Научная статья на тему 'Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы'

Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3508
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET / ADOLESCENTS / ADOLESCENT AGGRESSION / SOCIAL INSTITUTION / SOCIETY / SOCIAL NORM / SOCIAL REHABILITATION / ИНТЕРНЕТ / ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Т.В., Береснева А.Г.

В статье рассматривается понятие подростковой агрессивности и ее проявление в сети Интернет. Дается определение Интернета как социального института, влияющего на социализацию современных подростков. Намечаются пути преодоления подростковой агрессивности в сети Интернет, с помощью социальной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AND ADOLESCENT AGGRESSION: THE EDGE OF PROBLEMS

The article discusses the concept of adolescent aggression and its manifestation in the Internet. The definition of the Internet as a social institution, influencing the socialization of modern teenagers. The ways of overcoming adolescent aggressiveness on the Internet, through social rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы»

ИНТЕРНЕТ И ПОДРОСТКОВАЯ АгРЕССИВНОСТЬ:

грани проблемы

Ефимова Т.В., Береснева А.Г.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие подростковой агрессивности и ее проявление в сети Интернет. Дается определение Интернета как социального института, влияющего на социализацию современных подростков. Намечаются пути преодоления подростковой агрессивности в сети Интернет, с помощью социальной реабилитации.

Ключевые слова: Интернет; подростки; подростковая агрессивность; социальный институт; общество; социальная норма; социальная реабилитация.

THE INTERNET AND ADOLESCENT AGGRESSION: THE EDGE OF PROBLEMS

Efimova T.V., Beresneva A.G.

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint-Petersburg, Russian Federation

The article discusses the concept of adolescent aggression and its manifestation in the Internet. The definition of the Internet as a social institution, influencing the socialization of modern teenagers. The ways of overcoming adolescent aggressiveness on the Internet, through social rehabilitation.

Keywords: Internet; adolescents; adolescent aggression; social institution; society; social norm; social rehabilitation.

Тема подростковой агрессивности является актуальной для современного общества. В данной статье автор предлагает акцентировать внимание на проявлениях подростковой агрессивности в сети Интернет. Агрессивность и ее различные степени проявления присущи в целом для подросткового возраста, однако острее вопрос стоит с трудными подростками. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты или грани проблемы проявления агрессивности подростков в процессе интернет-коммуникации.

Изучению подростковой агрессивности посвящены многие работы, зарубежных авторов, таких как А. Бандур, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. В отечественной психологии тема агрессии и агрессивности рассматривается в работах В.С. Мухиной, И.А. Фурманова, Л.М. Семенюк и др.

Причины появления агрессивности заложены в физиологических параметрах взросления человека, в его психоэмоциональной сфере. Оказывает влияние на формирование агрессивного поведения подростка и его ближайшее окружение; семья и среда сверстников и друзей, а также в последние десятилетия усилилось влияние СМИ и Интернета. Семья в этом возрасте постепенно уступает позиции окружению сверстников, в котором подросток проводит больше времени и которое является значимым для него. В современном обществе помимо реального общения с друзьями, большое значение имеет виртуальное, с его большими возможностями для самореализации личности и приобретению статусной значимости в своем окружении.

В психологии и педагогике нет единого мнения относительно трактовки терминов «агрессия» и «агрессивность», но есть некоторые тенденции в употреблении данных понятий. Иногда они употребляются как синонимы. В данной статье попробуем их разграничить, хотя полностью этого сделать не удастся.

Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности вос-

принимать и интерпретировать поведение другого, как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [9, с. 12].

В основе агрессии лежат, по мнению психоаналитиков, некоторые не реализованные врожденные неосознаваемые влечения. З. Фрейд называл либидо, А. Адлер - стремление к власти, самоутверждению превосходству над другими, Э. Фром - мазохистские влечения к страданию, смерти, К. Корн - стремление к безопасности, потребности комфорта, удовольствия [3, с. 10].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические. Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фрустрации, т.е. блокированию разворачивания целенаправленного поведения, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих. «На наше агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей», - отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон [5, с. 126].

Агрессивность формируется в процессе социализации, начиная с раннего возраста и продолжается в подростковом. Коррекция агрессивности и профилактика агрессивного поведения должны происходить в процессе всего периода социализации, а значит в раннем детстве, в кругу семьи и воспитателей, а позже в образовательных заведениях и особенно в семье. Ведь именно родители следят за увлечениями подростка в его свободное время. Сейчас, в век информационных технологий проблема интернет-коммуникации приобретает новые аспекты. Нередко, к сожалению, наблюдаются «перекосы» в процессе воспитания и контроля за подростком, и особенно, за его времяпровождением в интернете. Если учесть тот факт, что формы проявления агрессивности бывают различными - от физических (применение физической силы против другого человека или объекта), вербального проявления в виде криков и вспышек ярости, до причинения себе вреда, вплоть до самоубийства, то важно отметить что эти проявления переносятся из реальной среды в интернет-про-

странство. Рассмотрим первоначально влияние на агрессивность подростков со стороны современных СМИ.

Данные многочисленных исследований по проблеме влияния средств массовой информации на формы агрессивного поведения подростков не дают точной картины ее восприятия среди различных групп подростков. Зачастую агрессивное поведение становится привычкой, так как складывается из многих факторов, и подкрепляется в первую очередь семейными отношениями и социальным окружением. Благодаря современным тенденциям в кинопроизводстве и процессу внедрения массовой культуры в семейный досуг, мы наблюдаем процессы эмоциональной невосприимчивости чужой боли и подавление инстинкта самосохранения, при формирующейся привычке к агрессивному поведению как к социально-коммуникативной норме. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации ребёнка, что стимулирует фрустрацию и как следствие этого усиление агрессивных тенденций. Степень влияния СМИ на агрессивное поведение не может быть с точностью определена. Т.к. агрессия относится к личностным характеристикам, невозможно учесть все возможные факторы: степень восприимчивости, эмоциональность, устойчивость и т.д. [11, с. 39].

В учебном пособии Аверина В.А. «Психология детей и подростков» описаны некоторые последствия влияния СМИ на агрессивное поведение подростков: «Тот, кто часто наблюдает насилие или сталкивается с агрессией, болью - начинает воспринимать окружающий мир как враждебный, угрожающий. Нельзя недооценивать то воздействие, которое оказывает агрессия на становление личности подростка, превращая его либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов, либо в потенциального агрессора» [2, с. 368].

Исследования среды Интернет и ее влияние на социализацию подростков, а также на проблемы связанные с агрессивностью как никогда актуальны по нескольким причинам: эта область исследований является новой и соответственно многие аспекты еще предстоит описать и внедрить в психолого-педагогическую практику, а также

важно отметить что процесс «интернет-социализации» общества внедряется в нашу повседневную жизнь стремительно и основательно, что имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

Важная роль на всех этапах социализации принадлежит людям, с которыми общается личность, а также социальным институтам, в рамках которых осуществляется приобщение человека к ценностям и нормам социума. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на процесс социализации традиционно называют агентами социализации. Их состав и степень влияния на разных этапах жизни человека определяются многими обстоятельствами.

Однако в конце прошлого века возник и весьма динамично получил развитие такой принципиально новый социальный институт как Интернет. Основаниями для подхода к анализу роли Интернета в процессе социализации именно как социального института и агента социализации выступают следующие аргументы:

- наличие ролевой системы, в которую включаются нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальная и неформальная организация;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих данную сферу общественных отношений;

- наличие обособленного комплекса социальных действий [6].

По данным телекоммуникационной организации International

Telecommunications Union (ITU) в феврале этого года количество пользователей Интернет в мире перевалило за два миллиарда человек. Теперь каждый третий житель планеты выходит в Интернет. О темпах развития этой коммуникационной системы говорит, например, то, что еще в 2000 году число пользователей не превышало 250 миллионов. В конце 2009 года пользовались интернетом 1,86 миллиарда человек. На февраль 2011 года число пользователей стало 2,1 миллиарда. Количество пользователей, а также время, проведенное в сети интернет постоянно увеличивается [7].

Благодаря обширным ресурсам для удовлетворения индивидуальных потребностей, Интернет-среда проникла в повседневную

жизнь общества, вовлекла в свой контекст огромное количество людей самого разного возраста, в особенности подростков и молодежи. По имеющимся данным, из числа суточной аудитории Рунета в возрасте 10-16 лет 38% проводят онлайн больше 4 часов, 28% уделяют этому занятию 2-4 часа, 24% опрошенных достаточно 1-2 часа, на отдыхе на даче время онлайн проводят 52% юных интернетчиков [4].

В последние годы в публикациях все чаще встречается термин «киберсоциализация»[10], под которой предлагается понимать «процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), бло-гах, интернет-пейджерах, телеконференциях и опН^-играх)»^].

При различных позитивных сторонах интернет-социализации подростков, стоит отметить и некоторые негативные тенденции. Как уже отмечалось ранее, агрессивное поведение в том числе и в виртуальной среде активно проявляется при общении в социальных сетях и сообществах, в которых общаются подростки. Они представляют собой отдельные виртуальные реальности, с принятыми там правилами коммуникации, интернет-языком, больше напоминающим слэнг, нормами поведения относительно участников, и круга тем для обсуждений. Зачастую вербальные формы проявления агрессивности, адаптированные под интернет-коммуникацию переносятся и в виртуальную коммуникативную среду подростка. Проявляются они в различных видах интернет-коммуникации, и степень их агрессивности тоже варьируется. Модным словом «троллинг» сейчас обозначаются нападки, зачастую грубые выражения и оскорбления, часто с применением нецензурных слов, в адрес того или иного участника коммуникации. Так как внутренний мир подростка зачастую хрупок, ввиду несфор-мированности личности, то легко нарушить его равновесие. Часто

«травлю» в сети и в реальности устраивают подростки, склонные к проявлению физической и вербальной агрессии, что нередко в последнее время, приводит к крайней форме проявления аутоагрес-сии - самоубийству. Жертвой «мобинга» становится подросток, с определенным типом личности, склонный к самобичеванию, с заниженной самооценкой, подверженный депрессиям и лишенный лидерских качеств, непохожий на сверстников. В интернете такие подростки ищут компенсацию неудачам в реальной жизни, пытаются исправить реальную неуспешность, за счет расширения аудитории общения, и часто используя для этого выдуманное имя, и чужую фотографию, как бы примеряя на себя другую социальную роль.

В мае 2016 года в «Новой газете» была опубликована статья Галины Мурсалаевой под названием «Группы смерти» про группы в социальных сетях, которые намеренно принуждают подростков к суициду определенным способом. Статья имела огромный резонанс в обществе и интернет-блогосфере, собрала более двух миллионов просмотров за десять дней. Журналистку обвиняли в непрофессионализме и подозревали в различных сговорах с властью, расследовали факты, приведенные в статье, жаловались руководству газеты и т.д. Сотрудники информационного портала Lenta.ru за один день расследования смогли найти администратора одной из описанных групп. Под псевдонимом Евы Райх, скрывалась тринадцатилетняя девочка из Омска, которая никакой ненормальности в своей интернет-деятельности не признала.

Важно отметить, что статья, при всех ее недостатках и неточностях, затронула очень важный аспект в жизни современного общества. Есть проблема в общении подростков между собой в сети интернет, а также с родителями. Функция контроля за детьми, присущая всегда в первую очередь именно родителям, приобрела новый аспект. В этой связи важно понять как вести себя родителям в обществе, которое стало как бы двойным. Социализация тоже трансформировалась и поменяла вектор. Сейчас растет новое интернет-поколение, за которым старшему просто не угнаться в силу различных причин. А это значит, что постепенно в глазах подростков, теряется

авторитет и социализирующая функция родителей и педагогов с воспитателями. А уважение, следование традициям и нормам общества - это и есть процесс социализации, который длился на протяжении всей жизни человека, а сейчас его функции выполняет новый социальный институт-интернет. Не все члены нашего общества способны до конца осознать происходящее. Зачастую и сами взрослые становятся виновниками семейных драм. Некоторые предпочитают усилить контроль за ребенком, запрещая пользоваться интернетом, и эта гиперопека может привести к большим проблемам в семье. Другая крайность-полная свобода действий для ребенка и минимальный контроль за его интернет-активностью.

Возвращаясь к вышеупомянутой статье, необходимо отметить, что суицидом заканчивали жизнь подростки из благополучных, полных семей с нормальным уровнем достатка. Родители не замечали значительных изменений в поведении детей до смерти и мотивы их последнего поступка им так и не ясны.

Детские социальные психологи уже давно бьют тревогу, что проблемы общение детей и родителей сейчас очень актуальны. Возможно ли спасти подростка, имеющего проблемы в общении? Положительный ответ дают большинство специалистов в области социальной реабилитации. Участники «спасения» подростка находятся прежде всего в его ближайшем окружении, и важно не упустить момент, когда еще можно помочь. Внимание родителей и искренняя привязанность творят чудеса. Конечно, важно следить за всеми новшествами в мире интернет-технологий и обладать базовыми навыками интернет-поиска. Важно уметь общаться на языке современных подростков и использовать возможности интернета во благо всей семьи.

Подводя итоги, важно отметить, что агрессивность в подростковом возрасте это практически спонтанный процесс, зачастую непроизвольный так как отсутствуют в полной мере механизмы контроля и самоконтроля, т.е. самосознание личности. С возрастом и развитием личности агрессивность все больше контролируется с помощью механизмов самоконтроля. Полностью избавиться от

агрессии невозможно, но возможно нейтрализовывать ее с помощью занятий спортом, посещением различных кружков и пр.).

Подростковый период - время, когда процесс самосознания становится ведущим, поэтому так важно понимать механизмы возникновения агрессивного поведения и искать способы его снятия именно в этот период. Влияя на процесс формирования личности, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаём условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения [2, с. 368], в том числе и в сети интернет.

Список литературы

1. Абрамкова В.В. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М: Политиздат, 1990.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Из-во Михайлова В.А., 1998.

3. Андреева Г.Н., Богомолова Н.Н., Петровский А.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.

4. Аудитория интернет-пользователей. http://rumetrika.rambler.ru/re-view/28/4363

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

6. Добреньков В.И. Социологические институты и процессы. М.: Логос, 2000.

7. Количество пользователей интернет. http://www.traveler-mir.com/ news/mtemet/koHchestvo-polzovatelei-mternet

8. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс. Изд. Фирма «Универс», 1994.

9. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997. С. 12.

10. Плешаков В.А. киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. http://sirdionis.ucoz.ru/load/prezentaci-ja_po_teme_kibersocializacija/1-1-0-1#_edn5

11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

12. Стурова Н.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика № 7, 1997. С. 38-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.