Научная статья на тему 'Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления'

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3767
381
Поделиться
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ РФ / УГОЛОВНОПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC PROSECUTOR''S SUPERVISION / THE FEDERAL LAW ON THE PROSECUTOR''S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL PROCEDURE ACTIVITIES / INVESTIGATIVE ACTIVITIES / THE FEDERAL LAW ON INVESTIGATIVE ACTIVITIES / RESTRICTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS / STATUTORY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одношевин Игорь Александрович

В статье подчеркивается объективная взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и, как следствие, нецелесообразность выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. С учетом анализа положений Конституции РФ, федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов раскрывается специфика организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, обосновывается необходимость такой организации. Указывается на несовершенство законодательной регламентации вопросов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Обосновывается позиция о том, что надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых содержатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Одношевин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Arranging Public Prosecutor''s Supervision over Execution of Laws by the Authorities Conducting Investigative Activities, and the Limits of its Implementation

The article highlights the objective relationship between investigation and criminal procedure and, as a consequence, the inadvisability of individualization of public prosecutor's supervision over execution of laws by the authorities conducting investigative activities as an independent branch of the public prosecutor's supervision. On the basis of an analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, federal laws and departmental normative legal acts, the author reveals the specifics of arranging public prosecutor's supervision over investigative activities, and justifies the necessity of such an arrangement. The article indicates the imperfection of legislative regulation of the implementation issues of public prosecutor's supervision over investigative activities. The author justifies the position that supervision over the execution of departmental normative legal acts by the authorities carrying out investigative activities, which contain provisions relating to the restriction of the constitutional rights of citizens, is part of the subject of public prosecutor's supervision over investigative activities.

Текст научной работы на тему «Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. А. Одношевин*

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления

Аннотация. В статье подчеркивается объективная взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и, как следствие, нецелесообразность выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. С учетом анализа положений Конституции РФ, федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов раскрывается специфика организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, обосновывается необходимость такой организации. Указывается на несовершенство законодательной регламентации вопросов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Обосновывается позиция о том, что надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых содержатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Ключевые слова: прокурорский надзор, Федеральный закон о прокуратуре РФ, уголовно-процессуальная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности, ограничение конституционных прав, ведомственный контроль.

001: 10.17803/1994-1471.2017.77.4.191-198

Особое место среди субъектов конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в России занимают органы прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Фе-

деральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон о прокуратуре РФ) относит к основным задачам прокуратуры, а пределы прокурорского надзора охватывают

1 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (по состоянию на 25.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

© Одношевин И. А., 2017

* Одношевин Игорь Александрович, кандидат юридических наук, специалист отдела кадров воинской части odnoshevin87@mail.ru

680054, Россия, г. Хабаровск, ул. Уборевича, 70-44

весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ. Определенная особенность органов прокуратуры заключается в том, что в законодательных актах нет прямых указаний о принадлежности ее какому-либо из видов государственной власти. Статья. 129 Конституции Российской Федерации указывает в общих чертах предмет прокурорской деятельности, определяет общий порядок назначения на должность прокуроров различного уровня и освобождения от нее. Полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации Конституция позволяет определить федеральным законом.

В Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации среди прочих отраслей прокурорского надзора законодатель выделяет и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, определяя, что предметом надзора в этой области являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Так, законодатель подчеркнул объективную взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, которая обусловлена тем, что в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности создаются предпосылки и условия для начала уголовного преследования, тем самым последовательно решаются задачи обнаружения и раскрытия преступления, выявления виновных и обоснования их ответственности. Вместе с тем приведенное конституционное правило не должно трактоваться таким образом, что методы,

средства и способы прокурорского надзора в обоих видах деятельности должны быть идентичными.

В связи с этим в юридической литературе распространено убеждение, что анализируемое конституционное предписание игнорирует сущность такого специфического и самостоятельного вида деятельности, какой является оперативно-розыскная деятельность2 .

В. Н. Осипкин считает необходимым выделить прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве самостоятельной отрасли прокурорского над-зора3 .

Представляется, что приведенные суждения недостаточно убедительны для того, чтобы ставить под сомнение содержание конституционной нормы.

Действительно, с учетом специфики оперативно-розыскной деятельности предмет прокурорского надзора не может рассматриваться в полной мере как идентичный с предметом прокурорского надзора за производством предварительного расследования. Соответственно, и полномочия прокуроров по осуществлению надзорных функций, безусловно, будут существенно различаться. Однако такие вопросы должны решаться не в Конституции РФ, а в федеральном законодательстве и иных нормативных правовых актах.

Так, федеральное законодательство определяет, что не всякий прокурор имеет право осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»4 (далее — Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности) прокурорский надзор за исполнением данного Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

2 КозусевА. Ф. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности — отрасль прокурорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: тезисы науч.-практ. конф. : Ч. 1. М. : ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ. 2005. С. 75.

3 Осипкин В. Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика) : учебное пособие. СПб., 2003. С. 26.

4 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. № 160.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»5 (далее — Приказ от 15 февраля 2011 г. № 33) определяет порядок назначения уполномоченных прокуроров и обязывает руководителей прокуратур провести ряд организационных мероприятий, подчеркивающих особенности организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. В частности, определенный Приказом от 15 февраля 2011 г. № 33 особый порядок назначения уполномоченных прокуроров, а также лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, обусловлен тем, что в оперативно-розыскной деятельности применяются как гласные, так и негласные методы работы, организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну, а утечка информации из органов прокуратуры может негативно отразиться на результатах оперативно-розыскной деятельности и привести к тяжким последствиям.

Таким образом, с учетом тесной взаимосвязи оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности вряд ли необходимо выделение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

Вместе с тем следует признать, что в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности имеется немало пробелов и неясностей, в т. ч. и в вопросах, связанных с полномочиями прокурора, при осуществлении надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за органами дознания и предварительного следствия понятны, действенны и вытека-

ют из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ6. Напротив, ст. 21 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности лишь в общем виде устанавливает надзорные полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью, что не способствует эффективности прокурорского надзора в этой области.

Как отмечают Е. Л. Никитин и Г. В. Дытчен-ко, «при обсуждении проблем прокурорского надзора на круглых столах и научно-практических конференциях прокуроры, осуществляющие надзор как в сфере оперативно-розыскной деятельности, так и по иным отраслям и направлениям, указывают и на существующие недостатки законодательства (несогласованность норм, пробельность, общая неконкретная регламентация правоотношений и т.п.) и острую нехватку научно обоснованных методических рекомендаций, которые в целях единства правоприменения были бы одобрены Генеральной прокуратурой Российской Федерации»7. Ученые выделяют в качестве существующих недостатков неполноту определения предмета надзора без учета всех требований федерального законодательства к осуществлению оперативно-розыскной деятельности; неадекватность полномочий прокурора и правовых средств реализации их целям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесспорно, оперативно-розыскная деятельность не может быть урегулирована столь же детально, как деятельность, связанная с возбуждением и расследованием уголовного дела. Однако прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью должен базироваться на совершенно определенных и последовательных предписаниях, поскольку в противном случае он будет осуществляться произвольно, в зависимости от усмотрения конкретных прокуроров и в меру понимания ими общих принципов своей работы.

5 Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (по состоянию на 25.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

6 Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 249.

7 Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // КриминалистЪ. 2014. № 1 (14). С. 73—74.

Приказ от 15 февраля 2011 г. № 33 в некоторой степени конкретизировал полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, но и эти положения дают повод для дискуссий, в том числе для дискуссии, касающейся вопроса пределов осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области.

Так, В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров наряду с другими положениями критикуют пп. «б» п. 6 Приказа от 15 февраля 2011 г. № 33, согласно которому уполномоченному прокурору дано право проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений. Обосновывая свою позицию, В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров ссылаются на ч. 5 ст. 10 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, в которой установлено, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поэтому и контроль за соблюдением этого порядка возложен на эти органы. Ссылаясь на ч. 1 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре РФ, они приходят к выводу, что прокурор может проявлять свои надзорные полномочия только в правовом пространстве, определенном законами, но не ведомственными правовыми актами8.

Сходную позицию разделяют и другие ученые9 .

Вместе с тем автор придерживается несколько иной точки зрения. Ведомственные

нормативные правовые акты принимаются во исполнение и в развитие положений Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. Так, например, в некоторых из них определен порядок проведения конкретных оперативно-технических мероприятий, где фактически установлены дополнительные условия проведения этих мероприятий, которые по объективным причинам не могут быть опубликованы в открытых источниках. Нарушение таких условий закономерно приводит к нарушению Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности и может привести к нарушению конституционных прав граждан. Поэтому прокурорский надзор за исполнением предписаний ведомственных нормативных правовых актов, безусловно, необходим.

Невозможно сделать вывод о законности действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если выявлены нарушения в исполнении ведомственных нормативных правовых актов.

В этой связи необходимо обратить внимание, например, на п. 1.1 совместного Указания Генпрокуратуры России, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами Федеральной службы безопасности»10. Он устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и установленный законодательством РФ, ведомственными норматив-

8 Атмажитов В. М., Бобров В. Г. Еще раз о нормативном правовом регулировании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативник (Сыщик). 2011. № 4 (29). С. 3—5.

9 См.: Железняк Н. С. О проблемах реализации функции прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2013. № 2 (13). С. 10 ; Луговик В. Ф., Басак С. А. Проблемы определения предмета и полномочий прокурора по осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативно-розыскная работа. 2009. № 2. С. 27 ; Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: тотальный контроль или надзор за исполнением законов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3. С. 135.

10 Указание Генпрокуратуры России, ФСБ России от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами Федеральной службы безопасности» (по состоянию на 25.10.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

но-правовыми актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Не приходится говорить и о подмене прокурорским надзором института ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью; скорее, прокурорский надзор является независимым средством проверки эффективности и качества ведомственного контроля, что вполне оправданно.

Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица, с тем чтобы они неукоснительно и качественно выполняли возложенные на них обязанности. Существенную роль в этой деятельности могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушение закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина11 .

В. В. Россинский отмечает, что на прокуратуру возлагаются обязанности надзора за самими контролирующими органами, а именно в части обеспечения прав и свобод человека и гражданина12.

В приказе Генерального прокурора РФ от 7 февраля 2013 г. № 58 «Об утверждении положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур» отмечено, что при проверке состояния прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими опе-

ративно-розыскную деятельность, необходимо обращать внимание на качество ведомственного контроля13, тем более, что ведомственный контроль не всегда выполняет свою функцию и осуществляется должным образом.

Так, постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. были отменены решения нижестоящих судебных инстанций и прекращено производство по уголовному делу по причине нарушения процедуры рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. До возбуждения уголовного дела в отношении гражданина К. было проведено оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в жилище лица. Ходатайство о его проведении было удовлетворено судом, хотя было подписано неправомочным должностным лицом. Более того, необходимость в осмотре жилища возникла в связи с получением оперативных данных о совершении неустановленным лицом деяний, имеющих признаки клеветы, то есть состава преступления, предусмотренного ст. 129 УК РФ, а потому законных оснований для обращения в суд с ходатайством о получении разрешения на осмотр жилища не имелось14. Этот пример наглядно свидетельствует о том, как невыполнение ведомственных нормативных правовых актов и норм Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности в отсутствие должного ведомственного контроля может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на неприкосновенность жилища.

По мнению А. А. Чувилева, в сфере прокурорского надзора должно находиться исполнение законов, а также непосредственно связанных

11 Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2201 «О прокуратуре Российской Федерации». Постатейный (подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2007) (по состоянию на 15.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

12 РоссинскийВ. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., 2010. С. 180.

13 Приказ Генерального прокурора РФ от 7 февраля 2013 г. № 58 «Об утверждении положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур» (по состоянию на 15.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

14 Постановление Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 1. С. 31—32.

с ними других нормативных актов. На практике многие из таких актов конкретизируют закон, определяют механизм его исполнения. При оценке законности проведения оперативно-розыскных мероприятий прокурор может руководствоваться не только указаниями, содержащимися в законе, но и положениями, которые имеются в ведомственных нормативных актах15 .

Сходную позицию по указанному вопросу высказывали и такие ученые, как В. В. Скоса-рев, И. В. Литвинова, С. И. Захарцев16 .

Позиция автора относительно рассматриваемого вопроса сводится к тому, что надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаемых во исполнение Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, в которых содержатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Атмажитов В. М., Бобров В. Г. Еще раз о нормативном правовом регулировании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативник (Сыщик). — 2011. — № 4 (29).

2 . Железняк Н. С. О проблемах реализации функции прокурорского надзора за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. — 2013. — № 2 (13).

3 . Захарцев С. И. Наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и при-

кладной аспекты. — СПб., 2011.

4 . КозусевА. Ф. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности — отрасль про-

курорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях : тезисы науч.-практ. конф. — Ч. 1. — М. : ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2005.

5 . Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2201 «О про-

куратуре Российской Федерации». Постатейный (подготовлен для СПС «КонсультантПлюс», 2007) (по состоянию на 15.10.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

6 . Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2001. 7. Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: тотальный контроль или надзор за исполнением законов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2009. — № 3.

8 . Луговик В. Ф., Басак С. А. Проблемы определения предмета и полномочий прокурора по осущест-

влению надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативно-розыскная работа. — 2009. — № 2.

9 . Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Современная парадигма прокурорского надзора за исполнением за-

конов в оперативно-розыскной деятельности // КриминалистЪ. — 2014. — № 1 (14). 10 . Осипкин В. Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика) : учебное пособие. — СПб., 2003.

15 ЧувилевА. А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность : лекция. М., 1995. С. 26.

16 Скосарев В. В. Некоторые аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности : сб. материалов по обмену опытом / под общ. ред. С. В. Иванова. Ч. 2. М. : Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2011. С. 54 ; Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 108 ; Захарцев С. И. Наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты. СПб. : Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. С. 232.

11 . Россинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской

Федерации. — М., 2010.

12 . Скосарев В. В. Некоторые аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельно-

стью // Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности : сб. материалов по обмену опытом / под общ. ред. С. В. Иванова. — Ч. 2. — М. : Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2011.

13 . Чувилев А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оператив-

но-розыскную деятельность : лекция. — М., 1995.

Материал поступил в редакцию 4 декабря 2016 г.

ARRANGING PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER EXECUTION OF LAWS BY THE AUTHORITIES CONDUCTING INVESTIGATIVE ACTIVITIES, AND THE LIMITS OF ITS IMPLEMENTATION

ODNOSHEVIN Igor Aleksandrovich — PhD in Law Military Unit HR Specialist odnoshevin87@mail.ru

680054, Russia, Khabarovsk, Uborevicha Str., 70-44

Review. The article highlights the objective relationship between investigation and criminal procedure and, as a consequence, the inadvisability of individualization of public prosecutor's supervision over execution of laws by the authorities conducting investigative activities as an independent branch of the public prosecutor's supervision. On the basis of an analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, federal laws and departmental normative legal acts, the author reveals the specifics of arranging public prosecutor's supervision over investigative activities, and justifies the necessity of such an arrangement. The article indicates the imperfection of legislative regulation of the implementation issues of public prosecutor's supervision over investigative activities. The author justifies the position that supervision over the execution of departmental normative legal acts by the authorities carrying out investigative activities, which contain provisions relating to the restriction of the constitutional rights of citizens, is part of the subject of public prosecutor's supervision over investigative activities.

Keywords: public prosecutor's supervision, the Federal Law on the Prosecutor's Office of the Russian Federation, criminal procedure activities, investigative activities, the Federal Law on Investigative Activities, restriction of constitutional rights, statutory control.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 . Atmazhitov V. M., Bobrov V. G. Eshhe raz o normativnom pravovom regulirovanii prokurorskogo nadzora za

operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju // Operativnik (Syshhik). 2011. № 4 (29). S. 3—5.

2 . Zheleznjak N. S. O problemah realizacii funkcii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov organami,

osushhestvljajushhimi operativno-rozysknuju dejatel'nost' // Vestnik Sibirskogo juridicheskogo instituta FSKN Rossii. 2013. № 2 (13). S. 10.

3 . Zaharcev S. I. Nauka operativno-rozysknoj dejatel'nosti: filosofskij, teoretiko-pravovoj i prikladnoj aspekty.

Spb. 2011. S. — 232.

4 . KozusevA. F. Nadzor za ispolneniem zakonov v operativno-rozysknoj dejatel'nosti — otrasl' prokurorskogo

nadzora // Problemy teorii i praktiki prokurorskogo nadzora v sovremennyh uslovijah: tezisy nauch.-prakt. konf.: Ch. 1. M. : IPK RK Gen. prokuratury RF, 2005. S. 75.

5 . Kuz'min V. A., Kitrova E. V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 17 janvarja 1992 g. № 2201»0 prokurature

Rossijskoj Federacii». Postatejnyj. (Podgotovlen dlja sistemy Konsul'tant Pljus 2007). [Jelektronnyj resurs]: po sostojaniju na 15.10.2016. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus».

6 . Litvinova I. V. Prokurorskij nadzor za sobljudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osushhestvlenii

operativno-rozysknoj dejatel'nosti : diss. ... kand. jurid. nauk. Spb., 2001. S. — 108. 7. Lugovik V. F. Prokurorskij nadzor za operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju: total'nyj kontrol' ili nadzor za ispolneniem zakonov // Vestnik Sibirskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2009. № 3. S.135.

8 . Lugovik V. F., Basak S. A. Problemy opredelenija predmeta i polnomochij prokurora po osushhestvleniju

nadzora za operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju // Operativno-rozysknaja rabota. 2009. № 2. S. 27.

9 . Nikitin E. L., Dytchenko G. V. Sovremennaja paradigma prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov

v operativno-rozysknoj dejatel'nosti // Kriminalist##. 2014. № 1 (14). S. 73—74.

10 . Osipkin V. N. Prokurorskij nadzor za operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju (ponjatie, organizacija, metodika):

uchebnoe posobie. Spb. 2003. S. — 26.

11 . Rossinskij V. V. Konstitucionnye osnovy pravozashhitnoj dejatel'nosti prokuratury Rossijskoj Federacii. M.

2010. S. — 180.

12 . Skosarev V. V. Nekotorye aspekty prokurorskogo nadzora za operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju //

Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov v operativno-rozysknoj dejatel'nosti : sb. materialov po obmenu opytom / pod obshh. red. S.V. Ivanova. Ch. 2. M. : Akad. Gen. Prokuratury Rossii, 2011. S. 54.

13 . Chuvilev A. A. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov organami, osushhestvljajushhimi operativno-

rozysknuju dejatel'nost' : lekcija. M., 1995. S. — 26.