Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова О.И.

В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания иностранного языка для обучающихся экономических специальностей. Отмечается, что, поскольку с каждым годом требования к практическому владению иностранным (английским) языком возрастают, необходимо пересмотреть цели обучения и наряду с традиционными методами применять новые прогрессивные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR STUDENTS OF ECONOMICS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The author examines some features of foreign languages teaching for students of economics. It is underlined that the demand of practical English increases every year, that’s whyit is important to have a new look at aims of foreign language teaching. It is necessary that together with traditional methods of teaching, new approaches to this process be widely used.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 37.013.32

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Ольга Игоревна Кирьякова

кандидат филологических наук, доцент shersh-olga@eandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет,

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания иностранного языка для обучающихся экономических специальностей. Отмечается, что, поскольку с каждым годом требования к практическому владению иностранным (английским) языком возрастают, необходимо пересмотреть цели обучения и наряду с традиционными методами применять новые прогрессивные технологии.

Ключевые слова: деловой иностранный язык, особенности преподавания, специалист в сфере экономики, традиционные методики, инновационные подходы к обучению.

В связи с активизацией экономических контактов с некоторыми зарубежными странами, а также с возрастающим потоком студентов, прибывающих на обучение в Россию из дальнего и ближнего зарубежья, обучение практическому владению профессиональным иностранным языком становится главным требованием к специалисту в сфере экономики. Работодатели обращают особое внимание не только и не столько на умение переводить специализированную литературу, но в большей степени на владение разговорной речью на профессиональные темы [2, 3, 4, 5]. В вузах с недавнего времени появились такие предметы, как «Деловой иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций». Из названий этих дисциплин следует, что основой обучения, а также одной из главных его целей становится устное общение.

Передовые методисты в неязыковых вузах всё чаще отказываются от традиционных методик в обучении, всё интенсивнее применяют инновационные подходы к обучению, имеющие главной целью подготовку специалистов к общению на иностранном языке в сфере их профессиональной деятельности. Приходится учитывать тот факт, что у студентов может пропадать желание изучать иностранный язык при отсутствии соответствующей мотивации. Очевидно, что преподавание иностранного языка экономической направленности в неязыковом вузе имеет ряд особенностей.

Для формирования готовности студентов экономических специальностей к общению на профессиональные темы на иностранном языке следует учитывать те функции, которые будущий экономист призван выполнять в профессиональной деятельности. В целом исследователи профессиональной деятельности экономиста говорят о таких функциях, как: управленческая, организаторская, гностическая, информационная, коммуникативная, прецептивная.

Наше внимание привлекают организаторская и коммуникативная функции, так как они требуют от специалиста непосредственного контакта с иноязычными партнёрами и соответственно осуществляются в процессе

общения. Поэтому именно общение в сфере профессиональных коммуникаций стоит во главе угла преподавания профильного иностранного языка.

Как показывает анализ научной литературы, профессиональное общение находится сегодня в поле зрения многих учёных в области педагогики, психологии, социологии и методики преподавания иностранных языков. Широкое применение получил в этой связи термин «английский язык для особых целей» (ESP).

Профессионализм специалиста в сфере экономических взаимоотношений предполагает языковую компетентность. Перенасыщенность рынка труда специалистами экономических профессий ужесточает требования к отбору кандидатов. Наряду с практической подготовкой работодатели особое внимание обращают на владение специалистами разговорным иностранным языком (в наши дни главным образом английским). Соответственно возникает большое количество инновационных нетрадиционных методик на базе Интернет-ресурсов. По мнению О.Г. Полякова, под профессионально ориентированным обучением понимается «обучение, основанное на учёте потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии <...> В этом видится его основное отличие от обучения языку для общеобразовательных целей и социализации» [6, C. 6-7].

Одна из инновационных методик обучения экономистов профильному иностранному языку была предложена методистами Мичиганского университета, называется она ActionLearning, то есть обучение посредством действия. Программа служит основой образования неформальной сети «глобальных» менеджеров. С.Р. Филонович отмечает, что «ключом к успеху в обучении действием является правильная формулировка задания, вокруг которого организуется сам процесс, что называется «ядром» обучения действием» [7, C. 52].

Ещё одну инновационную методику обучения профессиональному иностранному (английскому) языку разработали в Школе бизнеса Кейо в Японии. В этом учебном заведении широко используется так называемый кейс-

метод. Такая методика обучения профильному иностранному языку содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Кейс-методика относится к активным методам обучения и основана на групповом анализе предлагаемой ситуации.

Отечественные методисты также широко применяют активные методики обучения профильному иностранному языку, в том числе английскому языку экономической направленности. Приверженцы этих методик полагают, что деятельность специалиста в сфере экономики - это в большей степени межличностные отношения и навыки делового общения, а не просто знания. Основой активного обучения могут служить различные ситуации общения. Например, разговор заказчика с поставщиком, менеджера с подчинённым, руководителя с главным бухгалтером и другие.

Обзор современных методик обучения студентов неязыковых вузов иностранным языкам позволил выделить ещё один эффективный метод -деловую игру, которые некоторые методисты называют профессионально-ориентированной или учебно-ролевой. По мнению О.А. Артемьевой, такую игру отличают «целевая направленность на реализацию развития профессионального мышления; наличие специфических ролей, через которые реализуются социальные и межличностные отношения обучаемых» [1, С. 46].

Анализ состояния проблемы методики преподавания профильного иностранного языка экономической направленности позволил сделать следующие выводы:

1. В наше время меняются требования к обучению профильному иностранному языку. Необходимо переосмыслить цели обучения и наряду с традиционными методами применять новые прогрессивные технологии.

2. Современному экономисту для налаживания контактов с возможным деловым партнёром, а также для успешного осуществления организаторской деятельности на внешнеэкономическом уровне необходимо владеть навыками делового общения с потенциальным зарубежным партнёром.

3. При обучении экономистов деловому иностранному языку необходимо наряду с традиционными методами применять такие обучающие технологии, как метод профессиональных ситуаций, профессионально ориентированные деловые игры, систему коммуникативных тренингов.

Список литературы:

1. Артемьева О.А. Активизация познавательной деятельности курсантов ВУЗа на основе системы профессионально ориентированных учебно-ролевых игр: Дис...канд. п. пед. наук. М., 1991. 189 с.

2. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Иноязычные слова в родной речи: обогащение языка или символ чужой? // Неофилология. 2018.Т. 4. № 14. С. 510.

3. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С.34-37.

4. Медведев А.В. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально -направленной лексики иностранного языка) / А.В. Медведев, Н.А. Гончарова // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием), 2020. С. 58-62.

5. Мухортова Я.А. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся / Я.А. Мухортова, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и Образование, 2020. 3. № 4. С. 190.

6. Поляков О.Г. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку // Иностранные языки в школе, № 2, 2004 . С. 6-7.

7. Филонович C.P.GlobalLeadershipProgram как модель обучения действием. Менеджемент. 1997. № 4. С. 52.

UDC 37.013.32

THE PECULIARITIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR STUDENTS OF ECONOMICS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Olga I. Kiriakova

candidate of Philology, assistant professor shersh-olga@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Аннотация. The author examines some features of foreign languages teaching for students of economics. It is underlined that the demand of practical English increases every year, that's whyit is important to have a new look at aims of foreign language teaching. It is necessary that together with traditional methods of teaching, new approaches to this process be widely used.

Ключевые слова: business foreign language, features of teaching, specialist in economics, traditional methods, new approaches to teaching.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.