Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ / ПАТРИОТИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Е.Н., Ступникова Г.Н.

В статье рассматриваются проблемы формирования социокультурной компетентности обучающихся на занятиях иностранного языка в неязыковых группах Социально-педагогического института. Особое внимание уделяется образовательным и воспитательным возможностям материалов аутентичных сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article deals with the problems of the formation of socio-cultural competence of students in foreign language classes in non-linguistic groups of the Socio-Pedagogical Institute. Special attention is paid to the educational and educational possibilities of the materials of authentic websites.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.1

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елена Николаевна Мишина

кандидат филологических наук, доцент elenam_2010@mail.ru Галина Николаевна Ступникова

магистрант galina.stupnikova@mail .т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования социокультурной компетентности обучающихся на занятиях иностранного языка в неязыковых группах Социально-педагогического института. Особое внимание уделяется образовательным и воспитательным возможностям материалов аутентичных сайтов.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, процесс обучения иностранному языку, цифровые инструменты и сервисы, патриотизм и интернационализм.

Важной составляющей процесса обучения иностранному языку в вузе является формирование социокультурной компетентности обучающихся. Социокультурная компетенция является составной частью коммуникативной компетенции, на формирование которой направлен процесс обучения иностранному языку в любом учебном заведении. Знание норм поведения, ценностных ориентиров и правил речевого этикета, вариантов взаимодействия в различных ситуациях помогает избежать непонимания при общении с носителями другого языка. Проанализировав современные исследования, касающиеся теоретических аспектов формирования социокультурной компетенции, и работы, посвященные конкретным примерам ее развития и совершенствования, можно констатировать, что под социокультурной компетенцией понимается совокупность разнообразных сведений о стране изучаемого языка, а именно об особенностях национального менталитета, стереотипах их поведения и общения, специфике речевого этикета, и в целом о многообразии форм поведения и повседневных взаимоотношений. Такая информация необходима для верной интерпретации, всего того, что происходит в конкретных ситуация в инокультурной среде [8,9].

Данный подход интересен тем, что благодаря ему решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи: происходит расширение общего кругозора и формирование личности обучающихся, главными качествами которой в данном случае является готовность взаимодействовать с другими народами и культурами, но и осознавать себя как представителя определенного этноса [2]. Муравьева Н.Г. подчеркивает, что что социокультурная компетенция - это «интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт...» [6]. Следует согласиться с мнением зарубежных специалистов, которые считают, что, необходимо одновременно обучать и лингвистическим и культурным нормам носителей языка: «Students will master a language only when they learn both its

linguistic and cultural norms» [10]. В работах уважаемого нами Е.И. Пассова, утверждается, что не знания, умения и навыки должны быть содержанием образования, а именно культура; «главной образовательной парадигмой должна быть не знаниецентрическая, а кулътуросообразная»[7].Следовательно, можно отметить, что занятия иностранного языка обладают большим потенциалом для личностного развития обучающихся в целом»[3,4,5].

Важным является то, что формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования [1].

К сожалению, вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, осознанием себя как гражданина своей страны не занимают приоритетное место при обучении иностранному языку. Преподаватели уделяют освоению учебной программы и формированию навыков говорения, чтения, письма, перевода и аудирования. Мы же считаем, что именно преподаватель иностранного языка должен уделять внимание и вопросам может проводить сравнение различных исторических периодов, событий и фактов жизни родной страны и страны изучаемого языка и показывать на реальных примерах и преимущества и недостатки, имеющиеся в них.

Источником сведений о повседневной жизни носителей иностранного языка и следовательно, расширения культуроведческих знаний и формирования социокультурной компетенции обучающихся, являются материалы сети Интернет. В распоряжении преподавателя находятся аутентичные сайты и платформы для обучения английскому языку и специальные сайты для обучения английскому языку как иностранному - English as Second Language (ESL). Среди наиболее популярных сайтов следует назвать: rong-chang.com www.ted.com,twominenglish.com, fluentu.com, show-english.com^ также платформа Quizlet, доска Padlet и сервис Learning Apps.

Известно, что цифровизация коснулась всех сфер жизни нашего общества и поэтому образовательные учреждения используют сквозные цифровые технологии и цифровые инструменты для оптимизации образовательного процесса. Какие видео- и аудиоматериалы используются и в

каком количестве зависит от зависит от задач, которые должны быть решены на занятии. Просмотр роликов и работа с подкастами может быть предложена и в качестве самостоятельной работы дома. Для собственных занятий в неязыковых группах Социально-педагогического института мы предлагаем аудирование диалогов разной степени трудности, упражнения с использованием фразеологизмов на esl-lab.com и беседы с роботом «English Tutor» для развития связанной диалогической речи на сайте rong-chang.com. С помощью сайтов программы можно проверить и закрепить грамматический материал на основные темы 1 курса. Особый интерес представляют задания на заучивание и употребление идиом, рифмовок, загадок и поиску синонимов и антонимов. Для тренировки вопросов имеются задания на произношение географических названий и вопросы по различным темам, словари и аудиотексты с тестовыми заданиями. Полезными для нас являются и диктанты, выполняемые с аудизаписей, представляющие собой образцы мужских, женских и детских голосов с американским английским. Для пополнения знаний и расширения социокультурной компетенции будут полезны диалоги по темам: Everyday life, Small Talk, Taking the Bus, Foods, Health.

На скриншоте таблицы внизу представлен реальный диалог с роботом Майком на тему «Знакомство». Как мы видим, программа отвечает на вопросы сложными конструкциями и иногда испытывает затруднения или переспрашивает и уточняет. Несомненно, что такие задания будут интересны и обучающимся с базовым уровнем английского языка и студентам с продвинутым уровнем знаний и умений.

Внедрение цифровых инструментов в повседневный учебный процесс становится объективной реальностью и предполагает подготовку специалистов, умеющих не только осуществлять сбор, хранение, анализ, продуцирование и обработку разнообразного информационного контента, но и имеющих опыт применения языковых ресурсов в различных видах и формах учебной деятельности в оффлайн и онлайн - режимах. Успешная реализация целей образовательного процесса происходит в данном случае при осуществлении постоянного взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Список литературы:

1.Иванова Н. М. Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе //

Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). Т. 0. Уфа: Лето. 2013. С. 69-72.

2.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Культура как содержание обучения, объект тестирования и характеристика обучающей деятельности // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 109-119.

3.Мишина Е.Н. Языковые аспекты электронной коммуникации // Вестник Мичуринского аграрного университета. 2013. Том 4. стр.111-113.

4. Мишина Е.Н., Логунова А.В., Логунова П.В., Развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» в системе вузовского образования.В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 30-33.

5.Мишина Е.Н. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 353.

6. Муравьёва Н.Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Образование и наука. 2013. № 3. С. 121-131.

7.Пассов Е.И., Кузовлева Е.Н. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

8. Попова С. В., Карандеева Л.Г., Ульянов С.С. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 73-80. - DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-73-80. - EDN TIOROK.

9. Смольянинов М. В., Попова С.В. Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся направления подготовки "педагогическое образование" в процессе обучения лингвострановедческому чтению на английском языке // Вестник Чувашского государственного

педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 2(111). С. 215-224. -DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.026. - EDN NPTLMC.

10. Peterson, E., Coltrane, B. Culture in second language teaching. Center for Applied Linguistics. September 5, 2010.

UDC 372.881.1

METHODS OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Elena N. Mishina

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

elenam_2010@mail.ru Galina N. Stupnikova Master student galina.stupnikova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the problems of the formation of socio-cultural competence of students in foreign language classes in non-linguistic groups of the Socio-Pedagogical Institute. Special attention is paid to the educational and educational possibilities of the materials of authentic websites.

Keywords: socio-cultural competence, the process of learning a foreign language, digital tools and services, patriotism and international

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.