УДК 159.9.072
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-12-103-109
ОНЛАЙН-АГРЕССИЯ И ПОДРОСТКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Солдатова Галина Уртанбековна
д-р психол. н., профессор кафедры психологии личности, факультет психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой социальной психологии и антропологии Московского Института Психоанализа Россия, г. Москва [email protected] Чигарькова Светлана Вячеславна инженер кафедры психологии личности, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой социальной психологии и антропологии Московского Института Психоанализа Россия, г. Москва chigars@gmail. com Львова Елена Николаевна к. психол. н., психолог кафедры методологии психологии факультет психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва enlvova@hotmail. com
^Публикация выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-06-00762
Аннотация: В современной ситуации развития общества интернет становится неотъемлемой частью жизни детей и взрослых. Интернет расширяет возможности для общения, особенно активно этим пользуются подростки. Тем не менее, активность подростка в интернете может приводить к ряду серьезных рисков, в том числе, и столкновению с агрессией в онлайн-пространстве. В связи с новизной и актуальностью данной темы было проведено исследование агрессивного поведения в интернете среди подростков 12-17 лет, родителей подростков и представителей молодежи (N=301 чел.), проживающих в Москве и Московской области. В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета. На основании полученных данных можно сделать ряд выводов: 1) подростки и молодежь интенсивно сталкиваются с агрессивной коммуникацией в сети; 2) наиболее распространенными видами агрессии являются флейминг, троллинг и хейтинг; 3) старшие подростки чаще остальных возрастных групп сталкиваются с различными видами агрессии, в том числе, кибербуллингом; 4) внешность и личностные характеристики чаще всего становятся поводами для киберагрессии; 5) в качестве основных мотивов киберагрессоров выступают развлечение и власть; 6) безнаказанность, простота и скорость, анонимность онлайн-пространства делает его более привлекательным для выражения своего мнения и агрессии по сравнению с оффлайн; 7) подростки реже видят в родителях ресурс для поддержки в ситуации онлайн-травли, пытаясь справиться с переживаниями в одиночестве или с помощью друзей; 8) ответственность за снижение агрессии в сети всеми возрастными группами возлагается на модераторов онлайн-сообществ. Полученные результаты свидетельствуют о серьезности рассматриваемой проблемы и необходимости дальнейших
103
исследований в области цифровой коммуникации и киберагрессии, которые послужат основой для решения важной задачи для современного общества - разработки стратегий повышения цифровой культуры и снижения агрессивности онлайн-среды.
Ключевые слова: агрессия в интернете, кибербуллинг, цифровая культура, подростки.
ONLINE-AGGRESSION AND ADOLESCENTS: RESULTS OF RESEARCH AMONG SCHOOL STUDENTS IN MOSCOW AND MOSCOW REGION
Galina U. Soldatova
D.Sa, Professor of Department of Psychology of Personality, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Head of the Department of Social Psychology and Anthropology Moscow Institute of Psychoanalysis Russian Federation, Moscow Svetlana V. Chigarkova Assistant of Department of Psychology of Personality Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Deputy Head of the Department of Social Psychology and Anthropology Moscow Institute of Psychoanalysis Russian Federation, Moscow
Elena N. Lvova
Psychologist of Department of Psychology Methodology, Faculty of Psychology Lomonosov Moscow State University Russian Federation, Moscow
Abstract: In the current situation of the development of society the Internet becomes an integral part of the life of children and adults. The Internet expands opportunities for communication, especially among adolescents. Nevertheless, the activity of adolescents on the Internet can lead to a number of serious risks, including aggression in the online space. In connection with the novelty and relevance of this topic, this study was conducted of aggressive behavior on the Internet among adolescents aged 12-17, parents of adolescents and youth (N = 301 people) living in Moscow and the Moscow Region. As a methodological tool was created and approved author's questionnaire. On the basis of the obtained data, a number of conclusions can be drawn: 1) adolescents and young people are intensely faced with aggressive communication online; 2) the most common types of aggression are flaming, trolling and hating; 3) older teens are more likely than other age groups to face different types of aggression, including cyberbullying; 4) appearance and personal characteristics often become the reasons for cyberaggression; 5) entertainment and power are the main motives of cyberaggressors; 6) impunity, simplicity and speed, the anonymity of the online space makes it more attractive for expressing one's opinion and aggression compared to offline; 7) adolescents less often see in their parents a resource to support the situation of online bullying, trying to cope with experiences alone or with the help of friends; 8) responsibility for the reduction of aggression online by all age groups is placed on the moderators of online communities. The obtained results testify to the seriousness of the problem and the need for further research in the field of digital communication and cyberagession, which will serve as the basis for solving an important task for modern society - developing strategies for enhancing digital culture and reducing the aggressiveness of the online environment.
Keywords: aggression on the Internet, cyberbullying, digital culture, adolescents.
104
Современная ситуация развития общества характеризуется стремительным распространением и внедрением в повседневную жизнь инфокоммуникационных технологий. Интернет становится неотъемлемой частью процесса социализации детей и деятельности взрослых. По данным на конец 2017 г. уже более 70% процентов взрослого населения РФ от 18 лет и старше являются пользователями интернета. Телевизор как самый распространенный ресурс уходит на второй план [1]. При этом дети по активности освоения интернета уже давно превзошли взрослых - еще в 2013 г., по данным Фонда Развития Интернет, 89% подростков использовали Интернет каждый день или почти каждый день, а каждый седьмой проводил в нем в среднем 8 часов в сутки [2]. Таким образом, мы можем говорить о серьезных качественных изменениях образа жизни населения страны. В первую очередь, эти изменения касаются сферы коммуникации. Эта сфера представляется особенно важной для подростков. Интернет предоставляет огромные возможности для общения, что несет целый ряд позитивных аспектов. Так, в обществах, где Интернет трансформирует традиционный образ жизни и детерминирует новый, доступ в сеть становится необходимым условием для решения задач развития в подростковом возрасте. Интернет помогает достигать личной автономии, укреплять отношения со сверстниками [4; 8]. Особенно активно подростки используют социальные сети, которые предоставляют возможность увеличить свой социальный капитал, социализироваться в различных группах, решить ряд проблем, связанных с психологическим благополучием ребенка, развить социальные качества, необходимые в мире цифровых технологий.
Тем не менее, активность подростка в интернете может приводить к ряду серьезных рисков, в том числе, и столкновению с агрессией в онлайн-пространстве. Подростки отмечают, что именно агрессия в сети занимает лидирующую позицию в системе остальных онлайн-рисков. Актуальность темы агрессии в сети в современном мире привлекает внимание исследователей из разных стран [1; 3; 5]. Ученые разрабатывают различные подходы к исследованию и классификации агрессивного поведения в интернете. Выделяются такие виды киберагрессии как флейминг (разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в интернете между участниками в равных позициях), троллинг (размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками), хейтинг (ненавистнические комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции) и киберсталкинг (использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение) [1]. В большинстве исследований агрессивного поведения в сети особое внимание уделяется кибербуллингу. Под кибербуллингом понимаются агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта и повторяющееся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя [6; 7; 9]. Стоит отметить ряд особенностей кибербуллинга, определяемых возможностями онлайн-коммуникации. Анонимность и дистанцированность в сети позволяет агрессорам чувствовать себя менее ответственными и неуязвимыми. Агрессор не видит эмоциональной реакции жертвы, что не дает ему представлений о травматических последствиях своих действий. Особенности онлайн-среды создают условия, в которых жертвой кибербуллинга может стать каждый вне зависимости от статуса, местонахождения или времени суток. Высокая доступность онлайн-коммуникации способствует увеличению аудитории свидетелей, которые могут поддерживать обидчиков, демонстрируя молчаливое одобрение и поощрение агрессии. Кибербуллинг остается незаметным для родителей и учителей, поскольку отсутствуют физические следы и жертва зачастую скрывает факт травли. Травля в интернете может
иметь серьезные последствия в реальной жизни: социальная изоляция, развитие депрессивных и тревожных состояний, расстройства пищевого поведения, аддикции, асоциальное поведение, риск суицидального поведения. Таким образом, кибербуллинг является значимым и опасным феноменом онлайн-коммуникации. При этом исследований феноменов агрессивного поведения в сети пока достаточно мало, особенно в отечественной науке. В связи с новизной и актуальностью темы было проведено исследование агрессивного поведения в интернете на российской выборке.
Целью исследования состояла в изучении феномена киберагрессии в современном российском обществе. Выборку исследования составили 301 респондент, проживающий в Москве и Московской области. В исследовании приняли участие разные возрастные группы: младшие подростки 12-13 лет (58 чел.), старшие подростки 14-17 лет (52 чел.), представители молодежи 18-30 лет (90 чел.), родители подростков 12-17 лет (101 чел.). В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета, включающая несколько блоков вопросов: социально-демографические характеристики, пользовательская активность, социальные сети и социальный капитал, столкновение с онлайн-рисками, соотношение онлайн- и оффлайн-агрессии, опыт столкновения с разными видами киберагрессии, поводы, последствия и совладание с киберагрессией, регуляция онлайн-коммуникации.
Мы хотели бы остановиться на некоторых важных результатах исследования.
1. Опыт столкновения с коммуникационными рисками. В системе коммуникационных рисков подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), а 44 % получают агрессивные сообщения. 48 % становятся жертвами груминга, т.е. получали предложения пообщаться на интимные темы или выслать фотографии или видео в обнаженном виде. 23% получали угрозы физической расправы. Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями (36 %) или жертвами (29 %) агрессивной коммуникации. Стоит отметить, что представления родителей об опыте столкновения своих детей с агрессивной коммуникацией не соответствуют ответам детей и являются заниженными. Особенно ярко это проявляется в ситуации с грумингом, только 10 % опрошенных родителей осведомлены об этом. В целом, среди возрастных групп чаще всего сталкивается с агрессивной коммуникацией и грумингом молодежь.
2. Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии (Рис.1). Самыми распространенными видами онлайн-агрессии стали флейминг, троллинг и хейтинг (среди подростоков 12-13 лет - 47-54%, подростков 14-17 лет - 63-69%, представителей молодежи - 49-73 %). Старшие подростки чаще, чем все остальные возрастные группы, сталкиваются с разными видами онлайн-агрессией (троллинг - 65%, хейтинг - 69%, киберсталкинг - 44%, кибербуллинг - 42%).
Рисунок 1. Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии.
3. Основные поводы для онлайн-агрессии. Внешность и личностные особенности как поводы для киберагрессии занимают лидирующие позиции по мнению всех опрошенных возрастных групп. Среди старших подростков выделили внешность -64%, личностные особенности - 60%, увлечения и хобби - 50%, сексуальную ориентацию и национальную принадлежность - по 44 %, особенности здоровья и развития - 40 %.
4. Основные мотивы киберагрессоров. Все возрастные группы в качестве мотивации агрессоров указали развлечение и власть (желание показать силу и доказать свое превосходство). В группе старших подростков мотив развлечения выбрали 46% респондентов, власти - 40%, причинение вреда другому (намеренная агрессия) и выплеск накопившегося негатива - 35 %. По мнению 31 % подростков, травля в интернете также может быть способом поддержания репутации.
5. Предпочтение онлайн-агрессии и оффлайн-агрессии (Рис.2). Предпочтение выражения агрессии в формате онлайн, а не оффлайн, все возрастные группы объяснили безнаказанностью, простотой и скоростью, анонимностью в сети.
33% подростков также отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения эмоциональной реакции другого.
Рисунок 2. Почему люди предпочитают выражать свое мнение онлайн, а не оффлайн?
60
Проще и быстрее Более Менее Боятся уеидеть Больше людей Можно остаться Можно остаться Не так стыдно
болезненно болезненно реакцию другого узнаютобэтом анонимным безнаказанным
■ 14-17 лет ■ молодежь ■ родители
6. Совладание через обращение за поддержкой у жертв кибербуллинга. Мы рассмотрели, к кому за поддержкой обращаются жертвы кибербуллинга. Среди младших подростков каждый пятый подросток оказывается наедине со своей проблемой (21 %), то есть не обращается ни к кому. За помощью к родителям обратятся 17% младших подростков, к друзьям - 16%. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%) и меньшей степени в семье - 8% у родителей или сиблингов. По мнению родителей дети ни к кому не обратятся - 12 %, к друзьям - 11%, к родителям - 4%. Таким образом, родители не считают, что они могут стать ресурсом для поддержки своих детей в ситуации кибербуллинга.
7. Регуляция цифровой среды и ответственность за снижение распространенности онлайн-агрессии. Все возрастные группы считают, что ответственность за регуляцию цифровой среды и агрессивности в сети лежит на модераторах онлайн-сообществ. Родители возлагают в большей степени ответственность на себя - 52%, затем на модераторов - 50%, на лидеров общественного мнения среди СМИ и блоггеров - 30% и 31% соответственно. Старшие подростки практически не рассчитывают на родителей (9 %), в больше степени возлагая ответственность на модераторах (31%) и самих подростков (23%), а также лидеров общественного мнения в
лице знаменитостей (21 %) и представителей СМИ (19 %). Младшие подростки надеются на родителей - 33%, на модераторов - 29%, на собственное поколение - 22%, на IT-компании - 21%, на знаменитостей и блоггеров - по 19%. Каждый пятый младший подросток считает, что президент сможет решить эту проблему.
Таким образом, на основании полученных данных мы можем сделать ряд выводов:
1) подростки и молодежь интенсивно сталкиваются с агрессивной коммуникацией в сети;
2) родители недооценивают наличие такого опыта у своих детей; 3) наиболее распространенными видами агрессии являются флейминг, троллинг и хейтинг; 4) старшие подростки чаще остальных возрастных групп сталкиваются с различными видами агрессии, в том числе, кибербуллингом; 5) внешность и личностные характеристики чаще всего становятся поводами для киберагрессии; 6) в качестве основных мотивов киберагрессоров выступают развлечение и власть; 7) безнаказанность, простота и скорость, анонимность онлайн-пространства делает его более привлекательным для выражения своего мнения и агрессии по сравнению с оффлайн; 8) подростки реже видят в родителях ресурс для поддержки в ситуации онлайн-травли, пытаясь справиться с переживаниями в одиночестве или с помощью друзей; 9) ответственность за снижение агрессии в цифровой среде всеми возрастными группами возлагается в большей мере на внешнюю регуляцию со стороны технической поддержки онлайн-сообществ (модераторов).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что практически каждый среди опрошенных подростков и представителей молодежи сталкивался с одним или более видом онлайн-агрессии. Такие цифры говорят о достаточно высоком уровне агрессивности поведения в цифровой среде. Во многом это объясняется, с одной стороны, особенностями самого онлайн-пространства (анонимность, дистантность, отсутствие пространственных и временных ограничений) и распространением цифровых технологий коммуникации (сматрфоны), с другой стороны, новизной этого пространства и, как следствием, отсутствием выработанных норм и правил взаимодействия - цифровой культурой. Интернет стал новой «terra incognito» в коммуникации, в которой не действуют выработанные тысячелетиями правила поведения в обществе - подобием Дикого Запада в цифровую эпоху. Дальнейшее расширение и углубление исследований в области цифровой коммуникации и киберагрессии является основой для решения важной задачи для современного общества - разработка стратегий повышения цифровой культуры и снижения агрессивности онлайн-среды.
Список литературы:
1. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2017. — 375 c.
2. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И, Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
3. Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers // Computers in human behavior. - 2014. - Vol. 33. -P. 235-241.
4. Borca G., Bina M., Keller P.S., Gilbert L.R., Begotti T. Internet use and developmental tasks: Adolescents' point of view // Computers in Human Behavior. - 2015. -Vol. 52. - P. 49-58.
5. Lee S. Analyzing negative SNS behaviors of elementary and middle school students in Korea // Computers in Human Behavior. - 2015. - Vol. 43. - P. 15-27.
6. Patchin J.W., Hinduja S. Digital Self-Harm among Adolescents // Journal of Adolescent Health. - 2017 (forthcoming). DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.iadohealth.2017.06.012
7. Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., Tippett N. Cyberbullying: Its nature and impact in secondary school pupils //Journal of child psychology and psychiatry. - 2008. - Vol. 49. - №. 4. - P. 376-385.
8. Subrahmanyam K., Smahel D. Digital youth: The role of media in development. -N.Y.: Springer Science & Business Media, 2011.
9. Tokunaga R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research of cyberbullying victimizacion / Computers in Human Behavior. - 2010. - № 26. -P. 277-287. DOI: 10.1016/j.chb.2009.11.014