федерация, 127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина, д. 10, кв. 38 v-vkrug@yandex.ru

Информационные технологии

В СФЕРЕ ПОЛУЧЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

*

В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

В. В. Круглов

В статье рассматривается новая возникшая среда — виртуальная реальность, в которой объектами формирования подросткового мировоззрения становятся самые разные сущности. Анализируя их, подростковые сообщества, а также профили в социальных сетях, можно формировать картину социокультурного портрета поколения современных подростков, а также осуществлять процесс получения научного знания в области воспитания. Рассматриваются новые, возникшие в виртуальном пространстве феномены — сообщества, мемы и другие медиа-явления, которые становятся значимыми для детей и подростков и оказываются основными источниками формирования их мировоззрения. В статье выдвигается тезис о возможности использования новых феноменов для активизации получения научного знания в области воспитания. В частности, обращаясь к огромному массиву данных, который сформирован в социальных сетях (ВКон-такте, Facebook и других) аккаунтами детей и подростков, их медиаконтентом, можно анализировать так называемый «Big Data», то есть крупные объемы данных, фактически равные генеральной совокупности. Проводимый анализ позволит получить картину высокой степени достоверности, характеризующую ценности современных детей и подростков, их интересы, увлечения, склонности и иные социокультурные характеристики. Описание и осмысление такой картины даст толчок совершенствованию старых и появлению новых инструментов повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса.

Вопросы научного поиска в области воспитания — актуальная часть современной педагогической науки. Вероятностный характер воспитания, отсутствие однозначных причинно-следственных связей, высокая степень субъективизации при оценке тех или иных воспитательных аспектов — все это серьезно затрудняет применение традиционных для гуманитарных наук методов научного поиска в области воспитания.

Вместе с тем признанные исследователи описывают широкий спектр методов научного поиска, результативно применяющихся в изучаемой ими области воспитания. Это и педагогический эксперимент в воспитании (Л. И. Новикова),

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091.2017/БЧ).

и включенное наблюдение в сфере воспитания (А. В. Мудрик), и экспертные методы в воспитании (Н. Л. Селиванова).

Впрочем, изменения в ценностной среде, социальной и культурной реальностях нашей страны и мира, явления научно-технического прогресса ведут к усложнению условий, в которых приходится действовать как воспитанникам и их воспитателям, так и исследователям феномена воспитания. Однако возможности, существующие в современном мире, могут повысить эффективность научного поиска в рассматриваемой нами области.

В настоящее время, в силу стремительности развития информационных технологий, серьезных исследовательских работ по данной теме не проводилось, так как еще каких-то десять лет назад тема не была столь актуальной, в последние же годы начинают появляться публикации, освещающие эту проблематику1.

Одним из новых элементов изменяющейся социальной реальности в последнее десятилетие становятся информационные технологии. Оперативная коммуникация (социальные сети, мессенджеры), доступ к ресурсам и возможность совершать электронные платежи и покупки — все это оказывает сильное влияние на формирование социальных навыков подрастающего поколения и ведет к необходимости учитывать этот феномен в вопросах воспитания. Фактически поколение современных подростков (особенно тех, кто живет в крупных городах) неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями, с которыми они сталкиваются практически с рождения.

Научно-технический прогресс, развитие средств электронной коммуникации заставляет думать, что мы имеем дело с новым поколением — поколением детей, выросших в условиях существования социальной виртуальной реальности. Вместе с ценностями, присущими их родителям (слова одобрения и похвалы, поощрения и наказания, подарки и сюрпризы, совместные прогулки и путешествия), для представителей этого поколения ценностями становятся объекты социальной виртуальной реальности — профили в социальных сетях, число участников в администрируемых ими сообществах, наличие регистрации на тех или иных сайтах или порталах, умение работать с электронными деньгами и интернет-магазинами, количество лайков и комментариев. Существующие только в виде цифровых сигналов или кодов эти данности оказываются зачастую куда более значимыми, чем реальные и материальные вещи, окружающие человека. Так, потеря пароля от доступа к любимой игре в сети или от аккаунта

1 Алиева Л. В. Воспитание — объект научного познания, ценностный блок современного образования личности // Образование личности. 2015. № 2. С. 44—51; Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика, или дети живут настоящим // Народное образование. 2014. № 1. С. 228—234; Беляев Г. Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 31—45; КругловВ. В. Воспитательный потенциал публичных интернет-сообществ // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. Сер. «Библиотека журнала "Интерактивное образование"». М., 2017. С. 146—155; Он же. Теоретико-методологические подходы к формированию самостоятельности подростков в системе медиаобразования // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 35—38; Он же. Социальные сети как средство формирования самостоятельности // Воспитание в школе. 2015. № 1. С. 120—122.

в социальной сети могут вызвать куда более негативные эмоции, чем потеря любимой игрушки или предмета одежды.

Все это — те особенности, которые уже сейчас становятся неотъемлемой частью процесса взаимодействия и коммуникации в обществе. Это не просто то, что облегчает жизнь человека, но и то, без чего человек оказывается выключенным из процессов работы, учебы, взаимоотношений. Так, отсутствие или наличие базовых навыков работы с теми или иными сетевыми сервисами (например, умение или неумение работать с электронной почтой, наличие или отсутствие профиля в популярных социальных сетях) уже сейчас становятся во многом факторами социализации подростка, и в дальнейшем это продолжится. Фактически ребенок-старшеклассник, у которого отсутствует аккаунт на популярной в классе сетевой платформе, оказывается выключенным из неформального поля общения одноклассников, поскольку в рамках этой платформы может осуществляться едва ли не основная коммуникация между всеми одноклассниками.

У современных подростков наиболее популярны социальные сети и ком-муникаторы-мессенджеры. Среди социальных сетей в первую очередь стоит назвать такие сети, как Facebook, ВКонтакте, Instagram. Среди коммуникаторов-мессенджеров — WhatsApp, Viber, Telegram. Важным фактором популярности данных программных продуктов является возможность использовать их на мобильных устройствах, то есть на мобильных телефонах, смартфонах и планшетах. Фактически, имея в виду повсеместное наличие в крупных городах покрытия мобильной сети (а вместе с ней и мобильного интернета), пользователи данных программ могут использовать их постоянно и круглосуточно, что дает возможность 24 часа в сутки быть «на связи», «on-line», получать от таких же подключенных к сети пользователей информацию и передавать ее им. Такая возможность освоена современными подростками и используется ими достаточно активно. Наибольший интерес для нас представляют социальные сети.

Социальная сеть — интернет-ресурс (сайт), на котором каждый участник может завести себе страничку (профиль) и размещать на ней в открытом или частично открытом доступе ту или иную медиа-информацию (фото, видео, аудио). Кроме того, возможен обмен сообщениями и иным медиаконтентом с другими участниками сети, в первую очередь с так называемыми «друзьями», то есть с теми, с кем данный участник общается по взаимно подтвержденной связи. Наиболее популярной у подростков социальной сетью на данный момент является сеть ВКонтакте, созданная российскими программистами. На втором месте — сеть Instagram, созданная для обмена фотографиями.

Открытость виртуального пространства, доступность ресурсов и профилей в социальных сетях позволяет изучать интересы, склонности и потребности современных подростков новыми способами — с применением информационных технологий. Как правило, профили в социальной сети содержат первичную информацию о владельце страницы (конечно, с поправкой на достоверность). (Впрочем, и при реальных опросах нет оснований полагать, что респонденты отвечают искренне.)

Профиль в социальной сети — страница, на которой ее владелец размещает те данные, которые он считает возможным о себе сообщить. Обычно страни-

ца содержит фотографию владельца (аватар), анализ которого уже может дать некоторую пищу для размышления педагогам и психологам. Так, отсутствие на странице фотографий владельца может говорить о комплексах, связанных с собственным обликом, неприятием себя. Помещение на страницу в качестве авата-ра кино- или мультипликационных героев может говорить о желании отождествлять себя с данным персонажем и т. д.

Таким образом, комплексно анализируя страницы детей и подростков в социальных сетях, проводя статистическую обработку их членства в определенных сообществах, можно получать информацию о популярности тех или иных взглядов, мировоззрений, актуальности различных позиций.

По сути, мы имеем дело с таким явлением, как «самопозиционирование» подростка с использованием медиа-объектов. Знакомясь с находящимися в открытых источниках социальных сетей данными (фотографиями о том, как подросток проводит досуг или фотографиями его семьи), педагог-исследователь может получить значимую для него информацию, важную для повышения эффективности взаимодействия и качества воспитательного процесса. Так, профиль и находящиеся в открытом доступе данные (фото- и видеозаписи) могут указать не только на состав семьи и то, как семья проводит свой досуг (а обычно именно этому посвящают фотографии, выкладываемые в рамках профиля), но и косвенно на ценности, принятые в данной семье. Анализируя набор сообществ, в которых состоит ребенок, можно сделать выводы о его интересах, увлечениях, склонностях, даже привычках.

Сообщества в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, Telegram) — специальные страницы сети Интернет, доступ к которым имеют либо только подписчики сообщества («закрытые сообщества»), либо доступные всем ресурсы. Сообщества, как правило, ставят своей целью распространение той или иной информации, поиск единомышленников, координацию деятельности и т. п. Создателем сообщества может быть любой участник социальной сети. В настоящий момент в социальных сетях сотни тысяч сообществ, на которые подписаны миллионы пользователей по всему миру.

Количество участников сети, подписанных на сообщество, как правило, реально отражает картину популярности того или иного ресурса, организации, идеи. Любопытно отметить, что сообщества не классифицированы по типу и среди них могут быть представлены как сообщества сторонников той или иной политической партии, так и сообщества клиентов определенной фирмы. А еще сообщества людей, носящих одну фамилию, сообщества для обмена кулинарными рецептами и т. п.

Сетевые сообщества никак не регламентируются и не цензурируются по содержанию той информации, которая в них размещена (администрация социальной сети следит лишь за формальным соблюдением правил общения в группе), и потому педагогам не следует недооценивать их влияние на ценности детей и подростков.

Такого рода сообщества уже сейчас представляют собой значимый источник формирования мировоззрения подрастающего поколения, место, где подросток получает большую часть информации об окружающем его мире. При этом дан-

ные сообщества (паблики — от англ. public) содержат не только образовательную информацию, касающуюся различных областей научного и иного знаний, но и религиозные, поведенческие, ситуативные, бытовые, мировоззренческие тексты, видео, изображения и т. п.

В данных медиаобъектах отдельные люди или группы людей излагают самые разнообразные точки зрения на те или иные факты (как исторически значимые, так и нет), выдвигают гипотезы, агитируют, проповедуют, дискутируют, обсуждают, подвергают сомнению принятые научные теории и т. п. Причем, в силу доступности среды, высказаться может любой участник сообщества, вне зависимости от опыта, статуса, формальных регалий, погруженности в тему, владения материалом и т. п.

Вследствие такой необычной ситуации, вполне реальным становится популяризация околонаучных и псевдонаучных взглядов, распространение не имеющих под собой серьезных исследований позиций и т. п. Фактически мы имеем дело с саморегулирующейся информационной средой, где прислушиваются к тому, кто «громче и убедительнее прокричит». Как уже указывалось, в большинстве социальных сетей отсутствует цензура и верификация достоверности распространяемых в группе материалов, администрация не дает этическую оценку поведению участников группы.

Данная ситуация, безусловно, содержит риски, которые уже неоднократно освещались не только в средствах массовой информации, но и становились объектами рассмотрения ученых. Так, известны случаи, когда при помощи сообществ в социальных сетях детей склоняли к преступлениям, использовали их для противоправных действий и т. п. Широкую известность получила история о склонении подростков к суицидам при помощи движения «Синий кит», которая во многом была популяризована публикацией «Новой газеты» от 16 мая 2016 г. Вместе с тем попытки ограничения использования ребенком Интернета из-за боязни негативных последствий напоминает стремление чрезмерно тревожных родителей никогда не выпускать подростка гулять на улицу, так как там собаки, машины и преступники. Гораздо более правильной стратегией в этой ситуации было бы обучение подростков основам информационной безопасности — для предотвращения возможных нежелательных последствий пребывания в сети.

Кроме того, в рамках виртуальной реальности возникают и распространяются объекты так называемой виртуальной субкультуры — мемы, видеоблоги и т. п., которые становятся сущностными источниками формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Так, например, одной из желанных и популярных профессий для школьников становится профессия видеоблоггера, т. е. человека, который записывает видеообращения и выкладывает их в сети Интернет на специализированных сайтах. Эти видеообращения могут быть посвящены самым различным тематикам: обзорам науки и техники, политике, религии и многому другому. Наличие у видеоблогге-ра большого числа подписчиков (т. е. людей, просматривающих его видеозаписи) позволяет ему добавлять в свои видеозаписи рекламные ролики, т. е. продавать время своего канала для рекламы и таким образом зарабатывать. Некоторые знаменитые видеоблоггеры записывают свои блоги прямо в домашних условиях.

Фактически это перспектива получения крупных заработков при отсутствии необходимости серьезных вложений, образования, получения специальности и т. п., что, без сомнения, привлекательно для большинства подростков.

Кроме того, во многих сообществах в социальных сетях можно оставлять комментарии под теми или иными медиаобъектами (фотографиями, видеозаписями и т. п.), что позволяет анализировать также и высказывания подростков относительно тех или иных феноменов культуры, политики, религии. Являясь членом сообщества в социальной сети, педагог-исследователь может вести «включенное наблюдение», отслеживая активность целевой аудитории и отдельных ее представителей.

Более широкие возможности для исследования предоставляют социальные сети для создателей и владельцев сообществ. К их услугам статистический инструментарий, который дает возможность получать диаграммы, иллюстрирующие возрастные распределения участников сообществ, распределения, показывающие место проживания (вплоть до конкретного населенного пункта) и т. д. Такие возможности открывают широкое поле для масштабных статистических исследований, в том числе в области воспитания. Постепенно развивается новый вид области информационных технологий «big data» — анализ больших объемов данных о пользователях, полученных из открытых источников (форумы, социальные сети и т. п.). В настоящее время данные технологии используются лишь в маркетинговых и бизнес-целях, однако нет препятствий для того, чтобы вести с их помощью исследования в любых областях социальных наук, в том числе в области воспитания. Фактически к услугам исследователя огромнейшая база данных, содержащая информацию о миллионах людей, их возрасте, регионах проживания, интересах, значимом для них контенте в сети и многом другом, а существующие сегодня программные и аппаратные комплексы обладают достаточными техническими возможностями для того, чтобы с высокой скоростью обрабатывать колоссальные массивы данных. Речь идет о появлении запроса на серьезные научные исследования в области воспитания, которые будут осуществлены с использованием современных информационных технологий. В рамках этих исследований будет проанализирован уже имеющийся и легко доступный объем данных. Их анализ позволит с достаточно высокой точностью (в связи с большим объемом выборки, фактически равным генеральной совокупности) обнаружить те тенденции, которые характеризуют современных детей и подростков, а именно: наиболее значимые для них темы и явления в окружающем мире, знаковых людей науки и культуры, а также склонности и привычки изучаемых подростков и многое другое. Дальнейшее описание и осмысление полученной информации, безусловно, создаст условия для появления новых (или адаптации уже существующих) инструментов эффективного воспитания (и образования).

Еще о чем хотелось бы сказать — широкие возможности для проведения опросов и анкетирований, предоставляемых инструментами совместной работы Google. При помощи данных инструментов можно проводить как открытые, так и закрытые опросы, систематизировать полученную информацию, автоматически обрабатывать данные, строить диаграммы и в дальнейшем использовать их в привычных офисных приложениях.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что стремительно развивающиеся информационные технологии предоставляют богатейшие возможности для исследователя в области социальных и гуманитарных наук, в том числе для педагога-исследователя, работающего в области воспитания. Безусловно, данная область нуждается в дальнейшей проработке и практическом освоении.

Ключевые слова: информационное пространство, социальные сети, воспитание, современные подростки, социокультурный портрет, научное знание в сфере воспитания.

Список литературы

Алиева Л. В. Воспитание — объект научного познания, ценностный блок современного

образования личности // Образование личности. 2015. № 2. С. 44—51. Беляев Г. Ю. Эволюция стратегий воспитания в современной гуманитарной культуре //

Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 31—45. Круглов В. В. Воспитательный потенциал публичных интернет-сообществ // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. Сер. «Библиотека журнала "Интерактивное образование"». 2017. С. 146—155. Круглов В. В. Социальные сети как средство формирования самостоятельности // Воспитание в школе. 2015. № 1. С. 120-122. Круглов В. В. Теоретико-методологические подходы к формированию самостоятельности подростков в системе медиаобразования // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 35-38. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика, или дети живут настоящим // Народное образование. 2014. № 1. С. 228-234.

St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2017. Vol. 47. P. 55-62

Kruglov Vladimir, Candidate of Sciences in Education, Leading Research Fellow, Centre for Strategy and Theory of Education of the Personality, Federal State Scientific Institute of Education Development Strategy, Russian Academy of Education) 38—10 Ivana Susanina str., Moscow, 127486, Russian Federation v-vkrug@yandex.ru

Information Technologies in the Sphere of Obtaining Scientific Knowledge in the Field of Education

V. Kruglov

This article deals with a newly emerged environment — the virtual reality, in which the objects of formation of the adolescent worldview become the most diverse entities. Analysing them, adolescent communities as well as profiles in social networks, one can

form a picture of the socio-cultural portrait of the generation of modern adolescents, and also carry out the process of obtaining scientific knowledge in the field of education. We consider new phenomena that have arisen in virtual space-communities, memes and other media phenomena that become significant for children and adolescents and are the main sources of their worldview. The article considers the possibility of using the emerging phenomena to activate the acquisition of scientific knowledge in the field of education. In particular, using a large range of data that is generated in social networks (VKontakte, Facebook and others), the accounts of children and adolescents, their media content, can be analysed, «Big Data», i.e. large amounts of data, virtually equal to the general population. This analysis will provide a picture of a high degree of reliability, characterising the values of modern children and adolescents, their interests, hobbies, inclinations and other socio-cultural characteristics. The description and interpretation of such a picture will give impetus to the improvement of old and the emergence of new tools to enhance the efficiency of the educational process.

Keywords: information space, social networks, upbringing, modern teenagers, socio-cultural portrait, scientific knowledge in the field of education.

References

Alieva L. V., "Vospitanie — ob"ekt nauchnogo poznaniya, cennostnyj blok sovremennogo obrazovaniya lichnosti", in: Obrazovanie lichnosti, 2, 2015, 44-51.

Belyaev G. U., "Evolyuciya strategij vospita-niya v sovremennoj gumanitarnoj culture", in: Otechestvennaya i zarubezhnaya peda-gogika, 1 (28), 2016, 31-45.

Kruglov V. V., "Vospitatel'nyj potencial publichnyh internet-soobshchestv", in: Professional'noe razvitie pedagogicheskih kadrov v usloviyah obnovleniya obrazovaniya. Sbornik materialov VIII Gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ser. "Biblioteka zhurnala «Interaktivnoe obrazovanie»", 2017, 146-155.

Kruglov V. V., "Teoretiko-metodologicheskie podhody k formirovaniyu samostoyatel'nosti podrostkov v sisteme mediaobrazovaniya", in: Professional'noe razvitie pedagogicheskih i upravlencheskih kadrov v Moskovskom mega-polise. Sbornik materialov Pyatoj mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2014, 35-38.

Kruglov V. V., "Social'nye seti kak sredstvo formirovaniya samostoyatel'nosti", in: Vospitanie v shkole, 1, 2015, 120-122.

Shustova I. U., "Situativnaya pedagogika, ili deti zhivut nastoyashchim", in: Narodnoe obrazovanie, 1, 2014, 228-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.