Научная статья на тему 'Понятие прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности на современном этапе реформирования надзорной деятельности прокуратуры'

Понятие прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности на современном этапе реформирования надзорной деятельности прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОР / ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / SUPERVISION / CONCEPT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашин Вадим Михайлович, Павлюков Виталий Владимирович

В настоящей статье анализируется существующая терминология, связанная с прокурорским надзором, и дается новое понятие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Обновление терминологии становится актуальным по причине реформирования надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Указанное направление имеет ряд определенных особенностей, что связано с большим количеством принятых законодательных актов, регулирующих надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности уполномоченными прокурорами. В связи с этим авторы приходят к выводу, что целесообразно начать с обновления существующего понятия прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. При формировании понятия прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности на основе анализа некоторых исследований был сделан акцент на повышение эффективности деятельности оперативных подразделений путем проведения профилактических действий со стороны сотрудников прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пашин Вадим Михайлович, Павлюков Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the prosecutor's supervision for the execution of the laws in the sphere of operational-searching activity at the present stage of reforming supervisory activity of the prosecutor

This article analyses the existing terminology associated with prosecutorial supervision, and gives a new concept of prosecutorial supervision over the implementation of laws in operational investigative activities. Update of terminology becomes topical due to the reform of the supervisory activities of the Prosecutor's office of the Russian Federation. The specified direction has a number of certain features that is connected with a large number of the adopted legislative acts regulating supervision of execution of laws in operational investigative activities by authorised prosecutors. In this regard, the authors come to the conclusion that it is advisable to start with an update of the existing concept of prosecutorial supervision over the implementation of laws in operational investigative activities. In the formation of the concept of Prosecutor's supervision over the implementation of laws in the operational-investigative activities, based on the analysis of some studies, stress was laid on improving the efficiency of the operational unit through preventive action by prosecutors.

Текст научной работы на тему «Понятие прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности на современном этапе реформирования надзорной деятельности прокуратуры»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-238-241 УДК 343.2

Пашин Вадим Михайлович

доктор юридических наук

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

kafuppk@mail.ru

Павлюков Виталий Владимирович

Кубанский государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ykc@mail.ru

ПОНЯТИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

В настоящей статье анализируется существующая терминология, связанная с прокурорским надзором, и дается новое понятие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Обновление терминологии становится актуальным по причине реформирования надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Указанное направление имеет ряд определенных особенностей, что связано с большим количеством принятых законодательных актов, регулирующих надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности уполномоченными прокурорами. В связи с этим авторы приходят к выводу, что целесообразно начать с обновления существующего понятия прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. При формировании понятия прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности на основе анализа некоторых исследований был сделан акцент на повышение эффективности деятельности оперативных подразделений путем проведения профилактических действий со стороны сотрудников прокуратуры.

Ключевые слова: надзор, понятие прокурорского надзора, оперативно-розыскная деятельность, профилактика.

еятельность правоохранительных ор-I ганов на различных стадиях уголовно-^го процесса связана с вмешательством ю жизнь людей, ограничением их законных прав, применением принуждения, что обуславливает необходимость существования контроля и надзора.

На первый план выходит соблюдение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), поэтому Конституция Российской Федерации (далее - РФ) возложила функцию надзора за соблюдением законов органами внутренних дел на прокуратуру. Реформирование прокуратуры РФ в условиях развития общества, осуществление надзора за законностью и обоснованностью решений оперативного сотрудника, зачастую ограничивающих права человека, требуют не только новых подходов к усилению эффективности прокурорского надзора на предварительном расследовании, но и обозначения четкой терминологии каждого действия.

Что касается надзорной деятельности в общем, то ее осуществление началось три сотни лет назад, практически сразу после того, как в январе 1722 года указом Петра Великого и была создана прокуратура. Изучая труды Ю.В. Лучинского, можно заметить, что за время своего развития и до наших дней качество прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении той или иной деятельности постоянно колебалось и видоизменялось [10]. Исторический опыт свидетельствует и о том, что доминирующий над оперативно-розыскной деятельностью надзор приводит к существенным злоупотреблениям, в том числе и со стороны прокуратуры.

В свой черед, за трехсотлетний период законодательный багаж, регулирующий надзорную деятельность прокуратуры и ее полномочия, не прекращал увеличиваться. Сейчас правовые основы организации и деятельности прокуратуры помимо Конституции РФ определяются различными международными актами, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными федеральными законами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, которых на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации насчитывается более 150 [2]. Умение применять законодательные акты на практике из-за постоянного увеличения их количества становится подчас весьма затруднительным делом для начинающего свою деятельность прокурора, и поэтому указанный институт не всегда действует эффективно.

В связи с этим в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации был обозначен ряд тезисов, среди которых акцент был сделан на необходимости прекращения действия с 1 января 2021 года всех существующих нормативных актов в сфере контроля и надзора. Данная сфера, по мнению Президента России, должна быть обновлена [6].

Реакция правительства на Послание Президента не заставила себя долго ждать, и уже через несколько дней был создан Департамент по реформе контроля и надзора. В Департаменте были рассмотрены различные задачи, среди которых приоритетной станет проведение глобальной реформы контроля и надзора [1].

238

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

© Пашин В.М., Павлюков В.В., 2019

Поддерживая обозначенный Президентом РФ посыл, считаем, что первоочередные меры в обновлении законодательной базы должны коснуться и ученых правоведов, сконцентрировав их внимание на подготовке научных рекомендаций по надзору за защитой и соблюдением конституционных прав граждан, их жизни, чести и достоинства. Нарушения последних возникают в силу различных обстоятельств, где все чаще фигурируют случаи несоблюдения законодательства работниками оперативно-розыскных подразделений в процессе осуществления своей деятельности. Бесспорно, это не единственное направление, на которое необходимо обратить внимание, однако нужно понимать, что неправомерная деятельность сотрудников, осуществляющих ОРД, может стать подспорьем для более серьезных последствий, а также развязать руки недобросовестным сотрудникам полиции.

Стоит обратить внимание и на разномастный состав объектов надзорной деятельности прокуратуры, что требует высокой организованности, компетентности и профессионализма [5, а 35], а также необходимости не только изучать, но и понимать правоприменительную практику существующих норм. В научной литературе остается много нерешенных вопросов касаемо четкого определения категориального аппарата, связанного с прокурорским надзором. Поэтому, чтобы эффективно разрешать задачи надзорной деятельности прокурора, необходимо, как представляется, начать с изучения и наработки терминологии - в первую очередь с понятия «надзор», который, как указано в словаре Ожегова, осуществляет орган, группа лиц для наблюдения за кем-то или чем-то, за соблюдением каких-то правил [9].

Что касается научных определений понятия прокурорского надзора, то И.Р. Закиров под последним обоснованно понимает урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации уполномоченными органами (органами прокуратуры) с использованием установленных законом полномочий и правовых средств их исполнения и заключающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, принятии мер к предотвращению, пресечению и устранению нарушений закона, а также привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности [3, с. 241].

Из вышеуказанного понятия вытекает одно из отличий прокурорского надзора от других видов государственной деятельности, которое заключается в том, что уполномоченный прокурор осуществляет надзорную деятельность за исполнением законов. Очевидно, как сотрудник прокуратуры, так и прокурор не могут знать все законы и поэтому их деятельность разделена по отраслям работы. Так, например, в рамках отдельной отрасли выведен

прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД и предварительное следствие [11, с. 73].

Факт осуществления прокурорского надзора закреплен в нескольких законодательных актах. Например, статья 52 Федерального закона «О полиции» гласит, что надзор за исполнением законов сотрудниками полиции осуществляют Генеральный прокурор РФ, а также подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, прописанными федеральным законодательством. Из данной статьи сложно вычленить конкретику.

В частности, более конкретно законодатель попытался расширить сферу надзорной деятельности прокуратуры за ОРД и в статье 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прописал, что прокурор может потребовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставить:

- дела оперативного учета;

- материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств;

- учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий [12].

Закрепленные за этим направлением прокуроры, помимо указанных ранее законодательных актов, также руководствуются приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (далее - Приказ).

Анализируя Приказ, мы можем отметить, что надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» будут осуществлять лица, назначенные Генеральным прокурором из числа подчиненных работников -уполномоченных прокуроров.

В п. 4 Приказа во главу угла ставится обеспечение законных гарантий соблюдения прав человека и гражданина при организации и осуществлении надзора за исполнением законов во время реализации оперативно-розыскной деятельности. В том числе указано, что прокурор должен обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, и даже таких, на проведение которых разрешение дано судом, а также проверить порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, принятые должностными лицами решения и результаты оперативно-розыскной деятельности на соответствие их законам и правовым актам [8].

Некоторые положения данного Приказа являются весьма дискуссионными, поскольку в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ прописано, что положения подзаконных актов не могут противоречить нормам федеральных законов. Общий анализ реализации

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

239

функции прокурорского надзора с учетом положений Приказа и базирующейся на его основе правоприменительной деятельности свидетельствует, что содержание подзаконного акта, с одной стороны, по многим параметрам противоречит нормам Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с другой - неоправданно расширяет содержащиеся в нем предписания, касающиеся полномочий надзирающих прокуроров, а в итоге -ухудшает состояние борьбы с преступностью.

На данном этапе у нас уже сформировалось тезисное представление о понятии прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, однако для полной картины не лишним будет рассмотреть и существующие термины, которые обозначили ученые правоведы.

Под прокурорским надзором за исполнением законов при осуществлении ОРД по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений С.А. Потапов понимает деятельность уполномоченных прокуроров, направленную на выявление и устранение нарушений требований ФЗ об ОРД и других законов органами, осуществляющими ОРД по указанным направлениям [7, с. 172].

Однако, как нам видится, не были учтены гарантии в обеспечении законности, профилактика нарушений законности, ведь, как правильно заметил И. С. Курышов, организация прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности должна осуществляться в целях повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел как при противодействии преступности, так и содействии реализации оперативно-розыскной деятельности [4].

Резюмируя изложенное, считаем, что под прокурорским надзором за исполнением законов в ОРД стоит понимать деятельность уполномоченных Генеральным прокурором должностных лиц прокуратуры, направленную на выявление и устранение нарушений законодательства при проведении оперативно-розыскной деятельности, а также на осуществление профилактических мероприятий касаемо производства конкретных оперативно-розыскных действий сотрудниками правоохранительных органов.

Библиографический список

1. В правительстве создали департамент по реформе контроля и надзора [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20190225/1551331469. html (дата обращения: 14.02.2019).

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/documents/legal-base/ (дата обращения: 17.02.2019).

3. Закиров И.Р. К вопросу о понятии прокурорского надзора // Экономика и социум. - 2017. -№ 7 (38). - С. 238-242.

4. Курышов И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/prokurorskii-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-subektami-osushchestvlyayushchimi-operativno-rozy (дата обращения: 11.03.2019).

5. Мануков М.М. Механизм прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности // Государство и право в XXI веке. - 2017. - № 4. - С. 35-44.

6. Послание Владимира Путина Федеральному собранию: Главное [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.mail.ru/ politics/36371204/?frommail=1 (дата обращения: 29.03.2019).

7. Потапов СА. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 12. - С. 170-176.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/1257526/#ixzz5gcovgHla (дата обращения: 05.02.2019).

9. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 26.02.2019).

10. Становление прокуратуры в Российской Империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokuratura-krasnodar.ru/stanovlenie-prokuratury-v-rossiyskoy-imperii (дата обращения: 15.02.2019).

11. Тюрин Н.С. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности: некоторые вопросы // Уголовная юстиция. - 2014. -№ 2 (4). - С. 73-75.

12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:!^:// base.garant.ru/10104229/b5dae26bebf2908c0e8dd3 b8a66868fe/#ixzz5gpKvSkC6// (дата обращения: 07.03.2019).

References

1. V pravitel'stve sozdali departament po reforme kontrolya i nadzora [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20190225/1551331469.html (data obrashcheniya: 14.02.2019).

2. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// genproc.gov.ru/documents/legal-base/ (data obrashcheniya: 17.02.2019).

240

Вестник КГУ № 2. 2019

3. Zakirov I.R. K voprosu o ponyatii prokurorskogo nadzora // Ekonomika i socium. - 2017. - № 7 (38). -S. 238-242.

4. Kuryshov I.S. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov sub"ektami, osushchestvlyayushchimi operativno-rozysknuyu deyatel'nost', doznanie i predvaritel'noe sledstvie v organah vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ prokurorskii-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-subektami-osushchestvlyayushchimi-operativno-rozy (data obrashcheniya: 11.03.2019).

5. Manukov M.M. Mekhanizm prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov sub"ektami operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Gosudarstvo i pravo v XXI veke. - 2017. - № 4. - S. 35-44.

6. Poslanie Vladimira Putina Federal'nomu sobraniyu: Glavnoe [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://news.mail.ru/ politics/36371204/?frommail=1 (data obrashcheniya: 29.03.2019).

7. Potapov S.A. Osushchestvlenie prokurorskogo nadzora za soblyudeniem zakonnosti v operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2016. - № 12. - S. 170-176.

8. Prikaz General'noj prokuratury RF ot 15 fevralya 2011 g. № 33 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov pri osushchestvlenii operativno-rozysknoj deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/1257526/#ixzz5gcovgHla (data obrashcheniya: 05.02.2019).

9. Slovar' Ozhegova [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.ozhegov.org/ (data obrashcheniya: 26.02.2019).

10. Stanovlenie prokuratury v Rossijskoj Imperii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// prokuratura-krasnodar.ru/stanovlenie-prokuratury-v-rossiyskoy-imperii (data obrashcheniya: 15.02.2019).

11. Tyurin N.S. Prokurorskij nadzor za zakonnost'yu operativno-rozysknoj deyatel'nosti: nekotorye voprosy // Ugolovnaya yusticiya. - 2014. -№ 2 (4). - S. 73-75.

12. Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://base. garant.ru/10104229/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a 66868fe/#ixzz5gpKvSkC6// (data obrashcheniya: 07.03.2019).

Вестник КГУ _J № 2. 2019

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.