Научная статья на тему 'ПРОВЕРКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ'

ПРОВЕРКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович, Захряпин Роман Игоревич

В представленной статье рассматривается прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в уголовно-исполнительной системе, обеспечение законности и обоснованности заведения дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович, Захряпин Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERIFICATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES BY EMPLOYEES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE, IN THE INSTITUTIONS OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The presented article examines the prosecutor's supervision of operational investigative activities in the penal enforcement system, ensuring the legality and validity of the institution of cases.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕРКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_218

ПРОВЕРКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ VERIFICATION OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES EMPLOYEES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE, IN THE INSTITUTIONS OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

КАНКУЛОВ Анзор Хусенович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. 366016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: kankulovanzor@mail.ru;

ЗАХРЯПИН Роман Игоревич,

преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: zachryapinfain@mail.ru;

KANKULOV Anzor Khusenovich,

North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 366016. E-mail: kankulovanzor@mail.ru;

ZAKHRYAPIN Roman Igorevich,

Lecturer of the Department of Regime Organization and Supervision of the Faculty of Law of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: zachryapinfain@mail.ru

Краткая аннотация: в представленной статье рассматривается прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в уголовно-исполнительной системе, обеспечение законности и обоснованности заведения дел.

Abstract: the presented article examines the prosecutor's supervision of operational investigative activities in the penal enforcement system, ensuring the legality and validity of the institution of cases.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, прокурорский надзор.

Keywords: penal enforcement system, prosecutor's supervision.

Дата направления статьи в редакцию: 16.01.2022

Прокурорский надзор за ОРД в УИС является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации (далее - РФ). Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов - уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к государственной тайне.

Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года (далее - ФЗ об ОРД), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года, а также межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты [1].

В законодательных и подзаконных нормативных правовых актах используются несколько понятий, касающихся прокурорского надзора

за ОРД:

1) прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (название ст. 21 ФЗ об ОРД);

2) прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»;

3) прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Буквальное толкование названных норм ФЗ о прокуратуре и ФЗ об ОРД позволяет прийти к выводу, что упомянутые термины, не являются тождественными. Это разные по содержанию понятия. Судя по названию ст. 21 ФЗ об ОРД, речь идет о прокурорском надзоре за ОРД в целом, а не прокурорском надзоре за исполнением законов оперативно-розыскными органами.

Статья 29 Закона о прокуратуре детализирует предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. В первую очередь прокурорам надлежит проверять соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД.

Согласно названным выше предписаниям ФЗ о прокуратуре следует, что прокурор осуществляет свои надзорные полномочия только в правовом пространстве, определенном законами РФ, но не ведомственными нормативными правовыми актами, которые более детально регулируют организацию и тактику ОРД. Точное соблюдение последних при осуществлении ОРД - это «зона» ведомственного контроля за ОРД, осуществляемого руководителями упомянутых органов, что четко предусмотрено ст. 22 ФЗ об ОРД.

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Сказанное имеет непосредственное отношение к прокурорскому надзору за исполнением законов оперативными подразделениями УИС. Вместе с тем в практике прокурорского надзора имеют место случаи, когда работники прокуратуры «вторгаются» в область контрольной деятельности руководителей учреждений и органов УИС, уполномоченных на осуществление ОРД. В частности, прокуроры считают, что вправе в представлениях и протестах давать оценку содержанию оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования по данным делам и др.

Следует отметить, что в юридической науке вопрос о предмете прокурорского надзора при осуществлении ОРД до сих пор остается дискуссионным. Так, одни авторы полагают, что прокурор не вправе давать оценку организации и тактике проведения ОРМ, а также достаточности задействованных при этом сил и средств ОРД [2]. Другие авторы полагают, что в предмет прокурорского надзора входят сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД, если они являются установленными нормативными правовыми актами элементами порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий [3].

Представляется обоснованной высказанная в юридической литературе точка зрения о том, что прокурор не вправе вмешиваться в оперативную деятельность оперативно-розыскных органов. Исполнение последними ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, контролируют уполномоченные должностные лица названных органов[4].

Отметим, что в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 г. № 33 (ред. от 20.01.2017), регламентирующем организацию прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, отсутствуют термины организация, тактика и методы осуществления ОРД.

Обобщение прокурорско-надзорной практики показало, что в различных регионах Российской Федерации посредством прокурорских проверок выявляются многочисленные нарушения закона, допускаемые сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея-тельность[5]. В таких условиях важное значение приобретает соблюдение правовых норм оперативными подразделениями УИС в ходе производства по делам оперативного учета и документирования оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых используются для решения задач, предусмотренных ст. 84 УИК РФ. Основной задачей уполномоченных прокуроров при осуществлении надзора за законностью ОРД в УИС является пресечение нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принятие своевременных мер к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Именно надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов выступает предметом прокурорского надзора за ОРД в УИС. Надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов ФСИН России, регулирующих ОРД, в предмет прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально-юридической стороны прокурорского надзора за ОРД в УИС.

Анализ результатов проверок ОРД сотрудниками органов прокуратуры в учреждениях УИС свидетельствует о том, что случаи нарушения законности в указанной сфере по-прежнему носят относительно распространенный характер.

Вместе с тем прокурорский надзор нередко подменяет ведомственный контроль за ОРД (ст. 22 ФЗ об ОРД), который также призван обеспечивать законность в ОРД, проверять и оценивать эффективность ОРД органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Поэтому, вряд ли обоснована практика, когда отдельные прокуроры в представлениях и в других актах прокурорского реагирования дают оценку количеству дел оперативного учета, содержанию имеющихся в ДОУ материалов, высказывают суждения о полноте планирования по ним, требуют проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Представляется, что эти компоненты являются составляющими организации и тактики ОРД и в предмет прокурорского надзора не входят.

Вышесказанное может являться следствием несовершенства ныне действующих нормативных правовых актов, регулирующих прокурорский надзор за ОРД в УИС, что обуславливает, на наш взгляд, необходимость принятия межведомственного совместного документа Генеральной прокуратуры России и ФСИН России.

Библиогра фия:

1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

2. Колесников А.В. Прокурорский надзор за исполнением законом при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности: дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2017. С. 88.

3. Иванов С.В. Современные пути развития законодательного регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Выпуск 2: Научно-практическое издание. - Старотеряево: Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. - Саратов: Амирт, 2016. С. 46.

4. Гулягин А.Ю. Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности средствами прокурорского надзора // Российский следователь. 2012. № 12. С. 46.

5. На совещании в марте 2021 г. в Генеральной прокуратуре с участием прокуроров ряда субъектов по вопросам состояния прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью отмечалось, что в ходе надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокуроры выявили 486,5 тысяч нарушений законодательства. См.: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59820950 (дата обращения 15.01.2022 г.).

References:

1. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation No. 33 dated 15.02.2011 (ed. dated 20.01.2017) "On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws in the implementation of operational investigative activities" (together with "Instructions on the procedure for compiling and submitting a report on the work of the prosecutor on supervision of the implementation of laws in the implementation of operational investigative activities".

2. Kolesnikov A.V. Prosecutor's supervision over the execution of the law when using the results of operational investigative activities in the investigation of crimes against the person committed in conditions of non-obviousness: dis. ...cand. jurid. Sciences. - M., 2017. p. 88.

3. Ivanov S.V. Modern ways of development of legislative regulation of prosecutorial supervision of operational investigative activities // Bulletin of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. Issue 2: Scientific and practical edition. - Staroteryaevo: Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. - Saratov: Amirt, 2016. p. 46.

4. Gulyagin A.Yu. Ensuring legality in the implementation of operational investigative activities by means of prosecutorial supervision // Russian investigator. 2012. No.12. p.46.

5. At a meeting in March 2021 in the Prosecutor General's Office with the participation of prosecutors of a number of subjects on the state of prosecutorial supervision of the investigation, inquiry and operational investigative activities, it was noted that during the supervision of operational investigative activities, prosecutors identified 486.5 thousand violations of the law. See: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59820950 (accessed 15.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.