Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкесова Д.У., Гаджибабаева Д.Р.

В работе представлен анализ теоретического материала, касающегося проблемы агрессии, а также результаты психодиагностики агрессивных форм поведения подростков. Обсуждение полученных результатов проводится с учетом исследованных групп трудных и толерантных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черкесова Д.У., Гаджибабаева Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922.8

Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков

Д. У. Черкесова, Д.Р. Гаджибабаева

Агрессивное поведение является одной из центральных проблем в изучении человеческой психики.

Под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям [7].

Проблема агрессивного поведения человека привлекает внимание исследователей на протяжении многих веков, но лишь в XX столетии она стала предметом систематического научного изучения.

За почти вековую историю изучения агрессии разработано немало теорий и классификаций. Анализ литературы, посвященный данной проблеме, позволяет выделить полярные взгляды на причины, природу и факторы проявления агрессивного поведения.

Согласно психодинамической теории влечения (З. Фрейд), агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существуют два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (тонатос). Энергия первого направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию тона-тоса вовне, т. е. тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Развитие взглядов Фрейда и его сторонников привело к созданию фрустраци-онной концепции. Согласно этой концепции агрессивное поведение рассматривается как результат действия фрустраторов, то есть непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели.

Акцент на важности индивидуальных или внутренних детерминант агрессивного поведения делает известный психолог и этолог К. Лоренц. Согласно К. Лоренцу агрессия берет свое начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени [5].

Т. о., по убеждению социобиологов, агрессивность это средство, с помощью которого индивиды пытаются получить свою долю ресурса, обеспечивающего успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

По мнению автора когнитивно-ассоциативной теории Л. Берковеца, образование новых когнитивных связей, фрустраций или других аверсивных стимулов провоцирует агрессивную реакцию путем формирования негативного аффекта [2].

Согласно теории социального научения, агрессия представляет приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Недостаточно, чтобы индивид был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности для проявления агрессии. Он должен иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. В отличие от других теоретических направлений, теория

социального научения представляет большие возможности предотвращению агрессии или взятию ее под контроль [1].

Таким образом, из анализа теоретических подходов к объяснению агрессии следует, что агрессия имеет биосоциальную природу, на проявление которой влияют как внутренние психологические, так и внешние социальные факторы. Вместе с тем агрессивное поведение достаточно сложное многоуровневое явление.

Исследователи выделяют различные формы и типы агрессии. Для классификации агрессивного поведения А. Басс использовал три дихотомии: физическое - вербальное, активное - пассивное, направленное - ненаправленное. Им также было проведено деление агрессии на прямую и косвенную. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы. При косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета или агрессия направляется против объектов-заменителей, против суррогатов жертвы, представителей ее круга.

Представитель психоанализа Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокое, деструктивное поведение и бывает спонтанной, связанной со структурой личности [6].

С развитием цивилизации человеческая агрессия не только не обнаружила тенденцию к понижению, но и стала находить новые, более изощренные формы, которые проявляют себя в значительном росте преступности, терроризме, вооруженных межэтнических конфликтах, актах вандализма. За последние годы резко увеличилось количество преступлений, совершаемых молодежью, особенно подростками. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер, усилилась агрессия в сторону возрастания ее жестокости и цинизма. Подростковой агрессии посвящено множество отечественных и зарубежных исследований (А.К. Ос-ницкий, 1994; Л.М. Семенюк, 1996; Л.В. Алфимова, А. Бандура, Р. Уолтерс, 2000; Л. Берковец, 2001; О.Е. Смирнова, Г.Р. Хузеева, 2002 и др.).

Наиболее тяжкие и крайние формы агрессивного поведения проявляют наркоманы. Рост агрессивных тенденций и наркомании в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем современного общества.

Исследования, проводимые национальным институтом по употреблению наркотиков в США (ЖОА), указывают на коррелятивную чувствительность к стрессам, в том числе и эмоциональным, что может быть причиной, стимулирующей прием наркотиков в подростковой среде.

Проблема молодежной наркомании остро стоит в Дагестане. По данным Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по РД, число официально зарегистрированных наркоманов составляет 6380 человек. Средний возраст наркомана от 14 до 20 лет. Наиболее употребляемыми видами наркотических веществ являются героин и марихуана.

Социальные факторы, связанные с экономической нестабильностью в республике, падением жизненного уровня, безработицей, способствуют развитию психоэмоционального стресса и социальной дезадаптации молодежи, благоприятствуют распространению наркомании.

В этой связи актуальными представляются превентивные меры, направленные на предупреждение распространения наркомании в подростковой среде. Это накладывает определенную ответственность на работу школьных психологов. Одним из подходов в решении данного вопроса является контроль агрессивного поведения у социально дезадаптированных (трудных) подростков, поскольку именно в их среде, где

царит культ поиска острых ощущений, создаются наиболее благоприятные условия для употребления наркотических веществ.

Целью нашего исследования является психодиагностика различных форм агрессивного поведения (физическая, вербальная, косвенная агрессия) подростков, изучение их причин (негативизм, чувство вины и т. д.), а также изучение тактики поведения в семье при решении конфликтных ситуаций.

В исследование были включены две группы учащихся 8-х классов (13 - 14 лет) средних образовательных школ г. Махачкалы (№ 1 и 11).

В одну группу (п = 30) вошли подростки, которые характеризовались школьными учителями как относительно дисциплинированные, незамеченные в конфликтах, драках, не прибегающие к агрессивным формам поведения в конфликтных ситуациях.

Во вторую группу (п = 30) были включены «трудные подростки», плохо поддающиеся дисциплинарным требованиям школы, проявляющие агрессивные формы поведения в отношениях с другими детьми, часто участвующие в драках, ссорах, замеченные в порче школьного имущества и т. д.

Психодиагностику агрессивных форм поведения подростков проводили с использованием методики А. Басса и А. Дарки [4].

Для оценки тактики поведения при конфликтах между членами семьи использовали модифицированный стандартный опросник М. Штрауса (1979) и С. Штайнми (1977) «Шкала тактики поведения в конфликте» [8].

Полученные результаты подвергали статистической обработке с использованием X - критерия Стьюдента.

Наши результаты показали, что агрессивность в различных ее формах проявляется в поведении подростков обеих групп.

В процентном соотношении доля различных форм агрессии в контрольной группе подростков составляет: физическая агрессия - 14,3 %, косвенная агрессия - 9,1 %, раздражение - 11,1 %, негативизм - 8,3 %, обида - 10,3 %, подозрительность - 10,3 %, вербальная агрессия - 16,5 %, чувство вины -16 %.

В группе трудных подростков получены следующие соотношения форм агрессии: физическая агрессия - 18,5 %, косвенная агрессия - 11,1 %, раздражение - 11,6 %, негативизм - 9,2 % , обида - 9,2 % , подозрительность - 13,8 %, вербальная агрессия - 15,5 % , чувство вины - 13,1 %.

Анализ результатов в группах подростков выявил достоверные различия по физической форме агрессии, связанной с использованием физической силы против другого лица (Р < 0,001). Эта форма агрессии, наряду с вербальной агрессией, проявлением которой является выражение негативных чувств как через формы (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы) доминируют в группе трудных подростков. Однако различия в группах по вербальной агрессии носят недостоверный характер.

Достоверные отличия (Р < 0,02) обнаружены в группе трудных подростков по показателю, связанному с восприятием окружающих - подозрительности и негативизму (проявление оппозиционной манеры поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных норм поведения, обычаев и законов). Трудные подростки в большей степени проявляют недоверие и осторожное отношение к людям, проистекающие из убеждения, что окружающие намерены причинить им вред.

Различия в показателях косвенной агрессии (использование окольным путем сплетен, шуток против других лиц) носят недостоверный характер.

Формы агрессивного поведения подростков

Выборка Шкала агрессии (в баллах, М ± т)

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

Благополучные подростки (п = 30) 5,8 ± 0,3 4,1 ± 0,4 4,5 ± 0,4 3,4 ± 0,3 4,2 ± 0,4 5 ± 0,3 5,7 ± 0,4 6,5 ± 0,3

Трудные подростки (п = 30) 7,1 ± 0,3* 5,1 ± 0,5 5,3 ± 0,4 4,6 ± 0,3* 4,2 ± 0,4 6,3 ± 0,4* 7,1 ± 0,5 6,0 ± 0,5

Примечание: * - достоверные различия

Проявление подростками агрессивного поведения является объективным свидетельством личного неблагополучия, общей озлобленности. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против несправедливости и непонимания взрослых.

Агрессия подростков может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой они не видят иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы подростковой субкультуры.

Усвоение принятия агрессивной модели поведения подростками может происходить также под влиянием семейных взаимоотношений, особенностей воспитательных воздействий педагогов и преобладающего стиля поведения сверстников в референтной и подростковой группе.

Анализ результатов опроса «трудных» подростков по изучению тактики поведения в конфликтах между членами семьи показал, что подавляющее число подростков не прибегают к силовым методам решения конфликтов в семье и не являются объектами физической агрессии. Систематической вербальной агрессии подвергаются 30 % респондентов. Предпочтительной тактикой поведения в конфликтах является спор, призыв третьего лица, поиск информации для решения вопроса, из чего следует, что семейная среда исследуемых подростков не является источником их агрессивного опыта.

Агрессивное поведение подростков может быть связано с особенностями темперамента и такими его переменными, как импульсивность, возбудимость, эмоциональная неуравновешенность.

В данной работе мы не ставили задачу исследования особенностей темперамента в группе трудных подростков. Отбор подростков в группы производился на основе характеристик учителей-предметников и школьного психолога.

Выявленные нами особенности форм агрессии трудных подростков (физическая агрессия, подозрительность, негативизм), совпадают с оценкой учителей, характеризующих данных подростков как возбудимых, неуравновешенных и драчливых.

Высокая степень физиологического возбуждения трудных подростков и эмоциональная чувствительность как результат активации симпатической нервной системы могут способствовать проявлению указанных выше доминирующих агрессивных реакций.

Биологическая детерминированность свойств темперамента создает определенные трудности в коррекции физической агрессии подростков, с которыми столкнулись некоторые психологи [3].

Однако, не отрицая возможного влияния биологических и генетических факторов на агрессивные поступки или мотивы, значительное число исследователей полагают, что агрессия отнюдь не является неизбежной и предопределенной стороной человеческих отношений. При соответствующих психолого-педагогических воздействиях можно предотвратить или проконтролировать проявление агрессии.

Вот почему важным аспектом проблемы подростковой агрессии является разработка превентивных мер и методов контроля агрессивного поведения, а также организация психокоррекционной работы с учетом психофизиологических особенностей подростков.

Важнейшим психологическим условием личностного развития подростков является их общение со сверстниками и взрослыми. Однако потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе часто не получает своего удовлетворения. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов и т. д.

Отсутствие у подростков элементарных навыков общения может явиться одной из причин того, что они с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, создавая тем самым проблемы и для учителей, и для родителей.

На наш взгляд, использование специально разработанных программ по развитию навыков общения у "конфликтных" подростков с применением психологических тренингов могли бы стать надежным инструментом школьных психологов в управлении подростковой агрессией.

Литература

1. Бандура А. Подростковая агрессия. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 508 с.

2. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию. - СПб.: Еврознак, 2001. - 510 с.

3. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психология подросткового возраста. 2001. № 4.

4. Исаева Э.Г. Трансформации личности в период экстрэма. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2005. - 312 с.

5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - СПб.: Амфора, 2001. - 347 с.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. -447 с.

7. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 808 с. (Словари).

8. Шапарь В.Б., Тимчеко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.