Научная статья на тему 'ПРОВОКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ПРОВОКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / ПРОВОКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОВОКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова С.В., Сенцова А.В.

В данной статье рассматривается положительный опыт использования технологии провокативной педагогики для развития критического мышления при обучении иностранному языку. Приводятся примеры заданий провокативной педагогики и отмечаются трудности при включении данной технологии в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVOCATIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A WAY TO DEVELOP CRITICAL THINKING

This article discusses the positive experience of using the technology of provocative pedagogy for the development of critical thinking in teaching a foreign language. Examples of tasks of provocative pedagogy are given; difficulties are noted in the inclusion of this technology in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОВОКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 372.881.1

ПРОВОКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Светлана Владимировна Попова

доктор педагогических наук, профессор

elovskayasv@mail.ru Алиса Владимирововна Сенцова

магистрант alisa25sentsova@gmail .com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается положительный опыт использования технологии провокативной педагогики для развития критического мышления при обучении иностранному языку. Приводятся примеры заданий провокативной педагогики и отмечаются трудности при включении данной технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: компетентностный подход; критическое мышление; когнитивный диссонанс; провокативное обучение; провокативные приемы.

В системе образования за последние годы произошли значительные трансформации, которые, в свою очередь, затронули и старшую школу.

Современный вектор социального развития теперь требует подготовки таких специалистов, которые владеют иностранным языком. Безусловно, одной из самых сложных ступеней образования считается период старшей школы, во время которой происходит профессиональная ориентация учащихся в будущую профессию. В связи с этим, в последнее время большую популярность набирает практическая значимость учебного предмета «Иностранный язык», который способствует развитию личностного успеха обучающегося, а также его будущих профессиональных качеств [2; 5; 6]. Однако необходимо отметить, что применение традиционных приемов,методов формирования иноязычной коммуникативной компетенции не является достаточноэффективным в данный момент. Поэтому остро стоит проблема реализации компетентностногои личностно-ориентированного подходов в системе школьногоиноязычного образования. Считаем важным учитывать основные понятия личностно-ориентированного подхода, а именно: личность обучающегося в развитии; индивидуальность как уникальность личности; самоактуализированная личность; самовыражение; субъект и субъектность; Я-концепция; педагогическая поддержка. Данные подходы способствуют использованию нетрадиционных методов и технологий обучения. Одной из подобных технологий может выступать «технология критического мышления», способствующая развитию интеллекта [3; 6; 7].

Стимулом для развития критического мышления является когнитивный диссонанс. Зачастую при его возникновении у субъекта появляется цель -ликвидировать этот диссонанс, так как он мешает осмыслению определенных концептов. Благодаря этому процессусубъект получает возможность посмотреть на определенную проблему или концепт с другой стороны и переосмыслить свое видение. Ввиду необходимости развития критического мышления у учащихся, в образовательной среде используются множество методов, среди которых и провокативное обучение. «Провокативные приемы

используются как инструмент предупреждения различного рода заблуждений и ошибок, под провокацией в задаче понимается побуждение к ошибочным действиям на одном из этапов ее решения задачи» [4, с.12].

Рассмотрим следующие провокационные задания, которые могут быть использованы при обучении английскому языку: провокативное утверждение, адвокат дьявола, лекция-провокация.

Провокативное утверждение. Задачей является запустить механизм дискуссии. Учитель предоставляет определенное утверждение, чье-либо мнение, которое также может идти вразрез с общепринятыми взглядами. Каждому учащемуся необходимо выразить свою точку зрения за или против выдвинутого утверждения, а также при желании оспорить точку зрения другого учащегося, приводя контраргументы. В процессе дискуссии студенты учатся не бояться говорить о своих взглядах, отстаивать свое мнение и смотреть на проблемы с разных сторон.

Адвокат дьявола. При желании на уроках можно не просто предоставлять провокативное утверждение, но и применить метод под названием "адвокат дьявола". Для обсуждения предлагается тезис, идущий вразрез с общепринятым взглядом на проблему, который сможет побудить учащихся высказать свое мнение. В начале данного задания одна из сторон (это чаще всего учитель, но может быть и обучающийся) выдвигает аргументы в защиту нового тезиса. Вторая сторона выдвигает контраргументы и ее задачей является опровергнуть выдвинутый тезис, но не обязательно защитить общепринятый. Входе задания учащиеся активно думают и рассуждают. Необходимо, чтобы все аргументы базировались на реальности.

Лекция-провокация. Обучающиеся должны заметить и осознать в учебном материале заложенные учителем ошибки, аргументировать свою точку зрения касательно этих ошибок и далее исправить их. Учителю необходимо следить за участием обучающихся в обсуждении ошибок, поощрять и поддерживать их активность.

Несмотря на то, что провокативное обучение способствует личностному развитию учащихся и формированию их ценностных ориентаций, необходимо соблюдать некоторые условия. Должны быть доверительные отношения между учителем и учащимися, комфортная обстановка, учитель должен быть готов к любому повороту событий, стараться предвидеть конфликт, сглаживать его и в любой ситуации оставаться тактичным по отношению к мнению каждого учащегося. К другим сложностям можно отнести тот факт, что иногда не все учащиеся хотят принимать участие в дискуссии, а также, если учитель не готов проводить урок по методу провокативного обучения, то урок может оказать отрицательный эффект на учащихся [1].

Возникла потребность в создании таких условий, которые позволят взаимодействовать с каждым в отдельности взятым учеником с учетом его индивидуальных возможностей, потребностей и интересов. При этом процесс обучения является единым целым, без перевесов в сторону одного из обучающихся.

Развитие личности современного школьника основано на расширении спектра его возможностей и, впоследствии, желаний, стремлений познавательной и социальной активности.

Таким образом, можно сказать, что, в результате обучения иностранному языку на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов было обеспечено у учащихся старших классов развитие высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, содействующей формированию вторичной языковой личности.

Несмотря на некоторые трудности, задания, относящиеся к провокативному приему, могут использоваться как дополнительные инструменты для развития критического мышления. Такие задания способствуют приобретению теоретических и практических знаний, развитию умений устной и письменной речи, формированию навыков говорения и письма. Важным является стимулирование познавательной активности обучающихся, развитию как критического, так и творческого мышления,

осознанию необходимости в ответственном отношении к собственному образованию и развитию.

Список литературы:

1. Домбровская И.В., Милицкая А.Ю. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сб. науч. тр. по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019.

2. Еловская С.В., Круглова Е.А. Коммуникативная методика обучения английскому языку в вузе: традиции и инновации // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательство ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 22-26.

3. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

4. Майкова Н.С. Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок учащихся при обучении геометрии:Автореф. дис. ...к. пед. наук. СПб: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2009. 19 с.

5. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике// Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 127-131.

6. Попова С.В., Ульянов С.С. Обучение иностранному языку в вузе на основе смешанного обучения «перевернутый класс» // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и

перспективы исследования: сборник научных статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧПГУ. 2021. С.126-130.

7. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 372.881.1

PROVOCATIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A WAY TO DEVELOP CRITICAL THINKING

Svetlana V. Popova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

elovskayasv@mail.ru Alisa V. Sentsova

undergraduate alisa25sentsova@gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. This article discusses the positive experience of using the technology of provocative pedagogy for the development of critical thinking in teaching a foreign language. Examples of tasks of provocative pedagogy are given; difficulties are noted in the inclusion of this technology in the educational process.

Keywords: competence approach; critical thinking; the cognitive dissonance; provocative learning; provocative tricks.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.