Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ'

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ / СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Сергей Дмитриевич, Морозова Дарья Александровна

Ограничение конституционных прав и свобод граждан в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами как федерального, так и ведомственного уровня. Проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних лиц, связанных с ограничением их конституционных прав, осуществляется на основании судебного решения в рамках расследования по уголовному делу или ведения дела оперативного учета. В большинстве случаев проведение оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод несовершеннолетних, осуществляется в ходе розыска лиц, без вести пропавших, для установления местонахождения лиц, совершивших преступления или причастных к совершению преступлений. Проведение оперативно-разыскных мероприятий судебного санкционирования предполагает наличие определенных условий и особенностей. В настоящей статье осуществляется анализ данных условий и особенностей проведения оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права несовершеннолетних граждан с дальнейшими предложениями по совершенствованию оперативно-разыскного и уголовно-процессуального законодательства в данной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаров Сергей Дмитриевич, Морозова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDUCT OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES RESTRICTING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS IN RELATION TO MINORS

Restriction of the constitutional rights and freedoms of the citizens in our country is carried out in accordance with the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On operational investigative activity", the Criminal Code of the Russian Federation, as well as other regulatory legal acts, both of the federal and departmental level. The conduct of operational investigative measures against minors related to the limitation of their constitutional rights is carried out on the basis of a court decision in the framework of investigation in a criminal case or conducting a case of operational records. In most cases, the OIM related to limiting the rights and freedoms of minors is carried out during the search for persons missing, as well as to establish the whereabouts of persons who committed or were involved in commission of crimes. The conduct of operational investigative measures of judicial authorization implies the availability of certain conditions and features necessary for compliance. This article analyzes these conditions and features of the OIM, restricting the constitutional rights of minors with further proposals to improve the operational investigative and procedural legislation in this part.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ»

УДК 343.102 DOI 10.25724/VAMVD.JPQR

ББК 67.410.212

С. Д. Назаров, Д. А. Морозова

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,

ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН,

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ

Ограничение конституционных прав и свобод граждан в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами как федерального, так и ведомственного уровня.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних лиц, связанных с ограничением их конституционных прав, осуществляется на основании судебного решения в рамках расследования по уголовному делу или ведения дела оперативного учета.

В большинстве случаев проведение оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод несовершеннолетних, осуществляется в ходе розыска лиц, без вести пропавших, для установления местонахождения лиц, совершивших преступления или причастных к совершению преступлений.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий судебного санкционирования предполагает наличие определенных условий и особенностей. В настоящей статье осуществляется анализ данных условий и особенностей проведения оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права несовершеннолетних граждан с дальнейшими предложениями по совершенствованию оперативно-разыскного и уголовно-процессуального законодательства в данной части.

Ключевые слова: оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, ограничение конституционных прав граждан, ограничение прав и свобод несовершеннолетних лиц, судебное решение.

S. D. Nazarov. D. A. Morozova

THE CONDUCT OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES RESTRICTING

THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS IN RELATION TO MINORS

Restriction of the constitutional rights and freedoms of the citizens in our country is carried out in accordance with the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On operational investigative activity", the Criminal Code of the Russian Federation, as well as other regulatory legal acts, both of the federal and departmental level.

The conduct of operational investigative measures against minors related to the limitation of their constitutional rights is carried out on the basis of a court decision in the framework of investigation in a criminal case or conducting a case of operational records.

In most cases, the OIM related to limiting the rights and freedoms of minors is carried out during the search for persons missing, as well as to establish the whereabouts of persons who committed or were involved in commission of crimes.

The conduct of operational investigative measures of judicial authorization implies the availability of certain conditions and features necessary for compliance. This article analyzes these conditions and features of the OIM, restricting the constitutional rights of minors with further proposals to improve the operational investigative and procedural legislation in this part.

Key words: operational investigative measures restricting the constitutional rights and freedoms of the man and citizen, limitation of the constitutional rights of citizens, limitation of the rights and freedoms of minors, a court decision.

Обеспечение прав и свобод гражданина является концептуальной основой деятельности и предназначением полиции [1, с. 34]. Задача предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты детей, их прав и законных интересов является первоочередной для правоохранительных органов.

Ограничение конституционных прав и свобод граждан в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, оперативно-разыскным и уголовно-процессуальным законодательством в рамках как возбужденного уголовного дела, так и заведенного дела оперативного учета (далее — ДОУ). В первом случае инициатором может выступать орган дознания и следствия, во втором — оперативное подразделение, ведущее определенное ДОУ.

Необходимо отметить, что конституционное ограничение прав и свобод граждан осуществляется на общих основаниях, единственным исключением является проведение ОРМ, связанных с ограничением прав и свобод несовершеннолетних лиц. Именно этот вопрос будет рассмотрен более подробно.

В соответствии с законодательством, регулирующим проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права несовершеннолетних, в течение последних нескольких лет для максимального соблюдения их прав и свобод, а также для минимизации воздействия негативных последствий на них был разработан и внесен комплекс дополнений и изменений в нормативные правовые акты: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в федеральные законы «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «О средствах массовой информации» и «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [2, а 29].

Анализ указанных нормативных правовых актов показал, что законодателем был введен запрет на распространение сведений, идентифицирующих личность потерпевшего или свидетеля, не достигшего 16 лет, установлено обязательное участие в ходе ОРМ в отношении несовершеннолетних лиц педагога, психолога или законного представителя, а органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, получили право проводить ОРМ по судебному решению

в отношении несовершеннолетних лиц, пропавших без вести, на основании мотивированного постановления руководителя оперативного подразделения в рамках ведения ДОУ, что ранее являлось проблематичным.

Развитие общества подталкивает к разработке и применению новых методов в различных сферах человеческой деятельности. Наряду с совершенствованием информационных технологий и социальной интеграцией населения возникают явления и процессы, негативным образом влияющие на различные социальные группы, в частности на несовершеннолетних. Подростковый возраст — важный этап социализации личности. По мнению психологов А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, «социализация — процесс взаимодействия людей, в ходе которого они приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе, становятся личностью» [3, с. 43]. Менее полувека назад социализация подросткового поколения заключалась в непосредственном общении и взаимодействии во всех сферах общества. Развитие и распространение всемирной сети «Интернет» оказало как положительное, так и отрицательное влияние на социум, в том числе на формирование понятия норм морали и ценностей несовершеннолетних лиц.

Необходимо отметить, что часто несовершеннолетние лица в силу психологической неустойчивости и возраста покидают свой дом, безвестно отсутствуют определенное время, нередко становясь жертвами или свидетелями совершенных преступлений. Проведение оперативными подразделениями комплекса ОРМ, включая ОРМ ограничивающего характера, способствует быстрому установлению местонахождения несовершеннолетних лиц, без вести пропавших, а также розыску преступников, не достигших 16 лет, или установлению личности неопознанных трупов.

Как показывает практика, в некоторых случаях безвестное исчезновение несовершеннолетних лиц непосредственно связано с тем, насколько активно разыскиваемый использует ресурсы сети «Интернет». Сегодня подавляющее большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях, позволяющих им в той или иной мере реализоваться в обществе. В попытке соответствовать модным тенденциям, самоутвердиться и укрепить свой авторитет несовершеннолетние лица совершают побеги из дома или спецучреждения с целью скрыть свое местонахождение и тем самым привлечь внимание к своей личности. Однако не обладающие необходимыми жизненными умениями, навыками и опытом они начинают вести

бродяжнический или антиобщественный образ жизни и нередко становятся жертвами преступлений. Для предупреждения совершения преступлений в отношении несовершеннолетних лиц нужно проведение соответствующей профилактической работы. В настоящее время на территории Волгоградской области действует Закон Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области» от 31 октября 2002 г. № 748-ОД. Однако он не содержит мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые должны приниматься органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С учетом положительного опыта действующего на территории Краснодарского края Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ, предусматривающего конкретные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, касающиеся их пребывания в общественных местах в ночное время без сопровождения законных представителей [4] (за 2018 г. в Краснодарском крае установлено около 1,5 тыс. лиц, без вести пропавших [5]), считаем целесообразным внести соответствующие изменения в названный выше Закон Волгоградской области в части, касающейся определения исчерпывающих мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [6].

Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в части установления местонахождения несовершеннолетних лиц, пропавших без вести или причастных к совершению преступного деяния, производится на основании судебного решения, получаемого сотрудниками оперативных подразделений, а также с учетом разрешения законного представителя либо органа опеки и попечительства.

Проведение ОРМ закон непосредственно связывает с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного преследования, регламентирование которых осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ «Об ОРД»).

Поскольку значительная часть преступлений, совершаемых несовершеннолетними, носит латентный характер, оперативно-разыскная деятельность является одним из приоритетных направле-

ний, позволяющих получить наиболее широкий спектр информации. Однако нужно отметить, что сведения, полученные в ходе ОРД, не имеют статус доказательственной информации, для дальнейшего использования в качестве доказательств в рамках уголовного дела их необходимо рассекретить. Решение об этом принимается совместно руководителем оперативного и следственного органов.

Стоит обратить внимание на то, что несовершеннолетнее лицо может выступать в качестве как потерпевшего, так и свидетеля по уголовному делу, при этом иметь одинаково равные права на защиту и соблюдение конституционных прав при проведении ОРМ. В связи с этим на оперативных сотрудников возлагается обязанность обеспечить реализацию права на квалифицированную юридическую помощь путем предоставления возможности свободно выбрать себе защитника или привлечения адвоката по назначению для участия в ОРМ. Однако согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ участие адвоката в осуществлении ОРД не предусмотрено, так как это может повлечь нарушение принципов конспирации и секретности. Данный прецедент был учтен Конституционным Судом Российской Федерации, который предусмотрел возможность ограничения конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц при проведении ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства [7, а 14]. По их окончании несовершеннолетнее лицо, в отношении которого осуществлялось ОРМ, вправе требовать обеспечения квалифицированной юридической помощи с учетом всех условий и особенностей на общих основаниях.

Участие законных представителей, педагогов и психологов в ходе проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, но имеющих конспиративный, закрытый характер, не допускается. Обязательно получение разрешения на проведение ОРМ в отношении несовершеннолетнего лица, являющееся условием, предусмотренным как оперативно-разыскным, так и уголовно-процессуальным законодательством.

В ходе проведения ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав и свобод несовершеннолетних лиц, инициаторам и исполнителям необходимо учитывать уровень интеллектуального и физического развития несовершеннолетнего — объекта ОРМ. Подробный анализ его психотипа, особенностей поведения и образа жизни позволяет оценить спектр и направление осуществления розыска безвестно отсутствующего лица, установить лиц, причастных к совершению преступления либо ставших его жертвами.

Среди ряда юридических наук изучением поведенческих особенностей личности жертвы совершенного преступного деяния занимается виктимо-логия. Помимо личности жертвы она изучает факторы и условия, способствующие нарушению прав личности и возникновению данных правовых отношений.

Располагая иногда масштабным и высокотехничным комплексом средств ОРД, сотрудники оперативных подразделений, занимающихся проведением ОРМ, связанных с ограничением прав, не делают акцента на изучении качеств личности несовершеннолетнего, его внутреннего мира, а также жизненных установок и ценностей, что является определяющей стороной в ходе проведения ОРМ в отношении указанной категории лиц. Считаем, что более тщательное изучение психологии поведения несовершеннолетнего лица, взаимодействие с различными официальными подростковыми организациями и неформальными обществами позволит сотрудникам, осуществляющим ОРД, более качественно и оперативно проводить ОРМ, направленные на установление безвестно отсутствующих несовершеннолетних и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших или причастных к совершенным преступлениям.

В заключение считаем важным отметить следующие векторы повышения качества и эффективности проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в отношении несовершеннолетних лиц, а также предупреждения и раскрытия преступления с их участием:

— проанализировать положительный законодательный опыт Краснодарского края и внести изменения в Закон Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области» от 31 октября

1. Богданов А. В., Хазов Е. Н., Комахин Б. Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 4.

2. Кузнецов В. А. Реализация конституционного права несовершеннолетнего на квалифицированную юридическую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40).

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: словарь. М., 1990.

2002 г. № 748-ОД в части, касающейся определения исчерпывающих мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. В данном контексте установить ограничения для передвижения несовершеннолетних в ночное время и их нахождения в увеселительных учреждениях без сопровождения законных представителей;

— организовать усиленное взаимодействие оперативных органов, являющихся инициаторами проведения ОРМ в отношении несовершеннолетних, связанных с ограничением их конституционных прав, с различными официальными подростковыми организациями и неформальными сообществами в целях изучения психологии поведения несовершеннолетних лиц;

— активизировать усилия по совершенствованию взаимодействия между разыскными подразделениями и другими службами ОВД, органами внутренних дел и иными правоохранительными органами на основе современных информационно-поисковых систем межслужебного пользования.

В завершение отметим, что, несмотря на наличие достаточного количества нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих осуществление ОРД в отношении несовершеннолетних лиц, важными направлениями были и остаются изучение психологии поведения несовершеннолетних, анализ мотивов, побуждающих их к тем или иным действиям. Таким образом, дальнейшее совершенствование сферы законодательства, использование положительного опыта других регионов, усиление взаимодействия между оперативными подразделениями и другими официальными организациями позволят повысить качество проведения ОРМ в отношении несовершеннолетних лиц и улучшить профилактическую работу в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Bogdanov A. V., Khazov E. N., Komakhin B. N. Juvenile delinquency: new solutions and new problems. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013; 4.

2. Kuznetsov V. A. The implementation of the constitutional right of a minor to qualified legal assistance during operational-search measures by operational units of the internal affairs bodies. Jurisprudence and law enforcement practice. 2017; 40 (2).

3. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M. G. Psychology: Dictionary. Moscow; 1990.

4. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-K3. URL: https://www.yuga.ru/articles/society/5101 .html (дата обращения: 02.09.2019).

5. По данным ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю за 2018 г. URL: https://www.kubved.ru (дата обращения: 02.09.2019).

6. Смагоринский Б. П., Морозова Д. А. Проблемы оперативно-разыскных мероприятий, направленных на розыск лиц, пропавших без вести (по материалам Волгоградской области) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 1 (40).

7. Бахта А. С., Вагин О. А., Чечетин А. Е. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: науч.-практ. пособие. Хабаровск, 2012.

© Назаров С. Д., Морозова Д. А., 2019

4. The law of the Krasnodar Territory No. 1539-KZ of 21 July 2008. On measures to prevent neglect and juvenile delinquency in the Krasnodar Territory. Available from: URL: https://www.yu-ga.ru/articles/society/5101.html. Accessed: 2 September 2019.

5. According to the information center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnodar Territory for 2018. Available from: https: //www.kubved.ru. Accessed: 2 September 2019.

6. Smagorinsky B. P., Morozova D. A. Problems of operational-search measures aimed at searching for missing persons (based on materials from the Volgograd region). Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017; 40 (1).

7.Bakhta A. S., Vagin O. A., Chechetin A. E. Issues of operational-search activity in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Textbook. Khabarovsk; 2012.

© Nazarov S. D., Morozova D. A., 2019

Назаров Сергей Дмитриевич,

председатель Волгоградского областного совета ветеранов, кандидат юридических наук, профессор; e-mail: volakdm@va-mvd.ru

Морозова Дарья Александровна,

преподаватель кафедры огневой подготовки Волгоградской академии МВД России; e-mail: Dj_dashutka-007@mail.ru

Nazarov Sergey Dmitrievich,

head of the Volgograd regional council of veterans, candidate of juridical sciences, professor; e-mail: volakdm@va-mvd.ru

Morozova Daria Alexandrovna,

lecturer at the fire training department of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Dj_dashutka-007@mail.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.