Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СОЦИОФОНЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (СФК) / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (СЛК) / АУТЕНТИЧНЫЕ АУДИОМАТЕРИАЛЫ / ВЕРБАЛЬНЫЕ (ЯЗЫКОВЫЕ) И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова О.А.

В настоящей статье рассматривается необходимость формирования социофонетической и социолингвистической компетенций, которые существенно влияют на общую грамотность учащихся, мотивируют их осуществлять межкультурное взаимодействие с учётом коммуникативной ситуации и норм речевого общения носителей разных культур, способствуют овладению навыками устной речи на иностранном языке, в частности английском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIOLINGUISTIC AND SOCIOPHONETIC COMPETENCIES OF STUDENTS (ENGLISH, GENERAL SECONDARY EDUCATION)

This article examines the need for the formation of sociophonetic and sociolinguistic competencies that significantly affect the overall literacy of students, motivate them to carry out intercultural interaction taking into account the communicative situation and norms of speech communication of speakers of different cultures, contribute to mastering the skills of oral speech in a foreign language, in particular English.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

УДК 372.881.1

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ (Английский язык, общее среднее образование)

Ольга Александровна Протасова

кандидат педагогических наук, доцент

о1§а_т1еЬ@тай. гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В настоящей статье рассматривается необходимость формирования социофонетической и социолингвистической компетенций, которые существенно влияют на общую грамотность учащихся, мотивируют их осуществлять межкультурное взаимодействие с учётом коммуникативной ситуации и норм речевого общения носителей разных культур, способствуют овладению навыками устной речи на иностранном языке, в частности английском.

Ключевые слова: английский язык, социофонетическая компетенция (СФК), социолингвистическая компетенция (СЛК), аутентичные аудиоматериалы, вербальные (языковые) и невербальные компоненты общения.

В настоящее время основной задачей учащихся становится успешное общение с представителями разных культур и вариантов английского языка с учётом их лингвокультурных особенностей. Формирование социофонетической (СФК) и социолингвистической (СЛК) компетенций является одним из неотъемлемых требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерных программ. Достижение данной' цели в процессе обучения возможно при использовании различных аутентичных аудиоматериалов, в частности аутентичного подкаста с высоким СФК потенциалом, то есть подкастом, на примере которого учащиеся смогут ознакомиться с различиями в вариантах АЯ.

Говоря о ситуации общения, следует указать такие её элементы, как коммуникативные намерения, цели, статусные и ситуационные роли коммуникантов, место (тема и обстановка). Все они в совокупности с традиционными правилами употребления вербальных (языковых) и невербальных компонентов общения, принятых в конкретном социуме, помогают эффективно осуществлять акт общения. Именно процесс выбора варианта высказывания, адекватного социальной ситуации общения, можно рассматривать как процесс выбора речевого поведения. По мнению исследователей, для организации своего речевого поведения коммуниканту следует знать, как начать и поддержать своё речевое взаимодействие с другими участниками общения, затем наладить и грамотно его выстроить, и далее закончить данный акт общения.

Технология формирования СЛК и СФК как её компонента строится с учётом следующих принципов и с использованием аудиовизуальных средств обучения ИЯ (аутентичный подкаст):

1) принцип коммуникативной и языковой направленности. Это предполагает речевую направленность процесса обучения, создание учебноречевых и речевых ситуаций, вовлечение учащихся в эффективную речевую практику во время занятий, взаимодействие учащихся в различных режимах работы (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) и т.д.

Работа с подкастом, многократное выполнение разработанных УРУ и РУ (например, задания на true-false, multiple choice на этапе проверки понимания прослушанного подкаста и ряд ценностно-ориентационных КЗ на послетекстовом этапе) создаёт психологическую готовность учащихся к речевому общению, приобщает к нормам и ценностям стран изучаемого языка, развивает мотивацию к учебной деятельности за счёт аутентичности и актуальности материала;

2) принцип функциональности. Данный принцип предполагает организацию речевых образцов вокруг речевых функций: поиск и сообщение фактической информации, выражение отношения, решение проблем, социализирование, логическое структурирование, преодоление барьеров в общении;

3) принцип стилистической дифференциации. Дифференциация предполагает отказ от ориентации в процессе обучения исключительно на литературную норму языка и выбор языковых единиц в единстве языковых и речевых особенностей, социолингвистических условий коммуникативной ситуации в рамках официального, нейтрального и неофициального регистров. С этой целью в качестве средства обучения выбран аутентичный подкаст, записанные представителями разных вариантов английского языка;

4) принцип проблемности должен быть реализован с точки зрения необходимости развития личностных в том числе творческих качеств учащихся. Данный принцип предполагает не стандартную работу с аудиотекстом (подкастом), а создание и решение проблемных ситуаций (Case Study). Это создаёт дополнительную мотивационную основу обучения, включает учащихся в активный процесс взаимодействия на занятиях;

5) принцип речеповеденческих стратегий базируется «на знаниях о культурных универсалиях, собственных культурных ценностях и способах их отражения в речевом поведении» [1, с. 163]. Культурный код представителей разных вариантов английского языка отражается в их манере общения, использования этикетных фраз и клише, поэтому аутентичный подкаст

позволяет учащимся ознакомиться с данными знаниями и в дальнейшем применять их в ситуациях межкультурного общения;

6) принцип диалога культур. Данный принцип подразумевает готовность учащегося осознать свою принадлежность к национальной и мировой культуре, познавать особенности родной культуры через изучение культур стран изучаемого языка, сопоставление и анализ феноменов многих культур одновременно. При помощи подкастов становится возможным узнать влияние акцентной речи на процесс общение, его эффективность, понять особенности «своего» варианта АЯ, отражённого в записанных аудиотекстах;

7) принцип автономности учащегося. Так при помощи самостоятельной работы над изучаемым материалом в рамках выполнения домашних работ, проектов самостоятельного поиска информации на занятиях стимулирует учащихся в дальнейшем активно осуществлять реальное общение, воспитывает в них сознательность.

Ряд исследователей определяют СЛК как «умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватный условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным ролям партнеров по общению» [6, с. 54].

Необходимость формирования социолингвистической компетенции отражена в требованиях Примерной образовательной программы и ФГОС СОО.

Также в Примерной образовательной программе СОО в результатах изучения иностранного языка учащийся должен знать и понимать «страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого» [4, с. 563].

Таким образом, формирование социолингвистической коммуникативной компетенции учащимися средней общеобразовательной школы происходит

путём овладения языковой картиной мира и параллельного изучения особенностей своей культуры и культуры страны изучаемого языка. Среди иноязычных коммуникативных компетенций особое место занимает социофонетическая компетенция, входящая в состав социолингвистической иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование СФК нацелено на обеспечение понимания учащимися динамизма изучаемого языка и реальной картины его существования в аспекте влияния глобализационных процессов на язык и его развитие. Таким образом, в условиях межкультурного взаимодействия получение социолингвистических и социофонетических знания будет способствовать развитию умений интерпретации реакции говорящих на свои речевые поступки и освоению правил речевого поведения в социуме представителей разных языков и культур.

Создавая данные условия в формате урока, можно обеспечить эффективность процесса формирования СФК, направленную на снятие языковых и культурных барьеров на уровне восприятия англоязычной речи и дальнейшее обеспечение возможностей развития навыков в общении с носителями иных культур.

Полагается, что использование аутентичных подкастов в обучении АЯ может ускорить процесс формирования СФК и способствовать эффективному развитию речевых умений в целом. Аутентичные источники, представляющие основу подкастов, воссоздают реальную языковую картину и ситуации общения, способствуют развитию речевого и фонематического слуха. Данные умения могут развиваться на основе использования технологии работы с аутентичными подкастами. Подразумевая, что целью обучения иностранному языку является способность воспринимать и понимать иноязычную речь, важно обеспечить как овладение умениями аудирования как речевой деятельности, так и получение социофонетических и социолингвистических знаний о представителях разных вариантов АЯ, то есть обеспечить сформированность СФК у учащихся средней общеобразовательной школы.

Список литературы:

1. Еловская С.В. Актуальные проблемы обучения фонетике английского языка в вузе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 163-165.

2. Еловская С. В. Модернизация иноязычного образования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Екатеринбург: Издательство УГПУ. 2015. № 2. С. 30-34.

3. Еловская С. В. Профессионально-ориентированная технология обучения межкультурной коммуникации в неязыковом вузе // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета - Мичуринск: Издательство МГАУ. 2016. С. 77-81.

4. Еловская С. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции - М.: Издательство МГИМО, 2015. С. 560-564.

5. Попова С.В., Карандеева Л.Г. Особенности обучения фонетике английского языка на основе аутентичных видеоматериалов // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Минск. 2021. С. 33-35.

6. Попова Н.В., Моторина А.Е., Протасова О.А. Использование активных методов обучения на уроках английского языка // Наука и Образование, 2021. Т. 4. № 3. С. 53-56.

7. Попова Н.В., Моторина А.Е., Протасова О.А. Компетентностный подход к обучению иноязычному общению старшеклассников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С.81-85.

UDC 372.881.1

FORMATION OF SOCIOLINGUISTIC AND SOCIOPHONETIC COMPETENCIES OF STUDENTS (English, general secondary education)

Olga A. Protasova Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

olga_mich@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article examines the need for the formation of sociophonetic and sociolinguistic competencies that significantly affect the overall literacy of students, motivate them to carry out intercultural interaction taking into account the communicative situation and norms of speech communication of speakers of different cultures, contribute to mastering the skills of oral speech in a foreign language, in particular English.

Keywords: english, sociophonetic competence (SFK), sociolinguistic competence (SLK), authentic audio materials, verbal (linguistic) and non-verbal components of communication.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.