МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ
УДК 004.043 ББК 78.362
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-186-196
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВИДАМ ГЛАГОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Г. А. Асонова
Аннотация. В настоящей статье описаны обучающие возможности цифрового информационно-коммуникационного ресурса Kahoot в системе занятий по русскому языку как иностранному при обучении видам глаголов для снятия языкового барьера у иностранных учащихся и развития их лексико-грамматической и коммуникативной компетенций. Представлены особенности работы с цифровым ресурсом как ключевым элементом цифровой образовательной среды, а также типы упражнений для иностранных учащихся (уровень владения языком - А1-А2). В результате исследования, проведенного в статье, автор приходит к выводу, что цифровая образовательная среда, актуальная в современной методике преподавания РКИ, может повысить эффективность формирования, закрепления и развития как коммуникативной, так и лексико-грамматической компетенции иностранных учащихся при изучении категории вида глагола на занятиях по РКИ.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, принцип интерактивности, принцип наглядности, виды глаголов, Kahoot, русский язык как иностранный, лексико-грамматическая компетенция, коммуникативная компетенция.
Для цитирования: Асонова Г. А. Возможности цифровой образовательной среды при обучении видам глагола русского языка как иностранного // Наука и школа. 2022. № 3. С. 186-196. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-3-186-196.
© Асонова Г. А., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT POTENTIAL IN TEACHING ASPECTS OF THE VERB IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
G. A. Asonova
Abstract. The present article describes the learning potential of the digital information and communication resource Kahoot in the system of classes in Russian as a foreign language when teaching aspect of verbs to remove the language barrier in foreign students and develop their lexico-grammatical and communicative competencies. The features of working with a digital resource as a key element of the digital educational environment, as well as types of exercises for foreign students (level of language proficiency - A1-A2) are presented. As a result of the study conducted in the article, the author comes to the conclusion that the digital educational environment, which is relevant in the modern methods of teaching Russian as a foreign language, can increase the effectiveness of the formation, consolidation and development of both communicative and lexical and grammatical competences of foreign students when studying the category of the verb aspect while learning Russian as a foreign language.
Keywords: digital educational sphere, information-communication technologies, principle of interactivity, principle of visibility, imperfective and perfective verbs, Kahoot, Russian as a foreign language, lexico-grammatical competence, communicative competence.
Cite as: Asonova G. A. Digital educational environment potential in teaching aspects of the verb in Russian as a foreign language. Nauka i shkola. 2022, No. 3, pp. 186-196. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-186-196.
О цифровой образовательной среде говорилось еще в 2009 г. такими российскими методистами и исследователями, как А. Д. Гарцов, А. В. Осин, Р. К. Потапова, О. И. Руденко-Моргун, В. А. Трайнёв и др. В те годы существовало два обозначения интернет-технологий: электронные ресурсы и информационно-коммуникативные технологии (так называемые ИКТ). Согласно российскому исследователю И. В. Дробышевой, «ИКТ - это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результат» [1]. Необходимо отметить и тот факт, что ИКТ - это технологии обмена
информацией и коммуникации, под которыми подразумевается использование:
• информации в электронном варианте (например, текст, видео, аудио, анимация, изображение);
• мультимедиа (игровые и компьютерные программы, видеопрезентации, интерактивные презентации и др.);
• аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, интерактивной доски).
Автор статьи под информационно-коммуникационными технологиями понимает средства, использующие в своей основе интерактивную виртуальную среду, способную предлагать решение тех или иных учебных задач с помощью электронных и цифровых материалов. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по обучению русскому языку как
иностранному позволяет повысить мотивацию иностранных учащихся к изучению, проверить знания лексико-грамма-тической системы русского языка.
О роли информационно-коммуникационных технологий говорилось многими исследователями в методике преподавания русского языка как иностранного еще в начале XXI в. Так, доктором педагогических наук, профессором А. Д. Дей-киной отмечалось, что «принять цифровую модель обучения в качестве единственно правильной будет стратегически неверно, но и отрицать тактики учебной работы с учетом возможностей новых информационных технологий (НИТ) будет также неправильно» [2, с. 50]. Российский методист А. Д. Гарцов писал в своем диссертационном исследовании, что «одной из стержневых особенностей создания современных электронных средств обучения (ЭСО) для обучения иностранным языкам является учет специфики развития инфокоммуни-кационных технологий» [3, с. 35]. Он подчеркивал важную роль информационных и электронных ресурсов в методике обучения РКИ с применением различных средств обучения как ключевых элементов системы преподавания русского языка иностранным учащимся. Следуя методическим взглядам А. Д. Гарцова, представляется важным прояснить само понятие «средств обучения» в области преподавания русского языка как иностранного. К средствам обучения относят те информационные электронные и цифровые ресурсы, которые можно использовать на занятиях. Известный методист и доктор педагогических наук, профессор А. Н. Щукин относит к средствам обучения, в первую очередь, учебник, заключая, что с помощью учебника можно предоставить учащимся тот «языковой материал, образцы устной и письменной речи, знакомство с которыми способствует приобретению знаний и формированию речевых навыков и умений...» [4, с. 218]. Им отмечаются такие
важные компоненты содержательного плана, как фонетический материал, лексический материал, грамматический материал, социокультурный материал, адаптированные тексты (на начальном этапе) и оригинальные (на продвинутом этапе).
В процессе проведения дистанционного формата обучения стали востребованы цифровые технологии, а также цифровые ресурсы для поддержания качества обучения. Одним из средств обучения в условиях цифровой образовательной среды является электронный учебник цифрового формата, отличающийся интерактивностью и дополнительными возможностями виртуальной дополненной реальности. Для темы исследования, проводимого в нашей статье, представляются важными и грамматические средства обучения, так как, на наш взгляд, правильное усвоение грамматического содержания русского языка иностранными учащимися способствует достижению конечной цели обучения -коммуникативной, что означает умение выражать свои мысли на русском языке, общаться с русскими людьми, использовать русский язык как инструмент для создания речевых ситуаций и речевого общения.
В своей работе «Речевое общение в системе обучения русскому языку как иностранному» А. Н. Щукин резюмирует следующее положение, затрагивая понятие средств общения: «В основе речевого акта лежит тема общения, составляющая ее предметное содержание, средством выражения которой являются вербальные и невербальные (экстралингвистические) средства общения» [4, с. 127]. Вербальные средства, существующие в русском языке как иностранном, формируются в устной или письменной форме. Невербальные средства, которые принято называть также экстралингвистическими, в свою очередь, делятся на паралингвистические (интонация, ритмика, мелодика, дикция, темп речи),
кинетические (жесты, мимика), проксе-мические (позы, телодвижения). Эмоциональная составляющая нагрузка речевых смыслов создается с помощью невербальных средств общения. В методике РКИ прошлых лет считалось, что «невербальные средства передают до 55% информации, в то время как вербальные - около 45% информации» [4, с. 152]. Необходимо добавить, что в современной методике РКИ, учитывая частое применение цифровых технологий дистанционного формата обучения, наоборот, вербальными средствами происходит больший процент передачи письменной и устной информации по сравнению с невербальными средствами общения.
Следует также обозначить следующие средства обучения грамматике, играющие большую роль в традиционной и современной методике преподавания РКИ: упражнения условно-речевые с отработкой грамматического материала, упражнения на перевод, упражнения подстановочные и тренировочные. Не следует забывать о важном функциональном назначении данных упражнений. Однако стоит отметить, что сами упражнения уже не могут применяться в прежнем формате в условиях цифровой образовательной среды. По мнению российского исследователя Э. Г. Азимова, в связи с тем, что требуются новые формы внедрения и применения грамматических и речевых упражнений в современный учебный процесс, в методике обучения РКИ активно решаются «проблемы создания и модернизации различных цифровых образовательных ресурсов нового поколения» [5, с. 78]. Важно отметить, что полноценное информационно-коммуникационное языковое образование в условиях цифровой образовательной среды возможно тогда, когда произойдет модернизация интернет-ресурсов и цифровых средств обучения по всем аспектам обучения и всем уровням обучения языку.
Вид глагола - одна из важных грамматических тем, без усвоения которой иностранным учащимся будет трудно овладеть грамматической и коммуникативной компетенциями на русском языке. Видом глагола занимались известные российские и отечественные методисты: А. В. Бондарко, О. П. Рассудова, М. А. Шелякин, В. В. Виноградов, Л. Н. Щерба. За последние годы созданы различные учебные пособия по грамматической категории вида глагола с практикой отработки форм категории вида русского глагола в условно-речевых и речевых конструкциях русского языка. Теоретическое обобщение вида представлено и в работе И. Б. Шатуновского «Проблемы русского вида», в которой он исследует и анализирует различные точки зрения на указанную тему и говорит о таких проблемах, как «инвариативность вида», границы «процессуальности и результативности вида» [6, с. 235].
Таким образом, возникает вопрос, как учить виду глагола в условиях развития цифровых форм обучения. Необходимо обратить внимание на тот факт, что к цифровым ресурсам в образовательном процессе относятся средства и способы обучения тому или иному предмету, в частности русскому языку как иностранному, с помощью которых обучение носит интерактивный характер и мультимедийную направленность.
Интерактивный характер цифровых технологий обусловлен тем, что взаимодействие человека с учебными материалами происходит с помощью творческих электронных элементов в дидактическом процессе обучения. Это означает, что цифровые технологии интерактивны по своему функциональному признаку. В их основе лежат инструментальные средства разработки дидактических материалов для решения поставленных профессиональных задач с помощью принципа интерактивности в его взаимосвязи с принципом наглядности. Важную роль отводит принципу наглядности
заведующий кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ В. Д. Ян-ченко, отмечая, что «в процессе изучения лексического материала очень полезно использовать яркие иллюстрации, которые помогают объяснить новую лексику» [7, с. 2164]. С. Н. Степанова /отмечает, что «преподаватель должен решать не только учебные задачи, но и создавать студентам условия для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного выбора способа действий» [8, с. 158].
К видам цифровых технологий представляется важным отнести следующие:
• цифровые задания-тренажеры;
• мобильные технологии и цифровые инструменты (мобильные приложения, онлайн-сервисы с набором цифровых инструментариев);
• учебные информационно-коммуникационные платформы;
• учебные пособия цифрового формата.
Цифровые технологии образовательных услуг способны решать различные задачи учебного процесса:
• построить обучение в дистанционном формате, применяя сеть Интернет совместно с цифровыми учебными ресурсами;
• обеспечить процесс передачи знаний, формирования навыков и умений при интерактивном взаимодействии между учащимися с помощью интерактивных источников;
• реализовать возможности информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступность интерактивных учебных материалов и оцифрованных версий PDF учебников;
• осуществлять проверку знаний по учебному предмету и выполнение домашних заданий учащимися, независимо от их физического местонахождения.
В качестве примеров цифровых технологий следует привести такие учебно-дидактические платформы, как Mentimetr, Google Forms, Canva, World Wide Web, Инфотест, Kahoot и некоторые другие.
В данной статье представляется важным исследовать особенности применения такого интерактивного ресурса цифровой направленности, как Kahoot. Для ответа на поставленный вопрос о том, как проводить обучение категории вида в условиях цифровой образовательной среды, в нашей статье предпринята попытка проанализировать учебный процесс обучения РКИ с помощью интерактивного ресурса Kahoot и его применения на занятиях по РКИ, проведенных на подготовительном отделении Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Обозначим план исследования экспериментальной работы:
A. Обращение к интерактивному ресурсу Kahoot с целью практики применения видовых форм глагола в речи.
Б. Определение цели и задач нашей экспериментальной работы.
B. Подведение итогов экспериментальной работы.
Цель данной экспериментальной работы заключается в попытке апробирования эффективности использования цифровых возможностей Kahoot на уроках РКИ при обучении категории вида глагола. Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
а) представить описание самого ресурса Kahoot и процесса обучения с помощью данного ресурса;
б) проанализировать особенности учебного процесса;
в) обозначить результаты исследования с применением интерактивного ресурса Kahoot.
Следуя указанному плану исследовательской работы, важно также отметить, что к моменту проведения экспериментального исследования иностранные студенты были ознакомлены с различительными особенностями и правилами
применения категории вида на занятиях по РКИ в режиме дистанционного формата обучения. Занятия проводились по изучению темы вида русского глагола на подготовительном отделении Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Иностранные учащиеся уже могли писать, читать, строить коммуникативные высказывания на русском языке на отдельные бытовые темы, такие как «В магазине», «Дома», «На улице», «Мои друзья», «Учеба в университете», «Общежитие».
Необходимо отметить, что обучение на подготовительном отделении Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова носит практический характер, в рамках которого требуется проведение занятий в учебном году в объеме 750 академических часов. Однако тема категории вида начинает изучаться по истечении полутора месяцев обучения с начала занятий, когда с помощью учебного пособия в дистанционном формате пройдены этапы изучения вводно-фонетического материала, начальных грамматических тем, овладения категорией падежа в ее начальном описании, усвоения иностранными учащимися понимания форм глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. В дальнейшем на тему категории вида отводится около 2 месяцев с середины ноября по декабрь в первом семестре и определенный промежуток времени во втором семестре.
Таким образом, в учебном процессе нашего исследования средством обучения, с одной стороны, служит учебное пособие оцифрованной версии PDF «Дорога в Россию-1» [9] (начальный этап обучения) и, с другой стороны, цифровой ресурс Kahoot1. В учебнике «Дорога в Россию-1» уже на 13-м уроке начинается тема объяснения видовых пар глагола.
Интерес к самой теме категории вида у учащихся может быть обнаружен при
условии понимания ими данной темы, усвоения системы функционирования различий видовых пар. Так, например, при объяснении глагола «читать» указывается, что действие глагола имеет процессуальный признак, а при объяснении глагола «прочитать» - результативность действия. Но важно не просто охарактеризовать данные термины и объяснить их значение, важно показать, как проявляются значения видовых пар глаголов в речевой практике. Таким образом, на данном этапе перевода темы в речевую плоскость необходимо создать возможности для активизации речевых умений иностранных учащихся с помощью цифровых технологий.
Kahoot является современной интерактивной платформой для проведения учебных заданий и викторин, создания интерактивных тестов и образовательных игр в виртуальном формате. У платформы имеются как веб-версия, так и формат представления в виде мобильного приложения. Сама платформа была создана для англоязычных говорящих, однако получила широкое распространение по всему миру. Сервис Kahoot является привлекательным способом как для студентов, так и для преподавателей. Применение данного цифрового ресурса может быть эффективным способом получения обратной связи от учащихся. Kahoot отличает легкость использования, интерактивность заданий, возможность создания собственных учебно-дидактических материалов. Данный сервис можно использовать в качестве дополнительного обучения лекси-ко-грамматической системе русского языка как иностранного, четырем видам деятельности русского языка как иностранного, а также для развития коммуникативных умений учащихся и, конечно, для обучения видам глаголов русского языка с целью формирования грамматической компетенции
1 Электронный ресурс Kahoot: https://kahoot.com/
иностранных учащихся по русскому языку как иностранному.
В ресурсе Kahoot имеется три вида заданий: Тестовые задания (Quiz), Обсуждение (Discussion), Исследование (Survey). В нашем исследовании использовались задания «Обсуждение» и «Тестовые задания».
Задания на обсуждения на наших уроках использовались с целью формирования грамматической компетенции у иностранных учащихся и понимания ими темы категории вида, отработки учащимися применения правильных грамматических форм категории вида в предложениях. А тестовые задания применялись с целью закрепления учебного материала.
В экспериментальной работе участвовало 30 студентов: студенты из Вьетнама, из Китая, Непала, а также из Боснии и Герцеговины. Смешанный формат группы представителей разных национальностей имеет свои преимущества: все студенты дружески настроены по
отношению друг к другу, а также опыт здоровой конкуренции способствует повышению мотивации к изучению русского языка как иностранного.
Следует отметить, что учащиеся группы к моменту исследования прошли обучение по учебнику «Дорога в Рос-сию-1», уроки 1-12. Далее грамматическая тема обучения видам глагола объяснялась преподавателем для студентов на протяжении трех последующих занятий. Ниже представлен процесс объяснения темы в виде графического рисунка, который отражает основные характеристики и особенности самой грамматической категории вида в русском языке:
В экспериментальной работе применялось несколько заданий для формирования грамматических умений по теме. Так, темой одного игрового задания явилась викторина под названием «Виды глаголов: процесс или результат?». Игра готовилась преподавателем на платформе Kahoot, создавался
Дифференциация видов глагола русского языка по признакам
• Процесс действия • Результат действия
каждый день/иногда
я успел(а)
все время/5 минут
я уже.
когда мне звонили
Рис. 1. Дифференциация видов глагола русского языка по признакам (иллюстративный материал предложен Г. А. Асоновой)
гейм-пин, который и был отправлен студентам для участия в игре. После того, как студенты получили гейм-пин, они вводили его на своих мобильных устройствах в приложении Kahoot и вписывали свои имена, благодаря чему можно было увидеть, кто присоединился к заданию. Особенностью применения данной технологии является то, что она позволяет преподавателю услышать каждого студента или увидеть, как хорошо понимает тему иностранный учащийся. Задачей студентов было выбрать правильные варианты ответов на вопросы, предложенные в викторине. Преподавателем (автором статьи) заранее были включены в информационно-коммуникационный ресурс Kahoot вопросы по вышеуказанной теме и предложены 2 варианта ответов. В качестве примера вопросов викторины можно привести следующие:
матической системы, что было возможно благодаря заранее установленному таймеру преподавателем.
Другим типом задания с помощью информационно-коммуникационного ресурса Kahoot стало задание под названием «Расставьте глаголы в правильном хронологическом порядке», направленное на отработку понимания лексико-грамма-тического значения глаголов в зависимости от употребления их вида в текстовом сообщении. Задание было представлено следующим образом: «Прочитайте текст. После прочтения текста расставьте в правильном хронологическом порядке глаголы, используемые в тексте». Отдельно был представлен список глаголов, которые нужно было расположить в правильном хронологическом порядке, опираясь на прочитанный текст.
Список глаголов:
Вопрос первый: «Мария писала письмо 2 часа»
а) процесс б) результат
Вопрос второй: «Историк исследовал данный вопрос»
а) процесс
б) результат
Вопрос третий: «Ведущий организовывал мероприятия еженедельно»
а) процесс
б) результат
1 вышел из дома
2 решил погулять на улице
3 повторил домашнее задание
4 прочитал газету
5 позавтракал
6 решили задачу
7 принял душ
8 проснулся
9 позвонил другу
10 выпил апельсиновый сок
Следует подчеркнуть, что данное задание выполнялось с помощью цифрового и информационно-коммуникационного ресурса Kahoot, который позволял преподавателю увидеть активность учащихся благодаря тому, что все ответы при выполнении заданий по викторине фиксировались на платформе ресурса. Работа над викториной позволила учащимся принимать самостоятельные решения и выбирать те или иные ответы на вопросы викторины в соответствии с полученными знаниями лексико-грам-
Необходимо отметить, что текст был загружен преподавателем в ресурс Ка-hoot заранее. Гейм-пин с заданием на предварительное прочтение текста был отправлен всем студентам. Текст на русском языке был следующего содержания:
Текст
Иван - студент первого курса. Сегодня он решил погулять на улице. Но рано утром, когда он проснулся, сначала Иван принял душ, позавтракал, повторил домашнее задание. Потом Иван выпил апельсиновый сок и прочитал газету. В 10 утра он позвонил другу, они вместе решили задачу по математике. А в 10:50 Иван вышел из дома.
При выполнении данного задания учащиеся должны были нажать на нужную клавишу в ресурсе Kahoot и выбрать правильный глагол в зависимости от той хронологической последовательности, в которой данный глагол употреблялся в тексте. Таким образом, были зафиксированы следующие результаты учащихся:
• Нажмите клавишу и выберите 1 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «решил погулять на улице» (все студенты выбрали правильно).
• Нажмите клавишу и выберите 2 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «проснулся» (все студенты выбрали правильно, кроме некоторых китайских студентов).
• Нажмите клавишу и выберите 3 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «принял душ» (все студенты, кроме некоторых китайских студентов).
• Нажмите клавишу и выберите 4 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «позавтракал» (все студенты, кроме одного непальского студента).
• Нажмите клавишу и выберите 5 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «повторил домашнее задание» (все студенты).
• Нажмите клавишу и выберите 6 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «выпил апельсиновый сок» (все студенты, кроме одного вьетнамского студента).
• Нажмите клавишу и выберите 7 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «прочитал газету» (все студенты, кроме вьетнамского и непальского студентов).
• Нажмите клавишу и выберите 8 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «позвонил» (все студенты, кроме непальского студента).
• Нажмите клавишу и выберите 9 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «решили задачу» (все студенты, кроме непальского студента).
• Нажмите клавишу и выберите 10 правильный глагол: выбор учащихся пал на глагол «вышел из дома» (все студенты, кроме студентки из Боснии и Герцеговины).
Результаты понимания темы категории вида и степень участия иностранных учащихся при использовании интерактивного ресурса Kahoot отражены в следующей таблице (табл. 1).
Проводились и другие задания с применением цифрового ресурса Kahoot,
Таблица 1
Результаты понимания темы категории вида и степень участия иностранных учащихся при использовании интерактивного ресурса Kahoot
Иностранные учащиеся Результаты приведены в балльной системе согласно общим подсчетам (по шкале от 1 до 100 баллов)
Степень участия в игре и понимания особенностей видовых различий глаголов Ответы в письменной форме на время Ответы в устной форме на время Степень участия учащихся на занятии Создание собственных речевых ситуаций
Студенты из Боснии и Герцеговины 85 80 89 95 80
Вьетнамские студенты 90 88 89 95 85
Китайские студенты 86 87 87 90 83
Непальские студенты 78 75 70 78 67
(Иллюстративный материал предложен Г. А. Асоновой)
например, «Отметьте неправильную форму глагола». При выполнении данного задания на экране появлялась определенная фраза, которая содержала неправильный глагол с точки зрения его семантического и функционального назначения. Студенты должны были запомнить фразу и выбрать правильный глагол из предложенных далее четырех глаголов на экране ресурса.
Важно отметить, что большинство иностранных учащихся остались довольны работой с интерактивным ресурсом Ка-hoot и проявили большую заинтересованность к изучению темы категории вида. Однако нельзя отказываться полностью от традиционных способов обучения. Тем не менее проведение занятий по обучению категории вида русского глагола в условиях обращения к цифровой образовательной среде играет большую роль на занятиях по РКИ и активизируют работу всех иностранных учащихся.
Выводы
Таким образом, мы пришли к выводу, что выполнение лексико-граммати-
ческих упражнений по русскому языку как иностранному с использованием цифровых информационно-коммуникационных ресурсов способствуют формированию и закреплению знаний по теме категории вида у студентов различной национальной принадлежности. Цифровые технологии и ресурсы, составляющие определенную область цифровой образовательной среды, способны повысить эффективность сфор-мированности грамматических и коммуникативных умений иностранных учащихся при изучении грамматической темы категории вида. Проанализированный в нашей статье цифровой информационно-коммуникационный ресурс Kahoot способствует формированию лексико-грамматической компетенции у иностранных учащихся, позволяет задействовать всех студентов на занятиях по РКИ, разнообразить учебный процесс и сделать его увлекательным и интересным, повысить мотивацию учащихся, улучшить знания учащихся по изучаемой теме категории вида русского языка как иностранного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дробышева И. В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Информатиза-ция-2007: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Калуга, 28-31 мая 2007 г.). Калуга, 2007. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения: 10.10.2021).
2. Дейкина А Д. Современные технологии и интенсификация процессах обучения русскому языку // Современные технологии в преподавании русского языка: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ М.: МПГУУ 2020. С. 48-53.
3. Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 389 с.
4. Щукин А. Н. Практическая методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. М.: Русский язык, 2003. 305 с.
5. Азимов Э. Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2006. 148 с.
6. Шатуновский И. Б. Проблемы русского вида. М.: Языки славянских культур. 2009. 352 с.
7. Янченко В. Д. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 5: Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 г.). СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 2174-2177.
8. Степанова С. Н. Применение информационных и образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9, Ч. 2. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2014/9-2/44. html (дата обращения: 11.10.2021).
9. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию-1. Учебник русского языка. Элементарный уровень A1. СПб.: Златоуст, 2019. 344 с.
REFERENCES
1. Drobysheva I. V. Obuchenie studentov metodike ispolzovaniya TsOR i IKT. In: Informatizatsiya-2007. Proceedings of International scientific-practical conference (Kaluga, 28-31 May 2007). Kaluga, 2007. Available at: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (accessed: 10.10.2021).
2. Deykina A. D. Sovremennye tekhnologii i intensifikatsiya protsessa obucheniya russkomu yazyku. In: Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow: MPGU, 2020. Pp. 48-53.
3. Gartsov A. D. Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovatsionnogo yazykovogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow, 2009. 389 p.
4. Shchukin A. N. Prakticheskaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Russkiy yazyk, 2003. 305 p.
5. Azimov E. G. Metodika organizatsii distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Moscow: Russkiy yazyk. Kursy, 2006. 148 p.
6. Shatunovskiy I. B. Problemy russkogo vida. Moscow: Yazyki slavyanskikh kultur. 2009. 352 p.
7. Yanchenko V. D. Printsip naglyadnosti i ego realizatsiya v obuchenii russkomu yazyku kitayskikh studentov-filologov. In: Dinamika yazykovykh i kulturnykh protsessov v sovremennoy Rossii. Vyp. 5: Materialy V Kongressa ROPRYaL (Kazan, 4-8 Oct. 2016). St. Petersburg: ROPRYaL, 2016. Pp. 2174-2177.
8. Stepanova S. N. Primenenie informatsionnykh i obrazovatelnykh tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2014. № 9, part 2. Available at: http://www.gramota.net/materials/2/2014/9-2/44. html (accessed: 11.10.2021).
9. Antonova V. E., Nakhabina M. M., Tolstykh A. A. Doroga v Rossiyu-1. Uchebnik russkogo yazyka. Elementarnyy uroven A1. St. Petersburg: Zlatoust, 2019. 344 p.
Леонова Галина Анатольевна, аспирант Института филологии, кафедра русского языка как иностранного в профессиональном обучении, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Asonova Galina A., PhD Post-Graduate Student, Institute of Philology, Russian as a Foreign Language in Professional Education Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2021 The article was received on 22.10.2021