12.2. О ПРЕДМЕТЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Тищенко Юрий Юрьевич, канд. юрид. наук. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: В статье анализируются положения Федеральных законов Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентирующие осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также имеющиеся проблемы правового регулирования при реализации надзорных функций в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Методология: при подготовке статьи использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Выводы: с учетом установленных проблем правового регулирования рассматриваемых процедур и проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной деятельности органов и учреждений УИС, сформулированы предложения, которые могут быть использованы при разработке и совершенствовании совместных ведомственных нормативных актов.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные аспекты, изложенные в статье, характеризующие проблемы в определении предмета прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы в ходе проведения научных исследований.
Практическое значение: сформулированные авторами предложения и рекомендации, могут быть использованы в процессе разработки ведомственных нормативных актов и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства.
Социальные последствия: статья представляет научный и практический интерес, имеющий значение для определения предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью и порядка его осуществления.
Оригинальность/ценность: работа предназначена для ученых, специалистов и широкого круга читателей, интересующихся разрешением проблем правового регулирования, возникающих при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, уголовно-исполнительная система.
ON THE SUBJECT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY IN THE ORGANS AND INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM
Tishchenko Yuri Yurievich, PhD at law. Position: leading researcher. Place of employment: Scientific research Institute of the Federal penitentiary service of Russia. Department: NITS-1. E-mail: [email protected]
Annotation
Objective: the article analyzes the provisions of the Federal laws of the Russian Federation "on the Prosecutor's office of the Russian Federation", "on operational-search activity", regulating the implementation of Prosecutor's supervision over operational-search activities, as well as the existing problems of legal regulation in the implementation of Supervisory functions in the bodies and institutions of the criminal-Executive system.
Methodology: formal-legal and comparative-legal methods were used in the preparation of the article.
Conclusions: taking into account the established problems of legal regulation of the procedures under consideration and problematic issues arising in the enforcement activities of bodies and institutions of the UIS, formulated proposals that can be used in the development and improvement of joint departmental regulations.
The scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work: the individual aspects set out in the article that characterize the problems in determining the subject of prosecutorial supervision over the implementation of operational search activities can be used in the course of scientific research.
Practical significance: the proposals and recommendations formulated by the authors can be used in the process of developing departmental regulations and improving the criminal enforcement legislation.
Social consequences: the article is of scientific and practical interest, which is important for determining the subject of prosecutorial supervision of operational-search activities and the order of its implementation.
Originality / value: the work is intended for scientists, professionals and a wide range of readers interested in the resolution of legal regulation problems arising in the implementation of operational and investigative activities in the organs and institutions of the penal system. Keywords: prosecutor's supervision, operational-search activity, criminal and executive system.
В настоящее время происходит активизация процесса совершенствования методического обеспечения и правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), осуществление которой в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) имеет значение для решения задач, связанных с выявлением, предупреждением и раскрытием преступлений, совершаемых лицами, содержащимися в учреждениях УИС.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) сотрудниками оперативных подразделений УИС требует активизации их усилий, направленных на выработку мер, увеличивающих эффективность оперативной работы. В ходе осуществления ОРД имеется необходимость соблюдения прав и свобод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в отношении которых проводятся ОРМ, а также соблюдения требований ведомственных нормативных актов при проведении мероприятий в рамках осуществления оперативно-служебной деятельности.
Учитывая действующую ситуацию, прежде всего, усиливается значение качественного обеспечения законности при осуществлении ОРД, а также при осуществлении контроля за правомерностью проведения ОРМ, уполномоченными на то оперативными сотрудниками подразделений ФСИН России.
Одним из необходимых средств указанного контроля выступает прокурорский надзор за ОРД, который обязан обеспечить защиту прав и свобод лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством установления
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
Тищенко Ю.Ю.
нарушений законности, выявления их причин и условий, своевременного их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. На современном этапе прокурорский надзор за законностью осуществления ОРД в УИС является самостоятельным направлением работы сотрудников прокуратуры, обеспечивающих контроль за исполнением законов органами, ее осуществляющими.
Выполнение возложенных на прокурора функций и объем его полномочий определены в статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»). Примечательно, что указанный Федеральный закон не содержит каких-либо положений, дополняющих полномочия прокурора по отношению к вопросам, связанным с осуществлением надзора за ОРД. Так, в статье 30 рассматриваемого закона содержится отсылочная норма, в соответствии с которой полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законности в сфере ОРД, устанавливаются другими федеральными законами, в частности они предусмотрены статьей 21 ФЗ «Об ОРД».
Хотелось бы отметить, что прокурорский надзор за ОРД представляет собой достаточно специфичный вид деятельности, поскольку его осуществляет круг субъектов, строго обозначенный законом, то есть уполномоченные прокуроры, однако объект и предмет такого надзора причислены законом к сведениям, составляющим государственную тайну.
Правовые основы организации прокурорского надзора определяет приказ Генеральной прокуратуры от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Данным приказом утверждены инструкции «О порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», а также «Об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».
В соответствии с положениями, предусмотренными вышеуказанными инструкциями, применительно к осуществлению ОРД в УИС, прокуроры имеют право проводить проверки исполнения законов:
- по обращениям граждан, юридических и должностных лиц, а также лиц, содержащихся в учреждениях УИС;
- по результатам изучения материалов уголовных дел о не раскрытых преступлениях;
-в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
-в соответствии с планом проведения проверок, либо в связи с указанием вышестоящего прокурора;
- в случае, отсутствия положительных результатов в оперативно-служебной деятельности, направленной на выявление подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, розыска осужденных, совершивших побег из учреждений УИС и осужденных, уклоняющихся от отбывания наказаний.
Исходя из буквального смысла положения, предусмотренного статьей 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» можно сделать вывод, что предметом надзора за исполнением законов уполномоченными оперативными подразделениями УИС является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении
ОРМ, необходимых для решения задач ОРД, а также соблюдение законности принимаемых решений сотрудниками оперативных подразделений.
По нашему мнению, надзор за соблюдением положений, установленных Конституцией Российской Федерации, а также за исполнением федеральных законов является основным правовым основанием, используемым при установлении предмета прокурорского надзора за осуществлением оРд в органах и учреждениях УИС. Однако, в настоящее время в практике работы оперативных подразделений УИС имеются факты, когда надзирающие прокуроры в ходе проведения проверок высказывают мнения о том, что в предмет надзора также входит соблюдение сотрудниками оперативных подразделений УИС полномочий, предусмотренных ведомственными нормативными актами, регламентирующими организацию осуществления ОРД в ФСИН России.
В одном из учебников, посвященном изучению вопросов осуществления прокурорского надзора высказывается мысль о том, что в содержание понятия «закон», исходя из смысла части 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» включаются нормативные акты министерств и ведомств1. Однако с подобной трактовкой невозможно согласиться, только в виду того, что ведомственные нормативные правовые акты не относятся к числу законов. Представляется, что подобная трактовка может привести только к недозволительно расширительному толкованию термина «закон», которым ошибочно могут воспользоваться работники прокуратуры, осуществляющие надзор за ОРД.
На наш взгляд, надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и исполнением федеральных законов выступает базовой предпосылкой при определении предмета прокурорского надзора за ОРД в УИС.
В данном случае хотелось бы обозначить позицию, высказанную профессором В.Ф Луговиком, который в своей монографии отмечает, что говоря о прокурорском надзоре за ОРД, мы понимаем под ним только надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением ФЗ «Об оРд» и других законов, регламентирующих данный вид деятельности2. Поддерживая данную точку зрения, мы приходим к выводу о том, что надзор за ОРД в УИС является отдельным видом контроля за исполнением непосредственно законов, то есть надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов ФСИН России, регламентирующих организацию ОРД, никак не может входить в предмет прокурорского надзора.
Таким образом, уполномоченные прокуроры при реализации, возложенных на них функций при осуществлении надзора обязаны проводить проверку:
- соблюдения конституционных прав и свобод лиц, содержащихся в учреждениях УИС при осуществлении ОРД сотрудниками оперативных подразделений УИС;
- наличия полномочий у лиц, осуществляющих ОРД в УИС, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении оперативно-служебных материалов;
1ЛаскинаН.В. Прокурорский надзор: учебник. - М.: "Юстицин-форм", 2012. С.47.
2 Луговик В.Ф.,Быков А.В., Захаров Е.В.Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в уголовно-исполнительной системе. - Москва: НИИ ФСИН России, 2016. С. 25.
- законности представления результатов ОРД, в органы дознания, следствия, прокуратуры или в суд;
- соблюдения установленного порядка регистрации и учета оперативно-служебных материалов;
- законности постановки и снятия с учета лиц, в отношении которых заводились оперативно-служебные материалы, в том числе находящиеся на архивном хранении;
- законности, обоснованности и соблюдения порядка заведения оперативно-служебных материалов, сроки и порядок их ведения, законности принимаемых по ним решений;
- соответствия проводимых ОРМ целям и задачам осуществления ОРД;
-законности и обоснованности проведения или прекращения ОРМ в том числе, разрешение на проведение которых определяется судом;
- наличия оснований, соблюдения установленных условий, порядка и сроков проведения ОРМ.
На наш взгляд наиболее показательное представление о том, что конкретно правомочны проверять прокуроры, обеспечивающие надзор за ОРД, определено в статье 151 приказа Генеральной прокуратуры от 15.02.2011 № 33. Согласно указанной норме работники прокуратуры обязаны отражать в актах прокурорского реагирования, подготовленных по результатам проведенных проверок и выявленных в ходе надзора нарушений законности, следующие сведения:
- о влиянии результатов ОРД на состояние преступности, в том числе, на раскрываемость преступлений;
- об эффективности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по результатам проведенных ОРМ в ходе осуществления ОРД, на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства;
- о состоянии законности в сфере ОРД, выделяя при этом отдельно состояние законности при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан;
-о результатах ОРД поднадзорных органов за отчетный период, в том числе о количестве находившихся в производстве оперативно-служебных материалов, ведение которых предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами ФСИН России, результатах работы по ним, основания их прекращения;
- о результатах и эффективности осуществления взаимодействия подразделений органов, осуществляющих ОРД, с органами предварительного следствия или выполнения ими поручений по уголовным делам и материалам процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях, а также решений судов;
- о выявленных нарушениях в ходе прокурорского надзора за осуществлением ОРД;
- об установлении основных причин, способствующих нарушениям законности при осуществлении ОРД;
- о принятых мерах, направленных на устранение выявленных нарушений законности, а также на установление причин и условий, способствующих этим нарушениям;
- о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения;
- о состоянии рассмотрения жалоб на действия и решения органов, осуществляющих ОРД;
- о проблемах правового регулирования и недостатках в осуществлении ОРД поднадзорных органов, а также предложения по их устранению и совершенствованию законодательства.
Представляется, что под данными об организации проведения ОРМ, прежде всего, следует рассматривать сведения, характеризующие меры, направленные на подготовку, обеспечение и проведение конкретных ОРМ, применение сил и средств, а также всей совокупности приемов и способов достижения цели при осуществлении запланированных действий. Однако имеют место случаи, когда прокуроры, осуществляющие надзор за ОРД, иногда совершенно необоснованно или ошибочно полагают, что в вынесенных ими представлениях и протестах о нарушении законности, просто необходимо давать правовую оценку количеству, качеству и содержанию ОРМ, проводимых в рамках имеющихся оперативно-служебных материалов. Также, надзирающие за ОРД прокуроры, все чаще, продолжают высказывать в ходе проведения проверки мнения о полноте планирования и возможностях выполнения плана ОРМ, что, безусловно, не относится к их полномочиям, а входит в содержание организации ОРД.
Подводя итог проведенного нами исследования, еще раз отметим, что прокурорский надзор за ОРД в УИС представляет собой один из видов надзора за исполнением законов. В предмет прокурорского надзора за ОРД в УИС не может быть включена проверка соблюдения требований нормативных правовых актов ФСИН России, поскольку она является предметом ведомственного контроля. Таким образом, вопросы проверки организации, тактики, используемых методов и средств осуществления ОРД подразделениями ФСИН России также не могут входить в предмет прокурорского надзора.
Проведенным нами анализом актов прокурорского реагирования по результатам надзорных проверок оперативных подразделений УИС, прошедших в отдельных территориальных органах ФСИН России установлено, что большая часть нарушений правовых норм, регламентирующих ОРД, допускается сотрудниками органов и учреждений ФСИН России в силу их недостаточной профессиональной подготовки и небрежности в оформлении результатов ОРД. Однако анализ полученных материалов, совершенно наглядно демонстрирует нам ситуацию, которая свидетельствует о том, что имеющиеся расширенные надзорные полномочия прокуроров, зачастую выходят за пределы предмета прокурорского надзора.
Таким образом, сложившаяся практика обеспечения прокурорского надзора за ОРД приводит к выявлению именно тех нарушений, которые должны быть установлены в ходе ведомственного контроля, предметом которого они и являются, поскольку относятся к оценке результативности самого процесса осуществления ОРД в органах и учреждениях УИС.
Учитывая изложенное вполне возможно констатировать, что на сегодняшний день возникла острая необходимость постановки вопроса о совместной разработке и скорейшего принятия совместного нормативного акта Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФСИН России, регламентирующего порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об ОРД» оперативными подразделениями УИС. Вероятно, что к проведению данной работы могут подключиться и иные заинтересованные субъекты, уполномоченные на осуществление ОРД, поскольку вопрос четкого определения предмета прокурорского надзора за осуществлением ОРД и отсутствие единого порядка его осуществления волнует
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
Тищенко Ю.Ю.
многих и до настоящего времени относится к числу неразрешенных.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
3. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: учебник. - М.: "Юстицинформ", 2012. -187 с.;
4. Луговик В.Ф., Быков А.В., Захаров Е.В. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в уголовно-исполнительной системе. - Москва: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016. - 142 с.;
5. Фатыхов Т.М. Надзор за соблюдением конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Законность. - 2013. - № 12. - С. 44-46.
Рецензия
на статью «О предмете прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы», подготовленную ведущим научным сотрудником НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидатом юридических наук Ю.Ю. Тищенко
Изучение содержания представленной автором на рецензирование статьи позволяет сделать вывод о том, что работа выполнена на весьма актуальную тему и включает в себя материалы проведенного исследования, касающегося рассмотрения вопросов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также проблем правового регулирования при реализации надзорных функций в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Рассматриваемая статья содержит предложения, являющиеся итогом проведенного анализа отдельных положений Федеральных законов Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», которые могут быть использованы при разработке и совместного ведомственного нормативного акта, регламентирующего осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
В работе приводятся данные о проведенном анализе материалов, которые позволяют автору сделать выводы, относительно необходимости разработки совместных ведомственных нормативных актов и уголовно-исполнительного законодательства.
Отдельные вопросы, изложенные в статье и характеризующие наличие проблем в определении предмета прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, могут быть в дальнейшем использованы в ходе проведения научных исследований, в учебном процессе образовательных учреждений ФСИН России, а также в рамках повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В представленной на рецензирование статье сформулированные выводы и предложения носят прикладной характер. Авторы статьи вполне аргументировано акцентируют внимание читателей на приоритетных направлениях деятельности территориальных органов
ФСИН России и выполнении задач, содержащихся в решении коллегии ФСИН России «О мерах по совершенствованию деятельности учреждений и органов УИС по соблюдению прав и законных интересов осужденных, подозреваемых, обвиняемых» от 13.07.20l7.
Представленная на рецензирование статья оценивалась по следующим параметрам: актуальность, новизна, точность и достоверность изложения, наличие прикладного характера.
В процессе рецензирования рукописи статьи ее содержание было проверено с помощью информационно-аналитической системы «Антиплагиат». По результатам проверки оригинальность текста работы составила 82,35%, что является допустимым показателем.
Вывод: статья Ю.Ю. Тищенко «О предмете прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы», представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована для опубликования в одном из журналов, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России доктор юридических наук, профессор Г.Ю. Лесников
Статья проверена программой «Антиплагиат».
Оригинальность текста - 82,35%.