ОБЗОРЫ
УДК 159.9
СОЦИАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ ФАКТОРЫ
A.C. ФОМИЧЕНКО*
Учреждение РАО «Институт социологии образования», Москва;
Орский филиал Московской финансово-юридической академии, Орск
В обзоре затронуты вопросы, связанные с усвоением моделей агрессивного поведения. Рассматривается ординарная и парадоксальная социализация агрессии. Выявляются главные факторы, влияющие на формирование агрессивных тенденций: образец отношений и поведения родителей, а также характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Особое внимание уделяется семье как первичному институту социализации. Основной акцент ставится на значимость характера и строгости наказаний, а также на контроль поведения. Подчеркивается актуальность и важность изучения условий формирования неагрессивного поведения человека.
Ключевые слова: социализация агрессии, первичный (семейный) институт социализации, неагрессивные формы поведения.
Практика повседневной жизни демонстрирует агрессивные действия ребенка уже с самого раннего возраста: приступы упрямства, гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Агрессивное поведение у маленьких детей является неосознанным из-за недостаточного развития произвольной регуляции собственных действий [6]. Однако человек может обнаруживать агрессивные тенденции и достигнув зрелого возраста.
считается, что проявление агрессивного поведения определяется, в первую очередь, условиями воспитания и социализации [7]. Так, например, A.A. Реан (2007) утверждает, что в результате социализации агрессивности усваиваются навыки агрессивного поведения, развивается агрессивная готовность личности. Согласно его мнению, необходимо различать орди-
© Фомиченко A.C., 2011
* Для корреспонденции:
Фомиченко Анна Сергеевна аспирант, Учреждение РАО «Институт социологии образования»; старший преподаватель, Орский филиал Московской финансово-юридической академии E-mail: anzitadel@mail.ru
нарную и парадоксальную социализацию агрессии [10]. Ординарная социализация агрессии - это усвоение навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в результате либо прямого деятельного опыта, либо опыта наблюдения агрессии.
Следует подчеркнуть, что «научение посредством наблюдения оказывает на личность большее влияние, чем непосредственный деятельный опыт». При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности личности происходит вне зависимости от наличия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии [10].
В этом отношении, на наш взгляд, показательно предположение А.Ю. Дышле-вого (2002), согласно которому, усвоение агрессивных образцов поведения детьми может происходить следующим образом. Вначале ребенок приобретает убежденность в эффективности агрессивности на вербальном уровне. Затем практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят в неформальном
общении. И, наконец, навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте агрессивного взаимодействия [3].
Социализация агрессивного поведения - это сложный процесс, в котором могут быть задействованы такие социализирующие институты, как семья, сверстники, школа, средства массовой информации и др.
В ходе многочисленных исследований было выделено два основных фактора, влияющих на социализацию агрессии. В качестве первого фактора рассматривается образец отношений и поведения родителей. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих [4].
Особый интерес, на наш взгляд, представляет первичный и наиболее влиятельный институт социализации - семья, так как, по мнению зарубежных и отечественных психологов, социальный опыт, полученный ребенком в семье, играет существенную роль в формировании агрессивных моделей поведения.
Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, родителей между собой, с родными братьями или сестрами - это те факторы, которые, с точки зрения Р. Бэрона и Д. Ричардсон (2001), способны предопределить агрессивное поведение в семье и вне ее. Многочисленные исследования этого вопроса (Берджес Р., Конджер Р., 1987; Уидом К., 1982; Хичкок Р., 1987 и др.) позволяют говорить об особом взаимодействии между членами семьи, из которых выходят агрессивные дети. Это взаимодействие, по A.A. Реану (2007), носит вид «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения.
Доказано, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жес-
токости во взрослом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [10]. Иными словами, на примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в последующие годы.
изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением детей сосредоточилось в основном на характере и строгости наказаний, а также на контроле поведения.
Подобная тенденция рассмотрена в работе известных исследователей Р.С. Сирса, Э. Маккоби и К. Левина (1957), которые утверждали, что в социализации агрессии присутствуют два ключевых фактора: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка [7].
по поводу первого фактора можно встретить согласие у многих авторов. Отношения родителей к поведению ребенка различно. Так, например, А. Бандура и Р. Уолтерс (1959) установили взаимосвязь между поведенческим репертуаром матери и ребенка: чем снисходительнее относятся матери к агрессивным действиям своих детей, чем больше они им потакают, тем агрессивнее становятся дети [1].
Что касается второго фактора, то отношение психологов к наказаниям далеко не однозначно и зависит от ряда условий. одни авторы считают строгость наказания одной из причин агрессивности, другие приводят примеры того, как в разных культурах строгость наказания приводит к разным последствиям [7]. Тем не менее, по мнению И.А. Фурманова (2007), связь между родительским наказанием и агрессией у детей очевидна.
Многие исследователи (Крэйхи Б., Бэ-рон Р., Скарз Р., Маккоби Э., Зевин X. и др.) подвергли сомнению общеизвестный факт,
A.C. Фомиченко
что наказание за любой поступок приводит к тому, что ребенок будет реже вести себя агрессивно, особенно если это наказание жестокое. Так, в некоторых случаях применение наказания даже, наоборот, может способствовать обучению агрессии, заставляя скрывать внешние признаки нежелательного поведения [2].
В целом, в настоящее время подавляющее большинство ученых признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения [10]. Причем отцы, как отмечают Дж. Марголли и Дж. Паттерсон (1975), предпочитают физическое наказание, а для матерей характерны непрямые или более психологические воздействия [4].
В этой связи необходимо указать, что психологи приходят к выводу о том, что физическое наказание детей связано с более высоким уровнем агрессивного поведения, по крайней мере, начиная с шестилетнего возраста и далее, особенно у мальчиков.
Особый аспект взаимосвязи между пережитой в детстве физической жестокостью и последующей агрессией касается вероятности, что такие дети сами станут родителями, оскорбляющими своих детей. Следовательно, попытки сдерживания агрессивного поведения ребенка с помощью физических наказаний очень часто напоминают метание бумеранга [8].
Кроме того, установлено, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость [7]. Эта зависимость, согласно А.А. Реану (2007), распространяется и на случаи, когда наказание представляет собой реакцию родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения.
По сути дела, дети могут осознавать, что агрессию можно проявлять тогда, когда отсутствует контроль взрослых, и так, что-
бы об их негативном поведении не стало известно [9].
Таким образом, вывод однозначен: если наказание и может быть эффективным способом ослабления агрессии, то только при соблюдении определенных условий.
Так, например, C. Колосова (2000) отмечает следующие факторы: позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказываемым норм наказывающего, использование умеренных доз наказания, понятность, признание наказываемым справедливости наказания. В целом, допустимыми формами наказания могут быть неодобрения, отстраненность, кратковременный перерыв в общении и др. [5].
Обсуждая вопрос социализации агрессивности, важно обратить внимание и на условия предупреждения агрессивных форм поведения. Известно, что формирование неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия активного наказания, но и с целеустремленным социальным научением неагрессивным формам поведения, умением контролировать свои агрессивные импульсы, а также осваиванием общественно приемлемых способов разрешения конфликтов [7].
Ведь установлено, что наиболее заметные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений [10].
Другими словами, социализация неагрессивного поведения - это процесс научения с целью контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации [11]. По мнению A.A. Реана (2007), этот процесс включает в себя приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реаги-
ровать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
Кроме того, согласно В. Пилипенко и Е. Волянской (2004) [8], важнейшим условием предупреждения агрессивных форм поведения представляется развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих и, в первую очередь, собственных родителей.
В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам.
Если рассматривать предупреждение и искоренение агрессивного поведения с точки зрения когнитивно-бихевиораль-ной концепции социального научения, то родителям следует не обращать внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, но в то же время совершать другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются [1].
Между тем психолого-педагогический опыт показывает, что игнорирование актов детской и подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может привести к превращению его в привычную форму поведения.
Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкреплен-ным.
Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне, в том числе и в виде одобрения сверстниками [11].
В любом случае чтобы ни послужило причиной агрессивного поведения, необходимо помнить, что в нашем обществе наблюдается дефицит положительного влияния на растущих детей.
Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. - М., 2000. - 508 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
3. Дышлевой А.Ю. Агрессия как форма противоправного сексуального поведения // Международный медицинский журнал. -2002. - Т. 8. - № 4. - С. 69-72.
4. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. [Электронный ресурс]: дисс. канд. психол. наук: 19.00.13. - Москва: РГБ, 2007.
5. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог. - 2000. - № 27. - С. 16-20.
6. Креч Д, Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. -С. 4-10.
7. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 61-68.
8. Пилипенко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - № 4. - С. 5-23.
9. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под редакцией И. Соковни. Второе издание. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.
10. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. -407 с.
11. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. -СПб.: Речь, 2007. - 480 с.
А.с. Фомиченко
SOCIALIZATION OF AGGRESSION AND ITS INFLUENCING FACTORS
A.s. fomichenko
Institute of Sociology of Education RAE, Moscow;
Orsk Branch of the Moscow financial-legal academy of Orsk
The survey addressed issues related to the assimilation patterns of aggressive behavior. we consider the ordinary and paradoxical socialization of aggression. Identifies the main factors influencing the formation of aggressive tendencies: the pattern of relations and parental behavior and the nature of reinforcement of aggressive behavior by others. Particular attention is paid to the family as the primary institution of socialization. The main emphasis is placed on the importance of the nature and severity of penalties, as well as to control behavior. stresses the relevance and importance of studying the conditions of formation of non-aggressive behavior.
Keywords: socialization of aggression, primary (family) institution of socialization, non-aggressive behaviors.