Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА / ОБУЧАЮЩИЕ МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Сенцова Алиса Владимировна

В данной статье рассматриваются варианты и преимущества использования информационно-коммуникационных технологий и мобильных приложений при обучении иностранному языку, их положительное влияние на мотивацию учащихся. Целью статьи является оценка важности применения данных технологий при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Сенцова Алиса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RESOURCES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The paper discusses the options and benefits of using information and communication technologies and mobile applications in teaching a foreign language, their positive impact on student motivation. The purpose of the paper is to assess the importance of using these technologies in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.1

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Светлана Владимировна Попова

доктор педагогических наук, профессор

elovskayasv@mail.ru Алиса Владимировна Сенцова

магистрант alisa25sentsova@gmail .com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются варианты и преимущества использования информационно-коммуникационных технологий и мобильных приложений при обучении иностранному языку, их положительное влияние на мотивацию учащихся. Целью статьи является оценка важности применения данных технологий при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровые устройства, обучающие мобильные приложения, цифровые образовательные ресурсы.

На протяжении многих лет поднимается вопрос об эффективности обучения иностранному языку. Наряду с внедрением новых методик, в процесс обучения также включаются цифровые технологии, которые способствуют повышению интереса учащихся, делая сам процесс обучения интересным и эффективным.

На данный момент большую популярность набирают мобильные приложения и онлайн-сервисы, которые доступны на мобильных телефонах, планшетных компьютерах, ноутбуках и других технических устройствах. Благодаря этим устройствам данный способ изучения иностранного языка привел к формированию электронного обучения (e-Leaming - Electronic learning) нового направления - мобильного обучения иностранному языку (M-Learning - Mobile learning) [9].

Нельзя не отметить, что цифровые устройства стали чаще применяться в обучении именно благодаря их влиянию на мотивацию учащихся и на активизацию межличностных взаимодействий в аспекте диалога культур [2; 3; 5]. Для подтверждения этому нами были использованы некоторые цифровые образовательные ресурсы, среди которых приложение Quizlet, используемое для запоминания любой информации, предложенной в виде карточек, онлайн-сервис Canva и сервис для организации онлайн-викторин Kahoot.

С помощью Quizlet учащиеся получили возможность быстрее и эффективнее запоминать новую лексику, так как помимо карточек данное приложение включает в себя различные игры по изучаемому материалу, в которых учащиеся также могут соревноваться между собой [13]. Еще одним плюсом данного приложения является то, что вся лексика озвучивается. После прохождения на уроке новой лексической темы, слова добавляются учителем в приложение и с помощью ссылки отправляются учащимся в качестве домашнего задания для их дальнейшего закрепления. Также, нередко при использовании цифровых устройств и цифровых образовательных ресурсов используется модель "перевернутого класса", суть которой заключается в самостоятельном изучении нового материала и его последующей отработки в

классе [6]. При такой модели карточки со словами в приложении составляются учителем до урока и отправляются учащимся для ознакомления или заучивания их, после чего закрепляются в классе.

Онлайн-сервис Canva достаточно многофункционален и является инструментом для графического дизайна, что позволяет активно задействовать его в творческой деятельности [12]. Нами он использовался в качестве домашнего задания с целью закрепления пройденной лексики в виде небольшого проекта. С его помощью учащиеся получили возможность проявить креативность при выполнении заданий на различные тематики. При создании своего проекта они придумывали свои коллажи, постеры, на которые помещали различные элементы (изображения) по теме, пройденной на уроке. Дополнительно данное задание могло сопровождаться требованиями написать небольшой текст по тому, что изображено на проекте или устным описанием проекта на английском языке.

Kahoot использовался непосредственно на уроках для закрепления материала и являлся одной из форм тестирования, в которой возможно как самостоятельное участие, так и групповое. Для данного сервиса не нужно скачивать приложение, но необходим доступ в интернет на компьютере и на устройствах студентов. Вопросы и ответы заранее составляются учителем самостоятельно, а затем выводятся на экран в виде викторины. В течении лимитированного времени учащиеся дают ответы с помощью своих цифровых устройств, нажимая на нужные варианты, и по окончании викторины на экране высвечивается табло с результатами.

В результате использования перечисленных выше цифровых ресурсов было выявлено, что учащиеся проявляли большую активность на уроке. Можно также предположить, что причиной повышения уровня мотивации является тот факт, что на уроках учащимся редко разрешено пользоваться техническими устройствами или же им редко выдаются задания на каких-либо онлайн-сервисах или приложениях. Таким образом, такой неординарный подход к

обучению, в котором задействуются цифровые устройства, воспринимается учащимися как что-то новое и оставляет на них положительное впечатление [1].

К сожалению, электронные средства обучения, в том числе мобильные приложения, не везде являются популярным способом изучения иностранного языка в виду того, что не все учителя осведомлены об их эффективности или не обладают ИКТ-компетентностью (ИКТ - информационные и коммуникационные технологии) [7; 8]. Под ИКТ-компетентностью подразумевается информационная и коммуникационная грамотность, обладая которой можно легко решать вопросы в учебной или иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков. «ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания» [10, с.10]. Обладая ИКТ-компетентностью на профессиональном уровне, учитель должен уметь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения.

Среди остальных проблем, препятствующих эффективному использованию приложений, являются отсутствие или нестабильное интернет соединение, а также некоторое сопротивление или нежелание учащихся обучаться в таком формате, что вызвано «страхом перед неизвестностью» [1].

В связи с этим, перед тем как давать задание учащимся, учителю немаловажно убедиться в том, является ли приложение платным или бесплатным, обязательно ли в нем регистрироваться, иметь доступ к интернету, а также необходимо дать четкую и понятную инструкцию по тому, как им пользоваться. Отсутствие объяснений касательно того, как работает то или иное приложение делает процесс внедрения цифровых образовательных ресурсов в уроки иностранного языка более проблематичным и менее эффективным.

Так, мы считаем, что при наличии технических устройств и доступа в интернет, учителям необходимо включать интерактивные задания в процесс обучения, так как в настоящее время технические средства достаточно

доступны и вместе с тем делают процесс обучения более эффективным и познавательным.

Список литературы:

1. Вайтехович Т.Г., Горбач Т.Г. Интерактивные задания по иностранному языку как средство повышения мотивации к обучению // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сб. Статей III Международной научно-практической конференции. Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. 2021. С. 207-210.

2. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Межличностные взаимодействия в аспекте диалога культур (на примере интеграции иностранцев в славянский мир) // Лингвистика и лингводидактика: Сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Орехово-Зуево, 2021. С. 41-45.

3. Еловская С.В., Круглова Е.А. Коммуникативная методика обучения английскому языку в вузе: традиции и инновации // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательство ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 22-26.

4. Латюшин В.В., Латюшин В.В., Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Дудина Л.И. Компетентностный подход и цифровые образовательные ресурсы в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза // Вестник Моск. ун-та. Серия 20, педагогическое образование. 2010. №21. С. 7-17.

5. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Шегпе^конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 127-131.

6. Попова С.В., Ульянов С.С. Обучение иностранному языку в вузе на основе смешанного обучения «перевернутый класс» // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сборник научных статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧПГУ. 2021. С.126-130.

7. Сидорова И.В., Сиротина О.Г. Применение информационно -коммуникативных технологий обучающихся на примере проектно-исследовательской деятельности на уроках истории // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

8. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

9. Смолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сб. науч. тр. по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019. C.135-143.

10. Царапкина Ю.М., Анисимова А.В., Миронов А.Г., Нагорнова А.А. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. С. 1-11.

11. Интернет-сервис Kahoot! [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://kahoot.com/blog/2022/03/18/kahoot-stands-with-ukraine/ - (дата обращения: 15.05.22).

12. Интернет-сервис Canva [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.canva.com/ru_ru/login/?shouldQearGotAutoSelect - (дата обращения: 15.05.22).

13. Интернет-сервис Quizlet [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://quizlet.com/ - (дата обращения: 15.05.22).

UDC 372.881.1

DIGITAL RESOURCES AS a MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Svetlana V. Popova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

elovskayasv@mail.ru Alisa V. Sentsova

undergraduate alisa25sentsova@gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The paper discusses the options and benefits of using information and communication technologies and mobile applications in teaching a foreign language, their positive impact on student motivation. The purpose of the paper is to assess the importance of using these technologies in teaching a foreign language.

Key words: foreign language; digital technologies; digital devices; educational mobile applications; digital educational resources.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.