ствия. Затем проектная команда осуществляет активный маркетинг проектной идеи, привлекая к ее осуществлению внутренних и внешних союзников и партнеров. Основная задача этого этапа — продвинуть идею, сделать ее аттрактивной как для студентов университета, так и для других представителей молодежи. Для продвижения идеи члены команды могут использовать систему паблик рилейшнз — связи с общественностью. Мар-
кетинговые усилия предваряют этап публичного представления и реализации проекта, который в свою очередь завершается эволюцией — комплексным анализом и рефлексивной оценкой как самого проекта, так и всего алгоритма организаторской деятельности. Развивая, таким образом, организаторские способности обучающихся, самоуправление выступает как субъект педагогической деятельности в университетах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей : Рождение мастера / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 274 с.
2. Шаламова Л. Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика / Л. Ф. Шаламова, А. Ю. Хорвин // Соц.-гуманит. знания. — 2007. — № 4. — С. 112 — 129.
Поступила 22.02.11.
ПОНЯТИЕ «АГРЕССИВНОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОШЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Л. Н. Цыганова
Проблема агрессивности является одной из актуальных в современном обществе. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объктам нападения, приносящее физический либо психический ущерб людям. Наиболее ярко агрессивность проявляется в поведении подростков.
Повышение социально-психологической напряженности приводит к росту агрессивности во всех сферах жизни современного общества. Перегруженность учащихся, дефицит физических движений, несоответствие требований возможностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний приводят к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности. Из-за неповторимости внутреннего мира каждого ребенка, имеющего свои интересы и цели, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности, возникают противоречия и конфликты. Усложняются взаимодействия с окружающими людьми, что может служить причиной проявления агрессивности. Кри-
зисные явления в обществе оказывают влияние на подростковую среду, способствуют развитию конфликтной социальной позиции современных детей, обусловливают проявление деструктивных форм поведения и искаженного ценностного отношения к себе и окружающему миру. В связи с этим проблема агрессивности, в том числе и в подростковом возрасте, неизменно находится в центре внимания ученых.
В настоящее время агрессивность является предметом исследования ученых: Р. Барона, Д. Ричардсона [3], А. Бандура, Р. Уолтер-са [1], Р. Вельдера [4], О. Ф. Кернберга [5], К. Лоренца [8], А. А. Реана [13], И. А. Фурманова [22] и др. Вместе с тем следует отме-
© Л. Н. Цыганова, 2011
Ж
тить, что несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме недостаточное внимание уделяется изучению психологических особенностей агрессивности у детей. Анализируя современное состояние проблемы агрессивности в психолого-педагогической литературе, можно сказать, что ученые до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся. Необходимо иметь в виду и то, что различается поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого — причинить боль, навредить или разрушить. Первое — это напористость, второе — агрессия.
Как отмечает С. Л. Рубинштейн, «...агрессия — это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [17]. Определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии — это злость. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.
Слово «агрессия» происходит от латинского а^гесИ, что означает «нападать». До начала XIX в. это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение — как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
В психологии существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющие на ее проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают, по мнению Л. Берковец, под следующие четыре категории [2]. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Представим рассмотрение понятия «агрессивность» в разных психологических концепциях.
В психоаналитическом подходе Зигмунд
Фрейд считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существуют два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос) [10]. Энергия первого типа направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танато-сом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Схожее мнение на происхождение агрессивности наблюдается у представителей экологического подхода. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени [9]. Также К. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии [8].
Совершенно противоположный взгляд на природу агрессивности высказал Д. Дол-лард, который являемся представителем фру-страционной теории (гомеостатическая модель) [3]. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуа-нгзный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количество последовательных фрустраций. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна
за другой, то их сила может быть совокупной, и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием [3].
По теории бихевиористов агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. То есть идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их появление; условий, при которых они закрепляются [1]. Поэтому существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. То есть получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем существенное значение имеет результативная агрессия, то есть достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, то есть наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание способствует к побуждению агрессии.
Самопоощрение и самонаказание — модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Отметим, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины: согласно теории, агрессия — приобретенная модель поведения. Она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий). С другой стороны, социальное научение предполагает проявление агрессии людь-
ми только в определенных социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Таким образом, проявления агрессии объясняют социальные и логические факторы. Как считает А. Бандура, агрессивность не обязательно должна быть жестокой, она является также нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание [1]. Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой [3].
Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому «неживому» объекту [21]. Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность в поведении человека по отношению к другим людям, стремление причинить им неприятности [12].
Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая агрессия и инструментальная агрессия. Первая выступает как заранее спланированный акт, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
А. А. Реан [15], И. А. Фурманова [21] разработали классификацию агрессивных проявлений, в основу которой положены следующие критерии:
1. По направленности агрессии: направленная вовне, и аутоагрессия, направленная на себя.
2. По цели: интеллектуальная, враждебная.
3. По методу выражения: физическая и вербальная.
4. По степени выраженности: прямая и косвенная.
5. По наличию инициативы: инициативная и оборонительная.
С понятием «агрессия» тесно связано понятие «агрессивные действия». Это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же А. А. Реан полагает, что агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [14].
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые ноты, которые просто необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [Цит. по: 17, с. 126]. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
А. А. Реан [14], К. Бютнер [16] и др. рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство,
связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Так какой акт поведения можно считать агрессивным? Т. Р. Румянцева считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход [18]. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Они формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда поведение будем называть агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации [3].
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы физическим насилием. И здесь важную роль играют ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
Важной индивидуально-психологической характеристикой, связанной с агрессией, является импульсивность. (В биологических исследованиях широко используется дихотомия «импульсивная/спланированная агрессия».) Учеными обнаружены наибольшие фенотипические корреляции между импульсивностью и таким измерением агрессивности, как раздражительность. Кроме того, импульсивность и раздражительность в большей степени связаны с действием одних и !
тех же генетических и средовых эффектов, чем импульсивность и другие аспекты агрессии.
К внешним проявлениям агрессии, как отмечает Л. Берковец, имеют отношение раз-< личные биологические процессы и нейро-структуры [1]. Действительно, можно говорить о наследуемой склонности к криминальному поведению, но это отнюдь не означает, что агрессия как таковая просто передается из поколения в поколение. Половые гормоны, особенно тестостерон, в какой-то степени действительно «замешаны» в преступлениях, связанных с применением насилия. Однако специальные исследования ученых показали, что степень их влияния до-больно ограниченна. Более того, есть все основания думать, что и механизм исследования предрасположенности к агрессии и механизм влияния половых гормонов на степень агрессивности человеческого поведения могут иметь общую природу. То есть не исключено, что существуют некие биологически терминированные личностные характеристики или диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности к криминальному поведению как черты фамильного сходства.
Таким образом, проанализировав современное состояние проблемы агрессивности в психолого-педагогической литературе, можно сказать, что на развитие агрессивности влияют биологические и социальные факторы. Биологические обусловлены генотипом, определенным набором хромосом и т. д. К социальным относятся социальные условия, в которых растет ребенок, его ближайшее окружение.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Как отмечает И. Ю. Кулагина, в годовалом возрасте нормальным явлением может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему [7]. На втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое
«Я сам!» — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2 — 3 лет попадают в детские сады, где, как отмечают М. Д. Лисина, В. Мухина [И], Л. Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и наверстывания действий, направленных на другого. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности: нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Как отмечает И. А. Фурманов, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» [21], и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию — ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приходит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишению удовольствий, изоляции. А. Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности [20]. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже
с применением угроз и наказаний. По мнению Л. М. Семенюк, ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном [18]. К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично.
Р. Бэрон, Д. Ричардсон указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей [3]. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности и зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
И. А. Фурманов в своем исследовании также выявил два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность, т. е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка [21].
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция — в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он бывал строго наказан. Строгость, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок в этом случае делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей.
В. И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку [19]:
Тип А — отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения). Этот тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены» за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка. Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как «отчаяние ребенка, который ищет признания в любви» [цит. по: 23].
Тип Б — гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность). Второй тип вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам — озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка» и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как отмечал А. А. Реан, ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе [14]. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Тип В — гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). Гиперопека также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети, считает А. А. Бо-далев [19], чаще всего становятся жертва-миагрессии. Они не способны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т. е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в
игре и т. д.).
Наиболее ярко агрессивность проявляет-
ся в поведении подростков. Это объясняется рядом причин: психофизиологическими особенностями, наличием кризиса подросткового возраста, формированием самосознания, проявлением чувства взрослости. Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции в формировании личности .
Согласно Р. В. Овчаровой [12] это период, в который влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для него характерны легкая возбудимость, смена настроений и переживаний. При определенных обстоятельствах (контакт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении.
Резко выраженные психологические особенности получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения от безудержного веселья до уныния и обратно, а также попеременное (и даже одновременное) проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка зачастую просто не существует.
Сентиментальность, как указывает А. В. Мудрик [10], порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с показной независимостью и т. д. Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному социальному росту. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, способностью жертвовать своими запросами, потребностями для других людей.
Большинство подростков испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Подросток социально ориентирован (В. С. Мухина [11]), он стремится быть как все в отношении к нормативному поведению. В то же время он стремится утвердить свою уникальность, быть «лучше», чем другие, и настаивает на том, чтобы его «не путали» с другими. В результате подростки нередко проявляют асоциальное поведение, что утверждает их в собственных глазах.
Нарушение подростками нормативного поведения — весьма распространенное явление. Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет подростку проникнуть в глубины своей индивидуальности. Чувство взрослости — новообразование. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как о «не ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям. У него нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Отрочество, подростковый возраст, по Р. В. Овчаровой, представляет собой период жизни от детства до юности в традиционной классификации (от 11 — 12 до 14 — 15 лет) [12]. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако общество жестоко игнорирует его.
Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он еще не вполне сформировался как гражданин, иными словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.
Одной из основных причин того, что подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей, вследствие того что окружающие, являющиеся для подростка конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми. Другая причина — недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми в той или иной ситуации случайно или неслучайно оказались в контакте. Именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, что в главной степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в опре-
деленной степени он чувствует за собой их поддержку, он уверен в себе.
Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. В группах возникают своеобразные социально-психологические феномены: психическая индукция, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д. Подражает подросток чаще всего своему более колоритному или «удачливому► сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть нежелательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).
Таким образом, группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.
По мнению М. Ю. Кондратьева, группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим [6].
Если ребенок находится в асоциальной группе, то нормой здесь будет считаться проявление агрессивности как вербально, так и физически. Кроме того, подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения из следующих основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Современные телевидение, печать, радио, Иитернет поставляют юным пользователям массу примеров и действий по проявлению агрессии и агрессивного поведения. Жестокость, равнодушие, игнорирование культурно-нравственных и духовных норм общества, добрых семейных тра-
диций подсознательно формируют у ребенка «правильный» образ сильной личности. Мощная всевозможная реклама, основанная на возбуждении половых инстинктов человека, развращает детей, создает лживое представление о взаимоотношениях мужчины и женщины.
На сегодняшний день существует еще одна важная проблема в воспитании детей. В современных условиях родители (основная масса) в целях достойного материального обеспечения семьи трудятся сразу в нескольких местах. Времени на детей и детские проблемы физически не остается. И часто бывает, что в важные моменты жизни ребенка родителей не оказывается рядом. Печально, что многие мамы и папы не замечают этапы развития и становления личности своего ребенка, поскольку бесконечно озабочены денежным вопросом. К сожалению, они забывают о том, что ребенок в первую очередь нуждается в их любви, понимании и ласке. На духовное развитие детей у пап и мам зачастую не только нет времени и сил, но и желания. Самоотверженных, искренне любящих и понимающих родителей в современном обществе становится все меньше.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема агрессивности является одной из актуальных в современном обществе. Из всего разнообразия трактования агрессивности нами было выбрано следующее определение: агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным) , приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
2. Проявление агрессивности связано с биологическими и социальными факторами. Обзор взаимосвязи между отношениями родителей и ребенка, стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет сделать вывод, что это — факторы, предопределяющие агрессивное поведение ребенка.
3. Наиболее ярко агрессивность проявляется в поведении подростков. Это объясняется рядом причин: психофизиологическими особенностями данного возраста, наличием кризиса подросткового возраста, формированием самосознания, проявлением чувства взрослости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПСОК
1. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерес. — М. : Академия, 1999. — 512 с.
2. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковец. — М. : Академия, 2001. - 512 с.
3. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб. : Питер, 1997. - 336 с.
4. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности / Р. Вельдер // Обществ, науки и современность. — 1993. — № 3. — С. 183—190.
5. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности / О. Ф. Кернберг. — М. : Гардари-ки, 1998. - 368 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М. : Педагогика, 1982. — 240 с.
7. Крутецкий В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1965. — 315 с.
8. Личко А. Е. Эти трудные подростки / А. Е. Личко. — Л. : ЛГПИ, 1973. — 171 с.
9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — М. : Пресс, 1994. — 269 с.
10. Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. — М. : Наука, 1995. — 304 с.
11. Мухина В. С. Психология детства и отрочества / В. С. Мухина. — М. : Ин-т практ. психологии, 1998. — 788 с.
12. Немов Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 608 с.
13. Психология человеческой агрессивности / К. В. Сельченок. — М. : Сфера, 1999. — 656 с.
14. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. —
1996. - JMs 5. - С. 3-18.
15. Реан А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьев, чтения. - 1997. - № 2 (97). - С. 13-16.
16. Реан А. А. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимов // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. — 1999. — № 3. - С. 6.
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 384 с.
18. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль / Т. Г. Румянцева // Вопр. психологии. — 1992. - № 5/6. - С. 35-40.
19. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М. : Академия, 1996. — 54 с.
20. Филиппова Г. Ребенок для родителей и родители для ребенка / Г. Филиппова // Семья и школа. - 2001. - Jsfe 7-8. - С. 8-9.
21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : Гардарики, 1994. - 299 с.
22. Фурманов И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. — М. : Сфера, 1996. — 192 с.
23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. — Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1997. — 316 с.
Поступила 28.02.11.